Функции современного государства сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Содержание

Вступление - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -3
Понятие государства - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -4
Признаки государства - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -5
Составляющие элементы государства - - - - - - - - - - - - -7
Формы государственного устройства - - - - - - - - - - - - - 8
Функции государства - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -10
Правовые формы выполнения функций - - - - - - - - - - -15
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -16
Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - - 17

Работа содержит 1 файл

gosydarstvo.doc

Выполнил: Ольховский В.В.

Студент группы 124

Вступление - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -3

Понятие государства - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -4

Признаки государства - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -5

Составляющие элементы государства - - - - - - - - - - - - -7

Формы государственного устройства - - - - - - - - - - - - - 8

Функции государства - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -10

Правовые формы выполнения функций - - - - - - - - - - -15

Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - - 17

Вступление

Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Почему государство является основным институтом политической системы общества? Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Понятие государства

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.

Признаки государства

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий — государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отмечают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

Составляющие элементы государства.

Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счёте без территории государства не существует.

Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства.

Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти.

Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения.

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

Формы государственного устройства

Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.

Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно- территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно- территориальные единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия и т.д.

Государство, по мнению многих современных исследователей и ученых, представляет собой сложнейшее и многогранное явление, особый социальный институт, занимающий, кроме всего прочего, центральное место в политической системе общества.

В зависимости от формы правления и политического режима конкретного государства, такие отношения между государством и его населением могут иметь различный характер, начиная с абсолютного диктаторства и тоталитаризма и заканчивая режимом демократии, не только закрепленным в Конституции, но и воплощаемым на практике. Однако, в любом случае, такая организация отношений в обществе, как государство, предполагает разделение людей на правящих и находящихся у них в подчинении.

Тем не менее, государство нельзя воспринимать только как социальную общность, роли в которой разделены на управленцев и подчиняющихся. Государство – сложный механизм, чье существование непременно связанно с выполнением ряда функций и задач.

Одной из таких задач является защита своей территории и, соответственно, проживающего на ней населения, и, практически во всех случаях, за исключением, пожалуй, тех, когда определенные земли захватываются насильственным образом, можно сказать, что общество выбирает правителей или же позволяет им управлять взамен на обеспечение их безопасности.

Государство – явление сложное, включающее в себя ряд элементов и имеющее многообразие вариаций своего устройства в реальном мире. Однако, независимо от конкретного типа и устройства того или иного государства, последнее должно обладать рядом обязательных признаков. К таким признакам необходимо прежде всего отнести территорию, армию, наличие как внутреннего, так и внешнего суверенитета, право на взимание налогов и сборов, исключительное право на правотворчество, а также, право на использование принуждения.

Как уже было замечено ранее, существование государства вызвано необходимостью определенного упорядочивания и организации отношений в обществе, которые бы сделали жизнь общества проще, удобней и рациональней. То есть, государство – есть следствие необходимости, которая удовлетворяется теми функциями, которые государство выполняет и теми задачами, которые оно призвано решать. Таким образом, государство нам нужно для того, чтобы удовлетворять определенные потребности, способствовать более комфортной и достойной жизни своих граждан, что достигается выполнением им перечня определенных функций и задач, которые нам, соответственно, и предстоит раскрыть.

Существует множество подходов к объяснению такого феномена, как происхождение государства. Причем, весомая доля концепций, исходит именно из того, что государство обусловлено некой необходимостью общества в нем, что, в свою очередь, означает, что его образование было нужно для достижения каких-то определенных целей.

Например, теория договора, предполагает, что государство было образовано путем обдуманной, осознанной и целенаправленной договоренности между людьми, которые посчитали, что если они объединятся и разделят определенные обязанности между собой, то жить станет удобнее. Известно, что общество существует более эффективно и благоприятно в том случае, если каждый занимается тем, что у него получается лучше всего. Земледельцы обеспечивают государство продовольствием, военные защищают его от нападений, наиболее подходящие для управленческих функций – правят им. Собственно, с такой целью, то есть с целью мирного и рационального сосуществования, и было создано государство, в соответствии с рассматриваемой нами теорией.

Также можно рассмотреть и психологическую теорию, которая обуславливает происхождение государства особенностями психики людей. Здесь также на лицо особая причина, особая необходимость в государстве, которое позволило бы каждому жить в соответствии со своими возможностями и спецификой собственной психики, ведь вполне логично и подтверждаемо на практике, что одни любят и главное умеют управлять, а другие, напротив, наиболее комфортно себя чувствуют, находясь в подчинении у других людей.

Подобных концепций существует еще немалое количество, однако, нельзя не заметить, что гораздо логичней и более обосновано связывать происхождение государства сразу с совокупностью таких причин. Итак, государство необходимо обществу, так как является наиболее удобной и рациональной формой сосуществования людей в связи с тем, что выполняет ряд определенных функций и задач. Выявляя такие функции теоретически, абстрактно, не учитывая особенностей устройства того или иного государства, можно назвать такие функции как обеспечение безопасности своих граждан, защиту территорий, возможность организовать и обеспечить дифференциацию занятий и распределение обязанностей среди граждан, то есть организовать разделение труда. Другими словами, государство организовывает порядок жизни на своей территории, распределяя обязанности и защищая общество, как от внешних угроз, так и от внутренних.

Перечисленные выше функции и задачи государства можно определить, как обязательные, начальные, присущие любому государству, как социальному и политическому институту. Дополнять же такие функции и более подробно их раскрывать целесообразно на более определенных, конкретных примерах.

В качестве одного из таких примеров целесообразно рассмотреть устройство государств, характерное для нашей действительности. В современном мире наступил период, когда большее предпочтение отдается построению правовых, демократических, социальных государств. Такие государства предполагают взаимную ответственность личности и государства, верховенство права и закона, полноту власти в руках народа, разделение властей и прочие аспекты, направленные на максимально возможное обеспечение достойной жизни граждан, равенство и справедливость. Другими словами, можно сказать, что при таком государственном устройстве, государство, в лице представителей государственной власти, находится в подчинении у граждан, в том плане, что последние избирают государственную власть, а кроме того, являются единственным источником последней.

Не является исключением и Российская Федерация, в Конституции которой закреплено, что наше государство является правовым, демократическим, социальным. Данный факт означает, что функции государства, являющегося таковым, гораздо шире чем те, что мы уже называли. Помимо обеспечения безопасности населения и защиты своей территории, а также организации экономической сферы жизни общества, государство выполняет и ряд других, не менее важных и значимых функций. В частности, оно призвано обеспечивать достойную жизнь всем своим гражданам, например, перераспределяя налоги на социальную поддержку наименее защищенных слоев общества, на социальные пенсии и выплаты и прочее. Можно сказать, что в государствах такого типа контролирующая и надзорная функция ослабли в сравнении с государствами тоталитарного типа, однако увеличилось количество обязанностей по отношению к обществу.

Подводя итог нашему рассуждению необходимо сказать, что государство выполняет ряд важнейших функций, как контролирующих, так и регулирующих, обеспечивающих жизнь общества, что, в свою очередь, подтверждает неоспоримую важность и значимость данного института, и, таким образом, отвечает на вопрос нашего исследования.

Тема функций и механизма Российского государства актуальна для современного общества, так как в переходном периоде к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении и других, смежных с данной, науках. Это объясняется тремя основными причинами:

Вопросы сущности государства и его места в политической системе прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий

Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы

Государство само по себе является сложным и неоднородным социально-политическим явлением.

Социальную и политическую природу государства обнаруживают его функции, ибо любой феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует. Функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.

Другими словами, функции государства - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат - они подразделяются на внутренние и внешние. Среди внутренних и внешних выделятся также основные и не основные. К основным относят функции являющиеся наиболее важными направлениями деятельности государства но осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворят государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его плоть и кровь. Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства.

Понятие механизм государства тесно связано с категорией государственный аппарат. В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с тем, от функций государства зависти и структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Государство осуществляет свои функции, используя определенные, свойственные ему методы. В целом различают правовые и неправовые методы осуществления государственных функций.

К правовым формам осуществления государственных функций относятся:

  • Правотворческая деятельность подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация функций государства практически невозможна
  • Правоисполнительная деятельность определяет тот факт, будут ли нормативные акты реализованы на практике. Эту функцию исполняют органы исполнительной власти, возглавляемые правительством страны. Сущность данной деятельности заключается в повседневном разрешении разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты:
  • Правоохранительная - деятельность властная правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений.

Неправовые формы осуществления функций государства охватывают большой объем организационной, подготовительной работы в процессе осуществления основных функций.

Это, например, рассмотрение жалоб граждан, предложений различных комиссий и комитетов по совершенствованию деятельности государственного аппарата, законодательства и т.п. Методы осуществления государственных функций колеблются в диапазоне от убеждения до подкупа и насилия. Характер применяемых в конкретной ситуации методов во многом зависит от степени легитимности власти.

Среди внутренних функций Российского государства можно выделить следующие:

  • Охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка. Эта деятельность государства направлена на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь статьи 2 конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью";
  • Экономическая. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, то есть посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.;
  • Налогообложение. В современных экономических условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.;
  • Социальная защита. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - об инвалидах, пенсионерах, студентах и других; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.;
  • Экологическая. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.;
  • Культурная. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр. Необходимо отметить важную роль культуры в формировании государственного, общесоциального, правового сознания общества, без высокого уровня которого, без осознания самим обществом своей ответственности за те процессы, которые происходят в нем, невозможны демократические преобразования.

В целом, следует отметить, что современные исследователи обращают внимание на тот факт, что по мере экономического развития цивилизованного общества роль государства как носителя идеи насилия падает, а функция реализации общего блага, напротив, расширяется. Как замечает, например, российский теоретик государства и права В.А.Четвернин, "по мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на дальний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства: социальные противоречия утрачивают остроту, само государство устанавливает рамки для цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, выступая не только как гарант права сильных, но и как защитник интересов слабых".

Некоторые авторы к числу функций современного российского государства относят обеспечение народовластия. Основное назначение такой функции видится в осуществлении государством посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом.

В то же время, другие авторы считают указанную функцию одним из принципов организации и деятельности Российского государства, закрепленного в главе 1 Конституции Российской Федерации.

К внешним функциям относятся:

  1. Оборона страны. Основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов;
  2. Поддержание мирового порядка. Это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в регулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов;
  3. Сотрудничество с другими государствами в различных сферах. Это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств и т.п.

В течение последнего времени мир существенно изменился. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроз ядерной войны. Соответственно существенные изменения претерпели и функции государства во внешнеполитической деятельности.

Внешними традиционно считаются функции государства, связанные с защитой целостности и суверенитета государства, обеспечением дипломатических отношений. В последние годы с развитием принципов коллективной безопасности. Большое место во внешнеполитических функциях государства занимает исполнение договоров и создание международных миротворческих сил.

Для современного Российского государства в использовании правовых методов обеспечения своих функций наблюдается некое запаздывание в возможности реализации правовой идеи – достаточно оперативно создается правовая норма для решения тех или иных проблем, однако внедрение механизма исполнения правовой нормы оставляет желать лучшего. Неоднократно происходят ситуации, когда исполнение вступающей в силу правовой нормы фактически затормаживается ввиду отсутствия проработанного алгоритма действий и ответственных представителей государственного аппарата.

Рассуждая о функциях государства, можно так же отметить, что постепенно границы внутренних и внешних функций размываются, т.к. всё большее количество субъектов Российской Федерации заключают соглашения международного уровня с близлежащими к ним странами, тем самым улучшая экономические и социальные показатели обеих сторон. В целом экономика регионов всё больше и больше становится самостоятельной, что находит своё отражение в системе пополнения бюджетов посредством налогообложения, а федеральное финансирование ограничивается, зачастую, лишь целевыми социальными программами.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

В своем высказывании М. Дебре выразил свое отношение к основным функциям государства и их важности. Как утверждает автор, именно государственный аппарат играет решающую роль в жизни общества, контролируя нормы и правила его поведения, регламентируя основные законы, а также отвечая за защиту границ страны и сохранение безопасности ее населения.

Данный вопрос можно рассмотреть с двух сторон: важности роли государства в жизни общества и в способах воздействия первого на второе.

Слова М. Дебре не теряют своей актуальности и по сей день, ведь вне зависимости от хронологического периода, государство всегда играло ключевую роль в жизни людей. Именно поэтому я полностью разделяю точку зрения автора. Для того, чтобы подтвердить данные слова, сперва стоит рассмотреть их с точки зрения теории.

Чем же является само государство? Как нам известно из курса политологии, государством можно называть любую организацию политической власти, располагающей механизмом управления обществом, обеспечивающим нормальную деятельность последнего. Функции государства не ограничиваются какой-либо одной сферой жизни, а затрагивают всю их совокупность. Помимо внутренних функций различают еще и внешние, главнейшей из которых является процесс обеспечения обороны территории государства и налаживание международного сотрудничества.

Следующий пример, иллюстрирующий воздействие государства на общество, можно привести из Новой истории. Как известно, в 1861 Александром II была проведена крестьянская реформа, итогом которой стала отмена крепостного права. Данное явление оказало большое влияние на жизнь русских людей, ведь большая часть населения Российской Империи в то время были никем иными, как крепостными крестьянами. Даровав им свободу, государство в значительной мере расширило права и обязанности освободившихся крестьян. Следствием отмены крепостного права стало формирование новой социальной прослойки, изменение устоев и обычаев, сложившихся за несколько веков. Этот пример демонстрирует нам последствия проведения государством реформы, отразившиеся на всем населении страны.

Подводя итог можно сказать, что важность роли государства и необходимость исполняемых им функций проверены временем. Без воздействия, оказания какого-либо влияния на граждан страны государственный аппарат попросту не может существовать, а проводимые им изменения способны по-разному восприниматься гражданами.

Читайте также: