Технологическая карта сочинение по картине 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока : обобщить знания детей о жизни и творчестве В. М. Васнецова, учить “читать” картину, учить составлять план, учить излагать текст по опорным словам, учить соблюдать последовательность передачи текста, устанавливать связь между частями, учить проверять написанный текст, развивать интерес к русской культуре, наследию, развивать умение работать самостоятельно, в группах, развивать орфографическую зоркость, память мышление, внимание, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация на тему “В. М. Васнецов. Снегурочка”, учебник “Русский язык” 1 часть, 3 класс, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке русского языка каждый из вас будет ПИСАТЕЛЕМ. Это значит, что вы можете сочинять, выдумывать, записывать и анализировать свою работу. Сочинение по картине В. М. Васнецова “ Снегурочка”.

3. Подготовительная работа.

Учитель: Вы разделились на 3 группы.

Каждый выбрал свою группу самостоятельно.

Цель: обобщить знания ребят по экскурсии в Третьяковскую галерею.

4. Работа над темой.

Учитель: Очень скоро Новый год. В каждый дом приходят сказочные герои: Дед Мороз и Снегурочка. Кто она такая “Снегурочка”? По преданию, Снегурочка родилась в дремучем лесу. Она дочь Мороза и Весны.

Учитель: Отгадайте загадки.

Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице. Ответ (Мороз) Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. Ответ (Мороз)

Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла. Ответ (Весна) Шагает красавица, легко земли касается, Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. Ответ (Весна)

Итак, когда же и где появился образ Снегурочки? Он формировался в сознании русского народа на протяжении нескольких веков. Вроде бы, сначала в русских народных сказках возник образ ледяной девочки – внучки, которую бездетные старик со старухой слепили из снега и людям на радость, и себе в утешение.

Русская народная сказка “ Снегурочка” (отрывок).

Жили-были в одной деревне старик со старухой. Жили хорошо, дружно. И все бы ладно, да вот горе — не было у них детей.

Вот опять пришла снежная снежная да морозная, сугробов до пояса намело, ребятишки на улицу высыпали поиграть, а старик со старухой из окна на них глядят да про свою беду думают.

Старик говорит: А что, старуха, может и нам себе дочку из снега сделать? — Давай сделаем, — говорит старуха. ?

Старик шапку надел, вышли они на свой огород и принялись из снега дочку лепить. Скатали они ком снежный, приладили к нему ручки, ножки, сверху приставили снежную голову. Старик носик, рот, подбородок вылепил.

Смотрят — а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; Снегурочка на стариков смотрит и улыбается. Затем головкой закивала, ручками зашевелила, ножками, снег с себя стряхнула — и из сугроба живой девочкой вышла.

В сказке В. И. Даля “Девочка Снегурочка” старик со старухой смотрят, как чужие ребята “из снегу комочки катают, в снежки играют” и решают и себе дочку слепить.

Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой. — Ред.) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им: — Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать.

Учитель: А теперь ассоциируется у нас с Новогодними и Рождественскими праздниками. Кстати, Снегурочка – это чисто русский персонаж и больше ни у одного народа в мире ни на рождественских, ни на новогодних праздниках не встречается.

1) “Мы – художники”.

Вырос Виктор Михайлович в семье священника, в Вятской губернии. Первые уроки рисования давал ему отец, и они мальчику очень понравились, пробудили тягу к изобразительному искусству. В. М. Васнецов окончил Петербургскую Академию искусств. Нам понравились картины : “Богатыри”, “Алёнушка”, “Снегурочка”.

Учитель: Молодцы! Вы выполнили свое задание.

2) “Мы – музыканты”.

Наша группа узнала на уроке музыки о композиторе Н. А. Римском-Корсакове. Мы слушали увертюру к опере “Снегурочка”. Звучала таинственная, завораживающая музыка. Хотелось слушать еще.

Учитель: Спасибо! Вы нам помогли узнать новое о нашей героине.

5. Работа над репродукцией.

Учитель: Возьмите учебник, откройте учебник на странице 123 упражнение 238. На страницах учебника размещена картинная галерея. Найдите репродукцию В. М. Васнецова “ Снегурочка”.

Учитель: Кого вы видите на картине?

Дети: Мы видим Снегурочку.

Учитель: Что вы узнали о Снегурочке?

Дети: Снегурочка – дочь Мороза и Весны.

Учитель: Откуда она вышла?

Дети: Она вышла из волшебного леса.

Учитель: Как выглядит природа на картине?

Дети: Наступила зима. Вокруг темный лес. Алмазные звезды освещают поляну.

Учитель: Используя опорные слова на странице учебника 123, опишите девушку.

Дети: Из леса вышла Снегурочка. На ней красивый наряд. На девушке парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, теплые варежки. Вся одежда жемчужно-серебристого цвета.

Учитель: Какие краски использует художник?

Дети: Художник использует белые, серые и голубые оттенки. Это придает картине таинственность, сказочность.

Учитель: Как вы относитесь к картине? Нравится картина вам или нет?

6. Работа над планом.

Учитель: Чтобы логически правильно письменно передать текст, надо пользоваться планом.

Подумайте, в сочинении должно быть три части:

1. В. М. Васнецов.

2. Снегурочка.

3. Мое отношение к картине.

О них расскажут ребята, которые работали над темой “Мы – корректоры”.

Дети: Мы хотим рассказать о тех правилах, которыми пользуемся на уроках русского языка :

· Прежде чем написать предложение, проговори его.

· Подумай, какое предложение будет следующим.

· Не повторяй одно и то же слово, используй синонимы.

· Вспомни орфограмму, запиши слово правильно.

Учитель: Спасибо, молодцы!

Пускай снегами все заносит, (руки через стороны вверх, опустили) Пускай лютуют холода, (руки на пояс, повороты туловища влево-вправо) Зима меня не заморозит, Не напугает никогда. (левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе) Зимою белые снежинки Танцуют за моим окном. (правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе) А Дед Мороз свои картинки Рисует на стекле ночном. (Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)

9. Работа над сочинением (учащиеся пишут сочинение по плану).

Оцени свою работу.

11. Подведение итогов.

Примерные образцы сочинений

Анастасия Г., 3 класс

Картину "Снегурочка" Васнецов написал в 1899 году. Он создал её для декораций к пьесе. Художник выполнил полотно в холодных тонах. Жемчужный цвет звезд, сияющий голубыми переливами снег и яркие ночные тени создают атмосферу волшебства.

Морозная зимняя ночь. В небе мерцают алмазные звезды. Лунный свет посеребрил опушку темного леса. На заснеженной поляне стоит прекрасная девушка. Это Снегурочка - дочь Мороза и Весны. На ней красивый, расшитый жемчугом,

украшенный вышивкой наряд: парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой и теплые варежки. Снегурочка идет в мир людей. Она напугана и растеряна. Тонкая березка и пушистые маленькие елочки провожают ее. Вдали горят огоньки - светлячки деревни, они манят и зовут Снегурочку. Что ждет ее там?.

Екатерина Б., 3 класс

Я рассматриваю репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова "Снегурочка". На картине изображена зима, ночь. В темном лесу на освещенной лунным светом поляне стоит Снегурочка. На ней красивый наряд жемчужно-серебристого цвета: парчовая шубка с прелестными узорами. На голове шапочка с меховой опушкой. На руках теплые варежки. За Снегурочкой стоит тонкая березка.

На переднем плане картины маленькие пушистые елочки. Вдалеке видны огоньки-светлячки.

Меня восхищает мастерство Васнецова. Художник нарисовал действительно сказочную картину. И очень точно передал зимнее волшебство ночного леса.

Димир Н., 3 класс

На картине В. М. Васнецова мы видим Снегурочку, которая идет по темному лесу.

Зимняя ночь. Снегурочка вышла на лесную поляну. Посреди поляны стоит тонкая березка. Вдали мерцают огоньки деревни. Лунный свет освещает ее одинокую фигуру в красивом наряде. На Снегурочке длинная парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, на руках теплые варежки. Она боязливо оглядывается, словно чего-то ждет.

Картина мне понравилась своим зимним очарованием. Но все же немного жаль Снегурочку, ведь ей страшно и одиноко одной в темном лесу.

Василиса Ц., 3 класс

На картине великого русского художника В. М. Васнецова "Снегурочка" я вижу холодный темный лес, в котором заблудилась Снегурочка. На снежном покрове видны следы зверей, а во тьме ночного леса сверкают глаза волков. На белоснежной полянке Снегурочку окружают пушистые елочки. Снегурочка одета в парчовую шубку жемчужно-серебристого цвета. Шапочка с меховой опушкой украшает голову девушки, теплые расписные варежки согревают ее руки.

Мне понравилась картина Васне0цова, потому что очень точно передал художник настроение зимнего сказочного лес

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучающего сочинения по картине. Урок развития речи.


Предмет: русский язык

Тип урока: Развитие речи

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умение создавать текст-описание; умение строить речевое высказывание; умение составлять текст=описание; способствовать развитию творческих способностей; расширять знания о цветах и плодах.

Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного; воспитывать любовь к родной природе; создавать внутреннюю мотивацию к учению; воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осознавать цель учебной деятельности; воспитывать уважительное отношение к родному языку; использовать справочную литературу для решения учебной задачи; осуществлять анализ, сравнение; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: научатся принимать участие в работе с коллективом, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнёра в общении, контролировать свои действия в коллективной работе.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I.Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся.

-Прозвенел уже звонок –

И мы сейчас начнём урок!

Слушают учителя.
Определяют готовность к уроку

Коммуникативные– планируют учебное сотрудничество.

Лчностные – понимают значение знаний; проявляют интерес к изучаемому
предмету;

II. Актуализация знаний

1.Разгадывание загадок о цветах и плодах.

Проверяет выполнение домашнего задания.

2) В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,

Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.

Головка голубая и длинный стебелек.

Но кто его не знает? Это … (василек)

- Как вы думаете, зачем мы слушали загадки о цветах, ягодах?

-Действительно, сегодня на уроке мы подготовимся к домашнему сочинению-описанию картины, на которой изображены цветы, плоды.

Посмотрите на портрет художника


Портрет И.Т.Хруцкого,

Это Иван Трофимович Хруцкий, известный художник. Рассмотрим его картины.




Обсудите, какая картина И.Т. Хруцкого больше всего подходит к уроку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: русский язык

Тип урока: Развитие речи

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеть умением проверять написанное.

Личностные: проявляют эстетические потребности, ценности и чувства, этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; имеют установку
на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные УУД:

Познавательные: научатся осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; использовать справочную литературу для решения учебной задачи; осуществлять анализ, сравнение; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; оценивают результат работы , определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: научатся принимать участие в работе парами и группами, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнёра в общении, контролировать свои действия в коллективной работе.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I . Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся .

-Прозвенел уже звонок –

И мы сейчас начнём урок!

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя.

К – планируют учебное сотрудничество.

Л – понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому
предмету;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение по картине - одно из эффективных средств развития речи младших школьников. Оно способствует раскрытию творческого потенциала каждого ученика, обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

Кудрявец Сусанна Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6

Г. Минеральные Воды

Технологическая карта урока русского языка

Тип урока: урок развития речи

1. развивать речь, коммуникативные навыки;

3. привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

4. способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;

5.совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова

Формировать УУД:

- Личностные: выражать свои эмоции после прослушивания отрывков из произведений К.Г.Паустовского и И.А.Бунина

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение о природе того или иного явления на основе работы с картиной.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в дополнительных справочниках; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемый результат

Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы отличать, новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (в оглавлении, в словаре синонимов, эпитетов). (Познавательные УУД).

Основные понятия

Эпитеты, синонимы, слова-действия.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, литературное чтение, ознакомление с окружающим миром, музыка.

- дополнительные

- карточки с эпитетами;

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

УУД: Личностные, Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные.

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Оргмомент

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Учитель организует беседу по содержанию музыкального произведения и произведений классиков русской литературы.

- Кто узнал мелодию звучащей музыки?

- Какие приметы ранней зимы услышали в мелодии? Что почувствовали?

- А сейчас послушайте, как о первом снеге сказал К.Г. Паустовский.

- Какие образные выражения о снеге, о зиме в тексте К.Г.Паустовского? Каково отношение писателя к первому снегу? Как он это показал?

- А как относитесь к первому снегу вы?

-А теперь послушайте отрывок из стихотворения И.А.Бунина.

- А теперь я предлагаю вам увидеть первый снег в картине А.А.Пластова.

- Как вы думаете, какая задача нашего урока? Что мы должны сделать для ее выполнения? Как мы спланируем свою деятельность?

Уметь наблюдать признаки зимы

(Познавательные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других.

(Регулятивные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

III. Рассматривание картины

Учитель просит рассмотреть картину в целом, проникнуться её настроением, обратить внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов

Дети рассматривают картину, пытаясь проникнуться её настроением

Учиться работать по предложенному учителем плану

IV Беседа по содержанию картины

Учащиеся описывают картину с опорой на вопросы учителя

Учитель беседует по содержанию картины

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами ещё видна голая земля)

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро. Дети второпях выбежали на крыльцо, они ещё не выходили из дома.)

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята.)

- Опишите их внешний вид (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевалась второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?

- Можно ли сказать, что ребятам нравиться первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

Уметь находить ответы на вопросы

в репродукции картины.

Уметь определять последователь-ность событий в природе и их связи.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Познавательные УУД). Уметь

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану.

V. Физкульт-минутка

Выполнять динамические упражнения под мелодию детской песни

VI. Работа со словарем настроений.

Учащиеся выбирают слова – названия чувств.

Учитель организует работу со словарем настроений

- Посмотрите на карточки, выберите слова- названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей:

1) радость, удивление, испуг

2) восторг, восхищение, грусть

3) волнение, беспокойство, интерес

Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

- Почему их удивляет первый снег (Первый снег мягкий, теплый, добрый, он падает тихо с неба крупными хлопьями)

- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.

- Здесь есть еще один герой – ворона. А что она переживает? (ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

Уметь отбирать языковые средства текста-описания

(Познавательные УУД).

ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану

(Коммуникативные УУД).

Слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме.

Договариваться с одноклассниками.

(Регулятивные УУД).

Учиться высказывать свое предположение на основе работы с репродукцией картины

VII. Речевая подготовка к сочинению

Учащиеся выбирают опорные слова, являющиеся главными для описания картины, сравнения и эпитеты к этим словам, слова, передающие чувства и настроение.

Учитель организует работу по отбору

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

Снег как стеклянный дождь

очень к лицу земле

как чистые капли воды

белая скатерть полей

лебяжий пух земли

пушистый и мохнатый

опускался большими хлопьями

Также учащиеся подбирают характеристики к остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные, но подходящие по смыслу, точные слова.

- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Какие чувства и настроения вызывает у вас картина? (Силой своего искусства художник показал светлый поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник, нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы)

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

VIII. Составление плана сочинения

Учащиеся предлагают свои варианты плана.

Учитель обсуждает с детьми предложенные варианты и записывает окончательный вариант на доске.

Читайте также: