Сочинение о театре теней

Обновлено: 01.07.2024

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь – это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.

Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения. Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К. С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств.

Давайте вспомним как мы маленькими детьми выключали в комнате свет и светя фонариком на стене изображали разных животных, сказочных героев. В наше время не часто встретишь постановки теневого театра, а тем более в таком учреждении, как детский сад.

Я выражаю огромную благодарность родителям, которые не просто приводят детей в детский сад, но и активно участвуют в жизни детского сада. Родители должны понимать, что только вместе с воспитателем, дружно и сообща мы создадим уютную атмосферу и красочный мир в детском саду.

Автор: Вечеркова З. В.

Театр на дисках

Театр на дисках Роль театрализованной деятельности неоценима в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Театрализованные игры эмоционально насыщены,.

Театр в чемодане

Театр в чемодане Театр в чемодане. Я обратила свое внимание на то, что в самостоятельной игровой деятельности дети редко пользуются уголком театрализации.




Однажды в далекие времена в Китае жил один император. У этого китайского мператора была любимая жена. Случилось так, что она заболела и умерла. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, завесил окна тяжелыми занавесками, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Дела империи стали приходить в упадок, а император находился в тоске по умершей жене.
Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены и когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль выресовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный, показал императору чудеса Теневого театр и вылечил его от тоски. Император стал просить придворного каждый вечер показывать ему представления с куклой, которая была копией его жены. Стал приглашать на просмотры других придворных. Он смотрел, как тень его жены за занавеской движется: ходит, играет на музыкальных инструментах, садится у окна. Она так похожа на его любимую жену, только она - за тончайшей тканью. И императору вдруг стало понятно, что эта ткань - не вечная преграда между ними, и его любимая продолжает жить где-то, только не здесь, и он и его жена когда-то снова встретятся. Просто нужно время. С тех пор он повеселел и стал заниматься государственными делами.

С этой прекрасной легендой связывают начало появления Теневого театра - искусства, пришедшее к нам в 200 году до нашей эры, в эпоху императора Хань-Ву-ци. Далее Театр теней начал свое триумфальное шествие по земле, он появился в Индии, Турции, прошел по всей Азии, с войсками Чингиз-Хана добрался до Европы, покорил ее, дошел до России, покорил весь Питербург, потом Москву.

Спектакли Теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете маслянной лампы и куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций.








Куклы для таких спектаклей делались из шкур, шкуру выделывали до прозрачной тонкости, а потом вырезали из нее фигурку куклы, вырезали на ней узоры и раскрашивали. Чаще всего кукол делали из ослиной кожи. И потому в народе театр теней еще называют - "театр кукол из ослиной кожи".

Высота куклы для Теневого театра чаще всего делалась высотой 30 сантиметров. Фигурки делались подвижные, они состояли из соединенных между собой частей. Находящейся за экраном человек управлял куклой с помощью специальных длинных прутьев,
(бамбуковых, стальных, деревянных), а зрители видели только тени кукол, которые проецировались на освещенном экране, видели движение, захватывающий сюжет, слышли музыку, пение, но не видели самого кукловода, так как свет сзади экрана, направлялся к тому под углом, что делало кукловода незаметным.


Самый известный Театр теней сейчас - Яванский, Вайанг-Кули: куклы которого до сих пор делаются из шкуры буйвола, шкура утончается так, что она становится тонкой и прозрачной, как бумага. Эти куклы так и называют бумажные куклы Вайанг-Кули. Такие куклы очень прочные. Например, куклы, что хранятся в немецком музее, до сих пор не потеряли свой цвет. Хотя им уже 1200 лет!
На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрализованная деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка. В детских садах используют разные виды театра: настольный театр; стендовый; верховой; наручный; напольный; театр живой куклы Но очень редко используют театр теней, более того, в этом направлении очень мало литературы. Начиная работу по данной теме, я изучила литературу, задачи, средства и методы работы, а также историю возникновения теневого театра.

Театр теней –

Театр теней –

Театр теней –

Цель: художественное – эстетическое развитие детей посредством театрализованной деятельности ( театр теней). Задачи: расширить представление о театре, истории его создания, разнообразии видов; познакомить с новым видом театра – театром теней; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, ассоциативное мышление.

Цель: художественное – эстетическое развитие детей посредством театрализованной деятельности ( театр теней).

  • расширить представление о театре, истории его создания, разнообразии видов;
  • познакомить с новым видом театра – театром теней;
  • развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, ассоциативное мышление.

Предполагаемый результат: В ходе реализации задач по воспитанию и развитию у ребенка театральной деятельности предполагается, что дети приобретут необходимый минимум знаний о театре теней, разовьют творческий потенциал, получат опыт театрально-игровой деятельности.

Предполагаемый результат:

В ходе реализации задач по воспитанию и развитию у ребенка театральной деятельности предполагается, что дети приобретут необходимый минимум знаний о театре теней, разовьют творческий потенциал, получат опыт театрально-игровой деятельности.

История возникновения Теневой театр зародился в Китае. С этим связана красивая легенда о том, как у одного императора заболела и умерла любимая жена. Император был безутешен. Он удалился в свои покои, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Однажды главный дворецкий придворный позвал императора в покои его жены и когда император зашел, то увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Ее прекрасный профиль вырисовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный показал императору чудеса теневого театра и вылечил его от тоски.

История возникновения

Теневой театр зародился в Китае. С этим связана красивая легенда о том, как у одного императора заболела и умерла любимая жена. Император был безутешен. Он удалился в свои покои, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать.

Однажды главный дворецкий придворный позвал императора в покои его жены и когда император зашел, то увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Ее прекрасный профиль вырисовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный показал императору чудеса теневого театра и вылечил его от тоски.

Искусство теневого театра пришло к нам в 200 году до нашей эры в эпоху императора Хань-Ву-ци. Спектакли теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете масляной лампы. Куклы одного спектакля могли насчитывать 1000 фигур не считая декораций. Куклы для театра теней делали из шкур. Высота куклы для теневого театра чаще всего делалась 30 сантиметров. Фигурки делались подвижными. Далее теневой театр начал свое триумфальное шествие по земле, он появился в Индии, Турции, Азии, с войском Чингиз-Хана добрался до Европы, дошел до России, покорил весь Петербург, потом Москву.

Искусство теневого театра пришло к нам в 200 году до нашей эры в эпоху императора Хань-Ву-ци. Спектакли теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете масляной лампы. Куклы одного спектакля могли насчитывать 1000 фигур не считая декораций.

Куклы для театра теней делали из шкур. Высота куклы для теневого театра чаще всего делалась 30 сантиметров. Фигурки делались подвижными.

Далее теневой театр начал свое триумфальное шествие по земле, он появился в Индии, Турции, Азии, с войском Чингиз-Хана добрался до Европы, дошел до России, покорил весь Петербург, потом Москву.

 Куклы этого театра до сих пор делаются из шкуры буйвола; шкура утончается так, что она становится тонкой и прозрачной, как бумага. Такие куклы очень прочные. Например, куклы которые хранятся в немецком музее, до сих пор не потеряли свой цвет. Хотя им уже 1200 лет. На западе театр теней считается одним из самых изящных и зрелищных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали. Самый известный театр теней сейчас – Яванский, Вайанг-Кули

Куклы этого театра до сих пор делаются из шкуры буйвола; шкура утончается так, что она становится тонкой и прозрачной, как бумага. Такие куклы очень прочные. Например, куклы которые хранятся в немецком музее, до сих пор не потеряли свой цвет. Хотя им уже 1200 лет. На западе театр теней считается одним из самых изящных и зрелищных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали.

Самый известный

театр теней сейчас –

Яванский, Вайанг-Кули

Тайны теневедения, или как приручить тень? Театр ручных теней - один из са­мых простых видов теневого теат­ра. Для его оборудования и про­ведения нужны самые обычные предметы: настольная лампа и экран большой лист белой бу­маги или ткань (простыня). Если в комнате светлые стены, представ­ление теневого театра можно по­казывать прямо на стене.

Тайны теневедения,

или как приручить тень?

Театр ручных теней - один из са­мых простых видов теневого теат­ра. Для его оборудования и про­ведения нужны самые обычные предметы: настольная лампа и экран большой лист белой бу­маги или ткань (простыня). Если в комнате светлые стены, представ­ление теневого театра можно по­казывать прямо на стене.

Из фанеры Экран и его виды Из коробки Из картона

Из фанеры

Экран и его виды

Из коробки

Из картона

Примерные размеры экрана для настольного теневого театра 27 см 54 см 42 см 40 см

Примерные размеры экрана для настольного

теневого театра

Световое оформление теневых спектаклей Лампу нужно поставить на вы­соту рук человека, показывающе­го спектакль (на стол, стул или стопку книг), и загородить шир­мой, чтобы свет не падал в глаза зрителям. Важно знать! Чем ближе к лам­пе располагаются руки артиста, тем крупнее тень на экране. Од­нако чем меньше силуэт, тем он чётче и выразительнее. Нужно порепетировать.

Световое оформление

теневых спектаклей

Лампу нужно поставить на вы­соту рук человека, показывающе­го спектакль (на стол, стул или стопку книг), и загородить шир­мой, чтобы свет не падал в глаза зрителям.

Важно знать! Чем ближе к лам­пе располагаются руки артиста, тем крупнее тень на экране. Од­нако чем меньше силуэт, тем он чётче и выразительнее. Нужно порепетировать.

Теневые фигуры В качестве актеров теневого театра можно использовать самые обычные предметы и детские игрушки (куклы, машинки и мягкие игрушки) и куклы, одевающиеся на руку (перчаточные, персонажи кукольного театра)

Теневые фигуры

В качестве актеров теневого театра можно использовать самые обычные предметы и детские игрушки (куклы, машинки и мягкие игрушки) и куклы, одевающиеся на руку (перчаточные, персонажи кукольного театра)

 Довольно часто актерами теневого театра становятся люди или только их руки. Для показа в теневом спектакле разных животных используют самые обычные маски – новогодние или театральные. В этом случае актерами также выступают люди (взрослые или дети). На руки натягивают рукавицы или носочки, чтобы было похоже на лапки животных. Когти мастерят из мягкой проволоки или трубочек для коктейля (их можно пришить, привязать или просто продеть в рукавички). Для таких спектаклей актерам не нужны сложные костюмы и грим, не имеют значения цвет, материал и даже мелкие детали.

Довольно часто актерами теневого театра становятся люди или только их руки. Для показа в теневом спектакле разных животных используют самые обычные маски – новогодние или театральные. В этом случае актерами также выступают люди (взрослые или дети). На руки натягивают рукавицы или носочки, чтобы было похоже на лапки животных. Когти мастерят из мягкой проволоки или трубочек для коктейля (их можно пришить, привязать или просто продеть в рукавички). Для таких спектаклей актерам не нужны сложные костюмы и грим, не имеют значения цвет, материал и даже мелкие детали.

Теневые фигуры


 Эти пособия помогут педагогам приобщить детей к искусству театра теней в системе основного и дополнительного образования. Включают исторический очерк, конкретные рекомендации по подготовке экранного оборудования, теневых кукол и декораций. Раскрывают сценические секреты. Содержат фольклорный и литературный материал, сценарии спектаклей, выкройки сказочных персонажей.

Эти пособия помогут педагогам приобщить детей к искусству театра теней в системе основного и дополнительного образования. Включают исторический очерк, конкретные рекомендации по подготовке экранного оборудования, теневых кукол и декораций. Раскрывают сценические секреты. Содержат фольклорный и литературный материал, сценарии спектаклей, выкройки сказочных персонажей.

Показ теневого театра в средней группе Кошки- мышки Подготовили: Алешина Л.И., Емельянова Л.Б., Бондарева Л.И., Сидорва З.Н., Ворнцова Е.В.

Показ теневого театра в средней группе

Подготовили: Алешина Л.И., Емельянова Л.Б., Бондарева Л.И., Сидорва З.Н., Ворнцова Е.В.


Показ теневого театра в старшей группе Подготовили: Гурная В.П., Денисова Ю.В., Ледовская И.А., Дремова М.А., Еременко Е.Н., Феськова Е.В., Шитакова И.В.

Показ теневого театра в старшей группе

Подготовили: Гурная В.П., Денисова Ю.В., Ледовская И.А., Дремова М.А., Еременко Е.Н., Феськова Е.В., Шитакова И.В.

Подготовили: Агаркова Е.А., Меланьина Е.М., Башкеева А.Н., Долженкова Т.И., Сидорова В.В., Сергеева С.В., Клюкина Ю.С.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Влияние теневого театра на развитие детей.

Театр теней – одно из самых любимых зрелищ детей. Театр теней - это удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Родиной теневого театра считается Китай. Он основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него. Фигуры на экране могут уменьшаться и увеличиваться в размерах. Чем дальше силуэт находится от экрана, тем тень будет больше, но выглядеть она будет менее отчётливо. Если же силуэт приблизить к экрану, то тень уменьшится в размерах и станет более отчётлива.

Дошкольников он привлекает своей необычностью, построенной на контрасте света и тени, динамикой, доставляет большое удовольствие и много радости. Такой театр вызывает у детей интерес не меньше других видов театра. В театре теней дети видят ожившие и говорящие силуэты знакомых персонажей.

Таинственность и необычность зрелища захватывают ребёнка, переносят в совершенно особый, увлекательный мир, где всё необыкновенно и всё возможно. Дети быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в театрализованное действо, живо реагируя на происходящее.

Сопереживая героям спектакля, они активно отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам помогает эмоционально пережитый спектакль.

Искусство театра теней настолько впечатляет детей, что многие

воспитатели и педагоги дополнительного образования прибегают к использованию его элементов в практике своей работы. Вместе с тем, анализ образовательных программ и учебно-методических пособий показал, что на сегодняшний день нет парциальных программ и методических разработок, которые можно было бы применять в разностороннем развитии детей дошкольного возраста. Поэтому использование театра теней в практике работы детских садов нашей страны зачастую ситуативно и бессистемно.

Дети раннего и дошкольного возраста очень впечатлительны, поэтому поддаются сильному, эмоциональному воздействию театра теней. Однако им интересен не только просмотр спектакля. Дети готовы принимать активное участие в создании своего театра. Подготовка ширмы, декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев, показ спектакля детям, родителям, бабушкам и дедушкам – всё это доступно дошкольникам, поэтому чрезвычайно увлекает их новыми возможностями быть успешными в творческой деятельности и позитивном общении.

Театр теней, в отличие от других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени. Для его организации нужны три элемента: экран, источник света и актёры – теневые фигуры, в роли которых могут выступать как люди, так и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что находиться под рукой, и посильно изготовить детям вместе с педагогом или родителями. Театр теней можно сделать быстро. Для начала надо сделать экран. В самом простом случае экран состоит из плотной картонной рамки и тонкой ткани. При наклеивании необходимо плотно натянуть ткань на рамку.

Неровностей на поверхности должно быть, как можно меньше, от этого зависит, насколько чётко будут выходить тени – актёры. Можно по сюжету сказки оформить интерьер. Если действие происходит лесу, можно вырезать силуэты веток и приклеить их к рамке с внутренней стороны. Если в замке, можно вырезать колонны. Важный момент для теневого театра – установка света. Свет должен падать сзади и сверху. Силуэты должны находиться

между источником света и экраном. Между источником света и экраном могут располагаться и играть куклы, вырезанные из бумаги, руки, фигурки пальчикового театра и сами актёры – люди.

Силуэтные картинки или силуэты могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, картона, из кожи, из дерева, из фанеры, металла. Фигурки для теневого театра сделать очень просто. Силуэты можно подготовить на компьютере, найти в Интернете или

нарисовать самим, распечатать на принтере на обычных листах А4

По рисунку вырезать из тонкого картона силуэты и прикрепить к ним бумажную трубочку.

Увиденное и пережитое в театре расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требуют у ребят вступать в беседу, всё это способствует развитию творческой личности, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологе. Развивает: творчество, фантазию, мелкую моторику, мышление, память, речь.

Затем можно готовить жанровые сценки и постановки спектаклей по небольшим литературным произведениям.

Театр теней имеет свои особенности: неподвижность силуэтов,

отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, - это во многом специфику работы над постановкой теневого спектакля с дошкольниками.

Очень важно потренироваться выполнять движения и жесты героев, чтобы они были чёткими, выразительными и понятными зрителям. А также продумать взаимное перемещение и размещение героев (если одновременно их несколько) на экране, ведь если наложить одну тень на другую, на экран проецируется бесформенный силуэт.

Создать актёров – кукол совсем несложно. Сейчас многое можно приобрести в магазине, но есть вариант сделать их самим. Ведь сам процесс изготовления кукол для теневого спектакля, сочинение сказки не менее интересны для дошкольника, чем выступление. Каждая кукла – актёр, созданная руками ребёнка, уникальна и неповторима. А совместное творчество играет немалую роль в развитии детей. В процессе создания куклы дети учатся быть более общительными, дружелюбными, отзывчивыми.

При использовании в спектакле подвижных кукол с ней должны работать несколько человек одновременно. Чтобы движения куклы были чёткими и понятными зрителю, юным кукловодам нужно учиться работать слаженно, а значит забыть про ссоры, непонимание, грубость, невнимание, неумение слушать. А при использовании плоской фигуры надо заранее учесть, с какой стороны она появиться и чтобы фигура была повёрнута профилем в нужном направлении. А это значит, что надо договориться, кто из кукловодов будет управлять той или иной куклой.

Распределение обязанностей при подготовке к спектаклю способствует развитию речевого общения дошкольников Не всегда в спектакле используются подвижные куклы, а ролей по сценарию часто оказывается намного меньше чем желающих участвовать в качестве героев постановки. И тогда мы вспоминаем о других работниках театра помимо актёров: кассиры, декораторы, осветители и т.п., без которых в театре не обойтись.

Для детей можно использовать много разных спектаклей: от

инсценирования произведений устного народного творчества до постановки по мотивам больших литературных произведений, а также теневых представлений по собственным сценариям с использованием рукотворного реквизита.

Можно организовать представление таким образом, что кто – то из детей читает текст за автора, какая – то группа участников показывает на экране тени и силуэты, иллюстрирующие постановку, а кто – то может быть зрителем. А в следующий раз все обязательно поменяются ролями.

Дети сами по себе удивительно открытые и творческие натуры.

Увиденное и пережитое в театре теней способствует расширению кругозора, обогащению эмоциональной сферы и надолго остаётся в памяти каждого ребёнка.

Участие в постановках благоприятно влияет на эмоциональную сферу, обогащая её. А также учит понимать чувства свои и окружающих людей, учит по мере сил управлять своими чувствами и эмоциями. Сопереживая театральным героям, дети становятся более отзывчивыми и терпимыми. А рассказы о спектакле способствуют развитию речи и формированию умения выражать свои мысли, чувства, отношения.

Совместная подготовка спектакля (изготовление фигурок отдельных персонажей и декораций) в полной мере содействует развитию не только речевого общения, но и развития творческих способностей каждого ребёнка. Групповые постановки помогают многим детям избавиться от поведенческих проблем, успешно социализироваться в большом коллективе. Ведь в одиночку спектакля не сыграешь.

Читайте также: