Почему тютчева называют поэтом философом сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Федор Иванович Тютчев – один из поэтов-философов в русской литературе. В Его стихах выражены не только чувства и мысли лирического героя, но и философская система автора. Но надо оговориться: лирика Тютчева философская, но это ее тема, а не сущность. В ней есть философские мысли о противоречиях мира, о бытии, о единстве природы и человека, но нет философских выводов, постулатов. В философских поэтических произведениях Тютчева, в отличие от философских трактатов, главное – не развитие мысли и ее доказательства, а идея, которая эмоционально

Место человека в мире – это, прежде всего, его родина. Родную русскую природу поэт называет скудной, но благословенной богом, родину – краем долготерпенья. В творчестве Тютчева идейное содержание сочетается с богатством образности и музыкальности. Основная черта его лирических произведений – это чувство, носящее космический характер, но в то же время и объективный, реалистический.

Поэт ощущает себя частицей мира, обостренно чувствует власть времени и пространства и считает все чувства и настроения человека проявлениями

космического бытия, физические явления – это тоже проявление космоса. Даже личная жизнь человека – выражение космоса. Для Тютчева любовь в начале жизни и в зрелости – порыв радости, ликование, открытость стихии. Она дает человеку чувство полного слияния с миром. Любовь в преклонном возрасте – страстное томление по счастью в былые дни.

Природа для Тютчева – сгусток страстей, сил, чувств, а не материал, послушный воле художника. Природа, пробужденная весной, и душа, которая проснулась для любви – образы стихотворения “Еще земли печален вид”. Это восприятие подлинно вселенской масштабности природы, когда человек ощущает себя ее частью, перенесение в личную жизнь категорий космического порядка. Природа и Космос взаимосвязаны в его понимании, это выражается через стихию как проявление Хаоса: ветер, бурю, грозу.

Бесконечное время проявляется в смене сезонов, времени суток. Жизнь космоса – борьба светлого начала с хаосом, день и ночь – символы этих начал, связывающих человека и космос. Вселенское бытие двойственно, и оба начала прекрасны в стихотворении “День и ночь”. И в природе, и в самой человеческой душе идет борьба между светом и тьмой, одинаково привлекательными для нас. Тютчев воспринимает мир как катастрофу, трагедию: разрывается время, распадается пространство.

Через время и пространство Тютчев пытается постичь тайну смерти, разгадать загадку бытия. Бытие разорвано, цепь времен нарушена – таков лирический мир Тютчева. Но ему нужно собрать все воедино: “Самая настоятельная потребность моего существа – восстановить цепь времен”. Он словно пророк, пришедший из другого мира, чтобы возвысить Русь над ней самой, чтобы вознести ее в Космос.

Хаос в лирике Тютчева – это бездна, сквозь которую необходимо пройти для достижения полного слияния с космосом. Тоска, печать и ужас смерти охватывают при встрече с хаосом, но в преодолении их достигается блаженство. Тютчев считает, что зло и добро не являются противоположностями – это ступени к познанию истины. Противопоставление хаоса и идеального начала космоса поэт видит в образах тишины, успокоения.

Хаос, основа мироздания, олицетворяет преодоление земного и смертного. Божественный космос же объемлет хаос и гармонию, в борьбе между которыми и протекает “злая жизнь с ее мятежным жаром”.

Федор Иванович Тютчев – один из поэтов-философов в русской литературе.
В Его стихах выражены не только чувства и мысли лирического героя, но
и философская система автора. Но надо оговориться: лирика Тютчева
философская, но это ее тема, а не сущность. В ней есть философские мысли
о противоречиях мира, о бытии, о единстве природы и человека, но нет
философских выводов, постулатов. В философских поэтических произведениях
Тютчева, в отличие от философских трактатов, главное – не развитие мысли и ее
доказательства, а идея,

которая эмоционально выражается в художественных
образах, через которые поэт и открывает бытия. Место человека в мире – это,
прежде всего, его родина.
Родную русскую природу поэт называет скудной, но благословенной богом,
родину – краем долготерпенья.
В творчестве Тютчева идейное содержание сочетается с богатством образности
и музыкальности. Основная черта его лирических произведений – это чувство,
носящее космический характер, но в то же время и объективный, реалистический.
Поэт ощущает себя частицей мира, обостренно чувствует власть времени
и пространства и считает

все чувства и настроения человека проявлениями
космического бытия, физические явления – это тоже проявление космоса. Даже
личная жизнь человека – выражение космоса.
Для Тютчева любовь в начале жизни и в зрелости – порыв радости, ликование,
открытость стихии. Она дает человеку чувство полного слияния с миром. Любовь
в преклонном возрасте – страстное томление по счастью в былые дни.
Природа для Тютчева – сгусток страстей, сил, чувств, а не материал, послушный
воле художника.
Природа, пробужденная весной, и душа, которая проснулась для любви – образы
стихотворения “Еще земли печален вид”. Это восприятие подлинно вселенской
масштабности природы, когда человек ощущает себя ее частью, перенесение в
личную жизнь категорий космического порядка. Природа и Космос взаимосвязаны
в его понимании, это выражается через стихию как проявление Хаоса: ветер,
бурю, грозу. Бесконечное время проявляется в смене сезонов, времени суток.
Жизнь космоса – борьба светлого начала с хаосом, день и ночь – символы этих
начал, связывающих человека и космос. Вселенское бытие двойственно, и оба
начала прекрасны в стихотворении “День и ночь”.
И в природе, и в самой человеческой душе идет борьба между светом и тьмой,
одинаково привлекательными для нас. Тютчев воспринимает мир как катастрофу,
трагедию: разрывается время, распадается пространство. Через время и
пространство Тютчев пытается постичь тайну смерти, разгадать загадку бытия.
Бытие разорвано, цепь времен нарушена – таков лирический мир Тютчева. Но
ему нужно собрать все воедино: “Самая настоятельная потребность моего
существа – восстановить цепь времен”. Он словно пророк, пришедший из другого
мира, чтобы возвысить Русь над ней самой, чтобы вознести ее в Космос. Хаос в
лирике Тютчева – это бездна, сквозь которую необходимо пройти для достижения
полного слияния с космосом. Тоска, печать и ужас смерти охватывают при
встрече с хаосом, но в преодолении их достигается блаженство.
Тютчев считает, что зло и добро не являются противоположностями – это ступени
к познанию истины. Противопоставление хаоса и идеального начала космоса поэт
видит в образах тишины, успокоения. Хаос, основа мироздания, олицетворяет
преодоление земного и смертного. Божественный космос же объемлет хаос и
гармонию, в борьбе между которыми и протекает “злая жизнь с ее мятежным
жаром”.

Появление такого явления, как философская лирика Тютчева, было вполне закономерным. Федор Иванович, однако, стал одним из первых в поэзии, кто по-новому начал осмысливать в своем творчестве проблемы бытия.

В русской культуре в 1820-е годы наблюдался повышенный интерес к философии. В это время он стал распространяться на широкие круги общества, выходя за рамки тесных кружков. Хотя во многом данный интерес объяснялся обстоятельствами истории России, наша страна при этом оказалась вполне в русле культурных процессов Европы, протекавших в то время.

Рождение философской поэзии в русской литературе

Почему Тютчева считают поэтом-философом?

философская лирика тютчева

Ответить на этот вопрос не так сложно. В русской культуре за Тютчевым закрепилась репутация поэта-философа, поскольку ему, возможно, лучше, чем кому-то еще, удалось в своем творчестве выразить лирическое переживание определенных философских идей. В конце 1820-1830 годов написал многие известные стихотворения, посвященные этим переживаниям, Тютчев. Философская лирика (стихи, список которых представлен ниже) была написана в основном именно в это время. Это такие произведения, как:

  • "Видение".
  • "Летний вечер".
  • "Бессонница".
  • "Цицерон".
  • "Mal'aria".
  • "Silentium!" и другие.

А позже, начиная с 1840-х годов, он написал большинство самых удачных своих стихотворений о любви. Однако вряд ли возможна строгая тематическая классификация его лирики, поскольку все традиционные, "вечные" темы, прежде всего природы и любви, приобретают у этого поэта философский смысл.

Отношение Федора Ивановича к философии Шеллинга

философские темы лирики тютчева

Документально засвидетельствовано и хорошо известно то, что Тютчев относился сочувственно к философии Шеллинга. Он общался с ним лично в Германии (фото этого немецкого философа представлено выше). Суть ее заключалась в том, что материальный мир природы и внутренний мир человека друг другу подобны, все мы тесно связаны с мирозданием. Шеллинг рассматривал природу как живой организм, творческое бессознательно-духовное начало, систему "потенций" (восходящих ступеней), характеризующуюся полярностью, а также динамическим единством противоположностей. По своей сути это учение было поэтичным и утешительным, утверждая то, что наш мир познаваем. В этом познании, к тому же, приоритет был отдан искусству, которое выступало как форма постижения мира с помощью интуиции.

Образы Дня и Ночи

план философская лирика тютчева

Философская лирика Тютчева содержит сквозные образы и мотивы, которые носят символический характер и возвращают читателя непрестанно к осмыслению проблем бытия. Очень важны, например, образы Дня и Ночи. Как и любые настоящие символы, их можно истолковать лишь приблизительно. Философская лирика Тютчева - это стихи, в которых противостояние светлого и темного нельзя понимать как борьбу добра со злом. Речь в ней идет, скорее, о постижимом, логическом, рациональном, подконтрольном человеческому рассудку и воле (начало дневное в человеке и в жизни) - и непостижимом, таинственном, которое связывает людей с космическим началом и находится полностью вне нашей воли.

"Древний Хаос"

Страшен и в то же время притягателен для лирического героя Тютчева ночной мир, так как человек боится раствориться в нем полностью, исчезнуть. Об этом, в частности, говорится в стихотворении "О чем ты воешь, ветр ночной. ". В нем "древний Хаос" находится не только вне человека, но и в нем самом. В мире Федора Ивановича мы "убийственно любим": Хаос в сфере чувства становится "буйной слепотой страстей", и человек не властен над ними.

Уподобление человеческой души Вселенной

тютчев философская лирика стихи список

Философские темы лирики Тютчева не ограничиваются вышеописанными. Так, например, в произведении " Silentium!" поэт уподобляет душу человека Вселенной, миру. Внутри каждого из нас свои звезды и свое небо. Федор Иванович при описании душевной Вселенной пользуется образами и красками, характерными для его философских произведений о природе, "внешнем" мире. Это такие философские мотивы в лирике Тютчева, как противостояние ночи и дня, света и мрака, звездный небосвод и самые любимые мгновения перехода - вечер, утро, восход. Однако в стихотворении " Silentium!" данные образы не так зримо присутствуют в тексте. Они лишь просвечивают где-то в его глубине. Длинная цепь ассоциаций, которые вырастают из контекста всей лирики Тютчева (как современной этому стихотворению, так и более поздней) тянется за единственным словом, скупо отобранным. Уже были написаны такие произведения, как "Бессонница", "Видение", "Летний вечер", "Еще шумел веселый день. " и др. И еще отзовутся, откликнутся эти образы в стихотворении "Последняя любовь", в котором так же, как и в " Silentium!", человеческая душа будет уподоблена Вселенной, миру.

Природа и человек, безусловно, всегда сопоставляются в поэзии, включая в том числе и фольклор (прием, известный как "психологический параллелизм"). При этом обычно природа очеловечивается. Однако философская лирика Тютчева - исключение, в ней часто бывает наоборот.

философские мотивы в лирике тютчева

Философия и лирика как способы постижения бытия

Философские понятия в лирике теряют свою терминологическую определенность. В самом общем виде мы описали значение у Федора Ивановича символов Ночи и Дня, однако оно может существенно уточняться, если рассматривать отдельные стихи Тютчева. Философская лирика его столь неоднозначна, что определение этих символов может даже изменяться. Это зависит от контекста. Если в собственном смысле слова философия - это именно система, которая стремится к терминологической определенности важнейших понятий и непротиворечивости рассуждения, то стихи Тютчева - философская лирика, в которой встречаются произведения, имеющие взаимоисключающий смысл.

Взаимоисключающий смысл стихотворений Тютчева

стихи тютчева философская лирика

К примеру, в стихотворении "Не то, что мните вы, природа" говорится о том, что у природы есть душа, любовь, свобода, свой язык. А в произведении "Природа - сфинкс" Тютчев задумывается о том, что, возможно, никакой загадки у нее нет, и тем вернее она губит своим искусством человека.

Философия - это предельное обобщение жизненного и умственного опыта, а лирика запечатлевает лишь мгновенное эмоциональное переживание, включая и переживание философской идеи. По всей видимости, Тютчева всегда занимали проблемы бытия, однако разрешение их у него могло быть разным в различные моменты жизни поэта. Именно из-за того, что лирика - переживание индивидуальное, для него оказалось возможным переработать по-своему систему Шеллинга (которая, в целом, была оптимистической), придать ей трагические тона.

Итак, мы раскрыли в основных чертах интересующую нас тему (конечно, это только общий план). Философская лирика Тютчева достойна того, чтобы познакомиться с ней поближе и открыть для себя новые интересные детали и художественные образы.

Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти, о человеке и его месте в мире, а также и о человеческой судьбе.

Таким образом, мы приходим к выводу, что Фёдор Иванович Тютчев видел жизнь с разных сторон, о чём свидетельствуют его стихотворения, раскрывающие нам множество философских тем – от внутреннего мира человека до его судьбы и судьбы близких ему людей.

Вариант 2

У Тютчева много философских стихов. Хотя названия чаще заставляют подумать о природе, красоте. Важнейшие понятия для поэта – Природа, Любовь, Вечность. Федор Иванович воспевает мирозданье, которое объединяет крайности.

Сочинение Философская лирика Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в Орловской губернии. Написанием стихов будущий поэт начал увлекаться ещё в юности. Способствовало тому прекрасное образование, полученное под присмотром домашнего учителя. Большое влияние на Тютчева оказало творчество А.С. Пушкина, современником которого он являлся.

Посвятив жизнь дипломатической службе, Фёдор Иванович на протяжении всей своей жизни пишет стихи. Первая известность пришла к поэту в 1836-м году. В то время Пушкин А.С. собирался опубликовать сборник своих стихов. В этот сборник вошли 16 стихотворений молодого, неизвестного никому стихотворца.

Раннее творчество Тютчева дышит архаичностью и созвучно поэзии ХVIII века. На стихи этого периода повлияла влюблённость автора. Поэт создавал стихи, посвящённые своим музам – любимым женщинам. Позднее Фёдор Иванович наряду с традиционно русской лирикой будет использовать в своих стихах европейский романтизм. Среди всех произведений обособленно можно выделить те, которые по праву можно назвать философской лирикой.

Как всякий образованный и думающий человек, поэт задумывался над проблемами мироздания и бытия. Этому способствовала дипломатическая работа Тютчева. Большое влияние на творчество оказал и переломный момент в общественной жизни России. Поэта-мыслителя волнует проблема обустройства жизни. Он размышляет о том, что такое жизнь. Каково место человека в обществе, для чего он рождён и предназначен и в чём смысл его жизни.

Главными образами в творчестве сочинителя стали любовь к Родине, природе и женщинам. Любовь для Фёдора Ивановича и услада, и погибель одновременно. Он упивается своей любовью и страдает от неё. Изображая природные явления в своих стихотворениях, Тютчев отождествляет их с душевными порывами, происходящими в душе человека. Природа, то как будто оживает и становится одушевлённой, то безмолвствует. И на фоне этой величественной красоты и безмолвия человек ничтожен и одиночество его трагично. Вся философская лирика поэта построена на чувстве переживания и тревоги. Грусть и сознание беспомощности сквозит в стихах.

Трагедия потери близких и горячо любимых людей так же повлияла на творчество поэта. Время быстротечно. И оно тоже становится темой творчества Тютчева. Он раздумывает над сменой времён года, лет и эпох. Тема одиночества и обречённости всегда присутствует в поздних творениях автора. Каков он, жизненный путь человека и куда он ведёт. Что ожидает человека по окончании жизни, в тот момент, когда закончится его время.

Лирик и философ одновременно, Тютчев в поэтической форме пытается донести своё видение явлений быстротечных, преходящих и явлений вечных, как сама Вселенная.

Также читают:

Картинка к сочинению Философская лирика Тютчева

Популярные сегодня темы

У каждого учащегося свои понятия об идеале школы. Честно говоря, модель идеальной школы у моих сверстников является довольно-таки странной. В мечтах всех моих друзей школа представляет собой заведение

Федор Павлович Решетников особую часть своего творчества посвящал детской поре. Ведь это пора, характеризуется безмятежностью, жизнерадостностью и любознательностью

Художник располагает к себе через красоту простых, обыденных пейзажей. Работы, пропитанные теплом и любовью к родным краям, из-под кисти выходят с виду простыми уголками России

Федора Ивановича Тютчева литературоведы по праву величают поэтом-философом и поэтом-мыслителем. Стихи этого одного из величайших русских лириков наполнены особым смыслом. Космос и хаос, день и ночь, единение человека с природой, поиски земного идеала, основы мироощущения – вот основные темы тютчевской поэзии.

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться.
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

В поздних тютчевских стихотворениях все чаще наблюдаются размышления о скоротечности человеческой жизни. Бренность человеческого бытия не угнетает и не раздражает, но об ускользающем времени поэт размышляет с грустью:

Играй, покуда над тобою
Еще безоблачна лазурь –
Играй с людьми, играй с судьбою,
Ты – Жизнь, уж призванная к бою,
Ты – Сердце, жаждущее бурь…
Как часто, грустными мечтами
Томимый, на тебя гляжу,
И взор туманится слезами –
Зачем? Что общего меж нами?
Ты жить идешь – я ухожу…
Я слышал утренние грезы
И первый милый лепет Дня –
Но поздние, живые грозы –
Но взрыв страстей, но страсти слезы, –
Нет, это все не для меня…
Но, может быть – в разгаре лета –
Ты вспомнишь о своей Весне –
И вспомнишь и про время это,
Как про забытый – до рассвета –
Мелькнувший призрак в первом сне…

Читайте также: