Телешов домой сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Во время переселения в Сибирь семейная пара умирает от тифа и их маленький сын Семка остаётся сиротой. Бедный ребёнок остался совсем один, он вспоминал родной дом, и тосковал по друзьям.

Находясь в переселенческом приемнике, мальчик решает сбежать, и отправляется в родное село. В Сибири живёт добродушный народ, на протяжении всей дороги домой Семку подкармливали, кто, чем сможет. Хорошо, что стояло лето, и ночевать он мог под открытым небом. Он хорошо арентировался и был точно уверен, что идёт по правильному пути и скоро окажется в своем родном селе. Он шел без устали и радовался свободе, лишь иногда его подвозили проезжающие мимо повозки.

Много деревень и дорог уже прошел Семка, у встречающихся ему людей он спрашивал, далеко ли до Расеи, ему отвечали, что далеко к зиме доберешься.

Чем дальше он шел, тем ближе чувствовал приближение осени. Семка не огорчался, ему казалась, раз скоро зима значит и родное село уже совсем рядом. Встретившийся ему на пути добрый дедушка предложил ему идти вместе, и они не торопясь побрели дальше.

Семка простудился и с трудом мог идти, тогда незнакомец сказал, что надо в больницу. Далее Мальчик очнулся в больнице, а дедушки рядом не было. Когда Семка почти поправился он, подошел к окну, и увидел в толпе арестантов своего спасителя. Семка заплакал и, колотя по стеклу, звал дедушку, а сторож сказал, успокойся, ты ведь ребенок, и тебя скоро вернут на родину. Дедушка был бывшим каторжником и ценной собственной свободы спас жизнь Сеньки.

Также читают:

Рассказ Домой (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Действие произведения разворачиваются осенью 1819 года в пансионе Воке. Здесь проживают 7 жильцов, которые презрительно относятся к папаше Горио, который, по их мнению, несколько лет назад занимал лучшую комнату.

По жанровой направленности произведение относится к разряду небольшой повести, основная тематика которой заключается в изображении преемственности поколений и раскрытии проблемы нравственного выбора.

Воблу очистили и оставили вялиться, и радуется вобла, что оказалась без внутренностей: мыслей, чувств, совести. Остаются в ней только молоки, а сама она становится более благонадежной. Вобла никого больше не задевает своими чувствами


В 1897 году 30-летний Николай Телешов отправился в долгое путешествие по Сибири, где он изучал жизнь переселенцев.

Этой теме и посвящен рассказ "Домой". Родители Семки -- те самые переселенцы, они умерли от тифа, и Семке невмоготу жить одному в Сибири, в бараке для таких же обнищавших и голодных людей.

Он бежит "в Расею", в родное село. Дороги, конечно, не знает -- мальчику всего 11 лет, помнит речку, переправу -- и только.

Кормили его сердобольные женщины, а мужчины подвозили на телегах.

Через несколько недель встречает он попутчика, "дедушку", и идет дальше с ним -- вместе им идти веселее.

Но в пути мальчик заболевает, и спутник на руках приносит его в больницу. А кто же он сам? Оказывается, беглый каторжник.

И его узнают, заковывают в кандалы и отправляют назад, в Сибирь.

Вот так, ценой собственной свободы, если не жизни, спасает человек Семку.

Добрые люди встречаются везде.

У Телешов есть целый цикл произведений, посвященный теме переселеньчества в России. Это описание тягот и нужды простых людей, которые шли на освоение сибирской земли, в надежде хоть чуть-чуть облегчить свою жизнь. Трагические судьбы детей, оставшихся без родителей в чужой стороне, становятся главной темой его произведений, в частности, рассказ "Домой" - это описание обратного пути в Расею 11-летнего сироты Семки, который знакомится с дедушкой неизвестным, ставшим его ангелом-хранителем, когда подросток тяжело заболевает.

Краткое содержание рассказа "Домой" для читательского дневника

  1. Семка становится сиротой, его родители умирают от тифа, и мальчика поселяют в барак переселенцев, где все ему кажется чужым и ненавистным.
  2. Воспоминания о родном селе Белое и друзьях заставляют его бежать из барака в надежде вернуться на свою малую Родину.
  3. Сибирь не удивляется тому, что ребенок один идет по ее дорогам, а жители этого сурового края, ничего не спрашивая, просто помогают мальчонке: мужики подвозят на телегах, женщины выносят хлебца, и даже неприветливый местный рыбак-охотник, перевозит Семку на своей лодке.
  4. Вскоре парнишка узнает, что до зимы он должен дойти до своей Расеи, потому с радостью встречает начало осени - предвестника "близкого" конца пути.
  5. Миновав незнакомый город и зайдя снова на лесные дороги, Семка встречает незнакомца, старика, который делится с ним своей скудной едой, и они уже вместе бредут по тракту.
  6. В беседах дед высказывает юному спутнику сомнения в том, что он попадет к зиме в свой край, ибо одежонка слишком тоща для наступившей погоды.
  7. Но вот уже потянулись более голодные места, значит, за горами уже близехонек конец их путешествия.
  8. Осенняя сырость и непогода приносят болезнь Семке, а дедушка неизвестный оказывается перед выбором: спасти мальчика, отнеся его в больницу, чем раскрыть себя перед властями, или же бросить его.
  9. Семка приходит в себя уже в палате, а сквозь окно видит закованного в цепи дедушку, которого снова ведут на каторгу.

Этот рассказ Телешова начинается с того, что из переселенческого барака, сбегает 11-летний Сёмка. Родители мальчика умерли по дороге, а Сёмка решился на побег потому, что его тяготило одиночество и неприкаянность.

Люди в Сибири были щедрыми и жалостливыми и поэтому, в дороге Сёмка не голодал, а летние ночи были тёплыми.

Сёмка кое-что помнил о родной деревне и считал, что он её с лёгкостью найдёт.

Осенью ему встретился старик, который поделился с ним хлебом и дальше они шли вместе.

Когда начались заморозки, Сёмка заболел. Старик отнёс мальчика в город в больницу, где старика арестовали, поскольку он оказался беглым арестантом.

Суть этого рассказа сводится к тому, что в груди, казалось бы потерянных для общества людей, может скрываться доброе сердце.


С содержанием этого совсем короткого сказочного рассказа Николая Сладкова можно ознакомиться ниже.

Как видим, рассказ построен в форме диалога сороки и зайца. Сорока спрашивает трусливого у зайца, насколько ему могут помочь различные органы других животных (лисьи зубы, волчьи ноги, рысьи когти).

А заяц сокрушённо отвечает, что это ему не поможет, поскольку душа-то у него всё-равно заячья.

Видимо, главной мыслью этого произведения можно считать, что никакие ухищрения не могут помочь в изменении качеств, которыми наделила сама природа.

Применительно к человеку, можно сказать, что сколько его не вооружай, он не станет героем, а останется трусом, если у него такая природа.



Воротничок. Краткое содержание для читательского дневника.

В этой сказке Андерсена рассказывается о франтоватом Воротничке, который любил похвастаться своими достоинствами, которых у него было совсем немного.

Воротничку нравилась чулочная подвязка, но она оказалась чересчур скромной, фривольные развязные речи Воротничка, вгоняли её в краску.

Затем, Воротничок сватался к гладильной плитке. Но плитка даже не дослушала его до конца, проехалась по нему.

Подкатывался Воротничок и к ножницам, расточая ей комплименты за стройные ножки. Но был отвергнут и покалечен

Затем, Воротничок нахваливал зубки гребёнки, но у гребёнки уже был жених.

После того, как Воротничок был всеми отвергнут, он стал презирать женитьбу.

После попадания на бумажную фабрику, Воротничок пожелал бумажным листом и его желание было удовлетворено.

Так Воротничок был наказан за излишнее хвастовство.

Египетская принцесса в образе лебедушки прилетела в Данию за цветком лотоса для исцеления больного отца. Она оказалась в плену у болотного царя. Их дочку аист подкинул жене викинга. Хельга, как назвали девочку, днем была красавицей со злобным и диким нравом, а ночью превращалась в кроткую печальную жабу. Через 16 лет ее преобразила встреча с христианским священником.

Хельга с матерью вернулись в Египет, и фараон выздоровел. Во время свадьбы Хельги с аравийским принцем ей явился погибший христианин. Хельга упросила его показать ей небесную обитель. А когда вернулась, оказалось, что прошло уже много-много лет. Она увидела в саду памятник и узнала в мраморной скульптуре себя. Когда взошло солнце, на земле лежал цветок лотоса, а Хельга исчезла.

Совсем не детская сказка. О любви, вере, противоборстве светлого и темного начал в человеке.


По телу спящего льва пробежала мышка. Проснувшийся лев схватил ее. Мышка пообещала отплатить льву добром, если он отпустит ее. Льву стало смешно от такого обещания, и он отпустил мышь.

Через какое-то время лев попал в руки охотников и оказался привязанным к дереву. На рев пойманного хищника примчалась мышь. Она перегрызла веревку, освободив льва. И назидательно сказала ему, что зря он сомневался в ее словах. На самом деле, даже крохотная мышка может оказаться полезной.

Мне рассказ показался очень необычным: совершенно простой сюжет, но написано так, что просто захватывает дух и ты сам готов бежать вместе с Дугласом - вдаль, без остановки, в новенькой паре теннисных туфель.

Итак, главный герой -- мальчик Дуглас. Возвращаясь с родителями из кинотеатра, он видит в витрине обувного магазина теннисные туфли и сразу представляет, как хорошо было бы бегать в них все лето.

Отец напоминает, что у него есть прошлогодняя пара, но ведь это совсем не то, они были хороши для прошлого лета, а сейчас нужны новые! "Накопи за полтора месяца", - предлагает отец тогда, однако через два месяца лето кончится.

Мальчик не спит ночью, снова и снова приходит к магазину полюбоваться туфлями и наконец выкладывает старому продавцу мистеру Сэндерсону свой план: он платит часть стоимости, а остальных денег у него нет, поэтому он будет выполнять все поручения продавца, станет курьером у него. в новых туфлях!

Продавец задумывается, и Дуглас предлагает ему самому надеть эти туфли и почувствовать всю полноту жизни, когда ты словно обгоняешь ветер. Мистер Сэндерсон уступает -- и мальчик надевает новые туфли, получает список дел на сегодня и уносится с поручениями. Они в расчете!

Во время переселения в Сибирь семейная пара умирает от тифа и их маленький сын Семка остаётся сиротой. Бедный ребёнок остался совсем один, он вспоминал родной дом, и тосковал по друзьям.

Находясь в переселенческом приемнике, мальчик решает сбежать, и отправляется в родное село. В Сибири живёт добродушный народ, на протяжении всей дороги домой Семку подкармливали, кто, чем сможет. Хорошо, что стояло лето, и ночевать он мог под открытым небом. Он хорошо арентировался и был точно уверен, что идёт по правильному пути и скоро окажется в своем родном селе. Он шел без устали и радовался свободе, лишь иногда его подвозили проезжающие мимо повозки.

Много деревень и дорог уже прошел Семка, у встречающихся ему людей он спрашивал, далеко ли до Расеи, ему отвечали, что далеко к зиме доберешься.

Чем дальше он шел, тем ближе чувствовал приближение осени. Семка не огорчался, ему казалась, раз скоро зима значит и родное село уже совсем рядом. Встретившийся ему на пути добрый дедушка предложил ему идти вместе, и они не торопясь побрели дальше.

Семка простудился и с трудом мог идти, тогда незнакомец сказал, что надо в больницу. Далее Мальчик очнулся в больнице, а дедушки рядом не было. Когда Семка почти поправился он, подошел к окну, и увидел в толпе арестантов своего спасителя. Семка заплакал и, колотя по стеклу, звал дедушку, а сторож сказал, успокойся, ты ведь ребенок, и тебя скоро вернут на родину. Дедушка был бывшим каторжником и ценной собственной свободы спас жизнь Сеньки.

Также читают:

Рассказ Домой (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Действие произведения разворачиваются осенью 1819 года в пансионе Воке. Здесь проживают 7 жильцов, которые презрительно относятся к папаше Горио, который, по их мнению, несколько лет назад занимал лучшую комнату.

По жанровой направленности произведение относится к разряду небольшой повести, основная тематика которой заключается в изображении преемственности поколений и раскрытии проблемы нравственного выбора.

Воблу очистили и оставили вялиться, и радуется вобла, что оказалась без внутренностей: мыслей, чувств, совести. Остаются в ней только молоки, а сама она становится более благонадежной. Вобла никого больше не задевает своими чувствами

- обучение анализу текста художественного стиля, подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;

- совершенствование умения аргументировать и доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу;

-совершенствование приемов работы с текстом , развитие навыка устного выступления;

-стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся.

- способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
- прививать интерес к художественной литературе

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Средства обучения: тексты, рабочие листы

На доске - эпиграфы:

Перед каждым человеком
стоит неизбывная задача: быть
человеком сегодня, завтра, всегда.
Ч. Айтматов “Плаха”

И птица гибнет, и человек унижается.

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем.

Подготовка к работе на уроке.

II . Стадия вызова:

- Исправьте ошибки в плане сочинения-рассуждения.

1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.

2. Отражение позиции автора.

3. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста с пояснениями.

4. Отношение к позиции автора.

5. Смысловая связь примеров – иллюстраций.

2.Прочитать на стр.336-338 критерии оценки сочинения

Давайте обратимся к инструкции сочинения.

Читают критерии оценки,

структуру сочинения - рассуждения

Зачитывают формулировку задания

2.Постановка целей и задач урока

Какие цели ставите для себя сегодня на уроке? Наша главная задача?

Отвечают на вопросы, ставят цели урока, формулируют проблему.

- Научиться вычленять главную информацию в тексте, писать сочинение по данному тексту в соответствии с алгоритмом.

-Как научиться правильно понимать исходный текст художественного стиля?

3. Пробуждение интереса к получению новой информации

- Мы будем работать по тексту Н.Д. Телешова. Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

- Как вы думаете, это сказка о том, что человек должен любить и беречь природу, или она имеет более глубокий смысл?

-О чём же эта сказка?

-Так что же такое человек и природа? Ваши ассоциации?

Мозговой штурм – на первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме - существительные, прилагательные, глаголы. Работают в паре или индивидуально.

Записывают эпиграф, объясняют смысл.

- мотив одновременности; взаимосвязь природы и человека; тесный узел

Работают с таблицей

Что не известно по теме текста

Что нового я узнал из текста по теме

Человек любуется, восхищается, любит, ценит, жизнь, красота, выбор, назначение, добро, зло.

III Стадия "осмысления”.

1этап – получение новой информации.

1.Что вам известно об авторе текста?

- Краткая биографическая справка о писателе.

Н.Д. Телешов – известный русский писатель, директор музея Художественного театра, интеллигентный, умный человек, коренной москвич. Он прожил 90 лет. А родился в 1867 году в купеческой семье, закончил коммерческую академию, много путешествовал.

Любовь к своему народу, родине, чуткость, отзывчивость, доброта – вот качества, характеризующие этого человека, писателя, гражданина.

Выберите эпиграф, характеризующий личность писателя.

Жизнь и творчество раскрывают качества Н.Д. Телешова.

Читают материал биографической справки (распечатка на каждом столе)

Ч. Айтматов “Плаха”

2.Осмысление новой информации.

-Чтение с остановками

этапы: чтение — вопросы по тексту — предположе

Прочитаем текст Н.Д. Телешова. Текст разделен на смысловые части.

- С чего начинается данный текст?

- Как вы думаете, почему в светлых воспоминаниях Изольды звучит тревога? Почему она не знает покоя?

-В жизни каждого из нас бывают ситуации, когда мы стоим перед нравственным выбором. Какую проблему поставила жизнь перед Изольдой?

-- Почему две оставшиеся в живых цапли говорят с Изольдой о трагедии с горечью, но без ненависти?

- - К каким последствиям для Изольды и цапель привело решение принцессы убить одну птицу?

-Как вы думаете, почувствует ли принцесса душевное облегчение после увиденного сна и какое решение она примет?

-Как бы вы поступили на месте Изольды?

- Удастся ли принцессе Изольде загладить свой поступок, свою вину?

- Какие слова, по вашему мнению, скажет король дочери?

- Согласны ли вы с тем, что сказал мудрый король Изольде?

- Какая истина откроется принцессе?

-Что же произойдет дальше, как вы думаете?

Тексты у каждого на столе. (Подготовка к ЕГЭ 2020, книга 2, стр.57

Отвечают на разные вопросы по тексту, прогнозируют события

3.Систематизация полученных знаний, сравнение нового с известным.

Составление логической цепочки

Прочитать еще раз текст, отметив значком (!) основные положения.

Выписать ключевые фразы в правую колонку. Зачитать.

- Пишу ключевое слово проблемы.

- Пишу ассоциации, связанные с этим словом.

2.Учимся определять проблему.

Проанализируем записи и запишем проблему.

Составляют логическую цепочку по ключевым словам: удовольствие – бездушие, зло – стыд, раскаяние - ответственность

Работают в паре или индивидуально

Давайте запишем начало нашего сочинения (шаблон - вступление)

– Какова тема текста? (см. мозговой штурм – ключевые слова)

- Пишу ключевое слово проблемы.

- Пишу ассоциации, связанные с этим словом.

В тексте несколько проблем. Писать будете по одной. Зачитать логическую цепочку. Остановимся на последней ключевой фразе - ответственность

Работая по тексту, ученики отмечают !ключевые фразы и заполняют таблицу. Ищут информацию.

Читают текст, работают над основными положениями. Выписывают ключевые фразы по тексту.

Заполняют правую колонку таблицы. Анализируют рабочий материал.

Составляют 2-3 предложения, созвучных проблеме. Это вступление.

Что нового я узнал из текста по теме

…приказала убить одну из нас, чтобы завладеть

хохолком для… свадебного наряда…

Нас убивали без жалости, без разбора…

Стыдно ей было…покаялась в злом поступке.

И птицы гибнут, и человек унижается.

Мало не делать зла: нужно делать добро.

… причиняя зло,…ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем не такое.

Человек должен любить Родину, ценить жизнь, беречь красоту. Он часто стоит перед нравственным выбором. Но в окружающий мир, который дарит ему красоту, он не должен нести зло. Таково его назначение.

Составляют логическую цепочку, пользуясь записанными ключевыми фразами из таблицы.

1 – выбор ради удовольствия;

2,4 – бездушное отношение к птицам;

3 – стыд, раскаяние

5- ответственность человека за свои поступки.

Ключевые слова: удовольствие – бездушие, зло – стыд, раскаяние – ответственность

4.Планирование групповой работы: учитель объясняет задачи

Работа в группах. Каждая группа получает задание.

1. Текстуальный тип комментария. Учитель объясняет задачи.

см. шаблон комментария.

- Напишите комментарий, помня, что его объем должен составлять не менее 7 предложений.

Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления? Подчеркиваем ключевые слова и фразы.

В тексте можно выделить два фрагмента, иллюстрирующих проблему. Как Н.Д. Телешов доказал свою мысль?

Перечитать поставленный вопрос:

Несет ли человек моральную ответственность за свой поступок, который может привести к печальным последствиям в жизни окружающего мира? – это проблема текста (вопрос)

и найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция или основная мысль.

Перечитайте еще раз проблемный вопрос.

Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами.

Перечитываем все, что у нас получилось.

Подводим итог - пишем заключение.

Обратим внимание! Каждый этап работы – отдельный абзац текста. (7абз.)

1-ая группа пишет 1 пример - иллюстрацию и пояснение к нему.

2-ая группа- 2 пример – иллюстрацию и пояснение.

3-ья группа – смысловая связь и позиция автора

4-ая группа- отражение своего отношения к позиции автора и вывод.

Взаимопроверка рабочего материала в группах.

1-ая группа, используя клише, работает над 1-ым комментарием.

Автор повествует, что принцесса Изольда приехала к отцу на свою Родину, которую горячо любит. Но почему она потеряла покой? Ее мучает совесть. Ради своей прихоти для свадебного наряда когда –то она приказала убить одну цаплю. Цена этого поступка –жестокость, так размышляет автор. Аргументируя эту мысль, Телешов акцентирует внимание на монологе цапель. Явившиеся ей ночью две белые цапли рассказывают, как их уничтожали. Красивые белые цапли исчезли, их стали убивать, чтобы использовать красивый хохолок в нарядах – уничтожили весь род. Жизнь. Птицы понимают, что Изольда поступила так, не подумав о последствиях. Они без зла учат ее ответственности за свои поступки. Таков смысл монолога цапель.

2-ая групп- над 2 -ым комментарием, используя шаблон.

Взаимопроверка в группе.

3-я группа - смысловая связь и позиция автора.

Приведенные примеры дополняют друг друга и позволяют автору показать, что человек ответственен за всё, что происходит вокруг нас: о выборе жизненной позиции, о назначении человека – от этого зависит его судьба.

Позиция автора такова: человек должен предвидеть последствия своих поступков. Он несет ответственность перед окружающим миром

4-ая группа- отражение своего отношения к позиции автора и вывод.

Проблема, поставленная автором актуальна во все времена. Не бывает маленького зла, оно обязательно обернётся большим злом. Надо любить и ценить все, что нас окружает, надо творить добро. Люди, берегите все живое и будьте ответственны за это.

Читают материал, анализируют, выделяют нужную информацию для доказательства тезиса.

1.Целостное осмысление информации

2.Анализ всего процесса изучения материала

Каждая группа зачитывает данные задания

Целостное восприятие готового сочинения.

Стр. 335-339 - критерии оценки сочинения – оценивают работы

Сегодня вы работали над фрагментом из сказки Н.Д. Телешова

Чему научил вас прочитанный текст? Обратимся к эпиграфу..

Перед каждым человеком
стоит неизбывная задача: быть
человеком сегодня, завтра, всегда.

Ч. Айтматов “Плаха”

И птица гибнет, и человек унижается.

Составим синквейн. Напоминаю правила.

1 .Ответственность (1 сущ.).

2.Справедливая, человеческая(2 прил.).

3.Хранит, творит, помогает (3 глаг.).

4.Добро должно победить зло (фраза из 4-х слов).

Отвечают на вопросы.

Сочинение – рассуждение по тексту Д. Лихачева, стр. 351 или чистовой вариант сочинения по тексту Телешова– по выбору

Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2020 в 2-х книгах. Книга 2 / Л.И. Мальцева, Н.М. Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.,М.: Народное образование,2020.- 400с.

Рабочий лист урока.

Речевые клише для написания сочинения

1.Как сформулировать проблему?

Автор поднимает проблему.

Автор затрагивает важную проблему.

Автора текста волнует проблема.

Текст …заставил меня задумать­ся над проблемой.

Волнующую всех нас проблему. поднимает

Проблема. не может не волновать современ­ного человека. Задумался над ней и ….

Что такое. (В чем заключается. Какую роль в жизни человека играет. ) Эту важную проблему поднимает автор.

Автор, размышляя о…, предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой…

Как прокомментировать проблему?

- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?

- как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?

- какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?

- какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

Примеры – иллюстрации:

В качестве примера автор рассматривает…

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор обращает внимание читателя на …

Пояснение к примерам:

Этот пример показывает, что…

Этот пример убедительно доказывает, что…

Эти события(факты, примеры) помогают понять…

Связь между примерами:

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….

Для сравнения автор обращается к …

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

Как сформулировать авторскую позицию?

Позиция автора такова.

• Автор считает, что.

• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что.

• Автор убеждает нас в том, что.

• В тексте доказывается мысль о том, что.

• Основная мысль текста заключается в том, что.

• Таким образом, автор приводит нас к мысли, что…

Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…

В правоте авторской оценки не приходится сомневаться…

Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

Твое отношение к позиции автора:

Я согласен с мнением автора.

Не могу полностью разделить мнение автора…

Безусловно, автор прав.

Моя точка зрения совпадает с позицией автора…

Трудно не согласиться с автором.

Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…

Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…

Известный ученый/ писатель/ деятель/. об этом говорил так…

Как сделать вывод?

Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Клише для вывода:

После прочтения этого произведения становится понятно…

После знакомства с героями произведения понимаешь…

Прочитав произведение, осознаешь…

Автор стремился показать.

Автор хочет, чтобы читатель понял…

Автор текста считает проблему важной

Как сделать вывод?

Таким образом, (обязательно сделай вывод, соотнеся его со СВОИМ тезисом)…

Вместе с автором мы приходим к выводу, что…В итоге я хочу сказать…

В заключение важно отметить…Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

7. Как написать вступление…

1. Пишу ключевое слово проблемы.

2. Ставлю многоточие.

3. Пишу ассоциации, связанные с этим словом.

Читайте также: