Сообщение на тему игромания как девиантное поведение

Обновлено: 04.07.2024

Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ АДДИКТИВНОГО, ДЕВИАНТНОГО И КРИМИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

5. Клептомания, игромания (гемпинг) в формировании аддиктивного, девиантного и криминального поведения

Подход к проблеме клептомании являет собой позицию обреченности и бесполезности методов лечения или воспитания людей, имеющих такое психическое отклонение. Эта точка зрения близка к биологической концепции предрасположенности к воровству в силу генетических и иных природных задатков.

Пока биологический ген клептомании не выявлен — и биологическая, генетическая и аналогичные им теории имеют право на развитие. Вместе с тем большинство криминологов мира обосновывают данное поведение социальной обусловленностью, разумеется, в совокупности с индивидуально-личностными особенностями человека. В криминологии и в психиатрии клептоманией считают осознанное безмотивное по своей природе непреодолимое желание совершить кражу.

Игромания (гемпинг) как аддиктивность, девиантность и криминальность

Психиатры говорят, что люди, изредка играющие для удовольствия, уже входят в группу риска. Патологическая склонность к азарту может сопровождаться депрессиями, попытками самоубийства и суицидами. Часто игроки начинают бить членов семьи, вымогая деньги, приобщать к игре других членов семьи, в том числе детей, а на более поздних стадиях аддиктивного поведения — воровать, торговать наркотиками и совершать другие уголовные деяния.

Есть несколько психологических фаз игровой зависимости.

Фаза безрассудства. Игроман приобщается к нелегальной деятельности. Начинает воровать, торговать наркотиками и даже убивать, чтобы добыть деньги на поход в игровой зал.

У некоторых игроков есть особые знаки, приметы, счастливые числа. Они верят, что можно отработать навыки и удачно сыграть. Такие люди часто склонны к суевериям.

Группы риска для лудомании

Но есть и более современный взгляд на понимание причин развития игромании (как и прочих зависимостей).

Исследования показали, что 83,3 % пациентов психиатра страдали в детстве синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). У 96 % игроманов имелись родственники-алкоголики. Они получили удар с двух сторон — СДВГ (возможно, переданный по наследству) плюс генетическая предрасположенность к алкоголизму. Это говорит о том, что СДВГ у детей обязательно нужно лечить, иначе он, трансформировавшись, перейдет во взрослую жизнь и проявится в виде внутреннего беспокойства, социальной дезадаптации личности, неумения принимать решения. Иными словами, детская импульсивность может обернуться патологией влечений. Так что гиперактивных детей нужно определять в спорт и непременно наблюдать у психиатра.

Лечение игровой зависимости — дело долгое и непростое, на него уходит 2–3 года. В России игроманов лечат комплексно, психотерапия (цель которой — повысить самооценку) сочетается с медикаментами (нейролептиками, антидепрессантами, транквилизаторами и пр.). Только психолог может помочь больному лишь на ранней стадии болезни, тогда как в большинстве случаев к врачу обращаются лудоманы в 3-й фазе. Очень редко больные излечиваются, точнее бросают сами. Игровая — более тяжелая форма зависимости, чем даже наркотическая.

Некоторые специалисты уверены: хотя вылечить игроманию полностью нельзя, можно перевести это увлечение в другую сферу, например заменить прыжками с парашютом.

6. Безнравственное и аморальное поведение

Отклоняющееся поведение может нарушать нормы этики и нравственности, которые закреплены в понятии общечеловеческих ценностей. Под ними понимается добровольный отказ от ряда поступков, могущих причинить вред окружающим. Они устанавливаются с помощью обычаев. Общей для них является заповедь:

Безнравственным называют поведение в виде действий и деятельности, результаты которых объективно противоречат нравственным нормам.

Аморальное поведение — это безнравственное девиантное поведение, которое оценивается личностью как безнравственное.

К безнравственному поведению относят: алчность, гордыню, мстительность, прелюбодеяние (похоть), тщеславие, зависть и др. Нравственные законы связаны с духовностью и религиозностью, однако существуют и конфессиональные разночтения нравственных правил.

Резюме

Причины и условия аддиктивного и девиантного поведения и его перехода в агрессивное и криминальное включают в себя различные их формы: аддиктивную, агрессивную формы поведения, сексуальные депривации, сверхценные идеи, безнравственное, аморальное и антиобщественное поведение.

Ключевые термины и понятия

Делинквентность, аддиктивность, агрессивность, сексуальные девиации, сверхценные увлечения, асоциальное и антиобщественное криминальное поведение, виды и формы аддикций.

Рекомендуемая литература

Александрова И.А. Мода и преступность: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1998.

Аникеев В. В храм с отмычкой // Сов. Россия. 1983. 3 июля.

Апполоно В.А. Социально-психологическое заражение как способ общения. Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Л., 1970. С. 19.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

Бехтерев В.М. Объективная психология. СПб., 1911. Вып. 3.

Бехтерев В.М. Отечественная психология. СПб., 1911.

Блэкборн Р. Психология криминального поведения. СПб., 2003.

Волков Д.В. Зарубежные теории девиантного поведения несовершеннолетних. Коломна, 2001.

Ганишина И.С., Ушатиков А.И. Неблагополучная семья и ее влияние на девиантное поведение несовершеннолетних. М.; Воронеж, 2007.

Гришаев П.И. Влияние социальных явлений на преступность: лекция. М., 1984. С. 26.

Змановская Е.Д. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М., 2003.

Клейберг Ю. Психология девиантного поведения. М., 2001.

Конев А.А. Проблемы криминологии и социальной психологии. Н. Новгород, 2001.

Лествичник И. (преподобный). Лестница. Сергиева Лавра, 1908. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001.

Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.

Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 2001. Предупреждение девиантного поведения девочек подросткового возраста. Рязань, 2005.

Социология отклонения. М., 1989.

Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2004.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной педагогики и психологии

игромания, как девиантное поведение

Выполнил: Максаков Д.В.

Проверил: Васянин М. С.

Игромания как девиантное поведение . . . . . . 3

История развития игромании . . . . . . . . . . 4

3. Игромания и её влияние на общество . . . . . . . 6 4. Борьба с игроманией в обществе и её последствия . .8 5. Статистика игромании . . . . . . . . . . . . . 9

6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

7. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Игромания как девиантное поведение.

Отклонение в поведении — девиантное поведение — является естественным условием развития человека , жизни всего общества. Видом девиантного поведения, противоречащего нормам социального поведения в том или ином сообществе, является игромания. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.

Что вообще представляет собой игромания? Как она проявляется?

Игромания – особый вид зависимости, который проявляется в том, что человек испытывает неконтролируемую тягу к той или иной игре. Стоит отметить, что данная зависимость носит строго психологический характер, в отличие от наркомании, алкоголизма и токсикомании. В результате зависимости от игр, у человека наблюдается эмоционально-подверженное и депрессивное состояние, которое в свою очередь влечет за собой психические расстройства. Человек, погружаясь в игру, становится полностью оторванным от реальности, ему становится неинтересна работа, отдых, спорт, семья и друзья. Он полностью погружен в игру. Вся жизнь – игра. Так азартные игры становятся главной ценностью человека.

Этой зависимости могут подвергнуться люди разного возраста и достатка, однако огромную опасность игромания представляет для детей и подростков.

Причины игромании могут быть различными:

Во-первых, одиночество. Человек, чувствуя себя одиноким, ищет реализацию себя в виртуальном мире, компенсируя недостаток общения.

Во-вторых, влияет на игромана и жадность, а именно жажда выиграть деньги, даже в случае проигрыша.

Четвертым фактором можно отметить чувство неудовлетворенности. Если человек не может жить, работать, общаться с людьми, принимать ответственные решения в реальной жизни, то в мире игры он вполне может себя реализовать.

К пятому фактору относится склонность человека к зависимостям вообще –

азартным играм, наркотическим зависимостям, курению. Этот фактор, конечно, нельзя назвать решающим в склонности личности к игромании, но он указывает на вероятную возможность увлечения азартными играми.

Шестой фактор – это различные патологии психики человека.

Ученые, занимающиеся исследованием такого явления, как игровая зависимость, делят ее формирование на три основных этапа.

Первый этап связан с формированием так называемой базовой зависимости, которая проявляется в том, что человек испытывает сильное и необъяснимое желание играть долго и часто. Конечно, зависимость, как таковая, пока еще не закрепилась. Но стоит человеку один раз окунуться в игру, он возвращается к ней снова и снова, все с более короткими промежутками времени. На этом этапе явной зависимости человека от игры нет.

Второй этап игромании заключается в том, что человек уже не может отказаться от игр, но еще отличает виртуальность от реальности. Человека преследует навязчивая идея выигрыша, он думает, что вот-вот настанет его звездный час. На последнем этапе человек уже не может бороться с зависимостью. Возможность быстрого выигрыша становится для него навязчивой идеей. Игромана не останавливают ни нехватка денег, ни лишение жилья, ни огромные долги. Просьбы и уговоры родственников безрезультатны. Люди, страдающие игроманией, становятся обидчивыми, вспыльчивыми, грубыми, "тусклыми", сексуально слабыми, эгоистичными, предъявляют необоснованные требования, не желают покупать необходимые для семьи вещи, продукты, экономят на всем ради сохранения денег для игры.

История развития игромании.

Азартные игры входят в историю еще в эпоху Древнего Египта, где египтяне увлекались игрой в кости. Первые документальные источники об азартных играх были обнаружены среди руин древнего Вавилона (3000 г. до н.э.). В кости играли представители всех сословий и возрастных категорий. Кости пользовались большой популярностью и в Китае. Что примечательно, в семнадцатом веке, подобные игры были наказуемыми, игроков презирали. Игра была не меньшим преступлением, чем воровство. Карточные игры

появились в Европе со времен крестовых походов в XIII веке. И гра в карты была легализирована. Запрещалось только мошенничество. Русская православная церковь всегда негативно относилась к азартным играм и приравнивала игроманию к серьезному греху — потаканию дьяволу . Автор первого опубликованного научного исследования на тему

Огромной популярностью начали пользоваться азартные игры в промежутке о двадцатого до двадцать первого века – когда начали открываться общественные заведения, в которых можно было придаваться данному сомнительному удовольствию. В России в период советской власти и существования Советского Союза отсутствовали казино и игровые заведения для игры в карты или игровые автоматы. Распад Советского Союза и изменение политического строя России крайне быстро привел к созданию игрового бизнеса и игровых ассоциаций. Москва и Санкт-Петербург быстро превращались в своеобразные пародии Лас-Вегаса. В связи с негативными социальными последствиями, связанными с игровым бизнесом, весной 2007 г. принято Постановление Правительства России о вынесении игровых заведений за границы городов. В настоящее время выделено четыре основных категории азартных игр:

Постоянные легальные игры - лотереи, видеолотереи, ставки на бегах, спортивные ставки, бинго, казино, игровые автоматы.

Игры в нелегальных игорных заведениях и ставки у нелегальных букмекеров.

Различные денежные пари и ставки между знакомыми людьми, друзьями и коллегами по работе. Это могут быть совершенно любые пари и ставки, занимающие значительное место в культурной жизни населения.

Игра на бирже, которая относится не к профессиональной обязанности, а приобретает характер азартной игры.

Игромания и её влияние на общество.

Актуальность проблемы игровой зависимости обусловлена тремя причинами:

серьезными социальными и финансовыми проблемами;

распространенностью в их среде криминальных действий (до 60% больных игроманией совершают правонарушения);

высоким суицидальным риском (13-40% совершают попытки самоубийства, 42-70% больных отмечают суицидальные мысли).

Высокий процент среди больных игроманией людей с выраженной морально- этической деградацией (алкоголизм, наркомания, гомосексуализм и т.п.). Азартные игры распространены во всём мире, многие страны вовлечены в игорный бизнес, приносящий сверхприбыли. Распространённость патологического пристрастия к азартным играм в мировой популяции составляет от 1,4 до 5% . В среднем 60% населения в развитых странах играют в азартные игры и 1-1,5% из них могут быть подвержены игровой зависимости.

В странах с развитым игорным бизнесом:

государство принимает законы, определяющие деятельность игрового бизнеса, и контролирует их выполнение;

государство берёт на себя обязательства по исследованию эпидемиологии, проведению комплексных мероприятий по профилактике игромании, лечению и реабилитации больных игроманией;

государство финансирует профилактические, лечебные и реабилитационные антигемблинговые программы и оптимизирует деятельность коммерческих структур игрового бизнеса и общественных организаций в этом направлении;

игроманию необходимо оценивать как серьёзную проблему, угрожающую психическому здоровью граждан, приводящую к личностной и социальной дезадаптации;

В свою очередь, игровой бизнес берёт на себя обязательство по финансированию программ социальной защиты населения от негативных последствий своей деятельности, включая профилактику, лечение и реабилитацию больных игроманией.

Борьба с игроманией в обществе и её последствия.

И в новое время история законодательства против азартных игр насчитывает около 200 лет. Например, в 1820 году, в американских колониях запретили использовать почту как канал распространения лотерей.

Отменены и местные законы, запрещавшие азартные игры в общественных местах. Например, в Москве и области. Автоматы теперь стоят везде!

Действуют и постоянно видоизменяются только законы, регулирующие механизм поборов с организаторов игр и соответственно с играющих.

Проект закона об игорном бизнесе, прошедший в думе 2-е, основное чтение, не только не содержит никаких ограничений, препятствующих ее возникновению, но и вообще не обозначает проблемы. Проблемы возникновения у многих наших сограждан болезненной страсти к игре под влиянием развивающего гигантскими темпами игорного бизнеса. Правда, в этом законе содержится важная отсылка к общим нормам Гражданского кодекса о возмещении причиненного вреда, нанесенного здоровью граждан.

Какие меры юридического характера может предложить адвокат для спасения наших сограждан от описанной напасти?

Во-первых, необходимо ввести жесткое ограничение мест расположения игровых автоматов. Они должны стоять только в специальных залах, а сами залы должны концентрироваться в специальных зонах вдали от жилья.

Однако для эффективности лечения необходимо желание пациента преодолеть зависимость. Члены семьи должны переключить внимание человека на какую-то другую деятельность, окружить его вниманием и заботой. Пусть он почувствует себя значимым и нужным в реальной жизни, а не в виртуальной.

Статистика игромании.

Большинство авторов отмечают, что это лица преимущественно мужского пола, средний возраст составляет 21-40 лет, образование - среднее, незаконченное высшее, высшее (распределение примерно в равных пропорциях с некоторым преобладанием среднего образования). Большинство на момент обследования работали (42-68%), состояли в браке (37,3-73,0%), отношения в семье преимущественно конфликтные (в среднем 69,7%), коморбидность с алкоголизмом 42,4%. Следует также отметить, что большинство исследователей отмечают у больных игроманией высокий удельный вес алкогольной наследственности, которая в среднем составляет 41-52%. Кроме того, суицидальные тенденции среди больных составляют 52%, противоправные действия - >50%. Социальный портрет игроманов дополняется результатами психологического обследования, которые свидетельствуют об их эмоциональной неустойчивости, сниженной способности к самоконтролю и рефлексии, асоциальных установках, склонности к сверхценным идеям и повышенной активности, что сочетается с преобладанием нарциссических и пограничных личностных черт. По прогнозу аналитиков, уже в 2016 году увлекаться различными играми будет каждый третий житель России — более 56 миллионов человек. Похожая статистика наблюдается и в других развитых странах.

У больных игроманией в 3 раза чаще выявляют симптомы депрессии, шизофрении и алкоголизма. У них в 6 раз чаще, чем у неиграющих лиц, можно заметить симптомы антисоциального личностного расстройства. Алкоголизм в большинстве случаев опережает появление игромании в среднем на 2 года, наркомания - на 1-1,5 года. Исследование 4499 пар близнецов также показало прямую связь между различными расстройствами в детстве, последующим наступлением диссоциального расстройства личности и наступлением игромании. Наследственная отягощенность алкоголизмом выявлена у 41,4% больных игроманией, наркоманией - у 2,7%, психическими заболеваниями - у 37,4%. По данным исследований у 36% обследованных больных игроманией имели место проблемы с алкоголем, они лечились от алкоголизма, у более, чем половины больных (53,6%) наследственность была отягощена алкоголизмом.

Патологические игроки могут страдать перееданием и склонны к употреблению различных веществ и препаратов в больших дозах, у 30% наблюдают сексуальные расстройства. Депрессию диагностируют у 43%, биполярные аффективные расстройства - у 7%, шизофрению - у 5%. У российских подростков, по данным исследования Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова онлайн-игры занимают 4 место – 33%, а игроманов среди студентов оказалось чуть меньше половины – 41%. Остальные не играют в игры совсем. Аналитики подсчитали количество геймеров в России. Оказалось, что

компьютерными и онлайн-играми увлекается почти 40 миллионов человек. Большую роль в увеличении числа игроманов сыграли онлайновые игры для соцсетей. Последние, кстати, впечатляют динамикой: всего за год, с 2010 по 2011 их число выросло на 181 процент.

Последствия игромании очень серьезные. Казалось бы, человек не наносит себе физических увечий, но, тем не менее, лишается рассудка. Игромания нередко становится причиной правонарушений, убийств, преступлений, суицида. Лечение игромании – очень сложный процесс, который требует внедрения высококвалифицированного специалиста-психолога. Задачей врача является возвращение больного к нормальному образу жизни.

Актуальность темы исследования заключается в том, что ситуация игровой зависимости среди молодежи в Российской Федерации носит весьма острый и негативный характер. Игромания с каждым годом набирает всё больше и больше свои обороты. Наряду с развитием компьютеров, технологий, графики и компьютерных игр, люди всё больше погружаются в цифровой мир. Естественно, данная ситуация имеет две стороны медали, но какая из них в большинстве, на данный вопрос ответа ещё пока что нет.
Однако точно можно сказать уже сейчас, что игровая зависимость скрывает за собой ряд серьезных и значимых проблем, таких как: психологическая зависимость и болезни, социальная отстранённость (десоциализация), самоубийства и суицидальные наклонности, возникновение вредных привычек, клептомания, психическое расстройство, вспыльчивость, потеря социальных ориентаций, неуверенность, упадок моральных и духовных сил.
Соответственно, итоги и исходы всех данных проблем вытекают в другие общие, такие как: социальные, экономические, демографические и многие другие. В связи с этим, есть множество обоснований заниматься этим вопросом и развивать данную тему, чтобы как можно лучше и быстрее предотвращать страшные исходы освещаемой проблемы.

Степень научной разработанности. Современными общественными науками феномен игровой зависимости рассматривается в качестве актуальной самостоятельной и психологической проблемы или в контексте необходимости принятия общественно-государственных мер для ее разрешения. Так, изучению данной проблематики в психологии занимались такие авторы как А.С. Андреев, А.О. Бухановский, Е.В. Дони [1], В.С. Ильин [2], А.Ю. Егоров [3]. Среди социологов можно выделить Ю.В. Шепель [4], В.Э. Волкову [5], Ц.П. Короленко, Т.А. Донских [6], И.А. Гуськова [7].

Российская социологическая мысль характеризуется определенными наработками в анализе социальной зависимости прежде всего благодаря работам Е.С. Балабановой, Т.П. Заславской, М.А. Шабановой.

Н.А. Хренов рассмотрел, описал, структурировал основные аспекты игры как социологической категории, определила ее статус в структуре современной социальной практики, выявила функции игры в социальном конструировании [9]. М.С. Иванов [10] раскрыл операциональные характеристики компьютерной игровой деятельности; разработал классификацию компьютерных игр по критерию значимости их влияния на самореализацию личности. Ю.В. Шепель [4] раскрыл социокультурные обстоятельства, формирующие азартно-игровую зависимость, определил пути социальной реабилитации игрозависимой личности на примере населения Эстонии.

Феномен игровой зависимости как тип культурной девиации также можно рассматривать и в качестве актуальной самостоятельной социальной и психологической проблемы или в контексте необходимости принятия общественно-государственных мер для ее разрешения. В таком контексте данное понятие изучалось такими учёными, как Я.И. Гилинский, В.В Зайцев, А.Ф. Шайдулина, В.Н. Кудрявцев, В.А. Феофанов, В.Н. Шилова [11].

Объект исследования ‒ игромания среди современной российской молодежи.

Предметом исследования является формирование игромании как вид девиантного поведения среди современной российской молодежи.

Цель ‒ рассмотреть формирование игромании, как вид девиантного поведения среди современной российской молодежи.

- изучить игроманию: понятие, характеристика, виды и причины возникновения;

- описать взаимосвязь игромании и девиантного поведения;

- проанализировать исследования игромании среди современной российской молодёжи;

- определить методы профилактики игромании среди современной российской молодёжи;

Теоретическая основа исследования. Данной проблемой занимались такие ученые, как К. Янг, И. Голдберг, Д. Хоффман, Т. Новак, В.А. Лоскутова, О.Н. Арестова, Ю.Д. Бабаева, А.В. Беляева, А.Е. Войскунский, Д. Гроссман, М.С. Иванов, М. Лорд, С.Л. Новоселова, К. Рое, С.А. Шапкин, и др. Известны работы, посвященные различным аспектам Интернет-аддикции (В.А. Лоскутов, А.Е. Войкунский, Ф. А Саглам, Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина, Д. Гринфилд, М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг); основным признакам компьютерной зависимости А.В. Котляров и другие.

Методологическую базу исследования составляет принцип объективности, принцип научности, системный подход и исторический анализ.

Методы исследования. В качестве методов исследования применялись анализ теоретического и практического материала по теме исследования, а так же вторичный анализ социологических данных.

Эмпирическая база исследования. Составляет результаты социологического исследования игровой зависимости в молодежной среде, которое было проведено в 2016г. в Москве, профессором кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета Исследование проводилось среди старших подростков, учеников 10-11 класса. Среди опрошенных было 22 девочки и 29 мальчиков. Второй эмпирической базой исследования послужила работа Омского ГАУ, проводившие опрос среди студентов 1-2 курса, одноименного университета. Всего опрошенных 107 человек в возрасте от 17 до 25 лет.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что на основе вторичного анализа социологических данных было определено формирование игромании, как вид девиантного поведения среди современной российской молодежи.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использовании материала работы при дальнейшей разработке данной темы.

Структура курсовой работы из: введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников. Объём курсовой работы 24 страницы.

1 Теоретико-методические аспекты исследования игромании как вида девиантного поведения среди современной российской молодёжи

1.1 Игромания: понятие, характеристика, виды и причины возникновения

Игромания (иначе – гэмблинг-зависимость или лудомания) – это патологическая склонность человека к азартным играм, с характерным повторением эпизодов его участия в игровых процессах. Страсть к игре является доминантой над всеми его жизненными приоритетами, она блокирует социальные, профессиональные, материальные, духовные, семейные и прочие ценности, в результате чего происходит разрушение личности и психики человека [12].

В связи с тем, что зависимость от азартных игр оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе и на состояние здоровья, которое в свою очередь обеспечивает качество трудовой деятельности. Решение проблемы профилактики возникновения зависимости от азартных игр становится стратегически важным для эффективного функционирования и развития государства, особенно если эта проблема затрагивает социально и профессионально активную группу населения [13].

К основной группе игр, вызывающих зависимость, относят:

- ставки на спорт;

- он-лайн игры в сети Интернет;

Первые признаки появления игромании по Галущак А.В.:

- Подростки сами начинают искать причины ухода от реальности, самостоятельно находят причину или мотивацию, чтобы поиграть в компьютер и т.д.

- Если есть право выбора, то он отдаст свое предпочтение виртуальности.

Симптомы игромании по Галущак А.В.:

- Потеря прежних интересов.

Так же Александр Васильевич отметил, что при потере игры, у зависимого от них человека начинается период страдания. Проявления различного рода отрицания: крики, всплеск эмоций, истерики и т.д. При этом он может совершать действия нарушающие законы, под состоянием аффекта.

1.2 Взаимосвязь игромании и девиантного поведения

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющих реальный ущерб обществу, или самой личности, а так же сопровождающее её социальную дезадаптацию.

Аддиктивное поведение (от англ. addiction — пагубная привычка, порочная склонность) — одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Выражается в двух формах: химической и нехимической зависимости [15].

Химическая аддикция связана с формированием стремления к уходу от реальности, которое происходит из-за искусственного изменения своего психического состояния путем приема некоторых психоактивных веществ. К видам химической аддикции относят: алкоголизм, наркоманию.

Нехимическая аддикция выражается в сосредоточенности на некоторых видах деятельности, что сопровождается сильными, субъективно приятными эмоциональными переживаниями. К видам нехимической аддикции: экстремизм, религиозный фанатизм, сексуальные аддикции а так же и игромания.

Причины девиантного поведения современной российской молодёжи берут своё начало в наследственности, воспитании, обучении, социальной среде обитания человека, а так же из его самостоятельной социальной активности. В совокупности с взаимодействиями и взаимосвязями индивида с окружающим миром, социальной средой и самим собой, эти факторы оказывают воздействие, в прямой или косвенной форме, на возникновение девиантного поведения. Ю.А. Клейберг, Т.Р.Алихматова, А.В. Мисько выделяют четыре основных фактора: биологический, психологический, социальный и семейный [16].

Биологический фактор выражается в физиологических особенностях молодёжи. В неустойчивости жизненно важных систем организма: нервная система, зрение, слух, деформация позвоночника.

Социальный фактор отображает взаимодействие молодёжного представителя с социумом. Важно его место проживания, экономическая стабильность, статус подростка в группе сверстников и т.д.

Выделяют первичную и вторичную девиацию:

Первичная девиация – это незначительное, однократное отклонение от норм, не наносящее урон стабильности общества и отдельному индивиду.

Вторичная девиация – значительное нарушение социальных норм влекущих за собой применение соответствующих санкций.

К особенностям отклоняющегося поведения относят:

- девиантное поведение – поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным нормам.

- девиантное поведение и личность его проявления вызывают негативную или позитивную оценку со стороны других.

- особенностью девиантного поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим.

- оно рассматривается как стойко повторяющееся явление.

- для того что бы поведение могло быть квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общим направлением личности.

- девиантное поведение не относится к психическим заболеваниям или патологическому состоянию.

- девиация сопровождаются различными проявлениями социальной дезадаптации.

Виды девиантного поведения среди современной российской молодежи:

- Курение – является одной и самых распространенных вредных привычек у современной молодежи, вызывающую серьезную психологическую и физическую зависимость. К ней они приобщаются еще в подростковом возрасте из-за стремления считать себя взрослым, отождествляя употребление табака с мужественностью, независимостью, естественностью.

- Алкоголизм. С каждым годом чрезмерное употребление алкоголя среди молодых людей безостановочно растет. Многие подростки рассматривают пиво, вино и шампанское как обязательный атрибут для развлечения и времяпрепровождения, как в компании, так и в одиночестве.

- Сексуальные отклонения. Сексопатологи так же акцентируют свое внимание на отклонения поведения среди молодежи в сексуальном плане, рассматривая некоторые из них как заболевания.

- Суицид (самоубийство) – крайняя фаза проявления девиантного поведения. Суицидальные намерения индивида, как правило, вызваны массовыми и глобальными трансформациями в структуре личности. Самоубийство – это осмысленное, самостоятельное лишение себя жизни. Нередко ему предшествуют суицидные покушения, попытки и проявления. К суицидным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, направленные на лишение себя жизни.

Помимо всех видов девиантного поведения указанных выше есть и многие другие, которые занимают не менее значимое место в мире. Следует действительно обращать на это внимание и заниматься данным вопросом. Ведь итоги могут быть плачевными. Нужно помогать таким людям, как морально, так и физически, и в первую очередь обращаться к специалистам по этому поводу.

2 Исследования игромании среди современной российской молодёжи

2.1 Анализ исследований игромании среди современной российской молодёжи

Подавляющее большинство среди современной российской молодёжи зависимо от компьютера, компьютерных игр и гаджетов. Это, в какой-то степени обусловлено тем, что они не могут прогностически думать, ставить конкретные, серьезные задачи и цели на ближайшее будущее.

В качестве первой эмпирической базы курсовой работы выступит исследование Н.В. Гребенниковой – кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета [18]. Целью исследование было изучение взаимосвязи характерологических особенностей старших подростков и степени выраженности склонности к зависимости от компьютерных игр. Проведено данное исследование в апреле 2016г. в Москве в одной из общеобразовательных школ. В нём приняли участие 51 учащийся 10-11 классов (22 девочки и 29 мальчиков) в возрасте 16-18 лет. В качестве основных методик были использованы тест на интернет-аддикцию Т.А. Никитина, Ю.А. Егорова и опросник Шмишека.

Собранные данные, по итогу исследования, представлены ниже в виде рисунков с определенной информацией и разными категориями разделения.

Рисунок 1 – Распределение подростков по степени выраженности игровой зависимости (%)

Анализируя данные представленные на Рисунке 1 можно отметить, что 12 % уже имеют фиксированную, сформировавшуюся компьютерно-игровую зависимость, 51 % - находится в группе риска, и у 37 % не было выявлено каких-либо признаков аддикции.

Рисунок 2 – Распределение подростков по длительности времени, проводимого за игрой (%)

Из полученных данных, представленных на Рисунке 2 можно сделать вывод, что большинство подростков проводит время за играми 1-2 часа в день (35 %), немного меньше (31 %) проводит 5-6 часов, и 13 % школьников проводят за играми более 6 часов.

Рисунок 3 – Распределение подростков по предпочтению типа компьютерных игр (%)

На Рисунке 3 представлен ряд игр по их жанру (типу). Среди всех, самым популярным оказался жанр ММО (36 %) (массовые многопользовательские он-лайн игры). Сущность данного жанра состоит в том, что игра практически бесконечна, т.е. выполнив одно сюжетное задание, игрок продолжает играть, всё более развивая своего персонажа. Именно этот факт можно рассматривать как один из определяющих факторов формирования игромании, так как данные игры не имеют финала, и в психологическом аспекте у подростков формируется состояние незавершенных действий. Таким образом, подросток возвращается к игре всё чаще и чаще.

32 % испытуемых предпочитают жанр компьютерных игр, как action. Особенность этого жанра в том, что большее количество игр данного типа выпускается для взрослой аудитории. Игры в данном жанре могут содержать сцены насилия и ненормативную лексику, что может развивать у подростка агрессивность. 10 % школьников предпочитают игры-стимуляторы, которые имитируют управление каким-либо процессом или средством, и очень низкий процент (7 %) подростков предпочитающие развивающие игры.

Рисунок 4 – Распределение подростков по мотивам ухода в виртуальный мир (%)

Однако трудно судить о игромании лишь из исследования проведенного в школе. По этому, вторую эмпирическую базу исследования составит социологическое исследование среди студентов Омского ГАУ в 2018г. Опрос был проеден среди обучающихся 1-2 курсов, возраст респондентов 17-25 лет. Всего опрошенных 107 человек, среди которых 39 % юношей и 61 % девушек [19]. Считается, что именно эта группа лиц активно пользуется компьютерными технологиями и интернетом.

Анкетирование проводилось по двум анкетам. Анкеты для проведения опроса была взяты из коллективной работы С.В. Красновой, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалевой, Е.В. Быковской, О.Е. Чаповой, М.О. Носатовой [19].

В ходе опроса, определяющего степень зависимости молодых людей от работы с компьютером, на анкету №1 86 % опрошенных ответили, что независимы от компьютера и работают за ним от 1 до 2 часов день; у них нет постоянного желания играть в компьютер и с лёгкостью могут оторваться от игры. 14 % имеют легкую степень зависимости , проводят за компьютером от 2 до 4 часов в день и несколько ночей проводили за компьютером.

Данные анкеты №2 позволили оценить эмоциональное состояние молодёжи во время работы за компьютером. 92 % работают на компьютере меньше половины своего свободного времени; 46 % используют компьютер для интернет-общения или для поиска важной информации (54 %). Так же, в отличи от более младшего поколения они редко забывают о своих обязанностях и домашних делах, и так же когда время заканчиваются они встают и уходят (77 %). Помимо этого, в играх на компьютере их больше привлекает возможность посоревноваться друг с другом (72 %), чем возможность уйти от окружающих и проблем (28 %).

Рассматривая результаты первого и второго исследования, можно отметить, что к компьютерной игромании в большинстве склонно меньшее поколение. Однако у старшего начинает ярко выражаться другой вид зависимости – Интернет-зависимость, что происходит из-за частого использования гаджетов.

2.2 Методы профилактики игромании среди современной российской молодежи

Лечение игромании – очень трудоемкая и длительная процедура. Заниматься этим нужно сразу же после проявления первых симптомов и человека [14].

Выделяют основные виды лечения игровой зависимости :

- Кодирование поведения – термин психотерапии, обозначающий определенные внушения больному [20];

- Тненинги (медикаментозная терапия) – мероприятия, проводимые с больным для излечения его болезни.

По мнению А. В. Галущака [21], будущее за тренингами, так как это наиболее удачный вариант избавление от игровой зависимости. Но многие хотят результат сразу: здесь и сейчас, что обусловлено различными причинами: нехватка времени, материальный вопрос и т.д. В таких случаях все прибегают к методам кодирования, однако на это тоже требуется некоторое время.

Борьба с игровой зависимостью требует от игромана не малое количество времени, огромного терпения и большой силы воли. Так же, очень важно не оставлять зависимого в это время одного. Для него очень важно иметь рядом поддержку и контроль в момент лечения.

В ходе проделанного мною вторичного исследования социологических данных стали понятны многие причины формирования и последствия игромании как вид девиантного поведения среди современной российской молодёжи. Так же были выявлены виды и методы профилактики лечения игровой зависимости.

Вопрос о игромании среди современной российской молодёжи является таким же громким, как и другие виды девиантного поведения: курение, наркомания, алкоголизм и т.д. Поэтому очень важно развивать и проводить различные мероприятия для удаления такой остро-социальной проблемы из нашего общества, для дальнейшего роста и развития подрастающего поколения. Ведь на нем будет строиться наше будущее.

Проведя вторичный анализ данных, моя гипотеза подтвердилась. Что формирование игромании среди современной российской молодежи характеризуется доступностью и разнообразием форм игр. Так же вследствие игровой зависимости появляется нервозность, беспредметная раздражимость, вспыльчивость, снижение интереса дальнейшего развития и учебы. Помимо этого возможно появление вредных привычек у зависимого, сужение круга интересов, отсутствие друзей, в конечном итоге одиночество и отсутствие полной социализации.

Игромания как форма поведения личности - Веримед

Проблемой может стать тяга не только к сигаретам, алкоголю и наркотикам, но и к играм — азартным и компьютерным. Медики изучают психологические особенности поведения зависимого — игромания способна привести к существенны сдвигам: человек забывает обо всем на свете, чтобы только погрузиться в мир игр. Такие люди нуждаются в медицинской помощи.

Суть проблемы

Данной болезни подвержены мужчины и женщины, молодые и старшее поколение, бедные и богатые. Такие люди не хотят или не могут признать, что аддиктивны — пристрастившиеся к процессу игры. Им кажется, что их психологическое здоровье не пострадало, у них нет пристрастия. Это типичное поведение зависимых.

Игромания как форма аддиктивного поведения

Игромания как форма аддиктивного поведения - Веримед

Диагностика

Игромания имеет фазы:

  • предвкушение игрового процесса;
  • абстиненции.

Предвкушение игрового процесса - Веримед

В первой фазе любитель поиграть предвкушает, как он будет испытывать положительные психологические ощущения. Особенность процесса в том, что тот может сопровождаться диаметрально противоположными эмоциями — радостью при выигрыше, отчаянием при проигрыше. В обоих случаях наблюдаются потеря самообладания, патологическое возбуждение. Зависимый способен на поступки, которые не вписываются в общепринятые и считаются девиацией (отклонением). В этом и заключается девиантное поведение — игромания ломает личность.

Появляется абстиненция — тот же синдром отмены, как при отказе от алкоголя, сигарет и наркотиков. Наблюдаются:

  • психологический дискомфорт;
  • странности в поведении;
  • раздражение;
  • агрессивность;
  • депрессия;
  • маниакальное желание сыграть снова.

Риск возникновения инфаркта - Веримед

Но игромания чревата и серьезными нарушениями у зависимого. Он регулярно испытывает стресс, из-за чего у него страдает работа сердечно-сосудистой системы, нарушается гормональный баланс. Увеличивается риск возникновения таких заболеваний, как:

  • гипертоническая болезнь — повышение артериального давления;
  • инфаркт миокарда — омертвение сердечной мышцы из-за нарушения ее кровоснабжения;
  • инсульт — расстройство мозгового кровообращения;
  • язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки — возникновение одного или нескольких глубоких дефектов в стенке этих органов.

В чем заключается помощь

Игромания — патологическое изменение психики, которое сказывается на поведении и требует вмешательства медиков, поскольку зависимый самостоятельно не справится. Помочь не способны ни друзья, ни родственники, уговаривающие близкого человека отказаться от пагубной привычки. На игромана не влияют:

  • логические доводы;
  • уговоры;
  • убеждения;
  • просьбы.

Спасением может оказаться то, что человек ощутит физические изменения со стороны организма и только поэтому согласится пойти на прием к врачу. Скачки давления, неприятные ощущения в груди из-за учащенного и усиленного сердцебиения, нервное напряжение — та симптоматика, от которой он хотел бы избавиться.

Лечение

Какая его особенность? Оно проводится с привлечением специалистов в области аддиктологии (науки о зависимости). Успех терапии зависит от степени усугубления патологического процесса. Не так просто избавиться от аддиктивного поведения — игромания может рецидивировать.

Лечение игромании - Веримед

Процесс избавления от тяги имеет несколько периодов — это фазы:

  • кризиса;
  • восстановления;
  • роста.

Кризис значит, что зависимого оторвали от любимого занятия, и он испытывает психологический дискомфорт. Но благодаря грамотным назначениям описанная выше симптоматика постепенно исчезает:

  • пропадает возбуждение;
  • улучшается настроение;
  • нормализуется сон и так далее.

Особенность фазы роста в том, что пациент отвыкает от пагубной привычки. Он анализирует случившееся с ним. Возникает сожаление, что жизненное время было потрачено на сомнительное увлечение. Очень важно, чтобы в этот период пациента поддержали близкие.

Помимо психологического лечения, могут понадобиться медикаментозные препараты. Зависимому назначают симптоматическую терапию. Она без особенностей — обычно это лекарства для купирования головных болей, беспокойства, бессонницы и так далее.

Читайте также: