Светлый идеал мрачного писателя сочинение

Обновлено: 04.07.2024

А. И. Солженицын – писатель, публицист, общественный деятель. Основной темой его творчества является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы – в этом его величие.
Его имя невольно связывается в сознании многих читателей с самым впечатляющим его героем, рязанским крестьянином, бывшим солдатом, лагерным "работягой" с номером "Щ – 854" - Иваном Денисовичем Шуковым из повести "Один день Ивана Денисовича".
Это не только описание одного дня нашей истории, но и повествование о сопротивлении человеческого духа насилию. Большая часть персонажей – подлинные, из жизни взятые натуры. Таковы, например, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский. Образ главного героя Шукова, по свидетельству автора, сложен из солдата – артиллериста той батареи, которой командовал на фронте Солженицын, и из заключённого №854 Солженицына.
Главным героем Солженицын сделал рядового крестьянина, обыкновенного мужика. Именно такие люди, по мысли писателя, и решают судьбу страны, несут заряд народной нравственности, духовности. Обыкновенная и одновременно необыкновенная биография героя позволяет писателю воссоздать героическую и трагическую судьбу русского человека XX столетия.
Человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливаются в труде, в процессе работы. Всем своим поведением в лагере герой доказывает, что душу нельзя взять в плен, нельзя лишить её свободы.
А. Солженицын показал один, как считает его герой, удачный день: "в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, …стену Шуков клал весело… И не заболел. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. "
Совсем иначе звучит авторская оценка: "Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три". Внешне спокойная, объективная и оттого ещё более страшная оценка.
"Матрёнин двор" повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются нравственные идеалы, жизнь людей с приходом колхозов и повсеместной коллективизации. Он показывает кризис русской деревни, раскулачивание крестьян. Люди были лишены собственности, потеряли стимул к работе.
Жизнь крестьянства, его быт и нравы - всё это очень хорошо можно понять, прочитав это произведение. Главный герой в нём - сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок, и который хочет вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована коллективизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будет прекрасная природа.
Объездив несколько деревень, ему стала люба та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрёна. Крестьянство здесь утратило многовековые хозяйственные и культурные традиции. Автор видит дом своей хозяйки Матрёны. В этом доме можно жить только летом, да и то в хорошую погоду: "однако изгнивала щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка". Быт ужаснейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт нечего есть. Матрёна спрашивает, что приготовить на обед, но, кроме "картови" и "супа картонного", ничего нет. Но, несмотря на такую тяжёлую жизнь, Матрёна выбирает жизнь праведника.
Перед каждым человеком в жизни предстаёт выбор. Каждый решает, как жить в нашем суровом мире. Одни помогают окружающим, другие свою жизнь мыслят лишь желанием собственного счастья, иногда даже принося вред людям. Главная героиня же выбирает праведничество, заключающееся в безответной помощи окружающим. Это её нравственный выбор.
Автор ценит в Матрёне доброту, простоту, кротость и видит необыкновенную красоту души. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи подругам, золовкам, соседям.


К каким художественным средствам обращался писатель в борьбе с цензурой? Отыщите в его произведениях употребляемые и изобретенные им иносказательные выражения.

Вспомните, какие обвинения были предъявлены Салтыкову, когда его увольняли с государственной службы в 1868 году.

Анализ произведения
История создания

Оказывается, однако, что тут-то и нащупывается подлинный нерв будущего повествования: жизнь множества поколений глуповцев была придавлена произволом и бедностью, постоянными тревогами за собственную участь, судьбу близких, с трудом нажитое имущество.

Это и есть настоящая история Глупова; ее писать и можно, и нужно. Однако замысел сатирика неизмеримо глубже, интереснее и в то же время уязвимее для критики. Сквозь условный образ города Глупова стали проступать черты самой России, подробности ее истории.

Пародия или сатира?

«– Красавица была. бойкая какая! Однажды призывает графа Аракчеева, – или нет… кто, бишь, Митя, при ней Аракчеевым-то был?

– Le generale Minich, ma tante[3] 3
Генерал Миних, тетя (франц.).

Особенности сюжета
Стиль

Но слог самой записки доказывает, что подобное воспитание давно уже практикуется.

Вопросы и задания

3. В каких случаях появляются в книге анахронизмы и какую цель они преследуют?

4. Какие события XX века напоминают вам деяния Угрюм-Бурчеева?

Темы сочинений и рефератов

1. Эволюция творческой манеры Щедрина. Появление и развитие гротеска.

2. Горькая трезвость (своеобразие общественно-политических взглядов писателя).

4. Эзопов язык в произведениях сатирика. Многообразие его форм.

Рекомендуемая литература

• Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Биография. Т. I. 2-е изд., доп. М., 1951.

• Он же. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850–1860 годов. Биография. М., 1972.

• Он же. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860—1870-е годы. Биография. М., 1984.

• Он же. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875–1889. Биография. М., 1989.

Научная биография писателя содержит множество мемуарных и архивных документов.

• M. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. 2-е изд., доп. М., 1975.

Многочисленные мемуарные материалы, собранные С. А. Макашиным и тщательно им прокомментированные, создают очень яркий, живой образ писателя.

• Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987.

Исследователь творчества Салтыкова-Щедрина в этой книге стремится показать своеобразие реализма сатирика и роль в его произведениях художественной гиперболы, фантастики и иносказания.

• Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.

Автор прослеживает формирование гротесковых приемов в творчестве сатирика и их многообразие.

• Покусаев Е. И. Господа Головлевы. М., 1975.

В книге рассматривается художественная структура образа Иудушки Головлева и трагедийная природа знаменитого повествования.

• Турков А. М. Ваш суровый друг. Повесть о M. Е. Салтыкове-Щедрине. М., 1988.

Беллетризованная биография писателя, содержащая также анализ его произведений.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Образ праведница ярко приведен в рассказе “Матренин двор”. Действие происходят в советское время на станции “Торфопродукт”. Обстановка достаточно хмурая: “Облетели листья, падал снег – и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали.

И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. и другая революция. И весь свет перевернулся”. Среди этой серости мы видим образ Матрены с лучезарной, доброй и извиняющейся улыбкой.

Вся она согревалась каким-то теплом, светом который шел изнутри, из ее улыбки. Солженицын

открывает нам простой секрет красоты женщины: “У тех людей всегда хороши, кто в ладу с совестью своей”. Голос ее был с каким-то теплым мурчанием, как у бабушек в сказках, который передавал исконно русскую речь, голос ее успокаивал и убаюкивал.

Это женщина перенесла много испытаний по жизни, и всегда оставалась одна. На ее долю выпало много горя это и разбитая любовь, и смерть ее шестерых детей, труд в деревне, потеря мужа на войне, обида на колхоз, который описав ее не оставил никакой поддержки и пенсии.

Она жила забытая всеми, бедно и убого. Родные боялись ее просьб и не заботились о ней.

всем и во всем, что только могла сделать, бескорыстно, от чистого сердца, просто потому что она была добра и чиста душой. Многие не понимали этого и считали его глупой старухой, которой можно пользоваться в своих целях, без какой-либо отдачи. Несмотря ни на что эта женщина не озлобилась на окружающих, сохранила светлый, добрый дух, лучезарную улыбку, чувства жалости и радости.

Наверное, поэтому она и не была понятна всем. Сохраняя душевную теплоту, искренность, независимость характера и быта, Матрене было чуждо такое чувство как зависть чужому изобилию и благополучию. Она всегда искренне радовалась успехам других людей.

Сочинение миниатюра падают листья

. Леса осенью становятся сказочными, они имеют прекрасный окрас, благодаря опавшим листьям. В конце октября листопад заканчивается, и деревья стоят оголенными . выбрасывают, для того чтобы не засорять улицы мусором. Опавшие листья имеют характерный запах какой-то приятной свежести. Мне очень нравится . в лес. В листву можно упасть прямо как в снег! Или идёшь по лесной тропинке, а вокруг тебя всюду .

После ее смерти у нее сразу же объявились сестры, которые вмиг завладели ее нажитым, небольшим имуществом, растащив все что только увидели. Позже новая подруга Матрены, которая искренне ее любила, забрала вязаную кофточку женщины, что бы сестрам не досталось.

Похороны Матрены, показывают нам, что она ушла из жизни так никем и не оплаканная. Потому что пьяные люди совсем не вкладывали чувства в эту память. Поминки, траурное прощание с добрейшей души женщиной были похожи на посиделки с выпивкой и сытным ужином. “Не стоит село без праведника”, а смерть Матрены – начало деградации, массового регресса и гибели нравственных устоев.

Ни деревня, ни город, ни земля наша не смогут стоять без людей таких-праведников, которым была Матрена.

1

5.00

Примеры похожих учебных работ

Почему Матрену называют праведницей? Вопрос: Почему писатель называет главную героиню .

. поэтому можно ее назвать праведником. От администрации сайта Почему Матрену называют праведницей в рассказе . у себя на стенке! Сочинение Крапивы Миши «Матрена — праведник, без которого не . он пропал), зато ее чуть ли не силком заставили стать супругой .

Человек в огне революции и гражданской войны

Ответственность человека за жизнь на Земле

Должен ли человек рисковать жизнью ради спасения птиц

. другого. Впрочем, человек устроен по подобию божьему, а потому ему все еще свойственно что-то в действительности высокое и духовное. Среди тех, кто рисковал своей жизнью ради других, можно .

Примеры сильного человека из жизни

Главные люди в жизни человека

А. П. Чехова известен нам как писатель-сатирик. Действительно, трудно найти другого писателя, способного столь же правдиво высветить все стороны жизни. Становление чеховского таланта пришлось на 80-е годы – период безвременья, когда идеалы народничества рухнули, а новых еще не существовало. Чехов и не хотел жить по схеме, он не признавал никаких догм и пытался рушить их.

У него не было окончательно сложившегося идеала будущего человека. Чехов смотрел на жизнь и искал этот идеал. Он понимал, что нужно искать ответ на вопрос о смысле жизни,

а его может дать лишь сама жизнь.
Главной его задачей было правдивое изображение жизни. Сам Антон Павлович писал: “Что мир “кишит негодяями и негодяйками”, это правда. Человеческая природа несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только праведников.

Думать же, что на обязанности литературы лежит выкапывать из кучи негодяев “зерно”, значит отрицать самое литературу. Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле… Литератор обязан бороть свою брезгливость, марать свое воображение грязью жизни…”

Вот почему Чехова больше привлекал заурядный поток жизни – та, по определению Гоголя, “тина мелочей”, барахтаясь в которой люди перестают замечать, как ничтожны их цели.

Именно здесь Чехов нашел неисчерпаемые залежи смешного. Но для того, чтобы оно стало смешным и для читателя, нужно было показать, как под влиянием привычки обессмысливается поведение людей, то есть нужно было показать обычного человека в его обыденном существовании. И чтобы показать жизнь во всем ее разнообразии, Чехов в своих рассказах описывает действия, происходящие в городе и в деревне, на даче и в аптеке, в церкви и на балу.
В произведениях одного только года больше двухсот пятидесяти основных персонажей, которые являются представителями почти всех социальных групп: помещики, купцы, военные – от тайного советника до коллежского секретаря, мужики, доктора, музыканты, актеры и многие другие. Вводя в действие эти персонажи, Чехов высмеивал то, что не хотел бы видеть в своем идеале.
Так, например, мелкий чиновник в изображении Чехова – это злобный, завистливый, вздорный и трусливый человек. Обыкновенно он вполне удовлетворен условиями своего существования, а если и бывает иногда недоволен, то лишь тем положением в чиновничьей иерархии, которое он занимает. Вот почему он больше всего ценит чин и богатство. И ни образование, ни культура не в силах изменить эту жизненную установку чиновника.

Червяков, например, сидел в креслах партера затылок в затылок с генералом, но тот все-таки был для него столь недосягаем и свят, как Бог (“Смерть чиновника”). Тонкий закончил гимназию, однако, как только услышал, что друг его детства уже тайный советник, тут же “съежился, сгорбился, сузился” и “Ваше превосходительство… Хи-хи-с!” (“Толстый и тонкий”).

По этому поводу сам Чехов писал: “…Кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому больше ничего не остается, как стать чиновником”.
Большое общественное зло также и в крепостничестве, так как сохранились не только люди, пользовавшиеся привилегиями, завещанными крепостной эпохой, но и мораль, порожденная крепостничеством, еще жила в сознании и поведении его современников. Бывшие крепостные еще не один год после отмены крепостного права по привычке смотрели на помещика как на господина и считали себя обязанными выполнять любую его прихоть. Так, например, Фирс из пьесы “Вишневый сад” с сожалением вспоминает о прошедших временах.

И если бы Карпушка и Матвей не изъявили готовности сразу же приступить к исполнению приказа Трофима Семеновича, то надругательство над парнем и девкой могло бы и не состояться (“За яблочки”).
Такое рабское повиновение, ощущение своей ничтожности также не соответствовали нравственному идеалу Чехова. В одном из его писем младшему брату Михаилу есть такие строчки: “Не нравится мне… зачем ты величаешь особу свою “ничтожным и незаметным братишкой”. Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, Мишам надо быть одинаковым.

Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед Бегом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не пред людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство.

Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность”.
Не находит А. П. Чехов идеала и среди персонажей, Живущих “футлярной” жизнью. Беликов – главный герой рассказа “Человек в футляре”, казалось бы живет по правилам. Девиз его жизни – как бы чего не вышло.

Он заковал себя в рамки законов, делал только то, что разрешено. И этот “человек в футляре” держал в руках весь город в течение пятнадцати. Он был уверен, что все должны поступать только по правилам, тем самым ущемляя свободу других, Беликов не один, таких людей много.

Коллежский асессор Кирьяков из рассказа “Необыкновенный” своим поведением обижает других, но это не из-за Эгоизма или еще каких-нибудь других дурных наклонностей. Напротив, “он честен, справедлив, рассудителен, разумно экономен… добродетелей у него гораздо больше, чем недостатков…” – так говорит его жена (похоже, что Чехов не сомневается в правдивости ее слов). Кирьяков черств и суров потому, что бескорыстно и самоотверженно служит несомненному принципу, в этом вина героев, но и оправдание.
Мы видим, что все дело не столько в этих людях, сколько в морали, предопределенной сложившимися жизненными устоями. Но Чехов чувствовал, что формы жизни современной ему России исчерпаны, и сам он был свободен от этих форм. Он уже остро чувствовал толчки новой жизни, хотя, как я уже говорила, не видел точно, какой она будет.

Он надеялся, что новая жизнь будет гармоничная, не ущемляющая прав человека.
В его произведениях появляются новые персонажи, более близкие к нравственному идеалу писателя. По мнению Чехова, к числу хороших людей можно отнести Независимого, стойкого человека, который отдает себя труду, который способен нести ответственность. Здесь можно привести в качестве примера Аню (“Вишневый сад”) и Надю (“Невеста”).

Надя – невеста новой жизни: она покидает родной дом, бросает жениха, чтобы окунуться в новую жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным. Аня также является образом весны, то есть образом будущего. Именно она сможет вступить в это будущее.
Таким образом, мы пришли к выводу, что конкретного нравственного идеала у А. П. Чехова не было, но он видел, чего не должно быть в новом человеке, что портит нашу жизнь. Верность правде была причиной широкого признания его среди современников. Они поняли, что каждое произведение Чехова – о них, обо всем, что сами они, кажется, чувствуют. Суровая правда его произведений – это правда самой жизни.

Трудно постичь общий смысл чеховского творчества, куда и к чему он зовет читателя, но главное можно понять: он зовет к новой жизни, в которой не будет лицемерия, ограниченности, зла, то есть А. П. Чехов зовет к переменам. “Главное – перевернуть жизнь”, – говорит его устами герой рассказа “Невеста”.

Читайте также: