Сочинение манилов и коробочка

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

К чему сводится сюжет? Главный герой поэмы – Чичиков – поставил перед собой цель скупить как можно больше мёртвых душ. Он собирается их в дальнейшем заложить в Опекунский совет как живые и получить за то крупную сумму денег. Чтобы совершить эту аферу, Чичиков знакомится с помещиками, а затем навещает их в их имениях. Чичиков совершает путешествие по русской земле, по дворянским усадьбам. Это путешествие героя и позволяет автору поэмы представить читателю помещиков, чиновников, людей иных сословий, позволяет обрисовать их, воссоздать целую галерею типов современной действительности.

После описания имения и дома Гоголь представляет читателю самого героя. Обстановка его жизни, его вещи уже как бы предуведомили нас: уже по ним мы догадались, каким должен быть герой.

Манилов живёт как будто бы вне жизни. Он постоянно витает в мечтах, заоблачных высях. Его можно было бы назвать мечтателем, если бы был хоть какой-нибудь смысл в его мечтах. За его словами, за делами, за мечтаниями – пустота. Очень приятный и очень обходительный на первый взгляд человек оказывается на поверку пустым человеком, живущим пустой жизнью. Это особенно опасно потому, что Манилов – помещик, он владелец живых душ, владелец крестьян.

После Манилова, заблудившись в пути, Чичиков попадает в глухую деревню, которая принадлежит помещице Коробочке.

Гоголь потому и останавливается так долго на этой детали (а потом снова к ней возвращается и напоминает о ней читателю), что деталь оказывается ёмкой и значимой. Это охрипшие стенные часы, которые всякий раз неожиданно нарушают тишину дома, дают ощущение опустелости дома, ощущение глухой удалённости от живой жизни. Без этого ощущения трудно понять характер Коробочки.

По мере того как Гоголь развёртывает картину, она становится всё грустнее. Хозяйственность Коробочки оказывается единственной её добродетелью.

В одном отношении Коробочка очень похожа на Манилова: она, как и Манилов, заставляет читателя горько подумать о человеке и о том общественном порядке, в котором возможно бывают Маниловы и Коробочки.

Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. “На взгляд он был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару: в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами”. Раньше он “служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером”.

Живя в поместье, он “иногда приезжает в город… чтобы увидеться с образованными людьми”.

обитателей города и поместий он кажется “весьма обходительным и учтивым помещиком”, на котором лежит какой-то отпечаток “полупросвещенной” среды. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая об его отношении к хозяйству и времяпрепровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчемность этого “существования”.

Немудрено, что у такого “хозяина” “довольно пусто в кладовой”, приказчик и ключница – воры, слуги -“нечистоплотны и пьяницы”, а “вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное

Жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же 14-й странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными “прожектами” , вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.

Вместо настоящего чувства у Манилова “приятная улыбка”, притворная любезность и выспренная фраза; вместо мыслей – какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты его “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мелкая помещица – владелица восьмидесяти душ крепостных.

В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. У нее “хорошая деревенька”, “двор полон всякой птицы”, имеются “просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем”, есть “яблони и другие фруктовые деревья”. Имена крестьян своих она знала “почти все наизусть”.

Но умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает ее тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится “продешевить” при продаже.

Все “новое и небывалое” пугает ее. “Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Указывая на типичность образа Коробочки, Гоголь говорит, что таких Коробочек можно встретить и в среде столичных аристократов.

Образы Манилова и Коробочки представлены автором один за другим, поэтому и напрашивается их сравнение. В сравнительной характеристике Манилова и Коробочки отмечено, что есть общего между этими персонажами и в чём различие их образов.

Портрет: особенности внешности и манеры общения

Усадьба


Манилов и Коробочка получили свои имения по наследству. Манилов с семьёй проживает в деревне Маниловке, в доме, стоящем на горе, открытой всем ветрам, и в этом уже чувствуется мотив какой-то неустроенности, отсутствие уюта. Невзрачные крестьянские избы стоят и у подошвы горы, и по её скату. Выглядят они бесприютно, около них нет ни одного деревца.

Усадьба Коробочки выглядит уютной из-за того, что в ней видна хозяйственность и домовитость её хозяйки. У помещицы домик небольшой, перед ним находится дворик с множеством домашней птицы, дальше видны огороды, на которых кроме овощей растут и фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от птиц, да ещё поставлены чучела. За огородами расположена большая деревня с добротными избами, стоящими врассыпную.

Гоголь показал и предметный мир, окружающий Манилова и Коробочку, и в нём нашло отражение характеров этих персонажей. Например, бесхозяйственность и претенциозность Манилова показывает то, что рядом с красивым бронзовым подсвечником примостился медный подсвечник, старый и кривой.

Хозяйственность, аккуратность и бережливость Коробочки проглядывают в мелочах быта, окружающих её: обои в комнате старенькие, небольшие зеркала старинные, и за каждым из них заложены различные нужные мелкие вещи.

Образ жизни


Общее между Маниловым и Коробочкой является то, что они свои имения получили в наследство, а различие их в том, что этим наследством они распоряжаются по-разному.

Характер

У Манилова и Коробочки нет почти ни одной общей черты характера. Пожалуй, общее между ними только то, что оба эти персонажа поэмы Гоголя бездуховны, у них нет духовных запросов. и то, что они радушно встретили Чичикова. Перечисление других качеств их личности показывает различие образов этих героев.

Черты характера Манилова:

  • Мечтательность (это неплохое качество, но оно заменило герою реальную жизнь).
  • Бесхозяйственность.
  • Любовь к праздности, безделью.

Характерные черты Коробочки:

Сравнительная характеристика Манилова и Коробочки (таблица)

Вывод

Чичиков и Манилов

Чичиков и Коробочка

Читатель замечает некоторое сходство главного героя с Коробочкой. Так, у героини все вещи в комоде разложены по местам: мешочки, шкатулки, тряпочки. Тот же порядок мы наблюдаем в вещах Чичикова.

Кроме того, среди вещей Коробочки можно увидеть мало кому нужные верёвочки. Предметы в шкатулке Чичикова уложены подобно вещам героини. Вещи героев указывают на их мелочную, бережливую и корыстную натуру. Герои отличаются своей страстью к наживе и умением подстроиться под других.

Как и Коробочка, Чичиков склонен прибедняться и торговаться. Он ни за что не выдаст, сколько у него денег на самом деле, как и Коробочка.

Чичиков и Ноздрев

Ноздрев, как и Чичиков, стремится со всеми поддерживать выгодные знакомства. Он охотно прислушивается к сплетням и сам создает их. Оба героя превосходно лгут.

Читатель может заметить невероятную ловкость в движениях Чичикова. Так, он умело кланяется налево и направо. Герой опасается того, что упустит кого-то из виду. Также поступает активный и даже вертлявый Ноздрев.

Оба персонажа желают всеми силами показать себя значительно богаче, чем они являются на самом деле, когда им это выгодно. Герои способны продать абсолютно все, что вздумают купить. Они отличаются продажной натурой, для них ничего не представляет большой ценности. Как и Чичиков, Ноздрев предпочитает легкие деньги, заработанные быстро и нечестно. Труд ему чужд.

Чичиков и Собакевич

Собакевич был единственным помещиком, который сразу понял суть аферы Чичикова. Но он не погнушался участвовать в ней, несмотря на то, что всех вокруг осуждал за подлость. Он даже сам обманул Чичикова, продав ему женщину-крепостную по цене мужчины. Это говорит о проницательности и хитрости Собакевича. Как и Чичиков, он знает счет деньгам и имеет с ними обходиться. При этом он жаден и беспринципен, а значит, способен на любую аферу.

Чичиков и Плюшкин

Можно утверждать, что, описывая поведение и характеры своих персонажей, Николай Васильевич отобразил общественные пороки. Их вобрал в себя образ главного героя Чичикова. Павел Иванович стал представителем нового поколения людей — алчных и беспринципных дельцов, охотников за состояниями. Но эти новые люди не лучше старых — именно это хотел сказать автор.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 18.07.2021

Сочинение: Сравнительная характеристика Веры и Николая Алмазовых (+ таблица с цитатами)

Автор: Самый Зелёный · Published 04.12.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 13.05.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: