Сочинение совместимы ли понятия любовь и свобода

Обновлено: 04.07.2024

Рассказ “Макар Чудра” – романтическое произведение, созданное в 1892 году. И, как почти все ранние произведения Горького, оно проникнуто духом романтизма. Поэтому и герои тут не обычные люди, а цыгане – свободолюбивые и непокорные.

Это традиционные образы писателей-романтиков. Горький использует в рассказе цыган для того, чтобы поставить перед читателем вопрос о свободе и любви человека, о тех границах и смыслах, которые люди вкладывают в эти понятия.
Цыгане издревле связаны с понятиями “вольной” жизни и абсолютной свободы.

Они никому не подчиняются и как бы роднятся с природой, являются ее частью. Это люди-бродяги, скитающиеся по земле, но никогда не находящие себе пристанища.

Именно поэтому проблему любви и свободы можно наиболее ярко показать на жизни цыган, на их жизненной позиции.
В “Макаре Чудре” мы видим, что эта проблема встает отдельно у каждого из героев, а не между ними. Можно сказать, что это их внутренняя проблема. Каждый из героев для себя решает, что такое любовь и свобода.

Каждый дает свою оценку этим понятиям и пытается найти ответ на вопрос: “Что же важнее для человека, любовь или свобода?”

И каждый из героев приходит к выводу, что свобода важнее любви.
Любовь воспринимается и Раддой, и Лойко как поражение, как проигрыш в битве двух сильных натур. Да и сами любовные отношения между героями воспринимаются как противостояние, как борьба: кто кого одолеет, кто сможет “опутать”, ограничить свободу другого. Радда говорит Лойко: “Ну, слушай меня, Лойко, я тебя люблю!… Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом.

А еще вот что, Лойко: все равно, как ты не вертись, я тебя одолею, моим будешь”.
Радда утверждает, что любит, но будет женой Лойко только после того, как он при всех признает ее старшей, вернее, главной в их отношениях. А это значит, что она, Радда, будет указывать Лойко, что делать, как делать и зачем делать.
Для Радды важно осознавать свою победу над таким удалым цыганом, как ее Лойко. Это значит, что она будет ограничивать свободу своего любимого, оставаясь при этом независимой. Героиня не желает равноправных отношений и тем более не хочет подчиняться кому бы то ни было, даже любимому человеку.
Радда уверена в своей силе, в том, что она победит Лойко своей красотой и смелостью. Девушка не уступает ему в удальстве. Она признается любимому: “Волю-то, Лойку, я люблю! А без тебя мне не жить, как не жить тебе без меня.

Волю-то я люблю больше, чем тебя!”.
Радда подчеркивает, что судьбы их переплетены, им суждено быть вместе, но каким образом? Ведь девушка не может пожертвовать своей свободой даже ради любви. Но именно этого она ждет от Лойко.

Цыгана пленяет красота, смелость, храбрость Радды, но он никогда не сможет смириться с позором подчинения женщине.
Ведь он самый лучший из цыган: “Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи, и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. И мудр, как старик, и сведущ во всем.

Бывало, пойдет говорить – век бы не спал, слушал его! А играет – убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь играл!”
Конечно же, Лойко не согласен на роль, отведенную ему Раддой. Да и не только Лойко, но и все цыгане против этого: “Вот чего захотела чертова девка! Этого и слыхом не слыхано было; только в старину у черногорцев так было, говорили старики, а у цыган – никогда!” Так говорит старый цыган, Макар Чудра, но мы чувствуем, что за его словами стоит жизненная позиция всех цыган, а не отдельного человека.

Они тоже видят в любви угрозу “воле”.
Отношения между Раддой и Лойко можно назвать поединком. Чудра так и описывает их встречу у ручья: “А ну, думаю, они теперь равны по силе, что будет дальше! Дивно это было, брат! Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга, а оба такие хорошие, удалые люди!” И результатом этого поединка будет чья-то жизнь.

Мне кажется, что Лойко и Радда чувствуют свою обреченность, свою гибель, ведь девушка так и говорит: “Я знала, что ты так сделаешь”. То есть, оба героя стремятся к гибели, ведь именно в смерти они и видят абсолютную свободу. А жизнь для них – тюрьма, в которой они ограничены в своей свободе какими-то условиями и традициями.
Я думаю, что Радда специально унижала Лойко, играла на его чувствах, чтобы он разозлился до такой степени, что смог убить ее. Она понимает, что Лойко ни за что не подчиниться ей, но и ей не хочется терять свободу. Поэтому только смерть может решить проблему любви и свободы.

Так и происходит.
После смерти герои получают истинную, абсолютную свободу. Но находят ли они любовь? На этот вопрос, я думаю, ответ содержится в последнем абзаце рассказа: “А они оба кружились во тьме ночи.

Плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”.

На первый взгляд между любовью и свободой тяжело найти противоречия. От искренней и взаимной любви ждут чувства окрыленности, поддержки, взаимопомощи и счастья. В этой возвышенной связи человек зачастую ищет свободу и спокойствие.

Писатель 20 века М. Горький смог нарисовать яркий пример открытого конфликта любви и свободы. В его рассказе "Макар Чудра" читатель видит двух сильных персонажей: дочь цыганского барона Рада и приезжий Лоика. Гордая и свободолюбивая девушка была самой желанной и завидной невестой в таборе Данило. Многие пытались добиться её внимания, но все были отвергнуты: "Не место орлице в вороньем гнезде". Рада не хотела расставаться со своей свободой (в угоду) мужу. После того как девушка при всём таборе опозорила Лоика, исхлестав его по ногам и повалив на землю, она приходит к нему и признаётся в любви.

Но свободу Рада любит больше, поэтому ставит условие для замужества: она просит Лоика склониться перед ней. Мужчина выполняет условие, произносит: "Сейчас я проверю твоё сердце на прочность", и убивает девушку, а затем и себя.

История Рады и Лоика показывает, как любовь к свободе и любовь к человеку сталкиваются и оборачиваются трагедией. Все ждали от девушки смирения и покорности, хотя бы ради любимого мужчины, но даже для него Рада не смогла отречься от свободы. Я думаю, что раньше, когда традиции имели бОльшую силу и брак для цыганской женщины служил оковами, любовь и свобода действительно были несовместимы. Для гордого Лоика, колоритного представителя цыганского народа, было немыслимым и невозможным без надлома в личности склониться перед женщиной, поэтому, выполнив условие Рады, он не мог не убить её и себя.

Рассказ "Макар Чудра" научил меня больше ценить то, что в современном мире любовь не считают любовью без партнёрства, умения идти на компромиссы и уступки. Хотя ты и не можешь совершать в любви всё, что взбредет в голову, и идти куда вздумается, ведь вместе с тобой идёт любимый человек, твоя свобода остается с тобой. Искренняя любовь порождает желание делать родных счастливыми, не ограничивать их свободу, даже если сам ты станешь от этого несчастным. В такой любви цель и смысл твоей свободы — счастье любимых людей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Рубеж XIX—XX вв. — это время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в том числе и у Максима Горького, раннее творчество которого (в частности, рассказы) вызвали целую бурю мнений и споров.
Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим произведениям. Во-первых, потому, что в них писатель несколько идеализирует своих героев, наделяя их исключительными качествами. Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. Уже в одном из первых своих рассказов под названием “Макар Чудра” Горький высказывает собственную точку зрения на эти проблемы, дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: “Свобода для человека — главнее всего на свете”.
Рассказ об удивительной гордой любви Лойко Зобара и Радды — это гимн свободе. Для Зобара и Радды свобода, воля — главное в жизни. “Никогда я никого не любила, Лойко, атебя люблю. А еще я люблю волю. Волю то, Лойко, я люблю больше, чем тебя”, — говорит Радда. Даже любовь, то прекрасное чувство, силу которого воспевали люди веками, оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе. И поэтому логичен драматический исход рассказа: смерть обоих героев.
При чтении рассказов Горького читателю часто приходится задумываться над понятием “абсолютной свободы”. Это понятие является жизненным идеалом для многих героев Горького. Но в своих произведениях писатель показывает, что “абсолютная свобода” недостижима: стремление к ней часто приводит героев к конфликту с обществом. Однако, считает Горький, к этому идеалу можно немного приблизиться. Каким образом? Ответ на этот вопрос дается в рассказе “Челкаш” — самом значительном, по моему мнению, раннем рассказе Горького. Герой рассказа — вор, босяк, ведущий совершенно иную, чем большинство других людей, жизнь. В рассказе “Челкаш” происходит сопоставление романтического образа бродяги и вора с духовно убогим, жадным и жалким крестьянином Гаврилой. —И выводы в результате данного сравнения делаются далеко не в пользу последнего. “Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким!”.
Тип босяка в рассказах Горького является продолжением темы маленького человека в русской литературе. Но горьковские босяки оказываются нравственно выше власти денег, они — свободные люди в несвободном обществе.
Одним из первых в литературе Горький поднимает проблему женской свободы. Об этом его рассказ “Мальва”. В нем писатель рисует образ женщины, которая пытается обрести право на свободу, на честную и открытую любовь в изначально несвободном обществе. Героиня дает понять мужчинам, что не желает зависимости ни от них, ни от кого бы там ни было.
Таким образом, герои ранних произведений Горького — свободные, вольнолюбивые люди, и каждый из них понимает свободу по-своему. Любовь и свобода в произведениях Горького сходятся гибельно, трагически, оказываются несовместимыми. Свобода не приносит счастья, так же как не приносит его и любовь. Многие герои Горького — беспокойные люди, ищущие свое место в жизни, нередко конфликтующие с обществом.
Проблемы, поставленные писателем в начале века, остаются актуальными и по сей день. Ценность свободы и стремление к ней всегда волновали людей, но далеко не каждому хватает мужества для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к своей мечте.

Любовь и свобода – две стороны одной медали, то есть они не могут существовать друг без друга. Мало кто задумывается об их взаимосвязи, но это действительно так. Без свободы любовь не может даже существовать, ведь свобода – это пространство, куда любовь может распространяться, которое любовь может заполнять. А если пространства нет, то свобода не может увеличиваться, расти. Если нет пространства для любви, то она просто уходит.

Любить и дать свободу другому – это уже высшая форма любви и свободы. А это значит отказаться от потребности в ком-то, от зависимости от кого-то, от ожидания чего-то от любимого, от ревности, если он направляет свою любовь на работу, на детей, на увлечения, на других людей. Вспомним, что любовь – это космическая, живая, мыслящая субстанция. Я верю в то, что в такой любви растворятся все обиды, страхи, весь негатив. Невозможно проявить истинную любовь к себе и к другому человеку, когда забываешь о свободе.

Если о любви всё-таки думают и говорят, то о свободе во много раз меньше. А ведь без свободы нет истинной любви, как и без любви нет истинной свободы! Любовь и свобода настолько взаимосвязанные категории, что это на самом деле – одно!

Полная свобода каждой личности – вот естественный и духовный путь развития! Отсутствие в сознании человека этой мысли мешает истинному проявлению любви.

Если бы люди думали о свободе столько же, сколько думают о любви, осознавали бы их неразделимость и стремились к раскрытию свободы, как и любви, то жизнь на Земле изменилась бы коренным образом. Любовь человеческая в этом случае приобретает божественность.

Когда в любви нет или недостаточно свободы, возникает ревность, ненависть или любовь отождествляется с жалостью, и человек идет на самоуничижение, а затем на самоуничтожение.

Если этот принцип – принцип полной свободы – поставить во главу угла отношений мужчины и женщины изначально, с момента зарождения отношений, то исчезнут привязки, желание превратить партнёра в свою собственность. Тогда и разводов будет значительно меньше, и любовь сильнее (свобода усиливает любовь!), и пространство любви, в котором дети будут счастливы, больше. Дети, рождённые и воспитанные в любви и свободе, растут гармоничными, и гармоничными же будут их отношения с жизнью.

На самом деле свобода не приходит, и ее не дают – она есть в человеке изначально. Человек есть сама свобода! Свобода не может быть неполной. Она или есть, или ее нет.

Поэтому малейшее ущемление свободы есть ущемление самой сути человека, и оно мучает, унижает его и заставляет отдавать жизнь ради свободы.

Каждая душа приходит в эту жизнь решать свои задачи, приобретать свой опыт, и никто не имеет права нарушить свободу воли этой души. Даже Бог не делает этого! А человек зачастую берёт на себя право ограничивать свободу другого человека! За что и получает множество проблем.

Считать, что если есть печать в паспорте, то имеется полное право на судьбу другого человека, – это абсурд.

Сейчас многие считают себя верующими людьми, но Бог есть абсолютная любовь и абсолютная свобода! Не соблюдение ритуалов, а любовь и свобода, проявленные в жизни, – вот истинная вера в Бога.

Полная свобода – основа взаимоотношений, иначе они не приносят счастья.

Святая материнская любовь превращается в чудовище, пожирающее своих детей, именно из-за нарушения свободы своей и другого человека. Там, где нет свободы, нет любви!

Очень важная характеристика свободы – радость… Истинное ощущение свободы – это ощущение радости. И чем больше свободы – тем больше радости… Это действительно самая объективная оценка того, что свобода есть. Когда в любви присутствует радость, значит, в ней есть и свобода. Когда в состоянии свободы присутствует радость, это говорит о том, что в этой свободе есть любовь. Стремитесь жить так, чтобы каждый момент жизни был радостным.

Одной из черт свободного человека я считаю умение слушать и понимать себя, научиться видеть себя таким, какой ты есть, без лжи и оправданий. Умение находить свои недостатки, вытаскивать наружу свои страхи, работать с ними, лепить из себя настоящего человека – ещё один шаг для меня на пути к счастью.

В моём понимании свобода – это состояние любви и гармонии с Миром. Человек, имеющий в себе свет, желание быть счастливым, обязательно должен уметь работать над собой, видеть знаки, с достоинством проходить жизненные уроки и радоваться жизни каждую её секунду.

Любовь проявлена во всех элементах жизни, но особо она связана с женщиной. Женщина придаёт любви особую краску и величайшую глубину, которую не познать ни в каком другом взаимодействии. А вот вторую сторону любви – свободу – женщины, как правило, не проявляют в жизни в таком же объёме, как любовь. Они чаще всего собственницы, большие собственницы, и вот здесь корень практически всех их проблем. Чем больше разница между количеством любви и свободы, тем больше проблем в жизни. Простая истина. Пришло время осознать её и претворить в жизнь.

Существует распространённое заблуждение, что можно насильно заставить человека быть тем, кем хочешь ты. Но, ограничивая свободу другого, ты ограничиваешь себя, и рано или поздно, как в этом случае, насилие вернётся к насильнику. Нельзя подстроить Мир под себя, под свои комплексы и нерешённые задачи – Мир вернёт всё с лихвой.

Давать свободу другому нужно не вследствие равнодушия к нему! Безразличие к жизни близкого человека, своей жизни – это уже уход от Бога. И когда в окружении человека появляется кто-то, к кому он относится равнодушно, – это сигнал о том, что данный человек отворачивается от Бога. Следует задуматься о своей жизни, о своём понимании Мира. Что-то не так в этой жизни, этом мировоззрении. Равнодушие – это тест на веру в себя, в Бога, то есть на веру в Жизнь, Любовь, Радость, Свободу, ибо это всё и есть Бог.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЮБОВЬ И СВОБОДА

ЛЮБОВЬ И СВОБОДА Он, Она и… Почему человеку так необходимо сделать что-то, чтобы его полюбили, признали, обратили внимание? Понятно, что признание для многих (если не сказать – для всех) очень важно. Только в каких-то случаях оно становится жизненно необходимым. Делаем

2.8. Лосева В., Акуньков А. Свобода от тела — свобода от мысли?

2.8. Лосева В., Акуньков А. Свобода от тела — свобода от мысли? Улыбающийся супермен с рекламного плаката, выполненного в стиле голландской живописи и изображающего стол с огромным количеством всяких яств, утверждает, что может съесть все это за один раз, не испытывая

Как связаны между собой тревога и стресс

Как связаны между собой тревога и стресс Стресс представляет собой одну из форм тревоги, причем зачастую неосознанную и подавляемую. Чувство опасности при стрессе возникает в том случае, когда мы чувствуем, что нам не хватает сил или способностей для того, чтобы

Любовь и ревность между женщинами

Любовь и ревность между женщинами Луис. Я вам расскажу еще одну вещь о другом. Это относится только к тому случаю, когда я действительно почувствовала ревность, и это очень интимно. В этом все дело. Знаете, когда вы все больше и больше привязываетесь к людям, то становится

Любовь и свобода

1. Как связаны между собой память, мотивация и внимание!

1. Как связаны между собой память, мотивация и внимание! Интересующие вас вещи вы запоминаете легко, а вещи, вас не интересующие, — с большим трудом. Это обстоятельство достаточно убедительно доказывает существование связи между памятью, мотивацией и вниманием. Механизм

Как проблемы связаны с мыслями

Как проблемы связаны с мыслями Существует прямая связь между оценкой жизни как плохой, неправильной, хуже и навязчивой потребностью думать. Разум любит проблемы. Он активизируется и начинает искать решение. И если вы продолжаете оценивать обстоятельства как

Любовь, вожделение и свобода на озере Лугуху

Любовь, вожделение и свобода на озере Лугуху Смелое заявление Саймонса есть декларация его веры в теорию вклада мужчины в потомство и в важность для него отцовства. Но по обоим пунктам своего утверждения Саймонс оказался категорически неправ. В конце 1970-х, когда его

Упражнение № 9. Свобода и либерализация (фальшивая свобода)

Упражнение № 9. Свобода и либерализация (фальшивая свобода) Вступление:Как на уровне любви существуют любовь и влюблённость, так и на уровне свободы у нас есть чувство настоящей свободы и чувство, которое на самом деле оказывается фальшивой свободой. Чувство

Глава 1 Здоровье и ум – связаны они или нет?

Глава 1 Здоровье и ум – связаны они или нет? В первый год жизни ребенка все молодые мамы озабочены одним: а сколько весит мой малыш, не отстает ли в весе и росте? Они свое чадо постоянно взвешивают, измеряют и очень страдают, если вдруг оно недотягивает в параметрах до нормы.

Читайте также: