Власть в произведениях писателей сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Где-то я вычитал и запомнил мысль, что когда в искусстве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, – искусство и литература начинают вырождаться. Не потому ли сегодня с неохотой читаем мы “Что делать?” Чернышевского, произведения Маяковского, и уж совсем никто из молодых не знает “идейные” романы 20-30-х годов, скажем, “Цемент”, “Соть” и прочие.

Мне кажется, что преувеличение роли

литературы как трибуны и арены политической борьбы повредило и Салтыкову-Щедрину. Ведь писатель был убежден, что “литература и пропаганда – одно и то же”. Салтыков-Щедрин – продолжатель русской сатиры Д. И. Фонвизина, Н. А. Радищева, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других. Но он усилил это художественное средство, придав ему характер политического оружия.

От этого его книги были острыми и злободневными. Однако сегодня они, пожалуй, менее популярны, чем произведения Гоголя. Не потому ли, что в них меньше художественности?

И все же трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина.

Это во многом совершенно своеобразный писатель. “Диагност наших общественных зол и недугов” – так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Сосланный молодым в Вятку за свои ранние произведения, обязанный служить, Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества.

Будучи вице-губернатором, убедился, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением.

Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в “Господах Головлевых”, начальников и чиновников – в “Истории одного города” и многих других произведениях. Но мне кажется, что вершин выразительности он достиг в своих небольших “сказках для детей изрядного возраста”. Эти сказки, как правильно отмечали цензоры, – самая настоящая сатира.

В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель изображает их часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. С едкой иронией Салтыков пишет: “Служили генералы в какой-то регистратуре… следовательно, ничего не понимали.

Даже слов никаких не знали, кроме: “примите уверение в совершенном моем почтении и преданности”. А когда оказались на необитаемом острове, то думают, не написать ли доклад, ибо всю свою жизнь жили по инструкциям”.

Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Они едва не умерли с голоду на острове, где в изобилии плоды и дичь. Но зато эти господа знают главное средство безбедно жить: найти мужика!

Не беда, что остров необитаемый: раз есть господа, должен быть и мужик! Он везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!” – рассуждают они. Сильнее нельзя поддеть, противопоставить: всю жизнь занимавшиеся бессмыслицей и бездельем, генералы всегда считают мужика-работягу лодырем.

Ах как много таких “генералов” в нашей жизни, которые тоже считают, что они должны иметь все, а “бездельники” обязаны работать. Если бы и этих на необитаемый остров.

Мужик показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужчину вить для самого себя веревку, чтоб не убежал.

И тот покорно исполняет приказ. В литературе это называется преувеличением, но как это верно! Разве не на тех же крестьянах держалась власть господ, когда одни крестьяне следили за другими и усмиряли их?

Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Да и вообще он, столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев (иронический намек на то, что над русским народом сидели то потомки татар, то немцев), белая кость, не может терпеть мужичья. Крестьянам тоже не нравится их житье: “Куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: моя вода!

Курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля!”.

Наконец мужицкий мир вдруг исчез. И остался помещик один-одинешенек. И, конечно, одичал. “Весь он… оброс волосами… а когти у него сделались как железные”.

Намек совершенно ясен: трудом крестьян живут баре, и потому у них всего довольно: и хлеба, и скота, и земли, а у крестьян всего мало.

Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он намекает, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные. Богатырь из одноименной сказки, которому народ поклонялся целую тысячу лет, в конце концов оказался гнилым, у него “гадюки туловище до самой шеи отъели”.

Да, этот образ наводит на грустные мысли и о нашей жизни. В сказке “Медведь на воеводстве” изображен Медведь, который своими бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, “содрали шкуру”. Есть сказки, где крестьяне

Не все в творчестве Щедрина интересно нам сегодня. Но по-прежнему дорог нам писатель своей любовью к народу, честностью, желанием сделать жизнь лучше, верностью идеалам. И многие его образы как бы ожили, стали близкими, понятными мне и моим ровесникам.

Ведь разве не звучат и ныне горькой правдой слова из сказки “Дурак” о ее герое, что “совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет, оттого он и к жизни приспособиться не может”?

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение в каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры рас­кры­ва­ют­ся вза­и­мо­от­но­ше­ния на­ро­да и вла­сти и в чём эти про­из.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Во многих произведениях отечественной классики присутствует тема взаимоотношений народа и власти. В одноименном рассказе "Матренин двор" автор демонстрирует холодное равнодушие власти, заставляющей старую Матрену отрываться от каждодневных дел и ходить за десятки километров "то за точкой, то за запятой ".Старая женщина вынуждена словно милостыню выпрашивать заслуженную и положенную ей по достижении пожилого возраста трудовую пенсию,обивая пороги присутственных бюрократических заведений. Александр Исаевич Солженицын демонстрирует тягуче-длинный процесс оформления и начисления должного пособия,обличая тем самым неповоротливость,закостенелость,взяточничество во имя ускорения дела.В повести Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина,представитель власти -князь также заставляет головотяпов соглашаться с его волей,приказывая все лучшее приносить к ногам его милости.В обоих произведениях власти нещадно "эксплуатируют" слабых и покорных людей,не смеющих возразить,выразить протест и готовых безропотно подчиняться.

Также, в произведении Александра Сергеевича Пушкина "Медный всадник "речь идет о "маленьком" человеке -Евгении, в порыве безумия бросившему вызов властному всаднику-Петру первому. В отличии от головотяпов,добровольно"пожелавших себе кабалы" и покорно соглашающихся с каждым указанием князя, Евгений обвиняет царя в смерти возлюбленной Параши, восклицая:"Ужо тебе ",не желая покоряться воинственной водной стихии,уничтожившей тихое идиллическое счастье главного героя-представителя "маленьких" людей.Персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина Евгений не побоялся отчаянно выразить открытый протест против нарушения мирного течения его медленной и счастливой жизни,обвиняя властителя и государя Петра первого в строительстве города на берегу неспокойной,буйной реки,готовой выйти из берегов и унести сотни тихих,ни в чем неповинных жизней.

Таким образом, отечественные писатели:и Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин,и Александр Исаевич Солженицын,и Александр Сергеевич Пушкин нередко обращались к волнующий их теме- отношений власти и подчинения,но раскрывали ее каждый по-разному.

Свои произведения, начиная с 1860-х годов, М.Е. Салтыков-Щедрин создавал в жанре сказки. Благодаря этому писатель смог обратиться к таким важным литературным приемам как гротеск и гипербола, с помощью которых автор с успехом продемонстрировал в своей фирменной сатирической форме (используя, в том числе, эзопов язык и прибегая к особенностям фольклорного повествования) проблемы современной действительности.

Вскоре регистратуру закрывают, а генералы оказываются на необитаемом острове. Выясняется, что прежнее их занятие теперь никакой пользы принести не может, да и вряд ли когда-то приносило. Таким образом, автор подчеркивает, что власть должна решать настоящие проблемы, заниматься реальными делами, которые полезны для общества. Только вот на практике выходит иначе – первым делом составляются доклады, а дела и вовсе не делаются.

Новая обстановка превращает генералов в диких и беспомощных животных. Она раскрывается истинную сущность этих людей, которые и в обычной своей жизни были настоящими хищниками, пряча под маской внешнего приличия свою звериную натуру. Они были даже хуже зверей. Они ничего не знают и не умеют, и все дела, за которые им приходится браться в новых условиях, буквально валятся из рук.

Эта награда служит антитезой богатству, которое получили генералы в казначействе. Данная ситуация показывает абсолютную несправедливость, когда социальное положение не соответствует человеческим качествам того, кто его занимает.

2 вариант

Большинству читателей писатель Салтыков-Щедрин известен как литературный деятель, который творил в жанре сказок. Именно как творец таких произведений он стал известен и популярен. Однако не только написанием сказок известен этот писатель, в его творчестве заметную роль оставили такие произведения, в которых затрагиваются темы народа и власти. Этим темам писатель посвятил много произведений, в которых пытался отобразить проблему общества на тот момент.

Вот в таком своём своеобразном стиле писатель Салтыков-Щедрин пытался отобразить в своих произведениях те проблемы, которые созрели в обществе на тот момент.

Также читают:

Картинка к сочинению Народ и власть в произведениях Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Беликов – преподаватель греческого языка в гимназии. Читатель узнает его историю из уст его приятеля, Буркина, который рассказывает эту историю другому своему приятелю, Ивану Ивановичу Чимше-Гималайскому.

Оказывается, в романе у Печорина есть двойники. Кто они? И зачем Лермонтов вводит их в роман? Чтобы глубже проникнуть во внутренний мир Печорина, понять его поступки. Чтобы читателю стал понятен образ Печорина.

Берг – офицер, служащий в штабе, выведен в романе, как олицетворение практичности и расчетливости, доведенной до предела.

Во многих произведениях отечественной классики присутствует тема взаимоотношений народа и власти. В одноименном рассказе "Матренин двор" автор демонстрирует холодное равнодушие власти, заставляющей старую Матрену отрываться от каждодневных дел и ходить за десятки километров "то за точкой, то за запятой ".Старая женщина вынуждена словно милостыню выпрашивать заслуженную и положенную ей по достижении пожилого возраста трудовую пенсию,обивая пороги присутственных бюрократических заведений. Александр Исаевич Солженицын демонстрирует тягуче-длинный процесс оформления и начисления должного пособия,обличая тем самым неповоротливость,закостенелость,взяточничество во имя ускорения дела.В повести Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина,представитель власти -князь также заставляет головотяпов соглашаться с его волей,приказывая все лучшее приносить к ногам его милости.В обоих произведениях власти нещадно "эксплуатируют" слабых и покорных людей,не смеющих возразить,выразить протест и готовых безропотно подчиняться.

Также, в произведении Александра Сергеевича Пушкина "Медный всадник "речь идет о "маленьком" человеке -Евгении, в порыве безумия бросившему вызов властному всаднику-Петру первому. В отличии от головотяпов,добровольно"пожелавших себе кабалы" и покорно соглашающихся с каждым указанием князя, Евгений обвиняет царя в смерти возлюбленной Параши, восклицая:"Ужо тебе ",не желая покоряться воинственной водной стихии,уничтожившей тихое идиллическое счастье главного героя-представителя "маленьких" людей.Персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина Евгений не побоялся отчаянно выразить открытый протест против нарушения мирного течения его медленной и счастливой жизни,обвиняя властителя и государя Петра первого в строительстве города на берегу неспокойной,буйной реки,готовой выйти из берегов и унести сотни тихих,ни в чем неповинных жизней.

Таким образом, отечественные писатели:и Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин,и Александр Исаевич Солженицын,и Александр Сергеевич Пушкин нередко обращались к волнующий их теме- отношений власти и подчинения,но раскрывали ее каждый по-разному.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: