Озеро карасун в краснодаре сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Поиск

  • Вы здесь:
  • Главная /
  • Каталог /
  • Регионы России /
  • Южный ФО /
  • Краснодарский край /
  • г. Краснодар /
  • Дуб Великан

Озеро Карасун (Покровские озера)

Когда-то Карасунские водоемы были звеньями одной цепи. Вместе они образовывали реку Карасун. Сейчас все они, а их 12, формально являются озерами. А в недалеком будущем у "сегодняшних озер" есть все шансы стать прудами. Хотя, как Карасуны ни назови, внешне они больше напоминают болота.

Именно так называются озера, разделенные Дмитриевской дамбой, в народе именуемые Карасунами. Покровскими их нарекли по прежнему названию района, в котором они находятся. К востоку от дамбы - Верхнее озеро, к западу - Нижнее. Когда-то здесь текла впадавшая в Кубань река Карасун. Но по мере роста Екатеринодара через Карасун прокладывались дамбы. Первая появилась в 1778 году при строительстве Архангельского фельдшанца. В 1893-м, когда началось строительство Дмитриевской, через реку уже были проложены восемь дамб и насыпь железной дороги.

Из-за вмешательства человека в природу озера стали заболачиваться. В разное время их пытались чистить, соединять между собой и Кубанью для циркуляции воды, но эти меры оказались неэффективными.

В прошлом это была самая настоящая река, берущая свое начало в районе станицы Старокорсунской, и протекающая через весь город (протяженность 20 километров).

Но с начала 20 века на реке начали строить дамбы, чтобы соединить районы города. Река Карасун начала превращаться в обособленные озера. Сейчас их насчитывается 15 штук.

Мы с мужем побывали на нескольких озерах и сняли для вас видеоролики. Карасуны прекрасны, в них живет рыба, черепахи, в камышах гнездятся различные птицы. Если бы еще люди их не загрязняли.

Сначала мы заглянем на набережную Карасунских озер в районе улицы Сормовской в Комсомольском микрорайоне. Эта набережная находится рядом с жилыми домами, а как она обустроена - смотрите видео!

Проедемся дальше по течению до улицы Карасунской в Пашковском микрорайоне к следующему каскаду Карасунов.

Затем перенесемся на Карасунское озеро, находящееся рядом с жилыми домами за магазином Табрис на улице Ставропольской, недалеко от парка Солнечный остров.

Обязательно заедем на Карасунское озеро в микрорайоне Хладокомбината и Черемушек, недалеко от Восточного рынка.

Ну а закончим нашу водную прогулку в парке у стадиона Кубань, рядом с которым располагаются Покровские озера, тоже входящие в цепь Карасунов.

А вы бывали на Карасунских озерах!?

Еще Вы можете поддержать мой канал любой необременительной для вас суммой. Значение суммы в окошке можно менять.

Минутка саморекламы : у меня на канале вас ждут посты и видео. Всё о проживании в частном доме на юге, Краснодар и край, наши путешествия. А еще обо всём, что интересно: вспоминаем дни в истории-события, личности; занимательное о кино и сериалах; записки проводника РЖД; тигриный дневник - очевидец о встречах с хищником.

Подписывайтесь на канал , ставьте лайки, и давайте общаться в комментариях!))

Вначале думал надергать цитат из встреченного текста, но понял, что в цитаты надо закинуть очень много. Поэтому решил разместить тут весь пост целиком! :)
Это пост барышни И_д_е_я с блог-площадки LiveInternet. Не знаю, долго ли проживет исходный пост, поэтому на всякий случай сделал тут копию.
"А почему вообще про Карасун?" - спросите Вы =)
А потому, что если все получится, как задумано, мы сможем показать вам интересную концепцию по этим озерам! Пока никаких подробностей раскрывать не буду. Если дело пойдет - расскажу :)
Оставайтесь на связи!

В ПОИСКАХ "ЧЕРНОЙ" РЕЧКИ - КАРАСУН

Да, я не ошиблась, раньше Карасун был действительно рекой, которая брала свое начало в подземных родниках севернее станицы Старокорсунской, примерно в 4 км на абсолютных высотах не более 50 м и имела протяженность около 45-47 км. Сейчас у станицы русло незаметно, но в начале 70-х годов XX века оно еще прослеживалось. Южнее парка имени М.Горького р. Карасун впадала в р.Кубань.

Когда-то Кубань перехватила реку Карасун (явление очень редкое) в районе, где сейчас расположена Краснодарская ТЭЦ. Это привело к изменению водного режима, а также обособило нижнюю часть русла реки Карасун от текущих вод Кубани. Вода в Карасуне частично обновлялась только в период паводков.

До 1867 года Екатеринодар не выходил за восточную естественную границу, через Карасун были проложены всего две дамбы и функционировала паромная переправа, соединяющая город с дубовым лесом на левом берегу реки, где жители города проводили свободное время. Когда же Екатеринодар шагнул в Закарасунье, лес постепенно вырубался и на его месте вырос поселок Дубинка.

Таким образом, непроточный водоем оказался в зоне развития города. Практически от каждой улицы, подходящей к реке в сторону Дубинки насыпались дамбы:
- Базовская - нынешняя улица Базовская дамба,
- Дмитриевская - нынешняя улица Дмитриевская дамба,
- Екатерининская - соединяла нынешнюю улицу Мира с ж/д вокзалом,
- Казачья-соединяла нынешние улицы Постовую и Ставропольскую,
- Малиновская - нынешняя улица Салтыкова-Щедрина,
- Карасунская,
- Полицейская (позднее Гоголевская) - шла от нынешней улицы Гоголя,
- Филипповская,
- Чистяковская - ныне улица Переходная (район стадиона "Кубань"),
- Шаховская.

Дамбы и насыпь железной дороги привели к быстрому заиливанию и заболачиванию озер. Карасуны заросли камышом и превратились в сточную яму, ставшую рассадником малярии. Началась активная засыпка ложа реки.

Уже к 1910-му река была засыпана у Екатерининской церкви, ниже по течению ее загнали в специально прорытый Карасунский канал. Впоследствии канал заперли в трубы под землей, переименовав в улицу Суворова.

В 1928 году начались работы по планировке "большого городского парка на Карасуне" - в местах, где он был засыпан. По проекту новый парк должен был занимать пространство в 25 - 30 гектаров и включать два пруда, разделенные Дмитриевской дамбой. Хорошим подспорьем к созданию парка служили сады, окружавшие Карасун еще с дореволюционной эпохи. Но парк так и не был создан.

И лишь в послевоенные годы, в рамках восстановления города, снова было обращено внимание на бывшее русло реки. В 1945 году началась очистка почти пятикилометрового Карасунского канала. При его расчистке экскаватором на дне были найдены автоматы, сабли, части автомашин.

В начале этого столетия внимание городских властей привлекли уже Пашковские озера. Грандиозные планы по их расчистке, предупреждению затопления близлежащих домов не только не восстановили экосистему, но и привели к окончательному запущению озер. В чем мы смогли убедиться во время своей исследовательской прогулки в рамках геокэшинга.

Путь мы свой начали с самых верхних по руслу бывшей реки, еще уцелевших Пашковских озер.

Оговорюсь сразу, что на фото хотелось отразить красоту мест, где это еще возможно. Одна свалка мусора мало отличается от другой.

Смотря на то, во что превратился Карасун, не знаешь что лучше, густые заросли камыша, заполонившие обмельчавшую чашу озер со стороны частного сектора, или бетонные насыпи у новостроек, уменьшающие их водную гладь.

Между улицей им.30й Иркутской дивизии (ул. им.Дзержинского со стороны п.Пашковский) и окончанием улицы Сормовской.

Когда не удалось пройти вдоль кромки озера у гаражного кооператива, я почему-то не удивилась, но и расположившиеся на берегу озера соседствующие ресторан "Казачий хуторок" и храм Святого духа не только не стали хоть и условными, но хозяевами береговой линии, у которой они расположились, следя за чистотой и порядком прилегающих территорий, но и стыдливо огородились забором и постройками от неприглядной картины.

Между улицей Комсомольской поселка Пашковского и улицей им.30й Иркутской дивизии (ул. им.Дзержинского со стороны п.Пашковский)

А следующие два озера для меня родные. Свое ранее детство и последние 7 лет я живу буквально в паре минут ходьбы от них. Помню как когда-то по наступлению теплоты своим звонким хоровым "пением" лягушки развлекали всю округу. Как я еще маленькая, гуляя по берегу полноводного озера вместе с мамой сначала считала по головам зависших на водной глади квакушек, а потом, сбившись со счета, просто наблюдала за ними. Особый восторг вызывала выпрыгнувшая за мошкарой скользкая охотница.

Между улицей Бородинской и Октябрьской улицей поселка Пашковского.

И вот уже сколько лет мы наблюдаем своими глазами, как запущенный проект по обустройству Карасунских озер сначала привел к их практически полному осушению, потом засыпке береговой линии, а сейчас и здесь на берегу вырастают многоэтажки среди свалки строительного и бытового мусора.

Между улицей Октябрьской поселка Пашковского и улицей Средней.

А этому озеру в рамках обустройства повезло больше всего. Здесь хоть и сделали искусственную насыпь, как на других Пашковских озерах, но территорию облагородили высаженным газоном, местные жители оформили пенечками стоянки для пикника да и само озеро поддерживается в относительной чистоте.

Между (условно) улицей Калинина поселка Пашковского и улицей Трамвайной.


Дальше наш путь лежал к озерам Калининской балки. Помню, что одно из них относительно недавно можно было увидеть, проезжая по улице Старокубанской. Но сейчас неприглядную картину решили прикрыть металлическим забором, дабы не нарушать картину кажущейся благоустроенности. Самый доступный путь к нему через дворик ресторана "Екатеринодар", мимо офиса "Крайинвестбанка" и весьма примечательный жилой дом.


А вокруг большого можно прогуляться по старым дорожкам и набережной, протянувшейся вдоль новостройки.


Это озеро между собой мы прозвали Кошачьим, потому что только здесь такое неимоверное количество котов, гурьбой обступивших рыбаков в надежде на лакомство. И, надо отдать должное, рыбаки с удовольствием делятся своим уловом с хвостатыми. После чего вся стайка перемещается за самым ловким, успевшим ухватить рыбку в свои цепкие лапы и крепкие зубы.


По другую сторону улицы Старокубанской картина печальная. Только заросли камыша и огромная засыпанная площадка, больше напоминающая свалку, свидетельствуют о том, что здесь когда-то было озеро.

И так, по словам моей сотрудницы, уже более 25 лет. Именно столько она живет в доме с видами на остатки роскоши былой.

И почему же столь лакомый кусок земли в центре города еще не застроен? По всей видимости, потому, что река дает о себе знать близкими подпочвенными водами. И зачем, спрашивается, засыпали.


Далее мы отправились к самому крупному озеру Калининской балки, протянувшемуся между улицами Селезнева и Ставропольской. Раньше его длина составляла более 800 метров, по берегам раскидывались зеленые насаждения, студенты Кубанского университета многих выпусков бегали вдоль его берегов кросс, и я в их числе. Но теперь это обширная строительная площадка. Скверик практически вырубили, берега где-то "обустроили", а где-то засыпали строительным мусором. Озеро совсем не медленно, но верно теряет свои привычные очертания.


И последние свидетельство некогда существовавшей "черной" речки - Покровские озера, единственные занесенные в реестр природоохранных объектов. Но и здесь не все так гладко.


Некогда это, наверное, был оазис в центре города, с набережной, фонтаном, берущим воду из самого озера, с прилегающим сквером, ведущим к стадиону "Кубань".


бетонные лавочки на набережной уцелели только благодаря своей крепости, а проект якобы укрепления берегов и здесь угрожает строительством, о чем свидетельствуют вертикальные металлоконструкции, которые отсутствовали в проекте.


Но поскольку именно у этих озер "хозяин" - государство есть, усиленное "укрепление" берегов остановили.


И хочется надеяться, что наш город не только не лишится всех оставшихся озер, но и вернет им жизнь, красоту и заботу, в дань уважения к собственной истории и реке, давшей ему жизнь!

Чтобы наши дети, внуки и правнуки, гуляя вокруг озер уже со своими детьми могли, рассказать им тяжелую, но в итоге счастливую историю небольшой, но столь значимой речки Карасун.


Берега Карасуна помнят еще давние сражения Кавказской войны. Здесь, на берегу Карасуна, а ныне Покровских озер, был создан легендарным полководцем Суворовым, основателем Екатеринодара, оборонительный военный лагерь, фельдшанец, на который устраивал набеги противник, и здесь происходили жаркие схватки.

Исторические документы рассказывают, что первая дамба из пятнадцати позднее в разные годы перегородивших речку Карасун появилась еще до начала строительства города Екатеринодара — в 1778 году при сооружении Архангельского оборонительного укрепления. Когда казаки начали возводить город, дамба была ими укреплена и соединяла земляным валом боевое укрепление с жилыми кварталами и далее со Ставропольским трактом, Кавказской оборонительной линией, вдоль которой проезжали во время своих ссылок Пушкин и Лермонтов. Эта первая дамба, возведенная на Карасуне, значительно повлияла на судьбу реки, ее водный режим. Часть реки через дамбу поступала в реку Кубань, а другая текла вдоль крепости, замедляя движение реки и способствуя образованию заболоченности и повышению заболевания казаков широко распространенной на Кавказе малярией.

Строительство Владикавказской железной дороги, оживившей жизнь всего юга России, заставило для прокладки железнодорожного пути построить в Екатеринодаре еще две дамбы. Типичный случай прогресса: с одной стороны, польза для дальнейшего освоения Северного Кавказа, а с другой — вред экологии. Но кто тогда мог об этом думать! Начало засыпке реки, или решительному покорению природы на Кубани, было положено. И оно только с годами росло. Росла и заболоченность, и рост комаров на берегу Карасуна, в том числе малярийных. Население города требовало покончить с рекой как виновницей распространения лихорадки (малярии) окончательно. К тому же дамба, возведенная для прокладки железнодорожного полотна, затруднила обживание Дубинки, где земля была дешевле, чем в центре города.

Можно было, конечно, поступить с рекой и по-другому. Расчистить водоем, углубить его, а главное, обеспечить этим самым свободное течение реки и обустройство ее берегов. К сожалению, городские власти приняли другое решение: увеличить количество дамб и покончить с рекой. Кто сегодня помнит, что когда-то Карасун был полноводной рекой, хоть и короткой, брал начало с возвышенности в районе Старокорсунской и впадал в реку Кубань за территорией нынешнего Городского сада.

Интересно, что горожане еще во второй половине девятнадцатого века плавали по Карасуну на лодках, собирали в пищу водяной орех (чилим), устраивали купания, ловили рыбу. Как видим, Карасун был и поильцем, и кормильцем горожан.

До 1867 года через Карасун было проложено две дамбы для удобства передвижения с одного берега реки на другой. Действовала паромная переправа. Позднее появилось еще десять дамб: Базовская, Дмитриевская, Екатерининская, Казачья, Малиновская, Карасунская, Полицейская, Филипповская, Чистяковская, Шаховская, а позднее их стало пятнадцать. Река превратилась в цепь застойных озер, которые подпитывались талыми, дождевыми водами и подземными родниками. Насыпи быстро привели к их заиливанию и заболачиванию озер, к повсеместному росту камыша, что послужило рассадником комаров и малярии. Вместо того чтобы дать красавице реке, украшению города, свободно течь, освободив ее от дамб, казаки поступили ровно наоборот — объявили реке войну. Ложе Карасуна стали беспощадно засыпать.

В 1910 году пошли даже на то, что изменили русло реки, проложив канал, который направили в жестяные трубы, засыпали грунтом. Позднее на этом месте выросла улица Суворова. Но укротить реку до конца не удалось: она оказалась строптивой и неподдающейся, готовой бороться за свое место под солнцем до конца.

Здесь будет город-сад

Интересно, что после тяжелейшей Гражданской войны, всеобщей разрухи архитектором А. Н. Юнгером в 1923 году был представлен генеральный план Краснодара. Не менее интересно и то, что советская власть выделила на его реализацию тысячу рублей золотом.

Проектом, в частности, предусматривалось строительство речного порта и железнодорожного узла.

Краснодар по проекту делился на две части — старый и новый город. В старом городе Юнгер предлагал разместить центр города на пересечении улиц Красной и Дмитриевской (Горького). Отсюда архитектор предлагал проложить к вокзалу диагональную улицу. При этом другой своей стороной улица должна была выйти к Сенному рынку. Диагональной улицей предполагалось выйти в центр Покровки (ныне улица Садовая), а оттуда через Дмитриевскую дамбу — на вокзал.

По проекту Юнгера Дубинка становилась промышленным районом. Идея Юнгера разделить город на две части — промышленную и жилую, учебную, культурную и спортивную стала осуществляться в последние годы двадцатого и начале нынешнего века, но не решена пока еще до конца.

Интересно, даже с нынешней точки зрения была спроектирована новая часть города-сада. Ее центром планировалось сделать самую высокую точку напротив Чистяковской рощи. Выше от улицы Северной планировалось строительство семи отдельных поселений, расположенных в парках и соединенных бульварной и деловой улицами. Случайно не этот ли проект взяли финны, когда строили в пригороде своей столицы микрорайон с населением сорок тысяч человек в лесной зоне, чтобы люди себя ощущали частью природы?

По проекту Юнгера в новой части города должны были располагаться вузы и спортивные сооружения. А вокруг города архитектор предлагал возвести кольцо из зеленых насаждений. Эта часть проекта остается актуальной и сегодня.

А что же Карасун? Через него обе части соединялись между собой цепочкой мостов и дамб. На реке Кубани генплан предусматривал строительство речного порта. С учетом сезонных перепадов рек и течения генплан предполагал строительство в районе порта канала со шлюзами!

К сожалению, проект был дорогостоящим и молодая советская власть не имела возможностей для его реализации.

До осуществления проекта дело не дошло. Желание же сделать Карасун зоной отдыха для горожан, украшением города не оставляло новые поколения архитекторов и жителей столицы. Тогда же, в конце тридцатых — начале сороковых годов страна жила ощущением близкой войны и всеми силами спешила строить тяжелую промышленность, которая и позволила создать оружие возмездия.

Интересно, что с трагическими событиями войны связана одна история с Карасуном. Казаки, жители станицы Пашковской, вспоминают, как в феврале сорок третьего года в Пашковском озере, в одном из цепочек Карасунских озер, якобы утонуло два немецких танка. Их не выдержал озерный лед, и танки ушли под воду. Старожилы станицы вспоминали, что гитлеровцы пытались извлечь танки из озера, но делали это в спешке. На Кубани шло успешное наступление Красной Армии. Немцы спешили и, скорее всего, поэтому не смогли вытащить грозные машины из донного ила.

История вполне правдоподобная, потому что в Карасунских озерах до сих пор попадаются сомы, что охотно подтверждают местные рыбаки. Что касается вражеских танков, то эта полумифическая история, которую вряд ли можно было придумать, может заинтересовать энтузиастов необычных историй. И кто знает, может, мы еще услышим о ее продолжении.

И хлебом, и духом

Только закончилась Великая Отечественная война, а в Краснодаре, одном из наиболее разрушенных бомбежками немецкой авиации городов, в рамках его восстановления началась очистка почти пятикилометрового Карасунского канала. В этом видится глубокий смысл. Страна думала не только о хлебе насущном и крыше над головой для оставшихся без жилья людей, но и о хлебе духовном, о культуре.

Идея сделать Карасунские озера жемчужиной Краснодара не переставала волновать горожан и архитекторов, городские и краевые власти. В начале уже нынешнего века власти обратили внимание на Пашковские озера. Их берега начали благоустраивать, возле озер начали возводить жилье, общественные здания, прокладывать дороги, сажать деревья. Была начата очистка озер от многолетних иловых отложений, мусора, сорной растительности. Сегодня стоит задача восстановить экосистему озер.

На очереди благоустройства — Покровские озера

В этом году началась активная фаза реконструкции сквера как части будущей единой рекреационной зоны города, мечты многих поколений жителей города. Ведь Покровские озера — это историческая часть центра Кубани.

— Примечательно, что именно территорию Карасуна по желанию горожан мы намерены благоустроить в этом году,— говорит глава города Евгений Первышов. — Масштабные работы превратят эту территорию в любимое место отдыха горожан.

Для любителей ночной рыбалки, а также для тех, кто видит особую прелесть в ночных прогулках, будут установлены светильники, которые подсветят деревья, придав им некую загадочность и привлекательность. Будут подсвечены даже подпорные стенки, чтобы особо увлекшиеся ночной прохладой и красотой ненароком не угодили в воду.

Работа кипит. Удаляются старые бетонные конструкции, ведутся земляные работы, укладываются бордюры. Придается новый облик аллеям. Ведется вертикальная планировка. Обретают контуры спортивные и детские площадки. А там придет черед мощению дорожек тротуарной плиткой, установке малых архитектурных форм, озеленению.

— Основные работы мы планируем завершить к концу лета. Конечно, пандемия вносит свои коррективы. Иной раз не просто доставить необходимые материалы. Но я уверен, что все преодолимо. А вот что касается работ по озеленению, то их придется, по всей видимости, перенести на осень,— размышляет Дмитрий Буряк.

Читайте также: