Сочинение по коми литературе

Обновлено: 05.07.2024

В литературе, как форме общественного сознания нашел художественное воплощение духовный опыт народа, выражающий и специфику развития его истории. Процесс развития литературы протекает очень непросто, будучи связан с факторами социополитического характера. Рождение коми литературы, конечно, во многом подготовлено опытом устного народного творчества. Думается, не следует игнорировать и роль инокультурного влияния на процесс ее формирования: в частности, творческие искания таких крупнейших художников слова, как И. Куратов и К. Жаков, впитали опыт мировой культуры.

Репрессии 1930-х годов оказали ощутимое влияние на развитие литературы: погибли в лагерях В.А. Савин, В.Т. Чисталев, находились в заточении В.И. Лыткин, Н.П. Попов, И.В. Изъюров, П.А. Шеболкин и др.

В годы Великой Отечественной войны многие из писателей сражались на фронте, погибли В.И. Елькин, В.П. Латкин, А.П. Размыслов, И.Н. Симаков, Я.И. Чупров. Публиковались произведения И.М. Вавилина, С.А. Попова, Г.А. Федорова, И.В. Изъюрова, В.В. Юхнина, Я.М. Рочева, утверждающие победу[5]. Публицистичная, порой злободневная сатира, направленная против фашизма, вышла на страницы изданий. В жанрах сатирического портрета, памфлета, частушки сатирические образы строились с помощью средств внешней сатиры, изобличающего иронического контраста, комических деталей (произведения И.М. Вавилина, С.А. Попова). [6]

Особенности социокультурной ситуации способствовали появлению комедии особого типа, в которой народные традиции соединились с водевильными приемами; комический конфликт был связан с событийно-сюжетной основой произведений. Юмористический пафос пьес органично сливался с лирической тональностью комедий. На авторов оказали влияние умонастроения послевоенных лет, когда в обществе доминировало оптимистически-радостное отношение к жизни. Данный тип комедии – особое эстетическое явление. Ее поэтика была сформирована и определена временем: произведения воспринимались как подлинное искусство. При недостаточно развитом реальном взгляде на действительность они отвечали чаяниям общества и были рождены ими. В них нашли воплощение не только мажорные настроения советского общества послевоенных лет, но и свойственное советскому искусству некое светлое начало, связанное со стремлением изобразить жизнь такою, какой она должна быть[7].

Художественное развитие коми литературы второй половины ХХ века делится на два периода: первый охватывает 1960-1980 годы, второй начинается с конца 1980-ых[8]. Своеобразие эстетики и художественного облика этих этапов, конечно, во многом обусловлено социально-историческими особенностями жизни страны.

1960-1980-е гг. – тот этап развития литературы, когда в ней ярко выразились противоречивые начала, характеризующие жизнь советского общества этого периода. С одной стороны, вдохновленная идеями оттепели, литература стремилась встать на собственно художественный путь развития, с другой – неизбежно несла в себе те противоречия исторического развития общества, что искажали ее естественную эстетическую стезю.

Социальный и нравственный опыт войны, а также идеи оттепели стали той почвой, что взрастила литературу 1960-х годов. Общество меняло важные ценностные ориентиры; литература заново рассматривала отношения человека с миром, оценивала движущие силы истории. Ощутимо менялась картина мира. В этот период в коми литературу вошло новое поколение прозаиков: Г.А. Юшков, И.Г. Торопов, П.Ф. Шахов, Н.Н. Куратова, Е.В. Рочев, М.И. Игнатов, В.И. Безносиков и др.; в последующем они стали определять основные тенденции развития прозы.

Поэтические жанры по-своему выражают мировосприятие поколения, пережившего войну, осмысливающего непростой исторический опыт. Стремление увидеть светлые стороны жизни, окрыленность, уверенность в будущем определяют своеобразие эстетики; в основе поэтики лежит романтичность особого рода. Открытое отношение к миру, возвышенность чувств определяют особый поэтический строй лирики; вместе с тем она ограничена в художественном воссоздании реальной картины жизни, стремлении исследовать ее противоречивую суть. Заметное место занимают произведения риторического характера, отмеченные социальными метами времени. В 1960-е годы в коми поэзии формируется новое поколение художников, которое, собственно, определяет ее эстетический облик во второй половине ХХ века – это А.Е. Ванеев, Г.А. Юшков, В.А. Попов, В.В. Тимин, Ю.К. Васютов и др. Рядом с ними продолжают работать С.А. Попов, И.М. Вавилин, Ф.В. Щербаков, позднее вошли в поэзию А.П. Мишарина, В.Г. Лодыгин, А.В. Некрасов, В.Е. Напалков и др.

Ас чужан кыл?й – ич?тик с?дз шор?й.

Мой родной язык – маленький чистый ручеек.

Ас чужан сикт?й – менам кок ув вуж.

Мое родное село – мои глубокие корни,

[3] Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка. – Литературное наследство. – М.: Наука, 1965. – Т.72. – С.346

[4] Об этом подробнее: Кузнецова Т.Л. В.Савин: особенности художественного осмысления жизни // Художественный опыт литератур финно-угорских народов: общее и особенное. Сб. статей по итогам Всероссийской научной конференции (с международным участием). (Сыктывкар, 21-22 ноября 2013 г.). Сыктывкар, 2014. С.3 - 9.

* Думается, в данном случае правомерно вести речь не о влиянии традиций народной культуры на творчество В. Савина, а об органичном единении его творческого наследия с народной культурой.

[5] Об этом подробнее: Ванеева И.М. Великая Отечественная война и коми литература. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1975. – 111 с.

[6] Об этом подробнее: Кузнецова Т.Л. Комическое в коми литературе. – Сыктывкар, 1994. – С.33-35, 70.

[7]Об этом подробнее: Кузнецова Т.Л. Коми повесть 1960-1980-х гг.: художественная эволюция жанра // Современная коми литература: проблематика, герой, стиль. – Сыктывкар, 2004. – С.10 -11 (Тр. Ин-та языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН; Вып.64).

[8] Об этом подробнее: Кузнецова Т.Л. Коми литература второй половины ХХ века // История Коми с древнейших времен до современности. Сыктывкар: Анбур, 2011. Т.2. С.577-580.

10 Тюпа В.И. Альтернативный реализм // Избавление от миражей: Социалистический реализм с разных точек зрения. - М.: Сов. писатель, 1990. - С.349.

12 Белая Г.А. Перепутье // Вопросы литературы. - 1987. - №12. - С.82.

13 Об этом подробнее: Кузнецова Т.Л.Комическое в коми литературе. – Сыктывкар, 1994. – С.49-59; С.71-73

14 Подробнее об особенностях развития новейшей коми прозы: Кузнецова Т.Л. Коми повесть конца ХХ – начала ХХI в.: опыт художественных поисков. – 44 с. (Научные доклады / Коми научный центр УрО РАН; Вып. 502); Кузнецова Т.Л. Малые формы коми прозы конца ХХ-начала ХХI века: особенности художественного развития. Сыктывкар, 2014. 40 с. (Научные доклады / Коми научный центр УрО РАН. Вып.518).

15 Дёмин В.Н. История и типология жанров коми поэзии. - Екатеринбург: УрО РАН, 1997. - С.15.

16 Подробнее об этом: Малева А.В. Лирическая героиня современной коми женской поэзии: особенности семантики и поэтики образа: автореф. дисс. канд. филол. н. Сыктывкар, 2014. 21 с.

17 Латышева В.А. Драматургия и жизнь. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. - С.76.

18 Подробнее об этом :Кузнецова Т.Л. М?впал?, уджал?, гиж? …(А. Поповл?н гиж?дъяс йылысь) Размышляет, работает, пишет … (о произведениях А.Попова) // Кузнецова Т.Л. Литература с?вман туйяс: гижысь да кад (Гиж?д чук?р) (Пути развития литературы: писатель и время) (Сб. статей). Сыктывкар: Эск?м, 2003. С.33-54.

19 Подробнее об этом :Кузнецова Т.Л. Аслад ордымд мунны … (талунъя литература йылысь пасйдъяс) // Кузнецова Т.Л. Литература с?вман туйяс: гижысь да кад (Гиж?д чук?р) (Пути развития литературы: писатель и время) (Сб. статей). Сыктывкар: Эск?м, 2003. С73-79.

Оставались ли вы когда-нибудь наедине с самим собой? Бывало ли так, что в мире, в вашем мире, существовали только вы? Слышали ли вы когда-нибудь собственное дыхание, ощущали биение своего сердца, чувствовали ли тепло жизни, что медленно протекает в вашем теле? Редко так бывает, что человек остается один, в тишине. Ведь в нашу эпоху информационных технологий это практически невозможно. Человек словно боится сам себя.

Я тоже боялась, до недавнего времени, тишина для меня была чем-то ужасным, инородным, совершенно незнакомым. До тех пор пока я не оказалась в поле, в настоящем поле, где все является единым золотым океаном, отражающим все краски жизни. Сначала я растерялась, были восторг, смущение, страх и радость одновременно, но потом у меня словно выросли крылья, я превратилась в мотылька, да именно, в животрепещущее и такое маленькое, беззащитное создание, что живет только сейчас, только в этот момент. Я парила, я чувствовала, как обычно грубый холодный ветер таял в солнечных лучах, он улыбался мне, да улыбался и играл со мною в догонялки, он был моим истинным другом, он не вредил мне и не бросал, просто был со мной. Каждая травинка, каждая песчинка приобрели для меня необъятное значение. Деревья, что мели синеву неба, стали чем-то таким родным для меня, что я чувствовала каждое их движение. Я была как они, я могла дотронуться до неба, почувствовать его голубую мягкость, окунуться в его бесконечность, захлебнуться его богатством и возродиться снова. Я обрывисто дышала и никак не могла успокоиться, это было чем-то таким близким, но таким незнакомым для меня. Я впервые поняла, каково оно, мое дыхание, как оно выглядит и на что похоже. Я была одна, но в гармонии с природой, я могла видеть её глазами, видеть себя со стороны, я чувствовала себя одновременно и богиней, и рабыней в этом мире, но это было незабываемо.

Многие говорят, что мой край ничем не примечателен. Говорят, что он не имеет красок, что единственное, что он может предоставить, это холод и невзрачность, но это совершенно не так! Люди действительно просто боятся видеть всю эту прелесть, всю красоту. Люди не могут почувствовать. Коми земля поистине прекрасна. Ее просторы загадочны и безграничны. Ее лесные лабиринты, усеянные пестрым ягодно-цветочным полотном, нельзя сравнить ни с одним, даже самым лучшим, городом нашей планеты. Наши реки- это серебряные ленты, вплетенные в изумрудные косы Коми природы, а горы – это золотая корона на светлой голове нашего края. В каждое время года наш край может похвастаться такой красой, что ни один шедевр мировой культуры не сможет быть ему равным. Как прекрасно, когда осенью на шелковом полотне нашего леса, сшитого золотыми нитями и усеянного красными крапинками, виднеются миленькие зеленые пуговки в виде красавиц сосенок. Или когда золотое полотно меняется на зимнее-серебряное, а пуговки не меняются, словно волшебница природа создала для нас такой наряд, который может переливаться самыми красивыми и загадочными цветами.

Хотелось ли вам когда-нибудь побывать птицей? Мне очень хотелось. Хотелось быть свободной и независимой, хотелось посмотреть на свой край таким, каким его видит небо. Хотелось почувствовать всю мощь, всю красоту Коми края. Увидеть все его природные памятники, которых, к слову, в Коми немало. Ощутить свежеть хвои, увидеть небо земли, усеянное грибами, словно звездами, посмотреть на яркие, бисерные плетения брусники, лететь, обгоняя течения наших быстрых рек, слушать песнь моего спутника, ветра, понять, что вот она- Я, и вот Она- моя земля.

Каким бы холодным Коми край не был, он чудесен, попробуйте так же, как и я, почувствовать это ,и вы поймете, что наш край – он наш, и что разнообразие его красок безгранично. Что это какой-то добрый чародей наградил нашу землю такими оттенками, которых мы даже представить себе не можем, но можем почувствовать, почувствовать своим внутренним я, душой и сердцем. Почувствовав это один раз, я не могу забыть ощущений. И теперь с гордостью могу заявить, что живу в одном из самых прекрасных уголков нашей планеты.

Предварительный просмотр:

Коми – это чудесная Республика, которая образовалась 90 лет назад. Почти целый век край Коми существует в качестве субъекта Российской Федерации, ну а сама нация коми-зырян была образована много веков назад.

Официально, наша Республика была создана 22 августа 1921 года, в достаточно насыщенный для нашей страны год. В том году в России разразился политический кризис: прокатилась волна крестьянских восстаний, волнения в армии и на флоте вылились в так называемый "Кранштадский мятеж", но и рабочий класс, считавшийся опорой нового режима, проявил свое несогласие с проводимой советским правительством политикой. Тем не менее, это не помешало созданию Республики.

На территории Коми проживает много разных народов: от самих коми и русских, до белорусов и немцев. Каждый народ обладает своими порядками, традициями, духовными и качественными особенностями. Переплетая различные культуры и традиции, республика развивалась и самосовершенствовалась. Все нации вносили что-то своё, исключительное и неповторимое, именно поэтому культура Коми настолько необычна и многолика. К сожалению, в прошлом промышленное развитие Коми и увеличение численности населения республики связано с деятельностью ГУЛАГа и его подразделений. В конце 1950-х годов система ГУЛАГа была ликвидирована, но многие ссыльные и отправленные на вечное поселение остались в этом суровом, но прекрасном краю.

Природа нашего края отличается большим своеобразием и разнообразием. Визитная карточка Коми - это девственные леса. Уникальная территория — Печоро-Илычский заповедник. Таких лесов, не тронутых рукой человека и воздействием радиации, в Европе уже не сохранилось. Проект по защите лесов Республики Коми - крупнейший из тех, что сегодня реализуются в России. В 2009 году командой Проекта ПРООН/ГЭФ на Коми было потрачено без малого полмиллиона долларов. Эти средства пошли, прежде всего, на организационные расходы, научные разработки, социологические исследования, проведение семинаров, выставок, обучение специалистов.

Что же касается животных, то я смело могу сказать: фауна Коми края очень богата, известно около 4400 ныне живущих видов, в том числе более 50 новых для науки.

Всё же давайте вернёмся к населению Коми, его культуре, поговорим о языке. Коми — один из двух пермских языков. Представлен тремя крупными наречиями, каждое из которых имеет свой литературный стандарт: северное, южное, коми-язьвинское. Сейчас в нашей республике активно вводят изучение коми языка в начальной и средней школе, так как давно известно, что он потерял свою популярность и активно вытесняется русским. Полноценно говорят на национальном диалекте только народы населённых пунктов, которые далеко расположены от центра. Это положение вещей не может не расстраивать. Ведь люди, живущие в коми и называющие себя коми народом, обязаны знать историю, культуру и главное- язык своей родины. Он является неотъемлемой частью, духовной ценностью народа и всего человечества, это клад, это достояние и гордость народа, связь поколений и дань истории Коми.

Наша Коми республика является частью большой могучей России. Наши жители активно принимают участие во многих всероссийских конкурсах, соревнованиях и конференциях не только на территории самой республики, но и в самой России.

Так же ходит легенда о призраке Мича Ичмонь. Поясню, в предании про Мича Ичмонь рассказывается, что много веков назад на Удоре жил народ чудь. Но когда сюда пришли православные миссионеры, то языческая чудь, чтобы не принимать новую веру, стала уходить через леса и реки на северо-восток. Одна прекрасная чудинка - Мича Ичмонь - чтобы не покидать родину, решила лишить себя жизни. Где-то 30 лет назад один старый Охотник-промысловик, знатный медвежатник, встретился с этой девушкой. Она гналась за ним вдоль реки, когда старик плыл на лодке. От страха, он выстрелил один раз в свою преследовательницу, а она, с лёгкостью отклонившись от пуль, продолжала гонку. Лишь после второго выстрела удалось отпугнуть Мича Ичмонь. Сегодня власти района намерены использовать образ призрака для создания северного туристического бренда.

Администрация Коми разрабатывает различные варианты сохранения нашей культуры. Начиная от учебных фильмов, заканчивая экскурсиями к национальным достопримечательностям. Несмотря на все старания властей, немалая часть сохранения культуры зависит от молодёжи. Наше поколение мало заинтересовано в сохранении древних порядков, некоторых праздников и обычаев. Возможно это из-за прогресса и развития общества, каждый думает только о себе. Патриотизм и уважение к истории потихоньку отходят в прошлое, как бы печально это не звучало. Очень трудно изменить устоявшуюся точку зрения людей. Каждый должен решить для себя сам. Возможно, если бы нам больше рассказывали о выдающихся людях и достопримечательностях Коми, в сердцах жителей проснулась бы гордость и желание не потерять всё это?

1.3. Цели Конкурса: создание условий для эффективного взаимодействия образовательных организаций Республики Коми, реализующих программы этнокультурной направленности в рамках реализации Концепции этнокультурного образования в Республике Коми; расширение образовательных возможностей для одарённых детей из сельской местности.

1.4. Задачи Конкурса:

  • содействие социокультурным процессам в регионе, направленным на сохранение культурного наследия коми этноса;
  • формирование образовательного резерва социально активных подростков;
  • формирование у подростков ценностного отношения к культуре региона;
  • формирование у подростков готовности к деятельности по сохранению языка и других компонентов культуры;
  • развитие творческого потенциала подростков.

1.5. Дополнительная информация, комментарии к номинациям, критерии оценивания работ публикуются на сайте гимназии:

Условия участия в Конкурсе

2.1. В Конкурсе имеют право участвовать обучающиеся 7-х классов образовательных организаций, реализующих программы начального, основного, среднего общего образования. Возраст участников: 13 - 14 лет.

2.2. Участие в заочном этапе Конкурса бесплатное. Для участия в очном этапе устанавливается оргвзнос в размере двухсот (200) рублей. Питание и проживание участников Конкурса за счёт принимающей стороны.

2.3. Для участия в конкурсе необходимо представить в соответствие с номинациями Конкурса:

  • работу с заданиями по коми языку как родному и сочинением по коми литературе;
  • работу с заданиями по коми языку как неродному и сочинением по литературе Республики Коми;
  • исследовательские работы по историко-краеведческой тематике на русском языке.

Примечание: задания по языку и литературе разработаны дифференцировано с учётом уровня владения коми языком. Из предложенных тем сочинений по коми литературе и тем мини-исследований по историческому краеведению участник Конкурса выбирает одну тему.

2.5. Пакет документов для участия в Конкурсе должен содержать:

· форма заявки установленного образца (см. Приложение)

2.6. Технические требования к работам участников:

Рекомендуемый объем сочинения 2-3 стр. рукописного текста (шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5). При написании сочинений приветствуется использование художественных текстов. Требования к оформлению мини-сочинения по образцу (см. Приложение 2).

2.7. Конкурс проводится по следующим номинациям:

2.8. Главная тема Конкурса — сохранение и развитие культуры Коми края.

2.9. На Конкурс принимаются работы на русском и коми языках.

2.10. Работы, поданные группой авторов, должны содержать наименование творческого коллектива.

Порядок организации и проведения Конкурса

3.2.Конкурс проводится в три этапа:

Первый этап (заочный) — с 17 февраля до 21 марта 2016 г. Конкурсные работы на заочный этап принимаются до по адресу: 167005 г. Сыктывкар, ул. Печорская, д.28.

Второй этап: с 21 марта до 24 марта 2016 проводится в целях экспертной оценки работ и определения и утверждения финалистов и победителей.

Третий этап (очный): 30 марта 2016 года презентация творческих и исследовательских работ, участие в дебатах и организационно-деловых играх.

Отбор финалистов и победителей Конкурса

4.1.Отбор финалистов и победителей Конкурса осуществляет организационный комитет Конкурса в составе:

Нефедова Светлана Михайловна, учитель коми языка и литературы, заместитель директора по гуманитарному образованию;

Зварич Лидия Яковлевна, учитель коми языка и литературы;

Вагнер Раиса Ивановна, педагог дополнительного этнокультурного образования;

Карманов Павел Николаевич, учитель истории и обществознания;

Сизева Жанна Генриховна, учитель коми языка и литературы;

Симпелев Павел Иванович, педагог дополнительного этнокультурного образования;

Старцева Алена Александровна, учитель коми языка и литературы;

Таскаева Алла Александровна, учитель истории и культуры Коми края;

Томова Ирина Николаевна, педагог дополнительного этнокультурного образования;

Пархачёва Надежда Павловна, учитель истории и обществознания;

Лобанова Людмила Сергеевна, старший научный сотрудник Коми НЦ УрО РАН.

4.2. Отбор финалистов и победителей Конкурса проходит в три этапа:

1. экспертная оценка работ по соответствующим критериям (см. Приложение);

2. выявление победителей и финалистов заочного этапа;

3. выявление победителей очного этапа по номинациям;

Награждение финалистов и победителей Конкурса

5.1. Количество призовых мест определяется на заседании организационного комитета Конкурса.

5.2. Победители Конкурса награждаются дипломами. Все участники получают сертификаты участия.

5.3. Итоги Конкурса будут размещены на официальном сайте Гимназии.

Использование конкурсных работ

Прочие условия

Передача участниками конкурсной работы в соответствии с настоящим Положением означает полное согласие участников с условиями Конкурса.

Контактная информация

8.2.Контактное лицо: Нефедова Светлана Михайловна — заместитель директора по гуманитарному образованию.

Телефон: 89042723582 (сот)

8.3. Любые вопросы по условиям проведения, требованиям к конкурсным работам могут быть направлены по электронному адресу контактного лица.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Форма заявки

№ п/п Фамилия, имя, отчество участника Дата рож. уч-ка Индекс, дом. адрес уч-ка, телефон Класс, образ-ая орган-я Номинация Ф.И.О. руководителя

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

НОМИНАЦИИ КОНКУРСНЫХ РАБОТ.

КОМИ КЫВЙЫСЬ УДЖ.

Удж сикас Медвылыс балл
1. Гиж кывъяссö транскрипцияын, лöсьöд кывтэчасъяс: Видзчысьны – виччысьны, вöтчыны – вöччыны, лэдзчысьны – лэдзчыны, пöртсис – пöрччис.
2. Кутшöм кыв лöсялö татшöм тэчаслы: ∩ + ф.а. + ф.а. + к.в + к.в? Торйöдöй суффиксъяссö. а) сьöлöмсяньыс б) висьталыштiс в) чуймöдана г) вотчанiнысь
3. Пасйы, кутшöм сёрникузяын паныдасьлö состояние вежöртаса кыв: а) Лöнь карса олöм визувтiс ньöжмыдика. б) Уна жыръя керкаын вöлi лöнь да гажтöм. в) Муяс вылö, видзьяс вылö пуксис лöнь. г) Лöня сулалiсны дзор козъяс.
Вайӧд рӧдвуж кывъя шусьӧгъяслы коми вариантъяс
Удмурт кывйын: шыра-каня оз ёртасьлыны Коми кывйын: Эст кывйын: ош кутӧ эн вузав ошсӧ кыйтӧдз Коми кывйын:
Венгр кывйын: кодi водз чеччӧ, зарни аддзӧ Коми кывйын: Фин кывйын: ас муыд – оз, мӧд муыд – сьӧд вотӧс Коми кывйын:

Удж донъялöм:

1-4 уджъясысь тыр-бур вочакывйысь - 1 балл, джынвыйӧ вочакывйысь - 0,5 балл, омӧль вочакывйысь - 0 балл.

5-6 уджъясысь тыр-бур вочакывйысь 5 балл, шöркодь вочакывйысь 4 балл, омöль вочакывйысь 0 балл.

Отсӧг вылӧ небӧгъяс:

1. Игушев Е.А. Коми кывйыс гажаджык на биысь. – Сыктывкар, 1998

2. Игушев Е.А. Чужан кывтӧ он ньӧб. – Сыктывкар, 1998

3. Игушев Е.А. Чужан кыв – менам олӧм да вӧт. – Сыктывкар, 1988

4. Игушев Е.А.Тайӧ муса кылӧн чой-вок сёрнитӧны. – Сыктывкар, 1983

4. Лыткин В. И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. – Сыктывкар, 1999

5. Коми войтырлöн шусьöгъяс да кывйöзъяс. Пословицы и поговорки коми народа. – Сыктывкар, 2014. Небöг лэдзысь, шöр редактор Родов А. С.

КОМИ ЛИТЕРАТУРАЫСЬ СОЧИНЕНИЕ ТЕМАЯС

Сочинение донъялӧм

Донъялӧмлӧн сикас Балл
Темасӧ гӧгӧрвоӧм да вежӧртӧм
Уджлöн сюрöсыс, тэчасыс ставнас лöсялö темалы. Тема туялӧмын эм выльтор.
Велӧдчысьлӧн мӧвпыс оз лӧсяв бӧрйӧм темалы.
Ас видзöдлас подулалöм.
Велöдчысьöн видлалантор дорас ассьыс видзöдлассö восьтöм (татшöм кывъясöн да кывтэсасъясöн вöдитчöм: сы вöсна мый, та понда, гашкö, позьö шуны, менам чайтöм серти да с.в.); гижан текстын аслас сьöлöмкылöмъясöн юксьöм (позьö горöдана да юалана сёрникузяяс отсöгöн, мукöд ногöн), художествоа гижӧдысь колана примеръяс, цитатаяс уджас пыртöм.
Велöдчысьöн видлалантор дорас восьтӧма сӧмын ассьыс видзöдлассö, абу пыртӧма художествоа литератураысь примеръяс.
Уджлӧн йитӧд
Велӧдчысь сьöрсьöн-бöрсьöн вайöдö мöвпъяс, шöр мöвпсö бура восьтö, сёрникузяяс öта-мöдкöд бура йитö.
Мӧвпсӧ оз бура йит, эмӧсь дзугсьӧмъяс мӧвпъяс сьӧрсьӧн-бӧрьӧн восьтӧмын.
Абуӧсь йитӧдъяс уджлӧн юкӧнъяс костын
Мичаа, лöсьыда, шыбöльястöг комиöн гижан сям
Уджсӧ гижӧма сьӧлӧмсянь, лӧсьыд да мича кывйӧн.
Гижӧма гӧль кывйӧн, абу колана стильын, вевтыртӧ морфология да синтаксис боксянь ыджыд торкалӧмъяс.
Ставыс

КОМИ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ

1. Лыддьы текстсő да вőч уджъяс.

Ни öти диплом, ни öти премия, кодöс сёрöнджык сетавлiсны университетъясын да научнöй институтъясын, эз ышöдныменö, кыдзи тайö козиныс. (П.Сорокин)

Моё посещение Итатки состоялось 10 мая 1974 года. Было оно незапланированным. Тогда я даже не знала, что в тех краях, неизвестно для земляков, покоится тело нашего земляка-поэта. 9 мая прилетела самолётом к другу в Томск. Он мне и поведал историю, услышанную от кого-то из старожилов. А уже назавтра оказалась в Итатке. Долго бродили по старому кладбищу, опрашивали людей. Пожилой мужчина показал какое-то место, ни креста, ни памятника. Невзрачно, заброшенно. Мусор подмели. Через пару дней я поспешила вернуться домой, ожидала рождения ребёнка, но уже знала, что многострадальная душа В.Савина упокоена в Итатке, недалеко от Томска.

26 октября 2007 г.с малой родины драматурга Савина привезён мемориальный гранитный камень, на котором выбита надпись: "Савин Виктор Алексеевич (1888 - 1943), выдающийся коми поэт, прозаик, драматург". Камень установлен на могиле поэта по инициативе фонда "Покаяние" и землячества деревни, где родился Савин. Фонд и землячество находятся в Сыктывкаре Республике Коми.
Имя Виктора Савина было присвоено Государственному академическому театру драмы в городе в Сыктывкаре. Слева от здания театра установлен памятник В.ВА. Савину.

Сомкните мудрые уста,
Отдайтесь радости в страданье,
Пускай упрямая мечта
Созреет в северном сиянье.

Забудем счастье и уют
И призрак мимолетной славы,
Пускай нас братья предают,
Но с нами Данте величавый.

Сильней симфоний и стихов
Греметь мы будем кандалами,
И мученики всех веков,
Как братья старшие, за нами.

Пусть нам свободы не вернуть,
Пусть мы бессильны и бесправны!
Но наш далекий, трудный путь
Постигнет прозорливый правнук.

О, не оглядывайтесь вспять,
О, не заламывайте руки —
Для тех, кто любит, нет разлуки,
Так солнце может мир обнять!

Поселок Чибью, 1937

Семья о смерти Николая Александровича Бруни узнала спустя двадцать лет.

3 года провёл в Коми АССР писатель-сатирик армянин Товмасян Арам Товмасович. Родился Арам Товмасович 24 октября 1888г В Турции, Ван, проживал там же. Арам Товмасович был арестован 25 ноября 1935г. приговорен Ереванским судом: по статье 198 УПК, дело N117/4062; по статье 67, часть 1-ая УК Армянской ССР от 4-го марта 1936г. Приговор: 3 года ИТЛ. Воркута, Усть-Вымь, Кирпичный, далее - 17 лет ссылки в Басаргечар (ныне - Варденис). А.Т. Товмасян реабилитирован в 1955 году. Похоронен - Тохмах Центральное городское кладбище, Ереван, Армения.

Названов, Михаил Михайлович — актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Жил в заключении в Ухте с 1935 по 1940 год, работал в лагерном театре.

Прошёл лагеря Коми АССР: Локчимлаг, Устьвымлаг,Ухтижемлаг писатель, журналист, рабочий, репрессированный Устиловский Георгий Иванович (15.04.1915-2009гг).
Родился в деревне Чарноусы, Мстиславского уезда Могилевсой губернии, Беларусь. Закончил ФЗУ, работал на торфяном заводе им.Даумана в Витебской области. Учился в Смоленской совпартшколе, по окончании работал в редакциях районных газет. За сокрытие ареста отца был исключён из комсомола и уволен с работы. В 1936 году был арестован, и 23 марта 1937 года осуждён по ст.58.10 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы. Освобождён в 1944 году.


Работал в Коми АССР на предприятиях лесной промышленности. В 1974 году вышел на пенсию. С 1992 года вёл деятельность в качестве председателя общественной организации "Сосногорский мемориал". По его ходатайству было реабилитировано примерно 800 пострадавших. Устиловский Г.И. - автор четырёх книг о сталинских лагерях. В 1996 году усилиями Г,Устиловского в Сосногорске установили памятник жертвам политических репрессий.

С 1976 года и до ухода из жизни в Республике Коми жил известный поэт Алшутов Александр Яковлевич: Алшутов (псевдоним) — Бейлин (по отцу) — Голицын (по матери). Его отец, профессор-еврей, мать княжеского рода.
6 апреля 1935 года - родился в Москве. В республике Коми он работал на телевидении, в издательстве, кочегарке, библиотеке посёлка Верхняя Максаковка. Опубликовал к ранее изданным ещё три сборника стихов. Последние несколько лет издавал газету. Здесь, в посёлке Верхняя Максаковка и умер 12 февраля 1999 года.

Внёс свой литературный вклад Герцман Михаил Львович — председатель Союза композиторов Республики Коми, Заслуженный деятель искусств РФ и Республики Коми, Лауреат Государственных премий РФ и Республики Коми. Им были написаны стихи для песен известного российского певца и нашего земляка Валерия Леонтьева. Также Михаил Львович опубликовал свой "автобиографический" роман "Тупица".

В разное время на земле Коми пребывали, трудились и творили писатели, поэты, публицисты Александр Рекемчук, Валерий Поволяев, Сергей Довлатов, Игорь Губерман. Конечно же, возможно сами того не подозревая, эти писатели и поэты оказали и продолжали оказывать своё творческое влияние как на меня, так и на многих других поэтов и писателей Коми.

В 1991 году произошёл развал Союза писателей СССР, вместе с ним и Союза писателей России. Образовались новые союзы - СПР и СРП, в основном из членов распавшихся союзов. Новый СПР продолжил однако уже сложившуюся практику, так и не перейдя на новые рельсы. В СРП объединились члены демократического направления.

В нашей республике кардинальных изменений тогда не последовало, поэтому для раскола или для роспуска писательской организации СПР КОМИ не было причин. Те, кто состоял в региональном отделении СПР, продолжили свою деятельность.

Изменения в литературной жизни республики Коми произошли в 2017 году, когда, следуя требованиям времени, группа писателей и поэтов объединилась в региональное отделение Российского союза писателей (РО РСП). А совершенно новый Российский союз писателей (РСП), куда вошло РО РСП, в 2012 году был преобразован из ранее действовавшего Литературного клуба. РСП – на сегодняшний день один из самых мощных современных и влиятельных общественных союзов.
РО РСП – организация многонациональная, а её члены пишут на русском языке. Их деятельность отмечена призами, дипломами, медалями. Похвальные результаты имеют писатели и поэты Г.Ю.Зорин (финалист конкурса РСП"Поэт года"), Т.М.Барышева, В.Г.Гурбаналиева, А.Вотяков, Л.Г.Ханаева,Л.Д. Чебыкина, С.Н.Ярчук (финалист конкурса РСП "Писатель года" в номинации "фантастика"). Также следует отметить профессиональные успехи, каких достигли члены РО РСП Е.В.Багрянцев, С.В.Гуков. Активно осваивают поэтические премудрости наши новые члены РО РСП: Р.А.Гапоненко, Р.А.Сажина, Г.П.Севрикеев, В.Ф.Микушев.

Веклич Н.В., член Российского союза писателей (Москва)
Председатель Коми регионального отделения РСП (Сыктывкар)
Член экспертного совета Евроазиатской творческой гильдии (Лондон),

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m3368ae2.jpg

Республика Коми-

мой край родной

Меня зовут Александра. Я родилась в городе Сыктывкаре. Это столица прекрасного края - Республики Коми. Она славится своей природой, традициями разных народов, а еще – замечательными людьми, которые живут и трудятся в непростых условиях Севера.

hello_html_m628d8c06.jpg

Республика Коми – это:

-8 больших рек

-Уникальные территории

-Полезные ископаемые

Республика Коми – самый большой регион европейской России. Граничит с Ненецким, Ямало-Ненецким и Ханты – Мансийским округами, Пермским краем, Архангельской, Свердловской, Кировской областями.

Как все начиналось……

Предки коми были отличными охотниками. Они добывали мясо, а из шкур делали одежду. В разное время года и даже в разные месяцы охотились на разных животных. Их календарь называется промысловым. В нём нет привычных для нас месяцев. Каждый зверь – это определённое время, своеобразный месяц. На календаре изображены лиса, выдра, лось, олень, росомаха, горностай, северный медведь, куница и белка. А ещё есть насечки – их 90.

Каждая насечка – это четверо суток. Время на календаре начинали отсчитывать с 21 марта и двигались против часовой стрелки. Год древние коми делили не на 12 месяцев, как мы сейчас , а на 9 периодов. Эти периоды делили на сезон охоты и выводковый сезон.

hello_html_3ab847ed.jpg
hello_html_m6fdf632d.jpg

hello_html_m3cd2c5f1.jpg

Важный флаг…

Флаг Республики Коми отражает ее особенности и богатства. Синий цвет – это цвет неба и бескрайных просторов севера. Зелёная полоса – символ тайги. Белая напоминает о том, что мы живём на севере, где много снега, и о том, что в республике дружно живут разные народы.

Герб Сыктывкара

На гербе Сыктывкара изображён медведь – талисман и хранитель традиций, оберегающий ростки новой жизни. В верхнем поле – элемент орнамента СОЛНЦЕ. Полосы - это две северные реки, серебристый цвет – символ снежной чистоты.

hello_html_4a8a45ca.jpg

Золотая птица на красном щите.

Герб Республики исполнен по мотивам пермского звериного стиля древнего искусства коми. Вы видите золотую птицу на красном щите. На груди птицы изображено лицо женщины, вокруг него – шесть лосиных голов. Золотые и красные цвета напоминают о коми легендах, сказках, в которых их связывали с весенним, тёплым цветом, с рождением человека и матерью. Птица – символ солнца и власти. Лицо женщины – солнечная богиня Зарни Ань, которую коми считали матерью всего мира. Лось – это сила, благородство и красота.

Сыктывкар-столица Республики Коми

hello_html_m6391606c.jpg
hello_html_5b0a47f8.jpg

hello_html_m4bbeac95.jpg

hello_html_m14120aac.jpg

hello_html_37720fa1.jpg

hello_html_365fa981.jpg

Культура Сыктывкара

В городе разнообразная культурная жизнь. В Сыктывкаре есть драматический театр, филармония, Государственный театр оперы и балета, краеведческий музей. Картинная галерея содержит большое число произведений русского искусства. В городе действуют несколько кинотеатров и клубов. Развита сеть библиотек.

Достопримечательности Сыктывкара hello_html_1c435a62.jpg

Исторический центр города невелик, пешеходная экскурсия по нему займет не более одного часа. Главным местом исторической части является Стефановский кафедральный собор на главной одноименной площади города. Собор был заложен ещё в 1850 году, и назван в честь Стефана Пермского – самого чтимого в Коми покровителя. В 30-е годы прошлого столетия здание собора было практически полностью разрушено и отреставрировано заново лишь в 2002 году.

hello_html_m2c16365.jpg

На улице Орджоникидзе стоит самая старинная постройка, выполненная в начале 19 века. Это дом купца Суханова. По его инициативе и на его средства в те далёкие годы в Усть-Сысольске построены деревянные храмы и красивые жилые дома. Благодаря этому в 1780 году Екатерина II присвоила ему статус города.

hello_html_m1911b6f4.jpg

На перекрестке двух улиц – Советской и Орджоникидзе – находится здание пожарной охраны, построенное в начале прошлого столетия. Десятиметровая каланча с часами, выполненная в форме восьмигранник а, является символом Сыктывкара.

В городе есть и другие интересные места. Одно из них – Грибной переулок между двумя домами на улице Куратова. Его ширина составляет всего 10 см. У горожан появилась традиция, связанная с этим переулком – чтобы поход в лес за грибами был наиболее удачным, нужно пройти под указателем на этот переулок.

hello_html_48778dd.jpg

Основные торжества проходят на Театральной площади. В этот день здесь устраиваются праздничные концерты, конкурсы, дискотеки. По окончанию мероприятий горожане приходят на площадь полюбоваться праздничным салютом.

hello_html_6fd56bab.jpg

Стефановская площадь – самое сердце города. Это любимое место для прогулок, встреч и свиданий. Огромное пешеходное пространство, где можно встретить кого угодно. На новогодние праздники здесь устанавливается главная ёлка, и организовывается катание на лошадях, северных оленях.

Местная легенда… hello_html_1f74a35b.jpg

В городе существует своя легенда о бывшем доме купца Оплеснина. Этот дом был построен в 1892 году. В настоящее время здесь расположен Финно-угорский культурный центр. До недавнего капитального ремонта здесь происходило много странного: звонил колокольчик без язычка, падали сами по себе стулья, внезапно включалась музыка. Сотрудники центра пребывали в растерянности по поводу этих необычных явлений. Здесь повесился купец Оплеснин, и его душа продолжала жить в этом доме. Все странности закончились после того, как в доме был произведен капитальный ремонт, и он был освящён.

Заключение.…Самые – Самые…..

- Самый длинный в Европе проспект – Октябрьский проспект в Сыктывкаре: его длина – 18 километров.

- Самый большой в Европе заповедник – Печоро-Илычский заповедник на Северном Урале.

- Самые первые в России золото и серебро начали добывать во времена правления Ивана Грозного на Печоре.

- Самое большое в Европе болото – болото Океан в Усть-Цилемском районе.

Читайте также: