Анализ рассказа родинка шолохова итоговое сочинение преступление и наказание

Обновлено: 04.07.2024

Казачья жизнь известна Михаилу Шолохову с раннего детства, ведь он родился в одном из хуторов Вешенской станицы, бывшей Донской области.
В 21 год Шолохов выпустил книгу “Донские рассказы”, в которую включил свое первое произведение “Родинка”. Этот рассказ поражает читателя своей трагичностью. Темой этого произведения является борьба казачьих эскадронов принявших советскую власть, против банд, не пожелавших этого сделать.
Рассказ состоит из шести частей. Практически каждая часть начинается с описания природы, что помогает

читателю увидеть красоту Донского края, на фоне которой разворачиваются страшные события по вине человека.
Главный герой рассказа – Николай Кошевой, командир эскадрона, несмотря на молодой возраст, уже многое повидал в своей жизни: “Мальчишка ведь, пацаненок, нуга зеленая, – говорят, шутя в эскадроне, – а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!” ( Михаил Шолохов использует в рассказе просторечия и диалектные слова, что делает произведение очень жизненным). Внешность главного героя мало соответствует

его возрасту: “Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая”. Тяжелая судьба выпала Николке: отец пропал в германскую войну, мать умерла, и остался он сиротой.

До пятнадцати лет жил Николка случайными заработками, а после уходит воевать за красных. За три года, что служил Николка, получил он звание эскадронного командира.
Завязкой рассказа является приезд человека, который привозит секретный пакет с просьбой председателя выступить Николаю Кошевому вместе со своим эскадроном на подмогу против новой банды. Николай понимает, что сейчас ему надо учиться: “А тут банда… Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все…

В город бы уехать… Учиться б…” – но отказать в помощи он не может.
Три дня отряд Николоки Кошевого преследовал банду, но атаман был очень хитер и умело скрывался вместе с полусотней казаков, “властью Советской недовольных”. “Семь лет не видал родных земель. Плен германский, потом в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанистые, и – банда”. Неспокойно душе атамана: “Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить никаким самогоном”.

Осела банда у старого мельника, деда Лукича, скормив перед этим последнее зерно лошадям. Но дед Лукич сумел незаметно сбежать от бандитов и доложить Николке о том, что банда скрывается на его мельнице. Кульминацией рассказа становится описание боя, когда Николка со своим эскадроном настигает банду. Внимание читателя захватывает схватка старого опытного атамана и юного командира.

Опыт побеждает… И вот уже бандит стягивает сапоги со своей жертвы. Страшен момент узнавания.

Мастерство начинающего писателя поражает: он заставляет догадаться о том, что происходит. И вот уже стонет старый казак, увидев родинку на ноге, над убитым сыном: “Сынок. Николушка. Родной.

Кровинушка моя… Да скажи же хоть слово? Как же это, а?”.

Скорый суд вершит над собой герой рассказа. И несмотря на то, что Михаил Шолохов повествует о событиях гражданской войны с позиции советского писателя, читатель скорбит об убитом юноше, которому не дано в жизни ни учиться, ни землю пахать, ни сыновей растить, и о несчастном отце.
В “Донских рассказах” Шолохов часто использует ситуации, где брат идет на брата, отец убивает сына, потому что именно на богатых казачьих землях трудно устанавливалась советская власть. И сегодня литературные произведения ( и в первую очередь, шолоховские ) делают для нас события гражданской войны зримыми, помогая понять трагедию народа.

История и человек. Как они связаны друг с другом? Что является первичным? Исторические ли события влияют на человека или наоборот человек творит историю? Наверное, правильно будет сказать, что это влияние взаимное. Одни люди становятся инициаторами исторических событий, другие вынуждены подчиняться движению истории, становясь активными участниками или свидетелями происходящего. Чем дальше человек находится от управления процессом, тем более чувствительным оказывается влияние истории на его жизнь.

Эти два примера рассказывают о влиянии войны на жизнь человека. Герой Толстого по-новому начинает смотреть на жизнь, а у героя Шолохова и вовсе вся жизнь начинается заново.

Подводя итог, можно сказать, что исторические события не проходят бесследно. Они оказывают большое влияние на судьбу человека независимо от его социального положения. Каким оно будет, зависит от самого человека, его действий, помыслов, душевной организации.

Вариант 2

Каждому человеку выпадает жребий жить в определенную эпоху. Иногда задумываешься над тем, как бы сложилась жизнь, если бы ты родился лет на пятьдесят, сто раньше. Кем бы ты был, каким бы ты был? Характер человека, его духовное развитие во многом зависит от исторических событий, свидетелем которых он становится.

Герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого Андрей Болконский живет в начале 19 века. Он молод, полон нажежд, мечтает о славе. Его восхищает судьба Наполеона. Он отправляется на войну, чтобы найти свой Тулон. Ему предоставляется такая возможность. Во время боя под Аустерлицем солдат охватывает паника, и они бегут с поля боя. Болконский подхватывает знамя убитого знаменосца и бросается вперед, увлекая за собой содат. Казалось бы, вот она минута славы. В этот момент князя настигает вражеская пуля, и он падает без чувств. Когда Болконский приходит в себя, то первое, что он видит, это высокое бесконечное небо. Он понимает всю ничтожность своих стремлений. Он видит, насколько мелок Наполеон по сравнению с этим небом. С войны князь андрей вернулся другим человеком. Ему еще многое предстоит понять, но эта военная кампания не прошла для него бесследно. Она стала первой ступенью на пути Болконского к небу. Он еще не понял, в чем смысл жизни, но встал на путь духовного совершенствования. Автор разделяет мысли и чувства героя. Он показывает, как умирает тот человек, который ушел на войну, и как рождается новый князь Андрей, стремящийся не к славе, но к Богу.

Герои этих двух произведений представляют элиту общества. Они не являются пассивными наблюдателями исторических событий. Участвуя в них, они понимают всю тщетность своих усилий. Человек может принимать или не принимать ход событий в душе, но изменить или остановить историю невозможно. Все течет, все изменяется, вечен только бог. К таким мыслям приходят герои двух произведений, написанных с разницей в сто лет.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что глобальные исторические события оказывают перерождающее действие на внутренний мир человека. Они запускают в душе некий механизм, который ведет к осмыслению себя, своего места в мире и пониманию вечных жизненных ценностей.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Анализ рассказа "Родинка" М. Шолохова

Анализ рассказа "Родинка" М. Шолохова.

История создания

Сюжет, герои

События рассказа происходят во время Гражданской войны, на берегах любимой Шолоховым великой реки Дона,

В произведении 2 главных героя. Это молодой командир красных Николка Кошевой и пожилой казачий атаман, предводитель банды.

Николке Кошевому всего 18 лет, с 15 лет он на войне. Его отец давно пропал, а мать умерла. От отца ему досталась родинка, символ родства. Николка был молод, храбр, горяч.

Атаман – немолодой, уставший от войны человек, с ожесточившейся душой. Он и члены его банды вечно пьяные, обозленные люди.

Отряд красных сражается с бандой, и в жестоком бою встречаются отец и сын. В поединке, являющемся кульминацией рассказа, отец убивает своего единственного сына. Он узнает его по родинке на ноге. Не выдержав такого горя, атаман убивает себя.

Тематика

В рассказе поднимается писателем тема Гражданской войны, начавшейся в России в 1918 году. Шолохов показывает всю трагическую сущность, жестокость войны внутри страны, заставившей пойти отца на сына, брата на брата. Также в рассказе поднимаются темы патриотизма, семьи, нерушимости и святости семейных уз.

Основная мысль

Основная мысль рассказа заключается в понимании того, что гражданская война является трагедией для всей страны. Эту ее сторону Шолохов показывает на примере одной семьи Кошевых. Автор считает, что в мире не должно быть войн и кровопролитных противостояний.

Изобразительно-выразительные средства

В произведении Шолохов употребляет самобытную выразительную речь, украшая ее яркими фольклорными образами. Особыми средствами выразительности в рассказе являются образы животных-символов. Например, атамана автор сравнивает с волком, с коршуном, в последних строках со стервятником. Николку тоже сравнивает с птицей.

В тексте автор употребляет метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (задание 25 – литературные аргументы) Заня.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (задание 25 – литературные аргументы) Заня.

Из этой презентации вы узнаете - содержание рассказа Михаила Шолохова «Родин.

Гражданская война 1917-1923 Это время вы знаете по знаменитым фильмам «Неулов.

Гражданская война в России длилась с 1917 по 1923 гг. Одной из основных её п.

Гражданская война в России длилась с 1917 по 1923 гг. Одной из основных её причин историки называют всепоглощающий кризис в нашей стране (и экономический, и политический, и социальный, и идеологический, и нравственный). Это война народа с народом, война между гражданами одной страны, придерживающимися разных политических взглядов. Это время, когда брат шёл на брата, отец на сына, сын на отца. Как и во всякой войне, здесь не было правых и виноватых. Были разруха, ощущение опасности и смятения, бесприютности, были разорение, разлом, трагедия человека и его жизни.

Взросление наступало рано. Так, знаменитый писатель Аркадий Гайдар (Голиков).

Взросление наступало рано. Так, знаменитый писатель Аркадий Гайдар (Голиков) в 1919 году в возрасте 15 лет уже командовал взводом, был ранен, контужен.

Жизнь теряла свои вековые патриархальные устои, веру в вечные ценности. У ва.

Жизнь теряла свои вековые патриархальные устои, веру в вечные ценности. У ваших сверстников того времени не было детства, не было юности, могло не быть будущего…

«Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Военком стыдит: мол, слОва пра.

О Николке ещё в начале рассказа мы узнаём, что ему 18 лет, он землероб, кома.

Родинка Кошевой «…унаследовал…родинку, такую же, как у отца, величиной с голу.

Третьи сутки отряд Кошевого гонит банду – «полсотни казаков донских и кубанс.

Бесчинствует атаманская банда, хозяйничая на мельнице: атаман приказывает от.

Бесчинствует атаманская банда, хозяйничая на мельнице: атаман приказывает отдать лошадям золотистое зерно ячменя и пшеницы, а мельника Лукича заставляет есть землю, чтобы быть уверенным, что тот не служит красным.

Униженный мельник ищет защиты у красных. И отряд Кошевого вновь мчится за ка.

«Дёрнул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколот.


x x x «А вечером, когда за перелеском замаячили конные, ветер донес голоса.

Не осталось никого: ни отца, ни сына… Что осталось? М. Шолохов пишет: «…сорв.

Как показана человеческая судьба в рассказе М. Шолохова? Сын, молодой человек.

Как показаны родина, семья в годы Гражданской войны? Война лишила детей возмо.

Проверьте себя. Ответьте на вопросы. С каким историческим периодом связан рас.

Читайте также: