Казахи в оренбургской области сообщение

Обновлено: 04.07.2024

До 30-х годов XVIII века Оренбуржье было местом кочевок башкир , а по левобережью Яика (Урала) казахов . Из русских поселений здесь был только Сакмарский казачий городок.

Оренбу́ргская область (Оренбуржье) — субъект Российской Федерации. В период с 1938 по 1957 год называлась Чка́ловской о́бластью. Ранее — Оренбургская губерния.

Оренбу́ргская область (Оренбуржье) — субъект Российской Федерации. В период с 1938 по 1957 год называлась Чка́ловской о́бластью. Ранее — Оренбургская губерния.

Приток славянского населения на эти земли начался только с деятельностью Оренбургской экспедиции .

  • Оренбургская экспедиция (с 1737 года Оренбургская комиссия , 1734 —1744 ) — государственное учреждение в России , ведавшее организацией торговли с народами Средней и Центральной Азии и дальнейшим присоединением их к России. Но из-за начала восстаний , совместно с Башкирской комиссией занималась его подавлением и строительством системы укреплений на юго-восточной границе Башкирии - Википедия

Для заселения этих земель сюда стали пригонять служилых людей из поволжских и закамских острогов, яицких казаков, ссыльных. Также не обращали внимания на беглых крестьян, которых записывали " сходцами " и селили без лишних разговоров.

В 1737-1742 годах здесь стали появляться компактные поселения черкасов (малороссов).

  • Одним из первых населенных пунктов, где черкасы играли заметную роль, стал Илецкий городок, первым атаманом которого являлся И.Н. Изюмский, а есаулом – А.Д. Черкасов. К 1 июля 1737 г. в городке проживало 60 семей. Наряду с малороссами, в устье р. Илека активно селились яицкие и волжские казаки, беглые крепостные из Нижегородской, Казанской и Симбирской губернии, а также татары. По подсчетам Г.И. Перетятковича, в Илецкой крепости из 524 человека населения насчитывалось 160 черкас, 5 русских казаков, 17 татар, набранных из Яицкого городка. Остальные прибыли из разных русских городов и уездов - монография Ю.Кузнецовой и А.Федоровой К ВОПРОСУ О ЗАСЕЛЕНИИ ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ В XVIII ВЕКЕ

Такое активное заселение региона вызвало неприятие со стороны казахов, которые начали регулярно нападать на военных поселенцев.

Так, летом 1743 года 82 черкаса были застигнуты врасплох во время уборки хлеба и обращены в рабство.

Этот и другие случаи заставили черкасов начать возвращаться на историческую родину. Оставались только русские поселенцы, которым возвращаться по той или иной причине было все равно некуда.

Обжегшись на черкасах, русская администрация решила заселить край татарами.

  • Это дело пошло лучше, и если в 1719 году в Оренбуржье татар и мишарей вообще не было, то в 1744 году их уже было 8776 человек, а в 1762 году - 11614 человек - Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в Поволжско-Приуральской историко-этнографической области в XVIII – XIX вв. // Советская этнография. - 1980. - № 4

Первым татарским поселением было Сеитова (Каргалинская) слобода, которая была основана в 1744 году. В основном это были земледельцы и купцы, успешно торговавшие с казахами.

  • Рост численности татарского населения в регионе в 1740-х годах был связан также с переселением в район Новой Московской дороги (Оренбург – Бугульма – Казань) ясашных татар Казанского края. Среди первопоселенцев на Новой Московской дороге татары составляли более половины (54%). В одиннадцати татарских деревнях по Новой Московской дороге в пределах Оренбуржья, в 1747 г. проживали 1429 татар мужского пола, в т.ч.: в Шалтах – 160 человек мужского пола, Усмановой – 119, Якуповой – 133, Ашировой – 147, Кутлумбетевой – 119, Наурузовой – 128, Дюсметевой – 162, Сарманаевой – 139, Мустафиной – 96, Юзеевой – 117 и Биккуловой – 109 - Денисов Д.Н. История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края (XVIII – начало XX вв.). - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2006.

До конца 70-х годов XVIII века край активно заселялся татарами, которые в принципе и составили большую часть мирного населения края на начальный период. Появились такие татарские поселения как Чебеньковские хутора, деревня Чеснокова, Мухрановы хутора, деревни Белогорская, Зубочистка, Асселя, Алмала, Баширово, Мулюково, Каменно – Имангулово, Биккулово.

Кроме того, в Оренбуржье заселяли ногайцев:

  • Так, определением Оренбургской губернской канцелярии от 9 августа 1768 года на Сакмарской дистанции Оренбургской пограничной линии поселили 200 семей солтанаульских и кундровских ногайцев численностью 1044 человек, в т.ч. в Воздвиженской крепости – 110, в Никитинском редуте – 50 и в Желтом редуте – 40 семей - Денисов Д.Н. История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края (XVIII – начало XX вв.). - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2006.

С середины XVIII века Бугурусланский район стал активно заселяться мордвой . Старинными мордовскими селами здесь являются Мордовский Бугуруслан, Коровино, Алексеевка. Процесс заселения Оренбуржья мордвой продолжался до конца XVIII века.

Одними из первых насельников региона являются чуваши, которые здесь появились еще в 1700-х годах:

Но основная масса чувашей переселилась в 1747-1765 годах. Первой их деревней была Курманаевка на Бузулуке, появившаяся в 1744 году. Названа в часть Ивана Павлова - которого до принятия христианства звали Курманаем.

Дария Субханкулова, 24 года, дизайнер среды


дария.jpg


В Оренбурге я живу с 2011 года. Здесь много казахов, потому что казахи — это коренное население Оренбурга. По данным переписи 2010 года, Оренбуржье занимает второе место по численности казахов в России. Это примерно 120 000 казахов.

Здесь много казахов, потому что казахи — это коренное население Оренбурга

Мы с трепетом относимся к нашим обычаям, традициям, языку, культуре. Мы скучаем по родному языку. Это видно, когда организовываются масштабные мероприятия, и местные казахи стараются их посетить, чтобы окунуться в традиционную атмосферу и услышать родную речь. Даже среди молодежи есть большой интерес к культуре и языку. Если организуются казахские вечеринки клубного формата, то у нас играют именно казахские песни.

дарияя.jpg

Некоторые традиции и обычаи даже больше сохранились у нас, нежели в современном Казахстане. Даже если взять беташар, то в Северном Казахстане этот обряд проводится уже не так традиционно, как это делается у нас.

В 1920 году, когда Оренбург носил статус столицы, государство называлось Казахской ССР, или Киргизской ССР. И надо сказать, что у нас не так сильно освещается эта информация, поэтому некоторые про это даже не знают. Но есть люди, которые этим интересуются, и я в том числе.

В последние два года я часто бываю в Казахстане. В 2016 году я впервые посетила Астану, Алматы, Актау, Атырау и другие города. Ранее я была только в Актюбинской области в детстве. Я рада, что у меня появилась такая возможность, потому что, хоть мы и живем рядом, я не знала, что есть красивая Астана, Алматы с такой природой. Я родилась и выросла в России, и мой папа говорит, что он родился здесь, поэтому будет жить здесь. Но я иногда думаю о том, чтобы переехать в Казахстан, потому что это историческая Родина.

Айват Баймешов, 26 лет, программист


21879411_1436059416516473_1099141341465542656_n(1).jpg


Я живу в России с рождения, в Оренбурге проживаю девять лет. Я нечасто встречаю казахов, но говорят, что в Оренбурге их много, особенно в ОРГМУ и Аграрном университете. Мои знакомые считают, что казахов много, мне же кажется, что мало.

Казахские традиции и культура — часть нашей жизни, мы ассоциируем себя с казахами, поэтому казахские традиции для нас не чужды. Но, например, я не знаю казахского языка. Планирую его изучить ближе к пенсионному возрасту, потому что сейчас надобности и практической пользы в знании казахского языка нет.

У меня нет ассоциаций, что Оренбург был столицей Казахстана. Но то, что Оренбург связан с Казахстаном, ощущается. Прежде всего, в количестве казахов, проживающих на территории Оренбургской области.

В мире огромное количество народностей и национальностей, но не у каждой нации есть такое большое государство по площади

Я был в Казахстане пару раз, и иногда меня посещают мысли о переезде. Потому что понимаю, что у моего народа есть большая территория. В мире огромное количество народностей и национальностей, но не у каждой нации есть такое большое государство по площади. Это вызывает гордость за казахов. Казахстану необходимо оберегать суверенитет, активно развивать экономику, быть активными на рынках соседних государств.

Алтынай Жанаева, 27 лет, мастер-бровист


алтын.jpg


В Оренбурге я живу с 2008 года, переехала после того, как поступила в РГУ нефти и газа имени Губкина. До этого 15 лет жила в поселке Дружба в Оренбургской области.

Моя мама из Актюбинска, и я часто езжу туда в гости и могу сравнить, как живут казахи здесь и в Казахстане. У нас в Оренбурге не очень много казахов, может быть, 10-15 %. Мы также соблюдаем некоторые традиции, печем лепешки по пятницам и стараемся ходить в мечеть, но российские казахи и казахи в Казахстане разные. Мы даже почти не разговариваем на казахском языке, можно сказать, что мы обрусевшие казахи.

У нас в городе есть казахские организации, молодежные сообщества, которые проводят мероприятия, концерты

Я часто бываю в Казахстане, но я уже привыкла жить в России. Поэтому я не понимаю, когда говорят, что Оренбург — земля казахов, и что они когда-то здесь жили. Я думаю, это не совсем правильно. Да, такое было в истории, но сейчас все по-другому, и мы привыкли жить именно так.


Источник : Юсупов Р.М., Абсалямова Ю.А. Межэтнические контакты башкир и казахов в Восточном Оренбуржье // Жұбанов тағлымы: Халыҡаралыҡ ғылыми-теориялыҡ конференция материалдары. Актөбе, 2005. 530 б. (Жубановские чтения. Материалы VI Международной научно-теоретической конференции. Актюбинск, 2005. 530 с.). С.39-42.

Примечание : Печатается на историко-краеведческом портале Ургаза.ру с разрешения автора статьи.

Бассейн реки Урал, в частности, в районе Восточного Оренбуржья – одна из исторически сложившихся зон взаимодействия башкир и казахов. Естественной границей, разделяющей земли башкир и казахов, издавна служила река Урал, в прошлом Яик. Башкиры компактно проживают на территории Гайского, Кувандыкского и Саракташского районов Оренбургской области. Эта территория входила в прошлом в состав Усерганской волости башкир, Приграничные к ним Кваркенский, Новоорский, Домбаровский районы, а также часть Кувандыкского и Беляевского районов по левому берегу Урала принадлежали казахам Младшего Жуза. Казахи заняли территорию приграничной полосы орских степей в первой четверти XVIII века, когда в результате джунгарского нашествия казахи Младшего Жуза, теснимые племенами Старшего и Среднего Жузов перекочевали к берегам Эмбы и Яик [1].

Усерганская волость – одна из самых больших башкирских волостей. В результате административных преобразований советского государства южная ее часть осталась в составе Оренбургской области, территориально разделившей башкир и казахов. В родоплеменном отношении башкиры Восточного Оренбуржья в основной своей массе относятся к усерганам. Имеются небольшие группы кыпчаков, которые были соседями усерган на западе. Из названных племен здесь сохранились родовые подразделения у усерган: аксак, апанды, сураш, бишей, сары, кунак, айыу, у кыпчаков: кара-кыпсак, санкем-кыпсак.

Казахи приграничных к ним территорий принадлежали к роду Жагалбайлы, входившем в племенное объединение Жетыру Младшего Жуза, Жагалбайлинцы занимали всю восточную и северо-восточную часть Актюбинского уезда Тургайской области до реке Орь и ее притокам, по левому берегу Урала, то есть были непосредственными соседями усерган.

Кроме близкого соседства тесным контактам между башкирами-усерганами и казахами-жагалбайлинцами способствовали общие, очень давние этногенетические корни этих народов. Об общих моментах в этно- и расогенезе юго-восточных башкир и казахов Младшего жуза говорят и антропологические материалы. Проведенные исследования по соматологии современных башкир и казахов показывают общие корни происхождения южно-сибирского антропологического типа в их составе. Как известно, южно-сибирский антропологический тип четко фиксируется среди башкир усерганских, кипчакских, бурзянских и ряда других подразделений. Среди казахов он также хорошо представлен в родовых подразделениях Младшего Жуза. Формирование комплекса признаков этого расового типа наиболее активно происходило в эпоху Золотой Орды в XIII-XIV вв. Этим временем можно датировать тот период в истории двух народов, который сыграл важную роль в формировании антропологического состава, материальной и духовной культуры, что подтверждается современными исследованиями [3]. Имеются параллели в названиях и происхождении отдельных родов в составе башкир и казахов. Например, жагалбай у казахов и родовое подразделение ягалбай у башкирского племени Бурзян. Тамга жагалбайлинцев сходна с тамгой бурзян, которая носит название Ягалбай. Кузеев Р.Г. пишет об их общем древнетюркском и центральноазаитском происхождении [4]. Добросмыслов А.И. отмечал сходство в чертах лица жагалбайлинцев с башкирами [5]. У этого же племени Бурзян есть род байулы, у казахов Младшего Жуза – отделение байулы. Кузеев также отмечал, что наиболее качественным следы казахского проникновения у усерган, которые на протяжении столетий были непосредственными соседями казахов Младшего Жуза. Родовые подразделения усерган [6]. Кроме того аргын и мамбет связывают свое происхождение с родом аргын Среднего Жуза можно отметить:

– родовое подразделение тазлар у рода Аҡһаҡ у усерган и род таздар у байулинцев Младшего Жуза;

– д.Алсынбай (ныне в черте г. Медногорска) и род Алшын Младшего Жуза.

– д.Абишево. Илимбетовы – потомки казахов, перекочевавших на башкирские земли с правого берега р.Урал, с берегов р.Алимбетовка.

– д.Байказак.Тукумовы – потомки казаха, которого младенцем оставили, завернутым в сапун (туkыма). Возможна другая этимология – от башкирского тоҡом (потомок).

– д.Мало-Чураево. Туктагуловы считают себя потомками казахов, переселившихся к башкирам из-за земельных угодий с берегов р.Ори.

– д.Идельбаево. Кудашевы считают себя потомками девушки, которую украли казахи, но она смогла сбежать от них, имея при этом детей.

– д.Блявтамак. Тагировы считаются потомками казаха-бакшы, знахаря, целителя.

Казахские семьи, переселившиеся на башкирские земли можно проследить по материалам переписей XIX века. Так, в переписи 1816 года зафиксированы такие данные:

По переписи 1859 года:

– в д.Чебаклиной проживали 9 казахских семей. Главы семейств –Сафаргали Айбулатов, Бикмухамет Тапышев, Рахметулла Искендеров, Зюмагул Искендеров, Айтбай Баимбетов, Камышбай Урмантаев сын Кувандыков, Абдулхаир Рысаев сын Бикбердин, Алтынча Исянгильлин сын Аргынбаев, Биккул Карамурзин,

– в д.Нарбулатовой – Урузгали Таубаев Тактубаев,

– в д.Халиловой – Зиянбек Сарлыбаев Арсланбеков,

– в д.Абубакировой – Кужаш Игбаев,

– в д.3-й Юмагузиной – Зиятулла Биктемиров сын Каскынбаев, Ишмулла Яубасаров, Курманулла Наурузбаев,

– в д.Сарыбаевой – Кусканбай Байгузин,

– в д.Рысаевой – Даскимбат Минбаев [18].

Таким образом, вышеизложенные материалы показывают, что на протяжении ХIХ века на территории Восточного Оренбуржья происходили тесные межэтнические контакты башкир-усерган с казахами. Несмотря на то, что в этот период были частыми традиционные взаимные набеги башкир и казахов, сопровождавшиеся угоном скота, поддерживались и мирные отношения на уровне брачных связей.

1. Моисеев В.А. Политическая обстановка в Центральной и Средней Азии накануне присоединения Казахстана к России (первая треть XVIII в.) // Навеки вместе. К 250-летию добровольного присоединения Казахстана к России. Алма-Ата, 1985. С.162.

2. Галкин М.Н. Этнографические и исторические материалы по Средней Азии и Оренбургскому краю. СПб., 1868. С.334.

3. Юсупов Р.М. Антропологический состав башкир и его формирование // Башкиры. Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002. С.21-45.

4. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М., 1974. С.141-142.

5. Добросмыслов Л.И. Cкотоводство в Тургайской области. Оренбург, 1895. С.326.

6. Кузеев Р.Г. Указ. соч. С.163.

7. Избасарова Г.Б. Казахско-башкирские отношения в XVIII веке (1701-1755 гг.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Республика Казахстан, Алматы, 2002. С.12-13.

8. Витевский В.Н. И.И.Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года. Казань, 1895. С.865.

9. Султангалиева Г.С. Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (XVIII – н.XIX в.). Уфа, 2001. С.47.

10. ЦГИА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.3980. JI.l-1 об.

11. Султангалиева Г.С. Указ. соч. С.47-48.

12. ЦГИА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.3980. Л.1-1 об.

13. Там же. Ф.И-2. Оп.1. Д.3632. Л.1-2.

14. Там же. Ф.И-138. Оп.2. Д.146. Л 5041 об.

15. Там же. Ф.И-138. Оп.2. Д.146. Л.928.

16. Там же. Ф.И-138. Оп.2. Д.146.

Российские казахи обладают этническим самосознанием и идентификацией

На страницах портала мы уже освещали деятельность казахов Омска, Астрахани, Алтая, Тюмени. Сегодня мы познакомимся с оренбургскими казахами.

Справка:

- Здравствуйте, Арман. Да, я являюсь сегодня как бы мягко сказать вдохновителем этого сообщества. Нам интересны, жизнь и быт казахов всего мира. Но все же, мне близка история казахов России. Быть или не быть любому сообществу зависит от руководителя. А руководителя должны отличать грамотность, гибкость, умение выстраивать конструктивный диалог. А история казахов России, мне близка, поскольку я сами живу в Оренбурге.


- Расскажете нашим читателям, как живут казахи России? Как известно, у вас огромный опыт работы в этом направлении.

- Казахи Российской Федерации - одна из крупнейших казахских диаспор в мире. Ее отличительной чертой является тесная связь с основным этническим массивом казахов. По сути дела, казахское население России - это казахи, живущие по границам своего этнического ареала. Согласно переписи 2010 года распределение казахов по регионам России выглядит следующим образом: Астраханская область - 149.415 человек; Оренбургская область - 120.262; Омская область - 78.303; Саратовская область - 76.007 Волгоградская область - 46.223; Челябинская область - 35.297 Тюменская область - 19.146; Самарская область - 15.602 Алтай - 12.524; Курганская область - 11.939; Новосибирская область - 10.705 и так далее. Я назвала самые крупные регионы России, где компактно проживают казахи и цифры за последние годы, конечно, существенно изменились.

- Что Вы можете сказать об этнокультурном компоненте казахов России?


- Как обстоит дело в других регионах России?

- Кстати, к вопросу о создании централизованной казахской организаций. Насколько оправдались ожидания казахов России с образованием такого центра?

- Организация под таким громким названием Федеральная национально-культурная автономия казахов России де-юре есть, де-факто оставляет желать лучшего. Данная организация, Согласно Уставу, должна была объединить 50% национально-культурных автономий регионов России. К сожалению, вышеназванная организация в своем составе де-юре имеет всего 4 организаций.

- Насколько известно, скоро в Самаре пройдет отчетно-перевыборная конференция ФНКА?


- В такой ситуации и развитие казахского языка в регионах России оставляет желать лучшего?

- Вы знаете, мне кажется, что основной проблемой казахского населения России можно считать проблему языка. Процесс утраты родного языка у российских казахов зашел так далеко, что кажется необратимым. Он является составной частью общего процесса аккультурации и русификации российских казахов. Однако угрозы этнической ассимиляции казахов в России, на наш взгляд, не существует. Российские казахи обладают глубоким этническим самосознанием и четкой этнической идентификацией. Локальное самосознание определенных групп казахов ярко проявляется при сравнении ими себя с казахами, живущими в Республике Казахстан. В первую очередь российские казахи обращают внимание на владение родным языком. Казахский язык, на котором говорят казахи регионов России - бытовой язык, литературного казахского они в подавляющем большинстве не знают, читать и писать по-казахски не умеют. Еще труднее сохранить свой родной язык городским казахам. Они используют казахский язык лишь в семейном быту при общении с пожилыми родственниками. Даже в семьях руководителей национальных казахских обществ и в Оренбурге, и в других регионах России разговаривают по-русски, а дети не знают казахского языка. Теперь уже полное незнание родного языка никого не удивляет - это реалии сегодняшнего дня. И это пугает.

- Наверняка местные культурные центры проводят работу по возрождению казахского языка?


- К чему может привести эта тенденция?

Айслу Мулдашева – яркая представительница казахов Оренбургской области. Она работает специалистом прокуратуры Ленинского района г.Оренбурга, закончила в 2013 г. Московский финансово-юридический университет, по специальности юриспруденция, в настоящее время заочно обучается в магистратуре Оренбургского государственного университета по специальности юриспруденция. Родилась и выросла в Орске. Два года живет с мужем в Оренбурге.





В Орске Болат Урунбасаров – отец Айслу, один из уважаемых людей в городе, является успешным предпринимателем в сфере грузовых перевозок.

Сагындык Узакбаев считается знатоком казахского языка и граматики. Он является директором Орского лицея и депутатом Орского горсовета. Ещё одна гордость орских казахов - Ермек Алкулов. В прошлом успешный сотрудник криминальной милиции, полковник в отставке. В настоящее время является директором Орского автовокзала и депутатом Орского горсовета.

Меиз Урынбасарова – один из лучших гинекологов в Орске. Она родилась в городе Казалинске Кызылординской области республики Казахстан. После замужества переехала в Россию. Все вышеуказанные люди активно принимают участие в общественной жизни города. Помогают материально в проведении мероприятий казахского общества. Вот такие люди живут в Оренбургской области!


Отмечу, что в Оренбургской области проживает более 125 тысяч казахов. По численности населения казахи занимают третье место и составляют 6 % от общей численности населения региона. По данным правительства области, созданы и действуют 12 национально-культурных общественных объединений, среди них 4 организации - в форме национально-культурной автономии. Объединяет казахские объединения области созданная в 1999 г. Ассоциация казахов Оренбуржья. Казахские общественные организации действуют в Оренбурге, Орске, Акбулакском, Домбаровском, Новоорском, Беляевском, Адамовском районах. Казахский язык преподается в 39 образовательных учреждениях области с общим охватом учащихся – 1011 человек.


На концерте Розы Рымбаевой.


А это "Казахпати". Кстати, такие вечеринки проводятся во всех странах, где проживают казахи.



В Оренбурге есть своя апашка-юморист.




Интересно наблюдать обряд беташар на свадьбах.



В местном кафе "Жулдыз" проводятся казахские свадьбы.





Читайте также: