Не бойтесь сумы не бойтесь тюрьмы не бойтесь мора и глада сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Prosodia подготовила ответы на ключевые вопросы об Александре Галиче, его биографии, творческом пути и поэзии.

фотография Александра Галича | Просодия

Летом 1974 года Галич эмигрировал из СССР, а 22 октября 1974 года постановлением Главлита (по согласованию с ЦК КПСС) все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР.

С 1975 года Александр Галич жил в Париже. 15 декабря 1977 года, на 60-м году жизни, поэт погиб в результате несчастного случая – от удара электрическим током при подключении антенны к телевизору.

1. Что отличает Галича от других бардов?

В истории советской бардовской песни навсегда остались четыре имени: Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Галич.

Высоцкий – бунтарь, но бунтарь, видевший границы, которые не стоит переходить. Окуджава – певец Арбата, философ. Визбор – вечный студент и турист.

Александр Галич – бескомпромиссный сатирик и диссидент. Напомню, диссидент – это не обязательно против советской власти, это человек, отстаивающий взгляды, которые расходятся с общепринятыми, даже если ему за это грозят больше неприятности. В известном смысле, ему на эту власть наплевать. Причем на любую.

Уже первые песни Галича выглядели достаточно необычно для начала 60-х. Так, в безобидной песне про постовую Леночку Потапову среди действующих лиц присутствуют сотрудники КГБ и ЦК КПСС. Другие барды таких аббревиатур старались избегать – от греха подальше. И пусть сотрудники КГБ и ЦК КПСС не выглядят в песне злодеями, но подразумевается, что от них может исходить угроза.

В песне поется о том, как постовая Л. Потапова остановила машину высокопоставленного эфиопа (союзника СССР), которую сопровождали сотрудники КГБ. На следующий день девушку вызвали в ЦК КПСС, где ее ждал эфиоп. Понятно, что девушка не знала, зачем.

А там на Старой площади,
Тот самый эфиоп,
Он чинно благодарствует
И трет ладонью лоб,
Поскольку званья царского
Тот самый эфиоп!
Уж свита водки выпила,
А он глядит на дверь,

Сидит с моделью вымпела
И все глядит на дверь.
Все потчуют союзника,
А он сопит, как зверь,
Но тут раздалась музыка
И отворилась дверь:
Вся в тюле и в панбархате
В зал Леночка вошла.

Оказалось, эфиоп хочет предложить Елене Потаповой руку и сердце.

Останкинскую девочку
Узнал весь белый свет
Когда, покончив с папою,
Стал шахом принц Ахмет,
Шахиню Л. Потапову
Узнал весь белый свет!

По большому счету, песня о несвободе и неравенстве. О праве одних людей распоряжаться судьбами других. И о приятии Леночкой такого положения вещей.

Ошибки никто не заметил, Петровичу хлопали, а начальство вынесло благодарность:

Как мы видим, содержание сатиры Галича – беспомощность маленького человека в окружающем его тоталитарном мире. К нему, маленькому человеку, обращается поэт:

2. Правда ли, что Галич дал в СССР всего один официальный концерт?

Однажды Валентин Плучек (главный режиссер Московского театра сатиры) пригласил Галича выступить на театральном капустнике, куда посторонние не допускались. Каким-то образом о выступлении стало известно начальству, Плучеку позвонили из Министерства культуры и потребовали отменить выступление.

Галич обещал организаторам травли Пастернака:

Мы не забудем этот смех
И эту скуку!
Мы – поимённо! – вспомним всех,
Кто поднял руку.

Больше в СССР Галич публично не выступал. Небольшие концертные залы открылись для него только после отъезда из СССР – в США и Израиле.

3. В чем особенность поэтического языка Галича?

Галич любил соединять стили, жанры, речевые манеры: жаргоны, арго, шансон, цыганские романсы, бюрократический язык, советские лозунги и штампы. В его песнях-стихах очень много от драматургии. Часто его тексты диалогичны. И каждый персонаж имеет свою речевую характеристику. Иногда даже есть ремарки.

Сочетание столь далеких друг от друга речевых манер дают, с одной стороны, комический эффект, с другой – характеризуют внутренний мир героев, запутавшихся между идеологией и реальностью.

4. Как Галич относился к поэтам-современникам?

Впрочем, и Высоцкий недолюбливал Галича. Дружбы не было.

Напряженные отношения были у поэта и с Булатом Окуджавой.

Дмитрий Быков пишет:

Читайте также: