Сочинение музыкальная живопись рахманинова

Обновлено: 02.07.2024

"Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка это плод моего воображения, потому - это русская музыка. И единственное, что я стараюсь, когда я сочиняю, это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце."

Эти слова принадлежат самому Сергею Васильевичу Рахманинову. Сказанные по-настоящему просто, прямо, с присущей ему честностью, они в полной мере отражают характер композитора, то, чем жил его гений, и то, что более всего остального волновало его душу.

Но конечно музыка столь яркого и талантливого художника говорит лучше всяких слов! Каждое произведение искусства - это в той или иной мере отражение личности его создателя, и не только в ограниченном смысле, как реакция на отдельные внешние и внутренние переживания. Существует так же и общий дух, пронизывающий все произведения этого художника, и конечно такой дух мы непременно можем найти во всех работах Рахманинова.

"Этюды-каритины", или по другому "tone pictures" (звуковые картины) - одни из наиболее подходящих на эту роль произведений композитора. Эти, по-большему счёту поздние сочинения Рахманинова (op. 33, op.39), демонстрируют уже выработанный стиль и неповторимую, индивидуальную манеру художника, соединяя в себе наиболее яркие черты, присущие его музыке. В каждой "картине" очевидно, что Рахманинов пишет предпочтительно для собственных рук и безотказной быстрой аккордовой техники, являющейся столь для него характерной, и что звучать им стоило бы в концертных залах, для которых они наиболее всего подходят, нежели дома. Обозначение "tone pictures" приведено не случайно: композитор сам дал такое определение двум своим циклам. Он всегда замечал, что получал сильные музыкальные импульсы от зрительных впечатлений. А впечатления эти как правило касались непосредственно его любимой родины и её, удивительной красоты природы. Рахманинов был неразрывно связан с образами тех мест где вырос и жил. Однако, как пишет Оскар Фон Риземан в своих воспоминаниях, многие из этих пьес обязаны своим происхождениям полотнам Бёклина: №8 op.39 (соль минор) ассоциируется, скорее всего, с "Утром"; №1 op.39 (фа минор) - это "Волны". Он так же пишет, что иногда источником вдохновения для "Этюдов-картин" служили картины живой природы или сказочные впечатления: как, например, №7 op.33 (ми-бемоль минор), который рисует праздничную атмосферу русской ярмарки, или №6 op.39 (ля минор) - сказка "Красная Шапочка и Серый Волк". Другие из этих пьес - чисто лирического характера и не вызывают прямых сюжетных ассоциаций. Таковы мечтательный соль-минорный Этюд (соч. 33 № 5), бурный и героический до-минорный (соч. 39 № 1). Позволю себе отметить, что сам Рахманинов намеренно отказывался приоткрывать источник своего вдохновения в каждом из произведений.

"Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка это плод моего воображения, потому - это русская музыка. И единственное, что я стараюсь, когда я сочиняю, это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце."

Эти слова принадлежат самому Сергею Васильевичу Рахманинову. Сказанные по-настоящему просто, прямо, с присущей ему честностью, они в полной мере отражают характер композитора, то, чем жил его гений, и то, что более всего остального волновало его душу.

Но конечно музыка столь яркого и талантливого художника говорит лучше всяких слов! Каждое произведение искусства - это в той или иной мере отражение личности его создателя, и не только в ограниченном смысле, как реакция на отдельные внешние и внутренние переживания. Существует так же и общий дух, пронизывающий все произведения этого художника, и конечно такой дух мы непременно можем найти во всех работах Рахманинова.

"Этюды-каритины", или по другому "tone pictures" (звуковые картины) - одни из наиболее подходящих на эту роль произведений композитора. Эти, по-большему счёту поздние сочинения Рахманинова (op. 33, op.39), демонстрируют уже выработанный стиль и неповторимую, индивидуальную манеру художника, соединяя в себе наиболее яркие черты, присущие его музыке. В каждой "картине" очевидно, что Рахманинов пишет предпочтительно для собственных рук и безотказной быстрой аккордовой техники, являющейся столь для него характерной, и что звучать им стоило бы в концертных залах, для которых они наиболее всего подходят, нежели дома. Обозначение "tone pictures" приведено не случайно: композитор сам дал такое определение двум своим циклам. Он всегда замечал, что получал сильные музыкальные импульсы от зрительных впечатлений. А впечатления эти как правило касались непосредственно его любимой родины и её, удивительной красоты природы. Рахманинов был неразрывно связан с образами тех мест где вырос и жил. Однако, как пишет Оскар Фон Риземан в своих воспоминаниях, многие из этих пьес обязаны своим происхождениям полотнам Бёклина: №8 op.39 (соль минор) ассоциируется, скорее всего, с "Утром"; №1 op.39 (фа минор) - это "Волны". Он так же пишет, что иногда источником вдохновения для "Этюдов-картин" служили картины живой природы или сказочные впечатления: как, например, №7 op.33 (ми-бемоль минор), который рисует праздничную атмосферу русской ярмарки, или №6 op.39 (ля минор) - сказка "Красная Шапочка и Серый Волк". Другие из этих пьес - чисто лирического характера и не вызывают прямых сюжетных ассоциаций. Таковы мечтательный соль-минорный Этюд (соч. 33 № 5), бурный и героический до-минорный (соч. 39 № 1). Позволю себе отметить, что сам Рахманинов намеренно отказывался приоткрывать источник своего вдохновения в каждом из произведений.

Позволю себе заметить, что в циклах (в особенности op.39) практически полностью отсутствует светлый мечтательный лиризм и мягкая элегическая грусть. Зачастую господствуют довольно суровые сумрачные настроения, мужественная энергия и собранность, приподнятая тревожная патетика. Сказалась, я полагаю, сгущавшаяся грозовая атмосфера того, предреволюционного времени, когда были написаны этюды. Однако я хотел бы обратить внимание как раз на тот случай, когда, как мне кажется Рахманинов раскрывает перед нами оба образа, и демонстрирует некий внутренний "диалог" этих, казалось непримиримых сторон.

Во всем творчестве Рахманинова мы можем проследить и выявить одну характерную черту его личности, наложившую мощный отпечаток на его жизнь и, конечно музыку. Я бы назвал это неким сочетанием "тонкой духовности" и "властной силы". Это несомненно подлинно-русская черта, присущая как самому Рахманинову, так и, в той или иной мере, вообще русскому человеку. К этому следовало бы добавить другую, чрезвычайно важную для нас черту его темперамента, которая кажется мне не менее, а возможно даже наиболее важной и, определяющей некое "перманентное душевное состояние" композитора. Я имею в виду резко выраженный фатализм, глубокое ощущение неотвратимости судьбы. Можно вспомнить Чайковского, чьим приемником негласно являлся Рахманинов, вспомнить то упорное ощущение власти рока и неотвратимости грядущего, которое так же хорошо было ему знакомо, как и самому Рахманинову. До-минорный Этюд №3 (op.33) кажется мне прекрасной иллюстрацией этого чувства. Фактически в нём две части, контрастные, но всё же неразрывно связанные друг с другом. Это тот самый диалог, о котором я уже напоминал. Первая часть представляется мне образом самого этого рока, этой судьбы и её воли к самоосуществлению. Неизмеримо сильней самого человека, она превосходит все его попытки к сопротивлению, и всегда словно "нависает" над ним, почти "ломает" его, постоянно взмывая всё выше, по мере того как человек стремиться достигнуть её высоты. Однако далее Рахманинов покоряется этой "силе". Не вступая с ней в борьбу, он приклоняет перед ней свою голову, соглашается следовать ей, внимать её словам. Но "сдается" он, ни в коем случае не в роли "побежденного" или "поверженного". Здесь присутствует своего рода стоицизм - стоило найти в себе силы, мужественность и храбрость, что бы отдаться в руки такой неотвратимой силе. И не смотря на густые и мрачные краски, в конце первой части лирический Герой ведёт себя более чем достойно, склоняясь перед ней. Ведь далее нам становиться ясно, что речь здесь шла конечно о Любви - борьба окончена и герой без сопротивления вдыхает в себя всю Жизнь, смиренно поддаваясь её порывам, полноте её движения и одержимости, что как мне кажется прекрасно передаёт, повторюсь, характерная для Рахманинова "бесконечность" мелодии во второй Герой окончательно освобождается, покоряясь неистребимой "Cиле Жизни" и её неотвратимости. Здесь, во второй части, как раз и вступает в силу вся "широта" Рахманинского языка. Светлая лирика, свободная и раскрепощенная мечтательность, мягкая элегическая грусть, одним словом всё то о чем я уже упоминал, встречается здесь во всем объёме. Характерная тенденция постепенно "продвигать" вперёд мелодию, наблюдая за ней, и покорно ей следуя, приводит ткань произведения к невероятной по своей силе выразительности! Рахманинов достигает здесь, как мне кажется, прямого контакта с тонкой, порой едва уловимой связью частного и целого. Индивидуального начала художника, и его, я бы сказал - "Гением". В конце концов человека - с Богом. В этом, как мне кажется и заложена вся удивительная красота и непостижимая сила этой "картины".

Этюды-картины Рахманинова, во многом - последние великие этюды романтической музыки. Окончательное распределение этюдов по тетрадям не в полной мере отражает замысел композитора. Первая тетрадь (соч. 33) закончена в 1911; вторая (соч. 39) - в 1916 году. В первой тетради предполагалось 9 этюдов, но в первом издании вышло всего лишь 6: автографы этюдов до минор и ре минор (соч.33, №№ 3 и 4) были найдены лишь после смерти Рахманинова. Автограф первой редакции этюда ля минор (соч. 39 № 6) до сих пор не найден: этюд предназначался для первой тетради, однако не был издан, а затем, в переработанном виде, вошел во вторую тетрадь. В настоящее время этюды издаются в следующем виде: 8 - в первой, 9 - во второй тетрадях.

Эти сочинения - уникальный перекресток традиций XIX и XX веков. Они, как уже упоминалось ранее, открывают новое качество тематизма Рахманинова, уникальный синтез мелодии, гармонии и фактуры. Музыкальная ткань плотна; сложно и взаимодействие ее пластов; тематические и регистровые взаимодействия привносят в этюды оркестровый подчерк. И даже в Рахманиновской "утонченности" всегда чувствуются "плоть и кровь", необыкновенная полнота и объемность. Оба этих цикла, благодаря своим уникальным и непревзойдённым качествам, а главное благодаря ярчайшему по своей силе колориту, навсегда останутся в истории не только Русской, но безусловно и всей Мировой музыки.

- формирование представления о взаимовлиянии различных видов искусства.

Мотив – 1). Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из нескольких звуков с одним логическим акцентом. 2). Напев, мелодия.

Пейзаж – жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Квинтет – музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

Вариации – музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

Обязательная литература

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов оставил в своём дневнике такую запись: "Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски. Я импровизирую. Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые симфонии. Мои помыслы – краски, мои краски – напевы. "

Даже для названий своих картин он использовал музыкальные термины: мотив, гармония, песнь.

Картины Борисова-Мусатова передают ощущение покоя и тишины, уравновешенности и спокойствия. При этом, кажется, что они не статичны, как живопись, а имеют какое-то движение, наполненность, свойственные музыке.

Обратимся к пейзажу, созданному поэтом Константином Бальмонтом и композитором Сергеем Рахманиновым.

Пейзажем называют жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Не только вокальная музыка Сергея Рахманинова живописна. Передать картинные образы ему удаётся и в инструментальной музыке. Пример –прелюдия соль-диез минор. К этой музыке как нельзя лучше подходят пушкинские строки:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

В музыке мы слышим имитацию колокольного звучание, и будто видим русские зимние просторы и приближающуюся тройку лошадей.

Также большое значение аккомпанементу в вокальной музыке придавал Франц Шуберт.

Музыка этого композитора-романтика очень изобразительна.

Благодаря Шуберту песня перестала быть несерьёзным жанром и приобрела значительное место в музыке, наряду с симфонией или сонатой.

Квинтет – это музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

В квинтете финальная часть представляет собой вариации на тему песни. Состав квинта: фортепиано и струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Вариации – это музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

Как мы видим на примере творчества художника Борисова-Мусатова, и композиторов Сергея Рахманинова и Франца Шуберта, живопись бывает очень музыкальной, а музыка живописной. Статичные картины приобретают, благодаря средствам выразительности, движение присущее музыке, поэтическое настроение, музыкальный характер. В то же самое время и музыка живописует пейзажи и портреты с помощью средств музыкальной выразительности.

Искусство редко существует в чистом виде. Одни из них сплетаются в клубок в синтетических видах искусства: театре или кинематографе. Другие взаимно проникают друг в друга. Музыканты и художники пользуются одинаковой терминологией. И к музыке, и к живописи применяются понятия композиции, ритмического рисунка, линии. В музыке говорят – звуковая палитра; в живописи – цветовая гамма.

Художников вдохновляет музыка, а композиторы сочиняют, посетив выставку или познакомившись с архитектурной достопримечательностью.

Современные технологии позволяют совместить произведения мировых художников с музыкальными произведениями. Так рождаются уникальные мультимедийные выставки известных художников.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№1. Подчеркните романсы С. Рахманинова:

№2. Какое произведение С. Рахманинова создаёт образ русских зимних просторов и мчащейся тройки лошадей?

Музыку Рахманинова оглашают колокольчики несущейся вдали тройки лошадей.

В музыке Рахманинова присутствует суровый дух староверов.

Музыка Рахманинова очистительная, как святая вода, как звон колоколов.

Музыка Рахманинова широка и раздольна, как матушка-Русь.

Под сводами неба звучат праздничные колокола, несётся задорная русская песня, бегут весенние ручейки, оживает вся природа – вот о чём повествует музыка Рахманинова.

В груди Сергея Рахманинова бьётся беспокойное сердце русского интеллигента.

Рахманинов с молодых лет питает чувство любви и сострадания к людям.

При сочинении музыки Рахманинов подчиняется интуиции, а не логике.

Нередко в музыке Рахманинова пианист-виртуоз оттесняет на задний план композитора.

Творчество Рахманинова сопровождается кризисами и застоями. Это вполне естественно в период заката русской классической музыки.

Сергей Рахманинов глубоко обеспокоен судьбой России.

Рахманинов в элегической музыке восхищается Россией.

В своей музыке Рахманинов остро переживает гибель Отчизны.

И духом, и плотью Рахманинов неотделим от родины. В эмиграции он испытывает ностальгию по дворянской России.

Во второй половине жизни Рахманинов, физически разлучённый с Россией, духовно неразделим с ней. Его музыка пронизана светлой печалью и робкой надеждой вновь увидеть родной край.

Над головой Сергея Рахманинова высится духовное Небо.

Музыка Рахманинова соткана из земли и неба.

В музыке Рахманинова печальный голос земли взывает к небу.

Рахманинов пишет музыку весны, тревожных колоколов и безбрежных небесных просторов!

Небо, опрокинутое на землю, и земля, обращённая к Небу, – таково содержание возвышенных мелодий Рахманинова.

Широко льющиеся мелодии Рахманинова носят вселенский характер.

Лирика Сергея Рахманинова одухотворяет мироздание.

Лирика Рахманинова неотделима от русской природы.

Задумчивая лирическая мелодия Рахманинова струится, как лунный свет в тёплую летнюю ночь.

Лирика Рахманинова проникает в потаённые глубины человеческой души.

В лирической музыке Рахманинова мирно сосуществуют тихая меланхолия и волевой ритм.

Лирические откровения Рахманинова неожиданно прерываются бурными потоками энергии и протеста.

Музыка Рахманинова является лирическим выражением красоты и величия России.

Рахманинов – всеохватывающий эпико-трагедийный лирик.

6. Созвездие имён

Второй фортепианный концерт Рахманинова – это действительно вдохновенное произведение, несмотря на то, что сквозь его материю проглядывают белые нитки Бетховена, Шопена и Чайковского. Впрочем, в иных случаях даже эклектика бывает гениальной!

У Шопена и Рахманинова – Небесная лирика.

Рахманиновская затаённая грусть рождается не без влияния поэтичной музыки Шопена.

Рахманинов воспринимает от Шопена возвышенные романтические чувства, от Чайковского – глубокую лирику. В результате возникает неповторимый рахманиновский стиль.

Рахманинов – очаровательный цветок в саду Шумана.

Взволнованный романтический реализм утверждается в творчестве писателя Алексея Константиновича Толстова, живописца Виктора Васнецова, композиторов Аренского, Калинникова, Рахманинова. По стилю их произведения можно отнести к лирическому эпосу.

Музыке Рахманинова свойственна тончайшая фетовская лирика.

Гении яростны в творчестве. Таковы Мусоргский, Чайковский, Скрябин. Иное дело – Рахманинов, проявляющий творческую активность только в определённый период жизни. Поэтому о Рахманинове следует говорить, как о гении творческих взлётов и падений.

Рахманинов – второе дыхание Чайковского.

Таинство музыки Рахманинова состоит в том, что он наряду с роскошной летней порой Чайковского воплощает все времена года: бурную весну, когда звенят ручьи, поют птицы, воздух чист и свеж; задумчивую осеннюю пору, когда хочется созерцать красоту мира! Рахманинов дополняет меланхолическую лирику Чайковского мужественной, волевой мелодикой: пора цветения сменяется порой ненастья и бурь.

Какова роль Чайковского в судьбе Рахманинова? Не становится ли Чайковский роковым человеком для Рахманинова, лермонтовским Печориным? Не встречает ли Рахманинов в лице Чайковского демоническую личность, набрасывающую на молодого автора капкан творческого бессилия? Здесь кроется некая тайна для музыковедов.

Случается так, что Чайковский сжигает свои произведения. Это говорит о неустойчивой психике гениального композитора. Примерно то же происходит с Рахманиновым, чья творческая судьба оказывается трагической: он не раз бросает писать музыку. Чайковский поступается жизнью ради творчества, Рахманинов – творчеством ради жизни: чья судьба трагичнее – это ещё вопрос!

Музыка Чайковского – это торжество жизни, Рахманинова – вдохновенный порыв к Небесам, Скрябина – неудержимый взлёт в космос. Русские композиторы подобно русским религиозным философам совершают восхождение от земли к небу, от неба – к космосу.

Куинджи перестаёт выставлять картины в 40 лет, Чайковский уходит из жизни в 53 года, Скрябин умирает в 43-х летнем возрасте, Рахманинов почти не сочиняет музыку после отъезда за границу. Тогда ему было всего 44 года. Жаль, что творческий век этих гениев оказывается столь коротким!

Меланхолия Рахманинова печальна, спокойна, благородна, возвышенна, светла. Она пленительна как живопись Василия Поленова. Музыке Рахманинова свойственна сокровенная, если не сакральная близость к русской природе.

Исключительно эмоциональную музыку Пуччини усиливает сдержанный трагизм. Этими чертами отличается и музыка Рахманинова.

Мелодизм Рахманинова – это синтез целомудренной музыки Аренского и лирико-драматической музыки Чайковского.

Теплоту лирического чувства и былинный размах повествования Рахманинов воспринимает от своего консерваторского учителя Аренского.

В произведениях Аренского гедонистическая лирика, в музыке Рахманинова – страстная. Аренский – безмятежный, Рахманинов – тревожный.

Аренский, Калинников, Глазунов, Рахманинов вырабатывают собственный музыкальный язык, в котором достигается органическое единство русской народной песни и городского романса, мелодекламации Мусоргского и мелодизма Чайковского.

Величаво, с затаённой грустью звучит лирика в симфонических полотнах Рахманинова и Сибелиуса, словно два белых лебедя прощаются с родными краями.

Иван Бунин, Валентин Серов, Сергей Рахманинов создают гимн природы средней полосы России. Их задумчивая лирика сменяется взволнованным чувством, духовной устремлённостью к чистому, нежному образу женщины или родной природы. Их произведениям свойствен прозрачный летний колорит, рассеянный свет, неглубокие тени, зыбкие акварельные краски. Этот мир приятен и радостен. Хочется жить, любить, творить, грезить о счастливых днях. Да, они были раньше, встречаются и сейчас. Но мечты творцов искусства уносят их в далёкие небеса неосуществлённых желаний. Нежные мелодии Рахманинова обращены к ангелам.

Главная тема элегической прозы Бунина, взволнованной музыки Рахманинова, изысканной живописи Серова – это любовное прощание с Россией, миром возвышенных порывов, несбывшихся надежд.

Иван Бунин, Александр Бенуа, Сергей Рахманинов – великая триада художников, сохраняющих верность классическим традициям в XX веке.

Бунин и Рахманинов – певцы лунной ночи. Бунин творит музыкальную поэзию, Рахманинов – поэтическую музыку.

Рахманинов создает музыку красивую, возвышенную, небесную, так сказать, бунинскую, и музыку энергичную, мужественную, земную – купринскую.

Истоки музыки Скрябина – в Шопене, Рахманинова – в Шумане.

Рахманинов в музыке – земной и небесный, Скрябин – космический.

В музыке Рахманинова дышит, волнуется и торжествует жизнь, в скрябинской музыке – дерзкий человек уносится в космос.

Музыка Скрябина – это стремительный взлёт в космическое пространство, Рахманинова – глубокая дума о России.

Меланхолическая ностальгия слышится в музыке Черепнина, Метнера и Рахманинова – русских композиторов-эмигрантов первой половины XX века.

Музыка Рахманинова – романтическая, поэзия Блока – символическая. Общее у них то, что они погружаются в магию звука, в магию слова, что красота их искусства носит печальный и таинственный оттенок. Это красота просветлённой ночи. Над ними льётся лунный свет, сияют яркие звёзды, их взоры скрываются в млечной туманности.

Поэт Блок, живописец Сомов, композитор Рахманинов воспевают скорбную красоту женщины, в чьём благородном лице светятся небесная чистота и святость.

Рахманинов – как Блок мечтателен, Прокофьев – как Маяковский энергичен, Мосолов – как Цветаева первозданен.

В музыке Рахманинова льётся лунный свет, произведения Прокофьева – ослепительно солнечны: у одного – свет ночи, у другого – свет дня!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

"Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка это плод моего воображения, потому - это русская музыка. И единственное, что я стараюсь, когда я сочиняю, это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце."

Эти слова принадлежат самому Сергею Васильевичу Рахманинову. Сказанные по-настоящему просто, прямо, с присущей ему честностью, они в полной мере отражают характер композитора, то, чем жил его гений, и то, что более всего остального волновало его душу.

Но конечно музыка столь яркого и талантливого художника говорит лучше всяких слов! Каждое произведение искусства - это в той или иной мере отражение личности его создателя, и не только в ограниченном смысле, как реакция на отдельные внешние и внутренние переживания. Существует так же и общий дух, пронизывающий все произведения этого художника, и конечно такой дух мы непременно можем найти во всех работах Рахманинова.

"Этюды-каритины", или по другому "tone pictures" (звуковые картины) - одни из наиболее подходящих на эту роль произведений композитора. Эти, по-большему счёту поздние сочинения Рахманинова (op. 33, op.39), демонстрируют уже выработанный стиль и неповторимую, индивидуальную манеру художника, соединяя в себе наиболее яркие черты, присущие его музыке. В каждой "картине" очевидно, что Рахманинов пишет предпочтительно для собственных рук и безотказной быстрой аккордовой техники, являющейся столь для него характерной, и что звучать им стоило бы в концертных залах, для которых они наиболее всего подходят, нежели дома. Обозначение "tone pictures" приведено не случайно: композитор сам дал такое определение двум своим циклам. Он всегда замечал, что получал сильные музыкальные импульсы от зрительных впечатлений. А впечатления эти как правило касались непосредственно его любимой родины и её, удивительной красоты природы. Рахманинов был неразрывно связан с образами тех мест где вырос и жил. Однако, как пишет Оскар Фон Риземан в своих воспоминаниях, многие из этих пьес обязаны своим происхождениям полотнам Бёклина: №8 op.39 (соль минор) ассоциируется, скорее всего, с "Утром"; №1 op.39 (фа минор) - это "Волны". Он так же пишет, что иногда источником вдохновения для "Этюдов-картин" служили картины живой природы или сказочные впечатления: как, например, №7 op.33 (ми-бемоль минор), который рисует праздничную атмосферу русской ярмарки, или №6 op.39 (ля минор) - сказка "Красная Шапочка и Серый Волк". Другие из этих пьес - чисто лирического характера и не вызывают прямых сюжетных ассоциаций. Таковы мечтательный соль-минорный Этюд (соч. 33 № 5), бурный и героический до-минорный (соч. 39 № 1). Позволю себе отметить, что сам Рахманинов намеренно отказывался приоткрывать источник своего вдохновения в каждом из произведений.

Читайте также: