Сочинение егэ по русскому рекомендации фипи

Обновлено: 04.07.2024

Сборники различных методических рекомендаций, связанных с подготовкой и проведением итогового сочинения (изложения) для 11 классов в 2020-2021 учебном году.

Ниже представлен официальный сборник от ФИПИ (включает в себя критерии проверки итогового сочинения в 2020-2021 году).

Оглавление

1. Особенности формулировок тем итогового сочинения (текстов для изложения) . 7
1.1. Особенности формулировок тем итогового сочинения . 7
1.2. Особенности текстов для итогового изложения . 10
2. Общие положения . 10
2.1. Категории участников итогового сочинения (изложения) . 10
2.2. Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) . 11
2.3. Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения) . 11
2.4. Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения) . 12
2.5. Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения), срок действия итогового сочинения и предоставление итогового сочинения в вузы в качестве индивидуального достижения . 12
2.6. Организация проведения итогового сочинения (изложения) на федеральном уровне, региональном уровне и на уровне образовательных организаций . 13
3. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового сочинения (изложения) . 17
4. Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях и (или) местах проведения итогового сочинения (изложения) . 18
4.1. Лица, привлекаемые к проведению и проверке итогового сочинения (изложения)19
4.2. Проведения итогового сочинения (изложения) . 19
4.3. Особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов . 24
5. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) . 27
5.1. Общий порядок . 27
5.2. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами . 30
5.3. Проведение повторной проверки итогового сочинения (изложения) . 33

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина


Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год


1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.


3. Преступление и наказание — вечная тема.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.


4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.


5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

На 2019-2020 учебный год утверждены следующие тематические направления:

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019—2020 уч.г.
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019—2020 уч.г.
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
  8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.

А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018−2019 учебного года:

Давайте познакомимся с самой структурой данного экзамена. Он состоит из двух частей: тестовой и письменной. Сегодня нас интересует именно письменная часть ЕГЭ по русскому языку, то есть 27 задание.

Что ФИПИ хотят увидеть в сочинении?

В этом сочинении, согласно ФИПИ, от вас требуется:

  1. Найти и поставить одну из правильных проблем приведённого в КИМе текста.
  2. Написать два комментария: пример + их пояснение + смысловая связь между ними.
  3. Написать позицию автора данного текста.
  4. Написать своё отношение к словам автора и пояснить его.
  5. Написать не меньше 150 слов.
  6. Не увлекать чрезмерным цитированием.

Максимальный балл за 27 задание – 24.

Но при этом сочинение не должно:

  1. Являться полностью пересказанным или переписанным текстом.
  2. Быть написанным по тексту не из КИМа или по неправильной проблеме.

При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.

План сочинения

Структура (план) сочинения:

  1. Написание правильной проблемы.
  2. Первый комментарий.
  3. Второй комментарий и смысловая связь.
  4. Мнение автора, его позиция.
  5. Собственное отношение к данной проблеме и его пояснение.
  6. Вывод.

Постановка проблемы

Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему.

Иногда в определении проблемы помогают задания 21 и 26. В них могут быть намёки на возможную проблему. НО используйте этот способ только как подсказку.


Типичные клише для постановки проблемы

План сочинения: типичные клише для постановки проблемы

Первый, второй комментарий и связь между ними

После проблемы пишем комментарии.
Итак, чтобы найти и написать комментарии вам нужно:

Клише для написания примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

Для художественного текста

Клише для пояснения примера-иллюстрации:

Для публицистического текста

  • Смысл данных слов заключается в следующем: …
  • Данное высказывание доказывает, что…

Для художественного текста

  • Слова, мысли, поступки данного героя доказывают факт…
  • Эти события писатель описывает для…

Пример иллюстрации с пояснением:

Связь между комментариями — это важный пункт для получения 5 баллов. Связать свои комментарии можно несколькими способами:

  1. Сопоставить их;
  2. Сравнить их;
  3. Выявить причинно-следственную связь;
  4. Выявить уступки.

Сама связь — 1-2 предложения, находящихся после 2 комментария.

Клише для связи:

  1. Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают…
  2. Противопоставляя данные примеры, автор говорит о том, что…
  3. Рассуждения автора сводятся к выводу о…

Позиция / мнение автора

В этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать проблему.

Клише для написания мнения автора:

  • Позиция автора такова: …
  • Автор стремится донести до своего читателя мысль о…
  • Писатель считает, что…

Пример:

  • Проблема – Какие чувства человек должен испытывать к своей родине? Эту проблему ставит (ФИО) в своём тексте.
  • Позиция автора – Автор хочет донести до нас мысль о том, что человеку необходимо любить, уважать и гордиться своей родиной и родным краем.

Собственное отношение к проблеме и пояснение

В этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме.

Клише для собственного мнение:

  • Трудно не согласиться с автором, ведь…
  • Я разделяю чувство автора по отношению к…
  • Я полностью согласен с автором и считаю, что…

Собственное мнение подтверждаем литературным аргументом.

Вывод

Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за проблемой и не вводить новых идей.

Клише для вывода:

  • Таким образом, автор побудил задуматься над следующей мыслью…

Уже сейчас известна структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2022 года. ФИПИ предоставил план работы, а также предъявляемые к ней требования. Их строгое выполнение — гарантия получения наивысшего балла.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Как бы школьникам ни хотелось, но их ждет измененный ЕГЭ. Хотя изменения будут не такими радикальными, как планировалось изначально. Какие же новшества ждать?


  1. Новые требования в задании No1-3. Раньше нужно было в сжатом виде передать смысл услышанного текста. Теперь же следует провести его стилистический анализ.
  2. В задании No16 обновится языковой материал, а также поменяются критерии для оценивания.
  3. В задании No19 в ЕГЭ 2022 будет больший выбор материалов для анализа.
  4. Поменялись нормы оценивания сочинений, объем которых 70-150 слов.

Все эти изменения приведут к снижению максимального балла за экзамен с 59 до 58. А вот время на его выполнение останется прежним и будет равно 210 минутам.

Что ФИПИ хочет увидеть в сочинении

ФИПИ давно определил, каким должен быть формат сочинения. Также уже известны основные требования к нему:

  1. Нужно правильно выявить и указать основную проблему.
  2. Написать два разных, но связанных между собой комментария. Объяснить и их, и связь между ними.
  3. Объяснить, какую позицию относительно заданной темы занимает автор текста.
  4. Рассказать об отношении к тем словам, которые сказал автор текста. Объяснить свое мнение.
  5. Написать текст длиной 150 слов и больше.

Еще одно требование — не использовать слишком много цитат.

Важно, чтобы работа была именно сочинением, а не пересказом или просто переписанной информацией и освещала правильную проблему. В противном случае за задание No27 поставят 0 баллов.

Задание No27 — сочинение

Итак, сочинение. Образец задания выглядит так:

  • прочитать текст и сформулировать поставленную автором проблему;
  • дать комментарии проблеме, включая в них примеры из текста;
  • выделить мнение автора по данному вопросу;
  • высказать свою точку зрения.

Комиссия не будет проверять сочинение, которое основано не на предложенных текстах, написано неаккуратно и неразборчивым почерком.

Темы для сочинений (текст для анализа) находятся перед 22 заданием, поскольку они будут использоваться в процессе выполнения оставшихся заданий начиная с 22.


План сочинения

Структура сочинения по русскому языку ЕГЭ 2022 выглядит так:

  1. Определение проблемы.
  2. Комментарий.
  3. Второй комментарий.
  4. Взгляд автора на ситуацию.
  5. Мнение школьника.
  6. Выводы.

Рассмотрим подробнее каждый отдельный пункт.

Проблема

Для того чтобы выделить изложенную в тексте проблему, его нужно внимательно прочитать. Потом задать себе ряд вопросов:

  • Что говорит нам автор?
  • Какие чувства я испытываю после прочтения?
  • Какая тема проходит через весь рассказ?

Как только появились хотя бы примерные очертания проблемы, составить два комментария. Если получилось, задачу можно считать выполненной. Если нет, стоит еще раз задать себе вышеупомянутые вопросы.

Комментарии

Для написания комментариев нужно выполнить такие действия:

  1. Найти то, что проиллюстрирует выделенную в тексте проблему.
  2. Объяснить оба комментария.
  3. Рассказать, как комментарии связаны между собой. Описание этой связи можно разместить как между высказываниями, так и после них.

Останется просмотреть свои записи и уточнить у себя, раскрыта ли проблема. Если да, то можно переходить к следующей части.


Позиция автора

Согласно плану сочинения по русскому языку ЕГЭ 2022, позиция автора должна четко согласовываться с проблемой, которую определил ученик, быть ее логичным продолжением. Клише сочинения в этом случае выглядят так:

  • позиция автора такая-то;
  • автор хочет донести такую-то мысль;
  • автор считает, что…

Если удается быстро найти нужные слова, все сделано правильно.

Собственная позиция

Здесь все понятно. Нужно высказать свое мнение по поводу проблемы и подтвердить его какими-либо аргументами.

Вывод

Как в любом тексте, вывод — это пара предложений, в которых следует подытожить все вышесказанное.

Оценивание сочинения

Раньше за сочинение давали 24 балла, а сейчас — 25. Это первичная оценка, составляющая 43% от возможных 58 баллов.

Согласно критериям сочинения ЕГЭ по русскому языку, проверяющие даже не возьмутся за работу, если:

  • в тексте меньше чем 70 слов;
  • ученик не придерживается темы сочинения и представленного выше плана.



Для того чтобы получить наивысшую оценку, следует написать примерно 150-300 слов. Что комиссия будет брать в расчет в процессе оценивания? Рассмотрим с помощью таблицы:

Критерий Максимальный балл
Выделение проблемы 1
Составление комментария 6
Изучение позиции автора 1
Личное отношение к позиции автора 1
Связность, смысловая нагрузка, последовательность 2
Выразительность, точность 2
Орфография 3
Пунктуация 3
Грамматика 2
Нормы речи 2
Этика 1
Точность представленных фактов 1

Внимание! Если в сочинении есть фрагменты, слово в слово переписанные из исходника, при подсчете количества слов их не учитывают.

Апелляция

Школьники, сдающие ЕГЭ 2022 по русскому языку, имеют право оспорить результаты проверки сочинения. Для этого нужно доказать апелляционной комиссии тот факт, что работа достойна более высоких оценок. Как выглядит процесс?

  1. Письменно в двух экземплярах подать жалобу, написанную на имя директора школы.
  2. Директор передаст бумагу в конфликтную комиссию (КК).
  3. КК выберет дату, когда апелляция будет рассмотрена. Обычно это не более 4 дней со дня ее подачи. О дне и времени будет сообщено родителям учащегося.
  4. В указанную дату сам ученик, а также кто-то из его родителей или учитель должны явиться на заседание.
  5. В течение 20 минут комиссия будет проверять, насколько сочинение соответствует заявленным для него требованиям.

В конце заседания проверяющие выносят вердикт: изменить оценку или оставить все как есть.

Советы педагогов

Для того чтобы успешно пройти задание No27, не нужно читать и запоминать десятки уже готовых сочинений, которые можно легко найти в сети. Достаточно научиться логически рассуждать, анализировать предложенную информацию и делать выводы.
Уже заранее известно, какие темы будут затронуты на экзамене. Рассмотрим подробнее, о чем предлагает подумать ФИПИ:

  • отношения отцов и детей;
  • как детство влияет на формирование личности;
  • как классическая литература влияет на духовное развитие современных людей;
  • в чем смысл жизни;
  • честь и достоинство;
  • патриотизм;
  • человек и природа;
  • человек и власть.

Поэтому опытные педагоги советуют не хитрить, а развивать в себе аналитическое мышление.

Заключение

Итак, структура сочинения по русскому языку ЕГЭ 2022 года остается неизменной. Для школьников это все также возможность показать не только свои знания, но и способность видеть проблему, составлять связное и грамотное рассуждение. Главное — не пытаться перехитрить проверяющих, выставляя чужое сочинение, скачанное из сети, за свое.

Читайте также: