Как защититься от манипуляций сочинение

Обновлено: 04.07.2024

В результате многолетней работы с этими запросами у меня родилась простая и четкая структура защиты от манипуляций:

  • Тренировка речевых техник – что и как можно сказать, чтобы выйти из манипуляций.
  • Развитие внутреннего состояния устойчивости – как сохранять свои границы в общении.

9 способов защиты от манипуляций

Манипуляции в межличностном общении могут звучать вполне безобидно, а могут быть деструктивными и вызывать желание защититься от другого человека. Как правило, безобидные манипуляции не составляют проблемы – на них легко обратить внимание, но они не вызывают неприятных эмоций.

Вспомните манипуляции, которые наверняка случались в Вашей жизни.
Скорее всего, там точно было ощущение, что Вы делаете что-то, что Вас напрягает, заставляет менять планы – и делаете это как будто бы ПРОТИВ СВОЕЙ ВОЛИ.

Признаком манипуляции всегда является ощущение того, что теряется человечность, а другие люди становятся как вещи или предметы для утилитарного пользования.

Для того, чтобы научиться выходить из манипуляций, важно отличать их от других стилей общения.

Основные отличия манипуляций от других стилей общения:

В целом, манипуляция может и в открытом виде содержать в себе элементы оскорбления, уничижительных обращений к особенностям человека. Важным отличием манипуляции от угроз и обидных фраз является наличие скрытого мотива получить какую-то выгоду от собеседника.

Основные способы выхода из игры-манипуляции всегда связаны с переходом от эмоциональных зацепок к сути просьбы или предложения манипулятора.

Стратегия диалога для выхода из манипуляции простая:

1. Переход от эмоций к фактам . Фокус на конкретной просьбе манипулятора – чего он хочет и насколько Вы готовы это делать.

Например:
- Человек твоего положения может носить только самые лучшие вещи. Я предлагаю этот костюм, и цена не важна.
- Костюм выглядит вполне привлекательно. Назовите мне цену, и я приму решение, насколько мне это подходит.

2. Смещение акцента от Вас к манипулятору – от Ваших потребностей и эмоций к потребностям и эмоциям манипулятора.

Например:
- Неужели ты не справишься этой задачей? У нас в отделе нет слабаков.
- Почему тебе важно, чтобы эту задачу выполнил именно я?

Для того, чтобы стратегии для выхода из манипуляций работали, важно удерживать фокус на том, что в данный момент в позиции просителя находится манипулятор . Это ему от Вас что-то нужно, а не наоборот. В этот момент тяжелое чувство вынужденности, выбора без выбора исчезает.

Из позиции спокойной уверенности Вы можете как принять предложение манипулятора, так и отказать ему.

Стратегию выхода из манипуляции можно реализовать при помощи 9 простых приемов

Способ № 1Согласие с фактами и перевод их в нейтральную позицию

-Ты меня до инфаркта хочешь довести?! Тебе что, трудно просьбу выполнить?- Здоровье важно для каждого. Расскажи, что именно нужно, и давай поищем варианты решения.

-Ты же не струсишь завтра перед выступлением на совещании? Надо будет отчитаться по итогам квартала.
- Страх испытывают все люди. А почему тебе важно, чтобы именно я выступал завтра?

Способ № 2Признание своих эмоций и состояний и переход к фактам

- Откуда столько агрессии? Неужели нельзя просто взять и сделать?
- Я всегда злюсь, когда меня ставят перед фактом. Давай обсудим реальные сроки твоей просьбы и что я смогу сделать для тебя.

Способ № 3Предложение ограничить область обсуждения фактами

- Откуда столько агрессии? Неужели нельзя просто взять и сделать?
- Предлагаю сосредоточиться не на моих эмоциях, а на вариантах решения твоей ситуации.

Способ № 4Спокойная аргументация своей позиции

- Ты же не можешь мне отказать в этом! Я всегда иду тебе навстречу!
- Я благодарен за то, что ты откликаешься на мои просьбы. Сейчас я не могу сделать то, о чем ты просишь, потому что… Давай обсудим, какие еще варианты решения есть.

- Я вынужден(а) тебе отказать в этой просьбе, потому что… Давай подумаем, как иначе я могу тебе помочь…Способ № 5Демонстрация противоречивости высказываний собеседника

- Такая красивая женщина, конечно, может себе позволить вести себя, как полная дура.

- Ты мне комплимент делаешь или хочешь оскорбить? Тебе сейчас важнее поссориться со мной или договориться?Способ № 6

Игнорирование эмоциональной зацепки, переход к тому, что ВАЖНО для манипулятора

- Для людей твоего уровня опоздание – это, конечно, ерунда.
- Правильно я понимаю, что эта встреча для тебя важна. Что ты хотел(а) обсудить? Я тебя слушаю.

Способ № 7Вопросы, проясняющие цели манипулятора

- Завтра надо задержаться на работе, наплевать, какие у тебя были планы.
- Я готов(а) обсуждать мои планы, если буду понимать, на что влияет дополнительная работа завтра.

Способ № 8Вопросы, проясняющие эмоции/потребности манипулятора

- Ты просто не можешь мне отказать, в такой ситуации даже враги помогают.
- Расскажи мне подробно, что именно вызывает у тебя такую бурю чувств. Вместе подумаем, что можно сделать.

Способ № 9Цивилизованная конфронтация в переговорах

-Ты просто обязан(а) это сделать! Твое положение тебя обязывает!
- Правда так считаешь? Приведи 3 аргумента, почему для тебя важно, чтобы я так поступил(а).

Обратите внимание, что все речевые приемы в примерах так или иначе связаны с основной стратегией и переключают манипулятора на другую волну.

Переходя от фокуса на Ваших потребностях к потребности манипулятора, Вы меняете свою позицию в диалоге на более сильную. Если манипулятор хочет с Вами договориться, ему придется Вас услышать и пойти на компромисс. Иначе он рискует вообще не получить то, что для него важно.

Вместе с тем, можно предотвратить значительную долю попыток манипулирования через развитие устойчивых границ. Когда человек внутри себя ощущает спокойную силу и уверенность, попытки манипулировать им исчезают.

На уровне метафор это состояние можно описать как устойчивую границу между человеком и миром или между человеком и другими людьми.

Если такая граница сформирована, то другие чувствуют ее и общение выходит на новый уровень.

Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?

Определение понятия

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

манипуляции в общении

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении

Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.

Основные виды воздействия делятся на:

  • осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
  • неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

Второстепенные виды делятся на:

  • лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
  • поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Зачем они нужны?

Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.

Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

манипуляции в деловом общении

Во-первых, следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых, нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Приемы манипуляции в общении

Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Воздействие любовью

Воздействие страхом

манипуляции в общении виды приемы

Воздействие виной

Воздействие неуверенностью в себе

Воздействие гордостью

Воздействие жалостью

психологические манипуляции в общении

Как узнать о психологическом воздействии?

Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

В деловых отношениях

Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.

манипуляции в межличностном общении

Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:

  • насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
  • демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
  • лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.

Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.

В межличностных отношениях

В семейных отношениях

характеристика манипуляций в общении

Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.

Как защититься от психологического воздействия?

Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.

Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.

Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.

Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.

манипуляции в общении и их нейтрализация

Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:

Любая манипуляция будет работать, только если вы позволите это. Ваш манипулятор изучил вас и знает ваши слабости. В этой статье вы найдете 9 тактик и 7 способов противостоять им.

Как защитить себя от манипуляций: 9 тактик + 7 способов противостоять им

Манипуляторы есть везде – дома, в школе, на работе. Словом, их можно встретить везде, где есть люди. Какие тактики они используют? Некоторые из них наглые и неприкрытые, другие скрыты и менее очевидны:

Как противостоять манипуляторам?

  • Играть роль жертвы. Это манипуляторы, которые постоянно давят на жалость и играют роль отчаявшихся и всеми покинутых, когда вы в очередной раз причиняете им неприятности (потому что, кроме всего прочего, вы бессердечный злодей).

Чтобы не чувствовать себя негодяем, вам нужно делать то/стать таким, как хочет манипулятор.

Тяжело вздыхать / хлопать дверями / барабанить пальцами по столу / рисованное вождение. Эта манипулятивная техника используется, чтобы наказать вас.

Управляя чувством вины, манипулятор точно знает, на какие кнопки нажимать. Если он чувствует, что вы беспокоитесь о том, чтобы не стать плохим, он будет давить именно на это.

  • Море любезностей. Этот тип манипуляторов пытается подкупить вас подарками и/или делая вам множество комплиментов.

Под его показной щедростью скрывается стремление сделать вас обязанным, а если вы не ответите взаимностью, как ожидалось, вы очень пожалеете об этом.

Игра в молчанку / надуться / выражать недовольство. Эти тактики являются пассивно-агрессивным наказанием за проступок, который вы совершили. Эта манипуляция настолько болезненна, что жертва будет делать все, что избежать этого.

Тогда, вероятно, вы имели дело с манипулятором, который хотел контролировать вас и ситуацию, но в неявной, скрытой манере.


Этот список не является исчерпывающим, и методы манипулирования различны, как разнообразны люди. Достаточно сказать, что манипуляторы могут приспособить свои тактики под особенности конкретного человека, с которым они взаимодействуют.

Как защитить себя от манипуляций: 9 тактик + 7 способов противостоять им

Почему манипуляторы манипулируют?

Для этого есть две основные причины:

чтобы контролировать отношения и/или ситуацию

чтобы избежать личной ответственности.

Если вы обнаружили, что вами манипулируют, не расстраивайтесь, есть способы защитить себя и позаботиться о своей безопасности.

Ключевым компонентом вашей защиты является понимание основной предпосылки:

вы должны перестать нуждаться в одобрении других.

И следующий из этого вывод:

не позволять другим оценивать вас определять за вас вашу ценность

Любая манипуляция будет работать, только если вы позволите это. Ваш манипулятор изучил вас и знает ваши слабости. Он знает, что вы хотите казаться заботливым, или прослыть героем, или быть великодушным, готовым на жертву и так далее. Он использует манипуляцию, чтобы эксплуатировать ваши слабости (и ваши сильные стороны) в своих интересах.

Единственный выход заключается в том, чтобы перестать переживать о скрытом смысле послания, которое манипулятор пытается донести до вас.

Вот некоторые тактики, которые помогут вам уменьшить власть манипулятора над вами:

Увидеть, для чего используются манипулятивные уловки – это стратегии, направленные на то, чтобы контролировать вас.

Не стараться изменить партнера. Просто позвольте ему быть манипулятором, если таково его желание. В конце концов, вы не можете контролировать другого человека больше, чем он способен контролировать вас. Примите это и смиритесь.

Перестаньте защищаться и оправдываться. Если вы начинаете замечать, что защищаетесь, заставьте себя замолчать и уйти.

Исключите контроль манипулятора над вами. Перестаньте нуждаться в том, чтобы соответствовать его требованиям.

Ожидайте, что манипулятор будет использовать разные методы, что контролировать вас. Как только вы прекратите подчиняться обычным методам воздействия, манипуляторы непременно повысят ставки. Будьте готовы к этому.

By Sharie Stines

Изображения: Aykut Aydogdu

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

регулярно обманываем самих себя, ошибаемся в понимании других людей и ситуаций.

Мы слишком часто не рассуждаем рационально, а рационализируем, то есть

оправдываем свои заблуждения. Мы не анализируем обстоятельства, а поддаемся

кандидат философских наук

Я хочу, чтобы человек, который читает мою работу, ни в коем случае не смотрел на оборот этой страницы..

Вступление.

Конечно же каждый знает о том, что в мире его существует манипуляция[1] . Однако встречается она гораздо чаще, чем человек может предположить. Все известные формы массовой культуры: комиксы, мультфильмы, кино, телевизионные и радиопредставления, спортивные соревнования и т.д. - составляют необыкновенно разнообразный аппарат обработки сознания. Однако в данной работе своё основное внимание я уделю не манипуляции самой, а возможностям защиты от неё.

Понятие психологической защиты .[2] .

В ответ на нарушение или угрозу нарушения психологических границ, которое способно нанести ущерб целостности личности или её индивидуальной обособленности, возникает защита в условиях межсубъектной борьбы. Такая защита называется психологической защитой.

Виды психологических защит .

В зависимости от защищающего субъекта и от направленности можно выделить 2 группы психологических защит.

Во-первых, это могут быть соответственно межличностные и внутриличностные защиты, и, во-вторых, защиты бывают специфическими и неспецифическими.

Внутриличностные защиты возникают в условиях внутриличностной борьбы, которые ведут между собой относительно самостоятельные личностные подструктуры. Это могут быть, например, отдельные желания человека, его умения, предпочтения, самоуверенность, самооценка. Каждая из этих подструктур определяет особенности внутреннего мира человека и формирует его внешнее поведение. Каждая из них имеет свои собственные устремления, которые, по меньшей мере, не совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Происходит естественная конкуренция между ними. Когда эта конкуренция перерастает во внутриличностную борьбу, возникает необходимость в психологических защитах, которые уберегают одни внутрипсихические образования от ущерба со стороны других. Такие психологические защиты называются внутриличностными.

Межличностные защиты обнаруживаются там, где речь идёт о борьбе межличностной. Так как люди, вступающие в общение, являются носителями несовпадающих желаний, между ними естественным образом возникают противоречия, которые вызывают стремление защищаться. Предметом межличностных защит является индивидуальная целостность, соотносимая с индивидуальной обособленностью, и направленная против силы желаний и устремлений оппонента.

Кстати, если верить статистике, то к данному моменту 95% людей, читающих мою работу, уже посмотрели на обратную сторону того листа, на котором я прошу Вас не делать этого. Если Вы попали в эти 95%, то Вы поддались моей манипуляции. Не значит ли это, что тема работы актуальна.

В зависимости от направленности выделяются специфические и неспецифические психологические защиты.

Специфические психологические защиты – это защиты, которые направлены на характер угрозы. По сути, они напоминают процесс решения проблем. Они представляют собой поисковые действия в проблемной ситуации. Такие защитные действия сориентированы на стандартный, часто повторяющийся вид угрозы. Вследствие этого, специфические психологические защиты могут превратиться в автоматические, стать привычкой. Такой вид защит обеспечивает детальный анализ характера угрозы. Результатом этого анализа будет ощущение, образ.

Неспецифические психологические защиты направлены на сам факт угрозы. Такие защиты имеют дело с характеристиками ситуации взаимодействия. Они в наибольшей степени подвержены стереотипизации и генерализации[4] . Благодаря этому виду защит время задержки реакции сильно сокращается. Факт присутствие угрозы действует как ключевой раздражитель, который запускает один из психических автоматизмов, состоящий из базовых защитных установок (о них я буду вести речь ниже). Неспецифические защиты обеспечивают быстрый анализ силы угрозы. Результатом их работы является эмоциональная оценка.

Базовые стратегии психологических защит .

Существует большое количество способов уберечься от манипуляций, но всё же все они состоят из переплетения шести так называемых базовых защитных установок.[6] А именно: уход, изгнание, блокировка, управление, замирание и игнорирование

Уход – увеличение дистанции, прерывание контакта, удаление себя за пределы досягаемости влияния агрессора. Крайним выражением этой стратегии может считаться отчуждение, полная замкнутость в себе, отказ от контактов с людьми. Обычным проявлением этого вида защит является смена темы беседы, прерывание беседы под благоприятным предлогом, уход от контактов с неприятными Вы людьми.

Изгнание – увеличение дистанции, удаление агрессора. Предельным выражением такой защиты является убийство. Часто проявляется в увольнении с работы агрессора, изгнание его из дома, осуждение, колком замечании, насмешке (частичное убиение какой-либо части агрессора: привычки, характера и т.д.)

Управление – контроль воздействия, исходящий от агрессора, влияние на него. Предельное выражение – подчинение себе другого человека. Привычные способы использования таких защит – жалобы, плач, подкуп, попытки подружиться, спровоцировать желаемое поведение. Сюда же относиться и манипуляция, защитного происхождения.

Замирание – контроль информации о самом субъекте, её намеренное искажение или сокращение. Крайняя форма – оцепенение. Чаще всего проявляется в сокрытии чувств, обмане.

Игнорирование – контроль информации об агрессоре, искажённое восприятие агрессора или угрозы с его стороны. Предельная форма выражения – утрата адекватности восприятия, иллюзии. Обычно проявляется как стереотипизация (она просто дурачится), объяснение манипуляции позитивными намерениями (мне желают добра).

Все эти базовые защитные установки можно попарно объединить между собой, опираясь на степень пассивность/активность. Получаются следующие пары: уход – изгнание, блокировка – управление, замирание – игнорирование. Каждая пара имеет своё поле действие. Уход – изгнание создаёт дистанцию с агрессором, блокировка – укрытие управляет потоком воздействия, замирание – игнорирование работает с информационным каналом.

Механизмы специфических и неспецифических психологических защит .

лёгкое покачивание головой в горизонтальной плоскости в момент, когда адресат уже почти готов согласиться (неосознанное управление);

острые позывы в туалет, которые возникают у адресата, в наиболее важный для манипулятора момент (неосознанное бегство);

подавленное состояние, замедленные движения в момент, когда манипуляция начала действовать, но адресат ещё не понял, что произошло (неосознанное замирание).

Среди механизмов специфических защит в зависимости от уровня, на котором они действуют, можно выделить три подвида. К первому уровню относятся те, что имеют связь с особенностями угрозы, которую несёт манипуляция. Действуют они в собственно личностных структурах. Ко второму уровню относятся защиты имеющие связь с автоматизмами – психическими процессами, которые реализуют манипулятивное воздействие. Здесь механизмы защиты соотносятся с механизмами манипуляции. К третьему уровню относятся те защиты, которые связаны с используемыми манипулятором средствами.

Поскольку самостоятельный поступок совершается всей личностью в целом, с согласия всех её подструктур, защита от манипуляции – это в первую очередь защита целостности личности, уничтожение структур, которые работают в пользу манипулятора.

Наиболее эффективным проявлением защит автоматизмов считается непредсказуемость. Если реакцию адресата нельзя предугадать, то манипулятору не к чему подстраиваться, его планы рушатся. Однако, в силу социальной культуры, человек живёт под властью, во-первых, сложившихся в обществе стереотипов поведения и мышления, во-вторых, ожиданий и требований окружающих его людей, поэтому непредсказуемость не поощряется.

Так, например, эффективной защитой от манипуляции, связанной с прерыванием автоматизма, который указан выше, будет одергивание руки, но, с другой стороны, этот жест считается проявлением неуважения, невоспитанности.

Ещё один способ защиты на этом уровне – задержка автоматических реакции. Этот приём может проявляться в том, что адресат будет действовать осторожнее, затрачивать больше времени на принятие решений. Например, увидев в магазине многочисленные рекламы, первым появляется ощущение необходимости в каждом из предлагаемых предметов, однако, если обдумать ситуацию позже, например, дома, эта необходимость отпадает сама собой, остаётся лишь потребность в действительно нужных Вам вещах.

Механизмы специфических защит третьего уровня. Так как защиты этого уровня связаны со средствами воздействия, которые использует манипулятор, перечислить все возможные защиты нельзя в силу разнообразия средств самой манипуляции. Здесь можно выделить две наиболее общие стратегии защиты.

Как распознать манипулятивное воздействие .

Стремление стереотипизировать поведение адресата воздействия. Чаще всего этот приём проявляет себя как обращение к некоторым Вашим ролевым или статусным позициям, стремление адресоваться к Вашим привычкам или установившимся ритуалам.

Странный дефицит времени на принятие решения. Например, после непродолжительного обсуждения проблемы, ссылаясь на намеченные планы, оппонент собирается уходить, но ждёт от Вас ответа непременно сейчас.

К таким бессознательным защитам следует отнести:

Партнер, с которым происходит взаимодействие, вызывает непонятное раздражение у адресата. Вполне возможно, что антипатия вызвана стремлением оппонента завоевать Ваше внимание в большей степени, чем Вы того желаете. Или же, возможно, что неприязнь возникает как ответ на какое-то стремление, которое уже проявилось в действии манипулятора.

Неожиданное изменение фоновых состояний. Часто напряжение, агрессия, суетливость возникает как реакция на ущерб, нанесение которого адресат воздействия воспринимает бессознательно.

Что касается явных внутренних сигналов при попытке воздействия, то здесь можно назвать следующие:

Частое и явное проявление психических автоматизмов. Манипулятор намеренно запускает действие автоматизмов адресата.

Состояние суженности сознания. Оно может выражаться в неясном ограничении обсуждаемых тем, идей или в постановке только ситуативных, промежуточных целях (в ущерб перспективным,

Манипуляции, от которых не следует защищаться .

В жизни далеко не все манипуляции способны нанести вред и преследуют неблагоприятные для адресата цели.

Во-первых, некоторые технологии манипулятивных воздействий бывают настолько громоздки, сложны и неясны, что в них нарастает тенденция к саморазрушению. Такие воздействия рассчитаны на сопротивление со стороны оппонента. Если же такового нет, то они просто теряют смысл своего существования.

Иногда, в силу различных причин, сопротивляться манипуляции не хочет сам адресат. Например, если ему понятны мотивы манипулятора или если манипуляция вызывает эстетическое восхищение. В одном из произведений русской классики XIX века герой, путешествуя, проиграл все свои деньги офицеру-шулеру. Он не столько переживал, что лишился средств, сколько восторгался, как его ловко надули. Манипуляция предполагает какую-то закрытость информации, тайну, которая может быть раскрыта лишь после ее завершения. А тайна вызывает интерес.

Заключение.

Итак, на основе изученной мной литературы и некоторого жизненного опыта я возьму на себя смелость заявить, что человек не может защитить себя от воздействия всех направленных на него манипуляций!

Во-первых, количество воздействий на нас настолько велико, что нельзя и помыслить о том, в каком напряжении должен находиться адресат, чтобы проконтролировать и проанализировать все свои собственные состояния, сдвиги поведения партнёра и ситуации. Во-вторых, часто адресат воспринимает манипуляцию лишь на подсознательном уровне, даже не догадываясь о факте её присутствия.

Однако самые сильные, и грубые, воздействия всё же можно выявить и предотвратить. Для этого следует следить за сохранением целостности своего Я, прислушиваться к своему внутреннему голосу и сопоставлять его сигналы с внешним поведением оппонента.

Список использованной литературы:

1. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии., 1969 №2

2. Волков Е. Обманы вокруг нас // "Школьный психолог" N 05/2000. издательский дом "Первое сентября".

3. Доценко Е.Л. Психология манипуляций. – М., 1996

4. .Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. 1990 - №4 - с.14-23.

5. Мельник Г. С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. – СПб 1996

6. Менегетти А. Словарь образов. – Л. 1991

7. Уфаев К. Психологическое давление // Вечерний Петербург 7 августа 1996

8. Tryphonov E.B. Human Psychophysiology. Explanatory Russian-English Dictionary. – Санкт-Петербург, Россия, 2000

[2] Некоторые определения психологической защиты:

-- Психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы (В.Ф.Бассин, В.Е. Рожнов);

-- Способы переработки информации в мозге, блокирующие угрожающую информацию (И.В.Тонконогий);

-- Механизмы, поддерживающие целостность сознания (В.С.Ротенберг);

-- Механизм компенсации психической недостаточности (В.М.Воловик, В.Д.Вид);

-- Поведенческий ответ организма на угрозу, цель которого поддержать нынешнюю структуру Самости (К.Роджерс).

[3] 2.Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. 1990 - №4 - с.14-23.

[4] Генерализация (процесса, реакции) – Лат.: generalis - общий, всеобщий – Обобщение процесса, реакции живой системы, распространение их на структуры, дополнительные к минимально необходимым для осуществления наличного оптимального процесса или реакции.

[5] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1996

[6] Важно подчеркнуть, что защитные установки в чистом виде – это способы организации частичного и временного душевного равновесия для того, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей, т. е. для разрешения конфликта соответствующими поступками.

[7] См. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1996 С 210

[8] К. Уфаев. Психологическое давление // Вечерний Петербург 7 августа 1996

[9] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1996

[10] К. Уфаев. Психологическое давление // Вечерний Петербург 7. 09. 1996

[11] Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996

[12] Е. Волков. Обманы вокруг нас // "Школьный психолог" N 05/2000. издательский дом "Первое сентября".

Читайте также: