Сочинение по литературе недоросль егэ

Обновлено: 01.07.2024

Вариант 2

Отставной сержант Цыфиркин относится к своим обязанностям более ответственно. Кажется, что он действительно желает научить дворянина арифметике. Однако Митрофану образование дается с трудом, да и отсутствие опыта обучения у Цыфиркина мешает процессу. Следует отметить, однако, что отставной сержант понимает свою бесполезность в данном деле, возможно, испытывая даже угрызения совести, в отличие от корыстного Кутейкина. Цыфиркин отказывается от платы, предложенной ему Правдиным и Стародумом за приложенные усилия, в то время как Кутейкин требует компенсации за стоптанные сапоги.

Третьим учителем Митрофана является Вральман. Простакова убеждена в том, что немец научит недоросля языкам и светским манерам. Однако Вральман не только не обладает необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы быть наставником дворянина, но и показывает себя как льстивого и корыстного человека. В конце комедии оказывается, что Вральман некогда служил кучером Стародума!

Отношение к образованию

Со своими учителями Митрофан учит грамоту, арифметику, французский язык и другие науки. За то время, которое герой потратил на обучение, он смог достичь только минимальных успехов: Митрофан умеет читать по слогам, считать до трех. Французского языка недоросль не знает вовсе.

Во многом такие неудачи связаны с тем, что учителя Митрофана сами мало что понимали в преподаваемых предметах, однако основной причиной необразованности Митрофанушки является его нежелание учиться. Он мечтает о женитьбе, а не о том, чтобы стать умнее.

Родители Митрофана не видят то, что их сын глуп, они его поддерживают и хвалят, поэтому Митрофанушка и не имеет мотивации учиться и становиться умнее. Его все устраивает также, как все устраивает родителей. Госпожа Простакова не видит смысла в образовании, это же видение перенимает и Митрофан.

Сочинение Учителя Митрофанушки

Поэтому Митрофанушку обучают грамоте люди, далекие от педагогической деятельности. Один из них ‒ учитель арифметики с говорящей фамилией Цыфиркин ‒ сержант в отставке. Он профессиональный военный, двадцать лет отдавший службе, который вдруг решил стать учителем. Несмотря на то, что Цыфиркин хороший человек, добрый и честный, у него нет никакого опыта в педагогике. Не удивительно, что с таким учителем Митрофан не продвигается в знании арифметики. Зная это, впоследствии честный Цыфиркин отказывается от денежного вознаграждения за обучение Митрофанушки.

Под стать остальным учитель чтения Кутейкин. Когда-то он собирался стать церковнослужителем и обучался в семинарии, но в итоге бросил учебу. Вряд ли человек, который сам не стремился учиться, может чему-либо научить малограмотного и ленивого Митрофана. К тому же Кутейкин сам по себе неприятный человек, он скуп, часто злиться, но при этом труслив. Бывший воспитанник семинарии побаивается Простакову. Очень характерно это показывает эпизод, когда Кутейкин требует от работодателей возместить стоимость стоптанных сапог, но когда те посылают его к Простаковой, сразу отказывается от претензий.

Таким образом, учителей Митрофанушки никак нельзя называть настоящими педагогами. Они сами малограмотные, недоучившиеся люди, которых наняли для обучения молодого человека лишь в угоду моде и необходимости быть как все. Сержант Цыфиркин плохо умеет считать, бросивший семинарию Кутейкин сам с трудом читает пару строк, а Вральман даже не считает нужным притворяться учителем. Не удивительно, что Митрофан не приобретает ни качественного образования, ни стремления учиться науками и познавать мир.

Другие сочинения: ← господин Простаков в комедии Недоросль↑ Фонвизин Д.И.Характеристика Тришки и его образ в комедии Недоросль →

Фонвизин значительную часть своей жизни провел при русском дворе, став свидетелем очень многих событий, увидев людей, носящих самые высокие титулы, но при этом никак им не соответствующих. Уже в то время Фонвизина интересовал человек: каким он может быть, каким чаще всего, к сожалению, становится и по каким причинам.

Таким образом, оба поколения второго лагеря героев, представленных в комедии, не получив когда-то должного воспитания, на момент разворачивающихся событий на эволюционной лестнице стоят ближе к животным, а не людям. Вся духовная жизнь, поиски человеком истины для них совершенно отсутствуют, поскольку в принципе внутренней жизни в них нет. Есть лишь какие-то биологические инстинкты. Это оказывается злом для них самих: самое важное в себе они давно и бесповоротно загубили. Но последствия усугубляются тем, что по своему происхождению они принадлежат к верху русского общества — дворянству, которое управляет Россией, у которого в подчинении оказывается весь русский народ; в комедии этот аспект проблемы раскрывается в отношениях Простаковых со своими крепостными. Трагедия заключается в том, что Митрофан ничем не отличается от своих родителей: но за такими, как он, остается русское будущее, что очень хорошо чувствовал и глубоко переживал Фонвизин.

Это интересно: Родители наставляют своих деток лишь на добрые дела. Им хочется гордиться сыновьями и дочерьми, они переживают за них и хотят им только лучшего. Родительское наставление содержит не только советы, но и запреты, и требования. Когда отец или мама по душам разговаривают со своими детьми, они должны понимать, что их слова будут звучать в душе каждого их ребёнка и тогда, когда они станут взрослыми, помогая им в трудной ситуации, ориентируя в сложных жизненных обстоятельствах.

Несколько интересных сочинений

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Дары осени Герасимова (6 класс)
    Творчество Алексея Михайловича Герасимова разнообразно. Около трех тысяч полотен, украшают музеи планеты. Неповторимые широкие штрихи, яркое сочетание тонов, многогранность образов
  • Сочинение на тему Как я испугался ужа 5 класс
    В выходные мы с родителями ходили в лес собирать грибы. Я, как обычно, искал их под деревьями и на солнечных полянах. Грибов было немного, но они были разные. Еще в лесу были разные ягоды, мы их с удовольствием ели.
  • Сочинение Лонгрен в повести Алые паруса (Образ и характеристика)
    Одним из главных персонажей в произведении является Лонгрен. Около десяти лет герой был моряком, но когда его супруга умерла, ему пришлось уйти со службы, чтобы воспитывать ребенка.

Вральман

Сюжет и композиция

Образ мира Простаковой Да, в комедии главное внимание уделяется Простаковой и ее окружению. Неслучайно я называю это миром, потому что главная героиня строит жизнь по собственным законам, и заставляет жить так все свое окружение. Что использует автор, чтобы раскрыть образы Простаковой, Митрофана, Скотинина?

Портреты учителей

То, как в комедии изображены учителя Митрофанушки, показывает отношение Простаковой к обучению ее сына. Она в силу собственного невежества приняла за лучшего учителя обычного кучера. Безграмотные и безответственные учителя, которые ничему не могут научить – отражение картины невежества в семье Простаковых. Цитаты из произведения точно характеризуют учителей Митрофанушки, показывая, что невежество самих учителей и нежелание ученика получать знания в итоге приводят к страшным результатам.

Кутейкин

Кутейкин – это семинарист, ставший наставником молодого поколения. В его обязанности входит учить хозяйского сына читать и писать. Низший церковнослужитель выведен в комедии, как персонаж, скорее отрицательный. В произведении, показывающем пользу наук и образования, он, вместе с остальными своими двумя коллегами, показан плохим специалистом в деле, которое выбрал в качестве своей профессии. Он ушел из семинарии, чувствуя неприязнь к учению, и стал преподавателем только в силу нужды. Кутейкин – человек малообразованный и не стремящийся повысить чужой или хотя бы свой уровень в этом отношении.

Личные качества этого учителя грамоты также не вызывают уважения. Он не только невежественен, но и труслив. Для того чтобы подчеркнуть низкие достоинства Кутейкина. Фонвизин также дает ему говорящую фамилию. Кутьей называли кашу с изюмом, которые ели в Сочельник. Фамилия, произведенная от второстепенного религиозного обычая, бывшего просто элементом старого и пустого обряда, говорит о ее носителе как об одной видимости. Кутейкин не делает в доме Простаковых ничего полезного, а просто помогает им соблюсти формальности по образованию недоросля.

Ответ:

  • сюжет;
  • речевую характеристику,
  • отношения между героями;
  • характеристику других персонажей и самохарактеристику.

Теперь найдем ответ в пьесе.

Вот теперь можно сделать вывод, отвечая на вопрос: каков мир Простаковой, каковы его законы? Мир Простаковой живет по животным законам. в нем нет понятий высокой любви, долга, гражданской позиции. Есть алчность, невежество, грубость. Более того, Этот мир агрессивен, он пытается подчинить себе всех остальных, распространяя свое влияние всеми методами. Драматург считает, что только просвещение, воспитание гражданина может покончить с Простаковыми и им подобными.

Перед вами – план и рабочие материалы к сочинению. Как это вам пригодится на ЕГЭ? Материал комедии можно использовать в сочинениях, где поставлена проблема образования, просвещения, нравственного воспитания. Говоря о мире Простаковых, можно показать, как люди невежественные ВСЕГДА являются низменными и безнравственными людьми, потому что отсутствие воспитания и образования ведет к тому, что в человеке пробуждается низменная, животная сторона. Да, произведение сложное и для чтения, и для восприятия. Но все же отдадим дань уважения человеку, основавшему русскую национальную драматургию.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Значение названия

Цыфиркин

Цыфиркин учит Митрофанушку арифметике. Он является отставным сержантом, который после двадцатилетней службы подрабатывает тем, что пытается помогать безграмотным чиновникам со счетом потому, что сами они считать не усеют. В свободное время он учит детей. Но Митрофанушку он не может ничему научить по нескольким причинам. Во-первых, он сам знает не так много, чтобы учить. Во-вторых, его ученик – лентяй и бездельник. Он глуп и не способен к обучению. В итоге после двух лет обучения Митрофанушка не научился считать. Но для Цыфиркина оказывается важна честь и правда. Он отказывается от вознаграждения, так как результат не получен. Именно за это Стродум и Милон награждают учителя.

Текст произведения, привлеченный для аргументации на уровне анализа важных для выполнения заданий фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., выделен курсивом. Теоретико-литературные понятия, использованные в задании 12 для анализа текста произведения в целях раскрытия темы, выделены жирным шрифтом.

5. Заботятся ли Простаковы о воспитании сына Митрофана?

Опираясь на приведенный фрагмент комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль", можно прийти к мысли, что Простаковы мало заботятся о достойном воспитании Митрофана.

Воспитание юноши пущено на самотёк. "Недоросль" пользуется неограниченной свободой, ему во всем потакают. К Митрофану не предъявляют никаких требований, он не имеет никаких обязанностей. Так, эгоистичная любовь госпожи Простаковой к сыну только вредит ему: юноша не знает ограничения в еде, уклоняется от занятий, ссылаясь на плохое самочувствие. "Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо. " - говорит герой, обманывая мать.

Родители необоснованно и избыточно жалеют, ласкают и хвалят сынка: "Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение", ". То-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын". Такое обращение родителей с ребенком может привести к тому, что он начнет ощущать безнаказанность, вырастет слабовольным и безответственным.

Наконец, перед глазами Митрофана - несправедливость, жестокость и грубость его матери по отношению к слугам: портному Тришке, пожилой няне Еремеевне - и к отцу (мы понимаем, что Простакова иногда бьет мужа). Подросток видит отрицательный пример отношения к людям, привыкает не уважать их.

6. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором присутствует тема воспитания подрастающего поколения. В чем схоже (или чем различается) освещение темы воспитания в этом произведении и в "Недоросле" Д. И. Фонвизина?

Тема воспитания подрастающего поколения присутствует, например, в романе И. А. Гончарова "Обломов".

Читая комедию "Недоросль", мы видим, что прямое влияние на Митрофана оказывает его мать - помещица госпожа Простакова. Сын перенимает многие отрицательные качества героини: невежество, лицемерие, эгоизм, жадность. Например, он так же безграмотен, как и мать: почти не умеет читать и считать, несмотря на то, что три - четыре года занимается с нанятыми для него учителями Кутейкиным и Цыфиркиным, не знает, что такое история, география. Митрофан стремится угодить Стародуму, чтобы произвести на него хорошее впечатление и по расчету жениться на богатой невесте Софье. По совету матери юноша пытается поймать руку Стародума, чтобы поцеловать. "Безумная" любовь героини к сыну, по словам чиновника Правдина, "довела ее всего больше до несчастья": невоспитанный, не воспринявший нравственных основ подросток отказался от матери, когда она потеряла деревни и власть над крепостными.

Примерные темы задания 12

3. Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным?

5. Какова роль второстепенных персонажей в комедии?

Какие театральные приемы Вы бы использовали в постановке пьесы Д. И. Фонвизина "Недоросль"?

Второе, нравственное, наказание оказывается для героини страшнее первого, ведь совершая поступки, достойные осуждения, идя на преступление, она отстаивала интересы сына.

Публикации о комедии

Список статей канала со ссылками облегчит вам работу!

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!

Екатерина Рожкова

Анастасия Донцова

Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким. Читать далее.

Мария Малышева

я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное - мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха. Читать далее.

Дарья Иванова

Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов. Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась. Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами. Читать далее.

Вариант 1

Комедия “Недоросль” была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения — “говорящие” фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает “являющий свою мать”.

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого “… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься. ”

Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: “… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена…” Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. “…Золотой болван — все болван…”

Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его:

— Поди ж дай позавтракать ребенку.

— Он уж и так пять булочек скушал.

— Так тебе жаль шестой, бестия?

Вот какое усердие! извольте смотреть.

“… Митрофанушка, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…”

Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана — он растет невеждой.

Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучками. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. “… Не хочу учиться, хочу жениться…”

Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.

В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.

“… Вот злонравия достойные плоды!” Эта реплика Стародума говорит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.

Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия “Недоросль”. Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.

Вариант 2

Простакова не понимает, что, общаясь с окружающими таким образом, она унижает в первую очередь себя, лишается человеческого достоинства и уважения. Фонвизин показывает, что тот образ жизни, который вело русское провинциальное дворянство благодаря, в том числе, и государственной политике, разрушительно, в корне неверно.

«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г‑жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан растет избалованным, невежественным, ленивым и эгоистичным увальнем, думающим лишь о собственных развлечениях. Он не привык трудиться ни умственно, ни, конечно, физически.

Да и учителя у недоросля под стать ему. Семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман — все они не имеют в настоящим знаниям никакого отношения. Эти псевдопреподаватели дают Митрофану убогие обрывочные знания, но и те он запомнить не в состоянии. Фонвизин рисует комичные картины обучения молодого Простакова, но за этим смехом стоит горькое негодование драматурга — такие недоросли будут определять будущее России!

В противовес такому воспитанию Фонвизин представляет свой идеал воспитания. Его основные постулаты мы находим в речах Стародума, который во многом является резонером самого автора. Стародум делится своим опытом, взглядами на жизнь с племянницей Софьей – и это преподносится в пьесе как еще один способ воспитания: передачи жизненно мудрости от старшего поколения к младшему.

Я думаю, что наставления Стародума легли на благодарную почву. Они, несомненно, дадут положительные результаты – Софья и Милон будут руководствоваться ими и воспитывать по ним своих детей.

Фонвизин считает, что только воспитание в духе просветительских идей может спасти положение. Носителями этих идей в комедии являются Стародум, Софья, Милон, Правдин.

Можно сказать, что на страницах своего произведения Фонвизин излагает собственную воспитательную программу, высмеивая при этом те пороки и недостатки русского дворянства, которые вызывают его презрение.

Вариант 3

Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет, и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).

Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.

Фонвизин значительную часть своей жизни провел при русском дворе, став свидетелем очень многих событий, увидев людей, носящих самые высокие титулы, но при этом никак им не соответствующих. Уже в то время Фонвизина интересовал человек: каким он может быть, каким чаще всего, к сожалению, становится и по каким причинам.

Таким образом, оба поколения второго лагеря героев, представленных в комедии, не получив когда-то должного воспитания, на момент разворачивающихся событий на эволюционной лестнице стоят ближе к животным, а не людям. Вся духовная жизнь, поиски человеком истины для них совершенно отсутствуют, поскольку в принципе внутренней жизни в них нет. Есть лишь какие-то биологические инстинкты. Это оказывается злом для них самих: самое важное в себе они давно и бесповоротно загубили. Но последствия усугубляются тем, что по своему происхождению они принадлежат к верху русского общества — дворянству, которое управляет Россией, у которого в подчинении оказывается весь русский народ; в комедии этот аспект проблемы раскрывается в отношениях Простаковых со своими крепостными. Трагедия заключается в том, что Митрофан ничем не отличается от своих родителей: но за такими, как он, остается русское будущее, что очень хорошо чувствовал и глубоко переживал Фонвизин.

Это интересно: Родители наставляют своих деток лишь на добрые дела. Им хочется гордиться сыновьями и дочерьми, они переживают за них и хотят им только лучшего. Родительское наставление содержит не только советы, но и запреты, и требования. Когда отец или мама по душам разговаривают со своими детьми, они должны понимать, что их слова будут звучать в душе каждого их ребёнка и тогда, когда они станут взрослыми, помогая им в трудной ситуации, ориентируя в сложных жизненных обстоятельствах.

Характеристика Митрофанушки из комедии недоросль

Описание характера

Митрофан Простаков не отличается выдающимися качествами характера. Фактически – это яркий пример необразованности (в любом ее понимании) и невоспитанности.

Чрезмерная опека со стороны родителей и вседозволенность стали причиной формирования сложного характера.

В свои 15 лет он все еще считается ребенком – родители многое прощают ему, мотивируя тем, что он ребенок и перерастет это.

Родители балуют сына – они считают, что взрослая жизнь полна сложностей, а потому необходимо обустроить период детства таким образом, чтобы он был наименее беззаботным.

В результате Митрофан растет изнеженным и избалованным. Однако сам же он не способен на добрые поступки или гуманность – юноша постоянно ругается с крестьянами и учителями, груб и жесток не только по отношению к ним, но и к своим родителям.

Не получая ни наказания за свои поступки, ни отпора он только больше убеждается в правильности своих действий и продолжает все больше ожесточаться.

Митрофан не интересуется ничем, кроме женитьбы.

Он не умеет находить красоту и эстетику в окружающем его мире – природе, искусстве. В некоторой мере он напоминает животное, которое руководствуется исключительно основными инстинктами.

Митрофан очень ленивый человек, ему нравится размеренная жизнь тунеядца и ябеды. Он не старается достичь чего-либо в жизни. Хотя при желании может развить себя. Стоит отметить, что в целом он сообразительный человек – Митрофан осознает, что он невероятно глупый, но не видит в этом проблемы – в мире полно глупых людей, поэтому он сможет себе найти достойную компанию.

Отношение к окружающим

История Митрофана Простакова – типичный рассказ о том, что бывает, когда человеком руководит мотив вседозволенности и безнаказанности с самого детства. Родители юноши охвачены чрезмерной любовью к своему сыну, что крайне губительно для него и как для личности, и как для единицы межличностных отношений, социальной коммуникации.

Родители Митрофана не придавали значение особенностям взаимодействия сына с социумом, не вносили коррективы и не исправляли ошибок сына, возникшие в общении с другими людьми, что в результате вылилось в крайне неблагоприятную картину.

В сознании Митрофана общение с человеком начинается с определения его положения в социуме – если это значимый, важный человек (аристократ), то юноша пытается соответствовать минимальным этикетным нормам, что правда и это ему дается с трудом. С простым же человеком Митрофан и вовсе не церемонится.

Пренебрежительное, грубое отношение Митрофана к учителям – обычное дело. Родители, вновь-таки, не препятствуют сыну, и поэтому ситуация перерастает уже в плоскость межличностных отношений в целом. Митрофану позволяют грубить другим людям (в основном это люди, находящиеся ниже по социальному статусу, либо те, кто не в силе дать отпор), в то время как преподаватели и воспитатели вынуждены следовать правилам этикета и учтиво обращаться со своим воспитанником.

Отношение к обучению

В то время как основная масса аристократии пыталась дать наилучшее образование своим детям, в надежде на то, что это позволит их чадам стать успешными в жизни, родители Митрофана учат своего ребенка, потому, что не учить нельзя – выданный указ Петром І обязывает всех аристократов обучать своих детей арифметике, грамматике и Божьему слову.

Образ Митрофана Простакова для современного читателя кажется не вполне типичным – в большинстве случаев история и литература предоставляет образы образованных, хотя и не всегда целеустремленных аристократов. Образ Простакова кажется из ряда вон выходящим, однако, если поразмыслить, то можно прийти к итогу, что это не так. Этот факт подтверждается историческими документами (указ Петра І об обязательном образовании дворян) – если бы ситуация с необразованностью была бы не распространенной, то вряд ли она нашла свое отображение в официальных документах.

Родители Митрофана не являются образованными людьми – их знания базируются на жизненном опыте, в целом они не видят смысла в образовании и считают науку вынужденной мерой, данью моде. Такой настрой родителей, в частности матери, спровоцировал ощущение ненужности образования в глазах Митрофана.

Подобный настрой повлек за собой еще одну проблему – бурное негативное отношение и к самому процессу обучения, и к преподавателям.

За четыре года обучения грамоте Митрофан все также читает по слогам, прочтение новых текстов для него все еще представляется не решаемой задачей, да и с уже знакомыми дело предстоит не намного лучше – Митрофан постоянно делает ошибки.

С арифметикой дела тоже не выглядят оптимистично – за несколько лет обучения Митрофан освоил только счет до трех.

Единственное где преуспел Митрофан – французский. Его учитель, немец Вральман, довольно лестно отзывается о своем ученике, но в этом случае дело обстоит не в исключительной предрасположенности Митрофана к изучению языков, а в умении Вральмана обманывать – Адам Адамович не только удачно скрывает истинное положение уровня знаний своего ученика, но еще и обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя – Вральман сам не знает французского, но, пользуясь глупостью Простаковых, удачно создает видимость.

Таким образом, Митрофан Простаков представляет собой человека с ничтожной душой, мелочными желаниями, ограничивающимися плотским, животным удовлетворением своих потребностей, который достиг предела в своем моральном и духовном развитии. Парадоксально, но имея возможности, Митрофан не стремится реализовать свой потенциал, а, наоборот, прожигает свою жизнь впустую. Он находит определенную прелесть в лентяйничестве и тунеядстве и не считает это изъяном.

Вариант 1

Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.

Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына неправильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

Вариант 2

Через речи Правдина и Стародума Фонвизин озвучил свои собственные идеи и размышления: главное – иметь доброе сердце и чистую душу, и гораздо более ценным подарком, который можно оставить своему ребенку, является достойное воспитание, хорошее образование и тяга к знаниям, а не большое наследство. Комедия Фонвизина актуальна и по сей день, так как в ней раскрыты все последствия небрежного отношения к воспитанию молодого поколения.

Вариант 3

Безусловно, огромное влияние на героя оказывает мать — госпожа Простакова. Она целиком и полностью растворилась в своем сыне и воспитывает его так, как может — лепит по своему образу и подобию.

Образы Стародума, Милона, Софьи и Правдина противопоставлены невежественному семейству Простаковых. Эти герои олицетворяют будущее общества, страны.

F

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

В комедии Фонвизина все герои любят. Но кого и за что, каковы их цели в жизни вообще?

Очень любит своего сына Простакова. Её любовь безгранична, даже безумна. Ради своего Митрофанушки она готова на всё, любые средства для неё хороши. Ей ничего не стоит изменить своего отношения к Софье. Ей не стыдно за своё прежнее поведение, унижение Софьи. Как только Простакова узнала о богатстве Софьи, она и говорить с ней стала ласково, так как хочет женить сына на этой девушке. И неважно, что ведь сначала женихом был её брат –Скотинин. Сынок дороже. Слепая любовь, потакание любому желанию сына привели к тому, что Митрофан вырос жестоким и безжалостным человеком.

По-настоящему любить могут только порядочные, нравственно чистые люди. Ведь любовь — это желание сделать счастливым другого человека, это уважение, взаимопонимание . Есть ли это в семье Простаковых? Конечно, нет.

В пьесе есть два любящих сердца: Милон и Софья. Они пронесли свою любовь, несмотря на трудности, остались верны ей. Они искренне любят друг друга. И счастливый конец комедии, соединении двух судеб этих героев – пример тому, как надо любить, что главное в любви. Любовь и деньги, любовь и эгоизм — это совершенно несовместимые понятия.

В комедии на первый взгляд есть семья- семья Простаковой. У неё есть муж, сын, есть брат. Но настоящей семьи-то и нет. Безразличные, даже враждебные отношения Простаковой и её мужа, отсутствие взаимопонимания между сыном и матерью. Какое семейное воспитание мог получить здесь Митрофан, в атмосфере ненависти, грубости и хамства, унижения человеческого достоинства? Ценности , которые являются главными в семье Простаковых, связаны с деньгами, богатством, положением, там, где нет нравственной опоры- нет и семьи.

Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь. Выбор этот зависит от его воспитания, нравственных принципов, большое влияние оказывают люди, окружающие человека.

Герои комедии Фонвизина Д.И. живут в крепостнической России, когда до отмены крепостного права ещё так много десятилетий. Поэтому и характеры власть имущих определяются во многом именно этим. Они живут в то время, когда деньги, власть, богатство могут очень многое. Они считают себя хозяевами жизни, которым всё позволено. Ведь закон стоит на их стороне. Поэтому так груба с крепостными Простакова – они для неё не люди, не личности, а просто т часть имущества, с которым она может распоряжаться так, как ей захочется. Поэтому так безропотны её слуги.

В это же время, в ту же историческую эпоху живут другие герои пьесы — Милон, Софья, Правдин, Стародум. Но они живут по законам нравственности, справедливости. И только это даёт им возможность быть счастливыми. А ещё они могут любить — а этот великий дар дан не каждому.

Пьеса учит не терять время, прожить каждый день интересно, с пользой, чтобы людям, живущим с вами, были радостно и счастливо, не забывать о долге гражданина перед своим народом, Отечеством. В любое время, в любую эпоху можно прожить достойно.

Классические произведения имеют одну очень важную особенность: в какое бы время они ни писались, каким бы ни было государство, власть в нём, — эти произведения интересны людям последующих поколений. Почему так происходит? Да потому, что пишут в них авторы о вечном, о непреходящих ценностях, о смысле жизни людей любого времени, любой эпохи.

Проблемы и темы комедии, интересные современным читателям:

  • проблема воспитания, какие нравственные качества необходимо воспитывать в ребёнке
  • проблема основ семьи, что делает её крепкой и устойчивой
  • проблема взаимоотношений между людьми, что должно лежать в их основ
  • пагубная власть денег, богатства, влияние на нравственную деградацию личности
  • великая сила любви, способной всё преодолеть на своём пути
  • проблема смысла жизни, чему нужно посвятить себя, свою деятельность, какой путь избрать.

Как видим, всё нам интересно, над всеми вопросами в тот или иной период жизни человек задумывается. Значит, и комедия современна, словно написана для века нашего.

Чтение книг – это работа ума и сердца, это сопереживание героям, оценка их поступков, что постепенно приводит к пониманию, каким надо быть на этой земле. Поэтому книга- это настоящий друг, советчик. Многое можно понять в жизни, во многом разобраться, в первую очередь, в себе, читая книги.

Читайте также: