Подготовить сообщение особенности личности запущенных детей

Обновлено: 04.07.2024

Социальная запущенность — это результат действия соответствующего фактора, который, нарушаясь в определенной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации в его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детстве являются недоразвитие социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в освоении социальных ролей. Социальная запущенность является противоположностью воспитанию, так как она представляет собой развитие определенного уровня социально значимых качеств и атрибутов личности, становясь основой трудностей ребенка в обучении и социальной дезадаптации.

Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками в воспитательной работе, следствием которых является недостаточное развитие ребенка как субъекта учебной, познавательной, игровой и других видов деятельности. Это проявляется в трудностях ребенка в обучении и воспитании, то есть в педагогических трудностях и слабо выраженной индивидуальности в учебно-познавательном процессе. Учебная неуспеваемость младших школьников проявляется в неразвитой мотивации к обучению и познанию, неосознанности целей обучения и смысла учебной деятельности, неразвитой учебно-познавательной активности. Педагогическая запущенность — это противоположность развития и воспитания (обучения): отсутствие необходимых знаний, слабое владение методами и приемами овладения, неразвитость учебно-познавательной мотивации.

Социальные и педагогические аспекты пренебрежения взаимосвязаны и взаимозависимы. Общие социальные навыки переносятся в игру и обучение, помогая овладеть ими. Бездеятельность, неучеба, неграмотность, в том числе отсутствие социально-этических навыков, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей. Внешними причинами социально-педагогической запущенности детства являются недостатки семейного воспитания, которые можно проследить по недостаткам и просчетам воспитательной работы в детских садах и школах, в частности, по дегуманизации воспитательного процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития безнадзорности могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и т.д.

В связи с переходом к обучению в младшем школьном возрасте основную роль в развитии запущенности начинают играть школьные факторы: нетерпимость к требованиям, перегрузка учебными заданиями, негативная оценка результатов обучения, негативные методы стимуляции поведения и т.д. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка и начинается дисгармония в психосоциальном развитии ребенка, что нарушает развитие самосознания личности и замедляет развитие ее субъектных качеств. В результате ребенок страдает от социальной дезадаптации. Эта ситуация может быть разрешена только путем изменения методов воспитания и обучения ребенка, а также путем социальной работы с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня адаптации к окружающей среде и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и явную стадии социально-педагогической запущенности ребенка.


Причины возникновения детской запущенности и методы преодоления трудновоспитуемости младших школьников

Степени социально-педагогической запущенности

При определении степени социальной запущенности мы можем ориентироваться на следующие критерии: характер динамики запущенности (количественный, качественный, интегративный), выраженность признаков запущенности (недоразвитие социально-коммуникативных качеств, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в освоении социальных ролей, общеобразовательные дефициты (необучаемый, слаборазвитый), уровень средовой адаптации (семья, школа, детский сад, неформальная группа сверстников) и уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).

Латентная (легкая) степень безнадзорности характеризуется количественной динамикой социального и нравственного развития ребенка, незначительными отличиями, которые трудно отличить от возрастных проявлений (кризисов). Положительные черты выражены как личностные; отрицательные черты однородны по составу, обусловлены влиянием одного доминирующего негативного фактора, чаще всего семейного; степень проявления признаков безнадзорности слабая и средняя, характер проявления эпизодический и ситуативный. Ребенок чувствует себя комфортно в семье и старается вписаться в группу сверстников. Отношение к обучению не развито, и первыми симптомами неуспеваемости являются начальная задержка в развитии психических процессов, отсутствие соответствующего возрасту уровня знаний, навыков и умений, а также недостаток социального опыта (12,342).

Начальная (средняя) стадия — это углубление различий в социальном и моральном развитии ребенка.

Степень выраженности пренебрежения — количественная динамика преобразуется в качественную. Положительные черты личности, не укрепленные совместной деятельностью и общением со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, становясь все слабее и слабее. Напротив, признаки пренебрежения, проявляющиеся в виде внешних поведенческих симптомов, становятся более заметными. Они уже являются результатом действия ряда факторов, по-разному проявляясь в определенных ситуациях. Отношение к учебной деятельности безразличное. Неадекватность ребенка как субъекта деятельности явно очевидна, в результате чего он постепенно исключается из формальных детских сообществ. Отношения в семье ухудшаются.

Социально запущенные дети

Социально и педагогически запущенные младшие школьники, как правило, характеризуются неадекватной самооценкой — либо завышенной, либо заниженной. Они социально менее адаптивны, недоверчивы, чрезмерно чувствительны, обладают плохой интуицией в межличностных отношениях, а их поведение часто характеризуется негативизмом, упрямством и эгоцентризмом. Запущенные дети решают задачи, используя только конкретно-ситуативные подсказки и примитивный подход к заданиям, предложенным учителем. У них плохая устойчивость внимания и они быстро утомляются. Они резко реагируют на неудачи, не уверены в себе, имеют неуверенное настроение и с трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам.

Дети, которыми пренебрегают взрослые, уязвимы к угрозам, застенчивы и робки. Они легко выходят из равновесия, полны ожидания неудачи, часто находятся в плохом настроении, но имеют переизбыток стимулов, которые находят разрядку в практической деятельности. Брошенный ребенок пытается компенсировать свое положение агрессией и склонностью к рискованному поведению, чтобы привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенные базовые потребности быть кем-то (для младших школьников это потребность быть хорошим учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым и красивым) являются разрушительными.

Брошенный ребенок чувствует себя неинтеллигентным, плохо обучаемым, непринятым, нелюбимым. Эти чувства повышают тревожность детей, делают их социально застенчивыми и снижают их стремление к успеху.

Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей

Социально-педагогический мониторинг и сопровождение детей — это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного воспитания, развития и социализации ребенка.

Основные задачи поддержки детей из семей с признаками социального неблагополучия:

Выявление неблагополучных семей, определение причин семейного неблагополучия;
помощь в создании чувства психологического комфорта и безопасности для ученика в школе;
помощь в решении личных и социальных проблем, построение конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
предотвращение социального недовольства и девиантного поведения;
работа с учениками класса по улучшению социального положения детей из неблагополучных семей.

Социально-педагогическая поддержка детей — это система профессиональной деятельности, направленная на:

Помощь детям, нуждающимся в защите и правовой охране, оказавшимся в трудной ситуации.
Изменить отношения в семье.
Повышение образовательного потенциала семьи
Изменение методов ухода за детьми членами семьи
Организация досуга для детей из неблагополучных семей
Координация влияния учителей, родителей и сверстников на детей

Целью социально-педагогической помощи является создание условий, необходимых для реализации родителями права на воспитание детей, преодоление неудач в воспитании и конфликтных ситуаций, приводящих к беспризорности и безнадзорности, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

Категории детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке

Проводится наблюдение за учениками и их семьями, что позволяет проанализировать детско-родительские отношения, социально-психологические отношения подростков в школе и вне ее, психологические характеристики учеников.

На каждого подростка, состоящего на учете в Департаменте по делам детей и молодежи, Департаменте по предупреждению преступности и защите населения и службах опеки и попечительства, ведется учетно-контрольный лист. На основе диагностики и анализа данных устанавливаются проблемы ребенка и выбираются методы социально-педагогической помощи и поддержки ребенка и его семьи.

Оказание психолого-педагогической поддержки детям группы риска и их семьям — сложный и длительный процесс, а результаты этой работы отдаляются во времени.

Принципы и методы изучения педагогически запущенных учащихся.

Важнейшей предпосылкой индивидуального подхода к учащимся является глубокая знание их особенностей, без которого любое обсуждение индивидуального подхода, без которого любой разговор об индивидуализации бессмысленен. Все принципы обучения студентов, рассмотренные ниже, неразделимы и взаимосвязаны.

  • Первый из них — изучение отдельного учащегося как системы многочисленных и разнообразных связей и отношений. Это означает, что ни одна отдельная характеристика или черта подростка не может быть определена и установлена изолированно.
  • Второй принцип — объективность.
    Нельзя делать выводы о человеке на основании мнения только одного человека, даже если он является опытным специалистом. В конце концов, при любых обстоятельствах его мнение будет личным и поэтому может быть ошибочным. Для того чтобы правильно понять человека, необходимо сравнить его мнения с другими, но хорошо известными, которые хорошо его знают.
  • Третий принцип — динамизм личного обучения.
    Человек меняется на протяжении всей своей жизни. В подростковом возрасте изменения очень у подростков. Крайне важно видеть их, использовать незакрытые, новые позитивный потенциал и своевременно принимать меры для устранения любых пробелов в развитии. Мы не должны создавать раз и навсегда фиксированный образ молодого человека. К сожалению, мы видим это на практике и часто сталкиваемся с запущенными в образовательном плане учениками.
  • Четвертый принцип — диалектическое обучение.
    Учитель должен видеть главные и ведущие качества обучающегося, уметь отличать их от второстепенных и второстепенных, отмирающих качеств, педагогически видеть противоречия в личности обучающегося и программировать педагогически целесообразные пути их разрешения.
  • Пятый принцип — педагогический оптимизм, который чрезвычайно важен в образовании.
    Пятый принцип — педагогический оптимизм, который чрезвычайно важен в образовании и вдвойне важен в перевоспитании учащихся.
  • Шестой принцип — профессионализм в учебе, т.е. глубокие знания
    Шестой принцип — профессионализм обучения, т.е. глубокое знание психологии человека и психологии подростков и умение правильно ее понимать.
  • Седьмой принцип — целеустремленность.

В самом общем виде изучение ученика идет по трем направлениям
задачи:

  • Наиболее полезными для преподавания и обучения, характеристики и способности.
  • Недостатки, которые проявляются в его личности и теле.
  • Оценка эффективности средств, используемых для их воспитания и обучения.
  • На разных этапах работы с учениками эти задачи имеют разную важность для учителя.

На первом этапе (первое полугодие) учителя должны сделать следующее, чтобы получить самое общее представление об ученике. Для этого они должны ознакомиться со следующим Учитель должен познакомиться с личной историей ученика, условиями жизни в его семье, поговорить с его родителями и его родителей и наблюдать за его поведением.

На втором этапе (который начинается в середине учебного года и заканчивается в конце учебного года), учителя должны) выявляются сильные и слабые стороны ученика. Выявляются слабые стороны и разрабатывается план педагогических действий, за которым следует.

Это отражено в плане индивидуальной работы с подростком.

Третий этап исследования — определение эффективности педагогического воздействия. Третий этап исследования — определение эффективности педагогического воздействия на учеников. Что касается образования в целом, то необходимо следующее Поскольку образование в целом требует комплексного подхода, необходимо также определить эффективность педагогического воздействия.

  • Первым условием комплексного подхода является оценка развития ребенка в плане общения, познания и труда.
  • Второе условие — сравнительная оценка развития ученика и микросреды условий.
  • Третье условие — сравнительный анализ содержания и методов. педагогическое воздействие и последующее поведение (деятельность)
    студент.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Педагогическая запущенность – нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, учебной активности, нравственных ценностях. Проявляется сниженными интеллектуальными способностями, узким кругозором, инфантилизмом, эмоциональной неуравновешенностью, трудностями социализации, аморальными поступками. Специфическая диагностика выполняется психологическими методами: тестами на интеллект, мышление, внимание, память, проективными методиками и личностными опросниками. Если нет сопутствующих заболеваний, педагогическая запущенность устраняется с помощью психолого-педагогической коррекции.

Педагогическая запущенность

Общие сведения

Педагогическая запущенность

Причины педагогической запущенности

Дефицит воспитательно-педагогического влияния возникает при определенных отношениях в семье, учебном заведении. К факторам формирования педагогической запущенности относятся:

Патогенез

Развитие ребенка детерминируется возрастными кризисами, социальными ситуациями, психофизическими особенностями, ориентированностью на принятие опыта через общение, деятельность. Психические и физические способности заложены с рождения в виде задатков, их реализация определяется типом воспитания, жизненными обстоятельствами. Несоответствие условий среды задаткам ребенка приводит к искажению и деформации развития. Дефицит психологических и социальных стимулов – основа патогенеза педагогической запущенности. Она имеет прогрессирующий характер, со временем нарастает и расширяется отставание развития от норм возрастной группы.

Классификация

Существует несколько классификаций педагогической запущенности. Наиболее распространенная основана на возрасте ребенка и развернутости симптомов. Выделяют четыре стадии нарушения:

  • Первая стадия. Соответствует периоду дошкольного детства. Обусловлена дисгармоничным стилем семейного воспитания: дефицитом общения с родителями, недостатком или излишней заботой, повышенной конфликтностью, противоречивыми требованиями матери и отца. Возможно развитие отклонения в результате ошибок воспитателей детского сада, неблагоприятного положения среди сверстников.
  • Вторая стадия. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивается вследствие недостаточной готовности к школе. В основе лежат ошибки воспитания, приводящие к неадекватной самооценке, неуверенности, отсутствию интереса к познанию. Основные проявления – негативное отношение к школе, правилам поведения, режиму.
  • Третья стадия. Подростковый возраст. Усиливается негативизм, пренебрежение нормами, правилами, возникает тенденция к отклоняющемуся поведению, равнодушие к учебе.
  • Четвертая стадия. Охватывает подростковый и юношеский возраст. Закрепляется антиобщественный характер поведения, доминирует грубость, негативизм. Возможно включение в преступные группировки.

Качественная классификация учитывает преобладание отклонений в определенной сфере. Выделяют следующие виды педзапущенности:

  • Медико-педагогическая. Характеризуется негативными привычками, нежеланием и неумением соблюдать правила гигиены.
  • Нравственно-педагогическая. Проявляется полным либо частичным отсутствием нравственности, нежеланием контролировать эмоции, учитывать чувства других.
  • Интеллектуально-педагогическая. Основное проявление – трудности освоения школьной программы, отсутствие познавательного интереса.
  • Нравственно-трудовая. Отсутствует желание трудиться, искажено представление о пользе труда.

Симптомы педагогической запущенности

Общими проявлениями педзапущенности являются недостаточная психическая развитость, необразованность, невоспитанность. Ребенок отстает от общепринятых возрастных норм и от собственных возможностей. Дошкольники не осваивают ролевую игру, не принимают правила, перенос функций персонажа недоступен. Предпочитают простые предметные игры – мяч, кубики. Пациенты чаще играют с детьми младших возрастных групп, интерес к взаимодействию слабый. Свойственна эмоциональная неустойчивость, неуверенность, внушаемость, ведомость. Из деструктивных качеств присутствует лень, рассеянность, апатичность, низкая организованность, безвольность.

Младшие школьники психологически и нравственно не подготовлены к началу учебной деятельности. Эмоциональные особенности, личностные качества дисгармоничны. Педагогическая запущенность проявляется низкой школьной успеваемостью, конфликтностью при взаимодействии со сверстниками, учителями, отсутствием учебного интереса, пренебрежительным отношением к труду, показной грубостью. Интересы остаются в сфере игровой деятельности. Поведение вызывающее, но хулиганских поступков нет.

Подростки имеют проблемы при межличностном общении, внутренние конфликты. Учебная неуспеваемость закрепляется снижением когнитивной сферы: недостаточным уровнем интеллекта, неустойчивостью и рассеянностью внимания. Свойственна грубость, безволие, аффективные вспышки, сквернословие, вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков). Личностные черты заостряются, развиваются акцентуации характера, усложняющие социальную адаптацию и негативно влияющие на продуктивность деятельности. Нормы и правила поведения в обществе игнорируются. Часто возникают конфликтные ситуации с матерью, отцом, учителями, сверстниками.

Осложнения

При отсутствии психологической, педагогической помощи нарастает дезадаптация ребенка. У подростков и молодых людей педагогическая запущенность осложняется социальной. Ссоры с учителями, отставание от учебной программы дополняются отсутствием профессиональной ориентации, обедненностью интересов, увлечений, несформированностью практических навыков. Характерно глубокое отчуждение от семьи, коллектива сверстников. Становление личности происходит под влиянием асоциальных, криминальных групп. Наблюдается деформация ценностных ориентаций, социальных установок. В запущенных случаях перевоспитание происходит в детских исправительных колониях.

Диагностика

Комплексная диагностика педагогической запущенности основывается на результатах психологического обследования. Ребенка дополнительно осматривает врач-психиатр, невролог для исключения соматических и психических патологий. Психодиагностика включает в себя:

Основным направлением дифференциальной диагностики является различение педагогической запущенности с задержкой психического развития, умственной отсталостью, психопатическим развитием личности. Ключевым моментом является патогенетический фактор – недостаточное, неправильное воспитание. Также учитывается наличие/отсутствие неврологических патологий, зрелость нервной системы (баланс возбуждения/торможения, церебрастенические, энцефалопатические проявления). Педзапущенность может быть сопутствующим диагнозом при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях поведения.

Лечение педагогической запущенности

Процесс устранения педзапущенности предполагает психолого-педагогическую и психотерапевтическую коррекцию. Параллельно осуществляется лечение неврологических, психических отклонений. Коррекционный процесс включает:

  • Занятия с психологом. Цель – устранение активно-волевых дефектов, страхов, рассеянности, застенчивости, обучение управлению эмоциями, возбуждением. Осваиваются навыки продуктивного межличностного взаимодействия. При снижении когнитивных функций организуются занятия, направленные на стимуляцию их развития.
  • Сеансы психотерапии. Проводятся индивидуально и в составе группы. Применяются методы внушения, самовнушения, убеждения. Отрабатываются адекватные эмоциональные реакции, навыки взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений. Параллельно повышается самопринятие, корректируется самооценка.
  • Социальную реабилитацию. Используется метод коррекции через труд, совместную деятельность. Под контролем наставника подросток включается в производственный процесс, учится устанавливать контакты в процессе работы. Происходит осознание своей полезности, нужности. Дети младшего возраста направляются в спортивные секции, творческие студии.

Прогноз и профилактика

Педагогическая запущенность – обратимое состояние. При комплексной поддержке специалистов прогноз благоприятный (при отсутствии психических и неврологических нарушений). Основной способ профилактики – устойчивые семейные ценности, адекватный психофизиологическим особенностям ребенка стиль воспитания. Важна приверженность родителей здоровому образу жизни, их умение устанавливать доброжелательные отношения внутри и вне семьи. Требования должны присутствовать, но их стоит правильно оформлять (просьбы, рекомендации), обосновывать целесообразность. Необходимо стимулировать познавательную, творческую, социальную активность, организовывать разнообразный досуг.


В каждом классе, начиная с начального звена, выделяется такая группа детей, которую можно отнести к категории трудных. Несмотря на то, что эта группа немногочисленна, вопрос запущенности детей должен решаться без откладывания.

Если запущена педагогика ребенка, (что значит отклонения в его нравственной области, недисциплинированность и поведение, выходящее за рамки нормального) , у него обнаруживается неспособность к обучению по стандартной школьной программе.

Отклонения в поведении могут быть вызваны некоторыми факторами:

· Недостатками воспитания в семье

· Негативным влиянием окружающей среды

· Многократной сменой школы или учителей.

Некоторые западные исследователи детской психики утверждают, что все отклонения могут быть вызваны наследственностью. Наши специалисты уверены, что отклонения в поведении таких детей все же продиктованы социальной средой, психологическими и педагогическими причинами (неправильные взаимоотношения в семье, ненормальный уклад жизни, ошибки воспитания) . Это печальный результат педагогических просчетов, игнорирования персонального подхода к ребенку или отсутствия внимания к нему; упущенная возможность коррекции и своевременного вмешательства и помощи.


Эти школьники из разряда трудных не оказались в общепринятом нормальном ходе воспитания и обучения; они не нашли здоровых отношений ни в семье, ни с учителями, ни со сверстниками, не смогли самоутвердиться и найти свою нишу в коллективе.

· проявление негативных черт характера, таких как грубость и агрессивность, лживость, упрямство, неподчинение и провокации, абсолютное отсутствие мотивации в обучении;

· проступки, попадающие под разряд правонарушений или преступлений.

Коррекция педагогически запущенных детей представляет из себя работу с подростками, нуждающимися в психологическом исправлении с целью восстановления полноценных функций личности. Достигается психокоррекция определенными мероприятиями для воздействия. Эта работа имеет некоторые принципы, которые педагогам необходимо учитывать:

· Люди, занимающиеся трудными подростками, должны иметь профессиональную компетентность.

· Важен учет норм возрастного развития подростка.


· В отношениях к этим детям всегда должна быть опора на их позитивные качества.

· Дифференцированный подход не только к детям, но и к каждой сложившейся психологической ситуации.

· Гуманизм – главная черта воспитателя запущенного подростка.

В коррекционной работе с запущенными детьми используется снятие напряженности, разбор и психоанализ проблемных моментов в работе, доверительное отношение и понимание подростка, метод ролевого взаимодействия между детьми в коллективе, мотивационное побуждение и поощрение с авансом, комментирование деятельности детей.

Работа с педагогически запущенными детьми следующая:

· Искусство как терапия

· Игровое ролевое научение, корректирующее поведение

· Обучение общению, коммуникации


· Научение поддержке коллектива

· Формирование новой адекватной самооценки, работа с различными страхами детей и так далее.

Коррекционную работу могут проводить психологи, воспитатели, учителя первого школьного звена, иногда родители. Эта деятельность выполняется в детской учебной группе, которая помогает восстановлению и развитию каждого участника.

Психокоррекционная программа включает следующие задачи:

Развитие у этих детей мотивации к учебе.

Создание желания ставить и достигать цели.

Освоение элементарных способов учебной деятельности.

Совершенствование речи, создание словарного багажа.

Преобразование самооценки через формирование уверенности в себе и своих способностях.


Работа с психологической эмоциональной областью: уменьшение агрессивности, напряженности и тревожного состояния, возбудимости. Коррекция необходима в области разума и воли детей.

В начале этой коррекции специалистам нужно ознакомиться с индивидуальностью ребенка, уровнем его развития и степенью запущенности. Важна эта деятельность не только с самим ребенком, но так же с его родителями и всем окружением.

Коррекционная программа осваивается на девяти занятиях, по одному на неделе; каждое занимает тридцать минут. Занятия можно проводить в любой форме: индивидуально или группой. Это зависит от степени запущенности детей. Каждый учебный урок состоит из трех частей: 1. Организационная, вводная часть. 2. Основная (игровой блок) . 3. Заключительная – рефлексия (размышление, самопознание) .

Лучше всего начать занятие игрой, снимающей напряжение в общении. Затем постепенно переходить к необходимым для психологической коррекции методикам и заданиям. Занятие должно быть дробным, с небольшими перерывами для отдыха и физической разгрузки в виде легких игровых физических упражнений.

Так же необходимым условием является правильное расположение ребенка по отношению к окну, так как если он будет сидеть лицом к нему, любые происходящие там события отвлекут его от главного. Так же рабочий стол детей должен по размеру подходить их росту.

Ребенок с другим типом нервной системы: закомплексованный, неуверенный в своих силах, боязливый, которого легко ранить, нуждается в доброжелательной обстановке ободрения, поддержки. Суровые меры воздействия, категоричное оценивание, резкость, грубый тон недопустимы в работе с такой категорией детей. Это может вызвать у них эмоциональный блок, чувство подавленности и уход в себя.

В коррекционной работе с трудными детьми очень важно правильно разговаривать с ними. Тон должен быть в обоих случаях дружественный, доброжелательный, спокойный, но строгий.

Занятие педагогически запущенными подростками – тяжелый труд, требующий больших затрат: энергии, упорства, терпимости к таким детям. Но, чего бы это ни стоило, восстановленная личность всегда перевесит затраченные на это силы.

Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами. Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента (Заседателева Э. С.) :

Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность, обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.

Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.

В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

Прежде чем приступить к социально-педагогической технологии коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте. Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики "трудного" ребенка.

По одному из подходов она может включать следующие компоненты:

1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям :

а) контактность с классным коллективом,

б) отношения с большинством педагогов,

в) реакция на педагогические требования,

г) податливость педагогическим воздействиям.

2. Уровень социально-ценного жизненного опыта:

а) опыт общения с людьми,

б) характер общения с людьми,

в) опыт участия в различных видах деятельности,

г) требовательность к себе при неудачах.

3. Я - концепция личности (эмоциональный аспект)

4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:

5. Уровень самоуправления поведением:

а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует,

б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность,

в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы.

Для диагностики педагогической запущенности В. Г. Баженов предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.

После проведения диагностики, выявив степень запущенности, возрастные, индивидуальные проявления педагогически запущенного, можно приступать к составлению коррекционной программы.

Зюбин Л. М. предлагает следующие формы коррекционной работы:

· выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе,

· привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей,

· постепенное усложнение учебных и общественных заданий,

· систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике,

· медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом,

· формирование правильной самооценки,

· осуществление мер нравственно-полового воспитания,

· оказание необходимой помощи в учебной деятельности,

· привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.

Следующий технологический этап - это определение эффективности воздействия на ребенка, выбранной социально-педагогической технологии и составляющих ее методик.

Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми преследует следующую цель - создание образа жизни, который позволит педагогически запущенному подростку управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение. Отсюда необходимость построения модели жизнедеятельности, труда, быта и отношений педагогически запущенных подростков в зоне ближайшего социального окружения, с тем чтобы учесть общее и индивидуальное в каждом из воспитанников, конкретные условия воспитания. Здесь переплетаются элементы педагогического диагностики, прогнозирования, моделирования, организации жизни подростков, контроля и самоанализа результатов воспитательной работы.

Технология работы с педагогически запущенными детьми.

1. Изучение всего контингента вновь поступивших учащихся, выявление трудных подростков, организация индивидуальной учебно-воспитательной работы с ними.

Цели работы: выявление трудных учащихся, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье, их ближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведения учащихся.

Формы и методы работы: изучение документации, беседы с учителями, с родителями, получение в необходимых случаях информации из инспекции по делам несовершеннолетних, беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ учащихся, выполненных на уроках, наблюдение за поведением учащихся в разных условиях их учебы, работы, досуга.

Основные исполнители: классный руководитель, преподаватели, родители учащихся - с привлечением других лиц, знающих подростков.

2. Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся.

Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно правового воспитания учащихся и способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива.

Формы и методы работы: приобщение учащегося к коллективной деятельности на уроках, обеспечение участия в различных общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности, отчеты учащегося перед коллективом; организация индивидуального шефства над ним с о стороны сверстников и взрослых; привлечение к общественно полезному труду; тренировка в нравственных делах и поступках; помощь в самовоспитании; систематическое использование поощрений и наказаний; разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.

3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения.

Цель работы (наряду с общими целями правового воспитания) : преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением.

Формы и методы: встречи с работниками милиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.

4. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Цели работы: обучение учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях.

Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха подростков в семье, поощрение за успехи в учебе.

5. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных учащихся.

Цели работы: выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.

Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков и секций, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных учащихся.

6. Работа с родителями педагогически запущенных учащихся.

Цель работы: изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.

Формы и методы работы: педагогический лекторий для родителей, деятельность родительского актива. На особый учет должны быть взяты родители - правонарушители и пьяницы и с целью индивидуального воздействия на них.

7. Половое воспитание.

Цели работы: наряду с решением общих по отношению ко всем учащимся задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье, специальных вопросов гигиены, физиологии интимных отношений) дополнительными целями в работе с педагогически запущенными учащимися являются : преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности, неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарного поведения.

Формы и методы работы: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с целью профилактики венерических заболеваний, индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские консультации.

22 июня. Война и дети Тяжелее всего приходилось во время войны детям. Детские сады и школы не работали, многие дети остались совсем одни, потеряли под бомбежками.

Гиперактивные дети Гиперактивные дети. В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки.

Выявлены существенные различия в уровне возбудимос­ти и гиперактивности, выражающиеся в слабой концентра­ции внимания, повышенном моторном беспокойстве и от-влекаемости, отсутствии страха в ситуациях повышенного риска, игнорировании социальных требований и культур­ных норм поведения.

В отношении со взрослыми запущенные дети чувстви­тельны к угрозе, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, час­то имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической де­ятельности. Запущенный ребенок пытается компенсировать

Таблица 12 Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте


Запущенный ребенок ощущает себя неумным, плохим учеником, непринятым, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их соци­ально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.

КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Комплексная психолого-педагогическая диагностика — это углубленный и всесторонний анализ ребенка: выявле­ние положительных сторон, недостатков и их причин, на­правленный на решение практических задач — гармониза­цию развития личности и повышение эффективности и це­лостного педагогического процесса.

Ее целью являются раннее выявление признаков и про­явлений социально-педагогической запущенности детей — определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнози­рование дальнейшего развития ребенка.

Содержательными критериями диагностики в рассмат­риваемом случае должны стать:

а) отсутствие патологии развития;

б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития;

в) неадекватная, не соответствующая возрастным требо­ваниям и индивидуальным возможностям активность ре­бенка каксубъекта общения и деятельности;

г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания;

д) общая средовая адаптация;

е) педагогическая трудность ребенка.

Названные критерии выведены из сущностных характе­ристик социально-педагогической запущенности в детском возрасте и экспериментально подтвержденных имманентно присущими ей признаками и проявлениями.

Автором книги разработан метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущен­ности детей (МЭДОС). В основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом и психологом. Метод оп­ределяет наличие или отсутствие состояния, выявляет кар­тину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений.




ШкалаI — СС (субъект самосознания):

1. Хочет быть слишком маленьким (большим).

2. Считает себя некрасивым.

3. Считает себя нездоровым.

4. Считает себя слабее других.

5. Не любит свое имя.

6. Не хочет быть девочкой (мальчиком).

7. Думает, что у него мало друзей.

8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.

9 Ему кажется, что дома он всем мешает

10 Ему кажется, что он глупее других

11. Считает себя не очень способным.

12. Полагает, что родители им недовольны.

13. Считает, что ему часто не везет.

14. Ему кажется, что учительница (воспитательница) им недовольна.

15. Считает, что у него все получается плохо, что он ничего не умеет.

16. Думает, что он плохой мальчик (девочка).

17. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто говорит об этом.

Шкала II— СО(субъект общения):

1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.

2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.

3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.

4. У него мало друзей.

5. Редко подходит к учителю по собственной инициативе.

6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).

7. Имеет только одного друга в группе (остальных детей игно­рирует).

8. Часто жалуется на детей в группе.

9- Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.

12. Мешает детям на уроках, в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.

13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.

14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружаю­щим.

15. Надоедает детям, пристает к ним.

16. Находится в плохих отношениях со сверстниками.

17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки.

18. Подражает хулиганским проделкам.

20. Избегает контактов с учителем.

21. Часто ведет себя невпопад.

Шкала III— СУД(су&ьект учебной деятельности): А. Мотивация учения

1. Нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.

2. В школу ходит потому, что там много детей.

3. Особой любознательности не проявляет.

4. К учению относится равнодушно, иногда отрицательно. 5: Ходит в школу без особого желания.

6. Не любит учиться.

7. Боится плохих оценок, потому что за них дома ругают или наказывают.

8. Не любит учиться, потому что его редко хвалят.

9. В школе не нравится, потому что там не любят плохих уче­ников.

Б. Учебно-познавательная активность

10. Не отличается прилежанием^к учению.

11. Особого интереса к определенному предмету не проявляет.

12. На уроках часто пассивен.

13. Вопросы задает редко и не стремится отвечать на них.

15. Домашние задания редко выполняет самостоятельно, если делает сам, то не очень качественно.

В. Целенаправленность и осознанность учения

17. С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его выполнить.

18. Быстро забывает условие и вопрос.

19. Чаще выполняет задание по стандарту.

20. Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с трудом.

21. Неуверен в правильности своих действий.

22. Недоволен результатами своей учебной деятельности. ШкалаIV — ОТ (общая тревожность):

1. Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым.

2. Ведет себя дома беспомощно.

3. Ведет себя дома неуклюже.

4. Чувствует себя в семье бестолковым.

5. Чрезмерно привязан к матери.

6. Держится обособленно от всех близких.

7. Слишком боится жалоб педагогов родителям.

8. Часто обманывает родителей.

9. Слишком часто вспоминает о семье.

10. Часто бывает в плохом настроении. ОТУ (школа)

1. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

2. Чрезмерно дружелюбен по отношению.к нему.

3. Часто приносит и показывает ему различные предметы.

5. Постоянно нуждается в помощи и поддержке.

6. Добивается монополии на педагога, но безуспешно.

7. Слишком озабочен, чтобы заинтересовать собой других.

8. Легко устраняется в случаях неудачи.

10. Рискует без надобности.

11. Играет исключительно с детьми старше или младше себя.

12. Неадекватно относится к оценкам окружающих. Шкала у— ВМ(воспитательный микросоциум): ВМС (семья)

1. Родители согласны, что частые наказания формируют силь­ный характер.

2. Родители считают, что их поведение должно быть непрек­лонным.

3. Работа родителей связана с командировками.

4. У родителей очень ответственные должности.

5. Ребенок часто пропускает занятия.

6. Он растет довольно неряшливым.

8. Родители могут пожаловаться на слабые способности ре­бенка.

9. Родители завидуют тем, у кого способные дети.

10. Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.

11. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьми.

12. Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о сво­ем ребенке и реже с ними встречаться.

13. Родителям редко удается посещать родительские собрания. ВМУ (школа)

1. Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем сим­патию.

2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников.

3. Учитель старается сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил класс.

4. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она соответствует целям обучения и воспитания.

5. Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, кото­рый этого заслуживает.

6. Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными, — в этом залог воспитания.

7. Педагог считает, что дети должны доверять учителю и де­литься с ним своими мыслями и переживаниями.

8. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь рабо­тая по четкому плану, строго его придерживаясь.

9." Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны прежде всего с его семейным воспитанием. ■

10. Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.

11. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка пе­ред знакомыми.

12. Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.

Шкала ДР (достоинства ребенка) (в произвольном порядке ответьте на вопросы в маленьком бланке): Что он любит? „

Что он умеет? Чего он хочет? Какой он?

Обработка результатов

Шкала II— СОопределяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании; утверждения 3, 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, в утвер­ждениях 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий соци­альный статус ребенка и его отвержении окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной не­адекватности ребенка, связанной со слабой социальной реф­лексией, а остальные демонстрируют способы защитно-ком­пенсаторного поведения социально отверженного ребенка.

Шкала Ш— СУДпоказывает уровень развития свойств субъекта учебной деятельности.

По этой шкале суждения 1—9 демонстрируют дисгармо­нии мотивации учения, 10—16 свидетельствуют о наруше-

ниях в учебно-познавательной активности ребенка, 17—22 характеризуют несформированность осознанности и целе­направленности обучения, опирающихся на психические но­вообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических про­цессов).

Шкала IV— ОТсодержит 22 суждения, 10 из них харак­теризуют семейную тревожность ребенка — ОТС; 12 сужде­ний содержат характеристики тревожности ребенка в школе —-ОТУ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указа­ний на отвержение запущенного ребенка референтными общ­ностями, его социальную дезадаптацию. Этот показатель в боль­шей степени характерен для младших школьников.

ШкалаV — ВМ имеет два варианта:

ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 сужде­ний) и

ВМУ — воспитательный микросоциум учреждений (10 суждений).

В этих суждениях отражаются неблагоприятная семей­ная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ре­бенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциа-лизированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количе­ство баллов по шкале диагностирует неблагоприятность со­циально-педагогической ситуации развития ребенка.

Дополнительно вводится шкала ДР(достоинства ребен­ка), которая в опроснике не зашифрована. Эта шкала со­держит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он? Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подхо­де к ребенку со стороны педагогов или родителей.

Имя, фамилия ребенка

I - СС1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

П — СО1 23456789 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

III - СУД1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

IV - ОТС123456789 10

ОТУ1 2 345678 9 10 11 12

V - ВМС1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

ВМУ1 23456789 10 11 12 Дата заполнения __________________

Читайте также: