В последнее время в российском обществе зарождается тревога за судьбу русского языка сочинение егэ

Обновлено: 06.07.2024

Ошибки в содержании (К1–К4) сочинения обусловлены целой груп­пой причин, связанных с отсутствием базовых навыков анализа исходного текста и создания письменного высказывания.

Понимание исходного текста – важнейшее условие успешного выполнения задания с развернутым ответом. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять проблематику текста (какие вопросы ставятся в тексте?). При этом не допускается искажений не только основной, но и второстепенной, попутной информации, содержащейся в тексте (если автор сочинения касается ее).
К 1 Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

Понятно, что ошибки этого типа – проявление несформированности базовых навыков чтения и понимания прочитанного, поэтому работа над устранением таких ошибок является предметом систематического учебного курса.

Для экспертов, проверяющих работу экзаменуемого, по каждому исходному тексту дается информация о тексте в табличной форме, отражающая проблематику исходного текста и позицию автора. Эти проблемы в той или иной форме должны быть отражены в сочинении выпускника.

Например, к исходному тексту Б.П.Екимова, приведённому ниже, была дана следующая информация о тексте (см.ниже):

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка
(и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

Информация о тексте

Эксперт, проверяющий работу экзаменуемого, должен зафиксировать для себя, есть ли в работе формулировка проблемы (проблематики) исходного текста (какие вопросы поднимает автор текста?).

Обращаем внимание на то, что для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.

Иногда экзаменуемые расширяют проблематику текста или используют содержащийся в нем фактический материал для выводов, не имеющих отношения к обсуждаемой проблеме. Если при этом указанное выше основное требование выполнено, оценка за понимание не должна снижаться.

По условию задания 25 необходимо сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором. Обращаем внимание: поставленных автором! Заметьте, не затронутых, не упомянутых, а именно поставленных.

Обратимся к толковым словарям.

Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. Д. Ушакова даёт такое толкование словам:

Ставить– выдвигать, предлагать. Правильно ставить вопрос. Ставить новую тему, задачу. Ставить новую проблему на обсуждение.

Затронуть– перен. в изложении обратить внимание на что-нибудь, слегка коснуться чего-нибудь (книжн.). Затронуть вопрос. Затронуть проблему, тему.

Упомянуть– 1. о ком-чём. Коснуться кого-чего-н. в речи, рассказе. Он обещал при случае упомянуть о моей просьбе. 2. кого-что. Вскользь, к случаю, между прочим назвать кого- или что-нибудь в речи. Рассказчик упомянул имя человека, хорошо всем известного. 3. кого-что. Назвать, перечислить. Упомянутые выше лица зачислены на службу.

В толковый словарь русского языка С.И. Ожегова читаем:

Ставить– предлагать для решения, выполнения, обсуждения. Ставить серьёзно задачу перед кем-нибудь. Ставить твёрдые сроки. Правильно ставить вопрос.

Затронуть– перен. Излагая, обратить мимоходом внимание на что-нибудь. Затронуть старую тему.

Упомянуть– назвать, коснуться кого- или чего-нибудь в речи. Упомянуть имя друга. Упомянуть о вчерашнем случае.

Именно невыполнение главного условия задания может привести к снижению баллов по первым четырём критериям оценивания сочинения (минус 8 баллов за выполнение работы). Рассмотрим фрагменты сочинений [1] по тексту о русском языке Б.П. Екимова (см. выше).

1.

Для некоторых людей главное в жизни – прибыль, достижение собственных целей. Они ради прибыли готовы обмануть, ограничивать себя в чём-то, портить окружающую среду и нравы людей. Это одна из проблем, приведённыхавтором в этом тексте.

Комментируя данную проблему, заметим что автор использует красочные описания, чтобы более наглядно показать суть проблемы. Автор считает, что люди, ради достижения собственных целей готовы на многое, в том числе и на плохие поступки. Я не могу не согласиться с автором. Конечно, человек сам выбирает, как ему поступить. Он может поступить по совести, а может и проигнорировать моральные устои общества .

2.

В предложенном для анализа тексте Борис Петрович Екимов затрагиваетактуальную проблему экологии.

Прозаик раскрывает проблему, рассказывая о загрязнении живых вод химическими производствами. Писатель сожалеет, что для чиновников главное – прибыль, поэтому они не внемлют укорам и упрекам. И он искренне рад, что ребетишки-школьники берегут земные родники и ключи, чистят их.

Автор утверждает, что природу надо беречь, что даже малая помощь может оказаться полезной.

Я согласен с писателем. Если каждый человек начнет прилагать небольшие усилия для охраны окружающей среды, то природа будет спасена. В доказательство своей позиции приведу примеры из художественной литературы .

3.

Для чего нужна природа человеку?

Об этом размышляет российский прозаик и публицист Б. Екимов, касаясь проблемы отношения человека к природе.

Б. Екимов пишет о том, что природа занимает не мало важную часть в жизни человека. Человек не может существовать без природы, потому что она для него жизненно важна. Природа способна удовлетворить духовные потребности человека, природа обладает целительной силой, невероятной красотой. Несмотря на это автор пишет, что человек все равно наносит непоправимый вред природе. Например, многие заводы закапывают свои отходы в недры земли, тем самым нанося огромный ущерб окружающему миру. Такой вид производства заинтересован только в "прибыли". К счастью, Б. Екимов отмечает, что на Земле есть люди ценещие природу. Например, "ребетишки-школьники", расчищая всего лишь родники, оживляют речки малую Голубую, Ростошь, Дон.

Замысел Бориса Екимова, автора прочитанного текста, становится очевидным уже при прочтении первого абзаца: представить размышления о судьбе русского языка с учётом высоких уроков отношения к родному языку, преподнесённых классиками. Этот замысел определяет структуру текста и наполнение её соответствующим содержанием, и анализ текста, не учитывающий его лейтмотива, обнаруживает непонимание особенностей авторского замысла.

Можно говорить о том, что автор ставит ряд проблем: влияние перемен, происходящих в обществе, на судьбу русского языка; состояние русского языка; влияние литературы, журналистики на русский язык; сохранение богатств родного языка. Экзаменуемый может предложить свои, отличные от приведённых, формулировки. Но при этом необходимо иметь в виду, что каждая из сформулированных выпускником проблем должна быть отражением остро поставленного автором вопроса о судьбе русского языка. Отсутствие этого неизбежно ведёт к искажению понимания текста.

Если ученик не сформулировал ни одну из перечисленных проблем (как это представлено в примерах) или не предложил свою формулировку, напрямую связанную с основным вопросом, то по критериям К1 – К4 работа оценивается нулём баллов, так как выпускнику не удалось продемонстрировать понимание творческого замысла автора исходного текста, его идейной доминанты.

На внешнем уровне эти ошибки мало чем отличаются от первой группы ошибок и фиксируются экспертами как неверное понимание текста. Однако причина их появления лежит в иной плоскости: ученик пытается материал текста (тему) перевести в общий план, но при этом, не имея четкого представления о смыс­ле текста, теряет границы конкретной проблемы.

(26)Подмена и вытеснение множества слов ведёт к их забвению, а потом и к исчезновению из языка.

*Хлебцова Ольга Александровна - филолог, публицист.

Укажите способ образования слова ВЫТЕСНЕНИЕ (предложение 26).

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2)Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3)И какие всё милые, дорогие лица! (4)Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5)Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6)Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям. (7)Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью растущего человека. (8)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.

(9)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками. (10)И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12)Детская книга - весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян.

(13)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ. (14)Здесь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15)Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях - одним словом, в результате получается книга-калека.

(16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку*)

*Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович(1852-1912) - писатель-этнограф, всвоих произведениях изображал жизнь Урала и Сибири второй половиныXIX века, автор рассказов и сказок для детей.

Укажите способ образования слова УВАЖЕНИЕ (предложение 17).

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В тo лето я жил в маленьком северном городе. (2)Я снял комнату на окраине, в старом двухэтажном доме. (3)Хозяин мой, доктор, был вечно занятой молчаливый человек. (4)Он жил один и лечил детей. (5)Однажды в доме появился ещё один обитатель. (6)Вот как это произошло.

(7)Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. (8)С обрывком верёвки на шее он сидел, забившись между брёвнами, и дрожал. (9)Доктор и раньше несколько раз видел его. (10)Теперь доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за верёвку и потащил слепого к себе домой. (11)Дома доктор вымыл его тёплой водой с мылом и накормил. (12)По привычке пёс вздрагивал и поджимался во время еды. (13)Ел он жадно, спешил и давился. (14)Лоб и уши его были покрыты побелевшими рубцами.

- (15)Ну, теперь ступай! - сказал доктор, когда пёс наелся, и подтолкнул его с террасы.

(16)Пёс упёрся и задрожал. (17)Потом улёгся на террасе и задремал. (18)Он был худ, рёбра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком. (19)Иногда он приоткрывал свои мёртвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. (20)Потом снова клал морду на лапы и закрывал глаза.(21)А доктор растерянно рассматривал его, ёрзал в качалке и придумывал ему имя. (22)Как его назвать? - (23)Арктур. - пробормотал доктор.

(24)Пёс шевельнул ушами и открыл глаза.

- (25)Арктур! Иди сюда, Арктур! - уже уверенно, властно и радостно позвал доктор.

(26)Пёс встал, подошёл и осторожно уткнулся носом в колени хозяину. (27)Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. (28)Так для слепого пса началась новая жизнь.

(29)Собаки бывают разные, как и люди. (30)Есть собаки нищие, побирушки, есть свободные и угрюмые бродяги, есть глупо-восторженные брехуны. (31)Есть унижающиеся, вымаливающие подачки, подползающие к любому, кто свистнет им. (32)Извивающиеся, виляющие хвостом, рабски умильные, они бросаются с паническим визгом прочь, если ударить их или даже просто замахнуться.

(33)Много я видел преданных собак, собак покорных, строптивых, гордецов, стоиков, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. (34)Арктур не был похож ни на одну собаку в мире. (35)Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. (36)Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.

(37)У хозяина бывало минутами плохое настроение, но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. (38)Когда же хозяин начинал толкать его, щекотать, гладить и смеяться прерывистым воркующим смехом, что это было за наслаждение! (39)Тело его обмякало и замирало, только громко и часто колотилось сердце. (40)Ему хотелось вскочить и помчаться, захлёбываясь радостным лаем. (41)Но он сдерживался. (42)Он был целомудрен и редко позволял себе раскрываться до конца.

*Юрий Павлович Казаков (1927-1982) - русский советский писатель-прозаик.

Укажите способ образования слова РАСТЕРЯННО (предложение 21).

Прочитайте текст и выполните задание.

(26)На Западе разбогатевший человек обязательно занимается благотворительностью. (27)Не потому, что он такой святой. (28)А потому, что пусть попробует не заняться! (29)Нет, уголовно его преследовать не будут, а вот изгоем, не допускаемым в приличное общество, обязательно сделают.

(30)Вот о чём речь. (31)Как нам ввести в нашу жизнь высокие понятия долга и чести, совести и служения народу. (32)Чтобы, борясь с ханжеством, не впасть в дикость.

*И.К. Серков (родился в 1926 г.) - детский писатель.

Определите способ образования слова ОСМЫСЛЕНИЕ (предложение 15).

Итак, текст Б. Екимова обращён к каждому человеку и позволяет задуматься о том, насколько важно сохранять чистоту родного языка.

В данном для анализа тексте писатель Б.П. Екимов размышляет над проблемой сохранения русского языка.

Автор замечает, что дискуссии о состоянии русского языка ведутся с давних времен. Человеку свойственно беспокоиться. Именно поэтому такие громкие слова, как “деградация” и “гибель” русского языка - это не более чем гиперболы, выражающие тревогу людей за судьбу своего народа во времена перемен.

Далее автор проводит аналогию между химическим производством и литературой. Существуют журналисты, которые работают только ради денег. Их деятельность можно сравнить с тем, как химические предприятия отравляют подземные источники отходами. Но в то же время есть журналисты ощущающие на себе ответственность за работу. Их деятельность как раз таки оберегает родники и ключи от загрязнения.

Автор считает, что русский язык переживет любые перемены благодаря своей мощи и энергии. Однако, несмотря на всю животворящую силу языка, нам следует делать хотя бы небольшие усилия для его поддержания и сохранения.

Я согласна с позицией автора. Действительно, русский язык могуч и способен пережить любые невзгоды. Но не стоит рассчитывать только на его силу. Каждому из нас следует заботиться о родном языке.

Немало великих русских писателей размышляло о родном языке в своих произведениях.

Примером этого может служить стихотворение И.С.Тургенева “Русский язык”. При чтении этого произведения у нас не остается сомнения, что русский язык станет нашей опорой и надеждой, не дающей сдаться, когда мы почувствуем себя одиноко в чужой стране. Ведь в нем заключена народная, вековая мудрость, греющая душа. Я думаю, после прочтения этого стихотворения у каждого из читателей возникает порыв сделать что-нибудь для сохранения родного языка.

Не нужно писать огромные, “заумные” произведения, чтобы считать себя защитником русского языка. Надо начинать с малого, а именно - со своей речи. Д.С.Лихачев в произведении “Письма о добром и прекрасном” призывает нас учиться спокойной, интеллигентной речи. Ведь от того, как мы разговариваем, как мы несем себя в общество, зависит наше будущее существование в социуме. Следует помнить, что речь - это важнейшая часть личности. Здесь будет уместна фраза: для того чтобы изменить мир, нужно начать с себя.

Таким образом, наш язык могуч и велик. Он может самостоятельно преодолевать тяжелые испытания. Однако не следует полагаться только на него силу. Нужно самим вставать на защиту родного языка

Вступление

Жители нашей страны – обладатели одного из красивейших и самобытнейших языков в мире. Его развитие исчисляется тысячелетиями. Постоянно он обновляется за счет возникновения новых наречий, заимствования слов из других языков. Устаревшие слова применяются в речи все реже, постепенно исчезают вовсе.

Проблема

Комментарий

Михаил Нестеров. Старец раб Божий.

Михаил Нестеров. Старец раб Божий.

В тексте автор рассматривает способность нашего языка устоять перед веянием времени, подстроиться под потребности существующего современного социума, при этом сберечь уникальность языкового состава и самобытную особенность родного языка. Б. Екимов напоминает читателю о таких исторических фактах, как нашествие татаро-монгольского ига, времена петровского правления и его увлечение европейской культурой, которые, по мнению автора, не оказали особого влияния на становление современного русского языка при всем своем масштабе и серьезности. Все новшества только лишь делают наш язык свежее и разнообразнее, усиливая богатство русской речи. Это доказывает силу языка и вместе с тем способность воспринимать перемены. Автор текста убежден, что русский язык примет любое новшество и огранит его своей самобытностью, адаптирует иностранные слова к русской речи и особенностям написания. Подобная ситуация прослеживалась на протяжении многих веков и тысячелетий, то же будет просматриваться впредь. Именно поэтому русский язык великий и могучий.

Авторская позиция

Б.П. Екимов занимает позицию, что русский язык способен перенять все изменения современного российского общества. Они лишь закаляют и усиливают нашу речь. Все величие и мощь русского языка являются заслугами народа, и именно мы должны постоянно следить за исключительностью и первозданностью речи.

Своя позиция

Не могу не согласиться с мнением автора. Наш великий и могучий русский язык легко справится с любыми трудностями. Но и мы должны приложить все возможные усилия, чтобы проявить заботу о чистоте родной речи, о ее красоте и неповторимости.

Аргумент №1

Аргумент №2

Заключение

Русский язык – один из самых прекрасных языков мира. Чтобы так было и в будущем, нужно защищать его самобытность и следить за чистотой собственной речи.

Читайте также: