Мотивационная основа учебной деятельности сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Поведение и деятельность человека обусловлены двумя взаимосвязанными явлениями: побуждением и регуляцией. В свою очередь феномен побуждения определенного поведения тесно связан с понятиями мотива и мотивации. Именно они придают деятельности целенаправленность, организованный и устойчивый характер, способность к реализации значимой цели.

Необходимо различать мотивацию от мотива. Понятия мотива и мотивации соотносятся следующим образом:

Мотив – это свойство конкретного субъекта поведения, то есть стабильное личностное свойство определенного человека, благодаря которому он стремится к определенным действиям.

Мотивация – это собирательное наименование методов и средств побуждения учеников к познанию и обучению, активному усвоению учебного материала. Понятие мотивации может и не относится к конкретной личности.

Мотивационную сферу составляют три основных компонента: мотивы, цели и потребности.

Потребность – это состояние нужды в чем-либо, ощущение нехватки определенного блага, которое необходимо для развития и стабильного функционирования человека.

Цель – это итог деятельности, осознаваемый в конкретной и явной форме. Именно на цель ориентировано определенное действие, удовлетворяющее актуализированные потребности.

Все перечисленные выше элементы и являются основными в мотивационной сфере любого человека. Мотивированной считается любая человеческая деятельность, потому что любые действия продиктованы определенными мотивами, и любая активность имеет перед собой какую-то цель.

Что касается мотивации учения, степени проявления энтузиазма к учебной деятельности, познанию и изучению школьных дисциплин, то эти вопросы занимают ведущее место в дидактике.

Основными движущими силами любого дидактического процесса являются мотивы учения, под которыми понимаются некоторые предпосылки и побуждения, которые и вынуждают личность заниматься познавательной деятельностью.

Чаще всего в основе учебной активности ученика лежит не один мотив, а целый их комплекс: они могут переплетаться, дополнять друг друга, находиться в определенном соотношении. Однако не все мотивы побуждают к учебной деятельности одинаково. Как правило, несколько из них выступают в качестве ведущих, а остальные – второстепенные.

Виды мотивов к обучению

Существует несколько подходов, по которым классифицируют все мотивы образовательной деятельности у школьников. Их авторами являются Л. Божович, В, Хеннинг и др. Например, классификация Божович предполагает, что существует всего две больших группы мотивов: те, что порождаются непосредственно самим учебным процессом, т.е. зависят от содержания и действия учения, выбранных методов преподавания, и те, которые располагаются за пределами учебного процесса и связаны только с его результатом. Примерами второй категории мотивов могут быть: желание иметь высокий заработок в будущем, хорошо закончить школу, поступить в престижный университет, просто получить отличную оценку, заработать похвалу педагога, выделиться среди одноклассников, изменить свое положение в коллективе.

Одним из основных критериев, которые обеспечивают высокую эффективность обучения, является высокая развитость познавательной стороны учебного процесса. В основе познавательной работы должен лежать когнитивный энтузиазм, обеспечивающий положительное отношение учеников к своей деятельности. Если обратиться к содержательной стороне энтузиазма, то, согласно Г. Щукиной, можно выделить следующие его значения:

  • конкретный энтузиазм к интересным процессам и явлениям, любопытным фактам, упомянутым в учебном материале (так называемый элементарный уровень энтузиазма);
  • энтузиазм к изучению существенных черт явлений или предметов, которые составляют саму их суть;
  • энтузиазм к построению и изучению причинно-следственных взаимосвязей, поиску закономерностей и единых источников явлений при разных условиях их существования.

Иначе говоря, мотивация обучения – это процесс, содержание которого может быть разложено на три уровня: энтузиазм к правилам и фактам, к сути явлений и к происхождению явлений.

Если же говорить о мотивации действием, то в ней также выделяют три отдельных уровня:

  • творческий (например, самостоятельное создание заданий и упражнений);
  • поисковый;
  • исполнительский.

Важно отметить, что познавательные мотивы учения, выражающиеся повышенным интересом к содержанию учебного материала, методикам преподавания, самому образовательному процессу, формируются в ходе самой учебной деятельности при условии ее активного протекания, а не предшествуют ей. Наиболее сильно эффективность проявляется тогда, если у личности сформированы глубокие и сильные мотивы учиться, действовать активно, преодолевать препятствия, неизбежно возникающие на пути, работать с полной отдачей, двигаясь к намеченной цели. Все это в равной мере относится и к процессу обучения, успешность которого тем выше, чем более позитивное отношение к учителю существует у учеников, чем выше уровень их познавательного энтузиазма. Обучение требует наличия у обучающихся чувства ответственности и долга.

Мотив обучения как стимул учебной деятельности

Для формирования сильных мотивов к обучению используется целый комплекс методов ведения образовательно-воспитательного процесса. Среди них выделяют наглядные, словесные, практические способы, репродуктивные и поисковые методы, приемы самостоятельного исследования. Все без исключения способы организации учебного процесса направлены не только на усвоение информации, но и на создание мотивационного воздействия. Следовательно, мы можем сделать вывод о наличии у любого способа учения стимулирующей функции.

На основе научного подхода был выделен широкий спектр способов, специально предназначенных для того, чтобы создавать положительные мотивы обучения, инициировать когнитивную деятельность, способствуя наилучшему усвоению учебной информации. Функцию стимулирования очень важно учитывать, поскольку от нее напрямую зависит эффективность образовательного процесса.

Последние данные широко проводимых исследований в области психологии показали, что мотивация является основной движущей силой становления личности ребенка, которая помогает наиболее полно реализовывать его возможности. Помочь сконцентрироваться на учебной задаче, не отвлекаясь на посторонние раздражители, способен лишь мощный, сильный мотив. Следовательно, педагог должен обладать практическим умением привлекать интерес любого школьника из учебного класса. Также очень желательно, чтобы он регулярно доводил до обучающихся свой учебный план: так они смогут проникнуться поставленными перед ними задачами и приложить к ним больше усилий. Однако для грамотного определения учебной задачи одного умения заинтриговать и заинтересовать в успехе может оказаться недостаточно: нужно, чтобы учитель и ученик ясно представляли совместный масштаб учебного курса, чтобы результат соответствовал высоким ожиданиям.


Сегодня в педагогическом лексиконе прочно закрепилось понятие педагогической технологии, но в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса.

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для участников образовательного процесса.

Педагогическая технология – это системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия c оптимизацией форм образования.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Педагогическая технология представлена тремя аспектами: научным (изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующей педагогические процессы); процессуально-описательным – совокупностью целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; процессуально-действенным – осуществлением технологического (педагогического) процесса, функционированием всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Следовательно, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, а построение педагогических технологий, по утверждению Г.И. Михалевской, должно базироваться на деятельностном, системном, структурном и личностно-ориентированном подходах.

В структуру педагогической технологии входят концептуальная основа; содержательная часть обучения, включающая цели обучения – общие и конкретные; содержание учебного материала. Процессуальная часть представляет технологический процесс, включающий организацию учебного процесса; методы и формы учебной деятельности; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностику учебного процесса.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям – критериям технологичности. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию (концептуальность), включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость образовательного процесса предполагает возможность диагностического планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Современные педагогические технологии существуют в конкретных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Строить педагогические технологии непросто, считает В.В. Гузеев, необходимо использовать достижения педагогики, психологии, всех наук о человеке, его деятельности и творчестве. Научное (педагогическое) обоснование – одно из главных отличий педагогической технологии проблемного и программированного обучения. Технологии, используемые в образовательном пространстве, должны быть здоровье сберегающими как для преподавателей, так и для обучаемых.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом. Ее источниками и составными элементами являются социальные преобразования и новое педагогическое мышление; науки – педагогическая, психологическая, общественные; передовой педагогический опыт; опыт прошлого, отечественный и зарубежный.

Любая общепедагогическая образовательная технология основывается на определенном (осознанном или неосознанном) философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии.

В российском банке образовательной информации, в учебно-методической литературе отражено прежде всего диалектико-материалистическое (марксистско-ленинское) философское направление: иное толкование и понимание проблем образования в советский период считалось абсурдным. В мировой педагогической науке и практике существует ряд альтернативных подходов к проблемам мироздания, эффективно решающих задачи всестороннего (нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, физического) развития.

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, по мнению З.И. Колмыковой, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе.

В современной психологической науке существует ряд концепций, предложенных Ю.К. Бабанским, П.И. Подкасистым, В.Д. Шадриковым, Г.И. Щукиной и другими исследователями, предлагающими свое понимание процесса усвоения общественного знания отдельным человеком и соответственно структуры его познавательных действий.

Остановимся на анализе предлагаемых концепций. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга, открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Согласно ассоциативно-рефлекторной теории, усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциа-
ций – простых и сложных. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность, которая включает в себя восприятие учебного материала, его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; запоминание и сохранение в памяти; применение усвоенного в практической деятельности.

Наивысший результат в обучении достигается при формировании активного отношения к обучению со стороны обучаемых; подаче учебного материала в определенной последовательности, демонстрации и закреплении в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности, а также в применении знаний на практике.

Поскольку в российском образовании ведущим принципом современной дидактики является вариативность, дающая возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, то в этом направлении и должен идти прогресс образования, при этом необходима организация диалога различных педагогических систем и технологий обучения, а также внедрение новых альтернативных государственной системе образования современных технологий.

Наиболее актуальным направлением совершенствования учебного процесса является формирование системы органов общественного управления учебным процессом, с привлечением к этой деятельности представителей различных групп преподавателей и студентов.

К третьему направлению относится повышение качества педагогического контроля и эффективности обучения в целом. Традиционные методы контроля обучения следует активно дополнять межсессионными формами контроля, программированным контролем, проведением курсовых экзаменов в письменном виде, аттестаций по завершению циклов обучения, тестированием, письменными контрольными работами.

К четвертому направлению необходимо отнести обновление организации учебного процесса, направленное на внедрение в его содержание современных достижений научного поиска, при этом целесообразно возродить учебно-научно-производственные комплексы, обеспечивающие необходимые предпосылки для модернизации учебного процесса.

С введением многоуровневой системы в области образования вузы переходят на подготовку мобильных специалистов, имеющих возможности реализовать себя в самых разных сферах деятельности, связанных с коммуникацией, общением между людьми. В этой ситуации оправданно выглядит акцент в рамках гуманистической парадигмы на развитие и саморазвитие личности студента, его практического и социального интеллекта.

Гуманизация образования предполагает ориентацию на человека как на высшую ценность и реализуется как ценность, формирующаяся участниками образовательного процесса. Гуманистическая дидактика направлена на индивидуализацию и дифференциацию обучения с использованием индивидуальных программ развития для усиления положительных мотивов учения, активизации творчества. Основными факторами гуманизации образования является дифференциация, направленная на формирование многовариантной образовательной системы; переход к образовательным стандартам, гарантирующим высокое качество образования; кроме того, гуманизация образования включает в себя изменение содержания образования и условий образовательной деятельности. В связи с гуманизацией, по мнению В.А. Козырева, А.П. Тряпицыной, Е.Н. Травина, отличаются и методы деятельности участников образовательного процесса, осуществляется переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества, творчества, представляющий повышенные требования к личности преподавателя.

Традиционная проблема соотношения обучения и развития, особенно познавательного, трансформируется в проблему соотношения обучения и развития личности. Особое внимание обращается на необходимость изменения методов работы – переход от лекции-информации, к проблемной лекции, ориентирующей или обзорной.

Развивающим обучение является в том случае, если оно поддерживает высокий уровень мыслительной активности человека, его интеллектуальный потенциал; оно (обучение) должно быть направлено на активизацию мыслительной деятельности, что лежит в основе саморазвития личности.

Развитие личности – процесс многоплановый, как и интеллектуальное развитие, характеризуется сложной диалектикой непрерывности и прерывности, указывая на то, что человек, управляя своим поведением, решает сложные задачи, выходя из стрессовых и кризисных ситуаций, совершенствуя способы саморегуляции.

Соотношение обучения, воспитания и развития личности взаимосвязано, развить гармоничную личность – это значит обучить ее знаниям, умениям, творческой деятельности и сформировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию различных видов деятельности.

По мнению Л.С. Выготского, обучение ведет за собой развитие и должно идти впереди него. Эта гипотеза сформулирована в концепции умственного развития, которое совершается в неразрывной связи с обучением, при этом сотрудничество обучаемого и педагога является центральным звеном в учебном процессе, обеспечивая формирование высших психических функций, так как обучение и развитие – взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. За счет развития основных структур самосознания личность формируется как субъект деятельности, становясь развитой личностью, т.е. обученной знаниям, способам деятельности (умения, навыки), опыту творческой деятельности.

Проблема деятельности связана с проблемой развития личности, которая и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности, при формировании сознания. Под деятельностью В.Г. Крысько понимает процесс, активный, сознательно регулируемый взаимодействия человека с окружающей средой. К основным особенностям деятельности относятся: ее общественный характер; целенаправленность – деятельность человека является сознательной, объединена единством цели, к которой человек стремится в выполнении данной деятельности. Человек в деятельности выступает как субъект общения и социального поведения.

Выполнение деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов (теория функциональных систем психики) и представлений о системной организации высших психических функций.

Человек выполняет различные виды деятельности: решая научные проблемы, читая книги, осуществляет познавательную деятельность; занимаясь физическим трудом, выполняет трудовую деятельность; а занимаясь радиоделом или кройкой и шитьем, проявляет творческую деятельность и т.д. В определенные периоды жизни каждая из видов деятельности бывает доми-
нирующей.

Для студента, по мнению О.С. Гребенюка, ведущей является учебная и познавательная деятельность, направленная не только на формирование индивидуальности обучающегося, но и на все другие виды деятельности. Процесс формирования учебной деятельности основывается на принципе содержательного обобщения, когда знания общего характера предшествуют знаниям частного и конкретного характера, т.е. изучение какого-либо раздела должно начинаться с ознакомления обучающихся с общими абстрактными основами этого раздела знаний, которые в процессе их развертывания постепенно обрастают конкретными и частными фактами и знаниями.

Конечной целью образовательной программы является формирование личности, способной к развитию, обогащению и реализации своего потенциала в существующих социокультурных условиях, что возможно лишь при достижении обучающимися уровня образованности, отражающего результаты образовательного процесса, соответствующего требованиям стандартов, предъявляемым к выпускникам вузов. Полученные умения, навыки должны быть достаточны при усвоении знаний по формированию самостоятельной познавательной деятельности. По мнению О.Е. Лебедева целесообразно формировать следующие общенаучные умения у выпускника вуза: определять познавательные проблемы, решаемые в процессе учебной деятельности; выявлять дефицит знаний и умений, без которых нельзя решить значимую для личности познавательную проблему; формировать цели учебно-познавательной деятельности: усваивать научные концепции, теории, законы, принципы, правила, приемы, методы.

Учебная деятельность универсальна и выполняется человеком на протяжении всей жизни. Учебная деятельность – вторая профессия каждого человека, от умения осуществлять учебную деятельность во многом зависит его продвижение в основном избранном деле.

Главным компонентом учебной деятельности являются учебные задачи, включающие цель, учебные действия, условия достижения цели (самоконтроль и самооценка), результат. Следовательно, учебная деятельность = потребность + мотив + цель + учебные действия + самоконтроль + самооценка = результат.

К дидактическим основам формирования учебной деятельности О.С. Гребенюк относит принцип целостности; принцип моделирования; принцип единства и принцип рефлексии.

Нужно добиваться целостности учебной деятельности, т.е. ее необходимо организовывать так, чтобы она стала регулируемой и организуемой самим обучающимся; построение учебной деятельности должно осуществляться на модели трудовой, практической деятельности. Необходимо обеспечить единство предметной и учебной деятельности т.е. структурировать процесс преподавания согласно структуре учебной деятельности обучающихся и добиться, чтобы обучающиеся осознавали свои действия при формировании учебной деятельности.

Цели, которые стоят перед педагогом при организации учебного процесса, образуют сложную систему, на верхнем этаже которой стоят общие цели образования, провозглашенные в программных документах. Ценность формулировок целей предметного обучения для педагога состоит в выборе ориентации. Модулем предметного обучения принято считать тему (раздел) учебной дисциплины, вписывающуюся в структуру учебного плана. Учебный модуль –
это не только раздел учебной программы, но и выбранная дидактическая система, основное место в которой занимает взаимодействие способов и приемов учебной деятельности, обеспечивающие вхождение этого модуля в систему предметного обучения. Опираясь на выбранную дидактическую систему изучения модуля, педагог должен построить методическое обеспечение, разработать методический комплекс, создание которого является его основной задачей при планировании учебной деятельности.

2.2. Проблема мотивации учебной деятельности.

В исследованиях психологов мотив определяется как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Совокупность таких побуждений, вызывающих активность субъекта, и есть мотивация. Мотивы – обязательный компонент любой деятельности. Типичный признак мотива – множество действий вокруг одного предмета. Мотив может удовлетворяться набором разных действий. С другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, чувства, знания и др. Мотивы осознаются далеко не всегда, поэтому выделяют два больших класса мотивов – осознаваемые и неосознаваемые.

В составе мотивационной сферы выделяют потребности, мотивы и цели. Потребность человека представляет собой желание действовать: потребность требует выполнения действий, в результате которых она удовлетворяется. Например, хочу спать, не хочу есть, не хочу учиться, хочу мороженого и т. д. Самая значимая из потребностей – интеллектуальная. По действиям можно судить о потребностях человека. Потребность, как правило, имеет две стороны – процессуальную (действие) и содержательную (нужда). Некоторые потребности могут быть и без нужды, например потребность общаться, размышлять, спать и т. д. Человек не только чего-то желает, но и обозначает свои потребности словом. Таким образом, потребности характеризуются следующими признаками: смыслом (идея), содержанием (нужда), процессуальной стороной (деятельность).

В структуре мотивов важно найти доминирующий, действующий реально, и выделить его. Наибольшей силой среди мотивов учебной деятельности обладает познавательный интерес, т. е. интерес к познанию. Побуждение познавательного интереса связано с единством трех его сторон: познавательной, эмоциональной и волевой, которые составляют его структуру. Единство интереса, чувства и воли – мощный стимул учения. С возрастом познавательный интерес превращается из неустойчивого в доминирующий. Развитие мотивационной основы заключается в увеличении в ней удельного веса познавательного мотива. У слабо успевающих учащихся проявляются отсутствие или запаздывание познавательного интереса, неустойчивость учебных мотивов, преобладание мотивов принуждения над мотивами побуждения.

Мотивационная основа учебной деятельности представляет собой последовательность мотивов, поддерживающих ее непрерывность и стабильность. Мотивационная основа деятельности учащегося организует (сплачивает) учебную деятельность в одно целое. Система мотивационной основы учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации (осознание смысла предстоящей деятельности), осознанный выбор мотива (целеполагание), стремление к цели (осуществление учебных действий), стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий), самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Формирование мотивации учебной деятельно сти замедляют бедность сообщаемого учебного материала, некомпетентность учителя, его неумение разобраться в профессиональных вопросах, незаинтересованность в работе, однообразие приводимых примеров и заданий, повторяемость приемов, отсутствие оценки, недоброжелательное отношение преподавателя к учащимся, приемы принуждения к деятельности.

Учебные курсы призваны создать у студентов мотивацию к овладению знаниями по изучаемой дисциплине, способствовать процессу их профессионального самоопределения и личностной рефлексии.

В процессе обучения существуют три группы мотивов, в зависимости от того, что лежит в основе мотивации, – побуждение или потребность познания. Эти мотивы связаны с традиционными и активными методами обучения:

1) непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникать у студентов за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя интерес к данному предмету;

3) позновательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знаний, истины. Они появляются при применении активных методов обучения и, возникнув, превращаются в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения.

Приобретение знаний должно носить творчески активный характер. Важно, чтобы деятельность студентов предусматривала овладение знаниями посредством использования разнообразных источников информации и умения работать с ними. Результатом успешного прохождения курса будут хорошие знания основных понятий изучаемой дисциплины и свободное владение материалом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.

Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?

Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация":

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Внешние мотивы в обучении:

Учёба ради престижа, лидерства,

Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте, зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.

Внутренние мотивы в обучении:

Удовлетворение от самой деятельности;

Прямой результат деятельности;

Стремление к успеху,

Понимание необходимости для жизни;

Учение как возможность общения.

В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мо­тивация к учебе. С каждым классом мотивация падает. Причин этого множество. Снижение мотивации опреде­ляется перегруженностью программ, оторванностью изу­чаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. А также существуют причины снижения мотивации, зависящие от учителя:

неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;

не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;

неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;

особенности личности учителя ( не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).

Причины снижения мотивации, зависящие от учащегося:

низкий уровень знаний;

несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;

реже – не сложившиеся отношения с классом;

в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.

При изучении мотивации встает вопрос, что является ее движущей силой. Что, в свою очередь, формирует моти­вацию? Эта проблема является актуальной не только для школы, но и для различных возрастных периодов жизни человека.

Пути разрешения проблемы мотивации

-Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать

-Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся.

Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание.

Важно понять три важных обстоятельства:

мотивация - не врожденное, а приобретенное качество;

то, чему учат, можно выучить,

профессионализм и мастерство педагога- это путь развития мотивации.

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ

Первым условием для развития мотивации является характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить. Поэтому любая предстоящая деятельность должна обладать новизной. Сильное влияние на мотивацию оказывает степень трудности задачи.

Если мы хотим сформировать у учеников мотивацию к учению, то необходимо соблюдать такие правила:

задачи должны быть посильными и не требовать приложения сверх усилий;

деятельность должна предоставлять возможность для выбора;

должны присутствовать задачи разной степени сложности;

слабо мотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы, это поможет им приобрести уверенность.

Вторым условием для развития мотивации является максимальная самостоятельность школьников.

Третьим условием развития мотивации будет практическая значимость и польза знаний для самих школьников. Ведь смысл познания есть ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе.

Выделим еще одно условие – противоречивость материала. Когда ученик встречается с противоречием, или с взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме.

В связи с этим можно дать несколько рекомендаций:

Способы повышения внутренней мотивации.

По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.

Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.

Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.

Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что

способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если учащимся предложены:

-значимый, интересный для них материал ;

-задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;

-предлагаются задания с очевидным результатом;

-возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у учащихся;

Мои методы обучения

Вопросы где нужно ответить да или нет.

Группы получают задание. А затем каждая группа выступает

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

7.Я знаю..(когда ученик не готов к урока, он рассказывает что знает. Это даёт ему возможность не получить плохую отметку. Можно использовать и с определениями)

При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз. Предположить исход войны, события по названию рассказа.

Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно из них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова.

За определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.

За определённое время назвать имена, которые можно отнести к изученной теме и объяснить кто они такие. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.

Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.

Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.

• На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.

• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

• Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной. и.т.д

Читайте также: