Сообщение на тему сэсэны башкортостана

Обновлено: 30.06.2024

Женщина-сэсэн Розалия Султангареева

Добавить комментарий

Next Post

СЫРОМЯТНИКОВ Василий Степанович

СЫРОМЯТНИКОВ Василий Степанович (1885–1979), живописец и педагог. Один из основоположников профессионального изобразительного искусства Башкирии. Родился 14 августа 1885 года в деревне Зильдярово Белебеевского кантона Уфимской губернии, ныне Миякинского р-на РБ.

Похожие публикации

Приволжский военный суд и дела террористической направленности в других регионах

Не смотри в глаза медведю из Казани

Оренбург: не переиздать ли указ Петра Первого

Посреди России

информационно-аналитический журнал

Журнал о тех, кто живет посреди России — в Башкирии, Челябинской, Свердловской, Оренбургской, Самарской, Новгородской областях, Пермском крае, Мордовии, Татарстане, Удмуртии и Марий Эл.

Комментарии к событиям, мнения экспертов и аналитические обзоры по культуре, истории, краеведению, этнографии, православию и мусульманству, вопросам обороны и антитеррора. Материалы для лиц 18 +.

Сэсэн — поэт-импровизатор у башкир, певец и музыкант. Импровизации были в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбыры. В давние времена у каждого значимого рода был свой сэсэн. Конфликт между родами решался состязаниями сэсэнов на всеобщем празднике — йыйыне. Победа импровизатора означала победу его рода в конфликте. Также состязания сэсэснов проводились ради чистого искусства.

Сэсэны не только сами создавали, но запоминали и передавали из поколения в поколения традиции устной башкирской литературы.

В памяти народа сохранились имена многих сэсэнов 14-18 вв., тесно связанных с историей и духовной культурой башкир: Хабрау, Ерэнсэ, Кубагуша, Караса, Махмута, Баика Айдара и др.

19-20 век

Разрушение традиционного кочевого уклада жизни башкир повлияло и на башкирскую культуру, хранителем и создателем которой многие века были сэсэны. Традиции отмирали, вместе с ними и культура поэтов-импровизаторов. Влияние на общество оседлых башкир уменьшилось, их роль и количество снизилось. Среди известных сэсэнов того времени: Ишмухамет Мурзакаев, Габит Аргынбаев, Хамит Альмухаметов, Сабирьян Мухаметкулов, Шафик Аминев-Тамьяни, Валиулла Кулембетов.

Современное состояние

В 1943 году введено звание Народный сэсэн БАССР, сейчас Народный сэсэн Башкортостана или просто народный сэсэн (по аналогии с народный артист). Это звание, присваиваемое талантливым, народно любимым исполнителям: М.Бурангулова, Ф.Давлетшина, С.Исмагилова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Сэсэны – творцы и носители башкирского фольклора.

Цель урока: Рассмотреть образ сэсэна.

3) Краткая характеристика творчества сэсэнов Н. Юмрани, Ш. Шарифуллина, Г. Галиева, А. Гатиатуллина.

М. Бурангулов построил дом в своей родной деревне, занимался охотой, выезжал с 19 22 года в дальние деревни, собирая фольклорные материалы: исторические песни, легенды, обрядовые песни. Однажды знакомый охотник рассказал М. Бурангулову о том, что в одном из аулов живет старик, который знает множество народных сказок, легенд и песен. Бурангулов живо заинтересовался, запряг коня, положил в сани барана и уехал. Вернулся домой только через неделю, в хорошем настроении - ведь ему удалось записать немало интересного, а барана он подарил старику, жившему в бедности. С 1924 года М. Бурангулов жил и работал в деревне Тулян Мелеузовского района, преподавал в школе.

Мухаметша Бурангулов – старейший представитель башкирской литературы советского периода. Он автор пьес, которые и сегодня не сходят со сцены, кубаиров, которые и сейчас известны многим. Его главная заслуга заключается в том, что он сохранил для потомков сокровища народной поэтической мысли – в архиве АН республики хранятся записи многих сказителей, собранные М. Бурангуловым.

Творчество сэсэнов – башкирских сказителей и их предшественников - йырау вызывает огромный научный интерес всех тех, кто занимается фольклором тюркских народов. Этот институт сыграл важную роль в социальной, духовно-нравственной жизни народа, в сохранении и приумножении традиций фольклора, обогащении его новыми мотивами и образами. Новый резонанс в общественности вызывает возвращение традиций сказительства в советский период истории страны. Вместе с ним прослеживается новый уровень в изучении фольклора и изустной литературы. Составляются сборники – хрестоматии произведений, где дается и идейно-тематическая оценка сэсэнов, начиная с древности и заканчивая сказителями XX столетия среди которых имена: М. Бурангулова, С. Исмагилова, Ф. Давлетшина и др. Значительный вклад в изучение творчества сэсэнов вносит академик Г.Б. Хусаинов. В его работах обозревается творчество сэсэнов в контексте истории, в глубинных связях с древними башкирскими йырау, в плане преемственности фольклорных традиций.


3. Габитов Х.А. О народной поэзии // Башкорт аймагы. – 1925. - № 1. – С. 32. (на башк. яз.); Вильданов Г. Кубаиры // Башкорт аймагы. – 1927. - № 4. – С. 40–46. (на башк. яз.).

5. Сафуанов С.Г. Народный сэсэн Саит Исмагилов // Исмагилов С. Песни сэсэна. – Уфа, 1964. – С. 3–9. – на башк. яз.; Ахмедьянов К. Фарах-сэсэн // Давлетшин Ф. Голос сэсэна. – Уфа, 1967. – С. 3–8. (на башк. яз.).

6. Сказительское и литературное творчество Мухаметши Бурангулова: сборник статей. – Уфа, 1992. – 121 с.

7. Хусаинов Г.Б. Место и роль сэсэнов в истории башкирской литературы // Из истории башкирской литературы. – Уфа, 1975. – С. 26–43. (на башк. яз.).

Творчество сэсэнов всегда имело широкий общественный резонанс. Оно приобретает большое организующее, консолидирующее значение в пору, когда разрозненные башкирские роды и племена, с вхождением в состав Русского государства, стали объединяться в единый союз. И в последующем институт сэсэнов сыграл не менее важную роль в социальной, духовно-нравственной жизни народа, в сохранении и приумножении традиций фольклора, обогащении его новыми мотивами и образами.

Переход к планомерному, системному изучению творческого наследия сэсэнов в контексте многовековой художественной культуры башкирского народа приходится на 70-е годы. Такое связано с началом подготовки к изданию многотомного свода произведений башкирского народно-поэтического творчества и многотомной истории родной литературы.

Значительную ясность в изучение проблемы, связанной с историей и поэтикой сэсэнов, вносит Г. Хусаинов. Одна из работ учёного посвящена определению места и роли сэсэнов в развитии фольклора и письменной литературы башкир [7]. Согласно поставленной в одной из своих статей проблеме, автор приводит ранее неизвестные фрагменты из биографий сэсэнов, добавляет некоторые новые штрихи к их творческому портрету. Называются имена сэсэнов, созидавших свои произведения до 20-го столетия, которые позднее стали яркими представителями советской школы сэсэнов - М. Бурангулов, С. Исмагилов, Ф. Давлетшин и др. К тому же в работе Г. Хусаинова обозревается творчество сэсэнов в контексте истории, в глубинных связях с древними башкирскими йырау, в плане преемственности фольклорных традиций.

Всестороннему рассмотрению и объективной оценке подвергнуто творческое наследие первого башкирского народного сэсэна Мухаметши Бурангулова в сборнике статей [6], приуроченном к 100-летию со дня его рождения. Следует заметить, что этот долгожданный труд являет собой заметное достижение в башкирской фольклористике в плане изучения поэтических традиций института сэсэнов и устно-поэтического творчества башкир.

Башкирские сэсэны, их имена и жизнь, общественная деятельность и, разумеется, творчество представляют собой уникальное явление в истории башкирского народа, во всем устно-поэтическом пространстве тюркоязычного мира. Эти истинно народные поэты, духовные предводители башкирских родов и племен, были настоящими поборниками свободы и справедливости, демократизма и гуманизма.

В произведениях сэсэнов объединены в традиции фольклора и литературы. Такое единство определяется во многом устойчивостью жанровой и образно-стилевой систем в творчестве сэсэнов, которые к тому же носят подвижный, изменчивый характер. Так, в начале ХIХ в. поэтика сэсэнов переживает своеобразную эволюцию: вместо сэсэнов, сочинявших и исполнявших эпические произведения, в основном кубаиры, приходят сэсэны, в репертуаре которых начинают преобладать песенный жанр.

По справедливому утверждению ученых-фольклористов, сэсэны советского периода выступают одновременно и хранителями творческого наследия прошлого, и авторами оригинальных, собственных произведений - в устной и письменной формах. При этом они дают предпочтение индивидуальному творчеству, стремясь, тем самым, внести посильный вклад в духовную сокровищницу родного народа.

Творчество сэсэнов в условиях Гражданской войны, индустриализации и коллективизации страны и в связанных с ними событиях приобретает новый размах, проявляется в разных темах и жанрах, образах и стилях. Так, талант М. Бурангулова как сэсэна раскрывается в эти годы преимущественно в жанре кубаир. Тот энтузиазм, с которым он записывал полузабытые в народе тексты героических сказаний, сочинял их новые образцы, объясняется несомненным благотворным влиянием, который оказывали на него Габит-сэсэн, другие талантливые личности.

Валиулла Кулембетов, беззаветно преданный родному фольклору, предпочитающий его эпические формы, стремился, как и М. Бурангулов, к созданию произведений в жанровых традициях кубаира. Мастерство Гиндуллы Усманова проявился в основном в переложении им древних сказок в формы традиционного литературного стиха. В творчестве Саита Исмагилова доминирует песенная стихия и аллегорическое восприятие явлений действительности. Поэтические речи Фарраха Давлетшина свойственен тонкий юмор, афористичность выражения мыслей.

В творчестве башкирских сэсэнов пафос созидания контрастирует с человеческими пороками, социальными негативами. Характерны в этом отношении баиты, написанные Ф. Давлетшиным, а также стихотворные рассказы Г. Усманова, сатирические стихотворения С. Исмагилова, басни Г. Галиева, сказки В. Кулембетова и др.

Как мне не петь, не радоваться?

Ведь, в моей стране жить - счастье!

С веками сложилась такая типология, что творческая и гражданская активность башкирских сэсэнов заметно возрастала в поворотные моменты, когда решалась судьба народа, страны. Широкий резонанс получает творчество и общественная деятельность сэсэнов в годы Великой Отечественной войны. В начальные дни и месяцы битвы с фашизмом они выступали пламенными патриотическими воззваниями перед участниками митингов, воинами, уезжающими на фронт, тружениками тыла, демонстрируя мобилизующую силу слова сэсэна.

В произведениях сэсэнов, преимущественно в кубаирах, тема защиты Родины и проблемы патриотизма рассматриваются в тесном взаимодействии с такими элементами, которые приобрели в данном случае ассоциативный характер: имена знаменитых личностей, славных сынов народа, традиционный образ Урал-тау, а также конкретные факты и события из истории башкир.

На творчестве сэсэнов советского периода сильно проявляется влияние письменной литературы. Оно отразилось по-разному. Например, такие сэсэны, как Гатаулла Галиев, Сайфулла Сагитов, Шайдулла Шарифуллин, успешно освоили традиции и формы лирики. Известны авторы, ставшие мастерами одного жанра. Такое стало возможным благодаря расширению сэсэнами возможностей стиха, обогащению его фольклорными средствами в целях создания образов современных героев. Так, в поэзии Саита Исмагилова стихотворный жанр бытовал в двух стилевых направлениях, с одной стороны, утверждал в аллегорической форме оптимизм и мажорное настроение народа в послевоенное время, с другой стороны, высмеивал отдельные человеческие пороки, социальные негативы в обществе в сатирико-юмористической направленности.

Фольклорные и литературные элементы синтезировали в себе сатирические сказки В. Кулембетова, басни Ф. Давлетшина и Г. Галиева, частушки (такмактар) и шуточные песни (шаян йырҙар) И. Смакова и А. Гатиатуллина. Получает развитие в творчестве поэтов- импровизаторов стихотворная форма призыва, поэтического обращения, баиты об Афганской войне и др.

Творчество башкирских сэсэнов представляет собой уникальное явление как в духовной культуре башкирского народа, так во всем устном народнопоэтическом пространстве тюркоязычного мира. Их творчество, как и деятельность среднеазиатских акынов, кавказских ашугов, получило широкое общественное признание и всенародную любовь.

Рецензенты:

Читайте также: