Маленький человек в капитанской дочке сочинение

Обновлено: 19.05.2024

Творчество А.С.Пушкина многогранно, в своих произведениях он затрагивал множество тем, волновавших его, а также поднимал проблемы, актуальные для общества того времени. Одной из них являлась проблема социального неравенства. Она отразилась в произведениях, посвященных маленьким людям, которые были бессильны перед лицом обстоятельств и вышестоящих лиц.

Это событие выбивает Евгения из колеи, и он сходит с ума. Озлобленный, он с осуждением обращается к статуе медного всадника, который олицетворяет Петра I и самодержавную власть. Он обвиняет памятник, посвященный царю, в случившемся, поскольку именно Петр I построил Петербург на болотах. В поступке Евгения отражается бунт маленького человека против власти. Однако бунт Евгения не длится долго, он пугается грозного вида памятника и убегает. Произведение заканчивается тем, что маленький человек не выдерживает испытаний, посланных ему жизнью, и вскоре его находят мертвым на острове.

Таким образом, Пушкин сочувствует маленькому человеку, поэта волнует его судьба, он хочет, чтобы люди с пониманием относились к тем, кто ниже их по положению. Пушкин осознает, что важны не только интересы государства и жизни высокопоставленных чинов, но и судьбы простых людей. Именно они составляют основу общества и от них зависит процветание государства.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Пройдёт, быть может, год-другой —

Местечко получу — Параше

Препоручу хозяйство наше

И воспитание ребят…

«Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —

Таким образом, в поэме Пушкина маленький человек, который, как казалось сначала, не был способен ни на какой поступок, всё-таки отваживается на протест, пусть и произнесённый шёпотом.

Образ маленького человека в творчестве А.С.Пушкина

Именно они, а не депутаты и чиновники, являются главной силой и мощью государства. Их много. Эти люди могут многое, но к сожалению, не понимают, что они ничем не хуже богачей, так как их убедили в том, что они хуже. Их убедили в том, что в стране должно быть так, что одни люди живут хорошо, а другие просто выживают для того, чтобы эти люди жили хорошо. Пушкин пытается образумить людей, он пытается донести мысль о всеобщем равенстве, хоть и не выражаясь прямо. Потому что русский народ заслуживает уважения. На его могучих плечах держится страна.

Полезный материал по теме:

Человек в творчестве Пушкина

(314 слов) Любовью к Пушкину пронизана вся русская литература. Поэт стал символом своей эпохи, обогатив отечественную культуру новыми, яркими, бессмертными образами. Вдохновленный опытами предшествующих поколений, автор смог создать совершенно новую литературу, поистине народную, язык которой органично сочетает в себе живой разговорный поток и строгость книжного стиля.

Художественный мир Пушкина сосредоточен на непосредственном восприятии окружающей действительности, и, вместе с тем, на остром понимании её злободневных насущных проблем. Мастерство стиля и речи – лишь одно из проявлений глубокой привязанности Пушкина к Родине, жизни и отдельному человеку. Гуманизм в творчестве автора тесно связан с требованием справедливости, желанием указать на многогранность человеческой души, способной на выражение самых противоречивых чувств.

Автор: Валерия Пронина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Образ маленького человека в русской литературе

Каков же образ маленького человека в русской литературе? Этот человек мал в социальном плане. Он находится на одной из низших ступеней общественной иерархии. Кроме того, мир его притязаний и духовной жизни до крайности беден, узок, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Он находится в замкнутом и узком мире своих жизненных интересов.

1
Появление темы маленького человека у Пушкина
2 Развитие темы маленького человека у Гоголя

ВложениеРазмер
referat.doc 136 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ТЕМА МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА И Н. В. ГОГОЛЯ

ученица 9в кл Киселева Ирина

учитель русского языка и литературы Ларионова Ирина Геннадьевна

Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма , обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался всё актуальней, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. "Горе от ума"). Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями , проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

Никогда не привлекали внимание окружающих забытые всеми, униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли “маленьких людей” замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими про блемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди в какой-то момент, по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, переставали быть ничем. Поэтому на них обратили своё внимание писатели конца 18 – 19 вв. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей “низшего” класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, “маленькие люди”, сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени.

Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала по весть Карамзина “Бедная Лиза. ” Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу писателям будущего – А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю и многим другим.

А.С. Пушкин был писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой

Во второй картине - отец в роли просителя перед Минским.

Третья картина - спустя два дня. Старик снова перед важным лакеем, который грудью вытеснил его из передней и хлопнул дверью ему под нос.

И, наконец, еще через два дня возвращение из Петербурга к себе на станцию, очевидно тоже пешком. И Самсон Вырин смирился.

Художественное отношение Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало дорогу в еще неведомое.

В романе "Капитанская дочка" в разряд "маленьких людей" входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: "Береги честь смолоду". Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С.Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.

«В действительности же Пушкин 30-х гг., не раз сочувственно изображавший жизнь и быт „маленьких людей“, наделявший последних теплыми человеческими чувствами, не мог в то же время не видеть ограниченности, скудости духовных запросов мелкого чиновника, мещанина, захудалого дворянчика. Жалея „маленького человека“, Пушкин в то же время показывает мещанскую узость его запросов.

Как характерен тип француза-учителя в „Дубровском“:

Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях ("Нос", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет", "Шинель"). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, ". кроме фонаря, все дышит обманом". Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - "Записки сумасшедшего". Герой произведения – Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья "его высокопревосходительству", преисполненный величайшего уважения к директору. "Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет. Какая важность в глазах. Не нашему брату чета!" - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: "Отчего я титулярный советник?" и "почему именно титулярный советник?". Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему "что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам". По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: "Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною. Что я сделал им? За что они мучают меня?". Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен "крик самого Гоголя".

Но однажды эта тема прозвучала без всяких предисловий, без всяких иносказаний, с предельной сатирической обнаженностью в “Повести о капитане Копейкине.” Здесь рассказана драматическая история об инвалиде - герое Отечественной войны 1912 года, прибывшим в Петербург за” монаршей милостью.” Защищая Родину, он потерял руку и ногу, и лишился каких бы то ни было средств к существованию. Капитан Копейкин добивался встречи с самим ми нистром, который оказался черствым, бездушным чиновником. “ Маленький человек “ попал в беду, из которой нет никакого выхода. А всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида. Министр доса дует, что посетитель отнимает у него так много времени: “ Меня ждут дела важнее ваших.” И мы знаем , какие это дела, ждут решений и приказаний генерала - словом важные государственные дела. С какой откровенностью противопоставлены здесь интересы “государственные” интерес к простому человеку.

По своему внутреннему смыслу, по своей идее “Повесть о капитане Копейкине” является элементом в идейном и художественном замысле писателя. Повесть как бы венчает всю страшную картину поместно - чи новно - полицейской России. Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство. Чего же стоит это бездушное правительство, если оно не может оказать помощь защитнику Отечества!

“ Повесть о капитане Копейкине” содержала в себе очень острое политическое жало. И это было верно угадано петербургской цензурой, потребовавшей от автора либо выбрать всю повесть, либо внести в нее суще ственные исправления. “ Повесть о капитане Копейкине” дала автору возможность включить в произведение тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить поведение чиновников губернского города и сто лицы России, характерно для них эгоизма, красотой человеческого духа, нравственным величием подвига в защиту Отечества.

Сильный и мужественный, исполненный человеческого достоинства, Копейкин являл собой разитель ную противоположность бессердечию и произволу столичной власти, трусливой и жалкой знати. Всем этим людям противостоял Копейкин - смелый, добрый человек с героической и печальной судьбой. Никогда еще тема “ маленького человека” не звучала у Гоголя с такой трагической пронзительностью, с такой силой, ибо “ маленький человек” вырастает здесь в фигуру величественную - в защитника и спасителя Родины.

Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер. Гоголь продолжил развитие этой темы, но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт.

Таким образом, мы видим, что с развитием литературы развивался и образ “маленького человека”. Сначала он мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не уважал себя, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Затем “ма ленький человек” приобретает чувство собственного достоинства, способ ность любить и при этом остро ощущает свое ничтожное положение. Но самое главное — он уже не ничтожен в душе 5. Список литературы.

4. В.Г. Белинский. Критические статьи.

6. Д.Д. Благой Творческий путь Пушкина. М., 1967.

8. Энциклопедия для детей. Русская литература, М.: Аванта+, 1998г.

Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма , обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался всё актуальней, чем более демократичной становилась литература. Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями , проблемами, бедами и маленькими радостями.

Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. . “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха.

Жестокое время и царская несправедливость заставляли “маленьких людей” замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими про блемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди , по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, переставали быть ничем.

Поэтому на них обратили своё внимание писатели конца 18 – 19 вв. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей “низшего” класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, “маленькие люди”, сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени.

Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала по весть Карамзина “Бедная Лиза. ” Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу писателям будущего – А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю и многим другим

А.С. Пушкин был писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой

В повести три приезда рассказчика, отделённые один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трёх частях, как и во введении, повествование ведётся рассказчиком. Но во второй, центральной части повести, мы слышим и самого Вырина. В словах рассказчика дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого-либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей.

Первая встреча в 1816 году описана рассказчиком с явной симпатией к отцу, к дочери, красавице Дуне, и к их налаженной жизни. Вырин – образ «свежего, доброго человека лет пятидесят.Станционный смотритель Самсон Вырин жил бедно, его желания элементарны – трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой.

Третья часть явно окрашена в тон лирической грусти – Самсон Вырин окончательно смирился, запил и умер с горя и тоски.

Художественное отношение Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало дорогу в еще неведомое.

В образе станционного смотрителя Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно маленького человека, но и желание благополучия, скромных радостей.

“Медный всадник” — это одно из первых произведений, где автор пы тается описать “маленького человека”. Пушкин начинает свое творение одически. Он прославляет город Петра. По моему мнению, автор делает это для того, чтобы показать мощь столицы и всего российского государства. Затем автор начинает свой рассказ.

Главным героем является Евгений. Он обедневший дворянин, не имеет ни высокого чина, ни знатного имени. Евгений живет спокойной, размеренной жиз нью, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Евгений не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье. Но в это размеренное течение его жизни врывается горе, его воз любленная гибнет во время наводнения. Евгений, осознавая, что он бесси лен перед стихией, все же пытается найти виноватых. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, а значит, обвиняет и всю госу дарственную машину, тем самым вступает в неравную схватку Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Ведь только в состоянии безумия он осмеливается грозить Медному всаднику. Вследствие огром ного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.

Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях ("Нос", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет", "Шинель"). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт.

Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

Самое искреннее, самое тёплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

В Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним.

Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти.

Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - "Записки сумасшедшего".

Герой произведения - Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья "его высокопревосходительству. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: "Отчего я титулярный советник?" и "почему именно титулярный советник?". Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: "Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною. Что я сделал им? За что они мучают меня?". Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен "крик самого Гоголя".

Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. А.С. Пушкин был одним из первых, в сферу творческого внимания кото рого стала входить вся огромная Россия.

У Гоголя маленький человек обладает большой верой , существует там, где невозможно существовать в общественном смысле. Но такие люди живут всюду. Мы не замечаем их, так как не умеем полюбить в человеке его бессмертную душу

В произведениях Гоголя сконцентрировано основное внимание на судьбе личности “маленького человека.

Таким образом, мы видим, что с развитием литературы развивался и образ “маленького человека

Как вы понимаете выражение маленький человек

Сочинения

Общая характеристика понятия

Образ литературного героя

С формированием изображения душевной жизни в отечественной литературе типаж маленьких людей в переносном смысле обретает сложный психологический портрет.

Сочинение рассуждение на тему маленький человек

Обозначение маленького человека:

Маленький человек

  1. Простой.
  2. Добрый.
  3. Зажатый, скованный.
  4. Безобидный.
  5. Закрытый внутренне.
  6. Не принимает конфликтные ситуации и избегает их.

Такие персонажи характеризуются позабытыми и униженными. Их жизни, как мелкие радости, и серьезные беды казались ничтожными и недостойными внимания со стороны окружающих. Этот типаж людей и соответствующее к ним отношение пробудила эпоха.

Беспощадное время и царская несправедливость вынуждали многих замыкаться, уходить в себя. Измученные люди жили неприметной жизнью, какую сами создавали, а также тихо умирали. Но именно такие граждане иногда по воле ситуаций, подчиняясь крику души, роптали против сильных, взывая к справедливости.

Эта тема актуальна в настоящее время, потому что сейчас есть люди с мелкой душой, за которой не утаить обман или маску. Также существуют простые люди, являющиеся маленькими только по статусу, но показывающие чистую, не испорченную богатством и благополучием душу, умеющие радоваться, любить, страдать, волноваться, предаваться мечтам, просто жить и быть счастливыми.

Роль неприметных персонажей

Тема маленького человека

С тематикой ограниченной личности в отечественной литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Многие авторы стремятся донести до своих читателей и потомков мысль, что каждый гражданин имеет право на счастье, на личный взгляд на жизнь.

Источником для развития в русской словесности образа послужило третье сословие, состоявшее из обнищавших дворян, бывших студентов и семинаристов, мещан, пытающихся утвердиться в статусе успешных и благонадежных граждан посредством приобретения дворянства.

Образ незначительного героя трагичен, ведь народ из низших сословий не защищен государством, оказывался часто под прессом несправедливости и неспособности повлиять на ход событий. Из маленького дитя вырастет большая личность, если ступит на верный путь.

Задача писателей:

Сочинение на тему маленький человек

  1. Отражение судьбы, быта обычного народа со всеми проблемами, несчастьями.
  2. Представление незначительных радостей.

Аргументы из произведений

Образ маленького гражданина упоминается в реалистических произведениях, где писатели обращали внимание на людей низкого социального статуса и происхождения, нередко бедных или ничего из себя не представляющих. Литераторы обратили свой взгляд на простой народ, в жизни которого происходят трагические события.

Примеры в трудах писателей

Маленький человек в литературе примеры

Характеристика главного персонажа:

  1. Мягкий.
  2. Низкого роста.
  3. Добрый.
  4. Простодушный.

Мужчина переживал от низкого социального статуса, унижений и издевательств над своей личностью, но предпочитал сдерживаться и молчать.

Сочинение на тему маленького человека

До покупки шинели Акакий так и оставался неприметным простолюдином. Он долго и кропотливо собирал каждую копеечку для заветной обновки. Но жестокий мир диктует свои правила — у Акакия крадут шинель. От обиды и беспомощности, мужчина заболевает и умирает, не успев насладиться проделанным трудом. Именно собственной закрытостью от мира, людей и нежелания менять жизнь, персонаж прославился мелкой личностью.

Тип личности в творчестве Пушкина

Маленький человек сочинение

Мужчина теряет дочь — ее забирает и увозит состоятельный гусар Минский. В судьбах героев возникает конфликт, на фоне которого Самсон оказывается униженным, неспособным дать отпор. Мужчина начинает выпивать и теряет смысл жизни без своей Дуни, обрекая себя на одинокую старость и гибель. Из энергичного станционного смотрителя Самсон превратился в хилого старика.

Тема сочинения маленький человек

Читайте также: