В чем смысл спора луки и сатина сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Таким образом, автор не делает вывод за нас: правых и виноватых мы определяем сами. Но я считаю, что только правда достойна человека, ведь слабым как раз-таки не хватает ее силы.

Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер — повесился, Пепел — в тюрьме, Наташа — пропала, Анна — умерла. Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. На протяжении всей пьесы Лука лжет, якобы во благо других людей, хотя на самом деле эта ложь только губит их.

Человек — свободен… он за все платит сам:за веру, за неверие, за любовь, за ум. Человек — за все платит сам и потому он — свободен.

    Правда и ложь.… Два противоположных полюса, связанных не-разрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно ставить такой вопрос. Ведь с самого детства нам прививают понятие о правде как о положительном качестве, а о лжи как об отрицательном….

На мой взгляд, одним из самых выдающихся писателей нашего века является Алексей Максимович Пешков, более известный нам под псевдонимом Максим Горький. Все его творчество пропитано той искренней любовью и сочувствием к народу, которые сегодня очень редко…

Россия конца 1890-х-начала 1900-х годов переживала глубокий социально-экономический кризис. Это было время резко обострившихся противоречий между “верхами” и “низами”. Россия стояла накануне великих перемен, накануне “бури”. Все это не могло не найти…

Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер — повесился, Пепел — в тюрьме, Наташа — пропала, Анна — умерла. Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. На протяжении всей пьесы Лука лжет, якобы во благо других людей, хотя на самом деле эта ложь только губит их.

Человек — вот правда!

М. Горький. На дне

Главными философами ночлежки в пьесе являются Са-тин и Лука. Философия Сатина — веселый цинизм, вос-приятие жизни как игры, поскольку сам он — шулер. И хотя Сатин — человек с причудами и неожиданностями, мысль его способна вырваться из рамок привычного обра-за жизни босяков.

В результате деятельности Луки люди продолжают жить в ложном, ими же придуманном мире. И одно из самых страшных последствий этого — самоубийство Актера, об-надеженного старцем и в конце концов понявшего, что все это ложь.

Для меня очень ценны оба этих персонажа: их взгля-ды, мировоззрение. С появлением Луки обитатели ноч-лежки начали думать, искать, им захотелось более свет-лой жизни, хотя они, вероятно, сами понимали это смутно.

Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бывают периоды, когда необходим Лука с его утешительством, ободрением, вниманием к окружающим, но есть и минуты, когда только решитель-ное слово Сатина будет нести истину человеческому сердцу.

Социально-психологическая драма Максима Горького “На дне” в основе своего главного конфликта ставит столкновение мечты и действительности. Сюжет пьесы построен вокруг нескольких незатухающих споров вокруг одной темы, но на нескольких уровнях: между людьми из ночлежек и хозяевами Костылёвыми, личные конфликты героев, любовные конфликты, а также конфликт человека и среды. И именно конфликт человека со средой становится основным, вокруг него строится сюжет, в ходе которого мы можем наблюдать за спором между двумя идейными людьми — Сатиным и странником Лукой.

Следуя своей логике, странник Лука утешает обитателей ночлежки, рассказывает им о лучшей, светлой и сытой жизни. Актёр, который там находится, даже начинает чувствовать себя гораздо лучше благодаря вере в лечебницу, он визуализирует свои мечты о ней, и она становится для него почти реальностью, он даже описывает это светлое, чистое место с мраморной плиткой на полу.

Подводя итог всего вышесказанного, хочется отметить, что в поэме Горького “На дне” идёт спор между двумя философскими воззрениями, которые имеют право на существование до сих пор. И свою борьбу две эти точки зрения всё ещё не закончили и мы не можем с точной уверенностью сказать, кто победит: скорее всего, правда где-то посередине. Однако, каждая из этих точек зрения так или иначе примиряет человека с действительностью. Лука и его сторонники делали это при помощи лжи. Сатин предлагает нам полное осознание своего положения и борьбу за лучшую жизнь. Выбор для себя каждый делает сам.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

“На дне” — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них.Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: “Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего. Смерть — она все успокаивает… Помрешь —отдохнешь…” Но эти утешения никому не помогли, так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, “старая дрожжа”, как его назвал Сатин, “проквасил” жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда — утешительная ложь.

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин — борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: “Славная, брат, была человечинка сестра у меня!” Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: “Человек — свободен, он за все платит сам”. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее “святой ложью”, и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро “должно быть с кулаками”.

Что сближает и что различает жизненные позиции Луки и Сатина? по пьесе На дне (Горький Максим)

Лука – странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Его жизненная позиция заключается в том, что человек – существо, которое нуждается в жалости и обмане, которые не вредят, а смягчают боль человека. Правда, по его мнению, не способна вылечить истерзанную душу человека, зато ложь может придать надежды и сил. Конечно, этот человек полон любви к людям, он мягок и не желает иметь врагов. Его приход приносит свет в ночлежку, атмосфера в ней будто бы становится доброжелательнее. Почти в каждого из ночлежников Лука вселяет иллюзии о лучшей жизни.

Он считает, что сладкая ложь унижает человека. Ее применение означает, что человек слишком слаб, чтобы бороться с трудностями, и поэтому нуждается в сладком слове, в утешении. Но стоит сказать, что автор также не идеализирует образ Сатина. Как и остальные ночлежники, он не способен к труду, он пьяница и картежник, порой жесток и циничен.

Жизненные позиции Луки и Сатина – две противоположности. Однако обе они объединены одним: осознанием человека самой важной ценностью. Оба героя верят, что человек рожден для лучшего и заслуживает жить в гармонии с собой. Эти герои верят в то, что предназначенье человека – жить достойно, во благе. Это благо может нести как утешительная ложь, так и гордая правда.

Основную идейную нагрузку несут образы Сатина и Луки. Они не спорят о правде напрямую. Каждый из них высказывает свою точку зрения. В этом заключается центральная идея пьесы: что человеку нужнее – бескомпромиссная правда или утешительная ложь.

Лука – странствующий философ преклонного возраста. Он – гость в ночлежке, чем сильно отличается от других действующих лиц. Мы ничего не знаем о его прошлом и настоящем, но он не лишен надежды на будущее. Его роль в драме очень велика, с его появлением люди начинают задумываться о своей жизни.

Особенное уважение старик испытывал к детям. В детстве предназначение человека неизвестно, поэтому у Луки к детям отношение особенное. Может быть, кто-то из них совершит важное открытие, кто-то станет великим ученым, писателем. В этом – правда Луки.

Сатин – мужчина лет сорока. Когда-то он был образованным человеком, служил на телеграфе. С тех времен у него осталась любовь к разным интересным, малоизвестным словам, смысл которых он давно забыл. Он с удовольствием произносит их. Может быть, это напоминает ему о лучших днях его жизни. После этого он сменил много мест работы, в итоге оказался в ночлежке.

Жизнь героя наполнена событиями: выпивает, играет в карты, дерется. Нельзя сказать, что такой образ жизни нравится Сатину, но к другому он не стремится. Когда-то он был веселым, занятным человеком, играл на сцене и смешил людей, что ему очень нравилось. В ночлежку он попал после того, как отсидел в тюрьме. Сатин сгоряча убил подлого человека, заступаясь за сестру. Находясь в заключении, он стал играть в карты.

Мировоззрение Сатина можно характеризовать как бунтарское. Он не намерен смиренно ждать милостей от жизни, протестует против несправедливости. Герой не смирился с жизнью в ночлежке, но она и не угнетает его, как Клеща, который не теряет надежды выбраться отсюда. Сатин – жулик, он живет за счет того, что обманывает других людей. В то же время он не строит воздушных замков и другим людям не обещает райских кущей. Он разоблачает ложь Луки, но не позволяет оскорблять его.

Интересны мысли героя о труде, работе. Нужно трудиться не ради денег. Труд, по мнению Сатина, должен приносить удовольствие. Он согласен работать, но работа должна быть ему приятна.

Сатин один из тех героев, которого не утешал Лука. По мнению старика, Сатин легко переносит жизнь. Такие, как он, не нуждаются в утешении. Сатина часто называют антиподом Луки, но он не спорит со стариком. Наоборот, он оправдывает его за то, что Лука уважительно относился ко всем людям, утешал несчастных. Он лгал им, но делал это из жалости. Герой говорит, что никто, кроме него, не понял старика.

Я думаю, что каждый из героев по-своему прав: и Сатин, говорящий, что не нужно жалеть людей, и Лука, который лгал во спасение. Мнение героев сходится в том, что людей следует уважать, нужно верить в них, давать им шанс стать лучше.

К спору Луки и Сатина присоединяется еще один персонаж – Бубнов. Он отвергает спасительную ложь Луки, однозначно выступая за горькую правду. Герой не признает полутонов, для него существует только черное или белое. Он говорит, что не умеет врать, но сквозь эту честность сквозит равнодушие к людям. В силу этого герой не вызывает симпатий.

Ложь Луки произвела парадоксальный эффект. Она не принесла добра никому, кроме Сатина. Карточный шулер после общения со странником стал чище, честнее. Старик произвел на него действие, подобное тому, которое производит кислота на старую монету. В Сатине проявились лучшие черты его личности. В уста Сатина автор вкладывает слова, отражающие его мнение. Правда оказывается на его стороне.

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Основную идейную нагрузку несут образы Сатина и Луки. Они не спорят о правде напрямую. Каждый из них высказывает свою точку зрения. В этом заключается центральная идея пьесы: что человеку нужнее – бескомпромиссная правда или утешительная ложь.

Лука – странствующий философ преклонного возраста. Он – гость в ночлежке, чем сильно отличается от других действующих лиц. Мы ничего не знаем о его прошлом и настоящем, но он не лишен надежды на будущее. Его роль в драме очень велика, с его появлением люди начинают задумываться о своей жизни.

Особенное уважение старик испытывал к детям. В детстве предназначение человека неизвестно, поэтому у Луки к детям отношение особенное. Может быть, кто-то из них совершит важное открытие, кто-то станет великим ученым, писателем. В этом – правда Луки.

Сатин – мужчина лет сорока. Когда-то он был образованным человеком, служил на телеграфе. С тех времен у него осталась любовь к разным интересным, малоизвестным словам, смысл которых он давно забыл. Он с удовольствием произносит их. Может быть, это напоминает ему о лучших днях его жизни. После этого он сменил много мест работы, в итоге оказался в ночлежке.

Жизнь героя наполнена событиями: выпивает, играет в карты, дерется. Нельзя сказать, что такой образ жизни нравится Сатину, но к другому он не стремится. Когда-то он был веселым, занятным человеком, играл на сцене и смешил людей, что ему очень нравилось. В ночлежку он попал после того, как отсидел в тюрьме. Сатин сгоряча убил подлого человека, заступаясь за сестру. Находясь в заключении, он стал играть в карты.

Мировоззрение Сатина можно характеризовать как бунтарское. Он не намерен смиренно ждать милостей от жизни, протестует против несправедливости. Герой не смирился с жизнью в ночлежке, но она и не угнетает его, как Клеща, который не теряет надежды выбраться отсюда. Сатин – жулик, он живет за счет того, что обманывает других людей. В то же время он не строит воздушных замков и другим людям не обещает райских кущей. Он разоблачает ложь Луки, но не позволяет оскорблять его.

Интересны мысли героя о труде, работе. Нужно трудиться не ради денег. Труд, по мнению Сатина, должен приносить удовольствие. Он согласен работать, но работа должна быть ему приятна.

Сатин один из тех героев, которого не утешал Лука. По мнению старика, Сатин легко переносит жизнь. Такие, как он, не нуждаются в утешении. Сатина часто называют антиподом Луки, но он не спорит со стариком. Наоборот, он оправдывает его за то, что Лука уважительно относился ко всем людям, утешал несчастных. Он лгал им, но делал это из жалости. Герой говорит, что никто, кроме него, не понял старика.

Я думаю, что каждый из героев по-своему прав: и Сатин, говорящий, что не нужно жалеть людей, и Лука, который лгал во спасение. Мнение героев сходится в том, что людей следует уважать, нужно верить в них, давать им шанс стать лучше.

К спору Луки и Сатина присоединяется еще один персонаж – Бубнов. Он отвергает спасительную ложь Луки, однозначно выступая за горькую правду. Герой не признает полутонов, для него существует только черное или белое. Он говорит, что не умеет врать, но сквозь эту честность сквозит равнодушие к людям. В силу этого герой не вызывает симпатий.

Ложь Луки произвела парадоксальный эффект. Она не принесла добра никому, кроме Сатина. Карточный шулер после общения со странником стал чище, честнее. Старик произвел на него действие, подобное тому, которое производит кислота на старую монету. В Сатине проявились лучшие черты его личности. В уста Сатина автор вкладывает слова, отражающие его мнение. Правда оказывается на его стороне.

История создания

Пьеса была написана в 1902 году. Это время характеризуется серьезным в результате которого из-за закрытия фабрик рабочие оказались не у дел, а крестьяне были вынуждены нищенствовать и побираться. Все эти люди, а вместе с ними и государство, оказались на самом дне жизни. Чтобы отразить всю степень упадка, Максим Горький сделал своих героев представителями всех слоев населения. ставший авантюристом, бывший Актер, проститутка, слесарь, вор, сапожник, торговка, содержатели ночлежки, полицейский.

Вывод

Многие из нас помнят знаменитую пьесу М. Горького, в которой есть два героя: Лука и Сатин. Каждый из них отстаивает свою точку зрения, и только зрители могут решать, кто из них прав.

Рассмотрим спор этих персонажей более подробно.

Сатин

В отличие от Бубнова, также признающего только правду и отрицающего ложь, Сатин уважает людей, верит в них.

Образ героя в произведении

Тогда и возникают эти монологи о свободе, гордости человека, о его безграничных возможностях, о желании творческого, а не рабского труда. Сатин говорит за Горького, выражает его романтические, пока воздушные и безосновательные, но побуждающие к жизни мысли.

Что. Устройство общества. Сатин завуалированно декламирует революционные лозунги. И его легко представить в рядах матросов, солдат, рабочих, которые разрушат привычный мир с его привычными словами.

Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

Меню сайта

«. Оно, пожалуй, барство-то – как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. «

«. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была. «

«. Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. «

«. Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может…может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы. «

«. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте. «

Цитаты Сатина

«. Был честнóй, да позапрошлой весной. «

«. Все хотят порядка, да разума нехватка. «

Цитаты Васьки Пепла

Цитаты Актера

Читайте также: