Проблема человеческой личности в повести коляска сообщение

Обновлено: 17.05.2024

ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО

Сергей ДМИТРЕНКО

О повести Гоголя,о школьных сочинениях и о проблеме истолкования литературных произведений

Следовательно, отказываемся от публикации тех сочинений, где заметно вмешательство учителя в творчество ученика: всем нужен натуральный продукт, а не синтетика. Также стараемся не печатать сочинений компилятивных, пусть это даже умелая компиляция. Неплохо, если ученик научился грамотно конспектировать чужое, но нам первостепенно важно увидеть его интеллектуальную самостоятельность, навыки умения по-своему прочитать произведение.

Не сознавая, что тем самым совершенно упускается из виду атмосфера особого комизма, наполняющая повесть от первой до последней строчки. Коротко говоря, чёрт крутит и чёрта кутёж, как в повести, это всё же не один чёрт! Гоголь стремится не создать у читателя ощущение тоски и скуки, а, напротив, вызвать чувство праздника. “Городок Б. очень повеселел, когда начал в нём стоять *** кавалерийский полк” 3 . Пространное описание прежнего состояния городка заставляет воспринимать появление полка как не что-либо иное, а благое, несмотря на всё его своеобразие, движение жизни.

Подробности большого, “чрезвычайного” обеда, данного бригадным генералом, довершают картину. Уже в самом приготовлении к нему есть черты богатырского действа: “стук поваренных ножей на генеральской кухне был слышен ещё близ городской заставы”; “весь рынок был забран совершенно для обеда”. Сама по себе гастрономическая тема окончательно отводит повествование от сатирической к иронической тональности: конечно, чревоугодие, объедение относят к смертным грехам, но всё же сатирически порицать-отрицать питание, то есть, по сути, жизнеобеспечение, не станет любой мало-мальски уважающий себя писатель, не говорю — Гоголь.

И относится это не только к Чертокуцкому. В повести среди эпизодических персонажей присутствуют две колоритные фигуры: “штаб-ротмистр”, рассказывавший “довольно свободно и плавно любовные свои приключения” и овладевший “совершенно вниманием собравшегося вокруг него кружка”, и “один помещик, служивший ещё в кампанию 1812 года”, который “рассказал такую баталию, какой никогда не было, и потом, совершенно неизвестно по каким причинам, взял пробку от графина и воткнул её в пирожное”.

Сатира ли это?! Навряд ли. Пожалуй, здесь переданы общечеловеческие черты комического в жизни. Причина привирания участника войны 1812 года вполне понятна: он явно неудовлетворён тем, как это его участие состоялось в действительности, и теперь стремится приукрасить его. Пробка, воткнутая в пирожное, — своеобразный, пусть опять-таки находящийся в контексте комического богатырства, монумент его сочинённым подвигам во время “баталии, которой никогда не было”.

Ещё более прозрачен образ “штаб-ротмистра”: похвальба любовными подвигами — дело сколь и обычное, столь и неистребимое в любые времена, свойственное отнюдь не только представителям “сильного пола” (при сегодняшнем раскрепощении таковых немало: помимо вызывающих сострадание знаменитых литературных стриптизов Дарьи Асламовой назову, например, многочисленные печатные рассказы о своих любовных похождениях известной феминистки Марии Арбатовой).

Пригласив генерала и офицеров к себе на обед, он уже “заранее заказывал в голове своей паштеты и соусы”, пообещал генералу знакомство с “хозяйкой дома”, но главное — наговорил о своей коляске столько, что никакое её представление наяву не смогло бы превзойти эти описания (что, собственно, и произошло при осмотре экипажа).

Предвкушение задуманного уже не требует осуществления его.

О днако Гоголь не только предлагает объяснение происшедшего с Чертокуцким, но показывает и то, почему это произошло именно с Чертокуцким. Он поначалу вполне вписывается в мир городка, изменившийся после того, как в нём появился кавалерийский полк. Ведь и Пифагор Пифагорович тоже вроде служил “в одном из кавалерийских полков” и, презирая пехоту, очень этим гордился, подчёркивая своё кавалерийское прошлое даже покроем фрака.

Но именно упоминание рассказчиком кавалерийского прошлого Чертокуцкого придаёт многим подробностям его жизни странный оттенок. Прежде всего, этого бравого экс-кавалериста, до сих пор носящего усы и шпоры, мы ни разу не видим верхом. Зато узнаём о его передвижениях в “лёгонькой колясочке” и в “дрожках”. Кроме заглавной “чрезвычайной коляски настоящей венской работы”, он владеет “разъездной” коляской, на которой и приехал на генеральский обед. Известно, что он заплатил немалую сумму за “шестёрку” лошадей для упряжи, а когда генерал приказал привести для показа гнедую кобылу, непревзойдённую Аграфену Ивановну, Чертокуцкий едва не опростоволосился, спросив в разговоре об этой “верховой лошади” про “соответствующий экипаж”.

Всё поведение Чертокуцкого, как о нём рассказано и как оно показано, свидетельствует о детскости, инфантилизме большинства его поступков. Ведь ребёнок не только мечтателен, он постоянно фантазирует, привирает, переводит жизнь в игру. Только у ребёнка с возрастом игра занимает в делах всё меньшее место, а у Чертокуцкого ничего подобного не происходит (напомню лишь его обращение с “капиталом”, полученным в приданое: среди покупок важное место занимали “вызолоченные замки к дверям” и “ручная обезьяна для дома”).

Поэтому неудивительны и сравнение при описании рокового пробуждения Чертокуцкого (“он испустил небольшое мычание, какое издаёт телёнок, когда ищет мордою сосцов своей матери”), и подробность о репейнике в его усах (на что у него они ещё годятся?!).

Немаловажно, что именно жена Чертокуцкого не позволяет супругу оказаться застигнутым врасплох и, по сути, даёт ему возможность какого-то выхода из щекотливого положения.

Другое дело, как он этим воспользовался.

Ответ прост: как ребёнок!

И не просто прячется, а стремится вернуться в единственно безопасное, с точки зрения ребёнка, состояние: в утробу матери 4 . Отсюда и сравнение им самого себя с лошадью, и вначале облачение в халат, а затем и вскакивание в коляску с последующими закрываниями “фартуком и кожею”. (Вспомним рассказ Чертокуцкого о коляске: “когда вы сядете в неё, то просто как бы… нянька вас в люльке качала”; “в карманы можно целого быка поместить”, — теперь в коляске вместо быка, “согнувшийся необыкновенным образом” — можно легко представить, о чём напоминающем, — сидит её владелец.)

Самое забавное и вместе с тем придающее повести классическую законченность заключается в поведении генерала, когда конюх для осмотра выкатил коляску из темноты сарая.

“А, вы здесь. — сказал изумившийся генерал”.

Но сказав так, он, как видно, сразу понял смысл происходящего в душе Чертокуцкого и даже пожалел его, ибо “тут же захлопнул дверцы, закрыл опять Чертокуцкого фартуком и уехал вместе с господами офицерами”.

C лово “коляска” восходит к общеславянскому коло — круг. Круг безудержных фантазий и самозабвенного вранья замкнулся. “Хорошая вещь”, коляска, оказалась той бездной, которая поглотила мнимого кавалериста.

Примечания

Эти мотивы я подробно рассматривал в докладе на научной конференции в РГГУ (8 июля 2002). Сейчас же у меня другая задача.

В фундаменте сюжета произведения заложен случай, что однажды произошел с графом, который постоянно что-то забывал. Действие было развернуто в Петербурге, но Гоголь заменил столицу мелким городом и поменял смысл ситуации. Причиной, по которой граф был осмеян стала его любовь хвастаться, а не все забывать.

Повесть делится на две половины: в первой продемонстрирована скучность провинциальной жизни. Маленький город Б. описывается тепло и иронично. Свиней, которые еще до родов, называют французами. Везде у Гоголя присутствует мрачная ирония.

Городок начинает шуметь, когда в него прибывает полк кавалеров. Но оживление происходит не совсем обычное. Везде появляются усы, шинели, фуражки. Вся серость не делает улицы чище, краше. А офицеры то и делают, что играют в карты.

Другая половина повести посвящена главному герою – Пифагору Пифагоровичу Чертокуцкому. Он имеет славу самого главного аристократа в уезде. Он привык жить на широкую ногу. Ведет себя как истинный барин, приезжает часто на ярмарки, принимает участие в выборах.

Главный герой постоянно хвастает и пускает пыль в глаза всем окружающим, за что в конце-концом получает по заслугам.

В произведении есть имена только у главного героя и коня. Другие герои называются только по титулам, званиям и так далее.

Данное произведение является периферическим в творчестве Николая Васильевича.

2 вариант

Николай Васильевич перенес действие повести в маленький городок и сместил акцент с забывчивости главного героя на хвастовство. Повесть поделена автором на две части. В первой преимущественно описывается скучный и унылый быт городка. Описывая жизнь городка, автор преисполнен теплой иронии. Маленькие домики выглядят кисло, рыночная площадь печальна, а градоначальник и вовсе спит целый день. Прибывший в город кавалерийский полк пробуждает городок от спячки. Во второй части речь идет об основных событиях, произошедших с главным героем - Чертокуцким. Желая пустить пыль в глаза на генеральском обеде, Чертокуцкий рассказывает о своей невероятной коляске и зовет всех на обед, дабы гости оценили ее качество. Вместо подготовки к обеду, Чертокуцкий выпивает и играет в карты до утра. А придя домой, спит ровно до того момента, когда к нему должны приехать гости. Испугавшись ответственности, Чертокуцкий скрывается от гостей, но они находят его в той самой коляске, оказавшейся самой обыкновенной. Таким образом, круг лжи замкнулся вокруг хвастуна. Коляска в повести является образом-символом. Как и сам Чертокуцкий, она вместо замечательного, дорогого предмета, оказалась простой и неказистой.

Тематика повести включает в себя моральное падение человека и ложь, которая всегда будет раскрыта. Гоголь иронизирует над стремлением трусливых и лживых людей пускать пыль в глаза и показывать свою значимость в обществе.

Гоголь не заостряет внимание на описаниях главных героев, он раскрывает их образы непосредственно по ходу повествования.

Автор намеренно не дает описание внешности главного героя – Пифагора Пифагоровича Чертокуцкого, считая его образ обобщенным. Чертокуцкий - известный аристократ городка, который любит приврать и выдать желаемое за действительное. Хвастливость является основной чертой характера местного аристократа. Гоголь рисует своего героя крайне безответственным и трусливым.

Генерала Гоголь описывает как человека крупного телосложения, обладающего басом. Служащие признавали его хорошим начальником.

Повесть Гоголя имеет линейную композицию, где события происходят в хронологическом порядке.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Коляска Гоголя

Популярные сегодня темы

Главным героем пьесы выступает Андрей Васильевич Коврин, который занимается философией и делает свою работу не по принуждению, а по призванию, то есть получает от этого удовольствие, полностью отдает себя

Ключевая тематика произведения отражается писателем в его названии, передающим основной смысл пьесы, заключающийся в ощущении главным героем комедии горя от собственного здравого ума, отвергаемого окружающим его обществом.

Чтение книг — увлечение для людей по всему миру. Чтение полностью поглощает, вовлекая в свой мир приключений и страстей, интриг.

Понятие счастья у каждого своё. Для кого-то – это любовь, для других – благополучие, для третьих – достаток и так далее.

ркунчиев родился в большой и бедной семье, где он был самым младшим сыном. Его мать умерла, когда он был ещё ребёнком. Много тягот и лишений выпало на его долю. Но честный и трудолюбивый Бостон

Пифагор Пифагорович Чертокуцкий, представлявший собой аристократическую уездную знать, ранее служил в кавалерийском полку, блистал на балах и в собраниях.
После выхода в отставку из-за пощёчины (то ли ему дали по физиономии, то ли он кого-то ударил), Чертокуцкий женился, разъезжал на шестёрке отличных лошадей по российским ярмаркам, заводил знакомства и жил на широкую ногу, заложив в ломбард не только своё имущество, но и приданое жены.
Он ". носил фрак с высокой талией на манер военного мундира, на сапогах шпоры и под носом усы". С виду главный герой рассказа был приятным малым, но проблема его состояла в том, что он был рабом своих привычек: игрок, пьяница да ещё хвастун, болтун и трус.
Как-то на званом обеде у бригадного генерала он пригласил господ офицеров в своё имение на обед, а генералу пообещал продать великолепную коляску для лошадей. После этого сел играть в вист, напился, домой приехал поздно и, не распорядившись об обеде, лёг спать. Когда же гости приехали, Пифагор Пифагорович велел слугам сказать, что барин уехал, а сам спрятался в сарае в той самой коляске, которую собрался продать генералу. Там господа офицеры его и нашли.
Коляска оказалась "самая неказистая", как и её хозяин, который предстал перед гостями в халате и согнувшись в три погибели.
Кстати, мне в жизни попадалось несколько таких пресонажей. И когда я начинала их называть Пифагорами Пифагоровичами, жутко обижались. А один возразил, что он не Шариков, перепутав булгаковского героя Полиграфа Полиграфовича с гоголевским.)))

Что этим произведением хотел показать автор? Какова проблема этой повести? Буду очень благодарен, заранее спасибо.

nina baсlanova Высший разум (313952) О! Вопрос, конечно, интересный!) Во-первых, согласитесь, что городок Б., где происходит действие повести, - это собирательный образ всей провинциальной России середины 19 века. Скучно, пыльно, безлюдно. По приказу градоначальника вырублены палисадники, чтобы "было красиво". В дождливое время грязь до ушей на радость местным свиньям. Такое впечатление, что в городке живут "мертвые души".

Повесть Гоголя “Коляска” впервые была напечатана в 1836 году в пушкинском “Современнике”. В основу ее сюжета положена анекдотичная история, которая в реальности произошла с одним забывчивым графом в Петербурге. Но писатель перенес действие в маленький провинциальный городок, а также изменил саму суть происшествия.

Причиной конфуза главного героя стала не забывчивость, а хвастовство.

Повесть можно условно разделить на две части. В первой писатель демонстрирует унылую картину провинциального быта. Небольшой городок Б., в

Тут и дородные свиньи, которых градоначальник называет “французами”, и “модный дощатый забор” цвета грязи. “Низенькие маленькие домики” выглядят “до невероятности кисло”, даже рыночная площадь, самое оживленное в городе место, “имеет несколько печальный вид”. Городское общество состоит из окружного судьи и градоначальника, который спит “решительно весь день”.

Городок пробуждается с появлением кавалерийского полка. Правда, оживление это несколько своеобразное. Гоголь описывает повсеместное появление усов,

Их серый цвет не добавляет улицам красок и чистоты, а развлечения господ офицеров сводятся к игре в карты на одни и те же дрожки, которые меняют хозяев по кругу.

Основные события происходят во второй половине повести. Если первая часть вводит читателя в атмосферу, окружающую главного героя, то вторая раскрывает его характер. Пифагор Пифагорович Чертокуцкий считается в уезде одним из “главных аристократов”.

Отставной офицер и “изрядный помещик”, как саркастически замечает Гоголь, ведет широкий образ жизни. Он ездит по ярмаркам, участвует в выборах и ведет себя “по-барски”.

Хозяйственная деятельность Чертокуцкого характеризуется расплывчатым определением “коммерческие обороты”, ради которых он заложил всех своих крестьян в ломбард. Читатель догадывается, что именно на эти деньги и ведет свою “аристократическую” жизнь герой повести. Удачная женитьба дала ему “несколько тысяч капитала”, которые он тут же употребил на вызолоченные дверные замки, шестерку лошадей и ручную обезьянку.

Стремление пустить пыль в глаза, заводит Чертокуцкого в ловушку на генеральском обеде. Пытаясь замять свой промах в неумении отличить верховую лошадь от упряжной, он нагромождает одну ложь на другую. Автор подводит читателя к мысли, что бывший кавалерист не может допустить такую оплошность.

Рассказы Пифагора Пифагоровича о своей службе в полку, кавалерийские усы и военный крой сюртука становятся таким же обманом, как и невероятные качества коляски.

Еще одна заметная черта героя – безответственность. Пригласив на обед генерала с офицерами, Чертокуцкий не спешит домой готовить встречу. Вместо этого он играет в карты и напивается. Случается это у него “как-то странно”, незаметно.

Спокойная реакция супруги на позднее появление пьяного мужа наводит на мысль, что подобное поведение для героя – обыденность. Что делает Чертокуцкий, когда внезапно застает гостей на пороге? Снова врет и прячется.

Образ “хорошенькой” жены героя изображен в том же сатирическом ключе. Похоже, эту даму не интересует ничего, кроме собственной внешности. Поэтому она часами просиживает возле зеркала или в саду, рассеянно глядя на дорогу.

А ласкательные взаимные прозвища супругов “пульпультик” и “моньмуня” вовсе не говорят о крепких чувствах. “Душенька” не горит желанием помочь мужу выбраться из неловкой ситуации, а только томно произносит: “Я не знаю”.

В повести названы по имени только главный герой и лошадь. Все остальные персонажи упоминаются исключительно по званию или общественному положению: генерал, майор, судья, помещик. Не описана в “Коляске” и внешность Чертокуцкого.

Этот прием позволяет Гоголю создать эффект обобщения и обезличенности. Перед нами не столько конкретные люди, сколько типажи.

“Коляску” можно рассматривать как некоторое промежуточное звено в творчестве Гоголя между “Миргородом” и циклом петербургских повестей. Провинциальный колорит в ней изображен сочными мазками, характерными для ранних произведений сатирика. Но через него уже проглядывает строгий рисунок автора “Мертвых душ”.

Макухина Татьяна Викторовна

Предметом данной работы является лишь одна сторона твор­чества Чехова, только одна его тема, но тема очень значительная и мало освещенная в литературной науке: это - тема о детях, о подрастающем поколении.

Цель работы – на основе исследования художественного мастерства писателя проследить глубину содержания рассказов Чехова о детях, отметить психолого-педагогические проблемы воспитания детей, затронутые в этих произведениях, показать черты героев, наиболее характерные для того или иного детского возраста, для постепенного формирования человеческой личности.

ВложениеРазмер
tarasova_alina_10_b_sosh_no27.docx 43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная научно-практическая конференция учащихся

Формирование человеческой личности в рассказах А.П.Чехова о детях

Выполнила Тарасова Алина, обучающаяся

10 класса Б МАОУ СОШ №27 г. Балаково

Руководитель Макухина Т.В., учитель

русского языка и литературы

II. Основная часть.

Глава I. Отражение в рассказах Чехова о детях основных этапов психического развития детей разных возрастов.

Глава II. Педагогические взгляды А. П. Чехова и отражение их в рассказах о детях.

Глава III. Художественное мастерство Чехова в рассказах о детях.

IV. Список информационных источников.

Литературная деятельность А. П. Чехова, как всякого большого писателя, была чрезвычайно многосторонней, а художественное мастерство его было очень многогранным. Оно принимало различные формы в зависимости от материала, тематики и целей, какие ставил перед собой Чехов.

Предметом данной работы является лишь одна сторона творчества Чехова, только одна его тема, но тема очень значительная и мало освещенная в литературной науке: это - тема о детях, о подрастающем поколении.

Цель моей работы – на основе исследования художественного мастерства писателя проследить глубину содержания рассказов Чехова о детях, отметить психолого-педагогические проблемы воспитания детей, затронутые в этих произведениях, показать черты героев, наиболее характерные для того или иного детского возраста, для постепенного формирования человеческой личности.

Задачи исследования: познакомиться с рассказами Чехова о детях, проанализировать их в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками развития детей, рассмотреть основные вопросы художественного мастерства писателя в изображении характеров героев рассказов.

Глава I. Отражение в рассказах Чехова о детях основных этапов психического развития детей разных возрастов

Как всякий писатель-реалист, Чехов в рассказах, посвященных как детям, так и взрослым, ставил своей задачей раскрыть с возможной правдивостью и полнотой человеческую психику, но его интересовали не исключительные натуры, а заурядные, обыкновенные люди. В рассказах, рисующих детей, Чехов говорит о том, что чаще всего можно было наблюдать в жизни. Образы его героев-детей имеют очень широкое, обобщающее значение: по этим рассказам читатель может представить себе, как воспитывалось подрастающее поколение в 70—80-е годы XIX века.

А вместе с тем рассказы Чехова о детях являются убедительным свидетельством художественного мастерства Чехова, сумевшего подметить и правдиво, ярко изобразить черты, наиболее характерные для того или иного детского возраста.

В 23 рассказах Чехова о подрастающем поколении нашли отражение все пять основных ступеней психического развития детей, о которых принято говорить в нашей психологической науке: пред дошкольный возраст (от одного до трёх лет), дошкольный возраст (с трёх до семи лет), младший школьный возраст (с семи до десяти лет), подростковый возраст (с одиннадцати до четырнадцати лет), ранняя юность (от четырнадцати до семнадцати лет).Чехов всегда с полной точностью указывает возраст детей — героев рассказов, это очень важно для понимания характеров, поступков.

Для того чтобы отчётливее показать это своеобразие, Чехов придумывает следующую ситуацию: маленький мальчик, живший до сих пор в тесном кругу родной семьи, весной, когда стало тепло, попадает на улицу и видит много нового, ему непонятного; естественно, что внимание его чрезвычайно обострено, и он пытается разобраться в новой обстановке.

Итак, в рассказах Чехова о подрастающем поколении нашли отражение основные ступени психического развития детей, о которых принято говорить в нашей психологической науке

Глава II. Педагогические взгляды А.П.Чехова и отражение их в рассказах о детях

Однако не следует думать, что Чехова интересуют дети только в психологическом плане: рассказы Чехова о детях обычно имеют общественную направленность и ставят перед собой вопросы педагогические.

Чехов был не только психологом, но и педагогом. Свидетельством глубокого интереса его к вопросам воспитания, особенно в 80-е годы, являются его письма к братьям, письма к А. С. Суворину и другим, где Чехов выясняет нормы культурного поведения и говорит о необходимости борьбы с пережитками мещанской психики. Педагогические взгляды Чехова шли вразрез с господствовавшей в его время системой воспитания и, несомненно, были прогрессивны.

Говоря о том, как же представлял себе Чехов новую систему воспитания, необходимо учитывать общественно-политические условия эпохи: реакционную политику правительства Александра III, спад в 80-е годы революционных настроений среди молодёжи и в связи с этим неясность перспектив дальнейшего общественного развития у многих писателей-восьмидесятников. Всё это не могло не отразиться на педагогических взглядах Чехова, на его отношении к вопросу об общественных целях воспитания подрастающего поколения.

Основная проблема, нашедшая художественное выражение в 23 рассказах Чехова, посвященных детям, — это проблема о соотношении между ростом личности ребёнка и воздействием на него общественной и семейной среды. Изучение этих рассказов даёт возможность установить, какие характерные особенности указывал Чехов для каждого из пяти перечисленных выше периодов детского развития, а с другой стороны, в чём он усматривал влияние окружающей среды на формирование характера ребёнка и подростка и как расценивал это влияние, исходя из своих прогрессивных педагогических взглядов.

Таким образом, Чехов показал себя в рассказах о детях не только психологом, но и педагогом.

Глава 3. Художественное мастерство Чехова в рассказах о детях

Анализируя рассказы Чехова о детях, необходимо помнить о том, что перед нами не специалист в области психологической и педагогической науки, а писатель, художник. Поэтому понимание рассказов Чехова о детях будет не полным, если не затронуть вопрос о творческом методе писателя, о тех приёмах композиции и языка, какие применялись им в его художественных обобщениях.

Художественное мастерство Чехова в рассказах о детях - большой вопрос, заслуживающий особого исследования. В пределах данной работы можно коснуться только отдельных сторон этого вопроса, показав творческие приёмы Чехова на нескольких характерных образцах и лишь в той степени, в какой это может помочь более углублённому пониманию психолого-педагогического смысла его рассказов.

В рассказах Чехова о детях проявились основные черты его художественного творчества: лиризм, связанный с его гуманностью, любовью к родине и верой в прогресс, в то, что жизнь будет прекрасна через 200—300 лет, и, с другой стороны, юмор, переходящий в сатиру, в обличение всего того, что мешает расцвету в жизни правды, свободы, красоты. Это сочетание лирического, комического и сатирического характеризует и рассказы Чехова, посвященные детям.

В этих рассказах Чехов предстаёт перед нами как писатель-гуманист , проникнутый нежной любовью к детям. Любовь эта не имела в себе и тени сентиментальности, не придавала образам детей никакой слащавой идеализации: Чехов и в этих рассказах оставался реалистом, отражающим жизнь с безусловной правдивостью и разносторонностью. Но любовь Чехова к детям проявилась в полном их понимании и в стремлении привлечь внимание взрослых к своеобразию их душевной жизни.

В чём особенности композиции чеховских рассказов о детях? Отличительная особенность большинства этих рассказов, тесно связанная с их идейным содержанием,— двупланность построения. На первом плане, на авансцене рассказа Чехова обычно основные герои—дети: описывается их наружность, действия, впечатления, переживания. Но за этой главной картиной читатель видит одновременно и другую картину: жизнь взрослых, так или иначе воздействующих на детей. Композиционно эти два плана объединяются по-разному. Таким мастерством Чехов владел в совершенстве. Многоплановость, присущая его рассказам о детях, создаёт у читателя впечатление не пестроты и разбросанности, а стройного единства, так как определяется основной установкой Чехова: показать влияние общественной и семейной среды на формирование личности ребёнка и подростка.

Та же предельная согласованность, то же полное подчинение отдельных частей целому характеризуют мастерство Чехова и в обрисовке каждого персонажа. Дети у Чехова всегда наделены точно определёнными чертами, и эти их основные качества последовательно и вполне выдержанно раскрываются в сюжете рассказов.

Мастерство Чехова в рассказах о детях проявляется также в языке, в речевой характеристике персонажей, в диалоге. И в этой области, характеризуя средствами языка, как детей, так и воздействующую на них среду взрослых, Чехов пользуется теми же художественными приёмами, какие были характерны для его творчества в первый период литературной деятельности. Жанр короткого, но содержательного рассказа требовал от Чехова предельной сжатости не только композиции, но и языка.

Работая над этим жанром в 80-е годы, в период создания рассказов о детях, Чехов очень большое внимание уделял приёму речевой характеристики , добиваясь того, чтобы читатель на основании только особенностей речи героя, без всяких авторских указаний, получал ясное представление о его характере, возрасте, социальном положении, профессии и т. п.Приёмом речевой характеристики пользовался Чехов и по отношению к детям, учитывая, однако, при этом, что речь детей имеет свою специфику, что она изменяется с возрастом, находится в постоянном развитии и ещё не отстоялась, как это обычно бывает у взрослых, не приобрела той устойчивости, по которой можно безошибочно судить о характере и взглядах взрослого человека.

Таким образом, в рассказах Чехова о детях проявились основные черты его художественного творчества: лиризм, связанный с его гуманностью, любовью к родине и верой в прогресс, юмор, переходящий в сатиру, в обличение всего того, что мешает расцвету в жизни правды, свободы, красоты. Это сочетание лирического, комического и сатирического характеризует рассказы Чехова, посвященные детям.

Тема, затронутая в данной работе, очень актуальна и в настоящее время. Конечно, временное несоответствие эпохи Чехова и наших дней велико, но многие психолого-педагогические проблемы в воспитании детей, показанные Чеховым, возникают и у современных родителей. Поэтому очень поучительно прочитать эти рассказы и настоящим, и будущим родителям, ведь написаны они в своем большинстве для взрослых.

На основе исследования художественного мастерства писателя мы проследили глубину содержания рассказов Чехова о детях, отметили психолого-педагогические проблемы воспитания детей, затронутые в этих произведениях, показали черты героев, наиболее характерные для того или иного детского возраста, для постепенного формирования человеческой личности

Рассказы Чехова о детях являются убедительным свидетельством художественного мастерства писателя, сумевшего ярко изобразить черты, характерные для того или иного детского возраста, и показывают Чехова с той стороны его творчества, которая до сих пор оставалась в тени, Чехова-изобразителя подрастающего поколения своей эпохи, психолога и педагога.

Список информационных источников

1. Книппер – Чехова О.Л. Из первых встреч с Чеховым в Ялте. - М., 1999

2. Леонидов Л.М. Прошлое и настоящее. Из воспоминаний о Чехове. – М., 2009

Читайте также: