Вина и расплата за вину в романе булгакова мастер и маргарита сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Тема нравственного выбора волновала и волнует человечество во все времена. Выдающийся писатель М. Булгаков не единожды ставит своих героев перед проблемой нравственного выбора. На своем жизненном пути с ней сталкиваются как герои самого Булгакова (Маргарита, Мастер), так и герои романа в романе, романа Мастера (Иешуа и прокуратор Понтий Пилат).
На балу у сатаны Маргарита, узнав историю Фриды, просит у Воланда помилования для грешницы. Цена этой просьбы велика: Маргарита, прося за Фриду, может навсегда потерять Мастера, но нравственные принципы героини не позволяют ей переступить через чужое горе и действовать во имя собственного блага; ради облегчения страданий Фриды она готова пожертвовать своей самой сокровенной мечтой — вернуть утраченного возлюбленного. Маргарита, женщина, согласившаяся на сделку с дьяволом во имя любви, проявляет в этой сцене не только милосердие, но и невероятную силу и стойкость духа.
Мастер, в отличие от Маргариты, не выдерживает испытание нравственным выбором — он сжигает свой роман, свое главное творение, творение всей жизни. Ослабевший, подавленный, гонимый литературным миром, преследуемый властью, он не видит другого выхода, кроме как сжечь роман, ставший главным источником его бедствий, самым страшным из которых стала для Мастера разлука с Маргаритой.
Нравственный выбор другого рода делает Иешуа в романе Мастера. Прокуратор Пилат хочет уберечь бродячего философа от казни, всячески подсказывая тому способ спасения, но Иешуа ставит правду выше всего на свете и готов ценой своей жизни эту правду защищать; его нравственные принципы и убеждения не позволяют ему лгать во спасение. Как и Маргарита, он проявляет необыкновенную внутреннюю силу и стойкость духа, только в его случае борьба за правду стоит ему жизни.
Ещё один герой, которого хочется рассмотреть лицом к лицу с нравственным выбором, — прокуратор Понтий Пилат. Его можно смело противопоставить Иешуа; если Иешуа готов отстаивать правду любой ценой, то Пилату страх за собственную жизнь не позволяет принять единственное правильное, гуманное решение и освободить философа. Собственная жизнь для Пилата дороже любых моральных устоев и человеческих ценностей. Он вроде бы и пытается проявить милосердие по отношению к Иешуа, но может сделать это лишь обманным путем, на который Иешуа никогда не согласится. Если Мастер, не выдерживая испытание нравственным выбором, обрекает на страдания себя и любимую женщину, то по вине Пилата умирает страшной смертью безвинный человек. Пилат беспомощен в своем эгоизме, в своей трусости, он и сам понимает это. На реплику Иешуа: “Трусость — один из самых страшных пороков. ” Пилат возражает: “. трусость — самый страшный порок”.
Таким образом, вопрос нравственного выбора в романе “Мастер и Маргарита” позволяет М. Булгакову раскрыть характеры, нравственные ценности, моральные принципы и устои своих персонажей.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Ответственность на примере московских героев

Вместе с ответственностью идут темы наказания и помилования. Первым под меч судьбы и Воланда попадает Берлиоз. Этот человек совершенно безответственен, у него нет ни сочувствия, ни такта по отношению к низшим рангом. К тому же, так смело рассуждая об отсутствии Христа, редактор открывает и свою невежественность. В желании показаться умнее и важнее, чем есть на самом деле, Берлиоз в буквальном смысле теряет голову. Позже, на великом балу Сатаны Воланд будет пить из нее кровь предателя барона Мейгеля. Этим эпизодом Булгаков одновременно осудит и былое высокомерие Берлиоза, и предательство барона. Это, то, что не прощается, будто говорит автор.

Ответственность за свои низкие поступки и недостойно поведение понесут представители варьете. Их накажет Воланд, удивленный низменными инстинктами этих людей.

Не чувствуют своей ответственности за сказанное критики, например Латунский, Ариман и Лаврович, травивший мастера своими статьями, в которых откровенно насмехался над бедным писателем. Возмездием ему становиться визит Маргариты в его квартиру. Она крошит материальные ценности, но для Латунского это удар в самое сердце, медь моральных ценностей для него не существует, нажитые блага – все его богатство.

Ответственность и мастер

Тема наказания и помилования

Тема ответственности за свои поступки проходит красной нитью сквозь роман о Понтие Пилате. Здесь она двойственна. Пилат приказывает казнить Иешуа, выбрав ответственность перед законом и властью. Но быть в ответе за свои поступки перед своей совестью и сердцем оказалось куда тяжелее. Прокуратор понимает, что поступил не по зову сердца, и терзается муками совести. Он знает, что в ответе за казнь невинного человека. Пожалуй, этого наказания ему достаточно, оно сильнее всех мук ада. Невыносимая головная боль прокуратора перекликается с болью душевной. И только Маргарита с Мастером в последней главе дают ему свободу, завершая этим самым и свой роман.

В заключение

5 сочинений по

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” – один из самых спорных и таинственных в русской литературе. Особенности хронотопа, прием “роман в романе” и хорошо скрытая авторская позиция – это лишь немногое из того, что вызывает оживленные споры литературоведов и обычных читателей романа.

Действие в романе происходит в двух пространственно-временных пластах: в современной автору Москве и в древнем Ершалаиме. “Ершалаимские” главы – это главы романа Мастера (прием “роман в романе”). Некоторые

исследователи указывают еще один пласт повествования – “вне времени и пространства”: это сцены бала у сатаны, прощения Понтия Пилата и некоторые другие. В них время не идет или идет неправильно.
Использование нескольких пластов придает содержанию глубину и “всевременность” и позволяет автору создать своеобразную систему “двойников” некоторых героев: Мастер и Пилат, Маргарита и собака Пилата, Иуда и барон Майгель и так далее.

Споры вызывает и интерпретация образа Воланда. Нет сомнения, что Булгаков изобразил дьявола, но правда ли то, что писатель хотел показать его как воплощение справедливости – или все-таки возмездия? Нетрудно заметить, что Воланд не может прощать: Фриду отпускает Маргарита, а Пилата – Мастер; мессир объясняет это тем, что каждый должен заниматься своим делом, но он, вероятно, несколько лукавит.
Очевидно и то, что он не из доброты вытаскивает Мастера из сумасшедшего дома (куда писатель, кстати, попал по собственной воле), а лишь выполняя условия договора с Маргаритой.

Тема любви – одна из основных в романе, как и тема творчества. И в том, и в другом Булгаков видит одну главнейшую черту – жертвенность. “Тот, кто любит, разделяет судьбу того, кого он любит” – это закон любви. А в творчестве, как и в жизни, один из худших пороков – это трусость, то есть отказ жертвовать собой.

Этот порок характеризует и Пилата, и Мастера, который отрекся от своего романа, но обоих спасает любовь других героев.

Немало в романе и сатирических страниц: они изображают современную автору действительность и высмеивают валютичиков, мошенников, доносчиков, воров и приспособленцев. Высвечивают они и глупую жестокость, жадность, любовь к “халяве”, все подлости и безнравственные поступки, порожденные пресловутым “квартирным вопросом”, которые и сейчас часто встречаются в нашем обществе.

“Мастер и Маргарита” по глубине и обширности поднятых проблем один из величайших романов 20 века.

Пример сочинения 2

В принципе, проблемы в этом романе становятся задачами, которые решаются героями. Ничего удивительного, ведь герои тут и Иешуа, и Воланд… Не нужно пояснять, кого они собой представляют.

Конечно, некоторые проблемы-задачи вечны. Например, те, которые в человеческой природе. Вечный квартирный вопрос! И тот с юмором решен разменом одной квартиры на другую. Вечно люди жадничают, ленятся, трусят в основной своей массе, но и доброта остаётся в их сердце. Это показано и в эпизоде с Фридой. Недостатки людей проявляются не только в московской современной части романа, но и в древней. Ведь Пилат по большому счету испугался, что подумают, хотя точно понимал, что Иешуа – могущественный святой. Как Воланд испытывал москвичей, так и Иешуа испытал Пилата. Тот не прошел, поэтому был наказан ожиданием – почти вечным. Но опять же его простили… А вот Маргарита прошла все испытания, но не ради себя, а ради своего Мастера!

В общем, встаёт проблема человеческой натуры – её слабости, а иногда даже подлости, но при этом её доброты. Чаще проявляются отрицательные качества, ведь жизнь похожа на то самое варьете, много суеты и соблазнов. Но тем более ценно, что люди готовы пожертвовать своим интересами ради других. Даже Мастер, которого интересуют только его роман и Маргарита, не безразличен к суете жизни. Ему ведь обидно, что его книгу не принимают, что критики пишут гадкие статьи. Мог бы сказать, что он выше всего этого, что его роман гениально правдив – и точка. Но он страдает. А чего он хотел – в советское время написать о Христе не разгромное произведение, а наоборот. Тут даже если людям и понравится, то они не решатся пойти против системы. Он хотел изменить мир… своим романом. Тоже гордыня!

В эпоху Иешуа те же проблемы, только скорости не такие высокие. Там тоже сплетни, пиры, деньги, статус, отношения… Но ещё одна проблема романа, это соотношение Добра и Зла. То есть эти две силы – сторона одной медали? Когда Воланд говорит с апостолом, тот явно относится к нему, как к кому-то ужасному, неприятному. За это Воланд его и укоряет. Ещё из эпиграфа Гёте читатель помнит, что Воланд, хоть и зовется злом, но благо совершает. Испытывает, наказывает… Но и награждает! Где проходит граница – вот это уже вопрос.

Значит, основная проблема романа – соотношение добра и зла в мире и в самом человеке, а уж от этого идёт миллион других мелких частных проблем. У меня получилось так.

Пример сочинения 3

Знакомство Мастера и Ивана Понырева, пишущего под псевдонимом Бездомный, происходит в психиатрической больнице, куда поэт попадает после трагической гибели редактора Берлиоза, преследуя Воланда и пытаясь спасти общество от опаснейшего иностранца.

В своем романе Мастер переносит читателя в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который, вопреки своей совести, отдает приказ казнить ни в чем не повинного бродячего философа. Устами Иешуа Мастер упрекал современников в трусости и малодушии перед властью, которая лишила человека свободы. Обратившись в прошлое, он хотел указать современникам истоки перекосов общественной жизни 30-х годов XX века.

Пример сочинения 4

Роман "Мастер и Маргарита" по праву считается самым знаменитым и таинственным произведением М. А. Булгакова. В книге поднимается множество проблем, из которых большинство не потеряло (да, наверное, и никогда не потеряет) актуальности и сейчас, почти сто лет спустя. Мне хотелось бы в своем сочинении остановиться на одной из этих проблем - проблеме ответственности человека за свои поступки.

Действие в романе происходит в двух временных пластах и еще в каком-то месте вне времени и пространства. Но трусость остается трусостью, а подлость - подлостью в любом из них. А совесть не отпускает человека и тогда, когда времени больше для него нет. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат понял это слишком поздно.

Понтий Пилат - одна из самых противоречивых фигур на страницах романа. Холодный и безжалостный, но, безусловно, умный и храбрый человек внезапно пугается доноса и осуждает на смерть безвинного, по своему собственному убеждению, человека. Писатель очень выразительно показывает, как меняется отношение его героя к происходящему, как и отношение его к Иешуа. Сначала это безразличие и презрение, затем эгоистичное желание сохранить для себя "гениального врача", который лечил бы его от мучительной мигрени. И, наконец, осознание недопустимости убийства - слишком позднее осознание. И вот теперь нет прокуратору покоя ни днем, ни ночью. Совесть мучает его и упрекает вечно, ведь время для Понтия Пилата закончилось.

Еще одна героиня, мучительно переживающая свое преступление, - Фрида. Ее Маргарита встречает на балу Воланда. Фрида задушила платком собственного ребенка, и с тех пор она каждое утро находит этот платок. Его никак невозможно уничтожить, ведь нельзя уничтожить свою совесть.

Роман решает вопрос ответственности человека за свои поступки, показывая, как переживают свою вину разные люди. Автор сочувствует тем из них, кто испытывает муки совести, те же, кто не обращает на свои проступки внимания, неинтересен Булгакову. Я думаю, он хотел таким образом показать, что звания человека достоин лишь тот, кто способен осознать свою вину и пострадать за нее.


Пример сочинения 5

Герои до встречи друг с другом

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.

Милосердие и сострадание в любви героев

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

Роман “Мастер и Маргарита” — “лебединая песня” М.А. Булгакова. Он дописывался его слабеющей рукой в 1940 году. Тем не менее первый роман Булгакова – “Белая гвардия”, написанный в 1924 году и отделённый от последнего эпохой в 16 лет, связан с романом “Мастер и Маргарита” целым блоком тем и проблем: темой семейного очага и любви, темой предательства, проблемой расплаты за вину, темой города; связаны оба произведения и “дьявольщиной”, и использованием библейских мотивов. Эти вопросы, как и главный вопрос (“Что есть истина?”), всегда волновали писателя, и он ответил на них в своём последнем романе.

Открывается роман спором между “немцем”, “англичанином”, “французом”, “поляком” Воландом и Берлиозом. Берлиоз, ещё не догадываясь о “шестом доказательстве”, пытается убедить оппонента в том, что его, чёрта, не существует. Спор этот даёт толчок важному, длящемуся на протяжении всего романа спору “бытия” и “небытия”. Воланд, олицетворяющий в романе “бытие”, делает насмешливо-ироничное замечание: “. что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет” – не только Берлиозу и Понырёву, но и всей Москве, лишённой духовных ценностей и символизирующей “небытие”.

Сам жанр романа в романе служит для сопоставления мира духовного и мира “небытия”. Сцены из московской жизни: танцующие литераторы с говорящими псевдонимами Глухарёв, Богохульский, Сладкий в ресторане “Дома Грибоедова”, представление в Варьете, происшествия с дьявольскими деньгами — рисуются при помощи приниженного стиля. Но стоит перелистнуть несколько страниц, и мы увидим: “Солнце уже снижалось над Лысой горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением” — строки, повествующие о самом важном событии в духовной жизни человечества — распятии Иешуа. Евангельский стиль как бы спорит с разговорным, и спор этот вторит столкновению “бытия” с “небытием”.

Булгаков не предоставляет нам права выбирать, кто прав в этом споре. На балу нечистой силы Воланд показывает неверность “той теории, что при отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие”. Наказание за веру — в самой вере. “. Каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!” — восклицает Воланд и делает из черепа своего противника Берлиоза рюмку, отправляя его в небытие.

Наказание за вину лежит в самой вине — одна из идей романа. Предатель, “наушник и шпион” барон Майгель, задачей которого было “подсмотреть всё и подслушать всё, что можно”, на балу, убит. Его кровь выпита мессиром из чаши-черепа, и душа барона отправилась вслед за обладателем этого черепа. Иуда, вина которого состояла в том, что он за деньги задал Иисусу провокационный вопрос и, не ведая того, предал Иисуса, в наказание был убит в Гефсиманском саду, причём также по неведомым ему причинам. Но, в отличие от Евангелия, где Иуда совершает “предательское лобзание” и где ему нет прощения, в романе “Мастер и Маргарита” он прощён, ибо он не ведал, что творил.

Предательство совершает ещё один герой романа, “сын короля-звездочёта, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”. Он побоялся погубить свою карьеру и отступил перед требованием Синедриона казнить странствующего философа. Понтий Пилат предал своё стремление к истине и был наказан осознанием своей вины и бессмертием, которое он ненавидел. Однако именно осознание вины, то духовное преображение, которое внёс в его жизнь Иешуа и которое символически представлено в виде освобождения от болезни, в конечном итоге позволило ему обрести прощение и “покой”. После освобождения он, не задумываясь, предотвратил бы казнь, будь у него такая возможность.

Мастер и Маргарита, в отличие от Понтия Пилата, изначально не способны на конформизм. За неподчинение окружающему “небытию”, за процесс постижения истины, переродившийся в создание романа, Мастер попадает в клинику Стравинского. “Невидима и свободна!” — первые мысли, которые возникли у Маргариты после того, как она стала ведьмой. В Маргарите и до превращения было что-то от ведьмы — сильное чувство внутренней свободы. Мир Мастера и Маргариты несовместим с миром “небытия”, поэтому их семейный очаг напоминает островок, который вот-вот будет поглощён окружающей стихией. По мысли автора, только в этих условиях могла родиться истина в душе человека.

Единственный вопрос, не получивший в романе однозначного ответа, — это вопрос Понтия Пилата: “Что есть истина?” Воланд, точно предсказавший судьбу многих героев романа, неопределённо высказался о разговоре прокуратора и Иешуа об истине: “. может быть, они до чего-нибудь договорятся”. Автор не отбирает у читателя права самому выбирать свою истину.

Финал романа печален и грустен. Если в пьесе “Фауст” Гёте даёт личностям, ищущим истину, надежду на “свет”, то Мастер может рассчитывать только на “покой”. Истоки этого пессимизма — в трагической судьбе М.А. Булгакова, с конца двадцатых годов писавшего только “в стол”, в трагизме XX века вообще. И всё-таки вместе с печалью и грустью после прочтения остаётся какое-то светлое ощущение. В мире есть истина; её очень трудно, но возможно постичь. В мире есть “свет”, иначе не было бы тени от шпаги Воланда.

Читайте также: