Темы и мотивы поэзии серебряного века сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Литература серебряного века относится к числу мировых читательских приоритетов. 20 век не похож на век 19. Быстро развивается наука, прежде всего естественные дисциплины, меняется представление человека об окружающем мире и другим становится мироощущение человека, оно становится трагическим, окружающий мир часто воспринимают как катастрофу, а слово кризис становится ключевым словом эпохи.

Литература 20 века отличается от литература 19 века. В 19 веке – четко сложивашаяся иерархия писательских имен, в 20 веке – сложнейшее созвездие имен и нет деления на первостепенных и второстепенных.

В 19 веке худ-эстет (?) последовательно сменяли друг друга, а 20 век – многоярусная художественная реальность, где одновременно есть и реализм, и модернизм, огромное число литературных направлений, групп, школ.

Неореализм – характеризуется тремя основными признаками:

1. Отход от натурализма

2. Обоновление реалистических традиций.

3. Открытость модернистскому опыту.

1. 1890е – 1917 г.

Начало 3 пролетарское освободительное движение – октябрьский переворот.

Советское литвед-е выделяло 3 направления:

1. Критический реализм

2. Социалистический реализм (*)

Западное литвед-е выделяло 2 направления:

К началу 90-х гг. западными словистами литература серебряного века была изучена лучше. Доскональнее всего изучили Вячеслава Иванова и Александра Белого (символизм). Convivium- общество, изучавшее идеи Иванова.

Русская литература рубежа веков включает в себя понятие литература серебряного века. Писателя Серебряного века можно назвать писателем рубежа веков, но не каждого писателя можно отнести к Серебряному веку.

4 необходимых условия для отнесения писателя к литературе Серебряного века.

1. Интерес к сложной, многообразной человеческой личности.

2. Идея жизнестроительства (жизнетворчества)

3. Религиозно-философские искания.

К.Бальмонт – Дионисийство и либертизм

З.Гиппиус – Описание снов

Д.Мережковский – Описание галлюц. состояний.

Гумилев: любимые герои – сильные личности.

Текст – поэтическая декларация.

Пронизаны мистификациями (поэтесса Елена Дмитриева, поэт Николай Клюев).

Кафейный период русской литературы.

Религиозно-философские искания есть в творчестве каждого.

1903 СПБ Религиозно-философское собрание, одобрено представителями духовенства.

Основатели: Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Философов.

Увлечены идеями Хилиазма – Царство Божье на Земле.

В иммиграции Мережковский Гиппиус окажутся близки к католицизму, а Иванов открыто перейдет и будет главным хранителем Ватиканской библиотеки.

В христианстве – секстантские идеи – хлыстовство. Символист Добролюбов бросает семью и организовывает секстантскую общину. В.Брюсов

Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века.

Поэзия – невероятная свобода дыхания, поэзия не подчиняется законам, выбивается из рамок, не подчиняется нормам. (напр, Василиск Гнедов – поэма конца – без слов, только жест – новаторская. Основоположник перфоманса). Видимый тупик оборачивается невидимым новаторством.

Основные темы и мотивы.

1. Трагическая тема эмиграции.

2. Назначение поэта и поэзии.

3. Тема вины и покаяния.

Трагическая тема эмиграции.

Эмигранты надеялись вернуться. Страны русского рассеяния: Китай (Харбин, Шанхай), Франция, Сербия, Чехия, Югославия, Болгария.

А.Федоров эмигрировал в Болгарию. Текст в жанре молитвы:

Здесь труд мой был и будет впредь,

Как мох в скале.

Не дай мне, Боже, умереть

В чужой земле.

Текст построен на антонимах, мох на скале – писатель в эмиграции.

Лирика не имеет названия. Выплеск эмоций. Прием строфического кольца.

Эмиграция изменила тональность творчества многих авторов.

Мигрировал в Париж. Тональность творчества приобретает трагическую окраску.

Мы не молоды. Но и не стары.

Мы не мертвые. И не живые.

Вот мы слушаем рокот гитары

И романса "слова роковые".

О беспамятном счастье цыганском,

Об угарной любви и разлуке,

И - как вызов бокалы - с шампанским

Подымают дрожащие руки.

За бессмыслицу! За неудачи!

За потерю всего дорого!

И за то, что могло быть иначе,

И за то - что не надо другого!

Хорошо, что нет Царя.

Хорошо, что нет России.

Хорошо, что Бога нет.

Только желтая заря,

Только звезды ледяные,

Только миллионы лет.

Хорошо - что никого,

Хорошо - что ничего,

Так черно и так мертво,

Что мертвее быть не может

И чернее не бывать,

Что никто нам не поможет

И не надо помогать

Тема вины и покаяния.

Бердяев говорит, что все люди и народы делятся на два типа: одни культивируют чувство обиды, а другие живут с постоянным чувством вины.

Каждый из поэтов Серебряного века уникален. Поэтому трудно обозначить такие темы и мотивы поэзии этого периода развития литературы, которые были бы общими для представителей разных литературных направлений. Однако есть ряд оснований, определяемых как у старших и младших символистов, так и у акмеистов и футуристов. Во-первых, это отношение к реальности, которую не принимали старшие символисты, творя ирреальный мир, а младосимволисты принимали через преодоление разрыва между реальным и ирреальным мирами. Акмеисты, напротив, безоговорочно принимали реальную действительность, а футуристы стремились к её революционному преображению. Во-вторых, представителей разных литературных направлений различало отношение к роли поэта в мире, в обществе. Так, для старших символистов поэт — это маг, заклинатель, мистик, демиург, а для младших — пророк, медиум, теург. Акмеисты видели в поэте ремесленника, постепенно становящегося мастером, а футуристы — бунтаря, творящего новый мир. В-третьих, в разных литературных течениях различным было отношение к предшествующим культурам. Старшие символисты интересовались экзотическими древними и средневековыми культурами, младосимволисты расценивали культуру прошлого лишь как путь к символизму, являющемуся вершиной культуры. Все великие предшественники младосимволистов считались “предсимволистами”. Акмеисты проявляли интерес к “лицу” предшествующей культуры, её формам и традициям, а футуристы демонстративно с ней порывали, стремясь к разрушению старых форм и революционному новаторству. В-четвёртых, поэтов Серебряного века отличали взгляды на историю. Для старших символистов она — порочный замкнутый круг, для младших — эволюционный целенаправленный процесс. Акмеисты популяризировали идею золотого века, а футуристы видели в истории вечный прогресс, перманентную революцию, отрицая прошлое во имя настоящего, а настоящее во имя будущего. В-пятых, близким родом искусства для символистов стала музыка, для акмеистов — архитектура, для футуристов — живопись. В-шестых, особую важность приобретало отношение к слову. Старших символистов отличала намеренная размытость, зыбкость конкретных смыслов. Важно было не называть предмет, а выразить его ощущение. Младосимволисты стремились к символизации, к познанию бесконечно многозначного образа-символа, часть смыслов которого уводит в метафизические, сакральные, интуитивные сферы. Акмеисты стремились к “вещности” слова, для постижения имени вещи в культурном контексте “пучок смыслов” обеспечивался историей слова. Футуристы сталкивали называние и показ вещи, стремились к метафоризации действительности.

Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века будут связаны с характерными особенностями каждого из литературных направлений. Мы покажем это на творчестве Н.С. Гумилёва.

А.А. Ахматова дала Н.С. Гумилёву такую поэтическую характеристику: “Он любил три вещи на свете: // За вечерней пение, белых павлинов // И стёртые карты Америки…” Действительно, характерные черты Гумилёва-поэта — это любовь к возвышенному (“за вечерней пение”), экзотическому (“белых павлинов”), страсть к путешествиям, озарённая музой дальних странствий (“стёртые карты Америки”). Названия десяти поэтических сборников созвучны основным темам и мотивам его поэзии.

Однако вскоре Гумилёв отрекается от своего символистского прошлого, чтобы стать главой нового литературного направления — акмеизма. Собственная жизнь поэта строилась по канонам литературы. В ней были и попытки самоубийства, и дуэль, и путешествия в дальние страны. Они и определили тематику его стихов. Он отказывается от реальностей потустороннего мира в пользу реальности повседневной, но этот процесс для него мучителен, неоднозначен, конфликтен, так как поэт отдал символизму значительную дань.

Особенностью поэтического творчества Гумилёва стал романтический характер большинства произведений, обусловивший выбор определённой системы художественных средств: образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи. Для его стихов характерно презрение к миру денег, мещанскому благополучию, отрицание духовной пустоты. Его герои созданы по контрасту с современниками, они одухотворены идеями дерзкими, рискованными, они идут к победе над внешним миром, даже если победа достигается ценой их жизни. В творчестве поэта видно пристрастие к экзотике, африканской мифологии и фольклору, яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным. Стихам Гумилёва присуща отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации. Таким образом, особенности поэтического творчества Н.С. Гумилёва созвучны той характеристике, которую даёт ему А.А. Ахматова.

То явление, которое мы окрестили "серебряным веком", возникло на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий. Оно охватывает сравнительно небольшой исторический период, примерно с 1870 по 1917 год. Им принято обозначать особое, новое, по сравнению с предыдущим, состояние отечественной поэзии. Открывает длинный ряд имен русский религиозный философ и поэт Владимир Соловьев. В своих мистических стихах он звал вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему - вечному и прекрасному миру. Эта идея о двух мирах - "двоеми-рие" - была глубоко усвоена всей последующей поэтической традицией. Среди литераторов, воспринявших соловьевские идеи, утвердилось представление о поэте как теурге, маге, "тайновидце и тайнотворце жизни". Они утверждают в своей среде не всем доступный, достаточно элитарный "беглый язык намеков, недосказов", который стал истинным- языком поэзии XX века. ' Литература этого периода явление неоднородное, яркое и разнообразное. В нем русская поэзия прошла большой путь в очень сжатые сроки. Теории и доктрины различных групп, школы, течения зачастую противоречили друг другу, расходясь с живым творческим мастерством. Одно только перечисление имен, каждое из которых составляет честь и гордость отечественной словесности, может занять не одну страницу. Кроме Соловьева это Брюсов и Аннен-ский, Вяч. Иванов и Дм. Мережковский, Блок и Гумилев, Осип Мандельштам и Анна Ахматова, Бунин и Волошин, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Пастернак, Маяковский, Хлебников и так почти до бесконечности, до невнятного бормотания Алексея Крученых, до кубофутуристов Бурдюков. Кажется, все то, что могло случиться в поэзии, что в ней могло произойти, - все уже произошло и случилось в серебряном веке. Тесно было на поэтическом Парнасе. Мыслили на башне Вячеслава Иванова символисты: Что лист упавший - дар червонный; Что взгляд окрест - багряный стих. А над парчою похоронной Так облик смерти ясно-тих. И месяц белый расцветает На тверди призрачной - так чист. И, как молитва, отлетает С немых дерев горящий лист. И пока Бальмонт и Сологуб искали вдохновения в традициях прошедшего века, хулиганили футуристы, молодые провинциалы Маяковский и Хлебников выдумывали фокусы и веселили народ. "Мы будем таскать Пушкина за его обледенелые усы", - констатировали они свою задачу в культуре. Однако и у них - бездна таланта и поэтического совершенства: Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. / Пинь, пинь, пинь! Тарарахнул зизевер. О, Лебедиво! О, озари! На глазах изумленной публики создается поэзия будущего. Из ничего возникают слова, строфы, образы, которые до этого нельзя было даже помыслить. Усилиями сотен поэтов они вводятся в обиход культуры, становятся ее плотью, нетленным серебром ее генов: Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь терлась о локоть. Б. Пастернак Только так можно сейчас выразить чудо музыки и чудо музыканта. Поэты серебряного века говорят абсолютно современным, живым, удобным русским языком. Они нашли для него какую-то новую, несвойственную ему роль. Если раньше предметом поэзии были чувства "шепот, нежное дыханье", что называлось лирикой, или те же чувства, но уже направленные вовне, к Родине, к народу, что называлось тоже лирикой, но уже гражданской, то в поэзии серебряного века поэзия направлена на саму себя. Ее объектом, предметом описания стал сам русский язык. Произошло невероятное - словно на прекрасный, совершенно ограненный бриллиант упал луч света. Все осветилось, заиграло, и миру явилась некая новая, неведомая доселе красота, - совершенство языка. Поэтов ошеломила возможность сказать на нем любое потаенное чувство, переживание. Намеком, знаком, а иногда просто молчанием, одной строкой дать символ мира, состояние души - выразить невыразимое. Возможности эти серебряный век использовал полной мерой. Так были посеяны семена будущего. Хочется верить, что нить преданий и ^ традиций не оборвется и энергия излучения будет не только согревать наши души и питать наши умы, но сохранит себя и в следующем тысячелетии. Пью горечь тубероз, небес осенних горечь И в них твоих измен горящую струю. Пью горечь вечеров, ночей и людных сборищ, Рыдающей строфы сырую горечь пью. Борис Пастернак

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


То явление, которое мы окрестили "серебряным веком", возникло на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий. Оно охватывает сравнительно небольшой исторический период, примерно с 1870 по 1917 год. Им принято обозначать особое, новое, по сравнению с предыдущим, состояние отечественной поэзии. Открывает длинный ряд имен русский религиозный философ и поэт Владимир Соловьев. В своих мистических стихах он звал вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему - вечному и прекрасному миру. Эта идея о двух мирах - "двоеми-рие" - была глубоко усвоена всей последующей поэтической традицией. Среди литераторов, воспринявших соловьевские идеи, утвердилось представление о поэте как теурге, маге, "тайновидце и тайнотворце жизни". Они утверждают в своей среде не всем доступный, достаточно элитарный "беглый язык намеков, недосказов", который стал истинным- языком поэзии XX века. ' Литература этого периода явление неоднородное, яркое и разнообразное. В нем русская поэзия прошла большой путь в очень сжатые сроки. Теории и доктрины различных групп, школы, течения зачастую противоречили друг другу, расходясь с живым творческим мастерством. Одно только перечисление имен, каждое из которых составляет честь и гордость отечественной словесности, может занять не одну страницу. Кроме Соловьева это Брюсов и Аннен-ский, Вяч. Иванов и Дм. Мережковский, Блок и Гумилев, Осип Мандельштам и Анна Ахматова, Бунин и Волошин, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Пастернак, Маяковский, Хлебников и так почти до бесконечности, до невнятного бормотания Алексея Крученых, до кубофутуристов Бурдюков. Кажется, все то, что могло случиться в поэзии, что в ней могло произойти, - все уже произошло и случилось в серебряном веке. Тесно было на поэтическом Парнасе. Мыслили на башне Вячеслава Иванова символисты: Что лист упавший - дар червонный; Что взгляд окрест - багряный стих. А над парчою похоронной Так облик смерти ясно-тих. И месяц белый расцветает На тверди призрачной - так чист. И, как молитва, отлетает С немых дерев горящий лист. И пока Бальмонт и Сологуб искали вдохновения в традициях прошедшего века, хулиганили футуристы, молодые провинциалы Маяковский и Хлебников выдумывали фокусы и веселили народ. "Мы будем таскать Пушкина за его обледенелые усы", - констатировали они свою задачу в культуре. Однако и у них - бездна таланта и поэтического совершенства: Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. / Пинь, пинь, пинь! Тарарахнул зизевер. О, Лебедиво! О, озари! На глазах изумленной публики создается поэзия будущего. Из ничего возникают слова, строфы, образы, которые до этого нельзя было даже помыслить. Усилиями сотен поэтов они вводятся в обиход культуры, становятся ее плотью, нетленным серебром ее генов: Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь терлась о локоть. Б. Пастернак Только так можно сейчас выразить чудо музыки и чудо музыканта. Поэты серебряного века говорят абсолютно современным, живым, удобным русским языком. Они нашли для него какую-то новую, несвойственную ему роль. Если раньше предметом поэзии были чувства "шепот, нежное дыханье", что называлось лирикой, или те же чувства, но уже направленные вовне, к Родине, к народу, что называлось тоже лирикой, но уже гражданской, то в поэзии серебряного века поэзия направлена на саму себя. Ее объектом, предметом описания стал сам русский язык. Произошло невероятное - словно на прекрасный, совершенно ограненный бриллиант упал луч света. Все осветилось, заиграло, и миру явилась некая новая, неведомая доселе красота, - совершенство языка. Поэтов ошеломила возможность сказать на нем любое потаенное чувство, переживание. Намеком, знаком, а иногда просто молчанием, одной строкой дать символ мира, состояние души - выразить невыразимое. Возможности эти серебряный век использовал полной мерой. Так были посеяны семена будущего. Хочется верить, что нить преданий и ^ традиций не оборвется и энергия излучения будет не только согревать наши души и питать наши умы, но сохранит себя и в следующем тысячелетии. Пью горечь тубероз, небес осенних горечь И в них твоих измен горящую струю. Пью горечь вечеров, ночей и людных сборищ, Рыдающей строфы сырую горечь пью. Борис Пастернак

Читайте также: