Праздный ум пища для дьявола сочинение

Обновлено: 29.04.2024

Сост. А. Алексеева, А. Стреляный

Азбука для несовершеннолетних

Эти слова сказаны Львом Толстым много лет назад, однако они ничуть не утратили своего значения и в наши дни. Нравственные усилия осуществляются человеком в процессе борьбы за самого себя, за становление себя как разносторонне и гармонически развитой личности. Стремясь утвердить свою человеческую сущность, человек совершенствует свои качества, реализует свои потенции.

Наиболее благоприятные возможности для формирования человеческой личности созданы в условиях развитого социализма, где воспитание нового человека является целью общества, условием развертывания отношений коммунистического типа. При этом сам человек ставится в позицию социальной ответственности – ответственности за себя, свое будущее и за других людей, за дела общества.

Решение насущных проблем социалистического строительства, борьбы за мир, сохранение жизни, окружающей среды, экономное расходование природных ресурсов и душевных сил людей особенно повышает роль нравственной ответственности каждого человека, актуализируя потребность в самореализации, самоосуществлении.

Эта потребность в самоосуществлении составляет, по мысли К. Маркса, сущностную характеристику человека, который с детских лет стремится реализовать себя, осуществить себя как личность.

Конечно, есть еще люди, которые живут не задумываясь, следуя сиюминутным желаниям, ситуативным обстоятельствам. Но в таком случае перед нами не человек как личность, а человекообразное существо, безынициативное, инфантильное, которое легко может превратиться в нравственного урода.

Разумеется на пути саморазвития, самовоспитания себя как личности молодые люди испытывают потребность в разумном совете, дружеской помощи. Такую помощь и советы они получают не только от близких, более опытных людей, но и из книг. К сожалению, большинство книг, брошюр об особенностях развития потребностей и мотивов, морально-волевых качеств личности и нравственных принципов, убеждений и пр. адресуется их авторами – педагогами, психологами, социологами – либо своим коллегам, либо учителям и родителям. Между тем такие сведения очень нужны самому растущему человеку, определяющему свой жизненный путь, выбирающему нравственный идеал.

Хочу надеяться, что данная книга, адресованная самим молодым людям, станет для многих добрым советчиком.

М. КОНДАКОВ, президент Академии педагогических наук СССР

– достоинство, сила, власть – общепризнанное значение, влияние, которым пользуется какое-либо лицо, система взглядов или организация в силу определенных качеств, заслуг.

Классный руководитель, который показывает ребятам, как он считается с избранным ими старостой, укрепляет его авторитет. То же самое делает, например, председатель колхоза, когда при людях советуется с бригадиром или агрономом, принимает и высоко оценивает их предложения. С той же целью он не всегда отменит даже такое распоряжение бригадира, которое не совсем удачно.

За последние десятилетия у нас в стране немало сделано для расширения прав, которыми пользуются местные органы государственной власти, профсоюзные и комсомольские организации, коллективы предприятий, колхозов и совхозов. Это тоже укрепление их авторитета.

Очень плохо, когда стремятся всячески поднять авторитет человека, который его уже растерял: неважно работает, недостойно себя ведет. Не лучше, если кто-нибудь старается внушить нам особое почтение к кому-либо (или к себе) лишь на том основании, что этот человек занимает значительную должность. Ведь не должность, не место красит человека, а наоборот: человек красит место.

Презентация на тему: " Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в 9 классе нужно использовать все ресурсы. Мы предлагаем вам принять участие в занятии элективного курса." — Транскрипт:

3 К словам из текста(отрочество, счастье, мир) подберите собственные эпитеты.

4 Как связаны между собой предложения третьего абзаца? Назовите эти средства связи, обратив внимание на подсказки-выделенные слова. Ради чего вообще пришли мы на землю? Какой мы след оставим после себя? Если ты подумаешь и ответишь на эти вопросы, значит, ты уже имеешь свою жизненную позицию, ты всерьез решил оставить после себя добрые дела. А добрых дел очень много:построенный дом, вспаханная земля, написанная картина, воспитанные тобой дети, защищенная тобой природа.

5 Средства связи предложений 1. Разряды местоимений 2. Союзы 3. Единство временных форм глагола 4. Лексические слова одной тематической группы 5.Вопросно-ответная форма изложения 6. Однокоренные слова 7. Формы одного и того же слова 8. Антонимы 9. Синонимы 10. Вводные слова 11.Изобразительно-выразительные средства 12. Синтаксический параллелизм 13. Инверсия 14. Лексический повтор 15. Риторические вопросы и риторические восклицания 16.Общественно-политическая лексика и восклицания

7 К какому стилю вы отнесли бы этот текст? Обоснуйте свое мнение, в пользу выбранного вами стиля. Предлагаем вам использовать в своем рассуждении некоторые вводные слова и словосочетания: итак, удивительное дело, следовательно, во-первых, я полагаю, во-вторых, видимо, следовательно, наверное, может быть, к сожалению, между нами говоря, разумеется, по слухам, значит, кроме того, не правда ли. Вычеркните из этого списка слова, которые вы не сможете использовать в своем рассуждении.

8 Цель публицистического стиля: агитационно-массовая деятельность, воздействие с целью агитации и пропаганды. Особенности стиля : 1. Логичность 2. Образность 3. Эмоциональность 4. Оценочность 5.Общественно-политическая лексика и фразеология 6. Заимствованные слова 7.Эмоционально-экспрессивная лексика 8. Риторические вопросы и риторические восклицания 9. Лексические повторы 10. Инверсия 11. Синтаксический параллелизм

9 Озаглавьте текст. Приведите несколько вариантов заглавий. Какой вариант, с вашей точки зрения, подходит больше и почему?

10 А вы задавали себе вопросы, которые ставит автор текста? Продолжите список добрых, с вашей точки зрения, дел. А добрых дел очень много: построенный дом, вспаханная земля, написанная картина, воспитанные тобой дети, защищенная тобой природа,

12 Градация- постепенное усиление.Стилистическая фигура, состоящая из ряда компонентов слов, расположенных в порядке их возрастающей(реже убывающей) смысловой или эмоциональной значимости. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является градация. 1. Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, все лицо разбил, рука выскочила в плече. 2. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу. 3. А нравственность… она состоит из конкретных вещей -из определенных чувств, свойств, понятий. 4. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?

13 В каком варианте ответа средством выразительности является метафора? 1. В небе, как черные стрелы, мелькали ласточки. 2. Перед закатом стены и крыши домов горели золотом. 3. Летели вниз камни, листы железа, стекла, птичьи гнезда. 4. Укрывшись под деревом, я ждал конца налета.

14 В словах какого ряда количество букв и звуков совпадает? 1.Якорь, песчаная, тюк 2.Съем, семья, счастье 3.Счет, пейзаж, купается 4.Прольешь, юмор, честная

В последнее время мне что-то не пишется совершенно. Всё либо фигня какая-то, либо уже написано сто раз до того, причём авторами более умными и сведущими, либо просто некогда. Хотя Фейсбук всё чаще стал услужливо напоминать о моём прошлогоднем многочастном эпосе о жизни карантинного Ижевска и его обитателей. Но то было всё же иное дело. Неожиданное. Необычное. И лично для меня во многом абсурдное, причём по сей день.

Но вот сегодня у меня как раз такой день выдался праздный совершенно (ну, если не считать пятиминутного визита слесаря, о котором накануне вечером сообщил старший по дому с утомлённым ликом, и пары-тройки деловых звонков по телефону). Так что и ум меня такой же праздный. Уж и не знаю, дьявол навёл или ещё какой персонаж вот на какие мысли, с которыми просто не мог не поделиться, хотя и понимаю, что тема специфическая и, наверное, не всех зацепит.

От безделья вдруг всплыла как-то в памяти музыкальная тема. Помню точно, что Рахманинов, а вот откуда именно – никак вспомнить не могу. Да-да, вот такой я элитист. У кого Моргенштерн в голове крутится, у кого Монеточка, у кого ижевская электроника, у кого хип-хоп, а у меня вот – Рахманинов. Короче, начал переслушивать. С ходу нашёл – первый фортепьянный концерт. Тот самый, который на премьере освистала утончённая петербургская публика и смешали с говном столь же утончённые критики. Причём – также факт небезызвестный - лучи понятной субстанции были настолько мощными и густыми, что бедняга Сергей Васильич впал в глубокую депрессию, причём, судя по всему, в самом настоящем, клиническом смысле слова, из-за чего был вынужден лечиться гипнозом у модного в то время среди просвещённой российской публики психотерапевта Николая Даля.

И тут до меня дошло, наконец. Точнее, о нечто подобном я уже думал и прежде, но вот так чётко сформулировал для себя именно сейчас. Принято считать, что первый концерт Рахманинова был слишком сложен, нов и потому непонятен для тогдашнего слушателя, привыкшего к более салонно-патриотической музЫке в стиле Чайковского, Мусоргского, Глинки, Римского-Корсакова и прочей Могучей кучки. Да и сам концерт, пишут уже современные критики, даже несмотря на свою новизну и свежесть, был немного сыроват. Да, в самом деле, сложно спорить: Рахманинов был настоящим музыкальным новатором. Мелодический сюжет, партитуры, гармонический и ритмический рисунок – всё было совершенно непривычно. Причём ирония в том, что как раз гармония в целом должна была быть хорошо знакома именно российскому слушателю. В её основе лежал русский мелос. Он был знакомым, но всё равно каким-то странным. И это, рискну предположить, раздражало ещё больше.

Но это всё, так сказать, на рациональном, логическом уровне. Но ведь музыка – это не всегда и не совсем про ум, общеизвестная, в принципе, вещь. Неспроста музыка – это самый древний и потому самый эмоциональный, субъективный вид искусства. Так вот тут Рахманинов, возможно, даже сам того не желая и не подозревая, бросил в чопорно-пуританскую петербургскую публику конца позапрошлого столетия приличный повод для бугурта и искреннего возмущения. Дело в том, что если прислушаться, то можно со странным чувством обнаружить, что музыка Рахманинова по эмоциональной сути своей чрезвычайно эротична. И особенно ярко, на мой взгляд, это качество проявляется в первых двух фортепьянных концертах. И здесь нынешние критики, наверное, в чём-то правы. Потому что второй концерт – знаменитый, хрестоматийный – в самом деле, это именно эротика. Весьма утончённая, отчасти даже рафинированная. Как-то пару лет назад я одному из своих приятелей-меломанов признался, что всякий раз при прослушивании этого концерта испытываю чувства, аналогичные тем, которые приходится переживать во время секса с любимой женщиной (особо подчеркну: не с любой, а именно с любимой). А вот первый концерт – это настоящий юношеский промискуитет, гормональное буйство, когда хочется именно любую и прямо сейчас. По сути в основе неприятия первого концерта лежит во многом неосознанное понимание его как самой настоящей музыкальной порнографии, причём не в переносном, а практически в самом прямом смысле слова. Особо подчеркну, что сам я далёк от обвинения Рахманинова в подобных грехах. Да и время опять же всё по своим местам расставило.

Вот после таких вот размышлений ко всему прочему приходишь ещё и к мысли о том, что музыка, особенно модернистская, особенно первой трети XX века без всякого преувеличения была одной из высших форм той самой сублимации, о которой так много говорил и писал небезызвестный Фройд.

В качестве эпилога добавлю, что лично для меня лучшим исполнителем первого концерта Рахманинова (ну, кроме Ашкенази, разумеется – это вообще высота недостижимая) был и остаётся Виктор Ересько. Именно ему единственному из авторов слышанных мной интерпретаций этого произведения удалось в полной мере передать вот это самое возмутительное бунтарство, тогда как многие другие, при всём к ним уважении, зачем-то пытались и по сей день пытаются пригладить пафос, придать ему сухие академические оттенки. И самое печальное, что многим меломанам это искренне нравится. Но tastes differ. В общем, английским начал – им и закончу.


Если необходимость – мать изобретений, то ничегонеделание – их отец.

Исследования показывают, что наш мозг запрограммирован на лень. Для наших предков-обезьян энергия была драгоценным ресурсом. Им приходилось экономить энергию, чтобы бороться за пищу, убегать от хищников и сражаться. Умение рассчитывать затраты калорий и выгоду от действий имело решающее значение для выживания, а тратить энергию на что-либо, кроме того, что приносит пользу в краткосрочной перспективе, было рискованно. Поэтому мы научились действовать осторожно и идти по пути наименьшего сопротивления. Таким образом, мы научились действовать осторожно и идти по пути наименьшего сопротивления.

Теперь, когда выживание больше не является проблемой, кажется естественным, что мы отдаём предпочтение лени, но это не так. На самом деле происходит обратное. По данным Бюро трудовой статистики США, американцы работают больше часов в неделю, спят меньше, а средняя производительность труда на одного работника увеличилась на 400%, начиная с 1950 года. Культура, ориентированная на производительность, с раннего возраста учит людей, что их ценность зависит от того, насколько они трудолюбивы, поэтому они работают усерднее, чтобы производить больше.

Эта культура трудоголизма усиливается тем фактом, что ещё десять лет назад многие исследования в области психологии рассматривали высокую работоспособность и достижение целей как неотъемлемые черты успеха и счастья. Между тем, мечтательность и блуждание разума ассоциировали с несчастьем. Однако современные исследования в области психологии и неврологии указывают на новое понимание ценности блуждающего разума. Может быть, в наш век чрезмерной, чтобы сохранить здоровье и достичь счастья, нам необходимо освободить место для более искусной праздности.

Прежде всего, давайте посмотрим, почему на праздность навешали столько ярлыков.

Праздный ум – мастерская дьявола

На протяжении веков многие христианские богословы высмеивали лень (или леность) как грех. Праздность была объявлена нравственным недостатком, который излечивали тяжёлым трудом. Однако есть и другая причина, по которой мы боимся праздного ума, как дьявола, и она коренится в психологии. Многие люди, когда ничем не занимаются, обнаруживают, что разум рождает неприятные или дьявольские мысли – сожаления, страхи и сомнения. Однако, как мы увидим, сама неврологическая сеть, ответственная за эту дьявольскую мастерскую, является тем самым местом, где может храниться щедрость воображения.

Но вот в чём заключается истинный парадокс: чем усерднее мы работаем, тем меньше наша продуктивность и тем больше вероятность того, что мы перегорим и обретём нездоровую лень. В ходе опроса, проведённого компанией Adobe, 80 процентов респондентов заявили, что на работе они находятся под давлением продуктивности, которая мешает проявлению креативности. Более того, недавнее исследование показало, что работникам часто приходится притворяться трудолюбивыми. Промышленная революция превратилась в эпидемию цифрового трудоголизма.

Слишком увлечённые конечным результатом, мы упускаем из виду качество нашего опыта и тем самым лишаем нашу жизнь смысла. Как в таких условиях мы можем сделать нашу работу более значимой, а жизнь – более наполненной?

Возможно, нам не помешала бы здоровая доза лени и мечтательности в качестве противоядия от трудоголизма.

Вызов эпохи

Исследования показывают, что отдых помогает вашему мозгу лучше запоминать информацию, оставаться сосредоточенным, генерировать новые идеи и устанавливать связь между ними. Результаты исследования, проведённого учёными из Университета Британской Колумбии, показывает, что блуждание ума, обычно связанное с ленью и даже несчастьем, увеличивает мозговую активность в сети пассивного режима работы мозга, которая отвечает за решение сложных проблем.

Другое исследование, проведенное Терезой Амабиле из Гарвардской школы бизнеса, сообщает, что сотрудники обычно проявляют больше креативности в ненапряжённые дни, чем тогда, когда они сталкиваются со шквалом непредсказуемых требований. Вспомните о моментах озарения, которые происходят, когда мы заняты самыми обыденными делами, будь то принятие душа, путь на работу или мытьё посуды.

В чём суть проблемы? Когда наступает время отдохнуть, мы не знаем, как это сделать. Мы не умеем ничего не делать. Отнимите у ребёнка игрушки и смартфон (потому что среднестатистический американский ребёнок получает свой первый смартфон в 11 лет), а затем попросите его развлечь себя, и он будет в растерянности. После этого спросите себя, а чем бы занялись вы?

Посмотрите на своё расписание. Если в нём есть периоды простоя, не нужно заполнять их работой или цифровыми отвлечениями. Позвольте себе ничего не делать!

Читайте также: