Сообщение на тему механизмы развития стрессовых состояний в детском возрасте

Обновлено: 02.07.2024

Елена Александровна Полуэктова, врач, кандидат медицинских наук:

Елена Сергеевна Акарачкова, доктор медицинских наук:

И сразу бы хотелось отметить, что проблема стресса в детском возрасте столь же актуальна, что и во взрослом, потому что дети – это наше будущее, будущее нашего общества. И правильное преодоление стрессов, правильная адаптация закладывается, безусловно, в детском и подростковом возрасте в семье и так далее. Все мы это с вами сегодня обсудим. И, безусловно, есть определение понятия стресса, оно было дано известным ученым Гансом Селье, и на слайде оно представлено. Очень важно, что с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой человек сталкивается. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации.

В настоящее время физиологический ответ на стресс – это универсальная форма общего адаптационного синдрома, рассматривается как аллостерический процесс, то есть процесс, который регулируется механизмами обратной связи, и этот процесс модулирует активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси и вегетативной нервной системы для защиты и адаптации организма к стрессу с помощью различных приспособительных реакций. И здесь очень важный момент: не только на системном уровне, но и на клеточном уровне, потому что именно на клеточном уровне начинаются все процессы адаптации или дезадаптации.

Все негативные жизненные события, которые встречаются в жизни у детей и подростков, вызывают и физическое, и психическое неблагополучие, недомогание у указанной группы населения и снижают их способность к самоконтролю. Очень важно, что для многих детей эмоциональные и другие стрессы, опять-таки неважно положительные они или отрицательные, могут мешать нормальному психологическому и социальному развитию, что в итоге приводит к последствиям, которые могут быть, в том числе, и долгосрочными, соответственно повышается частота использования медицинских ресурсов, а это диктует разработку мероприятий по повышению стрессоустойчивости в столь раннем детстве и юношеском возрасте.

Не всегда получается распознать не только родителям, но и врачам, когда ребенок пребывает в состоянии стресса. Однако можно выделить ряд признаков, которые могут подсказать, что при их появлении ребенок находится в состоянии стресса, и их обязательно нужно учитывать. Это так называемые маркеры в виде перепадов настроения, нарушения сна, ночного недержания мочи, это может быть физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли, проблемы с концентрацией внимания, что негативно будет сказываться на успеваемости. Ребенок может стать замкнутым или много времени проводить в одиночестве, избегать контактов и так далее, и так далее, изменяется его поведение.

Очень важно, что в разном возрасте появляются свои особенности в изменении поведения. Например, дети младшего возраста приобретают новые привычки: грызут ногти, трясут ногами, некие такие подергивания в ногах, могут сосать пальцы, накручивать волосы, ковырять в носу, кусать губы и так далее.

У старших детей появляются некие элементы измененного поведения. Они могут начать лгать, запугивать, бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. У них появляется некая такая агрессивная реакция. У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи.

Очень важно, что эти изменения возникают под влияние разных воздействий, которые имеют место не только в жизни взрослого человека, но и ребенка. Поэтому потенциальными источниками стресса у детей являются как школьные, так и социальные проблемы. Это не только начало и конец учебного года, экзамены, собеседования, но это также резкие перемены в распорядке дня, это расставание с близкими друзьями, которое тоже является стрессом для ребенка, переезд семьи, давление со стороны сверстников и, конечно же, чрезмерное увлечение компьютерными играми, и особенно агрессивными. У дошкольников, у малышей даже расставание с родителями, а именно посещение садика или яслей может стать стрессом и вызвать беспокойство.

Стрессы у детей усиливаются не только на те события, которые происходят в их собственной жизни, но и конфликты среди взрослых, окружающих их взрослых. Это ссоры и разводы, проблемы с работой, финансовые проблемы семьи, болезни.

Стрессы у родителей и, особенно, у матери оказывают ключевое влияние на жизнь ребенка, на его представления о семейной жизни и модель его будущей семьи во взрослой жизни.

Стрессы могут быть вызваны теми мировыми новостями, которые дети видят и слышат, потому что у ребенка появляется беспокойство о собственной безопасности и безопасности людей, которых он любит. В последние годы большое значение придается экологическим стрессам. Это то, что окружает человека и ребенка, в частности: вода, воздух, атмосферное давление, температура этого воздуха, чистое продовольствие, воздействие токсинов и так далее, что является тоже общим сильным фактором стрессорного воздействия.

Безусловно, механизмы адаптации к стрессам у детей и подростков отличаются от взрослых и в первую очередь они несовершенны. Стрессовые события могут ухудшать самоконтроль, особенно у подростков. При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может истолковываться неправильно, и может выставляться вплоть до такого диагноза как дефицит внимания и гиперактивность. У 10-25% детей при длительном и многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов. Это известные факты, это встречается и у взрослых людей, так называемые психосоматические заболевания и так далее. Но очень интересным фактом явились результаты исследований за последние годы, которые показали, что переживание стрессов в детстве негативно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы уже в зрелом возрасте, увеличивая риск сердечно-сосудистых осложнений на 30 и более процентов.

Необходимо помогать ребенку, который находится в состоянии стресса. Важно выявить и постараться ликвидировать причины стрессового состояния. Для этого в помощь и врачам, и родителям существует так называемый лечебно-профилактический комплекс, который включает в себя тесный контакт не только врача и ребенка, но также еще участие и внимание родителей. И эта большая психологическая, социальная проблема, которая должна обсуждаться, по мнению многих исследователей и практикующих врачей, более комплексно с участием родителей и всех членов семьи, с которыми ребенок проживает. Соблюдение режима сна и отдыха, регулярная физическая активность и адекватное питание – это те четыре титана, на которых базируется психосоматическое здоровье ребенка, подростка и, соответственно, будущего взрослого человека.

Обязательно должно быть соблюдение режима труда и отдыха, и сна в первую очередь, потому что стрессы очень часто приводят к нарушениям сна и, собственно, нарушения сна сами являются факторами по снижению стрессоустойчивости.

Очень важно, чтобы ребенок знал, что у него есть спальное место, где он спит, где он не играет, не ест, не учит уроки, а именно спит. Ночной сон должен быть непрерывным желательно. Чем младше ребенок, тем продолжительность его ночного сна выше, потребность в дневном сне может формироваться.

Очень частой проблемой является изменение суточных ритмов у подростков, когда они поздно засыпают и поздно просыпаются, но при наличии необходимости вставать рано утром это приводит уже к другим психофизиологическим последствиям, которые могут быть сопряжены со снижением концентрации внимания. И это может приводить к печальным последствиям, в том числе и к аварийным ситуациям.

Причин для нарушения сна может быть большое количество, в том числе это могут быть и органические нарушения, и неврологические заболевания, что требует безусловной консультации специалистов, неврологов в том числе. И важно обращать внимание на то, что нарушения сна могут быть вызваны приемом разных лекарственных препаратов и наркотических средств, которые, к сожалению, принимаются подростками.

Очень важно помнить, что физкультура физкультурой, но она должна подкрепляться правильным питанием. И ребенок за час-полтора должен принимать пищу до занятий и через час после занятий у ребенка также должен быть полноценный прием пищи, сбалансированный по питательным веществам. И если проходит более полутора часов от последнего приема пищи, такой ребенок не допускается к физической нагрузке во избежание последствий метаболического стресса, обмороков и так далее.

Очень важно, что проблема постоянного ухудшения качества и состава современной пищи, негативно влияющей на организм, определяет тот факт, что отсутствие здоровой пищи мощно снижает стрессоустойчивость по сравнению с другими перечисленными мною факторами. Здесь в таблице представлены те соотношения, которые приняты в нашей стране и в ВОЗ по возрастам и по основным пищевым веществам: белки, жиры, углеводы. Хочется отметить, что Всемирная организация здравоохранения обращает внимание на меньшее количество углеводов в соотношении с жирами и белками, у нас чуть побольше, но все-таки хотелось бы, чтобы по возрастам вот эта тенденция сохранялась, потому что все это определяет еще в итоге и калорийность, и сбалансированность рациона.

Еще очень важный фактор, что во время стресса и ишемии, это универсальный процесс перевозбуждения клеток и рецепторов через воздействие глутамата на NMDA-рецепторы, магний стабилизирует NMDA-рецептор, не дает избыточно ему перевозбуждаться. И при дефиците магния или при его недостатке кальций спокойно проникает через возбужденную клеточную мембрану, и тем самым повышается внутриклеточное увеличение свободных радикалов, разрушение клеточных мембран и разрушение непосредственно самой клетки.

В общем, это и лежит в основе любого патологического процесса под названием смерть клетки при стрессах и ишемии. Как я уже сказала, эти процессы являются универсальными.

И в этой связи последние годы установлено, что именно нарушение соотношения гомеостаза кальций-магний внутриклеточных и внеклеточных взаимоотношений приводит к тому, что так называемый дисгомеостаз этих микроэлементов лежит в основе формирования избыточной гиперактивности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, что, собственно, приводит к тому, что даже незначительные стрессовые воздействия могут приводить к симпатоадреналовой активации. Это приводит еще к большему повышению уровня кальция, что сопровождается опять-таки еще большим снижением уровня магния внутриклеточно и, соответственно, нарушением нейромедиаторного баланса, в частности адреналина и серотонина. И в этой связи магний рассматривается как микроэлемент, дефицит которого индуцирует тревогу и дисфункцию гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, что снижает стрессоустойчивость.

При дефиците магния нервная система всегда перевозбуждается, происходит неадекватная трата энергии. Это приводит к формированию воспалительных процессов, нарушению обменных процессов в клетке, и клетки становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти.

Важно, что у детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание холестерина и формируется резистентность к инсулину, и это все ведет к ожирению и так далее, и так далее. И вот эти данные – это результаты международных исследований по оценке влияния магния на состояние психосоматического здоровья детей и подростков и последствий, к которым приводит дефицит магния.

Второй причиной можно назвать все сезонные колебания, которые встречаются у детей и подростков. Было выявлено, что дефицит магния наиболее усиливается в период с ноября по март.

И стресс является как причиной дефицита магния, так и его следствием.

Для того чтобы восполнить дефицит магния, необходимо назначать исключительно биоорганические соединения магнийсодержащие, потому что неорганические соли, которые на слайде представлены в левой половине, они не дотируют магний, максимум – это 5% усваивается. Из биоорганических солей хочется отметить, что наибольшей активностью обладает пидолат магния, а на втором месте идут цитрат, лактат и оротат. Но что очень важно – как только в комплексном препарате появляется так называемая группа магнезиофиксаторов (магнийпротекторов), то усвоение магнийсодержащей биоорганической соли повышается в десятки раз. И в этом отношении природа подарила нам витамин В6, который является самым мощным магнезиофиксатором. Потому сочетание пидолата магния и пиридоксина (витамин В6) – это Магне В6, ампульная форма, питьевой раствор. Он разрешен к применению с года. Цитрат магния в сочетании с витамином В6 (Магне В6 форте) разрешен с 6 лет. Очень важно, что для профилактики стресса с конца ноября по начало апреля, когда отмечается наибольший дефицит магния, прием данного препарата способствует улучшению настроения и внимания, памяти, успеваемости, самочувствия детей и уменьшаются проявления стресса и вегетативной дисфункции на этот стресс.

Длительный прием цитрата магния от 6 месяцев и более является рекомендованной формой в превентивном лечении головных болей у детей, и в частности мигренозных головных болей, провокатором которых часто служит стресс.

Мы можем также рекомендовать Магне В6 в лечении детей, которые находятся в состоянии стресса. В данной таблице представлены нормы суточного потребления в среднем по жителям нашей страны от детей до мужчин и женщин уже половозрелых. И самое главное – это двух-трехразовый прием не менее чем в течение месяца, а порой и больше, потому что чем старше человек, тем потребность в обеспечении магнием возрастает. И если мы говорим о детях и подростках и людях до 40 лет, достаточно одного-двух месяцев, люди более старшего возраста – это более длительный прием. Очень важно, чтобы прием магнийсодержащих препаратов проводился с 9 часов утра до 6 часов вечера, потому что в этот период магний лучше всего усваивается, и никакие другие микроэлементы не могут помешать в его усвоении белками из желудочно-кишечного тракта.

Лечебно-профилактические мероприятия, которые направлены на повышение стрессоустойчивости, основаны на молекулярно-клеточных магнийзависимых патогенетических механизмах формирования стресса и последствий дефицита магния.

Данные препараты – Магне В6 и Магне В6 форте – необходимы как для профилактики, так и для терапии стресса и последствий у детей и подростков. Они восстанавливают содержание магния, тем самым напрямую нормализуя клеточный метаболизм и энергообеспечение, а также нейромедиаторный обмен, что приводит к восстановлению и повышению функциональных резервов организма, формирует физиологические условия для протекания процессов адекватной адаптации.


Стресс – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Это реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители.

Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать такой вид стресса с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.

Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей – школьные домашние задания, важные контрольные, подготовка к которым происходит в режиме запугивания от учителей и, порой, родителей, необходимость соответствовать навязанным нормам по успеваемости и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.

Иногда симптомы бывают маловыраженными, поэтому важно быть внимательным по отношению к своему ребенку, чтобы не допустить хронический стресс.

В этой статье мы рассмотрим, чем опасен стресс и каковы причины его возникновения. А также попробуем разобраться, как помочь детям, которые уже подверглись стрессу.

Стадии стресса


Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.

1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).

2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).

3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).

Каждой стадии характерно все более угнетенное эмоциональное состояние, а затянувшийся стресс может в конечном счете перейти в депрессию.

Причины возникновения детского стресса


Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:

- Переезды и расставания с близкими людьми

- Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое)

- Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей

- Буллинг (травля со стороны сверстников)

- Резкая смена режима или распорядка дня

- Начало и конец учебного года

- Экзамены и подготовка к ним

- Увлечение агрессивными компьютерными играми

- Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов)

Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.

Признаки стресса у детей


Очень важно распознать стресс на ранних этапах и не игнорировать его признаки. Стресс у детей можно выявить по ряду симптомов:

- Частая смена настроения

- Нарушение режима сна

- Впадение в детство (ребенок семи лет может начать вести себя как младенец – сосать палец, есть с ложечки только при помощи родителей и т.д.)

- Частые головные боли, боли в животе и другой физический дискомфорт

- Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости

- Кошмарные сны и фобии

- Стремление все контролировать

- Побег от реальности (избегание встреч с неприятными людьми и ситуациями, симулирование болезней на этом фоне)

У малышей к этим опасным признакам можно добавить вредные привычки – сосание пальца, грызть ногти, беспричинное ковыряние в носу и т.д. У ребят постарше – это часто неадекватная агрессивная реакция.

Последствия стресса у ребенка

Как влияет стресс на ребенка? Под влиянием стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Обостряются различные хронические заболевания, ухудшается самоконтроль.

Хронический стресс в детском возрасте может спровоцировать ряд различных психических заболеваний во взрослом возрасте. Ведь большинство расстройств у взрослых людей связаны с детскими фобиями и психологическими травмами.

Лечение стресса у детей


Помощь самих родителей . Начать можно с того, чтобы отследить и устранить источник стресса. Станьте опорой для своего ребенка, дайте ему уверенность, что поддержите его в любой ситуации. Разрешайте ему выплескивать свои эмоции. Обсуждайте вместе его переживания. Поднимайте его самооценку. С маленькими детьми прорабатывайте стрессовые ситуации через игру.

Психотерапия . Если вы дошли до этого этапа, не стоит переживать. Психолог и даже детский психиатр не поставят крест на будущем вашего ребенка, а только помогут ему выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями для здоровья. Помощь психиатра – это не обязательно медикаментозное лечение, которое просто снимет беспокоящие в данный момент симптомы. В любом случае будет рекомендован новый режим, который станет профилактикой дальнейших стрессов.

Физиотерапия . В качестве поддерживающих процедур врач может назначить массажи, плавание, принятие лечебных ванн, диетическое питание.

Профилактика стресса у ребенка


Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.

Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.

Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку. Самое главное, сделать занятия регулярными.

Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.

Если мама счастлива и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.

Примечание: Улучшит коммуникативные навыки, творческое мышление робототехника для детей. Купить курсы по разработке и оживлению роботов легко в образовательном центре POLYCENT. Проводим курсы авиамоделирования, где ребята обучаются основам технического моделирования.

Статьи Здоровые дети, счастливые дети, Москва 2014 Е.С. Акарачкова, С.В. Вершинина, О.В. Котова, И.В. Рябоконь
ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Российская Федерация

Авторы
Вершинина Светлана Викторовна,
к-т мед. наук, старший научный
сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Котова Ольга Владимировна,
к-т мед. наук, старший научный
сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Рябоконь Ирина Владимировна,
к-т мед. наук, старший научный
сотрудник НИО неврологии НИЦ ГБОУ ВПО
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

В настоящее время стрессорный ответ рассматривается как аллостерический* процесе, модулирующий активность гипоталамо-гипофизарнонадпочечниковой оси (ГГНО) и вегетативной нервной системы для защиты и адаптации организма к стрессу с помощью разнообразных приспособительных реакций как на системном, так и на клеточном уровне (рис. 1) [8].


Рис. 1. Проявления стресса

* В основе аллостерического процесса лежит регуляция по принципу обратной связи [7]

Симптомы стресса у детей
Можно выделить ряд признаков стресса у детей:

Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы.

Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию.

У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (например, боязнь оставаться одному в помещении), суетливость, а также неадекватная реакция на незначительные проблемы [32, 33].

Причины и источники стресса у детей
Стресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка.
К потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

У дошкольников даже расставание с родителями (посещение яслей или сада) может стать стрессом и вызвать беспокойство.

Стресс у родителей, и в первую очередь у матери, оказывает ключевое влияние на жизнь ребенка в семье, его детские представления о семейной жизни, сплоченности семьи и модели его будущей семьи во взрослой жизни [40].

Экологические стрессы. Дети особенно уязвимы к последствиям изменения климата, которые негативно влияют на их здоровье за счет увеличения загрязнения воздуха, резких изменений погодных условий, колебаний температуры и атмосферного давления, снижения качества воды, нехватки экологически чистого продовольствия и мощного воздействия токсинов. В результате экологических стрессов дети подвержены риску инфекционных и аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных расстройств [41].

  • чрезмерные опасения и беспокойство по мелочам, суетливость,
  • ощущение взвинченности и пребывание на грани срыва;
  • тревожные ожидания, страхи, эмоциональная лабильность;
  • инсомния (затруднения при засыпании и прерывистый сон);
  • нарушения концентрации внимания и ухудшение памяти.
  • в напряженном режиме начинают работать надпочечники, выбрасывая кортизол и адреналин;
  • появляются полисистемные симптомы вегетативной дисфункции в сочетании с повышенной утомляемостью;
  • нарастает мышечное напряжение, особенно в аксиальной мускулатуре, что сопровождается болью.

При стрессах в 4 раза повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний [5]. Стрессовые события могут ухудшить самоконтроль, особенно у подростков.
При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может быть истолковано неправильно (к примеру, как дефицит внимания и гиперактивность) [34].
У 10-25% детей при длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов 36.
Стресс в детском возрасте, особенно хронический, провоцирует начало многих тяжелых заболеваний уже во взрослой жизни [34, 37].

Стресс. Последствия
Стресс сам по себе очень важен для выживания.
Однако хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний [3].
В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндо¬кринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации) [2].
Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматиче¬ских последствий стресса [4].

Стресс: взаимодействие патофизиологических механизмов
В последние годы активно обсуждается роль глутаматергической системы головного мозга в патогенезе стресса, когнитивных и эмоциональных нарушений при стресс-связанных расстройствах.
NMDA-рецепторы (рецепторы глутамата, селективно связывающие N-метил-D-аспартат), возбуждаются при любом стрессе (эмоциональном, физическом, химическом, в том числе в результате гипоксии и ишемии клетки).

Дисфункция NMDA-рецепторов при стрессе:

    приводит к повреждениям клеток глии и нейронов префронтальной коры, миндалины, гиппокампа и их связей с нижележащими структурами (таламусом, гипоталамусом, гипофизом, ретикулярной формацией) (рис. 2) [9];


Рис. 2. Структуры головного мозга, участвующие в стрессорном ответе

У подростков может нарушаться суточный ритм в виде отхода ко сну после полуночи, но в случае пробуждения поздним утром или днем длительность сна не меняется. Однако социальные факторы (например, учеба в первую смену) диктуют необходимость более раннего пробуждения. Это негативно влияет на дневную активность, снижает работоспособность и успеваемость, повышает риск травм и несчастных случав, в том числе и на дорогах.

Сон может быть нарушен в результате синдрома обструктивного апноэ сна или синдрома беспокойных ног, что требует обязательного обращения к врачу. Нарушения сна могут также быть вызваны приемом лекарственных препаратов или наркотических средств, принимаемых подростками [18].

Необходимо соблюдать правила гигиены сна, которые позволяют улучшить наступление сна.

Профилактика стресса у детей
Правильный отдых и соблюдение режима сна помогут повысить адаптационные возможности

Не только ребенку, но и любому человеку нужно спать столько часов, сколько требуется организму. При этом ночной сон должен быть непрерывным.
Чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон и также существует потребность в дневном сне.

Гигиена сна

Регулярная физическая активность поможет повысить стрессоустойчивость
Регулярная физическая активность позволяет снять напряжение и повысить выносливость организма к воздействию различных стрессов.

Рекомендуется физическая активность в виде интервальных тренировок (циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки в течение 30-40 мин.) с частотой 3-7 дней в неделю [18].

Это могут быть ходьба, бег, велосипедные или лыжные прогулки по пересеченной местности, групповые игры, борьба, теннис, тренировки в плавательном бассейне, ритмичные танцы, аквааэробика и другие виды фитнеса.

Ритмичные виды физических нагрузок рекомендуется чередовать с занятиями релаксационной направленности: йога, пилатес, стрейчинг и др. статические виды активности с частотой 1-2 раза в неделю, что также позволит укрепить опорно-связочный аппарат, в том числе у детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.

Любая физическая нагрузка в тренировочном режиме должна быть регулярной и строиться по принципу:

Если ребенок голоден или от последнего приема пищи прошло более 1,5 часов, к физическим нагрузкам такой ребенок не допускается во избежание обмороков и других последствий метаболического стресса.

Здоровое питание- защита от стресса
Часто взрослые забывают, что ухудшение качества и состава современной пищи, которую ребенок потребляет изо дня в день, негативно влияет на организм. Эти влияния постоянны и гораздо мощнее снижают стрессоустойчивость по сравнению с другими факторами.

Питательные вещества, витамины и микроэлементы должны поступать в организм с пищей. Их соотношение должно быть сбалансировано. Но при современном образе жизни часто этого не происходит. И постепенно начинают страдать нормальная работа мозга, регуляция настроения и адаптация к стрессам.

Самые ранние признаки недостаточного потребления магния с пищей:

Питание и его связь с физкультурой
До занятий за 1-1,5 часа и не позднее, чем через 1 час после занятий, у ребенка должен быть полноценный прием пищи, сбалансированной по количеству потребляемых углеводов, жиров и белков, в том числе и в виде специально разработанных спортивных белково-углеводных питательных смесей.

Дефицит магния - причина и следствие стресса
Магний — незаменимый (эссенциальный) микроэлемент.
Магний определяет выработку и использование энергии каждой клеткой в нашем теле, а также спокойствие и устойчивость к избыточному возбуждению.

Без достаточного количества магния стрессы усиливаются даже независимо от других стрессовых раздражителей.

При дефиците магния нервная система перевозбуждается, клетки производят энергию, которая тратится все более неэффективно, резко усиливаются воспалительные процессы, нарушаются обменные процессы, клетки всего организма становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти.

Стресс: участие Mg2+ в патогенезе на клеточном уровне
Ионы Mg2+ являются универсальными природными стабилизаторами всех подтипов NMDA-рецепторов [13].

В покое канал NMDA-рецептора закрыт ионом Mg2+ (рис. 3).


Рис. 3. Схема NMDA-рецептора.

При поступлении в синаптическую щель глутамата постсинаптическая мембрана деполяризуется, и Mg2+ вместе с К+ удаляются из клетки во внеклеточное пространство.

Повышается проницаемость клеточной мембраны для ионов Na+ Ca2+.

Их приток в клетку приводит к:

Стресс: участие Mg2+ в патогенезе не системном уровне
Дефицит Mg2+ приводит к:

Это индуцирует развитие дезадаптации и патологической тревоги при стрессе, что клинически проявляется спектром психосоматических симптомов [13, 18].

Другие важные функции ионов Mg2+
Mg2+ наряду с Ca2+, Na+, К+ относится к эссенциальным микроэлементам, определяющим жизнедеятельность организма в целом:

  1. Ионы Mg2+ также контролируют работу вольтаж-зависимого ионного канала для Ca2+, Na+, К+ [7].
  2. Процессы синтеза энергии в митохондриях, формирования и выделения всех известных нейротрансмиттеров и нейропептидов, в том числе и ме¬диаторов воспаления (субстанция Р и оксид азота - NO), контролируются соотношением Ca2+/Mg2+ [21, 22].
  3. Присутствие достаточного количества Mg2+ в организме является кри¬тическим фактором для нормального клеточного гомеостаза и определяет связь дефицита магния, возраста, старения и риска развития соматиче¬ских заболеваний [23].
    • Клеточный дефицит Mg2+ приводит к активации неспецифического кальцийзависимого воспалительного каскада. Это универсальный за¬пускающий патогенетический механизм при болевых синдромах, сахар¬ном диабете 2 типа, метаболическом синдроме, остеопорозе и др. [23].
    • Особое значение приобретает дефицит магния с позиции нарушений синтеза РНК и ДНК, концевые участки которых (теломеры) необхо¬димы как для поддержания целостности генома, так и для сдержива¬ния клеточного старения [31].
  4. При стрессе повышение активности ГГНО и катехоламинов приводит к избыточной потере клетками внутриклеточного Mg2+. На фоне дефици¬та магния и высокой катехоламиновой активности запускается процесс дестабилизации ДНК, нарушается ее репликация и транскрипция, что приводит к укорочению теломер, нарушению синтеза белка и функции митохондрий и, как следствие, к старению и смерти клетки [27].

Причины дефицита магния
Причины для развития дефицита магния у современных детей многообразны.

Первая причина: неправильное питание
Дефицит магния в пище приводит к дефициту магния в организме. Снижение содержания магния нарушает стрессоустойчивость и является одним из основных факторов развития многих заболеваний.

Вторая причина: сезонные колебания
В период с ноября по март содержание магния в организме снижается [26].

Третья причина: стресс
При стрессе дефицит магния усиливается [24, 29].

Магний – антистрессовый элемент
Участие магния во множестве физиологических процессов организма человека позволяет рассматривать его дефицит как пищевой маркер стресса, тревоги, депрессии.

Детям требуется больше магния, чем взрослым, поскольку идет постоянный рост - необходимо около 6 мг на килограмм массы тела:

Важно, чтобы в рационе было больше зеленых овощей и фруктов, круп, зла¬ков, а также продуктов, содержащих в первую очередь витамин B6, который способствует усвоению магния из пищи (его много в бананах, печеном с кожу¬рой картофеле, буром рисе, гречневой крупе); следует также исключить пова¬ренную соль или заменить ее на малое количество морской соли [24].

Ребенку необходимо обеспечить поступление должного количества магния с пищей и водой в период стрессорных воздействий, а также в период с поздней осени до весны.

Магне B6 Поможет восполнить дефицит магния и поддержать нервную систему ребенка
Для предотвращения негативного влияния стресса и повышения стрессоустойчивости рекомендуется восполнение дефицита магния путем применения биоорганических солей магния — пидолата и цитрата, в сочетании с витамином B6 (пиридоксином).

В таком сочетании магний будет лучше усваиваться из желудочно-кишечного тракта и проникать в клетки организма ребенка [18].
Пидолат магния + пиридоксин (питьевой раствор Магне B6, разрешен к применению с 1 года)*.

Цитрат магния + пиридоксин (Магне B6 форте, разрешен с 6 лет)*.

Рекомендуется прием: с конца ноября по начало апреля, когда отмечается наибольший дефицит магния.
Устраняя дефицит магния, прием Магне B6 способствует тем самым улучшению настроения, внимания, памяти, успеваемости, а также самочувствия детей и уменьшению проявлений вегетативной дисфункции [11,15].
Прием цитрата магния (Магне B6 форте) - основа устранения дефицита магния. Это, в свою очередь, способствует лучшему контролю головных болей у детей, в т.ч. мигренозных болей, провокатором которых часто служит стресс. Прием Магне B6 форте рекомендуется в комплексной терапии при контроле показателей магниевого дефицита (содержание магния в эритроцитах) 19.

Магне B6: Лечение стресса и дефицита магния
При лечении детей, пребывающих в состоянии стресса, для восполнения дефицита магния рекомендован курсовой прием Магне B6 питьевой раствор или Магне B6 форте 2-3 раза в день в течение не менее месяца. Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне B6 и Магне B6 форте в зависимости от группы населения (адаптировано из Тутельян В.А., 2002) [30].

Группа населения Норма потребления магния, мг/сут Магне B6 питьевые ампулы, штук Магне B6 форте таблетки, штук
Дети до 12 мес 55-70 - -
От 1 года до 3 лет 150 1-1,5 -
От 3 до 6 лет 200 2 -
От 6 до 10 лет 250 2-3 2-3
От 10 до 17 лет 300 3 3
Мужчины 350 3-4 3-4
Женщины 300 3 3
Беременные и кормящие женщины 450 4 4

Заключени
Стресс — это общая (неспецифическая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз (постоянство внутренней среды), а также измененное (преимущественно возбужденное) состояние нервной системы и организма в целом. Стрессы и психическое напряжение часто встречаются у детей и подростков.

В последние десятилетия обсуждается роль дефицита магния как запускающего фактора дестабилизации глутаматергической системы, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, а также гипоксии и энергодефицита клеток и тканей, что лежит в основе нарушения адаптации к стрессам и последующего развития психосоматических заболеваний. Клинические проявления дезадаптации ассоциированы с дефицитом магния и усугубляются по мере старения организма.

В новом тысячелетии уделяется большое внимание мероприятиям и методам, направленным на повышение стрессоустойчивости организма ребенка.

Цель разработанных лечебно-профилактических воздействий заключается в повышении приспособительных (адаптационных) возможностей в детском и подростковом возрасте, возвращении организму нарушенного равновесия со средой и повышении стрессоустойчивости ребенка.


Cтресс — это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка. Когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для его психики.

Причины стресса:

Условно все причины делятся на возрастные и те, которые связаны с семейной обстановкой. Но они часто переплетаются и рассматривать их приходится в совокупности. Для ребенка любого возраста причинами стресса могут стать:

  • Травмы и катастрофы;
  • Развод родителей;
  • Вступление родителя в брак с кем-то, у кого уже есть дети;
  • Расставание с друзьями и переезд;
  • Насилие;
  • Реальные или вымышленные страхи;
  • Рождение нового малыша в семье;
  • Похороны близкого человека;
  • Смерть домашнего животного;
  • Первая поездка в летний лагерь ;
  • Ребенка дразнят или задирают в школе;
  • Ссора с близким другом;
  • Проблемы в обучении

Как же узнать, что у ребенка именно стресс, а не что-то другое?

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к ребенку.

Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребенок не может заснуть от страха, думая о них?

Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента. Если вам кажется, что ваш ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому существует специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов.

Грудные дети и дети в возрасте до двух лет: повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна.

Причины стресса: как правило, болезнь, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями.

Помощь: снятию стресса у грудных детей, начиная с пятимесячного возраста, лучше всего способствуют игры, особенно прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Уходя, оставляйте рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же будьте с ним внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Помните, что депрессия или агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких детях.

От двух до пяти: поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое.

Помощь: детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребенку возможность покричать на улице. Старайтесь, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. Чаще разговаривайте с сыном или дочерью , берите их на руки, обнимайте.

От пяти до десяти: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе.

Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса, второе место занимают конфликты с учителями. Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и конечно же смерть домашнего питомца.

Помощь: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации, а также интенсивные и постоянные физические упражнения, например бег по утрам. Говорите детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.
И в заключении, хочется обратить еще раз ваше внимание на механизм стресса. Это всегда противостояние внутреннего и неожиданно нового, которое насильно навязывается. Человеческий опыт подсказывает: если вы искренне протягиваете руку помощи ребенку, демонстрируете ему свою настоящую любовь, то любой стресс сглаживается. А так как порядка 80% стрессов у детей проистекает из семьи, то стоит проанализировать выбранную вами систему воспитания на предмет наличия в ней любви.

Литература:

Педагог-психолог
отдела психолого-педагогической помощи:
Гаршина Ольга Анатольевна

Читайте также: