Сочинение повествование с элементами рассуждения
Обновлено: 05.07.2024
Описание — это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности.
Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения.
Во множестве текстов можно встретить не только образцы данных типов в чистом виде, но и различные их комбинации.
Поскольку тема оказалась для пользователей трудной, хочу дополнить приведённые характеристики примерами.
Описание:
Описание:
Описание:
Повествование:
Повествование:
Повествование:
Дядь Саша выругался и полез из кабины.
Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост. Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка.
Рассуждение:
Рассуждение:
Повествование с элементами описания:
Повествование с элементами описания:
Описание с элементами рассуждения:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема. Развитие речи. Сочинение-повествование на основе личных впечатлений с элементами рассуждения (устно).
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Какие типы речи вы знаете?
С какими из них вы уже знакомы подробнее?
Из каких частей состоит рассуждение?
Как вы думаете, что такое повествование? Где и когда вы встречаетесь с этим типом речи? Приведите примеры, когда вы использовали повествование в письменных работах.
РАБОТА ПО ТЕМЕ
Работа с учебником.
Теоретический материал (с. 257).
Какая часть материала вам знакома, а какая оказалась совершенно новой?
Чтение текста.
В день экзамена Таня разбудила Тёму на заре, и он все три предмета ещё раз бегло просмотрел. От волнения он не мог ничего есть и, едва выпив стакан чаю, поехал с неизменным Еремеем в гимназию. Директор присутствовал при всех трёх экзаменах. Тёма отвечал без запинки.
По исхудалому, тонкому лицу Тёмы видно было, что не даром дались ему его знания. Директор всматривался в горящие внутренним огнём глаза Тёмы и в первый раз почувствовал к нему какое-то сожаление.
По окончании последнего экзамена он погладил его по голове и проговорил:
Отличные способности. Могли бы быть украшением гимназии. Будете учиться?
Буду,— прошептал, вспыхнув, Тёма.
Ну, ступайте домой и передайте вашей матушке, что вы перешли в третий класс.
Счастливый Тёма выскочил, как бомба, из гимназии.
Еремей, я перешёл! Все экзамены выдержал, без запинки отвечал.
Как вы думаете, почему так волновался Тёма? На какие размышления вас натолкнул этот текст-повествование?
Составьте самостоятельно план этого текста.
Выпишите опорные словосочетания, необходимые вам для его пересказа. Помните, что закончить пересказ нужно собственными выводами-рассуждениями.
Редактирование текста.
Как я провёл лето?
В первый день я ездил с дядей Володей на лошади, запряженной в телегу.
Когда рабочий день окончился, дядя Володя стал отпрягать лошадь. Когда он отпряг, он предложил поехать на лошади мне. Сначала я отказался ехать на лошади. Дядя уже хотел снять узду. Но я сказал, что поеду на лошади верхом. Я сел на лошадь и поехал. Я проехал на лошади до конюшни.
На второй день я поехал на лошади уже смелее.
Какие вопросы по смыслу текста у вас возникают? ( В первый день чего? Почему автор передумал и решил все же ехать на лошади? Каковы впечатления от поездки? Трудно ли i страшно ли, интересно ли было? Помогал ли каким-либо образом дядя , или мальчик уже умел ездить на лошади?)
Отражает ли название тему текста? Предложите свое название.
Как удачнее можно передать разговор дяди и автора сочинения?
Какие слова на протяжении текста часто повторяются? Как перестроить предложения, чтобы отказаться от неоправданных повторов?
Какие рассуждения, выводы могут заканчивать этот текст?
Перескажите текст с учетом всех наших исправлений. Запишите получившийся текст, дополнив его придуманными подробностями, диалогом с дядей и выводами.
Что такое повествование? Когда и где вы встречаетесь с этим типом речи?
Из каких частей, состоит повествование?
В каких стилях речи оно может быть написано, судя по
двум примерам на уроке?
Чем вам понравились уроки работы над текстом?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Рассуждение, повествование и описание… В чем разница-то? Этим вопросом школьники начинают серьезно задаваться класса с 7, потому что в ВПР присутствует соответствующее задание. Но страсти по этим типам речи нарастают к 11 классу, где их определению посвящено задание №23. Поэтому давайте разберемся, в чем различие между ними и победим путаницу раз и навсегда.
Всем своим ученикам я очень люблю приводить аналогию с кино. Это наглядно отражает разницу между типами речи. Повествование – это всегда последовательность действий, каждое из которых – отдельный кадр. Поэтому сколько дано глаголов: пришел, сел, посмотрел на меня, подумал, сказал, столько будет и кадров нашей кинопленки. Главное, чтобы действия были реальными, а не представляли собой размышления автора о том, что, может быть, он бы так сделал. Описание – это не последовательность кадров, а один кадр, но максимально подробный. Как при макросъемке мы видим мельчайшие детали, которые описаны благодаря многочисленным прилагательным и художественным тропам. Рассуждение – это, вообще, не кадры, а голос за кадром. В нем главное – это мнение автора, его оценка и идеи относительно сложившейся ситуации. А теперь о каждом типе речи подробнее.
В повествовании автор всегда отвечает на вопрос: что случилось?
Поэтому главной задачей становится показ действий героя, последовательности событий, которые происходят в реальном времени. Главные показатели повествования – это многочисленные глаголы во всех трех временах, а также глагольные формы. Часто авторы прибегают к деепричастиям или деепричастным оборотам, указывающим на добавочное действие, происходящее параллельно с основным, выраженным глаголом. Также присутствуют обстоятельства места или времени, выраженные наречиями или существительными с предлогом.
Что случилось? Пошел дождь, которого все ждали. Что указывает на последовательность действий? Глаголы: поднялся, пошел, барабанил, стекал, смывали, журчали и т.д. Что еще помогает увидеть картину? Деепричастные обороты и обстоятельства, выраженные наречиями и существительными с предлогами.
Описание отвечает на вопрос: каков предмет?
Мир в нем показан в статике, ничего не движется, нет действий, зато картина, которую описывает автор предельно ясна. Описание бывает научным и художественным. Научное описание – это максимально полная характеристика любого предмета или явления, акцент делается на информативности, яркий пример – любое определение в словаре или учебнике. Для ЕГЭ оно не востребовано, так как в основном там даны художественные или публицистические тексты, а значит художественные описания. Их цель – передать впечатление, создать целостный образ. Поэтому главным показателем описания будет наличие прилагательных, причастий, причастных и сравнительных оборотов, уточняющих конструкций, различных тропов: эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, литот, аллегорий и т.д.
Разновидности описания:
Портрет – описание человека: его внешности, походки, мимики, жестов, речевой характеристики.
Пейзаж (много видов) – описание природы или любой другой окружающей героя местности, например, городской пейзаж и т.д.
Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.
УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся
Что представляет собой сочинение-рассуждение?
Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.
Как писать сочинение-рассуждение?
1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.
2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).
3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.
Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:
Вступление в сочинении-рассуждении
Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.
Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.
Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас
Основная часть в сочинении-рассуждении
В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.
Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно
Заключение в сочинении-рассуждении
Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Читайте также:
- Деревенская фотография своеобычная летопись нашего народа настенная его история сочинение
- Сочинение на тему щелочноземельные металлы и их гидроксиды
- Литературные сказки 20 века сочинение
- Что послужило причиной неприязненных отношений берестова и муромского сочинение
- Сочинение про бигфута на английском