Однажды мама зайчиха рассказала своим деткам вот такую историю сочинение
Обновлено: 30.06.2024
Напиши небольшое сочинение на тему ,, что сказала мама". Расскажи какую-нибудь историю из своей жизни: как ты чем-то порадовал маму или, наоборот, огорчил. Начинаться может так:
однажды со мной произошло вот что.
а закончить свой рассказ нужно предложением с прямой речью - словами мамы. Вы можете написать что произошло в вашей жизни.
Однажды мама отправила меня в магазин за хлебом. Денег было немного, как раз на половинку белого и кирпичик бородинского. Я спросила :"Мама, можно я возьму с собою Лену и Марину ?"( Лена и Марина были мои лучшие подружки мы везде бегали вместе). "Конечно, сказала мама, - вместе и быстрей, и веселей". Мы помчались с девчонками в магазин, но того хлеба, что говорила мама. не было. Я растерялась. а продавец сказал :"Не беда. бери другой, вот батон свежий привезли, видишь, как хорошо его разбирают". Но я почему-то решила, что мама будет ругать меня за такую замену и мы ушли из магазина. Другого магазина рядом с домом не было, а дальше нам ходить без взрослых не разрешали. Я стояла на пороге магазина с монетками, зажатыми в кулаке, и вдруг меня осенила радостная мысль: а что, если так все случилось и я сэкономила деньги, то почему бы мне не угостить подруг мороженым. Я крикнула: "Девчонки, кто хочет мороженого? "Хотели обе, но рассудительная Лена сказала: "Ведь надо спросить разрешение у мамы? " "А зачем? - сказала я. - Деньги-то все равно остались. Значит, они- лишние". Мы свернули к лотку с мороженым . выбрали себе три сливочных мороженых в стаканчике и веселые вернулись во двор. Ребята посматривали на нас с легкой завистью. Когда мороженое было доедено, я поднялась домой, чтоб отчитаться о покупках. Мама внимательно выслушала, тяжело вздохнула и сказала: "А ведь это были - последние деньги на сегодня. А зарплата только послезавтра. Я не буду тебя ругать за поступок. Ты хотела устроить друзьям праздник. Это - хорошо. Только. пожалуйста. в следующий раз спрашивай разрешения у того. кто дал тебе деньги Ведь они - не твои. они -семейные.. А наша семья, что ж поделать, пару дней проживет без хлеба". И она опять вздохнула. Я вышла на улицу и почему-то начала реветь. Елена Павловна, наша соседка, села рядом на лавочку, тихонько узнала причину моих слез, и ничего не стала говорить. А вечером она принесла нам кусок каравая. испеченного ее собственными руками. ОН источал теплый волшебный аромат и просто звал к столу. От такого дара не откажешься. Хлеб был вкусный. А урок был на всю жизнь ( история, между прочим, непридуманная)
Однажды со мной произошло вот, что я провела весь день дома сидя на диване, даже не вспоминая о том, что мама попросила меня прибраться к ее приходу. она обещала позвонить когда будет ехать с работы домой, и я сокойносидела и смотрела любимые фильмы. Когда я опомнилась и наконец-то отрвалась от телевизора я услышала, что звонит телефон. можно было сразу понять, что звонила мама, естественно я взяла трубку и сказала маме, что я уже давно все сделала. Как вы поняли я подскачила и начала вытирать пыль с маминого камода с парфимерией. и тут одно не осторожное движение привело к тому, что я случайно разбила флакон с ее любимыми духами, я поняла, что мама будет ругать, мне ничего не оставалось кроме того, что признаться ее во всем после ее прихода. когда она пришла я сразу рассказала ей все. Она посмо
Юлия Остроухова Ученик (111) трела на меня, вытирая слезы с моего лица и сказала: "Котенок, мой не плачь! Только по обещай мне, что теперь ты будешь делать то, чтоя прошу тебя и никогда не будешь меня обманывать!" На этих словах мама крепко обняла меня и поцеловала и мы пошли пить чай.
Однажды я пришел со школы очень уставший, и совсем
забыл, какую работу мне сказала выполнить мама уходя на свою
смену. Я лег спать, когда я проснулся мне захотелось после этого
посмотреть фильм. я включил компьютер и нашел очень интересный фильм,
смотря его я даже не заметил как пролетело время, уже поздно ночью я
вспомнил про уроки, и про работу. я знал, что я обещал выполнить всю
работу матери, и я так же помнил, что я обязательно должен выучить
стихотворение, написать лабораторную по физике, и написать сочинение по
английскому, иначе получу двойку. Передо мной стояла трудное решение. я
выполнил все предметы и начал учить стих, и уснул за ним.. .Неожиданно
для меня, очень рано утром я проснулся и вспомнил про работу который мне
давала мама, я очень быстро встал, и начал ее выполнять. Я успел
все. В школе я получил очень хорошие отметки, а когда вернулся домой
меня ждал очень вкусный обед, мама накормила меня, обняла меня и
сказала:
-Как, я рада что у меня есть такой сыночек, я даже не ожидала, что ты все сделаешь!! !
Я сидела за компьютером играла и вдруг мама сказала сходи в магазин и купи сметаны я пошла и взела с собой Леру лучшею подругу и мы пошли потом мы пришли и начили играть в пиратскую империю она выгрола и нам мама сказала что Лере пора дамой и она пошла я её провадила
Как-то раз, когда я пришла со школы уставшая, дома была мама и она мне сказала: Даша вымой пожалуйста, полы и пропылесось всю квартиру. Я сказала: Хорошо! И улыбнулась. Я вымола полы и мне оставалось только пропылесосить пол. Вдруг я посмотрела на время и вспомнила: у меня же сегодня английский язык (или другой кружок)! Я быстро собралась и побежала чтобы не опоздать, но всё-таки опоздала. Двойку мне не поставили. Когда мой кружок кончился, я пришла домой и села за уроки. Когда я сделала уроки, я забыла что должна пропылесосить и села за компьютер. Мама пришла домой и спросила: Ты убралась в квартире? И тут я вспомнила что надо пылесосить. Я сказала маме, что помыла пол и сделала уроки. Мама сказала: Тогда пропылесось сейчас! И улыбнулась.
Однажды мама отправила меня в магазин за хлебом. Денег было немного, как раз на половинку белого и кирпичик бородинского. Я спросила :"Мама, можно я возьму с собою Лену и Марину ?"( Лена и Марина были мои лучшие подружки мы везде бегали вместе). "Конечно, сказала мама, - вместе и быстрей, и веселей". Мы помчались с девчонками в магазин, но того хлеба, что говорила мама. не было. Я растерялась. а продавец сказал :"Не беда. бери другой, вот батон свежий привезли, видишь, как хорошо его разбирают". Но я почему-то решила, что мама будет ругать меня за такую замену и мы ушли из магазина. Другого магазина рядом с домом не было, а дальше нам ходить без взрослых не разрешали. Я стояла на пороге магазина с монетками, зажатыми в кулаке, и вдруг меня осенила радостная мысль: а что, если так все случилось и я сэкономила деньги, то почему бы мне не угостить подруг мороженым. Я крикнула: "Девчонки, кто хочет мороженого? "Хотели обе, но рассудительная Лена сказала: "Ведь надо спросить разрешение у мамы? " "А зачем? - сказала я. - Деньги-то все равно остались. Значит, они- лишние". Мы свернули к лотку с мороженым . выбрали себе три сливочных мороженых в стаканчике и веселые вернулись во двор. Ребята посматривали на нас с легкой завистью. Когда мороженое было доедено, я поднялась домой, чтоб отчитаться о покупках. Мама внимательно выслушала, тяжело вздохнула и сказала: "А ведь это были - последние деньги на сегодня. А зарплата только послезавтра. Я не буду тебя ругать за поступок. Ты хотела устроить друзьям праздник. Это - хорошо. Только. пожалуйста. в следующий раз спрашивай разрешения у того. кто дал тебе деньги Ведь они - не твои. они -семейные.. А наша семья, что ж поделать, пару дней проживет без хлеба". И она опять вздохнула. Я вышла на улицу и почему-то начала реветь. Елена Павловна, наша соседка, села рядом на лавочку, тихонько узнала причину моих слез, и ничего не стала говорить. А вечером она принесла нам кусок каравая. испеченного ее собственными руками. ОН источал теплый волшебный аромат и просто звал к столу. От такого дара не откажешься. Хлеб был вкусный. А урок был на всю жизнь ( история, между прочим, непридуманная)
Однажды мама отправила меня в магазин за хлебом. Денег было немного, как раз на половинку белого и кирпичик бородинского. Я спросила :"Мама, можно я возьму с собою Лену и Марину ?"( Лена и Марина были мои лучшие подружки мы везде бегали вместе). "Конечно, сказала мама, - вместе и быстрей, и веселей". Мы помчались с девчонками в магазин, но того хлеба, что говорила мама. не было. Я растерялась. а продавец сказал :"Не беда. бери другой, вот батон свежий привезли, видишь, как хорошо его разбирают". Но я почему-то решила, что мама будет ругать меня за такую замену и мы ушли из магазина. Другого магазина рядом с домом не было, а дальше нам ходить без взрослых не разрешали. Я стояла на пороге магазина с монетками, зажатыми в кулаке, и вдруг меня осенила радостная мысль: а что, если так все случилось и я сэкономила деньги, то почему бы мне не угостить подруг мороженым. Я крикнула: "Девчонки, кто хочет мороженого? "Хотели обе, но рассудительная Лена сказала: "Ведь надо спросить разрешение у мамы? " "А зачем? - сказала я. - Деньги-то все равно остались. Значит, они- лишние". Мы свернули к лотку с мороженым . выбрали себе три сливочных мороженых в стаканчике и веселые вернулись во двор. Ребята посматривали на нас с легкой завистью. Когда мороженое было доедено, я поднялась домой, чтоб отчитаться о покупках. Мама внимательно выслушала, тяжело вздохнула и сказала: "А ведь это были - последние деньги на сегодня. А зарплата только послезавтра. Я не буду тебя ругать за поступок. Ты хотела устроить друзьям праздник. Это - хорошо. Только. пожалуйста. в следующий раз спрашивай разрешения у того. кто дал тебе деньги Ведь они - не твои. они -семейные.. А наша семья, что ж поделать, пару дней проживет без хлеба". И она опять вздохнула. Я вышла на улицу и почему-то начала реветь. Елена Павловна, наша соседка, села рядом на лавочку, тихонько узнала причину моих слез, и ничего не стала говорить. А вечером она принесла нам кусок каравая. испеченного ее собственными руками. ОН источал теплый волшебный аромат и просто звал к столу. От такого дара не откажешься. Хлеб был вкусный. А урок был на всю жизнь
Однажды со мной произошло вот, что я провела весь день дома сидя на диване, даже не вспоминая о том, что мама попросила меня прибраться к ее приходу. она обещала позвонить когда будет ехать с работы домой, и я сокойносидела и смотрела любимые фильмы. Когда я опомнилась и наконец-то отрвалась от телевизора я услышала, что звонит телефон. можно было сразу понять, что звонила мама, естественно я взяла трубку и сказала маме, что я уже давно все сделала. Как вы поняли я подскачила и начала вытирать пыль с маминого камода с парфимерией. и тут одно не осторожное движение привело к тому, что я случайно разбила флакон с ее любимыми духами, я поняла, что мама будет ругать, мне ничего не оставалось кроме того, что признаться ее во всем после ее прихода. когда она пришла я сразу рассказала ей все. Она посмотрела на меня, вытирая слезы с моего лица и сказала: "Котенок, мой не плачь! Только по обещай мне, что теперь ты будешь делать то, чтоя прошу тебя и никогда не будешь меня обманывать!" На этих словах мама крепко обняла меня и поцеловала и мы пошли пить чай.
Однажды мама отправила меня в магазин за хлебом. Денег было немного, как раз на половинку белого и кирпичик бородинского. Я спросила :"Мама, можно я возьму с собою Лену и Марину ?"( Лена и Марина были мои лучшие подружки мы везде бегали вместе). "Конечно, сказала мама, - вместе и быстрей, и веселей". Мы помчались с девчонками в магазин, но того хлеба, что говорила мама. не было. Я растерялась. а продавец сказал :"Не беда. бери другой, вот батон свежий привезли, видишь, как хорошо его разбирают". Но я почему-то решила, что мама будет ругать меня за такую замену и мы ушли из магазина. Другого магазина рядом с домом не было, а дальше нам ходить без взрослых не разрешали. Я стояла на пороге магазина с монетками, зажатыми в кулаке, и вдруг меня осенила радостная мысль: а что, если так все случилось и я сэкономила деньги, то почему бы мне не угостить подруг мороженым. Я крикнула: "Девчонки, кто хочет мороженого? "Хотели обе, но рассудительная Лена сказала: "Ведь надо спросить разрешение у мамы? " "А зачем? - сказала я. - Деньги-то все равно остались. Значит, они- лишние". Мы свернули к лотку с мороженым . выбрали себе три сливочных мороженых в стаканчике и веселые вернулись во двор. Ребята посматривали на нас с легкой завистью. Когда мороженое было доедено, я поднялась домой, чтоб отчитаться о покупках. Мама внимательно выслушала, тяжело вздохнула и сказала: "А ведь это были - последние деньги на сегодня. А зарплата только послезавтра. Я не буду тебя ругать за поступок. Ты хотела устроить друзьям праздник. Это - хорошо. Только. пожалуйста. в следующий раз спрашивай разрешения у того. кто дал тебе деньги Ведь они - не твои. они -семейные.. А наша семья, что ж поделать, пару дней проживет без хлеба". И она опять вздохнула. Я вышла на улицу и почему-то начала реветь. Елена Павловна, наша соседка, села рядом на лавочку, тихонько узнала причину моих слез, и ничего не стала говорить. А вечером она принесла нам кусок каравая. испеченного ее собственными руками. ОН источал теплый волшебный аромат и просто звал к столу. От такого дара не откажешься. Хлеб был вкусный. А урок был на всю жизнь ( история, между прочим, непридуманная)
- формировать умение понимать внутренний мир главного героя и выражать личностное отношение к прочитанному;
- учить обобщать и делать выводы с опорой на текст.
Развивающая:
- способствовать развитию устной речи, наблюдательности, поэтического вкуса и образного мышления, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении,
- способствовать эстетическому развитию детей, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления.
Воспитывающая:
- создавать условия для формирования бережного отношения к природе;
- способствовать раскрытию нравственного смысла произведения: чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому,
сильнее азарта человеческое чувство - милосердие, воспитание культуры общения в группе со сверстниками
- совершенствовать технику чтения, развивать речь, расширять словарный запас учащихся.
- излагать и аргументировать свою точку зрения;
- слушать собеседника и вести диалог;
- работать в группе, получать информацию из текста учебника, обсуждать её, формулировать выводы.
- демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок с применением ИКТ
Используемые методы и приёмы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
3. Практические методы: устные упражнения.
1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
5 Толковый словарь Ожегова
7. Родная речь. Учебник для 3 класса начальной школы.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Я слышу – я забываю
Я вижу – я запоминаю
Я делаю – я понимаю
Так гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать и рассуждать. Ведь чтение без размышления это - простое развлечение.
II. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Стихотворением Н.
Индивидуальный опрос письменного домашнего задания. Задание 1 группы - выписать эпитеты,
задание 2 группы - выписать олицетворения.
- Что такое эпитеты? (Слова, которые называют характерные признаки предметов,
явлений, отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?, называются
Что такое олицетворение? ( Слова, употреблённые в переносном значении и
характеризующие неодушевленные предметы как живые существа.)
Учащиеся зачитывают выполненное задание.
Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно и обосновано.
Вывод: Только очень хороший человек мог написать эти стихи, которые затронули наши
душу. Таков Некрасов , он любит и крепостных детей и все что его окружает.
А вот как затронуло, душу Евгения Евтушенко
III. Речевая разминка. Слайд
- Прочитайте стихотворение Е.А. Евтушенко. Читаем про себя, тихо, громко, выразительно
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)
- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень)
- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то,
что нас окружает.)
IV. Актуализация знаний
К вам на урок я пришла с замечательной книгой и не случайно. Слайд
- А что такое тайна? (ответы детей)
Толковый словарь Ожегова дает нам такое объяснение этому слову (зачитать)
- Назовите однокоренные слова к слову тайна
- Подберите синонимы к этому слову
- С каким словом связано слово тайна? (с открытием)
- В математике вы открываете какие тайны?
- Какие тайны вы открываете на уроках русского языка? литературы?
- Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и ознакомимся еще с одним из произведений Николая Алексеевича.
- Попробуйте сформулировать, что сегодня мы будем открывать?
(Попробуем приоткрыть тайны, спрятанные в стихотворении Н Некрасова)
-Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихотворения сказать, о чем будет текст? (Наверное, о том, как дед Мазай спасал зайцев; о дружбе; о доброте, любви к животным; о природе…)
1. Работа по картине Слайд
- Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают
писатели и поэты. Художники кистью и красками, музыканты – нотами.
- Чтобы вы лучше поняли стихотворение Некрасова и представил описанную поэтом ситуацию, сначала давайте рассмотрим
- Скажите, какое время года изображено?
(Это весна, потому что в роще деревья сейчас без листочков, но чувствуется, что скоро они появятся.)
- Но не только весной деревья бывают без листьев, солнышко светит в любое время
года, а радостное настроение мы испытываем и при виде первого снега. Почему же
мы говорим именно о весне? (Небо и вода такими чистыми и прозрачными бывают только весной.)
- Где происходит действие картины ? (на реке)
- Что произошло с рекой?
- Когда реки выходят из берегов ?(река разлилась, затопила берег…)
- Что тогда может произойти ? (вода может затопить дома, гибнут в норках животные)
- Почему это явление называется половодьем? (половодье– полная вода, много воды)
- Как бы вы назвали картину? (Весна. Ранняя весна. Наводнение. Река разлилась.)
- Историю, случившуюся в половодье, в одном из своих стихотворений рассказал Н.А. Некрасов. В учебнике помещен только отрывок этого произведения, поэтому, я расскажу вам предысторию.
- В деревне Малые Вежи жил одинокий, добрый человек. Все звали его дедушкой Мазаем.
Он любил природу и большую часть жизни проводил в лесу. Деревня, где жил Мазай была особенная. Каждую весну река выходила из берегов и затопляла дома и огороды, поэтому жители догадались поставить дома на столбы. Зато летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта тихая, зеленая деревня. Каждый год он приезжал туда поохотиться, побродить по лесу, отдохнуть. Его неизменным спутником был старый Мазай. Он знал много забавных историй. А Некрасов любил их слушать. На основе одной такой истории Некрасов и написал стихотворение.
VI. Работа над произведением
- Вы сейчас услышите отрывок из стихотворения в исполнении артиста Грибова .( Запись)
- Какие чувства вы переживали, когда слушали его?(чувство страха за зайцев, их
- Прочитайте про себя. Какие слова для вас непонятны?
Т.К. стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые
требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем в словарь учебника
и найдем там значение слов: аршин, сажень, зипун
1 . Словарная работа (работа в парах).
- Но кроме этих слов, в произведении есть еще непонятные слова. Вы сейчас
- формировать умение понимать внутренний мир главного героя и выражать личностное отношение к прочитанному;
- учить обобщать и делать выводы с опорой на текст.
Развивающая:
- способствовать развитию устной речи, наблюдательности, поэтического вкуса и образного мышления, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении,
- способствовать эстетическому развитию детей, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления.
Воспитывающая:
- создавать условия для формирования бережного отношения к природе;
- способствовать раскрытию нравственного смысла произведения: чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому, воспитание культуры общения в группе со сверстниками
Планируемые результаты
Предметные:
- совершенствовать технику чтения, развивать речь, расширять словарный запас учащихся.
Метапредметные:
- излагать и аргументировать свою точку зрения;
- слушать собеседника и вести диалог;
- работать в группе, получать информацию из текста учебника, обсуждать её, формулировать выводы.
Личностные:
- демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок с применением ИКТ
Используемые методы и приёмы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
3. Практические методы: устные упражнения.
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
5 Толковый словарь Ожегова
7. Родная речь под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого ( учебник для 3 класса начальной школы).
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение.
Поприветствуйте гостей, подарите им свои улыбки.
Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.
Слайд
Я слышу – я забываю.
Я вижу – я запоминаю.
Я делаю – я понимаю.
Так гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – это простое развлечение.
II. Проверка домашнего задания.
- А что из жизни автора вы знаете?
(Репродуктивный метод)
Слайд (портрет писателя)
Учитель. Много интересных историй о природе в разное время года, о животных, рассказывали ему простые люди.
Любовь к природе, к родному краю поэт сохранил на всю жизнь и об этом писал в своих произведениях.
Индивидуальная работа. ( работа в парах)
1 пара – выписывает из стихотворения эпитеты.
Проверка индивидуальной работы. (работа в парах)
- Что такое эпитеты?
- Какие эпитеты выписали?
- Что такое олицетворение?
( Слова, употребленные в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа, называются олицетворением.)
- Назовите олицетворения в стихотворении А.Некрасова.
Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно.
III. Речевая разминка.
Эпиграфом к нашему уроку станут слова Е.Евтушенко.
Слайд
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- О каких зверях внутри нас говорит Е.Евтушенко?
(Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.)
- К чему призывает автор?
(Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)
- Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе?
На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой.
IV. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся еще с одним произведением Николая Алексеевича Некрасова.
Слайд
-Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о чем будет стихотворение?
(Наверное о том, как дедушка спасал зайцев; о дружбе; о доброте, любви к животным; о природе ….)
- Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?
- Исследуем содержание
- Будем учиться выразительно читать произведение
- Развивать речь, расширять словарный запас
2. Работа по картине.
Слайд
- Какое время года изображено на картине?
- Где происходит действие картины?
- Когда река выходит из берегов?
- Что тогда может произойти?
- Как называется это природное явление в народе?
V. Работа с текстом.
1. Первичное восприятие текста.
- Прочитайте карточку (работа в парах). Прогнозирование.
В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай– одинокий, добрый человек, который любил природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте.
Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.
Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был дедушка Мазай, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать.
Слайд
- Почему деревня Малые Вежи была особенной?
- Почему Некрасову так нравилась эта деревня?
Слайд
И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел сильный дождь. Охотники спрятались в заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни.
2. Работа над стихотворением.
Вы сейчас услышите отрывок из стихотворения в исполнении артиста Грибова. (запись)
- Что вас особенно тронуло в этом стихотворении?
Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.
Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем в словарь учебника и найдем там значение слов:
1ряд: аршин,
2ряд: сажень,
3ряд: зипун.
Слайд
Силки, багор,
- Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, какие еще слова для вас непонятны?
3. Словарная работа (работа в парах, карточки) Слайд
Но кроме этих слов, в стихотворении есть еще непонятные слова. Вы сейчас попробуете сами определить их значение.
разболтался в сарае тяжесть, груз
гурьба забава, веселье
лопочут ушами шевелят ушами, выражая испуг
потеха тот, с кем случилась беда
горемыка толпа, куча народа
гуторить стрелять мимо цели
пуделять всходы посева, засеянные осенью
Слайд Проверка
VI. Физкультминутка. Слайд.
4. Вторичное восприятие текста.
Прочитаем стихотворение по смысловым частям.
- С каких мыслей начинает Мазай? О чем переживает?
(Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят, бьют баграми.)
- В каких словах мы слышим упрек мужикам?
(Где у них совесть?)
- А что такое совесть? (работа в группах с толковым словарем Ожегова) Посмотрим значение этого слова в словаре. Не забываем, что все помогают каждому, а каждый помогает всем.
- Как думаете – к чему призывает дедушка своим вопросом?
- К какому жанру относится данное произведение?
Раз это стихотворение, то что в нем должно быть?
- Что такое рифма?
- Найдите в первой части рифму.
- А как вы думаете, рифма есть только в первой части?
При выполнении д/з найдете рифму во всем стихотворении.
- Озаглавьте эту часть.
(Где у них совесть?)
- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
- Назовите слова, которыми Мазай называет зайцев.
- Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращался к зайцам?
- Озаглавьте эту часть.
(Зайцы на островке)
- С чем сравнивает зайца, стоящего на пне?
- Найдите слово, которым называет Мазай зайца в этой части?
- Почему Мазай так назвал зайца?
- Озаглавьте эту часть.
(Зайчишка на пне)
- На кого похожа зайчиха, копошившаяся у куста?
- А как он относится к этой героине?
-Как он ее называет?
- Озаглавьте эту часть.
( Зайчиха в кустах)
- Как размещались зайцы на бревне?
- Сколько их было?
- Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?
- Как спас Мазай десяток этих зайцев? Прочитай.
- Вспомните, что делали мужики с зайцами вначале рассказа Мазая?
- Озаглавьте эту часть.
(Зайчишки на бревне)
- Как отнеслись односельчане к поступку Мазая?
- Как прочитать эти слова?
(с насмешкой) Прочитайте.
- Огорчало ли это Мазая?
- Озаглавьте эту часть.
7- я часть до конца.
- Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев, увидевших берег.
- Как называет Мазай зайцев в этом эпизоде?
-Что дедушка Мазай сделал, когда подплыл к берегу?
- Озаглавьте эту часть.
5. Закрепление пройденного (работа в группах).
Каждая группа получает иллюстрацию к стихотворению
Задание: Найти и прочитать слова, которые относятся к данной иллюстрации.
(Проверяем у доски. Вывешиваем иллюстрацию и читаем отрывок).
6. Заключительная беседа по прочитанному.
– Каким вы увидели дедушку Мазая?
(Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).
- Какое отношение к животным пробуждает автор?
- Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей.
7. Итог. Рефлексия.
Синквейн. Слайд (в группах)
В качестве главного слова возьмём нашего героя.
Спасает, собирает, любит;
Бережно относится к природе.
Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца. Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.
- Над чем задумались, когда прочитали это стихотворение?
(Чтобы мы бережно относились к природе.)
Вернемся к стихотворению Е.Евтушенко. Прочитаем еще раз. Слайд.
Слайд
- Сегодня я узнал….
- Теперь я могу….
- Было трудно….
- Урок дал мне для жизни…
Слайд д/з (выбрать по желанию)
Тип урока: ознакомление с новыми знаниями.
Обучающие: совершенствовать умение анализировать стихотворение, способствовать формированию читательской компетенции учащихся, формировать умение понимать внутренний мир главного героя и выражать личностное отношение к прочитанному, учить обобщать и делать выводы с опорой на текст.
Развивающие: способствовать развитию устной речи, наблюдательности, поэтического вкуса и образного мышления, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении, способствовать эстетическому развитию детей, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления.
Воспитывающие: создавать условия для формирования бережного отношения к природе, способствовать раскрытию нравственного смысла произведения: чувство сострадания, заботливое отношение ко всему живому, сильнее азарта человеческое чувство- милосердие, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.
Планируемые результаты
совершенствовать технику чтения, развивать речь, расширять словарный запас учащихся.
Личностные: демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
познавательные – научатся в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи, оценивать и анализировать результат своего труда, осуществлять поиск необходимой информации;
коммуникативные – излагать и аргументировать свою точку зрения; слушать собеседника и вести диалог;
регулятивные – работать в группе, развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
толковый словарь Ожегова.
1. Мотивация к учебной деятельности
- Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Нам урок начать… пора! (хором)
- Желаю удачи на уроке и хорошего настроения!
2. Актуализация знаний
а) Проверка домашнего задания.
- Расскажем наизусть. (слайд 2)
- Вывод: Только очень хороший человек мог написать эти стихи, которые затронули наши души. Таков Николай Алексеевич Некрасов.
- Что вы о нем запомнили? (слайд 3)
- Предположите, о чем будем говорить на уроке?
- Какие цели и задачи поставим? (продолжим изучение темы природы и ознакомимся еще с одним из произведений Николая Алексеевича Некрасова).
3.Работа над темой урока.
А) - Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения произведения сказать, о чем будет текст?
- Чтобы вы лучше поняли стихотворение Некрасова и представили описанную поэтом ситуацию, сначала давайте посмотрим на экран. (слайд 4)
- Что вы увидели? Как называется этот период природы?
- Знаете ли вы, что такое половодье?
- Всех сельских жителей поэт считал своими приятелями. Поэт любил слушать рассказы крестьян, бывалых охотников о их жизни. Многие из этих рассказов стали стихотворениями. (слайд 6)
- Историю, случившуюся в половодье, в одном из своих стихотворений рассказал Н.А. Некрасов. В учебнике помещен только отрывок этого произведения, поэтому я расскажу вам предысторию. (слайд 7)
В) Просмотр мультфильма
Г) Первичное понимание текста.
– О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай?
– Когда произошел этот случай? – Какие чувства вы переживали, когда слушали его? (чувство страха за зайцев, их было жалко…)
- Что вас больше всего тронуло? Удивило? Рассмешило?
– Каким вы себе представляете Мазая?
(Прием “Побуждающий диалог”)
- Какое противоречие вы заметили?- Какой у вас возник вопрос?
(- Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?)
3.Физкультминутка: (слайд 9)
Раз - подняться на носки и улыбнуться,
Два - руки вверх и потянуться,
Три - согнуться, разогнуться,
Четыре - снова потянуться,
Пять - поглубже всем вздохнуть,
Шесть - на пояс руки ставим,
Семь - повороты туловища начинаем,
Восемь - только приседаем,
Девять - потягиваемся и отдыхаем,
Десять - урок наш продолжаем.
Д) Вторичное восприятие текста (с. Учебника 170-172) – Прочитаем по цепочке наше стихотворение.
Ж) Беседа по содержанию - С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)
-В каких словах звучит упрек жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова? - Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.) - От лица кого ведется рассказ? (От лица рассказчика - охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.) – Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте. (Было потехи у баб, ребятишек)
- Как размещались зайцы на бревне? (сидя, и стоя, и лёжа пластом…) – Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость, когда и этих зайцев спас.) – Ради забавы спасал он зайцев?
- Это стихотворение грустное или веселое?
- Что могло случиться с зайчатами?
Е) Поиск нового. Словарная работа
- Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем куда? (в словарь учебника или Толковый словарь) и найдем там значение слов: багор, силки, аршин, сажень, зипун (слайды10-13)
Читайте также: