Сочинение сибирский край в творчестве русских писателей

Обновлено: 03.07.2024

Хронотоп Сибири в русской классической литературе XVII - XIX вв.

Гудкова Е. Ф., г. Иркутск, ГОУ ВПО "ИГПУ"

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист .

Всегда сурова и дика

Сих стран угрюмая природа;

Ревет сердитая река,

Бушует часто непогода,

И часто мрачны облака.

Сибирь у К. Ф. Рылеева географически конкретна: вычленяются локальные пространства (Лена, Байкал, Кангалинский камень). Во временных параметрах Сибирь прочно ассоциирована с зимой, являющейся между тем и общерусской эмблемой.

Там гробовая тишина,

Как там возделаны нивы,

Как там обильны стада!

В творчестве А. Н. Некрасова хронотоп Сибири в продолжение традиций декабристских поэтов все отчетливее социологизируется , становясь символом народного заступничества. Это знаменовало собой переход от романтического восприятия земли снегов в недвусмысленно выраженной демократизации содержания образа Сибири.

Лиминальность хронотопа Сибири прослеживается в художественном космосе Ф. М. Достоевского. В Сибирь отправится без вины осужденный Дмитрий Карамазов, отправится на каторгу за убиение Родион Раскольников, вслед за ним Сонечка, его сестра Дунечка с Разумихиным будут строить планы переселения в Сибирь, да и сам Ф. М. Достоевский отбудет ссылку.

Гоголь, Н. В. Мертвые души // Гоголь Н. В. Избранные соч. : в 2 т. – Т. 2. – М. : Худож . лит ., 1984. – С. 370-478.

Гоголь, Н. В. Невский проспект // Гоголь Н. В. Повести. Ревизор. Женитьба. – М. : Худож . лит ., 1984. – С. 303-325.

Гоголь, Н. В. Ревизор // Гоголь Н. В. Мертвые души. Тарас Бульба . Ревизор. – М. : Альта-Принт , 2006. – С. 389-478.

Грибоедов, А. С. Горе от ума : комедия в четырех действиях в стихах / А. С. Грибоедов. – М. : Гослитиздат , 1957. – 128 с.

Достоевский, Ф. М. Записки из Мертвого дома : сборник / Ф. М. Достоевский. – Иркутск : Вост .- Сиб . кн. изд-во, 1981. – 464 с.

Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений: в 9 т. / Ф. М. Достоевский. - М. : Астрель , 2003. - Т. 3 : Преступление и наказание. - 2003. - 720 с .

Короленко, В. Г. Сибирские очерки и рассказы / В. Г. Короленко ; сост. Е. И. Меламеда. – Иркутск : Вост .- Сиб . кн. изд-во, 1983. – 416 с.

Краснова, Т. В. Реальное и фантастическоее в сибирских рассказах В. Г. Короленко / Т. В. Краснова // Проблемы нравственно-психологического содержания в литературе и фольклоре Восточной Сибири. – Иркутск : [ИГПИ], 1982. - С. 102-110.

Литературное наследство Сибири. – Т. 4 : Николай Михайлович Ядринцев : художественные и публицистические произведения, воспоминания. – Новосибирск, 1979. – 352 с .

Пушкин, А. С. Стихотворения. Поэмы. Сказки / А. С. Пушкин. – М. : Худож . лит ., 1977. – (БВЛ, Сер. Вторая, Т. 103). – С. 253.

Радищев, А. Н. Полное собрание сочинений / А. Н. Радищев. – Т. 3. – М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1952. – 676 с.

Радищев, А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / А. Н. Радищев. - Л. : Худож . лит ., 1974. - 272 с.

Распутин, В. Г. Сибирь без романтики // Распутин В. Г. Сибирь, Сибирь… - Иркутск : Издатель Сапронов, 2006. – С. 5-56.

Русская литература XVIII века / сост. Г. П. Макогоненко . – Л. : Просвещение, 1968. – 832 с.

Сибирские строки : русские и советские поэты о Сибири / сост. А. Преловский . – М. : Мол. Гвардия, 1984. – 463 с .

Ташлыков , С. А. Образ Сибири в древнерусской литературе / С. А. Ташлыков // Сибирь: взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства : Международная науч . конференция. 24-26 сентября 2004 г . = Sibirien : blick von aussen und intern . Giistige ravmer messung : Internationale wissen schaftliche Konferenz . 24-26. September 2004. - Иркутск : Научная библиотека ИГУ , 2004. - С . 44.

Толстой, Л. Н. Воскресение : роман / Л. Н. Толстой. – М. : АСТ, 1999. –750 с.

Фонвизин, Д. И. Недоросль : комедия в пяти действиях / Д. И. Фонвизин // Д. И. Фонвизин Недоросль. А. Н. Радищев Путешествие из Петербурга в Москву. И. А. Крылов Подщипа / сост. и сопровод . текст А. Н. Архангельского. - М. : Просвещение, 1987. - С. 10-62.

Шахеров , В. П. Взаимодействие цивилизаций как фактор формирования социо-культурного пространства Азиатской России / В. П. Шахеров // Сибирь: взгляд извне и изнутри. Духовное измерение пространства : Международная науч . конференция. 24-26 сентября 2004 г . = Sibirien : blick von aussen und intern . Giistige ravmer messung : Internationale wissen schaftliche Konferenz . 24-26. September 2004. - Иркутск : НБ ИГУ , 2004. - С . 19 -20.

Юрьева, О. Ю. Символико-философский аспект названия романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" / О. Ю. Юрьева // Теория литературы в школе: поэтическое слово : сб. / Иркутский гос. пед . ин-т ; отв. ред. А. П. Московский. - Иркутск : ИГПИ, 1996. - С. 66-83.

Бондаренко Алевтина Васильевна

ВложениеРазмер
dva_vzglyada_na_sibir.doc 103 КБ

Предварительный просмотр:

Два взгляда на Сибирь в краевой литературе 19 века

Руководитель : Бондаренко А.В.

учитель русского языка

г. Когалым, 2011год

1.Обоснование актуальности темы исследовательской работы………………………….3

II. Основная часть

1.Образ Сибири в массовом сознании общества ………………………. 4

2. Жизнь и литературная деятельность Н.М.Чукмалдина. ………………………….5

3.Литературная деятельность Г.А.Мачтета………………………………………………..5

4 Сопоставительный анализ произведений Н.М.Чукмалдина « Мои

IV. Список источников информации. …………………………………. 11

Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам.

Приобщение к духовно - культурным ценностям малой родины, формирование патриотического отношения к Отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь, познать литературу и тех, кто создает её. Ведь именно там, где жил и творил писатель, в первую очередь, отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.

Актуальность темы исследования:

Осмысление особенностей восприятия Сибири, выявление факторов, влияющих на содержание и эволюцию образа региона, приближают к пониманию истоков формирования стереотипов обыденного сознания.

В наше время в сознании общества и в художественной литературе доминирует взгляд на Сибирь, как на богатый нефтяной край.

Таков ли он был всегда?

Во многих литературно – критических статьях упоминается о том, что в недалеком прошлом этот край воспринимался не только как основа могущества государства, но и как суровая каторжная страна.

Основная цель: сопоставление взглядов на Сибирь 19 века в творчестве писателей нашего края.

1 .Д. Лихачев. Память культуры. Из писем о добром и прекрасном. Тюмень, стр 5

Образ Сибири в массовом сознании общества

Оглядываясь вокруг, мы видим, сколько красоты и чудес включает в себя Сибирская природа. Но не только природа является казной края. Сколько богатства в нашем художественном мире! Оно берёт свое начало из седой давности. Много писателей не раз обращались к образу Сибири.

2. П.Головачев. Статья. Тюменские известия, № 226, 2005.

Художественная литература относится к числу источников, которые в последние годы привлекают довольно пристальное внимание историков – исследователей, главным образом, благодаря усилиям специалистов.

Многочисленные разножанровые произведения о Сибири позволяют реконструировать её художественный образ, в значительной степени предопределивший особенности восприятия региона в массовом сознании читателей.

Как и всякий художественный образ, Сибирь имеет свою многозначность и разные оттенки. Можно сказать, самые разные, иногда и абсолютно противоположные качества, признаки могут его отличать. Все зависит от концепции автора, его творческой задачи.

Ярче всего это можно проследить, сопоставляя образ Сибири 19 века в произведениях Г.А. Мачтета и Н.М. Чукмалдина.

Жизнь и литературная деятельность Н.М.Чукмалдина

ЧУКМАЛДИН Николай Мартемьянович (1836-1901). Тюменский просвещенный купец-интеллигент, меценат, писатель. Основную часть своего дохода он направлял на развитие образования, культуры, общественной жизни родного края. Николай Мартемьянович всю жизнь собирал и хранил книги. (Приложение 1)

Для нашей работы представляют особый интерес этические взгляды Чукмалдина, которые явились основой его литературной деятельности. Мы считаем необходимым рассмотреть их достаточно подробно не только потому, что они проливают свет на нравственную культуру лучших представителей западносибирского купечества, но и потому, что с их помощью открывается возможность показать нравственные ценности, на которые опиралось русское сибирское общество.

В одном из самых ярких произведении Николая Мартемьяновича особо привлекает богатство смысловых оттенков концепции человека и природы.

Литературная деятельность Г.А. Мачтета

Мачтет Григорий Александрович — беллетрист; родился в 1852 г.; по отцу, члену уездного суда в Луцке, потомок англичанина Манспэда, поступившего на шведскую службу и взятого в плен под Полтавой, по матери — близкий к польскому шляхетству. Учился в Немировской и Каменец-подольской гимназиях, но был исключен за "увлечение идеями Чернышевского". В 1875 г., он выступил на литературное поприще с очерками американской жизни в "Неделе" и путевыми наблюдениями в "Отечественных Записках. «Очерки эти впоследствии составили книжку "По Белу Свету" (М., 1889). В 1876 г. Мачтет был арестован и сослан в Сибирь. (Приложение 2)

3. Мачтет Г.А. Избранные произведения. С. 246

Эта отстраненность становится условием сохранения красоты, первозданности природы. Природа в произведении Н. Чукмалдина выступает как начало, возвышающее душу, наталкивающее на раздумья, она открывает человеку самого себя. Осмыслить это позволяют картины природы : « Вот глушь лесная в вековом и девственном бору могучих великанов сосен и елей! Кто передаст человеческим языком всю гамму этих красок, всю мощь и красоту этой природы, где не ступала ещё человеческая нога? Вот ствол сосны в два охвата толщиною, за ним другой, третий, и целый ряд стволов, уходящих в небо за 15 сажен. Их вершины увенчаны серо-зелеными побегами ветвей. Кора внизу корня шероховатая с коричневым оттенком, а выше по всему стволу переходит постепенно в желтый, светло-желтый и чуть видно светит

палевым на сучьях и отростках. Смолистый аромат сосен наполняет воздух, а сама смола капает на землю прозрачными слезами янтаря. Серый дятел, где-нибудь

Повинуясь законам вечного обновления, и человек должен обращаться к своей прародительнице, воспринимать её красоту, открывать её тайны.

Н.М.Чукмалдину удалось создать завершенный образ природы, как это происходит, например, в сказке. Ведь там человек никогда не изменяет природу, он не воздействует на нее. В русской литературе сказочно завершенный образ природы встречается крайне редко.

4.Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: в 2-х ч. Ч.2. М., 1997.С.57.

5.Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: в 2-х ч. Ч.2. М., 1997.С.65.

6.Чукмалдин Н.М. Мои воспоминания: в 2-х ч. Ч.2. М., 1997.С.91.

Самое существенное отличие произведения писателя от произведений других авторов заключается в той роли, которую у него играет элемент чувства к описанию природы:

«Скучно в северной тундре.

7.Мачтет Г.А..В тундре и в тайге (Повесть из сибирского быта) . Русские повести XIX века 70-90-х годов. Том первый. Стр 1.

Описание сосны - также авторская находка: ее кора “шероховатая с коричневым оттенком”. Качество может фиксироваться как с помощью зрения, так и осязания, тем самым передается оттенок “шероховатости”. Образ так зрительно точен, что создается эффект прикосновения, осязательного ощущения шероховатости сосновой коры. Затем коричневый оттенок (для автора всегда важна переходность, отсутствие определенного тона) переходит в “желтый” и “светло-желтый”, затем “чуть видно светит палевым”.

Тайна природы и сказка, легенда живут рядом. Потому и помнятся автору походы

Какова “пространственная точка” пребывания в мире лица, ведущего повествование? Главным в повествовании становится не описание природы само по себе, а впечатления, например, человека, едущего зимней ночью на ямщицкой тройке.

8. Чукмалдин Н.М. Мои Воспоминания: в 2-х ч. Ч 2. М,. 1997.Стр.112

9. Мачтет Г.А. В тундре и тайге. Повести XIX века.1999. Том 1. Стр.28

Несмотря на такие разные восприятия данного образа, их мнения сходятся в одном, что природа Сибири - это живое существо мира. В ней чувствуется движение времени и одновременно вечности жизни, красота и молодость.

Сибирь глазами русских писателей и поэтов

Сибирь…Сибирская земля… Как много о ней сказано и ещё больше не сказано!

Сибирь…Сибирская земля… Как много о ней сказано и ещё больше не сказано!

Сибирь…Сибирская земля…
Как много о ней сказано и ещё больше не сказано!
Издавна народы, населявшие этот край, слагали мифы, легенды, сказки, загадки!

С появлением письменности и, как следствие, литературы, о сибирской земле, её просторах, людях и необычайной красоте стали писать поэты и писатели земли

С появлением письменности и, как следствие, литературы, о сибирской земле, её просторах, людях и необычайной красоте стали писать поэты и писатели земли

С появлением письменности и, как следствие, литературы, о сибирской земле, её просторах, людях и необычайной красоте стали писать поэты и писатели земли Русской.

В русской литературе тема природы тесно переплетается с культурой самобытности русского человека, его утонченностью и лиричности образа для которого характерна легкость смены настроения, словно смена…

В русской литературе тема природы тесно переплетается с культурой самобытности русского человека, его утонченностью и лиричности образа для которого характерна легкость смены настроения, словно смена…

В русской литературе

тема природы тесно переплетается с культурой самобытности русского человека, его утонченностью и лиричности образа для которого характерна легкость смены настроения, словно смена погоды и времени года в природе. Природа и человек в художественной литературе, как и в русской прозе и в поэзии, неразрывно тянутся друг к другу, выражая образ загадочности и ранимости русской души.

Описание природы в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест в произведениях, где чувства и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая…

Описание природы в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест в произведениях, где чувства и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая…

Описание природы в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест в произведениях, где чувства и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая образы русской природы с характером и особенностями русской души.

Остановимся на изображении Сибирского края и его природы в произведении

Остановимся на изображении Сибирского края и его природы в произведении

Сибирь…Сибирская земля… Как много о ней сказано и ещё больше не сказано! Издавна

№ слайда 3

Сибирь…Сибирская земля… Как много о ней сказано и ещё больше не сказано! Издавна народы, населявшие этот край, слагали мифы, легенды, сказки, загадки!

С появлением письменности и, как следствие, литературы, о сибирской земле, её пр

№ слайда 4

С появлением письменности и, как следствие, литературы, о сибирской земле, её просторах, людях и необычайной красоте стали писать поэты и писатели земли Русской.

В русской литературе тема природы тесно переплетается с культурой самобытности р

№ слайда 5

В русской литературе тема природы тесно переплетается с культурой самобытности русского человека, его утонченностью и лиричности образа для которого характерна легкость смены настроения, словно смена погоды и времени года в природе. Природа и человек в художественной литературе, как и в русской прозе и в поэзии, неразрывно тянутся друг к другу, выражая образ загадочности и ранимости русской души.

Описание природы в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главны

№ слайда 6

Описание природы в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест в произведениях, где чувства и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая образы русской природы с характером и особенностями русской души.

Остановимся на изображении Сибирского края и его природы в произведении В. Шишко

№ слайда 7

 Вячеслав Яковлевич Шишков 1873-1945

№ слайда 8

Вячеслав Яковлевич Шишков 1873-1945

Двадцать лет жизни связывают Вячеслава Яковлевича Шишкова с Томском. И каких лет

№ слайда 9

Работая в экспедиции, молодой техник вечерами, примостившись у костра, заполнял

№ слайда 10

Реалистичен природный мир этого замечательного произведения — описания огромных

№ слайда 11


№ слайда 12

"Уж ты, матушка Угрюм-река, Государыня, мать свирепая". (Из старинной песни)

Шишков подобен художнику, изображающему великолепие и суровую красоту сибирского

№ слайда 13

Шишков подобен художнику, изображающему великолепие и суровую красоту сибирского края. Именно Нижняя Тунгуска послужила прообразом той Угрюм - реки, которая дала название роману. "Угрюм - рекой" Нижняя Тунгуска названа в одной из песен, записанной Шишковым в маленьком северном селении. Постепенно отходя от самодовлеющей "экзотики Сибири", Шишков не мог и в окончательном варианте произведения отказаться от поэтических картин дорогих ему мест. "Я люблю оживлять природу, сливать ее в одно с описываемым действием. ", - говорил он. И природа намеренно одушевляется им - она живет, чувствует, соотносится с настроением людей, сообщая книге удивительный по свежести неповторимый колорит.

Как олицетворение всей трудной человеческой жизни течет Угрюм - река, посмеиваяс

№ слайда 14

«. Вторую неделю весь воздух был насыщен дымом: где - то горела тайга. Солнце

№ слайда 15

Настроение природы меняется со сменой времен года, и её облик воспевали в стихах

№ слайда 16

Настроение природы меняется со сменой времен года, и её облик воспевали в стихах и прозе поэты и писатели во все времена.

В литературе тема природы тесно переплетается с культурой самобытности русского

№ слайда 17

В литературе тема природы тесно переплетается с культурой самобытности русского человека, его утонченностью и лиричностью образа, для которого характерна легкость смены настроения, словно смена погоды и времени года в природе. Природа и человек в художественной литературе, как в русской прозе, так и в поэзии, неразрывно тянутся друг к другу, выражая образ загадочности и ранимости русской души.

Эти строки написал поэт Михаил Андреев. Его перу принадлежат стихи ко многим лир

№ слайда 19

Долгое время Михаил Андреев, автор семи поэтических сборников, жил в Томске. Пот

№ слайда 20

Природа всем так хороша - Когда ни облаков, ни туч, Она так необычна: А если ест

№ слайда 21

Природа всем так хороша - Когда ни облаков, ни туч, Она так необычна: А если есть на небе тучи, Поет, поет моя душа, То солнце, как в оконце. Когда вокруг все так отлично. Красиво все и зелено, Как хорошо, когда на небе Красиво все и мило! сияет ярко солнце, Я это вижу все давно - И в этом моя сила! Михаил Андреев

Стихи Михаила Андреева – исповедальные. О самых важных вещах он говорит без пафо

№ слайда 22

О Сибири сложено много стихов и песен. Вот некоторые из них. Сибирь не любит нас

№ слайда 23

О Сибири сложено много стихов и песен. Вот некоторые из них. Сибирь не любит насаждений — Не зря в народе говорят. Порой пятна листвяной тени На сто дворов не встретит взяглд. И суть не в том, что злы морозы, — Не о вишнёвых речь садах, — Но хоть бы ствол мелькнул берёзы Иль куст рябины на задах. Александр Твардовский.

зима Отзвенели весёлые песни На зелёном просторном лугу. По сугробам, залегшим,

№ слайда 24

зима Отзвенели весёлые песни На зелёном просторном лугу. По сугробам, залегшим, как плесень, Раскружился метельный разгул. О, зима! Ты спускаешься наземь Непреклонна, буйна и легка. Над землёй, одичалой от грязи, Ты свои расстилаешь снега. Борис Ручьёв

Природа Сибири. а есть ли богаче? Где кедры, как в зеркало, смотрятся в небо Гд

№ слайда 25

Природа Сибири. а есть ли богаче? Где кедры, как в зеркало, смотрятся в небо Где ивы и вербы над речкою плачут, Меня не поймет только тот, кто там не был. Там горы утрами укрыты туманом. И облака по вершинам чуть движутся, От воздуха горного, будто бы пьяный, Воздухом этим никак не надышешься Природа Сибири чудесна. не скрою, А если уедешь, то снова вернешься, К тем родникам с ключевою водою, Которую пьешь и никак не напьешься. Все лето природа щедра разнотравьем, И может быть край этот кажется диким, Я много отдам за одно лишь желанье Почувствовать вкус переспелой брусники. И смотришь, как в вечность, в озерную воду, И если хоть раз побывать здесь случится, Навечно влюбляешься в эту природу. И хочется снова сюда возвратиться. Надежда Ласточкина.

Спасибо за внимание!

№ слайда 26

Читайте также: