Роль музыки в духовном развитии человека сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является одной из первостепенных задач современной системы образования., так как сформированная в результате духовно-нравственная культура учащегося способствует полноценному развитию и становлению его личности.

Духовно-нравственное развитие ребенка – это поэтапный процесс, направленный на формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности.

Первичным институтом социализации любого человека является семья, именно в ней закладываются основы тех ценностей, которые будут служить его дальнейшим ориентиром на протяжении всей жизни. Сложившаяся в семье система взаимоотношений между людьми проецируется на общество и определяет модель поведения человека в нём, то есть является основой его гражданского поведения [1].

На более высокой ступени духовно-нравственного развития человек способен к принятию особенностей уклада жизни других культур, народов [2].

Уровень духовно-нравственного развития ребенка является неотъемлемым компонентом его личности, который определяет его индивидуальные характеристики (модель поведения в обществе, взгляды, мировоззрения, поступки), и характеристики страны, в которой он проживает, и нации в целом. Несмотря на существенные различия особенностей уклада жизни людей в культурном, социальном, экономическом и политическом отношениях духовно-нравственное развитие человека должно основываться на базовых общечеловеческих ценностях, которые способствуют гармоничному развитию человеческой личности и определяют дальнейшую судьбу всего мирового сообщества.

Рассмотрим факторы духовно-нравственного развития детей. Одним из ключевых факторов является наличие или отсутствие духовно-нравственных ценностей. К базовым духовно-нравственным ценностям относятся:

- патриотизм – любовь, гордость за свое Отечество, стремление к его развитию и совершенствованию;

- социальная солидарность, воплощающаяся в справедливости, милосердии, доброте, достоинстве, личной и национальной свободе человека;

- гражданственность – показатель сплоченности населения страны, которая основывается на ценностях правового государства, гражданского общества: признание и принятие закона, долга, правопорядка, установленного государством.

Не менее важную роль в духовно-нравственном развитии человека играют формы вероисповедания, религии. К традиционным российским формам вероисповедания относятся православие, ислам, иудаизм и буддизм – все они, вне зависимости от того, какими бы народами не исповедовались, оказывают значительное влияние на формирование духовного мира человека, его взгляды, мировоззрение.

Одним из важнейших факторов духовного развития и совершенствования личности является семья – один из первичных институтов его социализации, ведь ценности, привитые ребенку с самого рождения, определяют его дальнейший путь, закладывая основы его мировосприятия и последующего развития. Уважительное отношение к родителям, забота обо всех членах семьи, формирование соответствующих представлений о любви, верности, благополучии – все это относится к основополагающим семейным ценностям.

К факторам духовно-нравственного развития человека относится трудовая деятельность. Творческий подход к трудовой деятельности позволяет воспитать у детей любовь к труду, стремление к достижению поставленных целей, нестандартность мышления.

Природа и искусство оказывают не меньшее влияние на духовную культуру человека через познание природы, красоты, гармонии, формирование экологического сознания, различные формы эстетического развития.

Музыка как один из видов искусства, представляет определённо организованную последовательностью звуков. Ключевыми характеристиками музыки являются темп, громкость, тембр, звуковысотность, продолжительность воздействия.

Еще в древние времена люди начали изучать лечебные свойства музыки, что способствовало появлению такой области медицины и психологии, как музыкотерапия. Она основывается на том, что любой человеческий орган функционирует в своём режиме, иными словами, имеет свой биоритм и, соответственно, свой набор частот. При изменении биоритма органы начинают функционировать по-другому, вследствие чего возникает разлад в их работе, который можно преодолеть с помощью музыкотерапии. На основе исследований И. П. Павлова и В. М. Бехтерева было доказано, что различная по своим характеристикам музыка оказывает неодинаковое влияние на центральную нервную систему человека, что может проявляться в учащении или замедлении дыхания, сокращении или расслаблении мышечной мускулатуры, возникновении возбуждённого или угнетённого состояний, смене настроения. Помимо физиологии человека музыка оказывает влияние на интеллектуальное развитие ребёнка: расширяется его кругозор, он получает новую информацию об окружающем его мире [4].

Музыка является неотъемлемым компонентом художественно-творческого воспитания ребёнка. В работах известных психологов и педагогов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова говорилось о важности формирования музыкального слуха и творческого воображения на ранних стадиях развития ребёнка, в противном случае, восполнение этого недостатка на более поздних этапах его развития может быть затруднено или, в некоторых случаях, невозможно.

Музыка способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка – посредством сопереживания музыке у него воспитываются такие качества, как доброта, сочувствие, иными словами, формируется способность к эмоциональному отклику. Эмоциональная сфера выступает в качестве наиболее тонкого уровня психической организации человека, то есть тем, что в первую очередь затрагивается при каком-либо психологическом воздействии на него. Именно поэтому так важно, чтобы ребёнок воспитывался в эмоционально-комфортной для него среде [3].

В зависимости от того, что лежит в основе содержания музыки, она может побудить человека к совершению каких-либо добрых дел и поступков, научить его сопереживать, сочувствовать чужому горю, быть терпимым к окружающим его людям или, наоборот, пробудить в нём самые низменные чувства, спровоцировать вспышку гнева, ярости, вызвать страх. Большинство из современных музыкальных направлений оказывают негативное и даже разрушительное влияние на личностное развитие ребёнка, если ему изначально не привита соответствующая музыкальная культура. Особое внимание этому следует уделять в подростковом возрасте, когда происходит окончательное физиологическое и личностное становление человека, переосмысление всей существующей у него системы ценностей и, как следствие, появление новых идеалов и стремлений.

Из всех существующих музыкальных направлений наиболее деструктивное влияние оказывает рок-музыка: тяжёлый ритм в сочетании с оглушительной громкостью и мрачным текстовым содержанием негативно сказывается и на физическом, и на духовном здоровье человека. Одной из наиболее опасных музыкальных характеристик такой музыки являются сверхгромкие звуки, определённое сочетание которых может спровоцировать человека на совершение не контролируемых им самим действий, следствием чего может быть суицидальный исход. Музыка такого рода оказывает негативное влияние на развитие живых организмов – это подтверждают опыты с растениями и животными, во время которых было замечено, что при воздействии такой музыки приостанавливается их рост, а иногда происходит гибель самого организма. Такое же влияние она оказывает на людей – было доказано, что проведя около получаса в различных общественных местах, сопровождаемых пронзительной, громкой и хаотичной музыкой, например, на дискотеках, подростки становятся неконтролируемыми, вследствие чего даже самый спокойный и воспитанный человек в подобной обстановке способен на агрессивное поведение [4].

Классическая музыка является наиболее благотворно влияющим видом музыкального искусства. По своей структуре любое крупное классическое произведение делится на определённые части, состоящие из тем и фрагментов, более мелкими единицами которых являются музыкальные фразы и мотивы. Она оказывает благотворное влияние не только на человека, но и на весь окружающий его мир. Опыты с растениями и животными показали, что классическая музыка является эталоном музыки в целом. Было замечено, что коровы во время прослушивания музыки Моцарта давали больше молока, в то время как при включении современных композиций, они совсем отказывались есть. Эксперимент, проведённый в Японии с кормящими мамами, показал, что у группы, которая слушала классические произведения, повысилось количество молока на 20%, в то время как у другой группы, слушавшей современные мелодии, оно понизилось почти наполовину. Логичность и структурированность классических произведений в сочетании с гармонией создаёт эффект, который не оказывает ни одно из современных музыкальных направлений. Немецкий поэт, философ и мыслитель Гёте утверждал, что его работа идёт наиболее продуктивно после музыки Бетховена, в частности, после его скрипичного концерта [4]. Было доказано, что при прослушивании произведений Чайковского, Шопена, Листа человек быстрее успокаивается, восстанавливаются его душевные силы и равновесие [6].

Таким образом, музыка способствует развитию эмоциональной сферы, она побуждает ребенка к совершению добрых дел и поступков, помогает познать историю, культуру своей страны и своего народа. Однако, разная музыка по-разному воздействует на духовно-нравственное развитие человека, что обуславливает необходимость формирования музыкальной кульутры ребенка с первых дней его жизни.

2. Чернилевский, Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. – М. :РИОМГТА, 2013.

3. Кондаков, А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. – 2008. – №9. – С. 13-20.

6. Александр Во Классическая музыка. Новое восприятие. – М.: Ниола-Пресс, 1997. – 144 с.

7. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.

Давно известно, что музыка и пение оказывают большое влияние на духовный мир человека, их привычки, поведение и т. п. Это воздействие может быть и положительным и отрицательным. Например, музыка возбуждающая, громкая, имеющая агрессивный настрой, лишает человека уравновешенности и спокойствия, а музыка спокойного характера, вызывает ощущение радости и покоя, способна гармонизовать (улучшить или стабилизировать) эмоциональное состояние не только взрослого, но и ребенка. Поэтому уже с древних времен и пение, и музыка использовались в воспитании детей.

Можно выделить главные пункты, подчеркивающие особое значение музыки и пения вызывающей ощущения радости и покоя для человека :

• Эмоциональное состояние человека обретает стабильность и гармонию;

• Она вдохновляет и направляет мысли человека в положительное русло, настраивает человека на нравственные поступки;

• Располагает людей к взаимопониманию и единомыслию;

• Является наилучшим средством к оставлению дурных помыслов и побуждает к добрым действиям"

Музыка возбуждающая, громкая, имеющая агрессивный настрой, противопоказана гипервозбудимым детям, т. к. усиливает проявление отрицательных свойств в поведении ребенка.

Так как в наше время существует огромное количество разнообразных стилей музыки, давайте разберем влияние на духовный мир человека самых распространенных.

Духовная (церковная) музыка – это живой родник духовности, родник нравственности. Церковное пение служит средством эстетического воспитания, способствует развитию чувства любви и сострадания к человеку. Она помогает раскрыться таким качествам как милосердие, доброта, благородство.

Классическая музыка – данный стиль музыки формирует основы музыкальной культуры и духовного сознания. Классическая музыка способствует развитию эмоциональной отзывчивости, эстетического возвышенного вкуса, а так же рождает творческую активность.

Музыка военных маршей – этот вид музыки придает уверенность в своих силах. Это бодрящая и мобилизирующая музыка, которая вдохновляет человека на подвиги.

Рок – в ее основе положен ритм, это очень тяжелая и экспрессивная музыка с нагромождением лишних звуков (истерические крики и визг исполнителей). Данный стиль очень пагубно влияет на духовный мир человека, т. к при восприятии этой музыки теряется концентрация внимания, подавляется сознание, а ум порождает ненависть, гнев, мнительность, ревность и т. п.

Джаз – это самобытный стиль. Звуки джаза оказывают положительное влияние на человека, если данный стиль близок слушателю.

Поп-музыка (популярная музыка) – это несложные тексты и легкие, запоминающиеся мелодии. Пожалуй, это единственный стиль музыки, который может принести вред человеку в зависимости от настроя слов песни.

Хотелось бы напомнить о том, что дети воспринимают музыку не так как взрослые. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких на музыку (эмоциональный пример).

Подводя итог, можно сказать, что воздействие музыки на духовный мир человека колоссальное, и поэтому важно научиться правильно использовать музыку в жизни и не перегружать своё сознание тяжёлой и депрессивной музыкой.

Психологическое воздействие музыки на ребенка Музыкальный руководитель Курилова Нина Ивановна МДОУ детский сад №1 село Заветное. Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками,.

Воздействие музыкальных звуков на детей дошкольного возраста Воздействие музыкальных звуков на детей дошкольного возраста Радио, телевидение, аудио- и видеотехника превращают музыку в.

Эмоциональное воздействие музыки на развитие детей-дошкольников с ОВЗ Эмоциональное воздействие музыки на развитие детей дошкольников с ОВЗ. Автор: Захарченко И. А. Музыкальный руководитель МАОУ СОШ№6 г. Тобольск.


На рубеже XX-XXI в. произошли глобальные социальные преобразования в современном мире и в России, которые породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоциональное и физическое напряжение человека.

Эстетическое воспитание относится к числу проблем, от решения которых зависит во многом дальнейшее развитие человеческой культуры. Никто сегодня уже не будет отрицать, что в современном обществе с особой остротой возник вопрос о придании нового статуса задаче формирования, укрепления и развития личности и прежде всего её эстетическому воспитанию, способствующему зарождению новых эстетических, этических, художественных ценностей и мотиваций у каждого человека.

Главным критерием развития личности является духовность человека. Развитие духовности является одним из важнейших приоритетов в образовании. Под духовностью человека понимается его способность различать приоритеты в жизни, ценности, и подчинять им свои поступки, поведение. Духовность - это высшее достояние человеческой души, сердце личности.

Образование должно быть духовным и многообразным, должно способствовать формированию свободной, творческой личности - личности, которая может и хочет создавать.

Содержание воспитательного процесса заключается в формировании ценностных отношений. Духовное воспитание - этика, эстетика, философия, искусство - и формируют эти отношения, пробуждают богатство духовных стремлений, которые наполняют человеческую жизнь значимым смыслом.

Духовность как свойство личности является фундаментальным качеством человека и той целью, на которую должен быть направлен воспитательный процесс. Для развития духовного потенциала ребенок с самого раннего детства должен иметь возможность соприкасаться с высшими духовными ценностями.

В контексте духовной ситуации нашего общества педагогический процесс требует серьезного философского осмысления и более глубокого внедрения форм искусств в учебно-воспитательную работу. Общеизвестно, что ядром и главным средством эстетического воспитания является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на личность на всех направлениях.

Любой вид искусства мыслит образами, а образ по своей художественной природе целостен.

Среди прочих искусств музыка занимает особое место в развитии личности, наряду с духовностью. Не случайно античные философы уделяли так много внимания музыкальному искусству.

Специфика музыки заключается еще и в том, что сравнительно с идеями прочих искусств, музыкальнее идеи являются более общими, родовыми.

В современной социокультуре музыка всё больше выдвигается на первый план в структуре художественных предпочтений молодежи. За подобной картиной скрыты сложные противоречия восприятия ценностных ориентаций в музыкальном искусстве. Большинство людей предпочитает эстрадно-развлекательную музыку, которая не требует интеллектуальных и нравственных усилий для постижения. Они не воспринимают её как художественное целое. Она служит для них фоном.

Музыка выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, красоту, обогащает чувство и интеллект. На сегодняшний день процесс обучения должен представлять собой тесное взаимодействие, синтез научных и духовных устремлений.

1. Непомнящая Н. Психодиагностика личности / Непомнящая Н. - М., 2001.

2. Орлов А. Психология личности и сущности человека / А. Орлов. - М., 2002.

4. Лихачев Б.Т. Воспитание и космизм. Земные смыслы неземной любви / Б.Т. Лихачев. - 1999.

6. Коган М. Музыка в мире искусств / М. Коган // Советская музыка, 1987, № 3.

Цель: показать влияние музыки на духовное становление человека.

1. влияние христианской музыки на духовную жизнь человека

2. как музыка влияет на здоровье человека

3. значение церковного пения в православном богослужении

Влияние христианской музыки на духовную жизнь

Музыка и здоровье

Музыка, как часть окружающей среды, играет не последнюю роль в здоровье человека. С точки зрения здоровья музыку можно условно разделить на три группы: успокаивающая, раздражающая, нейтральная.
Музыка успокаивающая вдохновляет и бодрит, настраивает душу на положительные эмоции. Самая сильная в этом отношении -церковная музыка. Она очищает душу от скверны, настраивает ее на чистые помыслы, праведные дела и глубоко нравственные поступки. Церковная музыка возвеличивает душу и придает ей мощный заряд энергии.
Народная музыка тоже успокаивает душу, вдохновляет и направляет в положительное русло. Она бывает веселой, грустной, эпической. Веселая музыка вселяет в душу радость и оптимизм, грустная -проходит по клавишам души , как по струнам. Эпическая музыка -это драматическое произведение в миниатюре. Как правило, народная музыка захватывает дух и поэтому ее называют духовной. В каждом музыкальном произведении народа вложена его частичка. Народная музыка -это красиво звучащая музыка. В ней нет нагромождений лишних звуков, она воспринимается легко. А объясняется это все очень просто: народная музыка проверена временем. Народ творил во все века, ценные произведения оставались потомкам, а малоценные уходили в небытие. К успокаивающей относятся также музыка военных маршей, они бодрят, мобилизируют, придают уверенность в своих силах. Большинство произведений классической музыки имеют успокаивающий, вдохновляющий и надыхающий характер. Иногда в них встречаются такие пассажи и нагромождения лишних звуков, которые рядовые граждане не всегда понимают и не всегда воспринимают. Но такие шедевры, как Полонез Огинского, Неаполитанская песня и Танец маленьких лебедей Чайковского, Песня Сольвейг Грига, К Элизе и Лунная соната Бетховена -это любимые произведения всех нормальных людей Земли. Не любить их может только дикарь из джунглей или круглый идиот.
Рок-музыка раздражает. В ее основу положен ритм. Мелодия, как таковая, здесь отсутствует. А музыка ритмичная и музыка мелодичная -это разные вещи. Мелодичная музыка на порядок выше ритмичной. Ритм -это только ритм. А мелодия, как таковая, включает в себя и собственно мелодию и тот же ритм. Мелодичная музыка навевает на глубокие переживания, затрагивает тончайшие струны души, переполняет чувства.
Ритмичная музыка более примитивная, воспринимается гораздо проще и порождает низменные грубые страсти. Мелодичная музыка, как более сложная для понимания,. не находит почвы для дальнейшего процветания в наш прагматичный век. Прагматизм жизни понижает уровень требовательности к общей культуре общества. На этой почве и процветает рок-музыка. Рок-это тяжелая экспрессивная музыка с нагромождением лишних звуков и очень большой громкостью исполнения. На психику слушателя давит нагромождение звуков, не имеющих красивого звучания, и максимальное количество децибелов. Рок- исполнители не поют в буквальном смысле этого слова, а воют, визжат, подвывают, истерически кричат и т.д. Практически идет оболванивание слушателя.
При восприятии этой музыки у слушателя парализуется мысль, теряется концентрация внимания, подавляется сознание. В состоянии умственно-нравственного замешательства дается зеленый свет наиболее диким, до того сдерживаемым страстям, таким, как ненависть, гнев, ревность, мнительность, блуд. Из вышеизложенного можно сделать нижеследующие выводы: Нормальным людям желательно слушать нормальную мелодичную музыку, которая предоставляет им удовольствие.

Интересные факты о музыке

Свист считается в исламских странах "музыкой дьявола".

Пауки, если заиграешь перед ним на скрипке, выползают из своих укрытий. Хотя, конечно, не для того, чтобы послушать музыку: паутина от звуков скрипки колеблется, и паук думает, что попалась добыча.

В средние века крыс выводили из городов дудочкой. Существовала даже специальная профессия: дудочник-крысолов. Кстати, когда недавно в одном старинном английском замке состоялся рок-концерт, крысы из замка тоже начисто исчезли.

Уникальный случай в истории музыки. В 1792 году на премьере оперы "Тайный брак" композитора Чимарозы зрители хлопали так громко, что артисты были вынуждены исполнить на "бис". всю оперу целиком.

Однажды Карузо явился в банк без всяких документов и ему пришлось спеть кассиру, чтобы тот удостоверился, что он действительно Карузо. Выслушав арию из "Тоски", кассир согласился, что это удостоверяет личность получателя и выплатил деньги, а Карузо потом признался, что больше никогда так не старался.

Проведенное в Америке исследование показало, что больше всего самоубийств, разводов и прочих личных катастроф наблюдается среди тех, кто любит кантри-музыку.
Прослушивание громкой музыки пагубно сказывается на центральной нервной системе. Так что громкая музыка в автомобиле - это не только угроза безопасности движения, но и потенциальная угроза здоровью. Поэтому в каждом районе Нью-Йорка стоит определенный шумовой предел, за превышение которого полагается штраф. А в Английском городе Бирмингеме полиция пошла дальше - за прослушивание в автомобиле громкой музыки полагается конфискация самого автомобиля. Однако качественная музыка в автомобиле - это прекрасный способ скоротать время в пути и сделать дорогу более приятной.

Музыка и человек

Значение церковного пения в православном богослужении

Список литературы

1 Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки. Цит. соч. — С. 329.

4 Добротолюбие. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. — С. 463.

5 Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. – М., 2000. – С. 47.

6 Бычков В.В. Русская Средневековая Эстетика XI — XVII века. – М., 1992. – С. 205.

7 Гарднер. И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. В 2 т. Т. 1. — Нью Йорк, 1982. — С. 13, 73.

8 Православная Энциклопедия. – М., 2000. — С. 485.

9 Смысл и значение православно-христианского ежедневного богослужения. – Луганск, 1990. — С. 3-44.

10 Чижик І. Символіка простру в піснеспівах знаменного розспіву. Мистецтвознавство України. — К., 2000. – С.164.

11 Старец Силуан. Жизнь и поучения. – М, 1991. – С.196.

12 Святитель Игнатий Брянчанинов. О ереси и расколе. Православное чтение № 5-6. Издание Московской Патриархии. – 1992. – С. 8.

13 Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Миф. Число. Сущность. – М., 1994. — С. 104.

Читайте также: