Урок сочинение по картине юона русская зима 5 класс разумовская

Обновлено: 04.07.2024

предметные - познакомить учащихся с картиной К.Ф Юона “Русская зима”; развивать умение воспринимать картину, определять ее тему, озаглавливать, передавать ее содержание, совершенствование правильного написания слов с изученными орфограммами; учить правильно и последовательно излагать мысли; знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности;

личностные - воспитывать любовь к родной природе, родному языку; познавательная мотивация; работа в парах; оценка и самооценка;

метапредметные - развивать в учащихся художественный вкус, умение сравнивать, эмоционально воспринимать увиденное; формирование умения анализировать; участвовать в диалоге, понимать позицию собеседника, аргументировать собственную; обогащение словаря; актуализация жизненных впечатлений, побуждение к дальнейшим наблюдениям за миром природы.

Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер;

презентация, посвященная художнику К. Ф. Юону;

Форма проведения урока – творческая мастерская

Формы работы : фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.

Сценарий урока

I . Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

( Слова: Андрей Усачев Музыка: Александр Пинегин)

1
Тихо-тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима.
Теплым одеялом укрывая
Землю и деревья, и дома.
Над полями легкий снег кружится
Словно звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес

2
Спят на елках золотые совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.
Все меняет форму и окраску.
Гасят окна сонные дома
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама.

2.Вступительное слово учителя (ИКТ)

Приход зимы всегда необычаен,

В ней снег искристый будто бы случаен.

Дорожки белые и иней на стекле.

И все как будто бы в волшебном сне.

Приход зимы так скор и неизбежен,

И мир воздушен, светел и заснежен,

И в зимнем дне мы белые снежинки,

Вселенские парящие пылинки.

Летим на свет, тепло и красоту,

С годами набираем высоту.

Любуемся волшебницей зимой,

Дарящей нам космический покой.

3.Определение темы и целей урока. Эпиграф:

Зима красива изначально

В своем величии хрустальном.

Она действительно царица

С любовью снежной на ресницах. (З. Полякова)

II . Введение в тему урока.

1.Слово учителя.

- Ребята, а вам нравится зима? Какой образ зимы вы создали на своих рисунках? Представьте на миг, что вы поэты, писатели, художники.… Расскажите о своей зиме. ( Ребята рассказывают о своих рисунках )

3. Опережающее домашнее задание: выучить наизусть стихи о зиме.

- Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Художник кистью создает образ русской зимы, композитор – музыкой, поэт делает это по-своему. Давайте послушаем стихи о зиме, которые вы заранее приготовили. ( Ребята читают стихи )

- Какой образ зимы удалось создать автору? С помощью каких художественных средств? (Дети находят эпитеты, олицетворения, сравнения)

-Что можно сказать о поэтах, которые написали эти стихи? (Они любят природу, понимают ее душу. Они наблюдательные, поэтому пишут о природе, как о чем-то живом, близком, родном.)

4.Рефлексия содержания учебного материала.

III . Подготовка к сочинению описаний-миниатюр.

1)Рассказ о художнике К. Ф. Юоне.

Константи́н Фёдорович Юо́н ( 1875 — 1958 ) — русский советский живописец, мастер пейзажа , театральный художник, теоретик искусства.

Родился 12 (24) октября 1875 год в Москве в швейцарско-немецкой семье.

Рано начал рисовать. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Публика заметила его картины еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе. Юон оставил много работ разного уровня. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры. Более 50-ти лет он прожил в деревне Лигачево под Москвой, где были написаны многие картины художника.

2)Знакомство с картинами живописца.

Лексическая работа: вернисаж, галерея, выставка, показ.

– Вспомните, что такое описание как тип речи?

– Какие ещё типы речи знаете?

– Как строится описание?

– Предположите, что может быть в описании пейзажа . (Лес, поле, цветы, деревья, небо, река, тропинка и т.п.)

– При создании картины художник кроме самих предметов и явлений использует законы композиции и цвета. Для композиции важны планы: передний, средний, задний, а для цвета – оттенки и переходы. На передний план выдвигается самый важный предмет, о нём говорят в первую очередь. Остальные планы обязательно связаны с передним, они как бы оттеняют, усиливают воздействие того, что изображено на переднем плане, или контрастируют с ним.

Ученики рассматривают то, что изображено на переднем и заднем плане, обращают внимание на детали, краски, цвет, определяют настроение, которым проникнута картина (жизнерадостное, торжествующее чувство красоты).

IY . Написание сочинений-миниатюр. Работа в парах.

Y . Чтение сочинений-миниатюр.

На уроке даются представления об особенностях изображения пейзажа в поэзии, живописи, музыке.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_razvitiyu_rechi_5_klass.docx 22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию речи.

Русский язык – 5 класс.

Цель :совершенствование умения определять тему и сюжет произведения;совершенствование умения описывать словами своё настроение,вызванное картинами природы.

З адачи: -познакомить с творчеством К. Ф. Юона;

-формировать умение структурировать текст;

-формировать умение соотносить выразительные средства художественного текста и картины;

-развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений;

-развивать чувство прекрасного.

Ключевые слова : сюжет картины, тема картины, настроение, художественный приём, выразительно-изобразительные средства.

1.Предварительная работа (стихотворение о пейзаже).

Многие поэты, писатели, художники любили русскую зиму и называли её различными ласковыми именами. Вспомните и приведите примеры таких слов.(Зима-красавица, гостья, рукодельница, чародейка и др.)

-Назовите стихотворения о зиме, которые вы знаете.

-Выпишите из них образные выражения, которые характеризуют русскую зиму.

3.Особенности изображения пейзажа в музыке.

(С.А.Есенин, Ф.И.Тютчев, А.С.Пушкин.)

-Основное художественно-выразительное средство, используемое в отрывках, -олицетворение. Природа в стихотворениях русских поэтов редко предстаёт просто как пейзаж, как фон. Она является активным действующим лицом, неразрывно связана с миром человеческой души.

2) Знакомство с биографией К. Ф. Юона.

3.Работа по содержанию картины.

-Рассмотрите картину. Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное?

-Какие чувства у вас вызывает?

Чувства :восторг, восхищение, ликование, лёгкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность, радость.

Настроение и состояние : хорошее, весёлое, праздничное, приподнятое, бодрое, задорное, приятное, лучезарное, лучистое, ликующее, восторженное, счастливое, жизнерадостное, оптимистичное, великолепное, прелестное, чудное, оживлённое.

-Каков, по - вашему, замысел художника?

-О чём эта картина?

-Почему она так называется?

-Перечислите всё, что вы видите на картине.

-Что вы видите на переднем плане?

-Можно ли сказать о том, что больше всего нравится художнику на картине? (Ему очень нравятся дети, которые вышли на прогулку. У них радостное настроение, оттого что выдался отличный денёк. Каждый занят чем-то своим, но всё делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)

-Каким изображает художник снег? (Серебристый, синеватый, сверкающий. Белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветви деревьев).

-Это обилие снега придаёт величие зимней природе. Всё кругом становится необыкновенным и сказочным. Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима - волшебница.

-Что ещё создаёт образ волшебницы зимы? (Разубранные инеем деревья, большие сугробы, мягкие пуховые перины и ковры из пушистого снега. Мы как будто ощущаем мягкий снег, свежий морозный воздух.)

-Попробуйте, используя приём олицетворения, описать, какие превращения совершила зима. (Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем накрыла, где алмазы и жемчуга развесила. Принарядилась, украсила всё вокруг и осталась собой очень довольна.)

-Можете ли вы определить тему картины?

-У картины есть сюжет. Тему картины (как и текста) мы можем назвать, а сюжет-рассказать. Расскажите сюжет картины, ответив на вопросы:

1).Что изображено на картине?

2).Что мы видим на переднем плане? А на заднем?

3).Какие детали на картине помогают зрителю видеть и понимать героев картины?

4.Собирание материалов к сочинению.

Небо -нежное, голубое, светится, переливается нежно-розовым, голубым.

Снег -пышный, белоснежный, отсвечивает перламутровыми оттенками голубого, лазоревого, бирюзового, зеленоватого, как морская раковина, нетронутый, белый, как мел.

Воздух -тихий, прозрачный, свежий, морозный.

Ели -пышные, колючие, островерхие.

Настроение -праздничное, приподнятое, радостное.

-К какому типу речи можно отнести данный текст? (Описание).

-Какие художественные средства языка будете использовать в тексте для придания ему выразительности? (Сравнения, олицетворения).

-Какая часть речи поможет точно и ярко описать признаки предметов? (Прилагательное).

-Итак, каковы же особенности изображения природы в живописи? Как художнику при помощи своеобразных художественных средств удаётся донести до зрителей те чувства, переживания, эмоции, которые переполняют его в момент написания картины?

-У каждого из вас есть листок бумаги синего цвета. Нарисуйте на нём белой гуашью зимние деревья.

-Расскажите, как и при помощи чего вы передали своё настроение в рисунке, какие волшебные зимние превращения вам удалось показать.

-Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно при написании сочинения избегать неоправданных повторов.

Задание 1. Подберите синонимы к словам.

Художник-живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина чудесная-замечательная, прекрасная.

Художник создаёт-пишет, изображает.

-Можно ли при описании картины использовать следующие образы?

Снег, как цветной ковёр;

Снег, как белоснежный ковёр.

-Укажите, какое художественно-изобразительное средство использовано в данных словосочетаниях? Будете ли вы это средство использовать в сочинении, с какой целью?

Снег играет, солнце льёт свет, задумчивые ели, суровая зима.(Олицетворение используется для того, чтобы придать своему описанию образность, выразительность).

-Всё ли необходимое для написания сочинения у нас есть?

4.Чувства и настроения, навеянные картиной.

-Понравился ли вам урок?

-Какие задания понравились больше?

-Чему вас научил этот урок?

-Подведите итог нашей работе на уроке. (Пытались выявить особенности изображения пейзажа в поэзии, живописи, музыке; продолжили работу по формированию навыков художественного описания изображённого на картине; вспомнили, каковы функциональные возможности имени прилагательного ; провели лексико-стилистическую работу по подготовке к сочинению -описанию зимнего пейзажа.)

  • Правильно, эта работа поможет вам выполнить домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.ф. Юона "Русская зима. Лигачёво" относится к урокам развития речи. Урок разработан с использованием мультимедийной презентации.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая: парная.

Оборудование: учебник, компьютер, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска. репродукция картины Юона "Русская зима. Лигачёво" (вкладыш учебника), проектор, толковый словарь, орфографические словари, музыкальное оформление.

Предварительное домашнее задание к уроку: найти стихотворения русских поэтов о зиме.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

ФИО учителя: Жданова Юлия Викторовна

Базовый учебник: Русский язык. 5 кл.: /учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево.

1. Образовательная: формировать навыки написания сочинения по картине, продолжить развитие навыков письменной речи учащихся; познакомить с творчеством К.Ф. Юона.

2. Развивающая: развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, пополнять словарный запас учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать у учащихся умение видеть красоту родной природы, восхищаться ею, прививать любовь к искусству.

Тип урока: Урок развитие речи

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая: парная.

Оборудование: учебник, компьютер, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска. репродукция картины Юона "Русская зима. Лигачёво" (вкладыш учебника), проектор, толковый словарь, орфографические словари, музыкальное оформление.

Предварительное домашнее задание к уроку: найти стихотворения русских поэтов о зиме.

Оргмомент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята !-Очень рада видеть вас снова. –

Целеполагание и мотивация.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С.Есенин)

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек! (С. Михалков)

Ребята, вы прослушали строки из стихотворений русских поэтов. Скажите, о чём эти строки? (о зиме) (слайд 3) Можем ли мы нарисовать картину по этим строкам? Что вы на ней изобразите? (дети размышляют, представляют, развивают фантазию)

Ребята, может уже кто-то догадывается о теме нашего урока?

О чём же мы сегодня будем говорить? (о зиме, о русской природе на картине)

- Постарайтесь сформулировать цели нашего урока. (слайд 5)

Подготовиться к написанию сочинения – описания по этой картине.

Рассмотреть внимательно картину

Составить план сочинения

Собрать материал для написания сочинения

III.Актуализация знаний

Внимательно рассмотрите репродукцию произведения живописи.

-Что означает слово "репродукция"? Ребята, кто знает, где хранится подлинник этой картины?

(Репродукция – это копия картины. Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)

-Так же, как и художник, ярко и красочно может изобразить природу вокруг нас поэт.

-Верно, это стихотворение о зиме написал А.С.Пушкин, оно написано как будто по картине Юона. Поэт с восхищением описывал русскую зиму, любовался зимним пейзажем.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима. А.С Пушкин

-Расскажите о своём отношении к этому времени года? С какими событиями жизни, воспоминаниями оно у вас связано?. Какие чувства у вас вызывает снег, зима? ( Чувство восторга, легкости)

- Зима - такое необычное, завораживающее время года. Конечно же, зиму изображали не только художники, но и поэты, и композиторы. Они описывали ее красоту в музыке, картинах, стихах.

Вот как писал о зиме, о снеге Ф.И.Тютчев: (слайд 8)

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит…

-Какие строчки стихотворений русских поэтов о зиме вы приготовили к сегодняшнему уроку?

Вы можете использовать строчки из этих стихотворений в качестве эпиграфа к сочинению.

- Ребята, а что нужно, чтобы правильно написать сочинение, чтобы получился связный рассказ по картине? (составить план к сочинению)

- Разделите страничку черновика пополам, справа записывайте план, а слева собранный в ходе урока материал для сочинения.

-Описание картины лучше начинать с рассказа об авторе. Как вы считаете, каким будет первый пункт нашего плана?

- Я расскажу вам об авторе картины.

VI.Рассказ о художнике (слайд 9)

- Русский художник Константин Федорович Юон прожил долгую жизнь – 83 года. Это был человек многогранного дарования - пейзажист, театральный декоратор, педагог, искусствовед.

-Юон даже писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалось создание пейзажей. А что такое пейзаж? (Пейзаж- рисунок, картина природы)

-Назовите имена известных вам пейзажистов. (Шишкин, Куинджи)

-Юон, как и другие русские пейзажисты, восхищался красотой в природе и жизни, охотнее всего изображал солнце, снег, яркую светлую, ослепительную зиму и цветущее лето. С имением художника связаны такие понятия как “юоновский пейзаж”, “юоновская зима”– т.е. картины природы, которые сумел по-своему увидеть и запечатлеть художник.

-Юона часто называют “поэтом русского зимнего пейзажа. Как вы думаете, почему? (Потому что его картины схожи со стихотворными образами русской поэзии, с пейзажной лирикой)

Лучшие летние и зимние пейзажи были написаны в Лигачево. И эта картина не исключение.

V. Беседа по картине. Составление плана

Рассмотрим внимательно картину Юона на экране и в учебнике (стр. 272)

-Ребята, подумайте: какой тип речи будет основным в нашем сочинении по картине – повествование, описание или рассуждение? (описание)

- Какая часть речи должна преобладать в сочинении-описании? (прилагательное)

-А какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (стиль художественный)

-Как вы считаете, почему картина так названа? Какую местность изобразил художник? Почему не просто зима, а русская зима? С какой интонацией можно произнести это название, какие чувства хотел выразить художник? Можно ли определить, что на картинах Юона изображена русская зима. (Художник рисовал с натуры, изобразил местность в селе Лигачево. Он любил русскую природу, русскую зиму, восхищался ею. Зима русская, потому что такие большие сугробы бывают только в России.)

-Что изображено на картине, что привлекает ваше внимание? (На картине изображен снег, деревья, дети с собакой)

-Как вы думаете, какой месяц изображён? Почему? Какое время дня изобразил художник? (Январь или февраль месяц. Скорее всего, время к обеду, потому что ранним утром играть на улице очень холодно, а к обеду теплеет, и самое время – поиграть)

-Рассмотрим ближний план картины, то, что художник расположил на картине ближе к зрителям.

(На ближнем плане изображены сугробы снега)

-Мы составим сложный план, сначала опишем снег на картине. Запишите первый подпункт:

1) Белый и пушистый снег.

-Большое место в картине отведено изображению снега. Но снег у художника не просто белый, он переливается всеми цветами, поражает разнообразием различных оттенков. Что можно сказать о снеге, изображённом на картине? Каковы оттенки снега на картине Юона? Какие краски преобладают на картине? Почему? Воспользуйтесь примерами, данными на слайде, приведите свои примеры. (Светло-голубой, ярко-белый, светло-сиреневатый, темно-сиреневый, синеватый) (слайд 12)

-Отчего зависит цвет снега? Где снег яркий, светлый? А где темный? (Снег ярко сверкает, так как на него падают лучи солнца. Художник использует различные оттенки цвета. Снег на картине голубой, синий, фиолетовый, белый.)

- С помощью каких прилагательных и глаголов можно передать чарующую красоту снега? Подберите эпитеты и сравнения, которыми можно описать снег на картине? ( Блестящий, пушистый, мягкий …Блестит, переливается, сверкает . Снег белый и пушистый, как одеяло. Он скрипит под ногами, словно музыка)

-Замечательно! А что еще привлекает ваше внимание? (Привлекают внимание деревья)

Запишем второй подпункт плана: 2) Заснеженные деревья.

-А какие деревья изображены на картине художника, опишите их. На что похож пушистый иней, лежащий на ветках берёз? (Могучие деревья, словно великаны, прогнулись под тяжестью снега. Сказочная красота инея на их ветвях напоминает русское кружево, ажурную шаль. Снег, как пуховое одеяло, покрывает ель, а на березках лежит иней, легкий, как паутинка)

-Кто изображен в центре картины? Что они делают? Предположите, о чём они могут разговаривать? Как мы назовем следующий подпункт плана? Запишите его. 3. Забавы ребят. Дети в лесу…( В центре картины изображены дети с собакой, они идут по заснеженному склону. Наверно, они вышли на улицу, чтобы покататься и поиграть в снежки)

- Обратите внимание на то, что фигуры детей детально не прописаны, на белоснежном фоне видны лишь маленькие темные силуэты. Почему фигуры детей находится в центре картины, в окружении деревьев? (Художник хотел описать именно красоту природы, главной на картине является природа, а человек лишь ее часть.)

-Какие чувства хотел передать нам художник? Сумел ли он передать свое отношение к русской зиме?

( Он хотел передать свою любовь к русской зиме, пушистой и снежной)

-Верно, автор любуется зимним пейзажем, ему близок этот уголок природы, от картины веет тишиной, покоем. Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Как вы думаете, в какой части плана можно выразить ваше отношение к картине? (Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся зимним пейзажем. В заключении можно выразить личное отношение к картине, попытаться передать свое впечатление от увиденного.)

- Запишем заключительный пункт нашего плана:

III. Мое отношение к картине

-Составьте и запишите два восклицательных предложения, в которых выразите своё отношение к русской зиме. (Ах, что за прелесть – русская зима! Я очень люблю русскую зиму! Мне так нравиться кататься на санках зимой!)

Эти предложения можете использовать в своём сочинении.

- Ребята, мы с вами побеседовали о картине, составили план, но важно не только логично выстроить текст своего сочинения, но правильно, без орфографических ошибок его написать.

VI. Словарная, орфографическая работа, работа с терминами

-Посмотрите на записанные слова, соедините слова по смыслу, составьте словосочетания.(слайд 13)

Живопись, жанр, замысел, зарисовать, изобразить, искусство, картина, композиция, контраст, краски, натура, оттенок, палитра, пейзаж, писать, произведение, рисовать, фигура, фон, художник, цвет, репродукция.

-Вставьте пропущенные буквы. (на интерактивной доске) (слайд 14)

Снег расст…лается по равнине, р…стущие деревья, бл…стит в лучах солнца, удачное соч…тание, прим…риться с уходом лета, зам…реть от восторга

-Продумайте заключительную часть сочинения. Она должна отражать ваше настроение. Выберите из нескольких вариантов тот, который соответствует вашему настроению: (слайд 14)

переносит нас в сказочный зимний лес…

2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы, наслаждаться тишиной.

3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

VII. Итог урока. Рефлексия

Ребята, если этот урок был для вас полезным интересным, то на кружочке нарисуйте вот такой смайлик



Ребята, а если этот урок был для вас скучным и бесполезным, то на кружочке нарисуйте такой смайлик. Вложите эти значки в рабочую тетрадь, дома приклеите их в конце классной работы.

Мы настроились с вами на творчество, почувствовали себя героями этой картины, а теперь настало время приступить к самостоятельной работе – написанию сочинения. Помните, что не обязательно включать в сочинение абсолютно все, о чем мы говорили, выбирайте те слова и выражения, которые вам больше нравятся, а при переписывании с черновика на чистовик советую обращаться к орфографическим словарям.

Обучение русскому языку в 5 классе: методические рекомендации к учебнику 5 класса / Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008.

Н.О. Крамаренко. Русский язык в 5 классе: поурочные планы (по программе Разумовской М.М.). – Волгоград: Учитель, 2006.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по программе М.М. Разумовской “Русский язык. 5 класс” после изучения темы “Когда слово употребляется в переносном значении”.

Цели:

  1. Закрепить навыки написания сочинения-описания по картине;
  2. Научить описывать зимний пейзаж;
  3. Продолжить развитие навыков письменной речи учащихся;
  4. Воспитать у учащихся умение видеть красоту родной природы, вызвать чувства восхищения зимним пейзажем.

Из опыта подготовки учащихся к сочинению – описанию картины (подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона "Русская зима").

Данный урок разработан по программе М.М. Разумовской “Русский язык. 5 класс” после изучения темы “Когда слово употребляется в переносном значении”.

Закрепить навыки написания сочинения-описания по картине;

Научить описывать зимний пейзаж;

Продолжить развитие навыков письменной речи учащихся;

Воспитать у учащихся умение видеть красоту родной природы, вызвать чувства восхищения зимним пейзажем.

На стенде зимние пейзажи.

Фотография К.Ф. Юона (1875-1958). Пейзажист, график, театральный декоратор.

Картины К. Ф. Юона с зимним пейзажем: “Конец зимы. Полдень” (1928), “Утро индустриальной Москвы” (1949), “Русская зима. Лигачево” (1947).

I. Слово учителя

Русский художник К.Ф. Юон прожил долгую жизнь – 83 года. Это был человек многогранного дарования - пейзажист, график, театральный декоратор, педагог, искусствовед, публицист.

Учащимся задаётся вопрос, кто такой график, декоратор.

График – художник, занимающийся графикой.

Графика – искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок.

Декоратор – художник, пишущий декорации, оформляющий сцену.

Юон любил радость и красоту в природе и жизни, охотнее всего изображал солнце, снег, полную света весну, ослепительную зиму и яркое лето. Ведь с имением художника связаны такие понятия как “юоновский пейзаж”, “юоновская зима”, “юоновская весна” – т.е. картины природы, которые сумел по-своему увидеть и запечатлеть художник. Лучшие летние и зимние пейзажи были написаны Юоном в селе Лигачёво под Москвой.

“Милое Лигачево”,– так душевно отзывался об этом месте художник, здесь черпались силы и вдохновение для написания пейзажей.

Да, именно вдохновение, которое нужно настоящему поэту, недаром Юона называют “поэтом русского зимнего пейзажа”. ( Рассмотреть пейзажи К.Ф. Юона на доске).

На плёнке, с использованием кодоскопа, учитель записывает:

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая виды природы.

II. Рассматривание репродукции с картины К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачёво”. (Звучит музыка Вивальди “Зима”)

Задание: почему картина так названа?

Как вы думаете, какой месяц изображён? Почему?

Какую местность изобразил художник? Где находится лес?

Какова тема картины? (Русская зима)

Основная мысль? (Красота, великолепие русской зимы)

Какие краски преобладают на картине? Почему?

Какие оттенки преобладают?

Что изображено на картине?

Как вы считаете, где находится художник? (На невысоком пригорке) Почему вы так решили?

III. Работа над понятиями “передний план”, “задний план”

Рассмотрим передний план картины. Что называют передним планом? (То, что художник расположил на картине ближе к зрителям).

Что художник изобразил на переднем плане картины?

Слово учителя:

Русская зима богата снегом, который поражает разнообразием различных оттенков.

Задания: каковы оттенки снега на картине Юона?

На доску вывесить таблички:

Светло-голубой, ярко-белый, светло-сиреневатый, темно-сиреневый, синеватый и т.д.

Отчего зависит цвет снега? (От освещения, от падения тени). Где снег яркий, светлый? А где темный?

Подберите эпитеты, которыми можно описать снег на картине? (Блестящий, пушистый, искрящийся, мягкий и т.д.).

С помощью каких глаголов можно передать чарующую красоту снега?

(Блестит, переливается, сверкает и др.)

Что художник изобразил на заднем плане? (Задний план-то, что находится в отдалении и картины).

Что вам напоминает пушистый иней, согревающий ветки берёз?

Что художник нарисовал слева от берёзы? Чем гордая красавица-ель отличается от мощных елей, окружающих берёзку?

Тепло ли ей? (Снег, как пуховое одеяло, согревает растение).

Попробуйте определить температуру воздуха. Почему решили, что на улице морозно?

Кого художник изобразил в центре картины? (Мальчишек).

Что они делают? Предположите, о чём они могут разговаривать?

Кто изображён впереди ребят? Опишите собаку.

Какие звуки можно услышать в лесу?

Слово учителя: от картины веет тишиной, покоем, автору близок этот уголок природы, он любуется зимним пейзажем.

А какие чувства испытываете вы? Составьте и запишите два восклицательных предложения, в которых выразите свои чувства и отношение к русской зиме (звучит музыка Вивальди).

Слово учителя:

Да, вместе с художником мы любуемся, восхищаемся зимним пейзажем.

Недаром Юона называют поэтом русского зимнего пейзажа.

Мастером зимнего пейзажа можно назвать и русского поэта 19 века Ф. И. Тютчева.

Послушайте его стихотворение “Чародейкою зимою” и выберите те слова, с помощью которых можно описать картину Юона. (Ребята называют слова из стихотворения).

Эти слова можно использовать в сочинении.

Итак, с чего начать сочинение?

Выберите из нескольких вариантов начала сочинения, наиболее отвечающий вашему настроению (распечатать на листочках):

Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…

Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.

Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

Продумайте начало сочинения. Оно должно отражать ваше настроение, ваше впечатление от картины.

IV. Составление плана сочинения. Запись плана в тетради.

Красота русской зимы.

Мальчики и собака.

Моё отношение к русской зиме.

V. Словарная работа

Какими синонимами можно заменить фамилию художника?

На плёнке, с использованием кодоскопа, учитель записывает: художник, мастер, живописец.

Подберите наречия, противоположные по смыслу:

Далеко от… – (рядом с…)

Придумайте и запишите четыре словосочетания ”прил.+сущ.”, два-три словосочетания “глагол+сущ.”

VI. Орфографическая работа

Объяснить пропущенные орфограммы в словах (на бумажных табличках):

Д..ревья, пр…горки, …кутать, ин…й, корич(?)невый, с…реневый, ф…олетовый, бл…стящий и др.

Слово учителя: К.Ф.Юон писал: ”Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живёт рядом с ним и вокруг него”. И до конца жизни он жил с желанием дарить это счастье людям, дарить счастье своими великолепными, эмоциональными пейзажами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: учить описывать картину по плану, опорной схеме.

активизировать и обогащать словарный запас детей по теме урока;

развивать навыки связной речи;

воспитывать чувство прекрасного, учить наблюдать за изменениями в природе.

Предварительная работа: беседа с детьми о природе, погоде весной.

Данный материал рассчитан на 2 урока.

I . Организационный момент.

- Какой сейчас урок?

- Кто сегодня дежурный?

- Какая тема урока?

- Что вы будете делать?

II. Введение в тему.

Посмотрите на картину. Это картина художника К. Ф. Юона.

- Прочитайте о художнике.

- Как зовут художника?

- Когда Константин начал рисовать?

- Какое время года он любил?

- Какое время года ты любишь?

III. Речевая зарядка.

- Кто это? Назови одним словом.

- Что такое пейзаж? (это картина или рисунок, изображающие природу)

- Какой бывает снег?

- Покажи на картине: деревянный дом, стройные берёзки, зелёные ели, поленница дров, лежат голубые тени, видны проталины, на крыше тает снег, лыжники у забора, красивый петух.

- Как ещё можно назвать деревенский домик? (деревянная изба)

- Что делают куры? Какие они?

- Как можно ещё назвать лыжников?

IV. Основная часть.

Когда это бывает?

- Назовите признаки весны.

2. Описание картины по схеме:

3. Дополните описание картины:

На картине художник изобразил …. Мы видим уголок … … дома. Во дворе …. Всюду лежит … … снег. Он … …. Над домом …, … небо.

На переднем плане … и …. Они ищут зёрнышки.

На заднем плане можно увидеть … … .

Справа на картине стоят … … ели. От берёз тянутся … … тени. Лыжники … … по последнему снегу.

4. Работа в тетрадях.

- Спишите план в тетрадь.

3) Передний план картины.

4) Задний план картины.

V. Заключительная часть.

Завтра на уроке мы будем составлять рассказ по плану.

2. Подведение итогов.

3. Оценка деятельности детей.

VI. Домашнее задание. Повторить рассказ.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 727 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.05.2017 777
  • DOCX 14.3 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Калинченко Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: