Ломоносов описание внешности сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Известный портрет Ломоносова был написан в 18 веке. В настоящее время данное изображение считается классическим: именно его можно увидеть в школьных учебниках, пособиях, общественных учреждениях. Это связано с тем, что оно наиболее достоверно передает особенности личности этого замечательного ученого. На картине он представлен в позе мыслителя. В его руке – перо, а перед ним лежит лист бумаги, что наглядно отражает особенности его деятельности.

Гравюра Э. Фессара

Портрет Ломоносова наиболее известен по работе этого французского художника. Именно он по заказу Шувалова создал гравюру, по которой его последователи писали фигуру Михаила Васильевича. Этот автор придал ученому ту позу, которую можно видеть на всех последующих картинах. На его гравюре Ломоносов изображен за работой с пером и бумагой в руке. Он одет в расшитый золотом кафтан, его лицо обращено к зрителям. Практически не менялся и фон картин: везде авторы изображали рабочую обстановку, а на заднем плане нередко рисовали стекольный завод. Однако Фессар в своей гравюре не проработал в достаточной степени черты лица ученого. Портрет Ломоносова получился у него несколько условным, в стиле живописи 18 века. Художник показал его не столько как личность, сколько как придворного поэта, сочинителя торжественных од.

Работы Шубина

Этот автор показал ученого как богато одаренную личность, как незаурядного мыслителя. Эти черты он отобразил сначала в рельефе из слоновой кости, а затем в масляной картине. Лицо Михаила Васильевича выражает волю, незаурядный ум и сосредоточенность. Эта работа более ценна для потомства тем, что показывает ученого как личность. Скульптурный портрет Ломоносова того же автора является эталонным. Он отличается интимностью: ученый изображен без парика, что дало возможность Шубину показать высокий выпуклый лоб, свидетельствующий об уме и незаурядном мышлении.

портрет ломоносова

На этой скульптуре Ломоносов одет просто: на нем непарадная рубашка с невысоким жабо, что делает его вид немного домашним. Шубин показал изобретателя как человека умного, пытливого и очень энергичного. Существует три экземпляра этого портрета: мраморный, гипсовый и бронзовый. Показателен тот факт, что автор очень уважал ученого, что и отразилось в бережном отношении к его внешности на скульптуре.

Парадное изображение

Описание портрета Ломоносова необходимо продолжить упоминанием работы неизвестного художника, запечатлевшего ученого в традиции, заложенной Фессаром, однако придавшего рисунку ряд новых черт, достойных упоминания. Новая картина отличается особенной парадностью. Автор придал фону бо́льшую живописность: так, например, изображение стекольного завода перенесено на берег моря. Выражение лица Михаила Васильевича – величественное, его костюм отличается богатством: кафтан расшит золотом, а на шее – пышное жабо. Эта картина пользовалась особенной популярностью у современников, поэтому до наших дней дошло несколько экземпляров этой работы неизвестного автора.

Гравюра М. Шрейера

Портрет Ломоносова Михаила Васильевича стал наиболее известен благодаря работе Фессара, которому этот ученый, скорее всего, позировал. Его гравюра оказалась настолько удачной, что все последующие художники, так или иначе, следовали ее схеме. Однако каждый автор вносил свои изменения, которые раскрывают личность ученого с разных сторон.

описание портрета ломоносова

Гравюру Шрейер выполнил на основе рисунка своего учителя Х. Шульце. В целом рисунок следует устоявшейся традиции, однако Шрейер изобразил ученого в еще более свободной позе: так, например, его рука с пером покоится не на столе, а на колене. Выражение лица ученого – живое, открытое. Он изображен в свободной одежде: его кафтан без всяких украшений и напоминает халат, жабо отсутствует, что придает изображению домашний вид.

Особенности

Характерной чертой этой гравюры является то, что она выполнена в стиле барокко. Несмотря на минимализм композиции, изображение в целом производит торжественное впечатление.

портрет ломоносова михаила васильевича

Книги и другие предметы быта разбросаны в живописном беспорядке. И если в предыдущих картинах бытовая остановка служила лишь фоном для фигуры ученого, то в рассматриваемой гравюре натюрморт приобрел самостоятельное значение. Еще одна интересная особенность гравюры заключается в том, что на листе, который держит поэт, автор заменил имя императрицы Елизаветы на имя Петра I, которого поэт также прославлял в своих сочинениях. Михаил Ломоносов, портрет которого интересовал многих художников рассматриваемой эпохи, творил во время господства эпохи барокко, поэтому картина выполнена в указанной стилистике.

Изменения

В науке существует предположение, что Шрейер и его учитель Шульце использовали в качестве тела фигуру известного французского поэта Ж. Б. Руссо, а поверх наложили портрет Ломоносова, внеся необходимые изменения.

михаил ломоносов портрет

Исследователи отмечают, что такой художественный прием оказался настолько хорошим, что гравюра считается одним из наиболее удачных изображений поэта и ученого. Тем не менее, некоторые черты барокко заменены на стиль классицизма, так как авторы не хотели слишком противоречить эпохе.

Картина неизвестного художника

Ломоносов, портрет, фото которого представлены в настоящем обзоре, часто становился объектом внимания художников 18 века благодаря неординарности его личности. К 18 веку относится картина неизвестного художника, написанная маслом. На полотне ученый изображен по грудь, композиция в целом повторяет гравюру Фессара. Костюм Михаила Васильевича сильно упрощен по сравнению с другими его изображениями. Ученый нарисован в парике, который в этот раз прописан очень тщательно, в отличие от гравюры Фессара, где этот важный компонент представлен схематично.

 ломоносов портрет фото

Ученые отмечают, что на этом портрете автор особенно постарался придать черты индивидуальности ученому, как следует прописав лицо. Он очень реалистично показал цвет кожи, впалость глаз, тени на щеках и лбу. По мнению исследователей, эта картина была сделана после смерти изобретателя и поэта по заказу Шувалова.

Картина Л. Миропольского

Портрет М. В. Ломоносова, выполненный этим малороссийским художником, стал наиболее известным среди других изображений ученого. Следует отметить, что эта картина является копией прижизненного изображения поэта и изобретателя, выполненного художником Г. Преннером. Е. Дашкова, которая возглавляла в 18 веке две Академии, заказала сделать копию известному живописцу Миропольскому. Работа была выполнена после смерти ученого в 1787 году.

портрет м в ломоносова

Поскольку ее автор, Леонтий Семенович, был учеником знаменитого художника Левицкого, то картина написана в его стилистике. Акцент сделан на фигуру, вернее на лицо поэта, которое обращено вполоборота к зрителю. Свет падает на него, подчеркивая сосредоточенную мысль в чертах и задумчивый взгляд. Поза фигуры снова повторяет то положение, которое было заложено еще Фессаром. В заключение следует отметить, что почти все вышеперечисленные портреты Михаила Васильевича представляют его в официальном виде. Также в тех картинах, где он изображен в домашней обстановке, проглядывает некоторая официозность. Исключениями стали работы Шубина и упомянутый портрет неизвестного художника.

Михаил Васильевич Ломоносов – настоящий гений, которым могут гордиться русские. Ученый добился успехов в изучении точных наук, а также как исследователь природы. Как и любая многогранная личность, Ломоносов умел впечатлять скрытыми талантами. В их числе талант писать драмы, стихи оды. Это ему дало статус одного из обновителей русского языка.

Михаил Ломоносов

Эти и другие сведения предлагает любая краткая биография ученого. Лишь подробная характеристика описывает Ломоносова, как личности, позволяет узнать его с новой стороны. В то же время понять, каким он был человеком.

Личность ученого

Личность человека развивается на ценностях и духовных основ, которые были заложены в нем с детства. Ломоносов – не исключение. Михаил стал тем, кем его знают миллионы. Благодаря роду разных событий и обстоятельств, в числе которых и семейные. Рос Ломоносов без матери, но женским вниманием он не был обделен. Так как овдовевший его отец неустанно пытался наладить свою личную жизнь.

Говоря об ученом, многие превозносят его гений. Указывают на то, что жизнь Ломоносова долгое время проходила в нищете. Более того, в окружении необразованных людей. На деле это не так. Отец Ломоносова не был бедным.

Свой пример Ломоносов старший активно использовал, как эффективный инструмент воспитания, по отношению к подрастающему наследнику. Это сильно повлияло на Ломоносова, сформировало его, как личность добрую, справедливую, желающую постоянно развиваться.

Характер ученого

Ломоносов рано проявил решительность, перебравшись в Москву в возрасте 19 лет. Сбежал из дома парень тайно. Стремился оказаться в мире, где у него было бы меньше преград, на пути к осуществлению главной мечты – реализации многочисленных амбиций.

К тому времени всем было понятно, что Михаил целеустремленный и умный не по годам. Такого мнения приближенные Ломоносова придерживались до конца его дней. Также утверждали, что Михаил Васильевич значительно опережал свое время, смотрел в будущее и видел его четко.

Говоря о гении, нельзя не вспомнить о его вспыльчивости, из-за которой Ломоносов нередко участвовал в драках. Одно из многочисленных рукоприкладств завершилось для великого гения судом.

Привычка доказывать на кулаках то, что нельзя доказать словами, была с ним всю жизнь. А еще сделала Ломоносова героем анекдотов, высмеивающих его юношеский не угасающий с годами пыл. К подобным смешным байкам Ломоносов относился спокойно. Это говорит о хорошем чувстве юмора Ломоносова, о его способности к самоиронии и даже к самокритике.

Описание внешности Михаила Васильевича

Ученый Михаил Ломоносов был высокого роста (199 см.), крепкого и упитанного телосложения. У Михаила были округлые черты лица, широкий лоб, небольшой с горбинкой нос, глаза темно зеленого цвета. Что касается стрижки то Михаил носил прическу с закрученными по бокам волосами. На то время это был писк моды.

Увлечения и привычки

Невзирая на то, что Ломоносов верил в науку, он был неравнодушен к религии, церковной грамоте. В храмах Михаил не упускал возможности выступить на клиросе. А именно, прочесть перед прихожанами священное писание, спеть хвалебные гимны.

Особое место в жизни занимала и поэзия, в которой Ломоносов преуспел. Михаил написал строки, вдохновившие на создание музыки великих композиторов. Ему приписывают и авторство произведений в иных вариантах формы и стилистики. Все они одинаково красивые, демонстрирующие талант Михаила Васильевича.

Знакомые Ломоносова редко видели его без книги. При этом он не ограничивал себя научными трудами, знакомясь с литературными творениями разных жанров. Любознательным ученый оставался до конца своих дней.

Каким должен быть ученый по мнению Ломоносова

М. В. Ломоносов считал что ученый должен иметь жгучую жадность к знанием и всему новому. Ученый должен бредить открытиями и тогда рано или поздно так и будет. История показывает что Ломоносов оставил свой след почти во всех видах науки, а следовательно он был прав каков должен быть ученый.

Ломоносов безгранично верил в ум и созидательную силу русскогонарода, неисчерпаемость его таланта, сам являлся тому ярчайшим примером.

Михаил Васильевич родился и вырос в северном крае России, возлеАрхангельска, где не было помещичьего землевладения, помещичьей кабалы,где русские крестьяне и рыбаки проявляли мужество, отвагу, настойчивостьв борьбе с суровой природой. Отсюда его независимость и чувствособственного достоинства.

Ломоносов сам творец своей судьбы. Влекомый жаждой знаний, онпешком, без денег уходит из родного дома за рыбным обозом — в Москву.Терпя нужду, на жалкие копейки успешно учится в московскойСлавяно-греко-латинской академии, а затем в числе лучших учениковотправляется в северную столицу — в Императорскую Академию наук ихудожеств.

В 1736 году за успехи в науке Ломоносов был отправлен в Германию— изучать горное дело и металлургию. Лишь в 1741 году он вернулся вПетербург.

В 1755 году в Москве с его помощью открывается Университет.

Этот великий человек сказал новое слово во многих отрасляхнауки. Всю жизнь он служил русскому просвещению, преодолевая на этомпути и косность, и зависть, и непонимание. Ему было безмерно трудно, итогда у него рождались грустные стихи. Ломоносова интересовало все, чтоотносилось к отечественной культуре.

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

. года покончили с либеральной политикой в области цензуры. Историк Соловьев отмечал, что цензура при Александре 3 была еще жестче, чем при Николае 1. Данные реформы Александра 3 . исторических деятелей, показана роль двоих - 2 балла, К 3 . время было для России мирным, сопровождалось . сочинения -1 балл Итого 11 баллов . 1881—1884) имели целью сгладить неблагоприятные для крестьян стороны реформы 1861 года .

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…

Воззри на плач осиротевших,

Воззри на слезы престаревших,

Воззри на кровь рабов твоих.

Могучий, многогранный, самобытный талант Ломоносова коснулсявсех сторон науки и культуры своего времени. Ломоносов известен какфизик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ итехнолог, литератор, историк и философ, — казалось, всюду он успевал иво все привносил новое, неожиданное, прогрессивное… Такойразносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а впоследующем уже никто.

Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана снаиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурнымразвитием, направлена на ее процветание. Историческое значениеЛомоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкогоразвития образования в России, привлечения в науку способных людей изнарода, показав личным примером, на какие подвиги способны люди радисвоей Родины.

Несмотря на то что со времени, когда жил и работал великийрусский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памятинародов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвященомного книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи,графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы иплощади, учебные заведения и школы.

Того, что сделал Ломоносов, включая его определяющий вклад встановление литературного и научного русского языка и поэзии, более чемдостаточно для вечной славы нашего замечательного соотечественника.

Примеры похожих учебных работ

САЛОН ШЕРЕР КАК МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ НАКАНУНЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 .

. целое. На этой странице искали : салон анны павловны шерер описание салон шерер в чем смысл сравнения салона шерер с прядильной мастерской салон анны павловны шерер что представляет собой хозяйка и посетители салона шерер Сохрани к себе на стену! .

Развитие М.В. Ломоносовым русской науки и культуры

. Я считаю, именно эта сторона деятельности Михаила Васильевича делает его особенно близким к русскому народу. Детство М.В. Ломоносова и трудный путь в науку Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского .

Вклад М.В. Ломоносова в науку и литературу

. за сына холмогорского дворянина. Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента . мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного .

Краткий реферат ломоносов

. член Королевской Шведской академий наук. Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости . сопровождая всё объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления .

Михаила Ломоносова давно нарекли хрестоматийной личностью. Каждый школьник с юных лет знает о выдающемся ученом или хотя бы о его существовании и узнает его облик на портрете.

Михаил Ломоносов: портрет ученого, сделанный по рисунку Шульце

В живописи XVIII века особым спросом пользовались картины с изображением людей. Во многом это было связано с потребностью людей оставить след в истории и передать потомкам информацию о том, как выглядели выдающиеся умы их времени.

портрет ломоносова

Такая личность, как выдающийся ученый, первопроходец во многих областях науки, энциклопедист, поэт и просто отличный человек с недюжинной физической силой не мог обойтись без внимания художников.

Портрет Ломоносова всем знаком с детства. Мало кто знает, что такое знакомое изображение ученого имеет несколько интерпретаций и порой очень трудно различить руку мастеров. Среди множества работ немалый интерес искусствоведов вызывает гравюрный портрет Ломоносова, написанный М. Шрейером по рисунку его коллеги и учителя Х. Шульце.

Композиция работы мало чем отличается от оной у Фессара, но при этом можно заметить, что Шрейер вносит ряд интересных деталей. Ученый не держит обе руки на столе, а сидит в открытой позе, обнажая свою грудь в по-домашнему неряшливо надетом кафтане. В одной руке Михаил Васильевич держит записи, а в другой перо. Его выражение лица выдает крайнюю задумчивость, но при этом можно уловить нотки энтузиазма во взгляде. Перед зрителем предстает портрет Ломоносова, который занят мыслительным процессом и при этом старается все тщательно зафиксировать на бумаге. Открытые перед ним книги лежат в рабочей небрежности.

Неожиданный факт о гравюре

михаил ломоносов портрет

Гравюра Шрейера, изображающая портрет Ломоносова, имеет одну особенность, над которой искусствоведы до сих пор ломают себе голову. Предполагается, что работа написана по рисунку Шульце, однако тот родился в 1749 году, что не увязывается с датой выполнения гравюры – конец XVIII века. При детальном рассмотрении картины можно заметить, что в открытой книге на переднем плане виднеется имя Петра I, а не Елизаветы, во времена которой жил Ломоносов. Общая композиция стилистически построена в духе барокко, хотя конец XVIII века считается периодом, когда в живописи господствовал классицизм. На основании этих несоответствий в искусствоведческом мире имеется предположение, что портрет Ломоносова руки Шрейера прошел несколько стадий своего развития, причем сам лично художник не контактировал с ученым. Изначально был создан портрет Михаила Васильевича, затем с него Шульце сделал рисунок. На последнем этапе Шрейер создал свою знаменитую гравюру по мотивам карандашного наброска своего учителя и коллеги.

Стилистические особенности гравюры

Андрианова Людмила Валентиновна

ВложениеРазмер
pustovidko_literaturnyy_portret_lomonosova.doc 936.5 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональный историко-просветительский конкурс

исследовательских и творческих работ студентов и школьников

Литературный портрет М.В.Ломоносова

Автор: Пустовидко Анастасия Анатольевна,

ученица 8А класса

муниципального бюджетного образовательного учреждения

г. Северодвинска Архангельской области

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

Тебе о! Гений несравненный!

Тебе поэзии Творец!

Плетут Россияне нетленный

Из лавров на главу венец;

В восторге стих Тебе слагают

И громко, громко восклицают,

Где лиры нежныя Отец?

Где Пиндар, росский наш певец?

Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью художественного образа Михаила Васильевича Ломоносова в произведениях поэтов XVIII-XX веков, исследуемого в канун 300-летия со дня рождения великого помора, а также личной потребностью изучения судьбы ученого и его вклада в теорию разных наук.

Проблема исследования - многогранность образа Ломоносова в представлениях писателей и поэтов.

На примере представленных произведений мы попробуем вывести собирательный художественный образ Ломоносова, представив, таким образом, его литературный портрет.

Объектом исследования являются произведения, главным героем которых является М.В.Ломоносов.

Предмет исследования: литературный портрет М.В.Ломоносова

Материал научно-исследовательской работы : языковая ткань текстов произведений, учебные пособия, словари, критическая литература.

Целью данной работы является выявление художественного образа Ломоносова в представлениях писателей и поэтов XVIII-XX веков.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи :

  1. Выделить произведения, главным героем которых является Ломоносов, и систематизировать их.
  2. Изучить особенности литературного портрета в лингвистическом и литературоведческом аспектах.
  3. Проанализировать общность и различие восприятия образа великого помора в представлениях различных поэтов.
  4. Обобщить полученные сведения об особенностях литературного портрета М.В.Ломоносова

Для решения поставленных задач нам было необходимо:

  1. - познакомиться с произведениями, главным героем которых является Ломоносов, и проанализировать его художественный образ;
  2. - изучить теоретический материал о литературном портрете и художественном образе героя произведения;
  3. - рассмотреть особенности портрета Ломоносова в историко-типологическом аспекте;
  4. - исследовать средства художественной выразительности, придающие образу Ломоносова самобытность и колорит.

Структура исследования следующая: работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, а также из заключения, библиографического списка и приложений.

Методы, которые мы использовали в ходе подготовки и написания научно-исследовательской работы: метод языкового наблюдения, сравнения, сопоставления, классификации, статистического подсчёта.

Библиографический список литературы , используемой в научно-исследовательской работе, представляют тексты произведений, критическая литература, учебники, пособия, словари и справочная литература.

Практическая значимость исследования заключается:

  1. в возможности обобщения художественного образа великого помора - М.В.Ломоносова, для создания литературного портрета гения, навечно запечатленного не только в области науки и искусства, но и в качестве героя поэтических и прозаических творений,
  2. в подробном изучении истории создания произведений для понимания художественного замысла их авторов,
  3. для поддержания интереса к феноменальной личности нашего земляка.
  4. для обогащения личного багажа знаний и представления данного исследования для широкой аудитории (класс, школа, город).

Портрет в литературе является одним из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Только ли о внешности героя можем мы судить по его литера турному портрету? Мы думаем, что нет. Изображая портрет героя, автор стремится раскрыть его внутренний мир, показать свое отно шение к герою, к его характеру и его поступкам. Нередко уточне нием, введением новых деталей в описание своих героев в ходе по вествования автор добивается более глубокого раскрытия своего за мысла.

В художественной литературе как искусстве словесном портрет является только одним из средств характеристики, употребляемом в композиционном единстве с другими подобными же средствами: развертыванием действия в сюжете, описанием мыслей и настроений героев, диалогом действующих лиц, описанием обстановки и т. д. Своеобразной системой таких средств характеристики и создается в литературе художественный образ , а портрет оказывается тем самым одной из сторон художественного образа. Среди всех других способов изображения портрет отличается особой зрительной наглядностью и вместе с пейзажем и бытовыми описаниями придает произведению особую силу изобразительности.

Литературный портрет является одним из способов создания характера, одним из средств создания художественного образа. Поэтому в связи с темой нашего исследования нас также интересует понятие художественного образа. «Образ художественный - особенная форма эстетического освоения мира, при котором сохраняется его предметно-чувственный характер, его целостность, жизненность, конкретность. Литературные образы создаются с помощью языка, речи. Образ - не просто копия или фотография какого-нибудь жизненного факта или человека, - писатель как будто заново создает жизнь и показывает ее в живой вещественности и движении. Воссоздавая жизнь в образах, писатель вместе с тем выражает через них свои чувства и идеалы.

Читайте также: