Сообщение о любой организации и ее корпоративной социальной ответственности

Обновлено: 02.07.2024

Корпоративная социальная ответственность компаний является важной составляющей корпоративных коммуникаций. Блок КСО можно разделить на две части:

— исполнение этических норм и профессиональных правил, социальная ответственность перед всеми стейкхолдерами и следование законам (даже в тех случаях, когда законодательство легко обойти);

— получение конкурентных преимуществ благодаря инструментам КСО.

Первый раздел КСО является стандартным и обязательным для всех организаций. Для российской действительности это выполнение законодательства в части трудового кодекса, забота о сотрудниках, обеспечение их социальных гарантий, соблюдение законов о защите прав потребителей, о конкуренции, налогового законодательства и т.д. Кроме того, социально ответственная компания должна не только выполнять необходимый минимум, предусмотренный государством, но и вносить свой дополнительный вклад — думать не только о получении прибыли, но и о нуждах сотрудников в широком смысле (например, об их профессиональном развитии), о защите окружающей среды и культурного наследия и т.д. Иными словами, любая компания должна вести себя ответственно, не рассчитывая на бенефиты и отдавая себе отчет в том, что она является частью общественно-культурной среды и должна способствовать ее развитию. В противном случае компания рано или поздно будет вытеснена этой общественно-культурной средой.

КСО как частно-государственное партнерство

Согласно общепринятому определению, частно-государственное партнерство — это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

В 2015 г.* РСПП совместно с агентством FleishmanHillard Vanguard провели исследование ключевых каналов и инструментов коммуникации с точки зрения крупнейшего российского и иностранного бизнеса в стране.

Это исследование показало ряд интересных тенденций в таких областях, как взаимодействие с основными стейкхолдерами, инструменты сотрудничества бизнеса и власти, социальные программы и социально ответственное предпринимательство в рамках взаимодействия с обществом и властью, структурные особенности коммуникаций бизнеса с обществом и властью

Сфера КСО-программ. Основной целью как российских, так и международных компаний при формировании КСО-стратегий является создание и поддержание позитивной репутации компании (4, 43 и 4,67 баллов из 5 соответственно). В качестве важнейших целей отмечаются также следующие: развитие корпоративной культуры и повышение лояльности сотрудников (4,41 и 4,17 соответственно), реализация социальных программ в регионе присутствия (для российских компаний), решение конкретной социальной проблемы и установка тесных контактов с теми или иными целевыми аудиториями на региональном уровне (менее на федеральном уровне). Также отмечаются такие цели, как привлечение клиентов и сотрудников и укрепление позиций компании на рынке относительно конкурентов. Опрошенные компании показали, что для развития программ КСО для них важна поддержка со стороны государства. При этом российские компании указали большую заинтересованность в поддержке (4,13 из 5), чем иностранные (3 балла).

Отвечая на вопрос, каким образом государство могло бы поддерживать КСО-программы бизнеса, респонденты указали следующие основные направления:

— инициирование секций/колонок в СМИ, посвященных КСО-проектам (76% российских компаний, более 50% — иностранных компаний);

— участие профильных министерств/ведомств в КСО-проектах (62% и 83% соответственно);

— организация и вручение наград/премий лучшим КСО-проектам (74% и 55% соответственно).

Также отмечались такие направления, как общая поддержка освещения КСО-проектов в государственных СМИ и вручение личных наград/дипломов/грамот представителям бизнеса за лучшие КСО-проекты.

В качестве основных каналов продвижения КСО-проектов опрошенные компании указали: участие в профильных конференциях, проведение кампаний в СМИ, личные встречи со стейкхолдерами и участие в премиях и конкурсах.

Корпоративное управление проектами КСО. Принятие решений о выборе проектов КСО осуществляется в компаниях различными корпоративными структурами. Преимущественно такие решения принимаются топ-менеджментом компании (в 88% случаев — в российских компаниях, в 67% — в иностранных). Также большую роль в выборе проектов КСО играет совет директоров (50% и 52% соответственно). Российские компании отличают активное участие в КСО крупнейших акционеров (в 16% случаев) и невысокая степень влияния внутренних и внешних экспертных советов. В иностранных компаниях часть решений по проектам КСО делегируется внутренним экспертным советам и (или) руководителям направления КСО (совокупно более 45%).

Картина инвестиций в КСО на фоне актуальных экономических вызовов довольно оптимистична. Лишь 15% опрошенных российских компаний снизили расходы на КСО. Более 57% российских и 83% иностранных компаний сохранили инвестиции в эту сферу на том же уровне. Рост инвестиций в КСО отмечен у некоторых российских (небольшой — у 10% опрошенных, существенный — у 18%) и иностранных компаний (небольшой — у 17%).

Учебник и практикум "Связи с общественностью", авторы Елена Фадеева, президент КГ "Орта" и генеральный директор FleishmanHillard Vanguard, Алексей Сафронов, генеральный директор КГ "Орта", Мария Красильникова, вице-президент КГ "Орта".​ КГ "Орта"

Что такое корпоративная социальная ответственность (КСО)?

Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это саморегулирующаяся бизнес-модель, которая помогает компании нести социальную ответственность – перед самой собой, своими заинтересованными сторонами и общественностью. Практикуя корпоративную социальную ответственность, также называемую корпоративным гражданством, компании могут осознавать, какое влияние они оказывают на все аспекты жизни общества, включая экономические, социальные и экологические.

Участие в КСО означает, что в ходе обычной деятельности компания действует таким образом, чтобы улучшить общество и окружающую среду, вместо того, чтобы оказывать им негативное влияние.

Понимание корпоративной социальной ответственности (КСО)

Корпоративная социальная ответственность – это широкое понятие, которое может принимать разные формы в зависимости от компании и отрасли. Благодаря программам КСО, благотворительности и волонтерским усилиям компании могут приносить пользу обществу, одновременно продвигая свои бренды.

КСО важна для сообщества, но не менее важна для компании. Деятельность в области корпоративной социальной ответственности может помочь укрепить связь между сотрудниками и корпорациями, повысить моральный дух и помочь сотрудникам и работодателям почувствовать себя более связанными с окружающим миром.

Ключевые выводы

  • Корпоративная социальная ответственность важна как для потребителей, так и для компаний.
  • Starbucks является лидером в создании программ корпоративной социальной ответственности во многих аспектах своего бизнеса.
  • Программы корпоративной ответственности – отличный способ поднять моральный дух на рабочем месте.

Чтобы компания была социально ответственной, она, прежде всего, должна быть подотчетна себе и своим акционерам. Часто компании, внедряющие программы КСО, развивают свой бизнес до такой степени, что они могут приносить пользу обществу. Таким образом, КСО – это в первую очередь стратегия крупных корпораций. Кроме того, чем заметнее и успешнее корпорация, тем больше у нее ответственности за установление стандартов этического поведения для своих коллег, конкурентов и отрасли.

Краткий обзор

Малые и средние предприятия также создают программы социальной ответственности, хотя их инициативы не так широко освещаются, как крупные корпорации.

Пример корпоративной социальной ответственности

Starbucks давно известна своим острым чувством корпоративной социальной ответственности и приверженностью устойчивому развитию и благосостоянию общества.По данным компании, Starbucks достигла многих вех в области корпоративной социальной ответственности с момента открытия своих дверей.Согласно отчету о глобальном социальном воздействии за 2019 год, эти вехи включают в себя получение 99% кофе, полученного из этичных источников, создание глобальной сети фермеров, внедрение экологически чистых зданий во всех магазинах, вклад в миллионы часов общественных работ и создание новаторской программы колледжей для своих партнер / сотрудники.

Цели Starbucks на 2020 год и последующий период включают в себя найм 10 000 беженцев, снижение воздействия своих чашек на окружающую среду и привлечение сотрудников к лидерству в области охраны окружающей среды. Сегодня существует много социально ответственных компаний, бренды которых известны своими программами КСО, например, мороженое Ben & Jerry’s и розничный торговец одеждой Everlane.2

Особые соображения

В 2010 году Международная организация по стандартизации (ISO) выпустила набор добровольных стандартов, призванных помочь компаниям реализовать корпоративную социальную ответственность.В отличие от других стандартов ISO, ISO 26000 предоставляет руководство, а не требования, потому что природа CSR является скорее качественной, чем количественной, и ее стандарты не могут быть сертифицированы.

Вместо этого ISO 26000 разъясняет, что такое социальная ответственность, и помогает организациям претворять принципы КСО в практические действия.Стандарт предназначен для всех типов организаций, независимо от их деятельности, размера или местонахождения.И поскольку многие ключевые заинтересованные стороны со всего мира внесли свой вклад в разработку ISO 26000, этот стандарт представляет собой международный консенсус.

Часто задаваемые вопросы

Что такое корпоративная социальная ответственность (КСО)?

Термин корпоративная социальная ответственность (КСО) относится к практике и политике корпораций, которые призваны оказать положительное влияние на мир. Ключевая идея КСО заключается в том, чтобы корпорации преследовали другие просоциальные цели, помимо максимизации прибыли. Примеры общих целей КСО включают минимизацию внешних воздействий на окружающую среду, продвижение волонтерства среди сотрудников компании и пожертвования на благотворительность.

Зачем компании внедрять КСО?

Многие компании рассматривают КСО как неотъемлемую часть имиджа своего бренда, полагая, что клиенты с большей вероятностью будут вести дела с брендами, которые они считают более этичными. В этом смысле деятельность по КСО может быть важным компонентом корпоративных связей с общественностью. В то же время некоторые основатели компаний также заинтересованы в КСО в силу своих личных убеждений.

Какое влияние оказывает корпоративная социальная ответственность?

Движение к КСО оказало влияние на несколько областей. Например, многие компании предприняли шаги для повышения экологической устойчивости своей деятельности с помощью таких мер, как установка возобновляемых источников энергии или покупка компенсации за выбросы углерода. При управлении цепочками поставок также были предприняты усилия по устранению зависимости от неэтичной практики труда, такой как детский труд и рабство. Хотя программы КСО обычно были наиболее распространены среди крупных корпораций, малые предприятия также участвуют в КСО через менее масштабные программы, такие как пожертвования местным благотворительным организациям и спонсирование местных мероприятий.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это концепция поочерёдных финансовых, экологических, а также общественных мер фирмы, реализуемых на базе непрерывного взаимодействия вместе с причастными сторонами и обращённых на уменьшение нефинансовых рисков. Это долговременное усовершенствование имиджа и деловой репутации компании. При этом играет важную роль предоставление доходности и стабильного развития предприятия.

  • Сущность понятия
  • Важные особенности
  • Видовой состав
  • Внутренняя ответственность
  • Определение внешней КСО
  • Роль в деятельности компании

Социальная ответственность корпораций

Сущность понятия

Человеческая жизнедеятельность есть только тогда, когда она организована установленным способом. Организация — это её регулирование согласно многофункциональному содержанию, разделение в пространстве и времени, направленность на результат установленных целей. Человек проживает в мире и реализовывает собственную жизнедеятельность вместе с учётом работы прочих людей.

Это рассуждение выражается в осознании своих интересов и ценностей, но, кроме того, в понимании пристрастий и ценностей остальных индивидуумов. И это выражается в одном из главных условий организации ответственности. Это координационная точка зрения, обеспечивающая выдержку и более действенное расположение лица к собственным обязанностям.

Корпоративная социальная ответственность

Именно поэтому обязательство является средством управления, одним из рычагов влияния на активность индивидуума и группы в целом. Определяя установленные меры и типы ответственности, собственный контроль, начальник влияет на активность людей, сдерживая их едиными интересами, ценностями, а также потребностью принимать во внимание имеющиеся обстоятельства.

Ответственность пронизывает все степени иерархии системы управления. Она определяет жизнедеятельность любого члена команды, в том числе и активность самого менеджера. А также она сопровождает каждое административное решение и установленным способом определяет его свойство, статус и роль в действиях управления. Корпоративная ответственность — это база деловой дисциплины и компонент культуры учреждения.

Важные особенности

Общественная обязанность — это умение учреждения либо компании оценивать влияние собственной работы на стойкое формирование сообщества. КСО — это механизм, с поддержкой которого допускается воздействовать на общественность, обеспечивая стойкое развитие.

В целом КСО содержит в себе:

Ксо это

  • производство необходимого числа продукции и услуг, свойство которых отвечает абсолютно всем неотъемлемым эталонам, при этом соблюдаются всегда легитимные условия к ведению бизнеса;
  • соблюдение права сотрудников на надёжный труд при установленных общественных гарантиях, в том числе формирование новых рабочих зон;
  • содействие высококлассному развитию и увеличению квалификации персонала;
  • охрана окружающей среды и экономность невозобновимых ресурсов;
  • охрана культурного наследия;
  • поддержка усилий органов власти в формировании территории, в которой находится учреждение, предоставление поддержки районным общественным органам;
  • помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам, а также одиноким престарелым людям;
  • соблюдение общепризнанных законных и моральных норм ведения бизнеса.

Сегодня имеется несколько определений этого понятия.

Видовой состав

КСО — это непростое и многомерное явление, мировоззренческие основные принципы которого были приняты ещё в половине ХХ столетия. На сегодняшний день КСО, как правило, подразумевается как комплекс обязательств, взятых на себя фирмами за результаты и последствия собственной работы. По-другому это ещё именуют общественной ответственностью бизнеса.

Корпоративная социальная ответственность это что такое

В настоящее время КСО бизнеса представляется стратегическим ориентиром в разработке корпоративных стратегий современных учреждений, и это поясняется ежегодным повышением уровня интеграции финансовых действий в обстоятельствах глобализации, что подразумевает обеспечение коллективной прозрачности, общественной ответственности и производительности бизнеса. В то же время теория КСО раскрывает пред передовыми организациями вероятность позиционировать себя как верного работодателя и благополучно формирующуюся организацию, функционирующую в согласовании с международными стандартами и условиями современного рынка.

Внутренняя ответственность

Внутренняя КСО, как правило, подразумевается, как общественные инвестиции и активность которой ориентированы внутри фирмы и нацелены на её внутренних работников.

Она базируется на социальном суждении, что любой бизнес, кроме извлечения выгоды и уплаты налогов, обязан беспокоиться о собственных сотрудниках корпорации. В согласовании с этим определённая значимость во внутренней общественной ответственности бизнеса может проявляться и ей отводится роль развития и реализации политики в отношении персонала.

Сущность внутренней КСО может регламентироваться и она обусловливается её элементным составом, что содержит в себе:

Ксо корпоративная ответственность

  • обеспечение безопасных условий работы;
  • гарантия устойчивой и приличной зарплаты;
  • организация вспомогательного медицинского и общественного страхования сотрудников и членов их семей;
  • развитие профессионального потенциала значится посредством осуществления тренировочных проектов, программ повышения квалификации сотрудников.

Особая роль обычно отводится обеспечению защищённости и здоровья, но, кроме того, предупреждению абсолютно всех видов дискриминации. Они являются первоочерёдными вопросами предмета.

Определение внешней КСО

Внешняя корпоративная социальная ответственность, как правило, подразумевается как тождественная КСО, общественные вложения и активность которой ориентированы на внешнюю сферу компании и поэтому нацелены на её внешних составляющих стейкхолдеров.

Корпоративной социальной ответственности

К наиболее значимой наружной заинтересованной стороне направления относиться:

  • потребитель;
  • поставщик;
  • государство;
  • местная община;
  • социально ориентированное общество в целом.

В другом случае внешнюю корпоративную социальную ответственность допускается установить как коллективную общественную политику, реализуемую организацией для регионального общества в местности собственного пребывания. Это находит собственное ответственное отображение в осуществлении разных общественно важных событий и проектов внешней ориентированности.

Роль в деятельности компании

Следует заметить, что в настоящее время не имеется общего, общепризнанного метода или типологии построения понятий на объекте учреждения. В то же время развитие позитивной деловой репутации непосредственно связано с формированием стабильного корпоративного имиджа.

Корпоративный имидж

От формирования совокупности стиля, отражённом в меморандуме компании, зависит улучшение абсолютно всех элементов коллективного управления, в том числе культуры, работы и информированности общественности о предприятии.

Корпоративная социальная ответственность компании

Понятие корпоративной социальной ответственности в обиход мирового бизнес-сообщества вошло в 50-х — 60-х годах прошлого столетия, когда данная концепция стала внедряться на предприятиях США и Канады. На тот момент оно воспринималось исключительно как забота о персонале собственной компании и оказание помощи местным органам власти. В 70-е годы в связи с ростом беспокойства о состоянии окружающей среды понятие корпоративной социальной ответственности стало включать в себя и заботу об экологической ситуации в своей стране.

Сегодня западные теоретики менеджмента, говоря о корпоративной социальной ответственности, предлагают концепцию 3P. Данная концепция предполагает, что руководители предприятий будут уделять равное внимание работе на прибыль (profit), заботе о персонале, клиентах и партнерах (people) и мероприятиям, направленным на защиту окружающей среды (planet).

Исторический опыт США

В США о корпоративной социальной ответственности начали задумываться еще в конце XIX — в начале XX вв. Многие американские политики и бизнесмены выражали уверенность в том, что предприятия обязаны всячески содействовать общественному благосостоянию. Например, сталепромышленник Эндрю Карнеги спонсировал строительство более чем 2 тысяч публичных библиотек. А Джон Рокфеллер создал благотворительный Фонд Рокфеллера.

Однако в 30-е годы в США разразилась Великая депрессия, и руководители компаний перестали задумываться о какой бы то ни было социальной ответственности корпораций. Люди отнеслись к этому с пониманием, поскольку сами ждали от бизнеса только прибыли и наличия рабочих мест.

Примерно в середине 50-х годов в США укреплялось сотрудничество между бизнесом и правительством, был создан комитет по экономическому развитию. В него вошли самые видные представители мира бизнеса с целью консультировать правительство по экономическим вопросам. Значение этого комитета возрастало, поскольку увеличивалась степень участия делового сообщества в решении проблем государственной и социальной политики.

В настоящее время все ведущие американские компании выстраивают свои стратегии долгосрочного развития, основываясь на принципах корпоративной социальной ответственности. Например, сеть ресторанов быстрого питания McDonald's перешла на упаковочные материалы из небеленой бумаги вторичного производства и тем самым на 30% снизила объем своих твердых отходов.

Руководители многих западных компаний поняли: ценой, качеством и функциональностью продукта удивить потребителя становится все сложнее и сложнее. И выделиться на фоне конкурентов — тоже. Главными козырями бизнеса становятся эмоциональная вовлеченность клиентов и общие ценности производителя и покупателя. А концепция корпоративной социальной ответственности — именно то, что поможет эффективно использовать эти козыри.

На российской почве

Крупные отечественные компании постепенно переходят на международные стандарты корпоративного управления, внедряя в том числе и концепцию социальной ответственности. К сожалению, Россия часто перенимает западные теории, не будучи к ним экономически подготовленной. Как утверждают специалисты, наибольшую активность во внедрении КСО проявляют только те компании, которым нужен выход на мировой рынок.

Однако не может не радовать тот факт, что социальная ответственность бизнеса перестала быть пустым звуком для российских предпринимателей.

Если говорить о филиалах иностранных компаний в России, то о том, как работает концепция корпоративной социальной ответственности, рассказал директор по коммуникациям, благотворительным и спонсорским проектам JTI в России Анатолий Верещагин: «На глобальном уровне JTI выделяет три основных направления социального партнерства. Но в России мы принципиально сконцентрировались на двух. Первое направление — это поддержка старшего поколения и повышение уровня грамотности взрослого населения. В этом направлении мы помогаем пенсионерам и участникам Великой Отечественной войны.

Последние несколько лет вместе с общественными фондами и местными органами власти мы проводим специализированные программы помощи пожилым людям — "Серебряная весна" и "Осень надежды". Это масштабные проекты, которые проводятся одновременно в трех российских регионах — Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области — и охватывают более 10 тысяч ветеранов и пенсионеров. Накопленный опыт мы использовали для запуска новой большой инициативы — Программы социального партнерства JTI. Программа направлена на помощь ветеранам Великой Отечественной войны и отличается обширной географией. При этом в обоих случаях наша помощь не ограничивается только материальной поддержкой. Одна из важнейших задач всех программ — с помощью праздничных концертов создать условия условий для активного участия пожилых в социальной жизни и помочь им чувствовать себя полноценными членами общества.

Итак, система корпоративной социальной ответственности не только предоставляет бизнесмену возможность продемонстрировать свою гражданскую позицию, но и является действенным инструментом, с помощью которого можно существенно повысить конкурентоспособность компании. КСО помогает развивать новые продукты и производства, а затраты на социальные программы окупаются за счет выросшей лояльности клиентов.

Читайте также: