Сочинение впечатление о рассказе о чем плачут лошади

Обновлено: 29.06.2024

К середине 60-х годов XX столетия в русской литературе прочно укрепился "принцип фронтального исследования действительности", который дал возможность писателям широко осмыслить социальную жизнь, настоящее и прошлое деревни, закономерности и случайности в ее развитии, характер и содержание ее противоречий. Однако писать об общественных, социальных процессах и преобразованиях только лишь как о массовом явлении невозможно. Как невозможно раскрыть тему изменившейся деревни, не раскрыв изменений, происходящих в человеческой душе. Потому в литературе все более ощутимым становится внимание к внутренним процессам развития отдельной личности, часто несущим в себе драматическое начало. Именно драматические будни и определяют содержание известных романов и повестей Ф. Абрамова — "Братья и сестры", "Две зимы и три лета", "Пути-перепутья" и многие другие. Социальные процессы писатель словно бы растворяет в человеческих отношениях, а своих героев оценивает по характеру связей с природой, людьми, главным делом их жизни.

Основой известной трилогии "Пряслины", состоящей из трех названных выше романов, являются не подвиги и стройки, не великие исторические свершения, а обычная трудовая жизнь жителей деревни Пекашино, сельский быт, нужды и заботы крестьянства. Обычная деревня, такая же, как сотни других русских сел и деревень, стала олицетворением народного мужества и терпения. На этом примере автор изобразил процессы; характерные на определенном этапе жизни для всей страны. Он показал, какой великой человеческой бедой, напряженной работой, героикой будней обернулось для народа военное и послевоенное время. Тридцать лет — с 1942-го по 1970 год — стали настоящим, испытанием жизнестойкости людей, их нравственной силы, их чувства ответственности за себя, за колхоз, за будущее — свое и своей страны. Перед нами проходят картины жизни ряда деревенских семей: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых, Житовых и некоторых других.

История жизни трех крестьянских поколений, смена их жизненных идеалов, появление совершенно новых социально-психологических типов, сохранивших, при всей своей новизне, нравственные устои крестьянской жизни, во многом определили характер всего повествования, в котором проявилось ярко выраженное исследовательское начало автора. Глубина народности всей трилогии определяется серьезными раздумьями писателя о крестьянской жизни, наполненной жестким самоограничением, нелегким трудом, тяжелыми, порой непосильными, испытаниями. Шаг за шагом проводит Абрамов своих героев через трудности, заблуждения и ошибки к нравственной и гражданской зрелости. Раскрывая истоки психологического конфликта между крестьянскими надеждами на благополучие и Суровой действительностью, автор доказывает всю глубину, силу, жизнестойкость жителей деревни.

Противоречиями деревенской жизни наполнен весь сюжет трилогии — с первых страниц и до самой развязки. Здесь, и конфликт между руководителями и народной массой, между председателем и колхозниками. Здесь и противоположность жизненных позиций героев: Мининой и Клевакина, Лукашина и Худякова, Михаила Пряслина и Егорши Ставрова. Писатель проводит глубокий психологический анализ, раскрывая характеры людей через их отношение к труду, окружающим, семье, любви, славе, долгу. И герои, выдержавшие эту проверку, подобно Михаилу, идут по жизни прямыми путями. А "приспособленцы" оказываются на перепутьях.

В повседневном труде, в круговороте сельской страды раскрывается в произведении Абрамова величие будничного народного подвига. Зреет очередной урожай и постепенно с той или иной стороны проявляют себя люди. Откуда только берутся силы и мужество у этих женщин, вынужденных взять на себя всю мужскую работу на "трудовом фронте"?! "Сколько человек в Пекашине на войну взяли? — говорит Новожилов. — Человек шестьдесят. А поля засеяны? Сеноуборка к концу? Да ведь это понимаешь что? Ну как если бы бабы заново шестьдесят мужиков родили. "

Яркой представительницей этих героических деревенских женщин становится Анфиса Петровна — гордая женщина, не покривившая душой, не отступившая от правды, сознательно взявшая на себя груз ответственности за судьбу деревни. Она как свои собственные воспринимает нужды односельчан, готова всегда прийти на помощь другим и остается верной себе, своим принципам даже тогда, когда многие пошли против нее, когда осудили, не захотели понять.

Конечно, становление характеров героев не всегда проходит так гладко и однозначно. Много противоречивого, например, в образе того же Михаила Пряслина, который иногда бывает жесток с Анфисой, так поддержавшей их семью в голодное время, может обидеть Тимофея Лобанова, не поверив в его болезнь. Но постепенно чувство ответственности за деревню, за людей, за весь народ берет в людях верх, открывая нам их благородную душу.

Автор проводит своих героев и через испытание любовью. Так, полюбив женщину, которая намного старше его, Михаил вызвал осуждение со стороны деревни и противоборство семьи. Но это не останавливает его, так как настоящие чувства не подвластны мнению общества. Герой опирается в оценке людей только на свои моральные, нравственные принципы. Потому и дружба с Егоршей перерастает во вражду, как только Михаил осознает всю двойственность, изворотливость и легкомыслие Ставрова, старающегося любыми путями избежать трудностей, уйти от ответственности и жизненных проблем, найти для себя пути к легкой жизни.

Постепенно, с развитием событий накаляется атмосфера романа. Углубляются столкновения между людьми, обостряются конфликты, все ярче становятся социальные, экономические, нравственные противоречия жизни, все жестче противостояние героев. Все вокруг говорит о приближающихся глобальных переменах. Хотя еще все так же тяжела жизнь крестьян, которые трудятся изо всех сил, но "досыта куска не видят". Автор не упрощает сложностей жизни деревни в те годы, не обходит противоречий, возникающих между государством и колхозами. Особенно остро жестокость руководства ощущают фронтовики, вернувшиеся с войны. Именно в их душах назревает решительный протест. Потому Лукашин смело вступает в противоборство с секретарем райкома Подрезовым,

Подрезов — личность сильная, цельная натура, умный и деятельный руководитель. Но в основе его руководства лежит выговор и строгач, приказ и администрирование. Лукашин же, обогащенный опытом войны, ощущает острую необходимость перемен. Он требует большей демократии, большей самостоятельности для колхоза, большего уважения к человеку. Он — типичный представитель нового времени, в образе которого наиболее явно проступают происшедшие в обществе и в душах людей изменения. Однако Лукашин еще не готов к активным действиям. Но те, кто готов, уже появились в обществе, в том числе и в деревне. Мы убеждаемся в этом, знакомясь с директором леспромхоза Зарудным. Это не просто хороший специалист, технически образованный и умный. Он — творческий человек, трезво мыслящий, смело выдвигающий новые идеи и готовый отстаивать их. Такие люди, как Зарудный, наглядно показывают нам, что в обществе неизбежно начинает происходить переоценка ценностей, проверка старого новым. Что победит — об этом автор не говорит однозначно. Но мы видим реальную возможность победы гражданских начал в человеке, прогрессивных общественных тенденций в жизни.

Трилогия Ф. Абрамова — значительное и яркое явление не только в области "деревенской прозы", но и во всей русской литературе, Неброская красота северной природы, ее величие и широта, неповторимость деревенского пейзажа с первых страниц завораживают и приковывают внимание. А еще помогают глубже понять другую красоту — красоту человеческой души, высокую духовность жителей деревни, скрытую за внешней сдержанностью, суровостью и неброскостью. Здесь "душа у каждого насквозь просвечивает". И невозможно передать словами и до конца изучить, понять эту душу. Невозможно переоценить роль, значение этой великой русской, истинно народной души в происходящих исторических событиях, в переменах, которым подверглась не только деревня, но и вся страна. Потому можно смело сказать, что по масштабам поставленных проблем, глубине и основательности исследования народной жизни, богатству созданных психологических типов, широте и красочности картин крестьянского труда и быта трилогия Ф. Абрамова "Пряслины" не имеет аналогов в современной литературе. Между тем сам писатель не останавливался на достигнутом. Все дальнейшее творчество он посвятил тому, чтобы еще более детально и увлеченно исследовать жизнь деревни и самого человека, исследовать возможности и направления роста и развития личности в новых условиях, становление новых характеров, появление новых человеческих типов, возникновение новых общественных отношений.

Тема живой природы нашла свое многогранное отражение во многих произведениях известного советского писателя Абрамова. Например, в рассказе “О чем плачут лошади” автор делится воспоминаниями о жизни в деревне, мире пахучих трав и добрых, умных животных – лошадей. Автор очень любил лошадей, всегда подходил к ним, ласково разговаривал, гладил их крутые бока. Была у него и любимица.

Звали ее Рыжуха. Этой маленькой неказистой лошадке довелось много и тяжело работать. Именно поэтому уже в пять лет у нее была сбита спина и вспухли вены.

Рыжуха сохранила свой веселый нрав, автора она встречала с радостью.
Однажды она при приближении человека отвернулась. На удивленный вопрос, что же с нею, она заплакала и рассказала такую историю. На летнем сенокосе от старой кобылы Рыжуха услышала песню о том, что раньше люди заботились о лошадях, любили и щадили их, считая своими кормильцами.

Но когда Рыжуха стала петь эту песню на своем поле, остальные лошади закричали: “Вранье это все, брехня! Замолчи! Не растравляй нам душу.

И так тошно”.
И вот Рыжуха обратилась к своему другу с вопросом, были ли такие времена, когда лошадям жилось хорошо.

Рассказчик не знает, что ответить. Ведь и правда, лошадь всегда была в крестьянских семьях главной надеждой и опорой. И в праздник, и на работе без лошади не обойтись.

И на фронте лошади воевали, многие погибли. Автор, чувствуя вину людей перед лошадьми, пытается отговориться: “Ну, хватит киснуть! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется”. Но лошади почувствовали неискренность его слов.

Теперь уже не будет между Рыжухой и рассказчиком прежней дружбы я доверия.
Рассказ вызывает чувство острой жалости к лошадям. Эти животные испокон веков тяжко трудятся, значительно облегчая жизнь человеку. А что же люди?

Пьяный конюх зачастую забывает о пасущихся лошадях, оставляя их на уже изглоданной дочерна земле. Почти все лошади сгорблены от работы, висит клочьями шкура, гноятся глаза. Что получили они в благодарность за свой труд?

Лишь равнодушие. Несправедливо отнесся к ним человек. Когда лошади были сильны и здоровы, то люди ценили их как рабочую силу.

А ослабевшие, старые животные не приносят никакой пользы, значит, не стоит и заботиться о них. Вот и плачут лошади от обиды. Автор осуждает черствость, безразличие и эгоистичность людей по отношению к нашим верным друзьям – лошадям.

II. Основанная часть

2. Кто главные герои.

4. Наиболее запомнившийся эпизод.

III. Заключение. Чем меня обогатило это произведение, совет прочитать.

Сюжет рассказа – повествование от первого лица, в котором автор разговаривает с любимой лошадью Рыжухой. Во время этого разговора автор пытается утешить лошадь, которая опечалена неверием других лошадей в то, что в прежние времена лошадям жилось хорошо. Автор стоит перед моральной проблемой: утешить лошадей и соврать или расстроить их, сказав правду. Он выбирает уйти от прямого ответа, но понимает, что тем самым потерял доверие животных. От этого ему становится тоскливо, он испытывает угрызения совести.

Главный герой рассказа – уроженец деревни, которые любит лошадей, жалеет их, подкармливает хлебом, разговаривает с ними. В рассказе описан разговор с кобылой Кларой, которую чаще называли Рыжухой. Автор пишет, что, несмотря на почтенный для лошадей возраст она сохранила весёлый, неунывающий характер, радовалась приходу автора – подавала звонкий голос, обегала вокруг кола.

Мне кажется, что писатель старается вызвать сочувствие читателя к героям рассказа – и к измученным лошадям, и к доброму человеку, не способному им помочь. То, что лошадь разговаривает, преподносится как нечто естественное, не вызывает удивления героя рассказа. Это олицетворение наводит на мысль, что в образе лошади писатель представляет крестьянина, загруженного тяжелым трудом, не имеющего свободы, зависящего от прихоти других.

Мне было особенно интересно читать заключительную часть рассказа, в которой описывается, как автор понимает, что, попытавшись обмануть близких ему существ, он навсегда лишился прежнего их доверия. Автор кратко, но емко, ярко описывает свои переживания.

Рассказ Ф. А. Абрамова написан в духе гуманизма, учит с любовью относиться к тем, кто честен и добр к нам, быть честным перед самим собой, уметь признавать свои ошибки, не считать других глупее себя. Особенно если это искренне любящие тебя люди. Я считаю, что человек, прочитавший этот рассказ, захочет стать лучше и добрее. Поэтому, конечно, советую всем познакомиться с этим произведением.

Фёдор Александрович Абрамов написал интересный рассказ, который называется "О чём плачут лошади". Мне очень понравился рассказ, автор в своём рассказе описывает жизнь в русской глубинке, хорошо выразив все заботы и проблемы деревенской жизни.

Я очень люблю животных, особенно лошадей и этот рассказ меня очень тронул. Лошади всегда были рабочей силой, их берегли, хорошо кормили, ухаживали за ними и казалось, что животным неплохо живётся, они сыты и ухожены. Но вот наступили времена когда в жизни людей появилась техника и люди стали отказываться от "лошадиных услуг". К лошадям стали относится равнодушнее. Рассказчик очень хорошо раскрывает эту тему, ему как и мне искренне жаль лошадей, ведь они были приручены и кроме того, как приносить пользу людям и работать на них они ничего не умеют делать, лошади не приспособлены к самостоятельной жизни. От недостатка внимания, ухода они страдают, болеют и конечно же, как бы горько не было плачут.

Получается то, что животные не способны предать человека, а человек способен.

Рассказ очень грустный, но правдивый, автор заставляет нас задуматься о том что нельзя предавать тех, кого мы приручили. Учит нас бережно и с заботой относиться к животным, а не видеть в них только рабочую силу от которой при ненадобности можно просто отвернуться.

Читайте также: