Сочинение тема пошлости в рассказе ионыч

Обновлено: 28.06.2024

Чехов является общепризнанным мастером короткого рассказа. Основной его творческий прием – максимальная концентрация информации в относительно малом объеме текста, отсюда такое внимание к деталям, отсюда способность сделать символической самую обычную житейскую историю.

В произведениях Чехова почти никогда нет сюжета как такового – или он не столь важен, а чаще всего идет рассказ об одном происшествии, или сразу о том, что в простом сюжете не изложишь – о целой человеческой жизни.

Как раз одним из таких рассказов является

Собственно, с описания среды это произведение и начинается. Это губернский город С. и семья Туркиных, “самая талантливая и образованная в городе”. Иван Петрович Туркин, которого иначе как “массовиком-затейником” не назовешь. Вера Иосифовна пишет романы, которые всегда начинаются с одной и той же фразы – “Мороз крепчал”. “Мороз”, как известно, впоследствии был заменен на “маразм”, в таком виде фраза до сих пор гуляет в народе. Дочь регулярно терзает рояль. А еще – неизменный запах жареного лука.

Если эта семья наиболее талантлива, то о других и говорить не приходится. Кстати, само понятие “пошлости” было введено в русскую литературу именно Чеховым. (Интересная деталь: в других европейских языках вообще нет слова, адекватного этому понятию.)

Итак, среда в городе С. непоправимо пошлая. Пошлость здесь не просто “грубая безвкусица”, по словарному определению, а стиль жизни.

Но для того, чтобы говорить о противостоянии личности и среды, как минимум, должна появиться соответствующая личность. И личность появляется – это земский врач Дмитрий Ионович Старцев, “интеллигентный человек”, водящий знакомство с семьей Туркиных.

Он многое видит – и плохую игру Котика, и глупость Ивана Петровича, и напрасные потуги Веры Иосифовны, Ему принадлежит прекрасная фраза: “Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого”.

Но парадокс состоит в том, что Старцев точно так же пошл, как и Туркины, только пошл по-другому. Он смотрит на окружающее достаточно трезво, но никак не противостоит ему, а принимает его с самого начала.

Игра Котика ужасна, но ее приятно слушать, романы Веры Иосифовны глупы, но после них в “голову идут хорошие, покойные мысли”. Обыватели и их разговоры раздражают Старцева, но он регулярно появляется на различных семейных праздниках и играет в винт, уклоняясь “от таких развлечений, как театр и концерты”.

Его мысли постоянно съезжают с возвышенного на пошлость. На кладбище он, как и всякий обыватель, размышляет об ужасе смерти, о телах прекрасных девушек, зарытых в землю, а потом со вздохом облегчения садится в коляску и сетует на свою полноту.

Старцев до конца жизни сохраняет позу человека, стоящего над средой. Он это делает, вероятно, из тщеславия. Он любит внушать философские идеи либеральным обывателям, но истинное наслаждение доставляет ему лишь накопление денег.

С каждым годом позу сохранять все труднее. И Ионыч, как его теперь все зовут, становится просто странноватым, раздражительным и одиноким стариком. Он меняется и внешне – становится ожиревшим и уродливым.

Трагедия Старцева состоит в том, что сам-то он искренне верит в то, что стоит над средой. Это мешает ему найти нравственную опору вне ее, так как этого “вне” просто не существует. Но и слиться со средой до конца он тоже не может, отсюда – постоянное ощущение дискомфорта.

Он несчастен, так как слишком силен, чтобы успокоиться в пошлом существовании, и слишком слаб, чтобы действительно противопоставить себя обществу. Он – олицетворение пошлости и одновременно ее жертва…

В рассказе Чехова “Ионыч” писатель обращается к теме интеллигенции. Эта тема широко обсуждалась литературной общественностью. Критике подвергались пошлость, отсутствие общественных запросов, сосредоточенность па сфере быта, равнодушие к социальным проблемам. Эти пороки русской интеллигенции нашли свое художественное воплощение в заглавном персонаже чеховского рассказа.

В его основу положена судьба молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева – история жизни человека, который незаметно для себя уходит в своей духовной

жизни от высоких идеалов, общезначимых проблем и замыкается в маленьком мире наживы и комфорта. Писатель представляет метаморфозу, произошедшую с доктором Старцевым, как историю гибели души человеческой.
Начинается рассказ с того, что герой приезжает работать в небольшой уездный городок. Работа у пего тяжелая, ее много, круг общения практически отсутствует. Когда героя знакомят с семьей Туркиных, он с удовольствием 0отправляется к ним с визитом.

Старцев ощущает, что Туркины – хорошие люди, но с каким-то изъяном, с фальшью. Отец семейства без устали демонстрирует провинциальное остроумие, мать театрально

кокетничает и читает вслух романы собственного сочинения, выказывая дурной литературный вкус и отсутствие художественного дарования. Дочь играет па рояле, поражая гостей быстротой и громкостью исполнения пассажей. Ни гости, ни хозяева не ощущают, что семья заражена пошлостью как неизлечимой болезнью.

Ее заботит не чувство молодого человека, который вполне мог бы стать ей достойной парой, а стремление продемонстрировать остроумие (по своему уровню сопоставимое с остроумием Туркиных-старших). Она назначает Старцеву свидание па кладбище, куда влюбленный юноша послушно приезжает. Здесь, ожидая Катю, он переживает минуты духовного подъема, которые в его жизни никогда больше не повторятся.

Соседство со смертью и любовное волнение пробуждают воображение героя, оп чувствует, что его души коснулись некие невыразимые истины. Екатерина так и не приходит, и в памяти Старцева остается лишь досада по поводу “хлопот” – даром потраченного времени.
Любовь Старцева была опошлена глупенькой шуткой, а затем отвергнута. Екатерина Ивановна отказала Старцеву, сказав, что она любит искусство и семейная жизнь не для нее. Ложные ценности, внушенные девушке в семье, отодвинули для нее на задний план ценности подлинные. Пошлость – этот злой дух, поразивший семью Туркиных, – лишил и Екатерину Ивановну, и Старцева возможности любви, семейного счастья.

Старцев, получив отказ, поначалу переживал. Но потом он постепенно успокоился и зажил по-прежнему. Со временем Екатерина Ивановна уходит из его духовного мира, по вместо псе появиться некому. Его раздражают люди, окружающие его, “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”, удручает их тупая и злая философия.

Старцев одинок, поскольку так и не смог внутренне “породниться” с духовным миром Туркиных и им подобных. Обыватели начинают презирать Старцева, называя его “поляком надутым”, а тот перестает радоваться жизни, не стремится ни к чему, кроме денег.
Через несколько лет Екатерина Ивановна возвращается в город и ищет встречи со Старцевым. Живя вне родительской семьи, она очень изменилась, стала проще, искреннее, разумнее. Теперь она здраво оценивает свои способности, по зато идеализирует Старцева, полагая, что тот, будучи земским врачом, занимается настоящим, благородным делом.

Однако изменился и Старцев. Его душа уже не способна к любви, “огонек” в его сердце ненадолго вспыхивает, но при мысли о деньгах быстро гаснет.
С течением времени Старцев окончательно превращается в “Ионыча” – человека с тяжелым, раздражительным характером, сосредоточившим все свои устремления на деньгах. Прошлое умерло для него, духовная жизнь его закончена. Отгородившись от интеллектуальной убогости обывательского мирка, Старцев не заметил, что сам стал воплощением пошлости и мещанства, превратился в олицетворение духовного провинциализма.

Пошлость и обывательщина- это сквозные мотивы в творчестве А.П. Чехова. Автор создает модель конфликтной ситуации, когда его персонажи прикрывают пошлость интеллигентным поведением.

Чехов создает образы героев, у которых отсутствуют нравственные стремления в жизни- они живут в "духовном застое". Их кредо заключается в "спокойном существовании", так как они не развиваются и покоряются стечениям времени.

Мотив пошлости ярко прослеживается в рассказе "Ионыч".

Еще в начале произведения Дмитрию Старцеву посоветовали познакомиться с Туркиными : " И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую". Однако они лишь казались интеллигентными: отец Иван Петрович не смешно шутил одно и то же, мать Вера Иосифовна писала романы о том, чего не было в жизни, а дочь Екатерина Ивановна играла на фортепиано как будто камни сыпались с горы. Эти детали указывают на прикрытую интеллигенцией пошлость, а сам образ семьи Туркиных символизирует весь город С. Финал рассказа состоит из повторного описания семьи без изменений. Кольцевая композиция также подчеркивает застой не только у самих Туркиных, но и у всех жителей города. Прошел довольно большой период времени, но жизнь людей осталась такой же однообразной. Единственной ценностью является спокойное существование- люди не пытаются преодолеть рутину, а подчиняются ей.

В этом же рассказе еще одной главенствующей проблемой является обывательщина. Молодой и начинающий врач Старцев поддался течению обычной и серой жизни в городе С. и превратился в Ионыча. Сначала он помогал каждому, а спустя время стал лечить только самых обеспеченных. Важной деталью является тот факт, что главный герой по началу ходил пешком, а потом начал разъезжать на коляске. Именно в этому произошли внешние изменения : он ожирел и передвигался только с отдышкой. Старцев деградировал не только физически, но и духовно под влиянием необразованных окружающих. Заглавие рассказа указывает на то, что главный герой стал таким же обывателем, как и все жители: Ионыч - это местное прозвище.

Рассказ "Крыжовник" является ярким примером пошлой жизни. Николай Иванович всю жизнь посвятил накоплению денег, чтобы потом купить себе участок и посадить на нем крыжовник. Единственной ценностью для него стал выращенный кислый крыжовник. Для него не существует понятий морали. Такие материальные ценности, как деньги и крыжовник, заменили настоящую жизнь. В финале перед читателями предстает герой, утративший всю нравственность, так как его пошлая мечта осуществилась.

В рассказе "О любви" Чехов также выделяет тему обывательской жизни. Алехин и Анна Алексеевна свыклись даже с сложившимися обстоятельствами, которые их не устраивают. Главные герои боятся менять свою жизнь ради собственного счастья: они не готовы принять перемены из-за страха. Так, сквозным мотивом рассказа становится мотив нереализованности. Об этом свидетельствует эпизод в финале, когда Алехин навсегда прощается с Анной Алексеевной, несмотря на взаимные чувства между ними. Важной деталью является то, что оба героя плакали в поезде. Так, автор подчеркивает их искренность и печальную ноту финала всего рассказа.

Подводя итоги, стоит сказать, что творчество Чехова посвящено тематике беспросветного будущего, которая сопровождается сквозными мотивами пошлости, обывательщины и мещанства. Персонажи рассказов боятся совершать поступки, и ими управляет страх перед проявлением жизни. Они спокойно существуют, но никак не живут по-настоящему.Так писатель закладывает важную идею для общества - такой обыватель, который смиряется под действием внешних обстоятельств, живет в каждом человеке. Они спокойно существуют, но никак не живут по-настоящему.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Главная тема рассказа о пошлости жизни и её разрушительное действия
по отношению к человеку.
Тема влиянии общества на отдельно взятую личность.
Тема деградация личности, жизнь и быт городских жителей.
"Ионыч"-это история деградации личности.
Автор описывает болезнь общества на примере молодого доктора
Старцева.
Прослеживая влияние среды на человека, писатель
показывает постепенное превращение доктора Старцева в
Ионыча - молодого врача, подающего надежды, в обывателя.

С человеком, ограничившим свои потребности только
достижением материальных благ, происходит процесс
постепенного обнищания души, ослабления воли, потери жизненной
позиции и здоровой человеческой активности.
Просто быть сытым - этого человеку мало для счастья.
Должна же быть какая‑то высшая цель.
Человек должен оправдывать свое предназначение,
а не бесцельно прозябать, пеняя на окружающий мир.
Не "среда заела", говоритписатель, а человек не пытается
бороться с ее влиянием!

Если человеку дано больше, чем другим, а он сам себя утопил и
стал похожим на обывателя, то это духовная смерть.
Ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги,
неизвестно зачем, быть "живым трупом".
Накопительство разрушает личность, если нет внутреннего
противоядия, если нет большой жизненной силы, цели жизни.
Старцев мало сопротивлялся, любовь его к Туркиной тоже
была мала, уже тогда он в уме подсчитывал деньги, которые
получит, если женится на ней.
Мужики, и больница уже не интересуют Старцева, он растерял
все свои идеалы, пошлость захлестнула его.
Герой ненавидит и презирает жизнь окружающих его обывателей,
но это не мешает ему и самому умножить их число.
Вот и вся история превращения молодого доктора Дмитрия Старцева
в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь только
Ионычем.

"-Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь-сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?" А. П. Чехов"Ионыч"


План

Одной из ведущих тем в творчестве А. П. Чехова было беспощадное обличение мещанства и пошлости. Это нельзя объяснить простым стремлением понравиться читающей публике. Писатель и в жизни неустанно боролся с этими негативными чертами, присущими русскому обществу.

Прирожденная чеховская скромность и порядочность дали основание Бунину назвать писателя в воспоминаниях "аристократом духа". Сын обычного лавочника на протяжении всей своей жизни каплю за каплей выдавливал из себя мещанство и старался научить этому читателей. Писатель утверждал: "Нет ничего пошлее мещанской жизни. "

А вот одно из ключевых заявлений А. П. Чехова: "Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах. Фарисейство, тупоумие и произвол царят. в науке, в литературе, среди молодежи. ".

Главными героями рассказов Чехова были самые обыкновенные "маленькие" люди. Взятые отдельно, они не представляют собой ничего плохого, многие чрезвычайно милы и доброжелательны. Но в совокупности они составляют особое сословие, напоминающее стоячее болото, в котором никогда не возникнет ничего хорошего. Помимо личных качеств, у мещан появляются особые черты и манера поведения. Самыми опасными становятся чрезмерное себялюбие и самомнение, рабское преклонение перед богатством и властью, невнимание к чужому горю и страданиям.

В целом мещане отличаются невероятным равнодушием и полным отсутствием каких-либо духовных устремлений. Мещанские качества Чехов находит среди самых разнообразных представителей общества. В рассказе "Трагик" он разоблачает якобы культурный образ жизни провинциальных актеров. Мечтательная Маша слишком поздно понимает, что реальная театральная жизнь ничем не отличается от обычной, и терпит побои и унижения от мужа-трагика.

Фельдшер в рассказе "Хирургия" предстает сначала полубогом для дьячка. Но оказывается, что все его знания заключаются в умении разговаривать на медицинские темы. Простое удаление зуба становится для него непосильной задачей. В финале "хирург" произносит фразу, точно выражающую его понимание клятвы Гиппократа: "Ништо тебе, не околеешь!". Очень яркий образ мелкого чиновника описан в рассказе "Мелюзга". Фамилия человека полностью соответствует образу - Невыразимов. Главный герой ненавидит своего начальника, но вынужден обращаться к нему с грубой лестью и угодливостью. Невыразимов осознает свое ничтожество, но не может от него избавиться. Только убив таракана, он почувствовал себя легче, так как нашел существо, над которым обладал безграничной властью.

Неотъемлемым качеством "маленьких" людей Чехов считал пошлость, которой пронизаны все их мысли и поступки. Пошлость необязательно выражается в грубых и резких словах и выражениях. Опаснее всего, когда она принимает форму безнравственного поведения, скрываясь за любезностью и почтительностью. Обер-кондуктор Подтягин доводит пассажира до изнеможения своими бессмысленными обращениями (рассказ "Ну, публика!"). Он уверен, что действует строго по форме, поэтому не понимает, в чем его вина.

В рассказе "В Париж!" секретарь Грязнов и учитель Лампадкин были внезапно охвачены благородным порывом - хоть раз в жизни посмотреть на настоящую "цивилизацию". Торжественно обставленная поездка закончилась самым пошлым образом на ближайшей станции: "рюмку за рюмкой. все до копейки!". С пошлым и грубым миром взрослых сталкивается маленький мальчик в рассказе "Гриша". В отсутствии родителей нянька своеобразно воспитывает ребенка: кричит на него, приводит на попойку, дает попробовать водки.

Чехова часто обвиняли в том, что он описывал самых обыкновенных людей и их поступки, что якобы не представляло никакой художественной ценности. Объяснение содержится в самом упреке. Мещанство и пошлость настолько вросли в нашу жизнь, что не воспринимаются в качестве негативного явления. Чехов заострял на этом внимание. Только наглядное реалистическое изображение и критика способны разрешить проблему и побудить человека уничтожить в себе мещанина.

Читайте также: