Уроки гоголя сочинение 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе. 7 класс.

Цель урока: подготовиться к написанию домашнего сочинения

Цель: Развивать связную речь учащихся при написании сочинений.

Закрепить знания о сказке как особом жанре устного народного творчества;

Познакомить с приемами написания сочинения;

Сформировать умение писать домашнее сочинение.

Развивать связную речь учащихся;

Развивать словарный запас учащихся;

Развивать творческое мышление учащихся при подготовке к написанию сочинения.

Формирование бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку

Планируемые результаты

Знать основные нормы русского литературного языка;

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные:

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам и заданиям учебника (стр. 206—208).

III . Слово учителя

Один из сложных вопросов повести - вопрос об отношении к предательству Андрия. Эта проблема, очевидно, волновала и са мого писателя. Об этом говорят изменения, которые он внес во вторую редакцию повести.

Авторская позиция проясняется при сопоставлении сцен смерти Андрия и Остапа.

— Батько! Где ты? Слышишь ли ты?

Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит. Потому что он умирает смертью героя. В этом заключается главное отличие гибели двух братьев: одного казнят как героя, а другого как преступника.

1 этап. Расшифровка темы: переформулируйте эту тему в вопросительное предложение.

(В чем сходство и в чем различие братьев?)

2 этап. Сформулируйте ответ на вопрос.
Сходство: а) одна семья, б) окружение, в) воспитание.
Различие: а) внешность, б) характер; в) отношение к войне;

в) отношение к людям.

3 этап. Подбор материала.

К каждому пункту плана подберите конкретный эпизод из текста.

4 этап. Составление плана сочинения.

Вступление. Остап и Андрий — главные герои повести Гого ля. Проблемный вопрос: почему братья стали врагами?

Основная часть (см. этап 2).

Вывод. Мое отношение к героям и их поступкам.

2. Коллективное обсуждение вопросов , характеризующих Тараса Бульбу.

Составление пунктов плана

Природа обделила его красотой и талантами. Не слишком Башмачкин и умён. Ничего, кроме банального переписыванию бумаг, он не умеет делать. Однако вверенную ему работу выполняет добросовестно. Служба – единственная страсть и утешение для него. Но сослуживцы не ценят его. Частенько ради развлечения молодые чиновники подсмеиваются над ним. Например, сыплют ему на голову мелкие бумажки, а он молча терпит все их издевательства и насмешки. И только тогда, когда шутка уже совершенно невыносима, тихо просит оставить его в покое и спрашивает, почему они его обижают.

Акакий Акакиевич настолько неприметный и неказистый, что департаментские сторожа его не замечают, как муху, и не здороваются с ним. А он и вправду долгое время существует как насекомое. Дни его похожи друг на друга. Он не получает удовольствия от еды, не думает о женщинах, об охоте или искусстве. У него нет цели.

Однако когда его старая шинель совсем износилась и возникла необходимость в новой, его жизнь становится осмысленной. У него появляется мечта. Достигнув её, герой меняет свой жизненный уклад.

Но новую шинель у него быстро украли. Желая её вернуть, Башмачкин решается на протест. Он впервые пытается чего-то добиться. Но этот протест слабый. Значительное лицо, к которому он обратился за помощью, наорало на него. От перенесённого нервного потрясения герой умирает. Его смерть никого не взволновала, не опечалила.

Так не должно быть. Каждый человек, даже самый непримечательный, достоин внимания и уважения общества. Каждый – личность и имеет право на понимание и защиту.

Доброта и жестокость в произведении

Башмачкин искал в людях доброту и сострадание. А нашел лишь жестокость и безразличие. Можно даже сказать, что не было ни единой живой души, которая искренне испытывала к нему жалость и хотела помочь.

Так или иначе, жестоки к нему практически все. И безразличие иногда ранит куда больше, чем десятки физических тумаков. Холодное молчание социума привело к тому, что герой замкнулся в себе, отдалился от мира и более не видел стимула в нем находиться.

При прочтении создается впечатление, что еще до случая с шинелью, Башмачкин притягивает жестокость. Сослуживцы издеваются над ним, человеком по натуре добрым и терпеливым – придумывают ложные истории, кидаются бумажками, словно дети.

Однако героя можно рассматривать и как собирательный образ человека, который живет в жестоком и циничном мире, не имеющем ни единого просвета. Социум не ценит хорошие качества – здесь для всех важнее социальный статус, репутация, богатство. Простой человек никому не нужен.

Что же касается кражи шинели, которая была для Башмачкина смыслом жизни, это высшая мера общественной жестокости, которая и сводит персонажа в могилу. На улице мороз, Башмачкина оставляют одного, никто не стремится помочь ему.

Гоголь показывает, насколько гнилым был тогда Петербург, насколько жестоки и циничны были те, кто мнил себя аристократами и интеллигентами.

Мало того, жестокость порождает жестокость. Умерший Башмачкин жаждет отмщения, и является в мир живых в виде злого духа. Он начинает срывать с прохожих шинели, чтобы они также замерзали, заболевали и умирали.

Писатель показывает, что добрый человек, доведенный несправедливым миром до предела, сам становится жестоким и творит лишь зло. Но его ли в этом вина?

3 вариант

Башмачкин любит свою работу, наслаждается ею и погружен в нее настолько, что не замечает ничего вокруг. Не хочет и даже боится более сложных и ответственных заданий, чем простое переписывание. Он приспособился к небольшому жалованью, привык к своему бедственному существованию. Жизнь Башмачкина, человека мягкого, нерешительного, неспособного на инициативу, обречена быть незаметной и жалкой в выпавших на его долю внешних обстоятельствах – бедности, сословного общества, деспотизма государственной машины.

Новая шинель еще больше подчеркивает незначительность Башмачкина. Он стесняется, когда сослуживцы поздравляют его, и настолько сконфужен, что говорит, будто шинель старая. Оказавшись на вечеринке, куда попал впервые в жизни, чувствует себя неловко, не знает, куда себя деть.

Сочинение для 7 класса

Башмачкин является советником. Кроме этого он является положительным героем и, судя по его фамилии, становится понятно, что ничего плохого никому он сделать никогда не сможет. Он всегда старается помогать другим людям и никогда не пройдет мимо человека, которому нужна помощь. Но практически каждый день был вынужден подвергаться различным гонениям, обвинениями и битьем, а также жестоким отношением со стороны других людей. Акакий служит в армии и там ему нет покоя. Сослуживцы стараются каждый раз придумать новую издевку, которую проверяют на нем и это еще больше раздражает нашего главного героя. А все это происходит, потому что он совершенно не похож на других людей и от этого они считают его неинтересным человеком.

Но на этом издевки не прекращаются, а с каждым днем становятся все сильнее и жестче. В один прекрасный день они просто крадут у него шинель, а ведь на улице как раз был очень сильный мороз и теперь наш главный герой мог легко и просто замерзнуть. Он старается разыскать шинель, а также сделать так чтобы справедливость восторжествовала.

Но больше всего автору не нравится само равнодушие Акакия и он считает, что намного больше воплощения жестокости, чем то, что другие издеваются над ним. А ведь персонаж ничего не сделал для Башмачникова, а просто оставил умирать.

Башмачкин умирает и превращается в мертвеца. Кроме этого он разочарован во всем обществе. И теперь у него имеется только одна мечта. Больше всего на свете ему хочется отомстить всем, кто когда-то причинял жестокость ему.

Этим автор старается показать, что общество губит добро и превращается в злочастных людей. И от этого порождается жестокость и зло.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Шинель

Популярные сегодня темы

Данная работа поднимает очень тяжелые и злободневные темы. Читатель погружается в атмосферу, где царят жестокие и бездушные законы. Здесь нет таких понятий, как любовь, радость, забота, сострадание

Противостояние добра и зла является основной темой в произведение Николая Васильевича Гоголя "Шинель". Автор развивает волнующую многих тему незащищённости человека в окружающем его ложном и жестоком мире.

Основная мысль - "маленький" человек, напрасно загубленный и искалеченный обществом, который так и не смог найти справедливости.

Главным добродетелем в этой истории выступает Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий титулярным советником, где основной его работой является переписывание разного рода бумаг. Главный герой не способен к совершению низких, с моральной точки зрения, поступков. Не сделав за всю жизнь ничего плохого, он вынужден терпеть издевки и насмешки от своих коллег по службе, которые как раз и символизируют, тот бездушный и жестокий людской род, оказывающий тлетворное влияние на общество. Они ценят лишь социальное и материальное положение окружающих и Башмачкина замечают только тогда, когда он появляется в свет в новой дорогой шинели, купленной на последние гроши.

Несмотря на все тяготы своей жизни, Аркадий с любовью выполняет свою работу. Каждый его день наполнен мыслями о том, как бы скорее закончить переписывание бумаг, чтобы лечь спать ,а с наступлением нового дня, собравшись с силами приступить к следующим.

Когда с Башмачкиным произошла неприятная история, с кражей шинели, то никто из его окружения даже не выразил сочувствия, а министерства и вовсе не стали связываться с её поиском. Люди отвернулись от чужой проблемы, буквально оставив его обреченным на печальный исход жизни.

Акакий Акакиевич так и не смог добиться справедливости. Чужое равнодушие лишили всего, что являлось смыслом его жизни, шинели, ради которой бедняге приходилось во многом себе отказывать. Он умер без всякой надежды сделать этот мир чище и гуманнее.

Постоянно копившиеся глубоко в душе страдания, после смерти озлобили Акакия и превратила в мстительного призрака, который начал отплачивать своим обидчикам их же монетой. По вечерам прохожие встречали тёмный силуэт с усами, который яростно удерживал с них шинель.

Николай Васильевич Гоголь попытался донести до читателей, что за каждое исходящее от нас зло, в конечном итоге придётся отвечать.

Каждый человек должен уважать окружающих его людей, уметь проявлять сочувствие, быть искренним. Ведь, как говорил один из философов: "лишь встретившись со злом, начинаешь ценить добро".

Сочинение 2

Сюжет данной повести исходит из анекдота об одном чиновнике, который потерял ружье, заработанное тягостными трудами. Гоголь ярко показал насколько беспощадно действует произвол чиновников в царской России. Писатель правдиво отобразил жертву такого бесчинства- Акакия Акакиевича. Мы видим, как в повести Николай Васильевич проявляет сочувствие к нашему персонажу и в то же время, замечая его умственную ограниченность, подсмеивается над ним. Пока Акакий Акакиевич работает в департаменте, он совсем не продвинулся по службе. И герой существует в полном убожестве. Жилье у него было мрачное и бедное, ужин скудный, да и одеждой он похвалиться не мог.

Писатель здесь смеется не над самим персонажем, а над обществом, в котором тот жил. На жизнь он тоже смотрел с приниженной точки зрения. Однако в Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и его постоянно оскорбляли. Но наш герой ничего не мог ответить даже. Только один молодой человек пожалел его. Для Акакия Акакиевича приобретение шинели является символом новой жизни. Приход в новой шинели на вечеринку к градоначальнику считается для него наивысшим результатом существования. И на этой вышине благополучия его настигает полная трагедия. Грабители снимают с него его шинель. Отчаявшись, он показывает свой протест, но герой бессилен перед лицом бюрократической машины. Акакий Акакиевич погибает так же незаметно, как и жил. Но впоследствии в городке стали происходить странные вещи: призрак персонажа появляется в самых неожиданных местах и срывает с чиновников шинели.

Гоголь в финале показывает, что такие незаметные люди, бросившие протест обществу, могут жить только после кончины. И писатель выражает свое сочувствие персонажу, призывая нас быть внимательными друг к другу, и предупреждая, что придется в будущем нести ответ нанесенные оскорбления ближнему.

Сочинение по произведению 3

В центре событий Акакий Акакиевич Башмачкин, который является скромным титулярным советником, занимавшим должность в небольшом департаменте Петербурга. Главный герой является достаточно непримечательной личностью, которая мало чем отличается от других персонажей, работающих с ним по соседству. Он всегда жил тихой и спокойной жизнью, при этом фактически не обращал внимание на насмешки окружающих людей, которые часто использовали саркастически насмешки в его адрес.

Мужчина живет достаточно бедно, он еле сводит концы с концами. То же самое можно сказать и о духовном мире человека, он достаточно скуден. Его мир ограничивается работой, которую он выполняет с особым усердием. Он не может общаться с другими людьми, у него фактически нет друзей и близких знакомых.

Автор подчеркивает бессмысленность его жизни, которую можно назвать больше существованием, чем настоящей жизнью. И вот в его жизни происходят изменения, он мечтает накопить на новую шинель, поэтому он не доедает, откладывает каждую копеечку, чтобы достичь желаемой цели. Он ходит снимать мерки к портному, который относится к нему с должным уважением и даже проявляет к главному герою особое внимание, к которому Акакий Акакиевич не привык.

И вот цель была достигнута, а главный герой идет по улице в новой, специально сшитой для него шинели. Но вечером грабители срывают с него шинель в темном переулке, с этого момента он впадает в уныние и депрессию, с которой не может бороться и жить счастливо.

Он не собирается сдаваться, но когда встречается со значительным лицом, которое обладает определенными полномочиями, то фактически сдается.

Он не может бороться с происходящем в жестоком мире. Маленький человек не может выступить против общества, не может бороться против установленных правил. Ему трудно идти и бороться с чиновниками и поставленными над народом лицами.

Все это приводит к глубоким переживаниям, поэтому маленький человек умирает. Ему трудно бороться с установленными правилами.

Сочинение Мечта и реальность в повести Шинель (7 класс)

Акакий Акакиевич Башмачкин на протяжении многих лет занимает одну должность – он является мелким чиновником, работа которого заключается в переписывании бумаг. Башмакин любит свою роботу – она является важной частью его жизни. Акакий Акакиевич живет небогато, он отказывает себе в развлечениях, предпочитая им размеренный, упорядоченный образ жизни. Сослуживцы не уважают героя, часто обижают его. Но Акакий Акакиевич не обращает внимания на их издевательства, все его мысли заняты ровными строчками, красивыми буквами, бумагами, которые ему нравится переписывать, иногда просто для себя.

И так бы продолжалась размеренная, лишенная волнений и тревог жизнь уже немолодого чиновника, если бы не холод. Шинель Акакия Акакиевича давно износилась. Герой принес ее портному Петровичу, но тот отказался перешивать или чинить старенькую, много раз бывшую починке одежду. Тогда Башмачкин решается на покупку новой шинели. Годовое жалование Акакия Акакиевича составляло 400 рублей, тогда как на пошив новой шинели требуется 150. Чтобы скопить нужную сумму, чиновник экономить на всем: он перестает пить чай по вечерам, старается не жечь свечей, чтобы не износить подметок, ступал по улицам легко и осторожно. Мечта о новой шинели преобразила Башмачкина, она стала занимать все его мысли, можно даже сказать, что она сделалась смыслом его жизни. Спустя полгода Акакий Акакиевич смог скопить нужную сумму, вместе с портным он купил материал. Еще через некоторое время шинель была пошита Петровичем, и чиновник смог примерить долгожданную обновку. Мечта героя осуществилась, а точнее он сам ее осуществил, что раскрывает чиновника с новой стороны, как человека целеустремленного, деятельного.

По рассказу Шинель

По рассказу Шинель

Популярные сочинения

Именно Пластов является первоклассным художником и самым ярким. Больше всего на свете ему нравилось описывать пейзажи деревенской жизни. Когда смотришь на его картины

В сочинении я хочу рассказать об образе загадочного, интересного и по совместительству одного из главных героев романа – Мастера, и о его жизни до знакомства с прекрасной Маргаритой

Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны, второстепенный персонаж повести Гранатовый браслет А.И.Куприна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В моей работе идет речь о творчестве великого писателя Николая Васильевича Гоголя. Его литературное наследие интересно для любого возраста. Произведения писателя я изучала на протяжении всех лет учёбы в школе, но некоторые из них произвели на меня неизгладимое впечатление.

Своей творческой работой я хотела показать, какой след могут оставить произведения Николая Васильевича Гоголя в душе школьника. Смогут ли они разносторонне воспитать и развить личность читателя ? Чем они могут взволновать подростка? Над какими жизненными вопросами заставят задуматься? Пыталась выяснить, актуальны ли проблемы, поднятые Гоголем в произведениях , в наши дни. Хотела доказать, что творчество писателя бессмертно. Своим сочинением , я надеюсь, смогу привлечь интерес к произведениям великого писателя.

Уроки Н.В.Гоголя в моём сердце

Творческая работа: Сочинение-эссе

Автор: Суркова Ольга Анатольевна

Руководитель: Локтева Елена Васильевна

В моей работе идет речь о творчестве великого писателя Николая Васильевича Гоголя. Его литературное наследие интересно для любого возраста. Произведения писателя я изучала на протяжении всех лет учёбы в школе, но некоторые из них произвели на меня неизгладимое впечатление.

Своей творческой работой я хотела показать, какой след могут оставить произведения Николая Васильевича Гоголя в душе школьника. Смогут ли они разносторонне воспитать и развить личность читателя ? Чем они могут взволновать подростка? Над какими жизненными вопросами заставят задуматься? Пыталась выяснить, актуальны ли проблемы, поднятые Гоголем в произведениях , в наши дни. Хотела доказать, что творчество писателя бессмертно. Своим сочинением , я надеюсь, смогу привлечь интерес к произведениям великого писателя.

Творчество Николая Васильевича Гоголя я полюбила сразу.

Тепло и отрадно становится на сердце. Гоголевские произведения помогают полюбить всем сердцем родную природу, понять, что дороже родины нет ничего на свете.

Читая Николая Васильевича Гоголя, мы учимся быть добрыми, весёлыми, любить мир и людей. Гоголь интересно и смешно рассказывает о жизни и людях.

Нет той струны души, которой не затронул бы Николай Васильевич Гоголь. На его произведениях воспитывалось не одно поколение людей. Его литературное наследие - для всех возрастов. Надеюсь, знакомство с великим писателем продлится всю мою жизнь. Ведь сколько великолепных произведений вышло из-под его пера.

Читайте также: