Первые русские мультфильмы сообщение

Обновлено: 15.05.2024

Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев.

Александр Викторович Ширяев — русский и советский танцовщик, балетмейстер Мариинского театра, создатель первых в мире кукольных мультфильмов, преподаватель, сочинитель характерного танца, один из первых режиссёров кино- и мультипликационных фильмов.

Первым объёмно-мультипликационным (кукольным) фильмом Российской Империи был мультфильм "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами" (1912).

Владислав Александрович Старевич — русский и французский кинорежиссёр, создатель первых в мире коммерческих мультфильмов, снятых в технике кукольной мультипликации, и один из зачинателей русской мультипликации (наряду с Александром Ширяевым).

Будучи биологом по образованию, Старевич, в 1910 году решил снять обучающий фильм Lucanus Cervus о битве жуков-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарировал жуков, приделал к лапкам тонкие проволочки, прикрепил их воском к туловищу и снял нужную ему сцену покадрово. Фильм в прокат не вышел.

После революции 1917 года производство мультипликации было парализовано. Только в 1924 году попытки воссоздать и создать мультипликацию были предприняты Ю. Меркуловым, Д. Черкесом.

На тот момент мультипликационные фильмы были адресованы взрослым. Ассоциация, связанная с детьми появилась позднее, как и адресация детям.

Мультфильм-фантазия о победе пролетариата над буржуа всех стран, и даже в космосе им не спастись и не спрятать свои капиталы.

По сюжету письмо, адресованное Борису Пруткову, путешествует вслед за ним по разным странам мира, но догоняет адресата только после возвращения Пруткова в Ленинград.

Ещё одно важное событие, связанное с У. Диснеем - в 1934 году он послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные мультфильмы с Микки Маусом. Советские мультипликаторы были впечатлены плавной сменой кадров, были очарованы новыми мультипликационными идеями, которые открывались им с мультфильмами Диснея. Получили заряд вдохновения для развития собственного мультипликационного дела.

10 июня 1936 года в Москве создана советская и, теперь, российская государственная киностудия по производству мультипликационных фильмов — "Союзмультфильм" (Союздетфильм), куда вошли мультипликационные отделы Совкино, Мосфильма, Межрабпомфильма и Экспериментальной Мультипликационной Мастерской.

Советская мультипликация — именно та часть массовой культуры, которой в СССР могли по праву гордиться.

История советской мультипликации

После революции Старевич покинул страну, и мультипликация в СССР нашла свое применение только в начале 20-х годов в агитационных мультфильмах-роликах.

История советской мультипликации

История советской мультипликации

В то время рисованная мультипликация смешивается с аппликационной в сочетании с кукольной. И надо сказать, что подобный спектр техники несколько сложен для детского восприятия.

История советской мультипликации

Одним из самых выдающихся мультипликаторов советского периода признан Федор Хитрук. Он работал в разных жанрах и стилях, выпускал мультфильмы для детей и взрослых и подарил многим поколениям детей неподражаемого Винни-Пуха, чей образ затмил своим характером все зарубежные аналоги.

История советской мультипликации

Огромная часть успеха советской мультипликации — это заслуга знаменитых советских актеров. Голосами Янины Жеймо, Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Василия Ливанова, Олега Табакова, Евгения Леонова, Алисы Фрейндлих, Олега Анофриева, Александра Калягина, Владимира Высоцкого, Геннадия Хазанова, Клары Румяновой, Ольги Аросьевой, Михаила Казакова, Вячеслава Невинного, Армена Джигарханяна и других метров отечественного кино озвучены самые заметные персонажи советской мультипликации.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Содержание

Начало



Первым русским мультипликатором (1906 год) был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

Владислав Старевич — долгое время считался первым российским мультипликатором (1912 год). Будучи биологом по образованию, он решил сделать обучающий фильм с насекомыми. В 1912 году Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу и снимает нужную ему сцену покадрово.

После Октябрьской революции Старевич с семьей эмигрирует в Италию, анимация в России была парализована на протяжении многих лет. Только в конце 20-х годов советские власти начали финансирование экспериментальных студий, на которых в начале чаще всего производились короткие пропагандистские ролики.

Еще одним специалистом того времени был Александр Птушко. Он был квалифицированным архитектором, но в начале своей жизни работал в машиностроении. Когда он вошёл в отдел кукольной мультипликации Мосфильма, он нашёл идеальную среду для реализации своих механических амбиций, а также художественных.

Социалистический реализм

В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. Фёдор Хитрук, который тогда был мультипликатором, а не режиссёром, вспоминает свои впечатления в фильме Отто Алдера Дух Гения ( [6] ). Он был абсолютно поражен ликвидности картинок, очарован новыми возможностями для мультипликации, которые открывались на пути Диснея.

1950-е (Оттепель)

1960-е

Около 1960 года в советской мультипликации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться значительно реже, уступив место карикатуре. Производились эксперименты с различными техниками (перекладки — История одного преступления (1962), живопись по стеклу — Песня о соколе (1967)).

Набирает силу объёмная мультипликация. Фильмы Романа Качанова — Варежка (1967), Крокодил Гена становятся классикой отечественной и мировой мультипликации. Эти фильмы производятся в объединение кукольных фильмов Союзмультфильма (образовано в 1953 году).

Фильмы Фёдора Хитрука выполнены, как правило, в экстремально плоском стиле: дома строятся подобно пентамино или тетрису (История одного преступления (1962)), а автомобили как будто лежат на асфальте (там же, аналогично в фильме Малыш и Карлсон (1968) Бориса Степанцева).

На этот период приходится запуск многих сериалов (Маугли, Винни-Пух, Ну, погоди! и др.) и альманахов (Светлячок, Калейдоскоп, Весёлая карусель).

Советская мультипликация выставляется на зарубежных фестивалях и часто занимает там призовые места (Варежка (1967), Балерина на корабле (1969) и др.).

1970-е

Технической вершиной советской мультипликации 1970-х годов является мультфильм Полигон (1977) Анатолия Петрова.

1980-е и начало 1990-х

Заметное место в мультипликации 80-х годов занимает полная мультипликация.

С конца 80-х преобладает упрощённый рисунок с грубыми штрихами (Следствие ведут Колобки, Здесь могут водиться тигры (1989) и др.). Этот стиль прослеживается и в работах начала 90-х, особенно ярко у студии Пилот. Геннадий Тищенко один из немногих избегает этого влияния, предпочитая реализм (Вампиры Геоны (1991), Хозяева Геоны (1992), АМБА (1994—1995)).

Восстановление фильмов

Российская мультипликация сегодня

Существует множество студий, выпускающих по одному-два фильма в год.

Снимаются полнометражные мультфильмы (Алеша Попович и Тугарин Змей (2004), Особенный (2006), Князь Владимир (2006), Элька (2006) и другие.

Между тем, пока российская мультипликация не справляется с зарубежной конкуренцией: в России в год снимаются около 20-30 часов мультфильмов, во Франции - 350, на Западе и в Китае – тысячи часов, в Японии - десятки тысяч. Учитывая то, что в пору расцвета отечественной мультипликации "Союзмультфильм" ежегодно выпускал по 300-400 экранных часов, нынешний период в истории русской мультипликации можно назвать кризисом [9] . [10]

Музыка

Советские мультфильмы 70-х годов часто сопровождала музыка, созданная на Экспериментальной студии электронной музыки (г. Москва, основана в 1967 году) такими композиторами, как Эдуард Артемьев, Владимир Мартынов, Шандор Каллош.

Среди современных композиторов можно выделить Льва Землинского и Александра Гусева.

Российская мультипликация в западной культуре

Литература

См. также

Примечания

история отечественной анимации

История отечественной анимации берет свое начало в 1906 году, в это время начинают появляться отечественные анимационные фильмы. Первым отечественным мультипликатором стал Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра. Александр Ширяев является создателем первого в мире кукольного мультфильма, в котором изобразил 12 танцующих фигурок на фоне из неподвижных декораций. Особенность мультфильма Ширяева заключается в том, что автор с точностью воспроизвел балетные партии театра, в котором работал. Картина была снята на 17,5-миллимитровую пленку. На создание одного мультфильма ушло 3 месяца.

Александр Ширяев

Александр Ширяев

Владислав Старевич во время съемки мультфильма

Владислав Старевич во время съемки мультфильма

Владислав Старевич – биолог по образованию. В 1910 году решил снять обучающий немой мультфильм Lucanus Cervus о битве жуков-рогачей за женскую особь. Фильм в прокат не вышел.

Интересный факт! Во время съемки картины выяснилось, что при ярком освящении самцы жуков становятся пассивными. Поэтому Владислав Старевич решил препарировать жуков, приделал им лапки из проволоки и снял нужный эпизод покадрово.

Владислав Старевич

Анимация в СССР

Союзмультфильм

Появление карикатурных персонажей

История одного преступления

Читайте также: