Сочинение и эссе на уроках литературы

Обновлено: 20.05.2024

Без сочинений по русскому языку и литературе не обходится ни одна четверть, а в выпускных и вступительных экзаменах подобная творческая работа часто является ключевым заданием. При этом слова сочинение и эссе часто подменяют друг друга – создаётся впечатление, что это одно и то же. А ведь это не совсем так.

Сочинение – традиционная форма проверки успеваемости в школе. Как вы помните, сочинение является плановым: на уроках русского языка и литературы мы пишем множество сочинений.

Каждый учитель знает, какие моменты в сочинении подлежат проверке: тема по морфологии или лексике, понимание сюжета, художественного образа, системы персонажей. А ученик? Ученик знает, что если он напишет в сочинении-рассуждении о судьбе Ассоль про вертолёты и освоение Марса, он рискует получить двойку. Выход: использовать вертолёты и Марс как аргументы в пользу мечты и фантазии. И не уклоняться от заданной темы.

Итак, сочинение требует от вас ответственности, чёткого плана и следования теме. Сочинение – это не доказательство наличия у вас писательской жилки, не ваше личное обращение к читателю: вашим читателем будет педагог, и он терпеливо снесёт сложноподчинённые предложения и многочисленные союзы причины и следствия.

Цель школьного сочинения – объяснить свою позицию и донести логику рассуждений до адресата. Если вы находите, что Пьер Безухов глуп, а Долохов настоящий герой, вы должны доказать это. Если вам не нравится, что Лермонтов убил своего героя Мцыри, вы должны пояснить, почему это было ужасной ошибкой поэта. Если вы в восторге от принципов Печорина и хотели бы встретить его в жизни, приведите доводы в пользу его мировоззрения. В каждом случае подкреплением вашим мыслям будут уместные цитаты из текста.

Когда в сочинении появляются метафоры и эпитеты, выстраивается изящная композиция, проблёскивают искры юмора – сочинение приближается к литературе. Беда юного автора в том, что чем дальше отпускаешь фантазию на свободу, тем сложнее поймать её за хвост – и ускользают куда-то логика и пункты плана, а тема расплывается в стихийном творчестве. Вот тут вы оказываетесь на границе сочинения и эссе.

Сочинение – это продукт деятельности ученика. Эссе – продукт деятельности писателя, критика, философа. Первое – способ проверки знаний. Второе – произведение искусства.

Эссе – это литературный жанр, в котором автор раскрывает одну узкую тему в свободной художественной форме. В отличие от сочинения, эссе предполагает не ответ на проблемный вопрос и не жёсткий выбор позиции, а создание чего-то нового – нового взгляда, нового смысла, нового прочтения.

Какие особенности жанра эссе делают его таким особенным? Ведь эссе отличается не только от сочинения, но и от своих собратьев – других литературных жанров.

Но что такое предмет эссе? Если вы описываете пару старых башмаков – это одно. А если вы через рассказ о паре старых башмаков ведёте разговор о бренности жизни, или о старости и красоте, или о творчестве Ван Гога – это другое. И оба текста при этом могут быть эссе.

Третья особенность жанра эссе связана с читателем. Назовём её стилем эссе: именно желание установить с читателем контакт и вести разговор в непринуждённой атмосфере диктует эссеистике её стиль, так непохожий на стиль школьного сочинения. Вот его характерные черты:

Доверительная интонация, простота, лёгкость восприятия. Эссе интересно читать, и одним из условий этого интереса является то, что читатель не чувствует себя дураком. Избегайте длиннот, слишком сложных терминов и неясных построений.

Свободное течение мысли не выходит из русла. Несмотря на отсутствие композиционных правил, эссе – гармоничный текст. Эссе может иметь форму дневниковой записи, письма, лирической миниатюры, рецензии, философского размышления – в любом случае оно остаётся единым произведением, в котором все части связаны между собой общей логикой, позицией автора и общим стилем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технология написания эссе на уроках русского языка и литературы

Автор статьи

Чухно Л.А.

Заместитель директора

по УВР гимназии г. Тореза, учитель русского языка

и литературы

Аннотация

В данной статье анализируется роль написания эссе на уроках русского языка и литературы с целью обучения учащихся умению работать с информацией, воспринимать, интерпретировать ее, развивать логическое мышление, формировать активную жизненную позицию, творческие качества.

Ключевые слова

Интерпретация, эссе, композиция, технология, очерк, энциклопедия, компоненты, универсальный, индивидуальный, публицистика, парадоксы, аргументы, детализация, персонализация

Реалии современного мира предполагают, что успешный человек должен уметь работать с информацией, воспринимать, интерпретировать, отбирать, сжимать, хранить, разворачивать информацию. Современному ученику важно не столько получать готовые знания, которые могут и не пригодиться, сколько освоить универсальные алгоритмы по добыванию знаний. Кроме того, школа должна формировать яркую личность, настоящего гражданина, стремление к обучению на всю жизнь, развитие критического мышления, уважение многообразных культур, мнений, открытость к новому.

Удачной формой по формированию активной жизненной позиции учащихся, умению работать с информацией, логически мыслить является проведение эссе как на уроках русского языка, так и литературы. Учить учащихся написанию небольших эссе можно начинать с 5-6 классов и работать с ними в течение обучения детей до 11 класса.

Определений много, но главная суть в том, что обучению эссе необходимо обучать детей как можно раньше, я это делаю уже в 5 классе на уроках и литературы, и русского языка. Сначала детей знакомлю с некоторыми признаками эссе:

Наличие конкретной темы или вопроса

Обязательные индивидуальные впечатления

При проверке эссе, а в 5-7 классах это могут быть всего 5-6 предложений, в первую очередь, оцениваю личность автора, его мировоззрение, мысли, чувства.

Эссе позволяет у учащихся развивать такие навыки, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Дети учатся четко и грамотно формулировать свои мысли, структурировать полученную на уроке информацию.

Сегодня написание эссе предлагается в качестве задания достаточно часто. Оно является одним из основных компонентов пакета документов при поступлении в вуз или трудоустройстве.

С точки зрения содержания эссе бывают: литературно-критическими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными. По литературной форме эссе предстают в виде: рецензии, лирической миниатюры, странички из дневника, письма.

Различают эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические. Объем эссе в старших классах нарастает.

Что нужно знать учителю?!

Какие же ошибки не должен допускать учитель, обучая детей написанию эссе:

Эссе не предполагает варианты ответа

Написание эссе не ограничено во времени, поэтому лучше давать такое задание на дом

Отказаться от утомительных предисловий, вступлений

Исключить многословие, излишнюю детализацию

Предложения не должны быть длинными, закрученными.

Мастера эссе предлагают каждому абзацу присвоить букву: S(short) , либо M (medium) , L (long). S не менее 10 слов, M – не менее 20 слов, L – 20 и более слов. Правильное эссе имеет такой порядок букв: MSMLMS , неправильное эссе характеризуется такой последовательностью букв - SSSMLLL .

Эссе предназначены для проверки учащихся умению излагать свои мысли на письме, умению формулировать свою позицию, формировать личностные качества. Поэтому эссе должно быть как можно больше персонализированным.

ВложениеРазмер
Урок-практикум "Сочинение-эссе на литературную тему" 37.02 КБ

Предварительный просмотр:

города Хабаровска Лесник Светлана Дмитриевна.

По истечении урока ученики узнают, что такое эссе, поймут его отличительные признаки и будут готовы к написанию сочинения на литературную тему в жанре эссе.

  1. показать особенности жанра эссе,
  2. рассмотреть примеры использования жанра эссе в произведениях художественной литературы,
  3. подготовить учащихся к написанию сочинения-эссе на литературную тему .

Так как урок проходит после тем, направленных на духовное воспитание учащихся, поэтому как продолжение разговора на эту актуальную тему я взяла выше названные тексты . Текст А.В. Костюнина взят потому, что, во-первых, это писатель-современник , о котором я сама сравнительно недавно узнала, во-вторых, проходит Международный литературный конкурс по произведениям А.В. Костюнина .

Определяют в группах роли руководителя группы, секретаря, аналитиков, спикеров, оформителей, получают пакет документов (кейс).

Данный этап позволит организованно провести следующие этапы урока, сэкономит время на обсуждении заданий в группах.

В процессе урока мы работаем по технологиям интерактивного обучения, проблемного

2. Этап актуализации знаний учащихся и аналитичес

Изучают пакет документов, выполняют согласно заданию работу, готовятся к обсуждению.

5. Подведение итогов, рефлексия.

Ученики выполняют задание в тестовой форме открытого типа (они должны продолжить начатые формулировки).

Планируется, что через подбор синонимов восьмиклассники сумеют дать определение эссе и написать его отличительную особенность (или несколько отличительных особенностей).

6. Домашнее задание.

Ученики слушают задание на дом, выбирают вариант: или задание № 4 на странице 32, или (для желающих) зайти на сайт писателя А.В. Костюнина, познакомиться с его произведением и написать эссе на это произведение (можно принять участие в Международном литературном конкурсе по произведениям Костюнина).

Предполагается, что восьмиклассники сумеют применить полученные знания на практике и напишут сочинение-эссе на одну из тем (хотя знаю, что есть такие ученики, кому эта работа будет нелегкой). Такого рода задания позволяют сформировать в учащихся метазнания и метанавыки.

Цель урока-практикума : по истечении урока ученики узнают, что такое эссе, поймут его отличительные признаки и будут готовы к написанию сочинения на литературную тему в жанре эссе.

  1. показать особенности жанра эссе,
  2. рассмотреть примеры использования жанра эссе в произведениях художественной литературы,
  3. подготовить учащихся к написанию сочинения-эссе на литературную тему.

Термины: эссе, тема, идея, цитата.

Ученики распределяют роли для работы в группах, получают пакет (кейс) документов, просматривают его на предмет наличия в нем

- карточки Г (перечислены языковые особенности, характерные для жанра эссе /разумеется, нет никакой надписи о том, что это языковые особенности эссе/)

- карточки Д (приведены фрагменты письменных работ двух учащихся)

- карточки Е (критерии оценки работ учащихся)

- карточки З (задание для групп).

2. Этап актуализации знаний учащихся и аналитической деятельности.

Ученики работают в группах, читают задание, изучают тексты, работы учащихся, обсуждают, анализируют.

Как вы оценили ответы учащихся, данные на карточке Д?

(Ученики высказывают от группы мнения, обосновывают баллы согласно критериям).

Узнали ли вы текст, напечатанный на карточке А?

Вспомнили ли вы его название? Какова его жанровая природа?

  1. Как вы определили жанр текста, данного на карточке Б? (Ученики высказывают мнения, в основном говорят о том, что это рассуждение, размышление автора: это проблемная ситуация).

Известно ли вам имя автора? (Можно сказать об авторе несколько слов, сказать о том, что есть сайт писателя, где размещены его произведения, с которыми можно познакомиться, сказать о том, что проходит Международный литературный конкурс по произведениям А.В. Костюнина, в котором восьмиклассники могут принять участие).

  1. Сложившаяся проблемная ситуация помогает понять тему урока.

Записываем тему урока.

Каковы цели и задачи нашей сегодняшней встречи? (Ученики совместно с учителем их проговаривают).

Не попали ли к вам в кейсы эти особенности? (Ученики отмечают, что на карточке Г даны отличительные особенности эссе).

Просмотрите внимательно вступительную статью, найдите, где, в каком месте статьи, на эти особенности обращают ваше внимание авторы учебника? (Ученики называют страницу 32 и прочитывают особенности, сопоставляют их с теми, которые даны в карточке Г, записывают в тетрадь).

Отличительной особенностью эссе является …………………

Приложение (пакет документов, предназначенный для изучения в группе).

/не указываем название и жанр, пишем только фамилию и имя автора/

Посвящается жене и другу

Галине Петровне Костюниной

«…Вот вышел сеятель сеять;

И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы, и поклевали то;

Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

Не с рождения восприимчив к благодати человек. Но страдания, физические и душевные, постепенно готовят почву.

Незримый Садовник орошает её.

То сладкой патокой, то нашими слезами и кровью.

В повседневной суете, когда, как дворняга, занят погоней за собственным хвостом, некогда остановиться и задуматься. И вот однажды время будто бы замирает. Всё лишнее, второстепенное отходит на задний план. Главное выступает вперёд.

Глаза не разбегаются.

По-настоящему главного – мало.

Сами собой приходят мысли о Добре и Зле, о Любви и Ненависти, об Истине и Правде, о Жизни и Смерти. Эта способность к осмыслению формируется исподволь, а проявляется вдруг.

Словно после летаргического сна, отстранённо, с высоты, взираешь на пройденный путь. Замечаешь то, чего раньше и не видел. Впервые открывается возможность себя понять. И для этого, оказывается, не нужно ничего выдумывать.

Требуется лишь всё точно вспомнить.

Карточка В : синонимический ряд /на карточке только перечислены слова и выражения/

Авторская проза, раздумья, наброски, записки, очерк, зарисовка, проба пера, эссе.

Карточка Г : /на ней только перечислены особенности жанра эссе/

  1. ярко выраженная позиция автора, субъективность, порой исповедальный характер произведений;
  2. отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения:
  3. сравнительно небольшой объем произведения;
  4. обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам.

Карточка Д : (ученические работы)

Работа № 1: Я считаю, что первый текст – это текст из произведений древнерусской литературы, а второй текст, автор которого А.В. Костюнин, это отзыв писателя о первом тексте.

Работа № 2: Я считаю, что первый текст взят из Библии, а второй – размышление автора над тем, что написано в первом тексте.

Карточка Е: Критерии оценки:

определены верно и объяснены 2 балла

жанр только одного текста или названы жанры,

но не объяснены, почему 1 балл

  1. Решение неверное, аргументы отсутствуют 0 баллов

Карточка З : задания для групп.

  1. Познакомьтесь с материалами кейса: внимательно прочитайте тексты, работы учащихся, изучите критерии оценки.
  2. Обсудите в группе принадлежность предложенных текстов к жанрам, попутно выясните тему и основную мысль текстов, подумайте над заглавием.
  3. Подумайте, что объединяет эти тексты, а чем они отличаются?
  4. Оцените ученические ответы, свое мнение аргументируйте.

Московкина И.И. Урок осмысления жанра эссе. Литература в школе, № 6, 1995.

как написать эссе по госту.jpg

Нередко студентам и школьникам дают задание написать эссе. Казалось бы что может быть сложного: это то же сочинение, только чуть меньшего объема. Однако все не так просто – эссе представляет собой особый литературный жанр, который имеет свою специфику и особенности написания. Наша статья поможет тебе разобраться в том, что же это такое и как написать идеальное эссе.

Что такое эссе

Поэтому эссе представляет собой небольшое сочинение в прозе в свободной форме, в котором выражается авторское впечатление о чем-либо, краткое изложение мнения по определенному вопросу или проблеме.

В Большом энциклопедическом словаре мы находим немного иное определение, как: жанр философской, литературно-критической, публицистической прозы, подчеркивающий индивидуальность личности автора, изложение в свободной разговорной форме.

И, наконец, в краткой литературной энциклопедии эссе представлено как прозаическое сочинение небольшого объема и в свободной форме написания.

В последние годы эссе стали очень популярны. Их дают написать при приеме на работу. А также и по школьной программе стали давать задания написать эссе на предлагаемую тему.

Даже для сдачи экзамена школьников начали готовить к написанию таких небольших сочинений. А в один из пунктов экзамена написание эссе уже входит со списком конкретных направлений.

Итак, эссе что это? В общем и целом, эссе это совсем маленькое сочинение, в котором можно выразить свое мнение, предположение, эмоции и впечатление от чего -либо.


В зависимости от содержания, формы и стиля изложения теоретики литературоведения выделяют различные виды эссе:

  • художественные, исторические, духовно-религиозные;
  • рассказы, письма, дневники, рецензии, заметки, миниатюры;
  • описательные, повествовательные, критические, аналитические;
  • субъективные, объективные.

Границы эссе как жанра условны, поэтому для раскрытия темы автор может использовать свободный стиль изложения, делясь впечатлениями и суждениями касательно конкретного явления, предмета или глобальных тенденций, масштабных событий.

Отличие эссе от сочинения

Написание эссе отличается от обычного сочинения. И если задали писать именно эссе, а не сочинение, то нужно учитывать своеобразие этого жанра.

В эссе нельзя скопировать чужой текст из какой-нибудь интернетовской статьи (хотя и сочинение тоже должно писаться самостоятельно).

В этом жанре можно выразить свою личную точку зрения или позицию на конкретному вопросы /проблеме.

Есть еще одно интересное свойство у эссе, отличающее его от сочинения — это некая парадоксальность.

В эссе просто необходимо задеть читателя за живое, удивить, произвести впечатление.

Имитация разговора с читателем

Следующее, о чем хотелось бы упомянуть, это то, что при создании эссе происходит как бы имитация живого разговора с читателем, которого следует вести за собой, призывать различными вопросами, поднимать таким образом животрепещущие темы, как будто вы находитесь перед ним здесь и сейчас. Авторский монолог должен быть вне пространства и времени, наполнен живыми речевыми оборотами. Написание эссе по литературе включает значительный творческий элемент. С читателем следует установить доверительный, дружеский стиль общения. Для этого автор должен намеренно избегать неясных, сложных, чрезмерно строгих построений. В то же время следует исключать из употребления шаблонные фразы, сленг, сокращенные слова, а также избегать чрезмерно легкомысленного тона. Как отмечают исследователи, хорошее эссе может создать лишь тот, кто владеет темой свободно, способен видеть ее с различных сторон, а также готов представить читателю многоаспектный, но не исчерпывающий взгляд на данное явление.

Классификация эссе

Эссе бывают разного типа. Рассмотрим, чем они различаются друг от друга.

Эссе-описание

Такой вид письменной работы предусматривает просто изложение признаков предмета, события или личности. Не вникая в подробности исследования темы, дается поверхностное впечатление.

Эссе-повествование

Здесь имеет место быть рассказ о событии, оценка и эмоциональная окраска, свои впечатления придадут такому сочинению особую значимость. Никакой критики или глубокого анализа. Просто рассказываем, как это было, шаг за шагом.

Эссе-классификация

Тут мы должны дать описательную характеристику разных рейтинговых сущностей. Следует обосновать свое предпочтение тому или иному пункту.

Эссе-сравнение

Цель такого типа сочинения предельно ясна. Берутся два (или более) предмета, явления и описываются каждый по отдельности с подчеркиванием достоинств и недостатков, а затем делается вывод, какой из них более привлекательный (или же менее таковой).

Эссе-аргументация

Предполагается какой-то факт, ставится гипотеза для доказательства. Затем проводится небольшое (или какое получится) исследование, а письменно излагается результат этого исследования и дается оценка, подтверждена ли выставленная в начале исследования гипотеза.

Объем эссе и тематика

Как я уже сказала, эссе пишется небольшим объемом слов. Хотя некоторые эссе предполагают до 10 страниц, при этом:

  • введение от 0.5 до 1 страницы;
  • основная часть — 3-5 страниц;
  • заключение от 0.5 до 1 страницы.

Оформляется по требованиям, которые дают проверяющие, обязательно наличие титульного листа, списка использованной при подготовке к написанию источников информации.

И эти две дополнительные страницы входят в общий объем 10 страниц.

Что же касается тематики, то тут все просто. Вам дают список тем или одну конкретную тему, и вы пишете. Не допускается распространяться в своих творческих и писательских предпочтениях.

Одна тема — одно сочинение, тут без вариантов. Как говорится, если пишем эссе, то нужно зациклиться на одном единственном факте и писать только об этом.

Как выбрать тему

Когда вам не предоставили списка для выбора подходящей темы, а есть лишь направление, в котором нужно работать, прежде всего, учитывайте, кто будет читателем, для кого пишется данная работа. К примеру, может быть научно популярное эссе, научное эссе, мини эссе. Что будет интересно, например, для преподавателя или для комиссии, или вы пишите на заказ. Что будет оцениваться в этой работе, какие качества или взгляды будут критерием для оценки. В таком случае лучше выбирать тему, в которой сможете в полной мере проявить способности: умение аргументировать, четко высказывать свои суждения, отстаивать позицию, оригинально преподносить тему.

Если предоставлен список тем, выберите ту, в которой вы разбираетесь, тогда эссе получится интересным, вам приятно будет работать, а преподу — читать. Как написать эссе, если оно для работодателя? В таком случае будет, особенно ценится индивидуальность, искренность, уникальность, которую автор вложит при выборе темы и написании работы.

Структура эссе и план

Как и любое сочинение, эссе легче и правильнее писать по плану. Но не надо его раздувать до пунктов и подпунктов. Достаточно сделать три важные структурные единицы:

Читайте также: