Тема гибели человеческой души в рассказе ионыч сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В рассказах 90-х годов Чехов по-прежнему исследует жизнь не в общих явлениях, а в ее частных выражениях в сфере быта. На первый взгляд, мелкие и неважные темы выводят к социальноисторическим обобщениям. Чехов пишет об интеллигентах, их иллюзиях и заблуждениях, о несостоятельности их жизненных программ.

Это ярко проявилось в его трилогии “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Герои ее “связаны скрытой общностью”: гимназический учитель Беликов с его девизом “как бы чего не вышло” свел свою жизнь к следованию

инструкциям и указам; чиновник Чимша-Гималайский подчинил жизнь идее приобрести собственность – имение с крыжовником.

Алехин, который любил, не смог переступить через привычные представления, и погибла сама любовь. Каждый из героев подчиняет жизнь узкой программе, заключает ее в футляр.

Образ учителя греческого языка Беликова разработан гротескно. “Футлярность” определяет все, что его окружает: вся мебель в чехлах, сам в любую погоду в калошах и с зонтиком, в темных очках и с ватой в ушах. Футляр – это способ спрятаться от жизни, уйти от принятия решений. Беликов слаб, робок, одинок.

боязлив. Поэтому он учит мертвому древнегреческому языку, поэтому он во всем следует указам и инструкциям. Однако этот “человек в футляре” странным образом держит в моральном подчинении весь город. Его зловещий облик витает над всеми делами и разговорами горожан. Смерть Беликова – это обретение вечного футляра, недаром он “лежал в гробу почти счастливый”.

Образ “человека в футляре” стал символом стремления спрятаться от жизни. В рассказе Чехов дал гротескную характеристику поведения интеллигенции в конце 90-х годов.

В рассказе “Крыжовник” чиновник Чимша-Гималайский осуществил фанатическую мечту жизни – купил усадьбу, в которой он хотел развести крыжовник. Маленький чиновник, солдатский сын, перерождается. Став собственником, он рассуждает о необходимости телесных наказаний для крестьян, превращается в тупого обывателя.

Чехов рисует его гротескно: он похож на свинью, на свиней похожи его толстая собака и толстая кухарка. Фанатичная идея, которой подчинил жизнь, в общем, неплохой человек, – это тоже футляр, сковывающий свободный дух.

Такой же футляр в виде оторванных от реальной жизни консервативных представлений о грехе и добродетели губит любовь в рассказе “О любви”.

В трилогии главная тема – это неправильно понятые смысл и цель жизни, приведшие к опошлению и нравственному перерождению героев. Анатомию опустошения и гибели человеческой души особенно ярко Чехов показал в рассказе “Ионыч”.

Герой проходит три этапа в своей жизни, каждый из которых характеризуется повторяющимися, но претерпевающими изменения деталями.

Дмитрий Ионыч Старцев приезжает врачом в земскую больницу с высокими идеалами служения народу. Он не лишен романтического восприятия жизни, любит музыку, мечтает, влюбляется. Он способен чувствовать красоту лунной ночи, остро переживать.

Вначале он даже не берет за лечение денег у бедняков. Он и сам не богат – в город ходит пешком. Когда Котик отказала Старцеву, он при всей казавшейся пылкости и глубине любви страдал три дня, а потом утешился и думал только, что любовь приносит ненужные хлопоты.

Чехов не говорит подробно о годах жизни Старцева, а расставляет только основные вехи.

Герой, прежде отличавшийся от жителей города возвышенными мечтаниями и горячими чувствами, привыкает к размеренной, полусонной жизни обывателей. Они больше не раздражают Старцева. Они не изменились, но меняется сам герой. Он теперь уже берет деньги со всех больных, перестает спорить, покупает пару лошадей. Ему лень любить, и он думает: “Хорошо, что я тогда не женился”.

Называют его теперь Дмитрий Ионыч.

Моральное опустошение завершается тем, что доктор Старцев превращается в Ионыча – ленивого, разжиревшего, лишенного живых мыслей обывателя. Он теперь берет не только деньги, но и все, что приносят больные; ездит на тройке с бубенчиками и кучером на козлах; по вечерам считает деньги, рассматривает дома, назначенные на продажу. Круг его интересов теперь – только богатство, хотя он сам не знает, зачем ему одному столько денег.

Ни желаний, ни мечты у Ионыча уже нет. Процесс деградации личности завершен.

Чехов показывает, что среда, окружение, обывательские нравы оказывают влияние на человека, но это лишь усугубляющие факторы. Основная же причина опустошения героя – в нем самом, в его неспособности к сопротивлению, противостоянию. М. Бахтин писал, что “человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности”.

Герои Чехова не дорастают до самих себя, это несвершившиеся люди.

Алехин, который любил, не смог переступить через привычные представления, и погибла сама любовь. Каждый из героев подчиняет жизнь узкой программе, заключает ее в футляр.

В трилогии главная тейа — это неправильно понятые смысл и цель жизни, приведшие к опошлению и нравственному перерождению героев.

Герой проходит три этапа в своей жизни, каждый из которых характеризуется повторяющимися, но претерпевающими изменения деталями.

Дмитрий Ионыч Старцев приезжает врачом в земскую больницу с высокими идеалами служения народу. Он не лишен романтического восприятия жизни, любит музыку, мечтает, влюбляется. Он способен чувствовать красоту лунной ночи, остро переживать.

Вначале он даже не берет за лечение денег у бедняков. Он и сам не богат — в город ходит пешком. Когда Котик отказала Старцеву, он при всей казавшейся пылкости и глубине любви страдал три дня, а потом утешился и думал только, что любовь приносит ненужные хлопоты.

Чехов не говорит подробно о годах жизни Старцева, а расставляет только основные вехи.

Моральное опустошение завершается тем, что доктор Старцев превращается в Ионыча — ленивого, разжиревшего, лишенного живых мыслей обывателя. Он теперь берет не только деньги, но и все, что приносят больные; ездит на тройке с бубенчиками и кучером на козлах; по вечерам считает деньги, рассматривает дома, назначенные на продажу. Круг его интересов теперь — только богатство, хотя он сам не знает, зачем ему одному столько денег. Ни желаний, ни мечты у Ионыча уже нет. Процесс деградации личности завершен.

Были ли предпосылки превращения раннего Старцева в Ионыча? До Чехова эта проблема решалась однозначно. Во всем была виновата среда. М. Горький впервые почувствовал, что чеховские рассказы бесполезно разбирать по устоявшимся схемам.

В небольшом рассказе, состоящем из пяти глав, Чехов описал всю судьбу человека. Каждая глава является определенным этапом его биографии. Действие происходит в обыкновенном провинциальном городке, вобравшем всю скуку и однообразие провинциальной жизни. Молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев приехал в маленький уездный городок Дележ. Все жители советовали ему познакомиться с самой образованной семьей в городе — семьей Туркиных.

Причем ее игра напоминала падение с горы камней. Старцеву было хорошо в их доме. Рядом рос тенистый сад, из соседних комнат доходил запах жареного лука. И эта семья считалась самой образованной в городе!

Катерина Ивановна привлекала героя своей грацией, свежестью, уверенностью. Он мог говорить с ней о литературе и искусстве. Старцев влюбился в Котика. Встречи героя с ней проходили в осеннем саду.

В такой контрастности умирающей природы и зародившейся любви Дмитрия Ионыча мы чувствуем начало конца этой любви. Герой долго готовился к тому, чтобы сделать Котику предложение. У него не было даже фрака.

Поэтому он обегал весь город в поисках костюма. Но Котик решила пошутить. Она назначила герою свидание ночью на кладбище.

Мотив сада играет важную роль в рассказе. Сад символизирует выход из парадоксального мира в мир ограниченных возможностей, будничных дел. Весь эпизод — романтическая картина со сниженным финалом.

Но больше всего за эти годы изменился Старцев. Он по-прежнему убежден в своей исключительности, в резком отличии от мещанской среды города. Герой рассуждал о прогрессе человечества, об отмене смертной казни.

Но образ жизни и внешность героя уже не соответствуют его высоким речам. Он спешно принимает больных, кричит на них, едет не на паре, а на тройке с бубенцами. Старцев пополнел, раздобрел.

В нем изначально были отрицательные качества, которые он позволил себе развить. Человек сам творит свою жизнь. Но как, в сущности, мала и незаметна черта, отделяющая человека от чудовища!

В своём известном произведении "Ионыч" Антон Павлович затронул очень серьёзную тему. Автор подробно описал, как может в человеке погибнуть его душа.

Эта серьёзная проблема показана на примере Дмитрия Ионыча Старцева. Мужчина работал земским врачом и лечил нуждающихся людей. По натуре своей он очень добрый, чуткий и отзывчивый человек, в любой момент способный помочь. Он не получает за это больших денег, но профессия ему нравится. Мужчина верит, что добьётся своей цели долгим и упорный трудом, а именно построит свой собственный дом.

Его жизнь перевернулась после неожиданного знакомства. Оно и повлияло на состояние души доктора. Однажды на улице Старцев встречает человека, известного на весь город своим денежным состоянием и дворянским происхождением. Туркин Иван Петрович приглашает Дмиртия посетить свой дом и познакомится с семьёй. Члены семьи Туркина производят на врача неоднозначное впечатление.

В страстную и требующую любви душу Старцева западает дочь Ивана Петровича. Девушка Екатерина очень требовательная, высокомерная и избалованная натура. Она мечтает стать знаменитой и изо дня в день тренируется играть на рояле.

Дмитрий Ионыч влюбляется в девушку и хочет жениться на ней. Но Екатерина отказывает мужчине. Для нее на первом месте стоит карьера и известность. Это стало переломным моментом. С этой поры душа Старцева начала умирать в его теле.

Во время ухаживаний за девушкой, доктор устроился в высшем обществе. Теперь работа земского доктора совсем не привлекает его.

Меняется и смысл жизни. Теперь для Дмитрия деньги стоят на первом месте. Он много работает, чтобы обеспечить себя достаточный количеством средств, а к другим увлечения интерес полностью теряется.

Из-за безответной любви Ионыч совсем разучивается любить и превращается в черствого и равнодушного ко всему человека.

Антон Павлович Чехов в своём произведении показал, насколько сильно может измениться человек от несчастной любви, влияния общества и денег. Он теряет самого себя, а душа в нем умирает совсем.

Если взглянуть на то, как изменился Ионыч, то можно отметить истинные причины гибели души. Мужчина поддался ложным ценностям, а драма в его жизни запустила процесс истощения души. Перемены произошли и в характере героя. Он был добрым, весёлым, отзывчивым человеком, лечившим людей без корыстных побуждений, а превратился в алчного, злого, жадного до денег мужчину, для которого чужая жизнь и здоровье перестали иметь хоть какое-то значение.

Проблема истощения и гибели души еще долгое время будет обсуждаться разными поколениями читателей Антона Чехова, показывая истинные ценности жизни, которые необходимо беречь.

Тема гибели человеческой души в рассказе Ионыч

Несколько интересных сочинений

Гоголь написал рассказы в 1835 году и объединил их в один сборник. Есть мнение, что это было в феврале. У всех рассказов есть кое-что общее: во-первых, персонажи — реальные украинцы или родственники автора.

Обычно говорят о том, что Ионыч потерял душу и человеческое обличие. Конечно, на это похоже. Но и другие герои этого произведения тоже потеряли часть души, по моему мнению.

Катерина Ивановна тоже потеряла часть своей души, она ведь вернулась из города после консерватории сломанной какой-то, разочарованной. В первую очередь, в себе! Конечно, дома все восхищались, она видела в себе великую пианистку, но мир показал ей, что это не так. Ей крылья подрезали! И она уже готова за этого неприятного доктора, которого она в своих фантазиях сделала настоящим героем – людским помощником.

Может быть, её родители тоже когда-то потеряли часть своей души. Они застряли в этой рутине. Один повторяет старые шутки, а другая пишет неинтересные романы. Вроде бы шутят и творят, но без души. Чтобы показать, какие они талантливые?

Душу нужно беречь, давать ей духовную пищу: хорошие книги, духовные практики, общение с людьми, помощь несчастным. Ни у Старцева, ни у других героев этого не было.

2 вариант

Дмитрий Ионыч Старцев – это главный герой рассказа. В начале произведения он представляет собой земского врача, который лечит людей. Ионыч – это добрый, весёлый, свободный и достойный человек. Он очень любит свое дело и с радостью помогает всем людям. Денег много он не получает, но, тем не менее, работа ему интересна. Дмитрий понимал, что нужно постоянно работать и трудиться, и тогда всё получится: он сможет заработать на собственный дом.

Одно его знакомство стало решающим для него и его души. Однажды на улице он познакомился с Туркиным Иваном Петровичем. Это человек, известный во всем городе своей состоятельной дворянской семьей. Дмитрия пригласили в гости, где семья Туркиных производят на него спорное впечатление.

В гостях Ионыч знакомится с Екатериной Ивановной – дочерью Туркина – которая быстро покоряет его страстное сердце. Екатерина избалованная, капризная и высокомерная девушка, которая желает стать знаменитой. Она изо дня в день занимается игрой на рояле.

Старцев хочет жениться на девушке, но она отказывает ему, делая выбор в пользу карьеры. Это послужило главным поводом для гибели его души.

Дмитрий Старцев не может вернуться к тихой жизни земского врача, ведь он уже устроился в высшем провинциальном обществе, пока ухаживал за Екатериной.

Он начинает много работать, чтобы обеспечить себя деньгами. Но, к сожалению, в итоге основной целью его жизни становятся деньги. Старцев становится равнодушным ко всему.

Спустя время Ионыч становится человеком, который разучился любить, он уничтожил свой внутренний мир из-за безответной любви.

В этом произведении автор показывает, как абсолютно любой человек, переживший безответную любовь и поддавшийся влиянию плохого окружения, может потерять в себе человека.

После разбора образа Ионыча можно с твёрдостью сказать, что душа человека разрушается от отсутствия желания противостоять влиянию ложных ценностей, которые представляют собой лишь большое искушение для людей разных времен. Драмы в жизни человека способствуют обеднению души, если человек не может различать истинные ценности от ложных.

Тема гибели человеческой души классическая в мировой литературе, но ее объяснение в произведениях Чехова еще останется значительной для многих поколений.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема гибели человеческой души в рассказе Ионыч

Популярные сегодня темы

Образ города Петербурга очень важен, поэтому поэт уделяет ему отдельное место в своем творчестве. Поэт имел с этим городом довольно тесные отношения, поэтому в душе его осталось много воспоминаний

Тема поколений и вражды поколений, их буквальной непереносимости друг другом довольно часто становится темой для обсуждения между людьми. Наша планета изобилует большим количеством людей, которые развивали свою социальную

Многие люди занимаются изучением своей родословной. Узнавать свою историю довольно интересное занятие. Генеалогия - именно так называется эта наука, она дает нам возможность разобраться в семейных связях.

Поэма Мороз красный нос рассказывает нам историю простую, но в тоже время фантастическую, а смысл её заключается в описании простой бытовой жизни. В данной простоте автор и раскрывает главную идею произведения и его смысловую цель.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Дмитрий Ионыч Старцев – человек, ошибки которого стоит запомнить и не повторять в собственной жизни. В начале рассказа Старцев – молодой человек, неискушенный сытой жизнью. Он любит свое дело и с удовольствием помогает простым мужикам. Больших денег он не получает, но интерес к работе от этого не угасает. Дмитрий Ионыч понимает, что когда-то заработает на собственных коней, хороший дом, главное упорно трудиться.

Туркины производят неоднозначное впечатление на молодого человека, но контраст между интеллигенцией и мужиками привлекает его. Кроме того, Дмитрий Ионыч знакомится с дочерью Туркина, Екатериной Ивановной, которая вскоре пленит его молодое и пылкое сердце. Старцев мечтает жениться на красавице, но та делает выбор в пользу карьеры. Это и послужило первым толчком к душевной гибели героя.

Дмитрий Старцев успел зацепиться в высших провинциальных кругах, пока ухаживал за Екатериной Ивановной и теперь просто не может вернуться к скромной жизни земского врача. Он решает работать наповал, чтобы обеспечить себя материально. Вскоре деньги становятся главным смыслом его жизни, душа черствеет, тело же превращается в некрасивую оболочку для обедневшего внутреннего мира.

Человек, уничтоживший свою душу, не умеет любить или дружить, поэтому очень скоро Ионыч остается одиноким. Судьба предоставляет ему возможность создать семью, но он уже не может переступить через себя нового и через свои неприятные воспоминания.

Не только образ Старцева олицетворяет гибель человеческой души. Примером этого процесса являются и Туркины. Иван Петрович, Вера Иосифовна, Екатерина Ивановна – все они живут в выдуманном мире тщеславия и популярности. В иллюзиях эти герои теряют все человеческие. Их внутренний мир не развивается, душа гибнет, делая каждого по-своему несчастным.

На основе анализа образов можно уверенно сказать, что человеческая душа гибнет от нежелания сопротивляться влиянию фальшивых ценностей, которые являются большим соблазном людей разных эпох. Драмы в личной жизни только ускоряют процесс душевной деградации, если человек не умеет отличать истинные ценности от пустышек.

Тема гибели человеческой души традиционная в мировой литературе, но Чеховская интерпретация ее останется актуальной еще для многих поколений.

Читайте также: