Такое легкое ранение а он умирает сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лапина Г.Н. учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2, пос. Сернур, Республики Марий Эл

2) совершенствовать навыки ведения аналитической беседы, умение анализировать текст, развивать речевые навыки; активизировать познавательную активность;

воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, способность сопереживать, сочувствовать.

Технические средства: магнитофон, аудиозаписи, компьютер, проектор.

Продолжительность урока: 45 минут

Эпиграф: Я не смогла сложить свои цветы

На холм могильный.

Прости меня, мой друг, прости

За то, что я найти бессильна

Последний твой надёжный дом.

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой.

Стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых

Этот вечный огонь нам завещано одним

Мы в груди храним.

Каждый год в майские праздники народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, известных и неизвестных солдат, защищавших родину ценой своей жизни, кланяется живым. В этом году страна отмечает 70-летнюю годовщину со дня Победы. Все дальше и дальше уходят от нас героические события Великой Отечественной войны. Молодое поколение знает войну только по рассказам бабушек и дедушек, из учебников истории, из книг. В наше смутное время в повседневной жизни мы очень редко вспоминаем ветеранов, разве что 9 Мая. А их остается все меньше и меньше. Эти люди пережили очень трудные испытания на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной. И мы не вправе забывать об этом. Но самое страшное то, что война делает человека другим, калечит его душу, опустошает, исстрачивает.

На рубеже 50-х - 60-х годов в военную литературу входит целый ряд писателей - новая волна военной прозы (1920-1925гг. рождения): Б.Васильев, К.Воробьев. В.Быков, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, В.Астафьев. Они первыми попали под военный призыв, были живыми свидетелями яростных боев, многие погибли, осталось в живых лишь 3% этого призыва. Оставшиеся в живых считали своим долгом рассказать о войне, о своих погибших друзьях. У них нет больших панорамных произведений. Чаще всего это рассказ или повесть. Главное для них - человек на войне. Война изображается как катастрофа, трагедия. Эти писатели не стремятся показать единичный подвиг за родину одного героя, они показывают рядового солдата, его способность выстоять в буднях войны. Произведения драматичные, с острыми внутренними конфликтами, психологические.

Краткая справка о писателе. ( Проект ученицы).

В.П.Астафьев родился в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края в 1924 году. Семь лет ему было, когда погибла, утонув в Енисее, его мать. И началось беспросветное его сиротство. Воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После шестого класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, после окончания которой в 1942 году работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска.

Это была первая повесть победителя, где главное - это несовместимость войны и жизни, это невозможность уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины. Виктор Петрович показал в повести, какое разрушительное воздействие на человека оказывает война, как она рождает привычку к смерти, готовность убивать.

Словарная работа

Обратимся к словарю литературоведческих терминов - ПАСТОРАЛЬ (от лат. pastoralis ) - пастушеский жанр античной, так называемой пастушеской поэзии, изображающей деревенскую жизнь пастухов (прославление красоты природы и прелести мирной сельской жизни), в середине 20-го века исчезнувшей в русской литературе.

В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна. Бурная событиями эпоха не является содержанием пасторали.

-Расскажите краткое содержание повести. ( Рассказ ученика).

Вывод учителя.

Много их еще до сих пор ненайденных, безымянных могильных холмов, затянутых травою, сравнявшихся с землею, по России, по Европе….

- Что вело ее сюда? В чем находила она силы, чтобы отыскать? Что помогало ей?

-Любовь и только любовь.

Повесть имеет кольцевую композицию. Начинается и заканчивается данной сценой. В повести рассказывается о большой любви двадцатилетнего лейтенанта Бориса Костяева и Люси. В перерыве между тяжелыми боями в одной из деревень встретил Борис свою Люсю. История их любви - лирический план повести. Встреча с Люсей открыла для Бориса целый мир, неизведанный и сложный. Повесть наполнена глубоким философским смыслом. Тяжела и горька была разлука с Люсей. Война продолжалась. Шли ожесточенные бои, калечились судьбы людей. Погибают бойцы взвода Костяева: любимый им Карышев, молоденький солдат Шкалик, бросается под танк опытный старшина Мохнаков. Судьба отрывает Бориса от взвода, от войны, от любимой. Умер он в санитарном поезде и был похоронен на безвестном маленьком полустанке в центре России.

Ответ: Первая часть повести заканчивается описанием гибели старика и старухи, которые до войны пасли колхозный табун.

Пастух и пастушка - символ повести. Любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед злом войны.

- Какой видит писатель войну? Как изображает ее? Что она для него?

- Война беспрестанный изнуряющий труд. Труд физический и главное - душевный. Наверное, неслучайно первая часть повести начинается с боя, с кромешного ада…

Командир еще чересчур молод, неопытен, его бесстрашие порой переходит в сумасбродство. Это выходец из интеллигентной семьи, в которой его по-своему баловали. И если бы не старшина Мохнаков, не остаться бы ему в живых.

- Не психуй! Пропадешь! - рычал он Борису. Дивясь его собранности, этому жестокому и верному расчету, Борис и сам стал видеть бой отчетливей и понимать, что взвод его жив и дерется.

- Расскажите один из самых ярких эпизодов.

Много в повести сцен боя, в которых раскрывается характер, психология героев: рукопашная схватка в траншее, богатырь-старшина, бросающий через себя тощих немцев, взгляду открывается усеянная техникой снежное поле, стволы пушек, торчащие из снега. Густо, как немытая картошка, насыпанные на снег солдатские головы в касках и шапках…Мир войны жесток и страшен. Каждое мгновение человек подвергается смертельному риску.

- Расскажите сцену захоронения пастуха и пастушки.

( Рассказывает один из учеников).

V . - Что вы можете рассказать о любви героев?

- Я всю жизнь, с семи лет, может быть, даже раньше, любила вот такого худенького, лупоглазого мальчика и всю жизнь ждала его. И вот он пришел.

- И ты знаешь, знаешь, с тех пор я начал чего-то ждать.

Но прислушаемся, о чем они чаще всего говорят и думают:

- Что мы узнаем о прошлом героев, что их объединяло?

Письмо матери и чтение его Борисом в такой, казалось бы неподходящий момент- художественная находка писателя. Сквозь слезы, с затаенной болью, передана в нем вся атмосфера, в которой жил и воспитывался Борис и которая предвещала ему совсем иное будущее.

Рассказ ученика о письме.

Духовной, просветляющей любовью озаряются герои Астафьева. Любовь эта становится единственной на всю жизнь в судьбе Бориса и Люси.

Шла война. Разлука неизбежна. Тяжка и горька она. Борис уехал вместе со своим взводом воевать дальше.

Часто, очень часто герои произведений поступают вопреки свои чувствам. И здесь, на войне, любовь торжествует над ужасами, страхами, смертью. Любовь всемогуща. Но мы видим, как сдерживают свои чувства люди, стесняются любить на войне, ставя превыше всего, чувство долга перед Родиной. Не могут они быть счастливыми, когда кругом война сеет ужас и смерть.

Все правильно понимал Борис: их никто не звал, они получили по заслугам. Но жалость и жизнь - чувства неистребимо человеческие - не заглушили голос рассудка.

Немецкого генерала, покончившего жизнь самоубийством, он мысленно допрашивал: «Чему служил? Ради чего умер? И кто он такой, чтобы решать за людей - жить им или умереть.

И снова встают перед Борисом вопросы мирового масштаба. Одно желание у него было: скорее уйти из этого хутора, от изуродованного, заваленного трупами людей поля, и увести с собой остатки взвода.

Но это еще не все, что обрушилось на Бориса в тот день:

- Солдат в истерике расстреливает пленных немцев.

- Раненые, свои и чужие, вповалку, и врач по шею в крови.

- Бездомная собака, жрущая внутренности убитой лошади.

Смерть солдата Карышева, которого Борис любил; гибель Мохнакова, который добровольно бросился под танк; собственная неосмотрительность, приведшая к гибели солдата Шкалика. Все это давит и давит душу Бориса. В довершение ко всему - тоска по матери и дому.

После расставания с Люсей Бориса ранило в правое плечо осколком мины. Ранило не в первый раз и не очень опасно, но Борис не проявляет воли к жизни и умирает. Почему?

VI / Мозговой штурм с целью активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Вывод: На этот вопрос отвечает сам автор:

Смерть поселилась в Борисе, потому что он устал от войны. В довершение ко всему нечуткость, грубость людей, внушивших ему, что он чье-то место в госпитале попусту занимает. Нести свою душу Борису сделалась еще тяжелее. Невыносимо жить со свинцом в груди… Покорность судьбе и смерти, безысходность, поселяются в нем.

Последние силы оставляют Бориса. Он, потерявший веру в жизнь, перестал сопротивляться. Умер он в санитарном поезде, похоронили его на безвестном маленьком полустанке, в степи, посреди России.

Звучит стихотворение в исполнении ученика.

Луна взошла, светла пшеница,

Чуть золотеет сизый дым.

Я вновь пришел тебе присниться,

В цветах, с гармошкой, молодым.

И ни повестки, ни вокзала,

И смех, и губы не на срок.

И ты сама зубами развязала

Солдатский узел всех дорог…

А я еще на Брянском фронте

Убит с полротой по весне

Под утро спящих вдов не троньте -

Они целуют нас во сне.

- В нем ее счастье и ее любовь.

Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а освятила всю жизнь и память человека.

А память неподвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время. Она преодолевает любовь - поэтому любовь нетленна. Чувство Люси к Борису живо, живы ее преданность и желание соединиться с любимым: «Совсем скоро мы будем вместе, там уже никто не в силах разлучить нас.

В.П.Астафьев создал остро современное необходимое сегодня произведение. Оно о трудной судьбе поколений, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Но та война не стала последней.

И сегодня, когда в мире льется кровь, Виктор Астафьев, познавший и прошедший через огонь Великой Отечественной войны, страстным словом своей пасторали призывает людей жить в мире. И любить

Астафьев Виктор Петрович (родился в 1924), русский писатель. Писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, Действительный член Академии творчества.

В прозе В. Астафьева два полюса. - Война ("Болеть нам ею - не переболеть, вспоминать ее - не перевспоминать! ") и мир, в котором не утолена тоска по естественной жизни, ибо солдат, защитивший в кровопролитной бойне достоинство своей державы, не сумел отстоять ни для себя, ни для своих детей и внуков право на достойное человека существование.
Одной из повестей Астафьева о войне является повесть "Пастух и пастушка " -- продолжение творческих поисков Астафьева в изображении Великой Отечественной войны. В ней автора волнует национальный характер, жажда правды.
О чем же рассказывает это произведение?
О войне и только о войне!
В этой повести Астафьев выразил во многом неожиданную концепцию войны.
Астафьев говорил: " При всей своей ненависти к войне, я еще с большей ненавистью думаю о том рабстве, в которое намеревался нас ввергнуть фашизмЕ как бы не были высоки наши побуждения, война все равно оставалась противоестественным состоянием для каждого человека, не потерявшего людской облик . И если забыть об этом, то правды о войне не напишешь.".
В повести "Пастух и пастушка автор ненавидит войну " и рисует ее по-толстовски "в крови , страданиях смерти ". С первых же сцен повести фашизм предстает перед нами во всем отвратительном обличии.
В соответствии с тоном, заданном во вступлении, где женщина нашла могилу дорого ей человека "посреди России" выписаны страшные и жестокие картины бояЕ "Гул боя возникал то справа, то слева , то далеко, то близко. " "Сзди из снега ударили полуторасотки гаубицы, и снаряды, шамкая и шипя, полетели над пехотинцами, заставляя утягивать головы оснеженных мерзлых шинелей. "
" Казалось, вся война была сейчас здесь, в этом месте, кипела в растоптанной яме
траншеи, исходя удушливым дымом, ревом, визгом осколков, звериным рычанием людей."
В этом повседневном напряжении - подлинный героизм русских людей, знающих за что они воюют. Люди воюют за родную земдю, за все прекрасное созданное трудом человека. " Эта война должна быть последней! Пос-лед-ней! Или люди недостойны называться людьми! Недостойны жить на земле "
В повести "Пастух и пастушка" были открыты сложные характеры, порожденные войной. Примером этого может быть Мохнаков - сильный храбрый человек, который героически шел на смерть, что бы уничтожить опасный для взвода танк. Мохнаков видел свою правду о войне - жестокую и не щадящую никого.
Среди грязи жестокости и суматохи войны есть один маленький островок, являющийся целым миром для двух людей, просуществовавший всего несколько мгновений. Мир Люси и Бориса чист и наивен. Они запрещают себе говорить о смерти, но где-то вдалеке взорвалась мина, и невольно вырвалось: " Еще чьей-то жизни не стало. "
Внезапная любовь, взаимная и прекрасная, с самого начала опечаленная пониманием нами трагического исхода. Чувство первой любви обернулось для героев муками расставания и разлуки.
Астафьев четко передал нам картины, в которых переплелись и боль, и радость, и печаль. Особенно хорошо показывают это казалось бы неприметные словечки, передающие робость вспыхнувшего чувства.
Люся и Борис, понимая смысл идущей войны, не могут примириться с висящей над ними угрозой расставания, разлуки их войной, хотя оба осознают, что это неизбежно и, не смотря на боязнь разговоров о смерти, эта тема затрагивается у них гораздо чаще, чем кажется на первый взгляд. На фразу Люси "Умереть бы сейчас! " в памяти Бориса возникают "старик и старуха, седой генерал на снопах кукурузы раздавленные танками люди" Даже на вопрос Люси, не боится ли он смерти, Борис ответил " Беда не в этом страшно привыкнуть к смерти. Примириться с нею страшно, страшно, когда само слово "смерть" делается обиходным ".
В своей повести автор показал любовь среди смертей, среди ужаса войны, простую чистую, спонтанную и еще детскую любовь двух молодых людей, за годы войны ставшими старше на много лет, которых ничего не удивляло, кроме судьбоносной встречи на хуторе. Так же искрометно, как и началась эта любовь, она закончилась. Скорое расставание и печальный конец наряду с другими примерами из повести, предвестило разбитое Люсей зеркальце.
Чистая, взаимная любовь двух людей прервалась. Люся увидела отъезжающую вдаль с Борисом машину и вспомнила, что не оставила ему адрес. Это было, пожалуй, последним предзнаменованием скорого и вечного расставания Люси и Бориса .
И теперь они вспоминали лица друг друга только через пелену времени, безвозвратно ушедшего прошлого.
Но все же Люся обрела Бориса, пусть даже после его смерти, вместо того, что бы оставить свой адрес она нашла его адрес, который уже не поменяется никогда. Борис умирает вовсе не от раны, он не выдержал напряжения войны и ужаса, а так же потери Люси, легкое ранение стало для Бориса толчком к смерти, даже сама по себе его смерть была освобождением: он умер, улыбаясь, на закате, его сердце останавливалось с заходом солнца. "Утром Арина подошла умывать Бориса, а он лежит, сморщив рот в потаенной улыбке ".
В Лице Люси мы видим миллионы женщин, оставшихся без любимых, продолжавших их искать, так искала Бориса и Люся. Бог знает, какими способами, но она его нашла, пробираясь по "дикому полю, непаханому, нехоженому, косы не знавшему". В прологе этой повести мы сразу можем увидеть не только намек на дальнейшую трагичность истории, но мы видим, что несмотря ни на какие преграды, два сердца обрели друг друга, даже после смерти одного из них, в природе, описываемой автором мы видим гармонию "пустынной тишины" .
Эта повесть необычна сочетанием гармонии и войны, любовь, безрассудная любовь, существует на фоне ожесточенных, покрытых коркой сердец. Астафьев показывает, что в сердце человека всегда найдется маленький кусочек места для любви.
Пожалуй, никому из современных писателей не дано с такой пронизывающей силой обжечь своего читателя болью чужой судьбы.
Каждый, кто вошел в мир астафьевских книг, не мог хотя бы однажды не поймать себя на том, что испытав нестерпимую боль за героев, живущих в нем и страдающих, когда уже невозможно продолжать чтение.
В. Леонович считает, что судить о произведениях Астафьева по законам прозы нельзя и называет его "скорбным поэтом". И вправду вслушаемся хотя бы в эти строки: "Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все уже твои дороги, все морочней обрез земли, и каждая дальняя вершинка чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встреч, которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом. Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжелые свои дни и годы. И все не умолкает во мне война", а это уже качество таланта гуманного.
В отношении Астафьева к своим героям угадывается роднящая его с Буниным оскорбленная любовь.
Вера - слово, которое сегодня все чаще встречается на страницах астафьевских книг.
В каждой строке он остаётся поэтом человечности. В нём живёт необыкновенное ощущение цельности, взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего.


Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Мари Умняшка

Лучший ответ:


Главный Попко




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Оксана Литвинова

Не лишним будет иметь дома или при себе аптечку первой помощи, и пусть она не пригодится.

1. Анальгин — 0,5 гр. (10 таблеток в упаковке).
Показать полностью.
2. Валидол — 0,06 гр. (10 таб. в упаковке).
3. Валокордин (корвалол).
4. Нитроглицерин — в таблетках.
5. Аэрозоль или мазь (обезболивающая, антибактериальная, противовоспалительная) для обработки ожогов.
6. Антисептические капли для глаз — применяется при ожогах, травмах глаз.
7. Валерианы экстракт 1.
8. Перекись водорода.
9. Аммиака раствор.
10. Физраствор.
11. Лейкопластырь бактерицидный 2,3 см х 7,2 см.
12. Бинт стерильный 5 м х 10 см.
13. Салфетки кровоостанавливающие №3.
14. Повязки и антимикробные №1.
15. Резиновый кровоостанавливающий жгут.
16. Пакеты перевязочные индивидуальные.
17. Ножницы тупоконечные.
18. Перчатки стерильные.
19. Спирт.
20. Дексаметазон (противоаллергический, антигистаминный).
21. Активированный уголь (антидот) №20.
22. “Зеленка”.
23. Фталазол.
24. Одноразовые шприцы 2,0; 5,0;10,0

Оксана Литвинова

Оксана Литвинова
запись закреплена

11 класс

11 класс запись закреплена
Учитель русского языка и литературы

11 класс

11 класс запись закреплена

11 класс

11 класс запись закреплена
Образовательный журнал со вкусом

🎬

Спектакли Московского Театра Сатиры
Приятного просмотра!

~ Вышел ангел из тумана
~ Счастливцев-Несчастливцев
Показать полностью.
~ Самоубийца
~ Священные чудовища
~ Орнифль
~ Секретарши
~ Идеальное убийство
~ Восемь любящих женщин

11 класс

11 класс запись закреплена
Управление образования администрации г. Горловка

11 класс

11 класс запись закреплена

Читайте также: