Зачин в сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Вступление и заключение к сочинению-рассуждению части С ЕГЭ по русскому языку

(17) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, что делать с птицей. (20) – Зачем? (21) – А просто так… (22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман. (23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24) Кто должен их беречь и любить природу? (25) Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26) Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

1.Цепочка вопросительных предложений. Почему человек считает себя вправе жестоко , потребительски относиться к природе? Откуда это равнодушие, пренебрежение к духовным ценностям , страсть к уничтожению, разрушению? Кто должен научить подрастающее поколение бережно относиться к природе, ценить красоту, защищать все живое? Такие мысли возникают … 1.В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. В своей статье автор рассуждает о внутренней пустоте сегодняшней молодежи, ее равнодушии и слепоте к той красоте, которая окружает каждого из нас. Любовь к природе должна закладываться в детстве. Научить воспринимать ее красоту – по-настоящему – задача взрослых. Автор призывает беречь и любить родную природу, любить все прекрасное и живое Заключение Вступление Виды вступлений и заключений к тексту В.Пескова

2. Вопросно - ответное единство. Откуда берутся люди, безжалостно и равнодушно уничтожающие природу? Причина, скорее всего в том, что рядом с подрастающими мальчишками и девчонками зачастую не оказывается человека, тонко чувствующего красоту и гармонию всего живого на Земле, ответственного, способного научить детей беречь и любить природу. 2. В заключении может быть выражено личное отношение ученика к решаемой в тексте проблеме. Кому же, если не нам с вами, охранять природу? Жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Только совместными усилиями мы можем сохранить нашу природу. Заключение Вступление

3 Риторический вопрос. 1.Можно ли сомневаться в том, что с раннего детства должна закладываться любовь к природе? Конечно же воспитание бережного отношения к красоте родной природы у людей необходимо начинать с раннего детства… 2.Разве может быть сомнение в том, что с самого раннего детства с мальчишками и девчонками должен оказаться человек, способный выработать у детей убеждение: сохранить природу – значит сохранить жизнь на земле? 3. В заключении может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части . Действительно, человек сам – часть природы. Природа – это окружающий нас мир, где все взаимосвязано, где все важно . И человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Природа могущественна и беззащитна, таинственна и чувствительна. С ней надо жить в мире и научиться уважать ее. Заключение Вступление

8.Формулирование проблемы, поднятой в тексте. Кто ответственен за духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения? Кто должен развивать в детях благородные качества души: любовь к природе, чувство прекрасного, милосердие и сострадание? Кто должен объяснить детям, что, губя природу, человек обрекает себя на смерть? Такие вопросы ставит перед читателем автор статьи… 8. Заключение в форме этически – корректного возражения автору. Сложно не согласиться с В. Песковым в том, что он в своем очерке поставил злободневные и актуальные вопросы. Может быть, в приведенном примере есть момент, который несет положительную мотивацию, Встреча людей, в величественном осеннем лесу – автора и семнадцатилетнего парня – это нравственный урок. Для человека зрелого - это возможность передать долю нравственности, любви, а для юноши – сделать выводы и принять бесценный дар добра и красоты. Описание автором встречи двух поколений позволяет еще раз убедиться, что немой укор, выражение лица человека, зачастую бывают более вескими аргументами по сравнению с криком и назиданиями. Юноша, способный чувствовать неловкость и смущение в данной ситуации, еще способен оценить, что судьба вовремя указала ему на совершенную ошибку. Заключение Вступление

9.Личные впечатления, чувства, связанные с темой текста. Я не представляю своей жизни без общения с природой. Радует и восхищает она меня в любое время года. Нежная зелень вновь проклюнувшихся листочков сжимает сердце беззащитной красотой, а буйное цветение природы наполняет новыми силами для жизни. Осень привлекает обилием оттенков золота, меди, прозрачностью воздуха и туманами, запахом грибов и прелых листьев. А снежное безмолвие равнин заставляет задуматься о загадочности и непостижимости жизни. Как уникальна и как прекрасна эта удивительная, великая, таинственная природа! Как сохранить ее? Об этом заставляет нас задуматься автор статьи… Заключение Вступление

10.Сравнение, сопоставление явлений, понятий, произведений и т. д. Было время, когда огромные территории Земли занимали девственные леса, насчитывалось десятки тысяч различных особей животного мира, разновидностей птиц, рыб. Сегодня же картина сильно изменилась. Исчезающие виды птиц и животных заносятся в Красную книгу, многие леса и озера объявляются заповедниками, иначе их не спасти от жестокости человека. Как и кто может изменить ситуацию в лучшую сторону? Такой вопрос волнует автора статьи В. Пескова … Заключение Вступление

12. Во вступительной части определяется тема текста. В тексте В. Песков поднимает важные проблемы: это сохранение природы для будущего поколения, пагубное влияние человека на природу, наша роль в воспитании бережного отношения к природе подрастающего поколения, человечества в целом. Вступление Заключение

Виды вступлений и заключений к сочинению по русскому языку ( С1)

1.Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.

Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного текста М .Веллер.

2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.

3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.

Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье.

4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.

6. Лирическое вступление.

Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.

7. Краткая справка о писателе.

М. Веллер- современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.

8.Определение темы текста.

Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи.

9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.

В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.

10. Заглавие, которое можно дать тексту.

Заклятые друзья природы- вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту.

11. Связь с современностью.

В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.

12.Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.

В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.

1. Итог и обобщение сказанному.

Прочитав текст Д.С. Лихачева, понимаешь, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.

2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.

Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

Рассуждение Д.С. Лихачева не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро.

Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле.

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.

6.Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.

7. Корректное возражение автору.

Сложно не согласиться с автором текста М.Веллером, что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.

8.Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Зачин в сочинении-рассуждении Учимся писать вступление к сочинению

Описание презентации по отдельным слайдам:

Зачин в сочинении-рассуждении Учимся писать вступление к сочинению

Зачин в сочинении-рассуждении Учимся писать вступление к сочинению

Что мы знаем ? Назовите структурные части сочинения-рассуждения Чтение и анал.

Что мы знаем ? Назовите структурные части сочинения-рассуждения Чтение и анализ домашних творческих работ

Теоретический материал Вступление, как и заключение, - это важные композицион.

Теоретический материал Вступление, как и заключение, - это важные композиционные части сочинения.

Вступление может вводить тему текста сообщать об основной проблеме текста опр.

Вступление может вводить тему текста сообщать об основной проблеме текста определять круг проблем, затронутых автором быть основанием для объяснения основной проблемы содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текста содержать обобщённое рассуждение по теме, раскрываемой автором

Формы зачинов: Лирическое размышление Рассуждение о заглавии Диалог с воображ.

Формы зачинов: Лирическое размышление Рассуждение о заглавии Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста Описательное утверждение

Грамматические средства оформления зачинов: Назывное предложение или ряд назы.

Грамматические средства оформления зачинов: Назывное предложение или ряд назывных предложений Риторический вопрос Цепочка вопросительных предложений Вопросно-ответное единство Цитата

Возможно сочетание разных грамматических средств: - назывное предложение +.

Возможно сочетание разных грамматических средств: - назывное предложение + риторический вопрос, - назывное предложение + риторическое восклицание; - цитирование + риторический вопрос и т.д. На заметку

Речевые клише: Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувству.

Речевые клише: Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )… Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. ) Передо мной размышления … (кого?) на животрепещущую тему…

Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений.

Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений.

Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений 2) Как много написано о любви! Кажется, что можно сказать о ней после Пушкина, Лермонтова, Тургенева? Но проходят годы, века, а мы вновь и вновь обращаемся к теме вечно живой и такой разной. И вновь задумываемся над вопросом: любит ли?

Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений.

Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений 3) Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии.

Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений.

Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений 4) Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? Знаем ли мы на самом деле весь наш мир? Замечаем ли мы прекрасное в шуме, суете повседневной жизни?

Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений.

Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений 5) Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями?

Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений.

Определить грамматические средства оформления зачинов во фрагментах сочинений.

Проверьте себя 1) цитирование 2) риторическое восклицание и риторический вопр.

Проверьте себя 1) цитирование 2) риторическое восклицание и риторический вопрос 3) вопросно-ответное единство. 4) цепочка вопросительных предложений 5) назывные предложения и риторический вопрос 6) цитирование + риторический вопрос 7) повествование об авторе текста

Задание для самостоятельной работы Написать несколько вариантов зачина по тек.

Задание для самостоятельной работы Написать несколько вариантов зачина по тексту.

(1)Удивительная пора - детство. (2)Каким бы оно ни было бедным, всё равно пр.

(11)Мы не чувствовали себя в школьном большом здании с большими светлыми окна.

(20)Строгий математик так же строго учил нас своему предмету. (21)Этот суровы.

Варианты выполнения задания: Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну м.

Варианты выполнения задания: Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в чудесное и беззаботное время – детство. Только по происшествии многих лет человек может оценить что-то важное… Именно об этом пишет в своём тексте Л.Стешова, ярко обозначая проблему… Школьные годы чудесные… Как часто приходится слышать эти слова! Все ли согласятся с ними? 3) Почему ребёнок всегда стремится быстрее повзрослеть? Почему для него школа, учеба – это обуза, тяжёлая ноша? И почему взрослые, наоборот, мечтают вернуться в страну беззаботного детства. Именно об этом размышляет в своём тексте Л.Стешова.

Задание на дом Выбрать один из вариантов вступлений Сформулировать свою позиц.

Задание на дом Выбрать один из вариантов вступлений Сформулировать свою позицию Подобрать 2 аргумента по проблеме текста Сделать вывод

Вступление и заключение – это обрамление текста. Так же, как и любая картина смотрится без рамы незаконченной, куцей, сочинение будет неполным без этих композиционных элементов. Значит, писать вступление однозначно надо и проще всего сделать это с помощью речевых клише. То есть каких-то готовых формул, которые предлагаются учителями или бродят с сайта на сайт в Интернете, типа:

Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди…

(Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися…

Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с…

Если вы совсем не представляете, как начать рассуждение, то можете, конечно, воспользоваться и этими подсказками.

НО! Помните, любое использование штампа, речевого клише говорит о неоригинальности вашего сочинения, а значит, их использование не повысит ваши шансы на успех ни при сдаче ОГЭ, ЕГЭ или итогового сочинения, ни при написании любой другой письменной работы. К примеру, сочинения для вступительного испытания.

Какой выход? Стараться рассуждать самостоятельно и тренироваться в применении разных видов вступлений. Расположу их по степени сложности.

Проще всего начинать любое рассуждение с вопроса. Задавая его, вы начинаете раскручивать, развивать свою мысль. Чем оригинальнее вопрос, тем интереснее получается вступление.

Можно начать с чего-то простого:

Что такое любовь? Для меня это чувство, которое невозможно победить. Она неподвластна ни возрасту, ни пространствам, разделяющим людей…

Почему любовь дает нам крылья и одновременно способна убить? Это секрет, который можно разгадать, только испытав ее. Тайну этого чувства познают и герои…

Очень выигрышно смотрится, когда использованный афоризм, пословица, поговорка, действительно, использованы к месту, а не притянуты за уши только потому, что вы их знаете. Удобно использовать этот прием, если тема вашего сочинения представляет собой недлинную цитату известного автора, которую можно сделать отправной точкой рассуждения.

"Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека". Кто сейчас, в век смартфонов и искусственного интеллекта, будет спорить с этим утверждением, высказанным классиком русской литературы Антоном Павловичем Чеховым более века назад? Думаю, никто…

Прием заключается в выборе конкретного понятия, которое отражает главную идею сочинения или творческой работы. Например: мечта, дружба, целеустремлённость, сила духа. Оно может содержаться в названии, которое дано в задании, или быть определено вами как ключевое, исходя из предложенного текста, идеи произведения, которое анализируется и т.д. С его определения, то есть пояснения, и начинается рассуждение.

Пример 1: в сочинении ЕГЭ по русскому языку вам дан текст про войну, показаны отважные действия солдат. Ключевым понятием может стать смелость, или героизм, или подвиг.

Смелость – это то, что позволяет человеку действовать без оглядки на свои страхи. На войне это качество характера поможет сохранить собственную жизнь и спасти от гибели других. Описывая отважные поступки героев, автор предложенного текста поднимает проблему…

Взаимопонимание… Как часто его не хватает между друзьями, возлюбленными, членами одной семьи. Между близкими людьми растет отчуждение, возникают конфликты, и все это – из-за нежелания понять друг друга.

Это один из самых оригинальных и универсальных видов вступления. Рождается он благодаря фантазии и ассоциациям. Размышляя над темой сочинения, представляйте ее образно. Задавайте себе вопросы: как можно изобразить любовь к природе? Какого цвета может быть одиночество? Похож ли человек, легко меняющий свое мнение, на флюгер, реагирующий на каждый порыв ветра? Как выглядит жизненный путь? Записывайте все приходящие вам в голову ассоциации и образы, раскрывайте их, играйте с ними.

Река истории бесконечна. Она состоит из миллионов капель-микрособытий, сливающихся воедино и направляющих человеческие судьбы. А каждое крупное событие, будь то война или революция, новое открытие или основание города, - это водоворот или подводное течение. Оно способно разрушить жизнь человека или же задать ей новое направление.

Стаккато в музыке (итал. staccato — отрывисто) — это штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Если провести аналогию с литературой – это отрывистые, короткие слова или фразы, которые динамично описывают происходящее. Этот прием используется в лирике, любят его и журналисты. И ничто не мешает применить его вам в сочинении.

Пример: в сочинении ЕГЭ по русскому языку дан текст о негативном воздействии человека на природу. Можно начать с описания страшных последствий загрязнения с помощью коротких лаконичных фраз.

Острова из мусора. Пленка мазута у берегов. Отравленные воды озер и рек. Такова печальная картина негативного воздействия человека на природу. И год от года ситуация ухудшается. Об этой проблеме в предложенном для анализа тексте говорит и…

Читайте также: