Сочинение сказок в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов. В “Программе воспитания и обучения в детском саду” (под редакцией М.А.Васильевой) сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

Но как показывает практика последних лет, у многих детей дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого развития. Это же подтверждают результаты проведённых нами диагностических исследований. Низкий уровень развития речи наблюдался у 40% воспитанников. Дети часто нуждались в помощи взрослого, затруднялись в установлении связей, содержание текста передавали невыразительно, часто делали необоснованные остановки и паузы, демонстрировали крайне бедный словарный запас. И лишь у 6% (1 ребенка) наблюдался высокий уровень владения речевыми умениями. Ребёнок самостоятелен в придумывании историй, не повторял рассказов других детей; имел широкий словарный запас, при пересказе произведения полно передавал основные части текста, соблюдал последовательность в изложении событий, умело пользовался выразительными средствами. Анализ диагностических данных показал, что особую трудность для детей дошкольного возраста представляет собой - оформление контекстного высказывания. Ведь чтобы хорошо связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями. А поскольку мышление дошкольника отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, то одним из наиболее перспективных методов реализации речевого развития является моделирование. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей, в том числе и при ознакомлении с художественной литературой. Этот метод прочно вошёл в педагогическую науку, доказав свою обоснованность и эффективность.

Свою работу по обучению дошкольников сочинению сказок строим опираясь на основные положения концепции В.Я. Проппа. Владимир Яковлевич проанализировав сказки разных народов, пришёл к выводу, что независимо от композиции и деталей сказки имеют общие типы строения. В.Я.Пропп называет четыре основных типа: кумулятивные сказки, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. В своих трудах “Морфология сказки” и “Трансформация волшебных сказок” Владимир Яковлевич рассказывает о результатах исследования множества волшебных сказок. Автор отмечает, что все сюжеты волшебных сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет “функциями”. Общее число функций по Проппу – тридцать одна. Все эти функции взаимосвязаны между собой, правда, они не всегда все встречаются в волшебных сказках. Согласно методике В.Я. Проппа каждая “функция” наглядно представлена в виде иллюстрации или схемы на отдельных картах. Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

  • “отлучка героя из дома” (символическое обозначение – уходящая вдаль дорога);
  • “запрет” (символическое обозначение – восклицательный знак);
  • “нарушение запрета” (символическое обозначение – перечеркнутый крест-накрест восклицательный знак);
  • “неприятность, задача” (символическое обозначение – вопросительный знак);
  • “встреча с недругом и его сверхъестественная сила” (символическое обозначение – оскаленная волчья пасть);
  • “встреча с другом” (символическое обозначение – протянутая рука (помощь));
  • “превращение” (символическое обозначение – маленький квадрат со стрелкой, указывающей на круг большего размера);
  • “поиск пути” (символическое обозначение – компас);
  • “погоня” (символическое обозначение – бегущий человек);
  • “обман” (символическое обозначение – маска),
  • “получение героем волшебного дара” (символическое обозначение – ключ);
  • “битва с врагом” (символическое обозначение – два скрещенных мяча);
  • “наказание” (символическое обозначение – кнут);
  • “победа” (символическое обозначение – латинская буква”V”);
  • “счастливый конец (свадьба)” (символическое обозначение – два обручальных кольца).
  • фишка синего цвета с буквенным обозначением “Р” – “рассказ о герое” (обозначает, что ребёнок должен не только описать внешний вид персонажа, но и дать характеристику его человеческим качествам);
  • фишка зелёного цвета – с буквенным обозначением “О” – “описание местности” (обозначает, что автор сказки должен рассказать о месте и времени происходящих событий);
  • фишка жёлтого цвета с буквенным обозначением “Б” – “беседа” (обозначает, что дошкольник должен ввести в повествование диалог между двумя персонажами).
  • фишка белого цвета с буквенным обозначением “С” – “сравнение” (обозначает, что ребёнок должен сравнить между собой двух героев сказки по внешним данным и их личностным качествам).

На основе вышеперечисленных карточек-схем, обозначающих структурные единицы сказки, дошкольники познают особенности сложения сказок и овладевают тонкостями создания новых сказочных конструкций. Но чтобы каждый ребёнок раскрылся и проявил себя в словесном творчестве, воспитатель должен помнить, что развитие монологической речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Вследствие этого следует грамотно выстраивать свою деятельность по обучению детей придумыванию сказочных историй. Поэтому работу в этом направлении проводили поэтапно согласно разработанному перспективному плану (Приложение №1).

На первом этапе использовали карточки, на которых сказочные функции были представлены в виде сюжетных изображений. Вспоминая с детьми знакомые произведения и читая новые сказки разных народов, осваивали значение каждой функции. Нами широко использовался приём зарисовки детьми сюжетов каждой функции и игры, в процессе которых дети называли моменты из произведений, где персонажи совершали те или иные действия (“Назови сказку”, “Приведи пример из сказки”); сравнивали различные сюжеты сказок (“Сравни сказки”); вспоминали и называли сказочные дары и волшебные средства (“Чудесные помощники”); придумывали новые названия к знакомым сказкам, сочиняли продолжения к известным сказочным историям (“А что потом?”). Параллельно с освоением сказочных функций знакомили дошкольников со значением дополнительных нефункциональных фишек синего, зелёного, жёлтого и белого цветов. Так в игровых упражнениях “Разговор по телефону”, “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей” учили детей грамматически правильно выстраивать диалог. В играх типа: “Хорошие – плохие”, “Сравни сказочных героев”, “Какой? Какая? Какие?”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже” учили дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей. А в игровых упражнениях: “Сказочная деревня”, “Тридевятое царство”, “Заколдованный лес” упражняли детей в умении рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет сказки.

На втором этапе обучения сочинению сказок заменили сюжетные изображения сказочных функций на схематические. Следует отметить, что все символические значки придумывались в совместной деятельности с детьми. А чтобы придумывание сказок для дошкольников стало более интересным, карточки с символами наклеили на деревянные бочонки. На занятиях и работая индивидуально с детьми, мы выстроили множество схем по содержанию различных сказок (“Хаврошечка”, “Гуси-лебеди” и др.) с помощью которых дети с легкостью пересказывали сказки. После того как дети освоили схематическую конструкцию сказки, предлагали выложить ту или иную модель знакомой сказки.

На третьем этапе работы с детьми названным “творческим” мы придумывали с детьми коллективные сказки по заранее составленной схеме. Эти сказочные истории обязательно записывались в книгу волшебных сказок, иллюстрации к которой рисовались детьми в свободное время. Далее приступили к обучению воспитанников придумывать истории по готовым моделям, состоящим не более чем из пяти-шести функций. Позже предлагали самостоятельно выстроить конструкцию сказки из произвольно вытащенных из мешочка деревянных бочонков с символами. При этом бочонки: “начало сказки” и “счастливый конец (свадьба)” обязательно добавляли в эту конструкцию. А бочонки: “рассказ о герое”, “описание местности”, “сравнение” и “беседа” добавляли в зависимости от целей, преследуемых на занятии и выстроенной сюжетной цепочки. Конечно, сначала придуманные детьми сказки не отличались особой своеобразностью, часто строились по шаблонам известных сказок. Но позже, при регулярных занятиях, дети почувствовали в себе желание творить и поверили в свой успех. Они научились придумывать собственные истории, у многих появилась оригинальность, развёрнутость сюжета, последовательность изложения. Результат проведенной работы по обучению дошкольников придумыванию сказок – это заметное нарастание контекстности речи, т.е. снижение количества предложений не связанных или формально связанных между собой. Творения у дошкольников получались эмоционально окрашенными, дети избегали повторений, каждый старался сам. (Приложение №2) Дошкольники с удовольствием изготавливали по собственным сказкам иллюстрированные книжки-самоделки, записывали на магнитофон сказочные истории, разыгрывали спектакли для малышей и родителей. Результаты проведённой нами диагностики подтверждают положительную динамику в речевом развитии воспитанников, более чем у 80% детей наблюдался высокий и средний показатели уровня развития связной речи. Поэтому предлагаем использовать метод моделирования сказочного сюжета шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику в речевом воспитании дошкольников, поскольку именно здесь данный метод даёт наиболее ощутимые результаты.

В заключение хотим подчеркнуть, что таких положительных результатов удалось добиться ещё и благодаря тесному сотрудничеству с семьями воспитанников. Родителей постоянно держали в курсе событий. На родительских собраниях знакомили с основными направлениями учебно-воспитательной деятельности по Программе воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой), проводили консультации по темам: “Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста”, “Сочиняем сказочные истории вместе с детьми”, “Воспитание сказкой”, показывали с детьми театральные представления: “Петушок и бобовое зёрнышко”, “Снегурушка и лиса”; проводили открытые занятие по темам: “В гостях у сказки”, “Сказочная викторина”. В группе руками детей и родителей изготовлены театральные куклы, атрибуты для театральных игр, различные виды театров: настольный, теневой, пальчиковый, оформлена выставка по теме: “Что за прелесть эти сказки” Показателями результативности нашей деятельности по направлению сотрудничества с родителями являются также итоги анкетирования родителей воспитанников, 75 % родителей удовлетворяет уход, воспитание и обучение, оздоровление и развитие способностей, которые получает ребенок в МДОУ; 83 % родителей чувствуют, что сотрудники доброжелательно относятся к ним и ребенку.

Предлагаю вашему вниманию некоторые наши наработки по обучению дошкольников сочинению сказок (Приложение №3)

Цель: 1. Учить детей сочинять сказки по воображению.

2. Формировать умение связно, последовательно рассказывать по

предложенному плану, составлять логически правильные

3. Развивать творческое воображение и образное мышление,

фантазию,побуждать к оригинальному, выражению творческой

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, навыки

сотрудничества, нравственных качеств, доброты,отзывчивости.

Интеграция областей: чтение художественной литературы, социализация,

исследовательская деятельность, художественное

творчество (рисование).

Ход НОД.

1. Организационный момент

Дети, любите ли вы сказки? Какие сказки вы знаете? (ответы детей). Кто написал эти сказки? (народ, писатели --- сказочники). Правильно, есть сказки народные и авторские, например: русские народные, татарские народные, чувашские народные сказки и другие; есть сказки А. С. Пушкина, П. Ершова,

П. Бажова и других авторов. Каких героев сказок вы знаете? (дети перечисляют). Какие по характеру бывают герои сказок? (добрые и злые, хитрые и честные, умные и глупые и др.). Дети, вспомните некоторых героев и скажите, какие они по характеру.

2 Часть. Дети, а вы хотели бы сочинить свою сказку?

- О ком вы хотели бы сочинить сказку? (дети выбирают героев сказки)

- Какие по характеру будут эти герои в нашей сказке? (дают краткую характеристику героям)

- Как будет начинаться наша сказка? (дети выбирают зачин сказки).

- Какие события происходят в нашей сказке? Как они развиваются? (дети придумывают сюжет сказки).

- Чем заканчивается сказка? (придумать концовку сказки).

3 Часть. Составление плана пересказа сочинённой сказки :

- Зачин сказки (жили-были, или другой, как они жили, чем

- Что случилось однажды?

- Рассказать, как развивались события в сказке.

- Чем заканчивается сказка? (стали жить – поживать, добра наживать или по другому)

4 Часть. Пересказ сочинённой сказки. (после сочинения воспитатель записывает сказку).

Жили – были лиса и поросёнок на опушке леса. Лиса ходила в лес за ягодами, грибами и на охоту, а поросёнок дом прибирал и кашу варил.

Прибежал поросёнок к дому мишки, а лисы и след простыл. Понял тогда поросёнок, что лиса перехитрила медведя и побежал домой.

С тех пор так и живут лиса с поросёнком в дружбе и достатке.

5 Часть. Рисование героя сочинённой сказки с передачей характера. Воспитатель предлагает нарисовать героев сказки по выбору, показать его характер в рисунке.

6 Часть. Рефлексия

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.

Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку.

Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок (девочки герои - сказок: Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, и т.д.)

ВложениеРазмер
kartoteka_igr_i_igrovyh_uprazhneniy_po_obucheniyu_detey_sochineniyu_skazok.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.

Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку.

Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок (девочки герои - сказок: Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, и т.д.)

Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Условие: говорить только глаголами. (Жила-была, ходила, наказывала, пела и т.д.) Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Цель: придумать по данному началу для сказки концовку, развивать умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.

В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.

Цель: учить детей по внешнему виду отгадывать героев сказок; дать возможность вспомнить название сказки.

Воспитатель показывает какой-либо образ, а дети должны вспомнить конкретных героев и назвать сказку. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.

Цель: учить детей по нарисованной художником картинке отгадывать сказочный транспорт, вспомнить героев сказок, кому принадлежал этот вид транспорта, вспомнить название сказки.

Воспитатель показывает какой-либо вид сказочного транспорта, а дети должны вспомнить и назвать вид сказочного транспорта, а также назвать сказку и героев. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.

Цель: учить детей по внешнему виду отгадывать героев сказок; дать возможность вспомнить название сказки.

Воспитатель показывает какой-либо образ, а дети должны вспомнить конкретных героев и назвать сказку. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.

Оборудование: карты, фломастеры, цветные карандаши.

Педагог предлагает вспомнить хорошо знакомую сказку и поменять характер героев. Положительный на отрицательный и наоборот.

Дети рассказывают, как изменяются герои, их характер, поступки ,каким станет сюжет сказки.

Например: Красная Шапочка ,злая, а волк добрый .Колобок предлагает каждому герою стать его начинкой, т е. Колобок съедает всех по- очереди.

Например: В чёрном ящике игрушка.

Вопросы: Живой или неживой объект?

Твёрдый или мягкий?

Твёрдый или мягкий?

Металл или дерево? и т. д.

Цель: продолжать учить детей составлять модель сказки, по модели сочинять новую, полностью изменённую или с различными степенями; развивать творческое воображение, желание придумывать сказку, используя символы.

Оборудование: карты, цв. карандаши, фломастеры, восковые мелки.

В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с различными степенями узнаваемости или полностью изменённую.

Берётся популярная, хорошо знакомая сказка и сводится к голой схеме, сюжетным линиям.

Можно использовать цветовые или геометрические обозначения. Всё придуманное детьми запоминается гораздо лучше и вызывает чувство гордости за своё творчество.

В старших и подготовительных группах дети любят буквенные обозначения, но каждую букву украшают каким-либо элементом, характеризующим этого героя.

По составленной модели сказки сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самыми разнообразными: кто-то из героев остаётся, появляются новые герои и т.д.

1) Прививать детям любовь к устному народному творчеству.

2) Активизировать знания детей о русских народных сказках.

3) Учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду.

Воспитатель: «Однажды все книжки решили над ребятами подшутить и перепутались страницами. А потом не смогли вернуться в свои сказки. Срочно нужна ваша помощь. Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы скажите мне, из какой сказки был прочитан отрывок. Если правильно ответим, то все сказки восстановятся.

Воспитатель читает отрывки сказок, выставляет книжки на доске.

1) Прививать детям любовь к устному народному творчеству.

2) Активизировать знания детей о русских народных сказках.

3) Учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид.

Воспитатель: Ох, беда! Герои сказок выпали из книжек и потерялись! Помогите им попасть в свои сказки.

Выигрывает команда, угадавшая большее число героев.

1) прививать детям любовь к устному народному творчеству.

2) Активизировать знания детей о русских народных сказках.

3)Вспоминать порядок появления героев в сказках.

Дети надевают медали. По команде выстраиваются в ряд в последовательности появления героев в сказке.

Выигрывает команда, быстрее и правильнее построившаяся.

1) Прививать детям любовь к устному народному творчеству.

2) Активизировать знания детей о русских народных сказках.

3) Учить находить нелепицы в картинках.

Логопед: Посмотрите, ребята, что творилось в сказочном мире, пока мы с вами не взялись за дело! (Вывешивает на доску картину нелепиц по русским народным сказкам). Посмотрите на картину и расскажите, что неправильно нарисовано. Побеждает команда, назвавшая больше другой нелепиц.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6 лет)


Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определен.


Цель мастер - класса: обучить участников мастер - класса сочинять сказки методом наглядного моделирования. [[


В.А Сухомлинский подчёркивал, что «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается у.


Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок 13.11.2019год

В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте прояв.

Консультация "Обучение детей сочинению сказок". (из опыта работы)

Консультация для педагогических работников , помогающая в развитии воображения и речи дошкольников.


Обучение детей сочинению сказок

В образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения сказка играет роль помощника. Она, равно как и игра, активно применяется во всех видах деятельности. Задача детского сада, сво.

Автор: Савельева Оксана Николаевна

Населенный пункт: Саратовская область, город Балашов

Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.

Задачи:

  • учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения;
  • учить работать по мнемотаблице;
  • уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве;
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление, память;
  • воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству; желание действовать сообща, в коллективе.

Материалы и оборудование: конверт с разрезными картинками, колпаки сказочников, мнемотаблица к сказке, листы будущей книги-самоделки.

Ход НОД

- Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся.

-Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то у нас в группе обнаружила вот этот конверт (показывает конверт детям). Интересно, что же в нём лежит?

Раздается телефонный звонок. Воспитатель берёт трубку и разговаривает по телефону.

Воспитатель открывает конверт.

-Посмотрите, здесь разрезанные картинки. Собрав их, вы узнаете, про кого мы будем придумывать нашу сказку для малышей. Для этого мы разделимся по парам.

Дети в парах собирают картинки с героями будущей сказки.

- Ну, что, ребята, сочиним сказку для малышей?

- Но сначала давайте вспомним, что такое сказка? (Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает на свете.)

- Какое волшебство бывает в сказке? (волшебные предметы, превращения, сказочные герои)

- А какие герои появляются в сказке (добрые и злые)

- Из каких частей состоит сказка? (Начало, середина, концовка)

- Следующая часть сказки – середина. А вы знаете, что такое середина сказки? (самые интересные события, герой попадает в какую-либо историю).

- Как называется последняя часть сказки? (Концовка)

- Какими словами заканчиваются сказки?

- Давайте ещё раз повторим, из каких частей состоит сказка: начало, середина, концовка.

- Ребята, а может кто-то из вас знает, как ещё по-другому называют людей, которые сочиняют и рассказывают сказки? Таких людей называют сказочниками. И вот для того чтобы у вас получились необычные, интересные сказки, я предлагаю вам превратиться в сказочников. Давайте наденем колпаки сказочников и произнесем вместе со мной слова:

«В нашей группе чудо совершается.

(Звучит сказочная музыка)

- Ребята, а чтобы было ещё легче сочинить сказку, вам поможет вот эта волшебная таблица.

- Давайте рассмотрим её.

- Кто будет главным героем нашей сказки? (Заяц)

- Как вы думаете, какой он? Какой заяц по характеру?

- Где жил зайчик? (В избушке на опушке леса)

- Куда и зачем пошёл заяц? (В лес за грибами и ягодами)

- Это какая часть сказки? (Начало)

- Кого он встретил на пути?

- Что произошло при встрече зайчика с лисой?

- Что сделала лиса?

- Кто пришел зайчику на помощь?

- А это какая часть сказки? (Середина)

- Какая часть сказки осталась? (Концовка)

- Чем же закончилась сказка?

- С таблицей мы разобрались. Давайте попробуем сочинить сказку про этого зайчика.

А наши гости помогут нам, будут записывать нашу сказку.

Воспитатель раздаёт гостям заранее подготовленные листы бумаги.

Сочинение сказки по мнемотаблице.

Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса.

Однажды заяц пошёл собирать для друзей грибы и ягоды. Насобирал целую корзину грибов и ягод.

Навстречу идет медведь. Дал он медведю ягод отведать и дальше пошёл.

Узнали местные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом в сто раз лучше прежнего. А тут у них и зайчата появились. И стали они жить-поживать да лесных друзей в гости принимать.

- А как вы думаете, чему учит наша сказка? (Приходить на помощь друг к другу, т.е. взаимовыручка)

- Кто из вас может рассказать сказку от начала до конца?

Выслушиваются 2-3 ребенка.

-Ребята, какие вы молодцы! Придумали очень интересную сказку для малышей. Давайте с вами изготовим книгу с нашей сказкой и подарим её малышам. Наши гости помогли нам и записали нашу сказку, так как вы писать ещё не умеете. А позже мы с вами сделаем иллюстрации к нашей книге. Договорились?

Воспитатель собирает листы у гостей.

-Но пришло время становиться обычными ребятами, давайте все вместе произнесем слова:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи. Учить детей выделять структуру повествования: начало, средняя часть, концовка. Развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний повествовательного типа. Формировать грамматический строй речи: умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей, умение согласовывать существительные с прилагательными, умение образовывать прилагательные от существительных, умение подбирать антонимы. Развивать творческое воображение и мышление ребенка. Поддерживать интерес к художественной литературе.

Материал. Книга с чистыми страницами, иллюстрации к ней с изображением сказочных героев, эпизодов из сказок. Подставка для книги. Коробка – посылка в красочной обёртке, письмо.

Ход занятия.

Дети, вы любите сказки?

Любят сказки все на свете

Любят взрослые и дети

Чудеса в них происходят

Люди к счастью путь находят

И, конечно же, добро

Побеждает ложь и зло.

А как можно сказать о сказке , какая она? Если в сказке

есть чудо , то она… (чудесная) ;

- есть волшебство, то… (волшебная) ;

- есть добро, то… (добрая) ;

- есть радость, то… (радостная) ;

- есть веселье, то…( весёлая );

- есть грусть, то…( грустная );

- есть загадки, то… (загадочная) ;

- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

Давайте вспомним сказки.

Будем пальчики считать, - сжимаем и разжимаем пальчики в кулачки

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок, - на каждое название сказки загибаем

Колобок – румяный бок, поочередно пальчики

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад. – Хлопаем в ладоши

Дети, нам принесли посылку. Посмотрим, что в ней. Это книга. (Открывает) Ой, почему – то страницы книги пустые. Смотрите, есть только одна картинка. А ещё здесь письмо.

Здравствуйте, ребята. Пишет вам сказочница. Эта книга заколдована Бабой – Ягой. Все сказки исчезли. Я знаю, только вы, ребята, сможете помочь. Если вы сочините сказку, колдовство снимется, и книга будет заполняться сказками. Буду рада, если вы это сделаете и тогда сможете читать мои сказки.

Дети, поможем расколдовать книгу?

Нам нужно сочинить сказку. Давайте вспомним, из каких частей состоит сказка.

С каких слов начинается сказка?

О чём рассказывается в средней части сказки?

Какие слова обычно говорят в конце сказки?

Давайте сочиним сказку по картинке. Скажите, кто на ней изображён.

Давайте придумаем имя для зайчика.

(Предложения детей и воспитателя)

Посмотрите на зайчика и скажите, какой он.

Что умеет делать зайчик?

А теперь превращаемся в сказочников. Вокруг себя повернись, в сказочников превратись.

Будем сочинять сказку. Давайте подумаем, как мы назовём сказку.

Как мы начнём сказку?

Однажды…Что могло случиться?

Чем закончится сказка?

Дети, мы вместе сочинили сказку.

Дети, кто хочет рассказать свою сказку?

(Вызываю 2-3 детей)

Мы сочинили сказку. Теперь колдовство Бабы-Яги должно исчезнуть, и мы обязательно запишем сказку в книгу и нарисуем к ней рисунки после занятия. А сейчас вокруг себя повернись, в зверей превратись.

Физкультминутка

Раз – присядка, два – присядка.

Вот звериная зарядка.

Все зверята, как проснутся

Любят сладко потянуться

И хвостами повилять

И за ушком почесать.

Спинку вытянуть, нагнуться

И три раза повернуться.

Ну, а если будет мало,

Можно всё начать сначала.

Вокруг себя повернись, в ребят превратись.

Дети, давайте посмотрим, появились ли сказки в книге. (Переворачиваю страницы, показываю иллюстрации). Смотрите, колдовство исчезло. Это герои, из какой сказки? (Дети должны назвать героя сказки и охарактеризовать его характер)

Красная шапочка добрая, а волк…( злой).

Заяц трусливый, а петушок …(смелый).

Василиса красивая, а Баба-Яга…( страшная) .

Золушка трудолюбивая, а Емеля…( ленивый ).

Маша маленькая, а медведь…( большой ).

Алёнушка грустная, а Буратино…( весёлый )

Молодцы, ребята, сказки вспомнили и сказочных героев, а самое главное …Что мы сделали сегодня на занятии?

Да, мы помогли сказочнице, сочинили сказку. А в посылке от сказочницы для вас есть ещё сюрприз.

Читайте также: