Совесть итоговое сочинение 2022

Обновлено: 02.07.2024

Примерные темы по направлениям, цитаты и произведения для итогового сочинения 2021/22 учебного года.

Автор: Терентьева Т. В.

2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?

3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?

4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно- технического прогресса?

5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?

7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?

10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?

2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?

3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности?

4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?

7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

9. Что значит честно служить Родине?

10. Может ли человек обрести счастье на чужбине?

11. Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?

2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?

4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?

6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?

7. Почему некоторые люди не
могут найти своё место в жизни?

8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?

9. Как путешествия помогают познавать себя?

10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?

2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?

4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?

5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?

6. Почему люди становятся преступниками?

7. Что сильнее: закон или совесть?

8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?

Можно ли заставить человека раскаяться? тема №305 пример готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022 с аргументами из литературы и литературными произведениями.

Итоговое сочинение ЕГЭ 2022 на тему можно ли заставить человека раскаяться?

Каждому человеку свойственно ошибаться, практически никто не застрахован от этого. Большинство людей совершают поступки, которыми не могут гордиться, но как известно деяния бывают разными. Кто-то сделал глупость, которую можно простить и забыть, а вот некоторые способны на настоящее зло. Раскаяние, к сожалению, доступно и легко дается не каждому человеку. Осознать свою ошибку в полной мере и понести за нее заслуженное наказание сможет далеко не каждый.

Человеку, совершившему преступление, очень тяжело признать свою вину, ведь он знает, что за это придется нести наказание и далеко не каждый способен раскаяться и добровольно сдаться. Люди, страдающие муками совести, иногда способны признаться в своем поступке, но им требуется помощь со стороны близких и родственников.

Как известно, человек – существо социальное, и выжить в полном одиночестве, зачастую не способно. Одним из самых тяжелых наказаний является изгнание из общества и лишение всех привилегий.

Подводя итог вышесказанному, стоит заметить, что преступление преступлению рознь. В каком-то плохом поступке можно легко сознаться и получить прощение, в другом же – скрываться и мучиться до последнего. К большинству людей раскаяние приходит рано или поздно, но существуют и такие личности, которые просто не способны признать свою вину.

Пример итогового сочинения №2 ЕГЭ 2022

Раскаяние — это добровольный нравственный выбор человека. Его нельзя выбить или выторговать. Если вынудить личность к признанию вины, она все равно не примет это всерьез и не осознает ошибку. Поэтому заставить людей раскаяться невозможно. Подтверждение этому мы находим в литературе.

Таким образом, человек может признать свою вину только тогда, когда сам, без постороннего вмешательства и давления, осознает ошибочность своих действий и мыслей. Это следствие его волевого усилия и внутренней работы. Никто и ничто не в силах заставить личность по-другому видеть мир и свое место в нем.

Аргументы для сочинения:

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Преступление и наказание — вечная тема

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Бывает так, что человек совершает плохие поступки против других ради своей выгоды. И даже если об этом не узнает общество, человеку будет совестно за то, что он сделал. А бывает так, что у человека есть чувство долга перед другим человеком или перед целым обществом. Это и значит — жить по совести.

На основании изложенного выше можно сделать вывод, что у каждого человека есть совесть, которая делает человека чувственным, порядочным, нравственным. Она заставляет человека делать правильным выбор в жизни и отвечать за свои поступки.

Пример сочинения ЕГЭ №2 с аргументами из литературы

Таким образом, совесть – это внутренний контролёр, который, к сожалению, свойственен не всем людям. Она формируется в зависимости от социально-культурного окружения и является моральной основой личности. Если человек совестливый, его поступки будут соответствовать нормам морали. Жить по нравственным правилам — это значит уважать и себя, и других людей в равной степени.

Пример сочинения ЕГЭ №3 с аргументами из литературы

Совесть-это индикатор личных моральных ценностей человека. Ею можно, и нужно руководствоваться при выборе каким образом поступить в той или иной ситуации. Так что же значит выражение жить по совести? Для меня это означает быть честным к самому себе, не поступать вопреки своим принципам и нравственным ценностям. Для аргументации своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.

Например, Каин, бывший шеф полиции, будучи слабым человеком, почти сразу вступил в их ряды, не задумываясь о последствиях. Мороз же, не отступая от своих принципов, продолжал преподавать в школе. Когда полицаи забрали его учеников для многочисленных пыток и допросов за то, что они утопили машину, учитель, недолго думая, пошел к ним на помощь. Мороза никто у этому не принуждал, а даже наоборот, его отговаривали, ведь он мог скрываться от захватчиков и тем самым спасти себе жизнь. В совершенном детьми поступке не было его вины. Так, автор демонстрирует и самопожертвование героя. Он, зная, что идет на верную смерть, делает все чтобы спасти своих детей, руководствуясь своими внутренними ценностями.

В заключение хочется сказать, что каждому следует быть тем, кем он является, и поступать в любой ситуации так, как велит совесть, придерживаться своих внутренних идеалов.

Читайте также: