Взаимосвязь и взаимозависимость государства и права сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность проблемы взаимосвязи права и государства заключается в том, что на современном этапе становления государственности в России, как и в любой другой стране, представляет собой отношение потребностей государства и фактически существующих возможностей права для их удовлетворения. Данная взаимозависимость широко рассматривается в трудах всех юристов прошлого и современности, но видимо, окончательный вариант решения проблематики труднодостижим и, если он вообще возникнет, будет весьма спорным. Можно сказать, что данная тема стоит во главе угла и имеет основополагающее значение в системе науки теории государства и права, раскрывая их значимость.

Файлы: 1 файл

ГиП проблемы взаимосвязи Тургенев Окончательный вариант.doc

Актуальность проблемы взаимосвязи права и государства заключается в том, что на современном этапе становления государственности в России, как и в любой другой стране, представляет собой отношение потребностей государства и фактически существующих возможностей права для их удовлетворения. Данная взаимозависимость широко рассматривается в трудах всех юристов прошлого и современности, но видимо, окончательный вариант решения проблематики труднодостижим и, если он вообще возникнет, будет весьма спорным. Можно сказать, что данная тема стоит во главе угла и имеет основополагающее значение в системе науки теории государства и права, раскрывая их значимость.

Объектом исследования является зависимость правового положения гражданского общества от развития государства, исторически значимых событий происходящих в нем, а так же, как утверждает Н.А. Власенко, от экономических интересов слоев общества, которые могут радикально повлиять на содержание гражданско-правовых норм, земельного, водного, налогового права и нормы других отраслей права.

Предметом исследования являются сложности влияния друг на друга права и государства, которые возникают при их непосредственном соприкосновении или при столкновении различных правопониманий разных социальных групп.

Целью настоящей работы является возможность рассмотрения возникновения, развития, изменения и устранения проблем взаимодействия государства и права для наиболее полного их изучения. В связи с тем, что государство возникает только на основе права, а оно, в свою очередь, формируется, издается и охраняется органами государственной власти, то возможно предположить, что друг без друга они существовать не могут. Получается как бы замкнутый круг, но скорее, это череда событий, которые возникают одно посредством развития или перехода в иное состояние другого. Например, при смене государственного режима некоторые представления о праве могут измениться кардинальным образом вплоть до исчезновения. Или наоборот изменение по сути правовых ценностей могут сильно изменить направленность политики всей страны в целом.

Таким образом, в соответствии с целью работы, стало возможным определить задачи, состоящие в следующем:

- рассмотреть сущность некоторых глобальных проблем;

- получить представление о взаимосвязи права и государства;

- изучить различные концепции понимания соотношения права и государства;

- предложить варианты решения проблем взаимосвязи государства и права.

При производстве данной работы для раскрытия связи права и государства при возникновении проблем их влияния друг на друга, применялись формально – юридический и сравнительно – правовой методы, а также анализ, синтез и системный подход. Отдельно можно отметить использование функционального подхода, так как он дает наиболее всестороннюю оценку выяснению форм воздействия одних социальных явлений на другие.

В ходе работы использовались научные труды таких мыслителей-правоведов как Аристотель, Дж. Локк, И. Кант, С. С. Алексеев, В. М. Корельский, А. В. Малько и других известных авторов.

Глава 1 Представление о причинах возникновения правовых проблем

Современное развитие цивилизации проходит под знаком появления и нарастания глобальных проблем, отличительная черта которых состоит в том, что они имеют общепланетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всей цивилизации.

Такие проблемы, как защита прав и свобод человека является актуальной, как для России, так и для мирового сообщества, особенно выражающихся в ходе военных конфликтов. Большинство нарушений настолько противоречат самой сути человеческого существования, что размера наказания за них вряд ли можно придумать. Примеров тому не счесть: рабство, торговля людьми и человеческими органами, пытки военнопленных. Но более всего в этой ситуации раздражает безнаказанность лиц совершающих данные преступления, происходящие в основном из-за корыстных побуждений.

Весьма распространенными явлениями нарушения государством интересов общества путем ущемления прав и свобод своих граждан с помощью издания актов, содержащих признаки внедрения превосходства одной группы над другой по какому-либо признаку. Такими признаками всегда являлись религия, национальность, пол и многое другое. Хотя при ближайшем рассмотрении, например, религия представляет собой лишь метод разделения истины существования всевышнего на правду и ложь, которые у каждого, как известно, свои. А значит, любые притязания государства к гражданам по этому поводу не имеют под собой оснований и являются антиправовыми, и именно это ведет к конфликту.

Еще одной общей проблемой являются военные конфликты, из-за трудности их прекращения. Разовое столкновение интересов, вмешательства одной стороны в дела другой порождает жертвы, что ведет, в большинстве случаев к попыткам мести, далее к ненависти и в завершении к войне, которая порождает всё новые жертвы. Недавнее последовательное вторжение американских военных сил во внутренние дела некоторых стран, наглядно показало, насколько может быть пассивно мировое сообщество, что даже кажется, одобряет такие действия. На фоне этого осуществить, как таковую, защиту реальных прав фактически не представляется возможным, так как, хотя бы даже, статус международных миротворцев определен слабо и враждующими силами почти всегда признается как интервенция.

Последние десять лет пестрят разнообразными видами кризисов. Например, демографический кризис и старение населения уже привели к изданию нормативных актов, в частности, в России о введении материнского капитала и увеличению пенсионного возраста, для их преодоления. Перепись населения России 2010 года явно указывает на катастрофическое положение дел: население страны каждый год сокращается тысячами. Сырьевой и энергетический кризис тоже сильно влияют на, хоть и второстепенные, но все-таки правовые аспекты жизни, в смысле достойного существования человека. Нарастающий правовой нигилизм, принцип невмешательства общества в реализацию свобод гражданами при недостаточном их правовом воспитании, долгий бюрократический путь сильно затрудняют действия государства по сглаживанию последствий кризисов.

Отсутствие всеобщей информационной системы 1 оказывает влияние на недостаточную осведомленность, малознание своих прав и свобод, что ведет к низкому уровню правосознания и как следствие к пассивности общества в целом. Таким образом, гражданская сознательность ослабевает в связи с тем, что человек не получает достаточное количество знаний о том как реализовывать свои права от политических партий, общественных объединений, государства. С точки зрения развития, на данный момент, средств массовой связи, получить знания не составит труда, но все дело в том, что они преподносятся не в порционной форме и не тезисами, а в форме трудночитаемых официальных документов.

В дальнейшем такое понимание права было взято на вооружение представителями различных направлений легизма.

Вместе с тем в программе социального развития человека заложены, видимо, и механизмы, которые должны обеспечить его выживание. Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств 3 .

Возникновение глобальных правовых проблем похоже на дерево, корни которого из глубины веков, развиваясь в мыслях и поступках властьимущих людей, и рождает плоды удовлетворения своей собственной потребности за счет подчиненного им общества. Примеров паразитизма верхушки власти над простыми гражданами разнообразное множество: кризисы, уклонение от исполнения своих обязательств, дача не полной информации или не достаточном контексте, халатность и так далее. Вышеперечисленные примеры обусловливают неисчезающие проблемы, которые решить должно каждое государство совместно с мировым сообществом и более того, сделать это в рамках истины понятия права.

Глава 2 Роль государства в обеспечении права

В философии права проблема соотношения его с государством является одной из ключевых. Право и государство невозможно рассматривать раздельно, – они находятся в двустороннем взаимозависимом взаимодействии. Такую сложную связь обуславливает принцип: чем сильнее правосознание общества, тем слабее государство влияет на него, и наоборот.

Приоритет между данными силовыми полями, между которыми оказывается человек, зависит от многих факторов. Проблема взаимодействия государства и права не только сложна, но и глубоко противоречива. По мнению С.С. Алексеева, власть – антипод права. Власть политическая, государственная, которая и делает право осуществимым, одновременно – явление не совсем совместимое, и иногда выступает по отношению к нему в виде враждебного фактора. Многие явления зависят от людей, стоящих у власти, ее внутренних закономерностях, их противоречивой логике. Это связано с тем, что власть без реализации стремлений к постоянному упрочению теряет социальную мощь и прогрессивность. Но при слишком большом государственном аппарате власть оказывает самодавление и она становится силой, отличающейся приданием своему статусу свойства императивности, неприкосновенности, и незаменимости. Обладание властью вызывает стремление любой ценой ее удержать, еще более усилить – это один из самых могущественных земных источников переломов в жизни и судьбе человека, страны или цивилизации.

Соответственно, общечеловеческие ценности и идеалы составляют содержание права. И в конкретном случае можно говорить о приоритете права перед государством. Государство связано идейным содержанием права но, далеко не все законы, принятые государством, имеют правовую основу. Именно приобретая приоритет перед государством, право возводит фундамент равенства и далее к построению правового государства.

В общем, сложились и существуют следующие концепции соотношения государства и права, которые присутствуют в приложении А:

1. Этатически-тоталитарная – исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики.

2. Либеральная – базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства.

3. Прагматическая – понимает государство и право как различные явления, взаимодействующие друг с другом; и вопрос о первичности одного из явлений по отношению к другому не корректен 4 .

Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняется их взаимосвязь и взаимозависимость. На протяжении всей истории развития цивилизации лучшие умы человечества в силу переживаемой эпохи пытались в виде учений или практической деятельности создать общество справедливости и равных возможностей. Всемирный опыт революций, социальных открытий, новых систем управления обществом аккумулировался буквально по крупицам. Его использование в разумных пределах с учетом системных условий в виде форм государства и национальных систем права является гарантом постоянного прогресса человечества в настоящем и будущем.

Государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального развития, общественной моралью, уровнем развития экономики и множеством других необходимых для обязательного учета обстоятельств. Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, в период строительства социализма, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный результат может быть известен сразу или спустя определенный исторический период времени.

Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества.

Для решения проблем взаимосвязи государства и права необходимо придать формированию гражданского общества цивилизованный характер, которые должны отвечать некоторой совокупности необходимых принципов взаимодействия общества и государства, выработанных мировой и отечественной демократической теорией и практикой. К их числу относятся:

1. Обеспечение прав человека в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международно-правовыми нормами.

2. Обеспечение добровольной гражданской кооперации посредством свободы ассоциаций.

3. Обеспечение полноценного общественного диалога, идейного плюрализма и терпимости к различным взглядам.

Соотношение и взаимосвязь государства и права необходимо анализировать, учитывая 3 момента:

  1. общие аспекты права и государства;
  2. разница между правом и государством;
  3. взаимодействие между ними.

Взаимосвязь права и государства обусловлена тем признаком, что они всегда существуют вместе, вместе происходит их возникновение, развитие и функционирование.

Государство и право объединяет то, что оба они представляют собой политические явления: проявляются в качестве результата политического расслоения общества и представляют собой основные инструменты управления политически дифференцированным обществом. В этом случае важно учитывать и согласовать противоречивые интересы всех социальных групп.

Оба понятия также тесным образом связаны с таким понятием, как власть.

Аспекты связи права и государства

Соотношение права и государства необходимо рассмотреть на основе общих черт, которые объединяют эти категории. В их число можно включить:

  • одновременное возникновение;
  • появление в силу одних и тех же социальных причин;
  • совместное функционирование;
  • политическая природа;
  • главные, основные инструменты управления обществом, его политическим состоянием;
  • тесная связь с властью.

При наличии общности права и государства, их необходимо рассматривать как разные явления.

Государство представляет собой особую организацию общества: систему, которая включает разного рода организации (властные органы и прочие государственные учреждения). Право является социальным регулятором: системой, которая состоит из особых норм, правил поведения.

Зависимость между государством и правом

Право и государство друг с другом взаимодействуют, помогая решать общие задачи, взаимно зависят. Здесь можно рассмотреть 2 линии зависимости. Первая из них заключается в том, что государство зависит от права. Оно нуждается в праве и не способно обойтись без него в решении своих задач. Кроме этого, право конституирует страну, делая законным ее существование в качестве властной организации всего общества. На основании юридических норм происходит определение статуса и компетенции государственных органов, форм их деятельности. Здесь же происходит закрепление форм государственного правления и устройства. Без наличия права государство не способно осуществлять управление общественными процессами, нормативно выражая свою волю и добиваясь согласия в обществе.

По этой причине полный отказ от права в своей деятельности не могут позволить себе даже деспотические, тоталитарные и полицейские страны.

Вторая линия зависимости заключается в зависимости права от государства, которое также во многом зависит от него. Рассмотрим 3 типа деятельности государства, от которых зависит право:

Рассматривая взаимодействие права и государства, важно отметить и обстоятельство, заключающееся в не всегда мирном протекании их взаимодействия. Относительная самостоятельность государства от общества дает возможность ему осуществлять противоправные действия, принимать противоправные решения, включая издание законов, которые противоречат праву (неправовые законы).

Соотношение и взаимосвязь государства и права
Фундаментальная проблема соотношения права и государства в юридической науке относится к числу наиболее дискуссионных и в то же время по существу не разработана. А между тем вопрос о том, в каких взаимоотношениях находятся государство и право, имеет ли, государство верховенствующее значение по отношению к праву или же, напротив, подчинено ему, имеет не только теоретическое, но важное практическое значение. Среде философов, юристов, историков и политологов взгляды на эту проблему существенно и полярно расходятся. Обобщенно можно выделить следующие направления в понимании данного вопроса (рис. 1).

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Гост

ГОСТ

Понятие права и государства

Государство — это форма организации общества, функционирования политической власти и ее взаимоотношений с индивидами-субъектами права. Субъекты права выступают носителями свобод и прав гражданина и человека.

Право — это нормы и полномочия, которые выражают и обеспечивают свободу граждан в их отношениях с государственной властью и друг с другом.

Понятие государства подразумевает под собой такую организацию общества и политической власти, которые призваны обеспечить равновесие коллективных и частных интересов. Понятие права представляет собой выражение консолидированной, объединенной воли и защиты интересов всех членов общества.

Государство и право в правоведении рассматриваются только во взаимосвязи. Свое историческое развитие они проходили неразрывно и совместно друг с другом. Существенным признаком этой взаимосвязи считают преобладающую роль государства над правом.

Для единства государства и права важно наличие ряда условий:

  • происхождение;
  • типология;
  • общность исторического развития и судьбы;
  • влияние уровня развития экономики;
  • политическая деятельность и содержание;
  • развитие культуры и некоторые другие условия.

Формы взаимодействия права и государства в разных государствах и обществах качественно отличаются и являются очень разнообразными.

В условиях советского периода в проведении господствующей идеологии утилитарная роль отдавалась праву. Жесткое государственное руководство, централизация власти обусловливали эту роль как в отношении права, так и в отношении экономической жизни общества. Господствующая идеология государства определяла развитие юридического позитивизма, который ей полностью соответствовал. Определение права, как совокупности установленных государством правовых норм, принадлежит юридическому позитивизму.

В последующем периоде развития современного общества частично изменилось как понимание права и государства, так и их роли. Формы их взаимодействия в ходе исторического развития значительно трансформировались.

Готовые работы на аналогичную тему

Связь права и государства в современных условиях

Связь права и государства в современных условиях развития общества является двусторонней, отличается взаимозависимостью, выражающейся в том, что государство не может существовать без права как регулятора отношений в обществе, но и право не способно функционировать без мощной машины государства.

Влияние государства на право обусловлено следующими аспектами:

  • правовые нормы создает государство, сообщая им общеобязательный характер посредством своих особенностей и полномочий власти;
  • обеспечение государством реализации права через организацию судебной, исполнительной власти, контрольной и надзорной деятельности;
  • оказание государством идеологической поддержки праву, обязательство следовать правовым предписаниям всех граждан государства.

Влияние права на государство проявляется: в раскрытии связей между отдельными звеньями государства, его внутренней организации; в роли, которую играет государство в общественных отношениях и во внешних проявлениях государства. Право создает гарантии против концентрации государственной власти в одном из ее ветвей или органов власти, регулирует их отношения, оформляет взаимодействие между элементами государственного механизма.

Именно право определяет правовые гарантии со стороны государства, границы воздействия государства на личность, его обязанности и права, вводит его деятельность в юридические рамки.

Основные модели соотношения права и государства:

  • тоталитарное соотношение, при котором государство, которое создает право, выражает в нем свою власть и волю.
  • либеральное соотношение, в рамках которого именно право, как продукт естественного развития человека и общества обуславливает принимаемое государством позитивное законодательство и предопределяет деятельность государства;
  • прагматическое соотношение, при котором государство формирует право и связано им в процессе своей деятельности; государство связано правом, зависит от комплекса субъективных и объективных обстоятельств, которые отображают своеобразие и особенности общественной системы.

В условиях авторитарного режима право в процессе реализации своей динамической функции сводится к предписаниям, которые прямо исходят от государства. В условиях демократического государства правовая система имеет развитый характер, что выражается в обеспечении простора для существования основы гражданского общества — его саморегулирующихся механизмов, ограждает его политический режим от господства силы и беспредела, стихийных разрушительных процессов. В демократическом обществе высокий удельный вес приобретают свободы и права человека, что неотъемлемо связано с развитием права.

Связь права и государства отражается в их функциональной взаимосвязи, ядром которой является теория функций о едином государственно-правовом воздействии в современном обществе, а функции государства и права рассматриваются обособленно.

Результатом функциональных исследований права и государства, как самостоятельных элементов, является:

  • современная система охранительной и регулятивной функций права и внутренних и внешних функций государства;
  • принадлежность второстепенной функции опосредования праву;
  • правовые формы, как обязанность государства действовать в рамках закона и на основе права, неправовые формы осуществления функций государства.

Правовыми формами осуществления функций государства являются: правоисполнительная, правотворческая и правоохранительная.

Интеграции государства и права в современном гражданском обществе состоит в том, что их действия осуществляются сообща: государство в рамках установленных пределов производит действия на основании права, а право представляет и выражает единую волю граждан и государства.

Читайте также: