Сообщение на тему реставрация

Обновлено: 02.07.2024

(от позднелат. restauratio - восстановление), широкое понятие, охватывающее все виды и способы укрепления и восстановления искажённых, повреждённых или разрушенных памятников истории и культуры (отдельных архитектурных сооружений и их комплексов, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и др.). В отличие от ремонта, работы по реставрации памятников архитектуры основаны на результатах их всестороннего научного исследования и проводятся, как правило, специальными методами, отличными от практики современного строительства. Отдельные попытки реставрации предпринимались уже в античности, но вполне осознанный характер она получила только на рубеже XVIII-XIX вв. На протяжении XIX в. методы реставрации менялись в зависимости от формулировки её целей. Ошибочное стремление к полному восстановлению, иногда даже "улучшению" первоначального облика зданий стимулировало их произвольные перестройки и дополнения. Существенный вклад в развитие научной методики реставрации внёс французский архитектор Э. Э. Виолле-ле-Дюк, обосновавший обязательность глубокого изучения стилистики и строительной техники как самого восстанавливаемого памятника, так и всей архитектуры эпохи его создания. Эрудиция и личная одарённость позволили ему в ряде реставраций добиться удовлетворительных результатов (реставрация собора в Амьене, 1845), но некоторые его концепции (необходимость воссоздания стилистически цельного облика здания, допустимость замены и переделки любых частей здания, если они нарушают единство его стиля и т. п.) способствовали широкому распространению в середине - второй половине XIX в. так называемых стилистических реставраций, часто приводивших к искажению или утратам подлинных частей памятников архитектуры. Научная теория реставрации, исходящая из приоритета документальной подлинности памятников, сложилась в конце XIX - XX вв. в высказываниях и практической деятельности Н. Баланоса в Греции, К. Бойто, Г. Джованнони в Италии, Ш.Бюльса в Бельгии, П. П. Покрышкина, И. Э. Грабаря в России и др. В современной реставрации различаются 3 основных метода: консервация, направленная на сохранение памятника в дошедшем до нас виде и оставляющая в неприкосновенности его подлинность; фрагментарная реставрация, выявляющая скрытые под историческими наслоениями особенности архитектуры, конструкции, строительной истории памятника; целостная реставрация, применяемая как исключение к сравнительно недавно разрушенным, имеющим выдающееся национальное значение, памятникам и предусматривающая полное восстановление их облика. Работам по реставрации предшествует всестороннее исследование памятника - натурное (изучение причин его повреждения, состояния материалов и конструкций, строительной периодизации, сохранившихся целиком или фрагментарно первоначальных деталей и элементов и т. д.) и историческое (анализ письменных источников и изобразительных материалов, стиля памятника и т. п.). Выбор конкретного реставрационного решения зависит от степени искажения, технической сохранности, современного функционального использования объекта реставрации, но в его основе должны лежать некоторые общие принципы: наименьшего возможного изменения памятника в процессе реставрации, обязательного визуального выделения, а при необходимости - лёгкого удаления всех вновь добавленных элементов. Разборка подлинных частей зданий как правило, исключается, сохраняются ценные в историческом и художественном отношении наслоения, восстановление разрушенных элементов производится только на основе бесспорных данных об их прежнем облике. Для укрепления и сохранения памятников допускается использование новейших достижений строительной механики, различных физико- химических методов.

Целью реставрации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства обычно является их укрепление и раскрытие от искажающих наслоений. Как и реставрация памятников архитектуры, она базируется на тщательном предварительном исследовании материалов, технологии создания причин и видов разрушения объектов реставрации (с помощью спектрального, хроматографического микрокристаллического и других анализов, рентгенографирования, макро и микрофотографирования, обследования в инфракрасных лучах и т. д.), на глубоком изучении истории искусства и материальной культуры. В процессе реставрации проводится структурное укрепление произведения путём применения родственных (например, известковая вода для монументальной живописи, животные клеи для грунта икон и масляной живописи, для красочного слоя клеевой живописи) или специальных синтетических материалов, исправляются их деформированные части, восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы (потемневшие лаки и олифа произведения живописи, рыхлая патина изделий из медных сплавов и др.). частично или полностью удаляются позднейшие дополнения к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства. В живописи дополнения сохраняются, если они не мешают восприятию сохранившихся авторских частей произведения; если поздние живописные слои имеют собственную историческую или художественную ценность, их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Произвольная реконструкция утраченных элементов изобразительного и декоративно-прикладного искусства недопустима, как исключение она проводится в масляной и других видах живописи при условии изоляции авторского красочного слоя и грунта от восполнений.

В СССР реставрация памятников истории и культуры осуществляется силами и под контролем государственных учреждений. Уже в мае 1918 по инициативе И. Э. Грабаря была создана Всероссийская реставрационная комиссия, преобразованная затем в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Проведённые в первое десятилетие Советской власти реставрация памятников Московского Кремля, Ярославля, Ленинграда получили общее признание в СССР и за рубежом. Особенно большой размах реставрационные работы приобрели после окончания Великой Отечественной войны 1941-45, когда реставрации подверглись многочисленные памятники архитектуры в Новгороде, Пскове, Ленинграде, Москве, в других городах СССР. С учётом огромного историко-художественного значения дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Ленинграда (в Павловске, Петродворце, Пушкине), особенно пострадавших в период фашистской оккупации, была проведена их целостная реставрация под руководством архитекторов - градостроителей (Н. В. Баранов и др.), архитекторов-реставраторов (А. Э. Гессен, И. Н. Бенуа, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Ф. Ф. Олейник. В. М. Савков, С. В. Попова-Гунич, М. А. Тихомирова и др.), скульпторов (И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.), художников (Р. П. Саусен, А. В. Трескин и др.). Ныне в СССР существует широкая сеть республиканских, областных, городских реставрационных мастерских, созданы объединения - "Росреставрация" и "Союзреставрация", Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (ВНИИР), собственные реставрационные мастерские и отделы имеются при многих художественных и исторических музеях, в крупных библиотеках и государственных архивах. Значительные реставрационные работы проведены советскими специалистами: архитекторами В. С. Баниге, П. Д. Барановским, А. Д. Варгановым, Л. А. Давидом, Б. Н. Засыпкиным, П. Н. Максимовым, Д. П. Суховым, А. В. Столетовым, Н. Н. Соболевым и др.; в области живописи - В. О. Кириковым, П. Д. и А. Д. Кориными, Е. И. и Н. И. Брягиными, В. Е. и Д. Е. Брягиными, С. С. Чураковым, В. В. Филатовым, С. С. Голушкиным, С. В. Ямщиковым и др.; в области скульптуры - М. А. Александровским, И. В. Крестовским, В. Л. Симоновым и др.; в области графики - В. Н. Крыловой, Ю. П. Нюкша и др.; в области декоративно-прикладного искусства - Т. Н. Александровой-Дольник, Ф. Я. Мишуковой и др.


Большой дворец и Большой каскад в Петродворце. Первая половина 18 в. (до и после реставрации).


Г. Островский. Портрет А. С. Лермонтовой (1776): вверху - рентгенограмма портрета до реставрации; внизу - портрет после реставрации.

Литература: В. В. Филатов, Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; И. Э. Грабарь, О древнерусском искусстве, М., 1966; Е. В. Михайловский, Реставрация памятников архитектуры. (Развитие теоретических концепций), М., 1971; А. В. Ополовников, Реставрация памятников народного зодчества, М., 1974; Методика реставрации памятников архитектуры, под ред. Е. В. Михайловского, М., 1977; Реставрация произведений станковой масляной живописи, М., 1977; Консервация и реставрация памятников и исторических зданий, пер. с франц., М., 1978; Восстановление памятников культуры. (Сб. ст., под ред. Д. С. Лихачева), М., 1981; Giovannoni G., Il restauro dei monumenti, Roma, (1946); Lйon P., La vie des monuments franзais. Destruction. Restauration, P., 1951; Plenderleith H. J., The conservation of antiquites and works of art, L.-N. Y., 1956; Marijnissen R. H., Degradation, conservation et restauration de l'oeuvre d'art, v. 1-2, Brux., 1967; Sanpaolesi P., Discorso sulla metodologia geneiale del restauro dei monumenti, Firenze, 1973.

автореставрация, возрождение, воссоздание, восстановление, вычинка, реконструкция, ремонт, реставрирование, фотореставрация

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Реставрация. Современные методы реставрации. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Введение: Цели: 1. Узнать, как и из каких веществ изготавливаются краски и лаки. 2. Применение этих веществ в реставрации. 3. Раскрыть роль химии в этой специализации. Задачи проекта: Продемонстрировать применение химии в реставрации и этапы восстановления культурного наследия на примере картины.

В работе были рассмотрены следующие вопросы: В работе были рассмотрены следующие вопросы: 1. Что такое реставрация, для чего она нужна? 2. Из каких веществ изготавливались первые краски и лаки? 3. Какое значение реставрация имеет в нашей жизни?

Реставрация-это Реставрация (от лат. restavratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства.

Первое применение реставрации : К услугам реставраторов впервые обратились во времена Петра I, потому что именно тогда были собраны первые галереи живописи. Для реставрации картин использовались методы, отличные от современных, иногда картины переписывались полностью. Так продолжалось до ХIХ века, когда встал вопрос о методике реставрации, так как со временем появлялось все больше художественных произведений, требовавших восстановления. В 20-х годах ХХ века появилась первая реставрационная мастерская при коллекции живописи в Эрмитаже, там же открылась первая научная реставрационная школа. Часто профессию реставратора связывают только с музеями, но реставрационные работы проводят и в библиотеках, и в архивах, где есть фонды редких книг и документов.

Первая краска была изготовлена из измельченных минералов осадочных пород, замешанных на животном жире, костном мозге или крови. С древнейших времен люди растирали сажу, пережженную глину, замешивали на животном клее и творили в свое удовольствие. В то время существовало только 3 цвета: белый, красный, черный. Первая краска была изготовлена из измельченных минералов осадочных пород, замешанных на животном жире, костном мозге или крови. С древнейших времен люди растирали сажу, пережженную глину, замешивали на животном клее и творили в свое удовольствие. В то время существовало только 3 цвета: белый, красный, черный.

Первые свидетельства применения человеком красок дошли до нас в виде росписей древних пещер. Самые знаменитые из них украшают стены пещеры Ласко на юго-западе Франции. Роспись стен в Ласко была сделана 17 тысяч лет назад, а роспись стен пещеры, обнаруженной в Иране, насчитывает 40-60 тыс. лет. Первые свидетельства применения человеком красок дошли до нас в виде росписей древних пещер. Самые знаменитые из них украшают стены пещеры Ласко на юго-западе Франции. Роспись стен в Ласко была сделана 17 тысяч лет назад, а роспись стен пещеры, обнаруженной в Иране, насчитывает 40-60 тыс. лет.

Реставрация в начале XX века : Как правило, применяли традиционные материалы, которые использовались при изготовлении какого либо предмета. Так продолжалось несколько десятков лет. Однако в настоящие времени многие из материалов найти нелегко, и это вынуждает реставраторов заменять дефицитные материалы другими, по химическому составу максимально приближенными к авторским.

Преобладающее число минеральных красок натурального и искусственного происхождения состоит из солей различного происхождения: карбонатов, хроматов, сульфатов, силикатов и других нерастворимых в воде и маслах простых и сложных солей различных металлов. Другая, тоже значительная часть красок, представляет окислы различных металлов и их гидраты. Таковы окислы железа, марганца, кобальта, свинца, кальция и других металлов. Краски получают путём смешивания сухих пигментов (красящего вещества) и высыхающего масла (связующее вещество).

Современные методы реставрации : 1. Консервация специальными растворами. 2. Люминесцентный подход. 3. Нано-технологии.

Классическая реставрация в мастерских Задачи, с которыми сталкиваются и борются специалисты: - отслаивание красочного слоя - прорывы холста - провисание холста - мелкие потери (сколы мазков) - потеря грунта - потеря лаковой пленки - загрязнения лаковой пленки - провисание и фалды ("волны" по холсту) - потеря грунта - перенос холста с картона на подрамник. И многие другие мелкие и глобальные "болезни" картин.

Рассмотрим работу реставраторов на конкретном примере – в мастерскую поступила картина с некоторыми повреждениями : Рассмотрим работу реставраторов на конкретном примере – в мастерскую поступила картина с некоторыми повреждениями :

Техника реставрации : Первый этап -укрепление красочного слоя, общая проклейка осетровым клеем под слоем папиросной бумаги.

Второй этап - местное проклеивание. Крупные сколы и трещины проклеиваются дополнительно. Второй этап - местное проклеивание. Крупные сколы и трещины проклеиваются дополнительно.

Третий этап -пропитывание обратной стороны холста смесью пинена с водой. Это размягчает холст и позволяет ему растянуться. Третий этап -пропитывание обратной стороны холста смесью пинена с водой. Это размягчает холст и позволяет ему растянуться.

Четвертый этап - выравнивание холста. Укрепление повторное. После натягивания выявляются новые проблемные участки, требующие дополнительной проклейки. Четвертый этап - выравнивание холста. Укрепление повторное. После натягивания выявляются новые проблемные участки, требующие дополнительной проклейки.

Пятый этап: дописывание потерь. Главное в данной операции точно попадать в тон. Ещё важнее чтобы после этой операции дописанные области не бросались в глаза. Пятый этап: дописывание потерь. Главное в данной операции точно попадать в тон. Ещё важнее чтобы после этой операции дописанные области не бросались в глаза.

(от позднелат. restauratio - восстановление), широкое понятие, охватывающее все виды и способы укрепления и восстановления искажённых, повреждённых или разрушенных памятников истории и культуры (отдельных архитектурных сооружений и их комплексов, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и др.). В отличие от ремонта, работы по реставрации памятников архитектуры основаны на результатах их всестороннего научного исследования и проводятся, как правило, специальными методами, отличными от практики современного строительства. Отдельные попытки реставрации предпринимались уже в античности, но вполне осознанный характер она получила только на рубеже XVIII-XIX вв. На протяжении XIX в. методы реставрации менялись в зависимости от формулировки её целей. Ошибочное стремление к полному восстановлению, иногда даже "улучшению" первоначального облика зданий стимулировало их произвольные перестройки и дополнения. Существенный вклад в развитие научной методики реставрации внёс французский архитектор Э. Э. Виолле-ле-Дюк, обосновавший обязательность глубокого изучения стилистики и строительной техники как самого восстанавливаемого памятника, так и всей архитектуры эпохи его создания. Эрудиция и личная одарённость позволили ему в ряде реставраций добиться удовлетворительных результатов (реставрация собора в Амьене, 1845), но некоторые его концепции (необходимость воссоздания стилистически цельного облика здания, допустимость замены и переделки любых частей здания, если они нарушают единство его стиля и т. п.) способствовали широкому распространению в середине - второй половине XIX в. так называемых стилистических реставраций, часто приводивших к искажению или утратам подлинных частей памятников архитектуры. Научная теория реставрации, исходящая из приоритета документальной подлинности памятников, сложилась в конце XIX - XX вв. в высказываниях и практической деятельности Н. Баланоса в Греции, К. Бойто, Г. Джованнони в Италии, Ш.Бюльса в Бельгии, П. П. Покрышкина, И. Э. Грабаря в России и др. В современной реставрации различаются 3 основных метода: консервация, направленная на сохранение памятника в дошедшем до нас виде и оставляющая в неприкосновенности его подлинность; фрагментарная реставрация, выявляющая скрытые под историческими наслоениями особенности архитектуры, конструкции, строительной истории памятника; целостная реставрация, применяемая как исключение к сравнительно недавно разрушенным, имеющим выдающееся национальное значение, памятникам и предусматривающая полное восстановление их облика. Работам по реставрации предшествует всестороннее исследование памятника - натурное (изучение причин его повреждения, состояния материалов и конструкций, строительной периодизации, сохранившихся целиком или фрагментарно первоначальных деталей и элементов и т. д.) и историческое (анализ письменных источников и изобразительных материалов, стиля памятника и т. п.). Выбор конкретного реставрационного решения зависит от степени искажения, технической сохранности, современного функционального использования объекта реставрации, но в его основе должны лежать некоторые общие принципы: наименьшего возможного изменения памятника в процессе реставрации, обязательного визуального выделения, а при необходимости - лёгкого удаления всех вновь добавленных элементов. Разборка подлинных частей зданий как правило, исключается, сохраняются ценные в историческом и художественном отношении наслоения, восстановление разрушенных элементов производится только на основе бесспорных данных об их прежнем облике. Для укрепления и сохранения памятников допускается использование новейших достижений строительной механики, различных физико- химических методов.

Целью реставрации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства обычно является их укрепление и раскрытие от искажающих наслоений. Как и реставрация памятников архитектуры, она базируется на тщательном предварительном исследовании материалов, технологии создания причин и видов разрушения объектов реставрации (с помощью спектрального, хроматографического микрокристаллического и других анализов, рентгенографирования, макро и микрофотографирования, обследования в инфракрасных лучах и т. д.), на глубоком изучении истории искусства и материальной культуры. В процессе реставрации проводится структурное укрепление произведения путём применения родственных (например, известковая вода для монументальной живописи, животные клеи для грунта икон и масляной живописи, для красочного слоя клеевой живописи) или специальных синтетических материалов, исправляются их деформированные части, восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы (потемневшие лаки и олифа произведения живописи, рыхлая патина изделий из медных сплавов и др.). частично или полностью удаляются позднейшие дополнения к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства. В живописи дополнения сохраняются, если они не мешают восприятию сохранившихся авторских частей произведения; если поздние живописные слои имеют собственную историческую или художественную ценность, их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Произвольная реконструкция утраченных элементов изобразительного и декоративно-прикладного искусства недопустима, как исключение она проводится в масляной и других видах живописи при условии изоляции авторского красочного слоя и грунта от восполнений.

В СССР реставрация памятников истории и культуры осуществляется силами и под контролем государственных учреждений. Уже в мае 1918 по инициативе И. Э. Грабаря была создана Всероссийская реставрационная комиссия, преобразованная затем в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Проведённые в первое десятилетие Советской власти реставрация памятников Московского Кремля, Ярославля, Ленинграда получили общее признание в СССР и за рубежом. Особенно большой размах реставрационные работы приобрели после окончания Великой Отечественной войны 1941-45, когда реставрации подверглись многочисленные памятники архитектуры в Новгороде, Пскове, Ленинграде, Москве, в других городах СССР. С учётом огромного историко-художественного значения дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Ленинграда (в Павловске, Петродворце, Пушкине), особенно пострадавших в период фашистской оккупации, была проведена их целостная реставрация под руководством архитекторов - градостроителей (Н. В. Баранов и др.), архитекторов-реставраторов (А. Э. Гессен, И. Н. Бенуа, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Ф. Ф. Олейник. В. М. Савков, С. В. Попова-Гунич, М. А. Тихомирова и др.), скульпторов (И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.), художников (Р. П. Саусен, А. В. Трескин и др.). Ныне в СССР существует широкая сеть республиканских, областных, городских реставрационных мастерских, созданы объединения - "Росреставрация" и "Союзреставрация", Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (ВНИИР), собственные реставрационные мастерские и отделы имеются при многих художественных и исторических музеях, в крупных библиотеках и государственных архивах. Значительные реставрационные работы проведены советскими специалистами: архитекторами В. С. Баниге, П. Д. Барановским, А. Д. Варгановым, Л. А. Давидом, Б. Н. Засыпкиным, П. Н. Максимовым, Д. П. Суховым, А. В. Столетовым, Н. Н. Соболевым и др.; в области живописи - В. О. Кириковым, П. Д. и А. Д. Кориными, Е. И. и Н. И. Брягиными, В. Е. и Д. Е. Брягиными, С. С. Чураковым, В. В. Филатовым, С. С. Голушкиным, С. В. Ямщиковым и др.; в области скульптуры - М. А. Александровским, И. В. Крестовским, В. Л. Симоновым и др.; в области графики - В. Н. Крыловой, Ю. П. Нюкша и др.; в области декоративно-прикладного искусства - Т. Н. Александровой-Дольник, Ф. Я. Мишуковой и др.


Большой дворец и Большой каскад в Петродворце. Первая половина 18 в. (до и после реставрации).


Г. Островский. Портрет А. С. Лермонтовой (1776): вверху - рентгенограмма портрета до реставрации; внизу - портрет после реставрации.

Литература: В. В. Филатов, Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; И. Э. Грабарь, О древнерусском искусстве, М., 1966; Е. В. Михайловский, Реставрация памятников архитектуры. (Развитие теоретических концепций), М., 1971; А. В. Ополовников, Реставрация памятников народного зодчества, М., 1974; Методика реставрации памятников архитектуры, под ред. Е. В. Михайловского, М., 1977; Реставрация произведений станковой масляной живописи, М., 1977; Консервация и реставрация памятников и исторических зданий, пер. с франц., М., 1978; Восстановление памятников культуры. (Сб. ст., под ред. Д. С. Лихачева), М., 1981; Giovannoni G., Il restauro dei monumenti, Roma, (1946); Lйon P., La vie des monuments franзais. Destruction. Restauration, P., 1951; Plenderleith H. J., The conservation of antiquites and works of art, L.-N. Y., 1956; Marijnissen R. H., Degradation, conservation et restauration de l'oeuvre d'art, v. 1-2, Brux., 1967; Sanpaolesi P., Discorso sulla metodologia geneiale del restauro dei monumenti, Firenze, 1973.

автореставрация, возрождение, воссоздание, восстановление, вычинка, реконструкция, ремонт, реставрирование, фотореставрация

О зданиях во все времена заботились, чинили, достраивали, восстанавли­вали. Однако ясное представление о необходимости сохранения памятников архитектуры возникает достаточно поздно, только в ХVIII веке; эстетическая ценность дополняется исторической. Естественно, что в эпоху классицизма в поле зрения реставраторов поначалу попадают только античные построй­ки. В дальнейшем круг ценных объектов расширяется, а в научных дискус­сиях постоянно уточняются и изменяются представления об оптимальных подходах к сохранению объектов культурного наследия. Они закрепляются в международных хартиях, таких как Итальянская 1931 года или Венециан­ская 1964 года.

В настоящее время специалисты различают три вида работ, которые допу­стимы на памятниках: реставрация, консервация и ремонт. Однако на прак­тике чаще всего идет речь о сложном сочетании необходимых мероприятий. Формальное разграничение проводят исходя из преобладающего характера работ: реставрация чаще всего сочетает в себе различные операции, но по постановке цели мы можем разделить реставрации на фрагментарные и целостные.

1. Стилистическая реставрация

Замок Пьерфон, конец XIV века.
Реставрация — Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк, вторая половина XIX века



Замок в основном отстроен заново из руин, в которые стал превращаться с 1617 года после осады войсками кардинала Ришелье и последующего частичного разрушения. Он был восстановлен по желанию Наполеона III, думавшего устроить в нем свою резиденцию. Характерный пример стилистической реставрации, цели которой Виолле-ле-Дюк излагал так:

Такой подход с превалирующим стремлением к целостности объекта, харак­терный для своего времени, в корне противоречит современным принципам работы с памятниками, игнорируя историческую ценность объекта, а зачастую и нанося ему невосполнимый вред как историческому источнику. Удивитель­ным анахронизмом является во многом аналогичное воссоздание Царицын­ского дворца в Москве В 2005–2007 годах руинированное здание, от которого оставались лишь внешние стены, было восстановлено в процессе реставрации и реконструкции дворцово-паркового ансамбля. .

2. Консервация исторических руин, анастилоз

Афинский акрополь, XV век до н. э. — начало XIX века.
Реставрация — Николаос Баланос, начало XX века




При реставрации сооружений Афинского акрополя под руководством Баланоса наиболее полно был разработан один из методов консервации памятников — анастилоз (термин, введенный самим Баланосом), под которым понимается установка на свое изначальное место подлинных элементов памятника, пере­мещенных в результате разрушений или перестроек. Дополнения допускаются только для поддержания подлинных элементов. Необходимо отметить, что прежде реставраторов, включая Баланоса, интересовал только античный Акро­поль и следы всех последующих строительных периодов, например византий­ского, удалялись.

Последующие реставрации сооружений Акрополя в целом также выполнялись в рамках анастилоза, с учетом возросших возможностей по идентификации обломков и более точной подгонки дополняющих каменных блоков. Однако нельзя не отметить стремления современных реставраторов к все более пол­ному восстановлению зданий, как, например, результаты реставрации Про­пилей (реставратор Тасос Танулас, 1984–2009 годы) или храма Ники Апте­рос (Демосфен Зеро, 1985–2010 годы).

3. Археологическая реставрация

Церковь Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 год.
Реставрация — Петр Покрышкин, 1902–1908, 1919–1920; реставрация и воссоздание — Григорий Штендер, 1956–1958, 1986–2005 годы







4. Фрагментарная реставрация, раскрытие, реставрационный ремонт

Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу в Новгороде, 1207 год — XVIII век.
Реставрация — Григорий Штендер, 1954–1963 годы




Вид на подворье

© Kuds / Wikimedia Commons

Вид с Воротной башни Гостиного Двора

© Demironow / Wikimedia Commons

Характерный образец фрагментарной реставрации памятника со сложной строительной историей. За свою длинную жизнь в результате переделок здание утратило многие стилистические и композиционные особенности (например, полностью изменены кровля и глава храма). В результате реставрации неодно­родность структуры церкви получила значительно большее выражение. В древ­нейших формах были реставрированы северный фасад, большая часть запад­ного и нижние части других фасадов. Произведено раскрытие Раскрытие — комплекс операций по удалению поздних, не авторских напластований или дополнений. изначальной фактуры стен. Части памятника позднейших строительных периодов сохране­ны, по ним также проведена фрагментарная реставрация. Так, например, восточный фасад и барабан решены в формах XVII века, а покрытие и глава оставлены в формах XVIII века, то есть на этих частях фактически произведен только ремонт.

5. Консервация военных руин

Гедехтнискирхе, архитектор Франц Генрих Швехтен, 1891–1895 годы.
Консервация и новое здание — Эгон Айерман, 1957–1961 годы




Первоначальный проект Эгона Айермана не предполагал сохранения руин разрушенной в 1943 году псевдороманской церкви. Однако поднявшаяся волна общественного протеста заставила архитектора переработать проект, и руины были законсервированы, а рядом с ними были построены новые объемы. Роль доминанты, однако, была сохранена за руинами старой колокольни с полуразрушенным шатром. В таком виде Гедехтнискирхе стала символом Западного Берлина и памятником минувшей войны.

6. Целостная реставрация зданий, разрушенных войной

Петергофский дворец, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, 1745–1755 годы.
Реставрация — Василий Савков, Евгения Казанская, 1944–1964 годы





Большой дворец после реконструкции. Фотография Держи Элекеша Андора. 1966 год © Wikimedia Commons / Держи Элекеш Андор

Реставрация памятников, разрушенных во время войны, считается исключе­нием из общих правил, так как целостный облик здания еще жив в сознании людей. И если в Германии в послевоенный период реставрация нередко ограничивалась консервацией и сочеталась с превращением руин в своеобраз­ные военные мемориалы, то в Советском Союзе акцент был сделан на воссозда­нии в прежнем виде, то есть целостной реставрации. Это потребовало воспро­изведения элементов не только рядовых, но и уникальных, возрождения утраченных художественных ремесел. Однако стоит отметить стремление реставраторов к максимальной достоверности воссозданий.

Фрауэнкирхе в Дрездене, архитектор Георг Бер, 1726–1743 годы.
Реставрация — Ульрих Р. Шёнфельд, Кристоф Френцель, Уве Кинд,
1992–2005 годы







В защиту новых подземных помещений Фрауэнкирхе можно сказать, что они ведут себя скромно. Никаких пирамид и стеклянных клумб на поверхности, лишь пара невысоких стеклянных вентиляционных шахт, прилепившихся к од­ному из крылец. Функция — служебная, подсобные помещения для проведения концертов в церкви и размещения инженерного оборудования. Но все же объем новых элементов значительно превышает объем сохранившихся, то есть это новодел с элементами анастилоза.

8. Фрагментарная реставрация зданий, разрушенных войной

Новый музей в Берлине, архитектор Фридрих Август Штюлер,
1841–1859 годы.
Реставрация — Дэвид Чипперфильд, 1997–2009 годы



Читайте также: