Литературные сказки 20 века сочинение

Обновлено: 04.07.2024

XX век вошел в историю как эпоха научно-технической революции, ознаменовавшаяся колоссальным скачком в развитии цивилизации. Научная мысль, проникшая в глубь атома и в даль межзвездных пространств, расширила человеческие возможности познания мира, а технические изобретения, заполнившие все сферы деятельности человека, заметно изменили образ его жизни. Некоторые из этих изобретений - телефон, телевизор, магнитофон, компьютер, холодильник, пылесос, автомобиль, самолет и др. - стали настолько привычными и "естественными" спутниками повседневности, что нынешний человек не мыслит без них своего существования.

А ведь каких-нибудь сто лет назад в диковинку были не только автомобиль или аэроплан, но и электрическая лампочка или телефон. Хлынувший в то время поток научно-технических открытий многими современниками был воспринят как знак наступления эры торжества человеческого разума, когда люди утвердят свою власть над природой, разгадают тайны мироздания и построят справедливое, благоденствующее общество. Каждая техническая новинка, каждая научная сенсация укрепляла веру в то, что человечество в своем развитии уже достигло новой ступени, на которой оно сможет осуществить заветные мечты или, как пелось в одной некогда популярной песне, "сказку сделать былью".

Трагическая и кровавая история первой половины XX в. показала, сколь далеки были такие надежды от реальности. Революции, тоталитарные государства, мировые войны, изобретение оружия массового уничтожения не только разрушили надежды на скорое воплощение гуманистических идеалов, но и поставили само человечество на грань выживания. Тем не менее дух преобразования мира был главной отличительной чертой этой эпохи. Он наложил свой отпечаток на ее культуру, искусство и литературу.

Литературные произведения наполнились входившими в повседневный обиход техническими новинками, зазвучали новыми темами и проблемами, заиграли смелыми художественными экспериментами. Чувство изумления перед открытиями человеческого разума и стремление осмыслить их последствия для дальнейшей судьбы человечества резко обострили интерес писателей к сфере фантастического. Время чудес вдохновляло на сочинение новых "сказок". Отсюда - расцвет жанров научной фантастики и фэнтэзи. Отсюда же - широкое обращение авторов к иносказательным сюжетам, философским притчам и нереалистической образности.

Некоторые из наиболее значительных направлений развития фантастической линии в литературе XX в. представлены помещенными в данном разделе произведениями - "Алыми парусами" А. С. Грина, "Человеком-амфибией" А. Р. Беляева и "Маленьким принцем" А. де Сент-Экзюпери.

Первое из них, повесть "Алые паруса" Грина, является разновидностью романтической сказки, чем-то напоминающей истории Х. К. Андерсена, в которых чудесное и волшебное происходит в обыденной жизни. Но "Алые паруса" - это сказка иной эпохи, и свойственный ей пафос веры в чудо пронизан духом романтики XX в. В ней нет сверхъестественных существ, фантастических превращений, научно-технических диковинок. Природа, люди, вещи и события не выходят здесь за пределы реального мира. И все же перед нами - бесспорная сказка, повествующая о чудесном исполнении Мечты, происходящем не по волшебству, а по велению человеческой души. Это чудо разворачивается посреди хмурой повседневности, преображая и жизнь главных героев, и реальность, в которой они существуют. Так Грин в иносказательной форме утверждает мысль о том, что миром правит романтичная мечта.

Роман (бессмертное произведение) "Человек-амфибия" А. Р. Беляева относится к жанру научной фантастики. В центре этого романа находится судьба "созданного" гениальным ученым юноши Ихтиандра, который в результате фантастической операции приобрел способность жить в воде. Подобно своим далеким и близким литературным предшественникам (а их цепочка тянется от мифических божеств водной стихии вплоть до жюль-верновского капитана Немо, обосновавшегося в чудесной подводной лодке), Ихтиандр воплощает в себе давнюю мечту человечества об освоении подводных глубин. Так же как в "Алых парусах", в "Человеке-амфибии" происходит столкновение высокой мечты с грубой, чуждой высоким устремлениям действительностью. Однако в беляевском романе оно завершается победой действительности над мечтой: измученный человеческой алчностью и подлостью, Ихтиандр уплывает на край света. Историей своего "человека-амфибии" Беляев предупреждал читателей о том, что самые великие достижения научной мысли обречены на крушение в мире наживы и хищнического расчета.

Третье из упомянутых произведений, "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери, на первый взгляд, представляет собой причудливое переплетение элементов фантастики и сказки: в нем рассказывается о космическом путешествии "инопланетянина" Маленького принца, изображаются животные и растения, умеющие чувствовать, мыслить и разговаривать. Но на самом деле эти вымышленные элементы выступают в произведении лишь красочными декорациями к размышлениям писателя о цели жизни, о ее истинных и ложных ценностях, о путях познания мира и человеческой души. Следуя традициям родной французской литературы, еще с эпохи Возрождения отличавшейся склонностью к философствованию, А. де Сент-Экзюпери сочинил философскую сказку-притчу с иносказательным сюжетом, содержащим в себе самые важные духовные вопросы. Такое соединение сделало его сказку увлекательной и волнующей для всех - начиная от юных читателей и заканчивая профессорами-филологами.

Знакомясь с названными произведениями, вы сможете ощутить пульс жизни XX в., лишь недавно сошедшего со сцены истории.

Дальнейшее развитие жанра литературной сказки было обусловлено той ролью, которую отводили этому жанру вообще выдающиеся русские педагоги Л. Н. Толстой и К. Д. Ушинский, указывая на особую речевую и психолого-педагогическую ценность жанра.

Русская литературная сказка второй половины XIX в. обязана своим дальнейшим развитием не только вниманию писателей к устной народной словесности или их педагогической фантазии, диктовавшей подачу сложного для детей научно-популярного материала в формах занимательных, и не только жажде родителей забавлять своих детей удивительными историями, воспитывающими фантазию, эмоциональную утонченность, изысканность вкуса. Все это вместе на самом деле создавало довольно пеструю картину литературной сказки внутри жанра, весьма поучительную, если проследить его развитие по детским журналам.

Однако издание в 60-х гг. сказок X. К. Андерсена в России легло на благодатную почву и породило плеяду восприемников, последователей, писателей, которые входили в детскую литературу в полемике со знаменитым скандинавским сказочником.

Можно утверждать, что сказки, написанные специально для детей, имеют своей составляющей романтическое мировидение, ибо предполагают чистый, детски максималистский взгляд на мир с вытекающими из этого особенностями конфликта и характеристиками персонажей.

Сказка Горького показывает, что в сказочном мире рубежа веков уже вызревают вопросы, чуждые сказочному миру того же Андерсена, герои которого знают, и вполне точно, что свобода дается во имя любви, во имя уз и не для чего другого.

В загадочной сказке В. М. Гаршина пересекаются как бы несколько взглядов на один и тот же предмет — розу. Мальчик ждет, когда же она расцветет, это ожидание скрашивает его последние дни, сестра ждет того же и именно она прогоняет отвратительную жабу, готовую съесть цветок.

Гаршинской лягушке смерть не грозит. В романтической сказке В. М. Гаршина конфликт лежит в противопоставлении высокой мечты и пошлой самовлюбленности,мешающей одним оторваться от земли, а другим, даже оторвавшись от болота, употребить изобретательность своего ума на перелет на. другое болото. Нет ничего драматичного или даже трагического (как в судьбе черепахи) в судьбе лягушки. Гениальные изобретения служат пошлой жизни.

Чванливость, самовлюбленность, ячество — несчастье человека, но автор не негодует, он уверяет, что черты эти истребляются смехом, иронией, а отнюдь не строгим порицанием, морализаторством.

Используются символы и метафоры: фонарь Звезда (метафора Солнца), розы, плахи, цепи (символы жертв революции), желез­ное сердце (метафора тирании) и др. Герои кажутся то сошедши­ми с агитплакатов – из-за гипербол и гротеска в портретах (Просперо, три толстяка), то с нежных акварелей (дети Суок, Тутти), то со страниц итальянских или французских комедий (Гаспар Арнери, Тибул).

Текст произведения состоит из фрагментов, на­писанных в разных стилях — кубизме (описание площади Звезды напоминает городские пейзажи художников 20-х годов), импрес­сионизме (ночная набережная), реализме (площадь после разгро­ма восставших).

В сказке действует большое количество героев, совершается множество событий. В сущности, изображается целая эпоха в ис­тории кукольно-бутафорского Тарабарского королевства.

Герои изначально условны, как куклы; вместе с тем их дей­ствия сопровождаются изменчивой мимикой, жестами, передаю­щими их психологическую жизнь. Иными словами, оставаясь кук­лами, они чувствуют, размышляют и действуют, как настоящие люди. Буратино может почувствовать, как от волнения похолодел кончик носа или как бегут мурашки по его (деревянному!) телу. Мальвина бросается в слезах на кукольную кружевную постель, как экзальтированная барышня.

Сюжет развивается стремительно, как в кинокартине: каждый абзац — готовая картина-кадр. Пейзажи и интерьеры изображены как декорации. На их неподвижном фоне все движется, идет, бе­жит. Однако в этой кутерьме всегда ясно, кому из героев читатель должен сочувствовать, а кого считать противником. Добро и зло четко разведены, при этом и отрицательные герои вызывают сим­патию; поэтому непримиримый конфликт между героями разви­вается легко и весело.

Сотни переизданий сказок в обработке А.Н.Толстого доказы­вают, что путь, им избранный, был верен.

В целом сказки Катаева соответствуют принципу детской лите­ратуры, согласно которому наставление оказывается действенным, когда облечено в форму художественного вымысла.

Рядом со знакомыми героями появились новые персонажи, возник характерный для драматургии диалог между героями, у сказки возникла новаякомпозиция – она была разделена на несколько действий, и, самое главное,в ней возникали новые сюжетные линии, иной поворот событий.

Теперь желание Волка съесть Красную шапочку тоже очень точнообосновано: она его враг, она хочет изменить весь лес, сделать всех друзьями: каким же жалким и бессильным останется он в полном одиночестве!

Конечно, Красная шапочка еще маленькая девочка, а Волк умудренныйстарый хищник, и, естественно, что ему, с помощью коварной и хитройлисы, удается обмануть девочку. Дальше все происходит так, как в каждойсказке: Волк съедает сначала бабушку, а потом и Красную шапочку, иШварц почти полностью сохраняет все те вопросы, которые удивленнаястранным видом бабушки, задает ей девочка. Но и бабушка у Шварца совсем другая, тоже современная: она хоть и больна. но тайно от Краснойшапочки и на речку сбегала, и за грибами сбегала, и на гитаре поиграла…


Сказка - один из самых древних жанров литературы. Авторская сказка, или литературная, выросла в эпоху романтизма из записей фольклористов, во время особого интереса писателей и поэтов ко всему национальному, народному На протяжении столетий литературная сказка все более разветвляется, разрастается, то есть становится литературным явлением. Каждый талантливый автор-сказочник привносит в неувядающий жанр литературной сказки что-то новое, оригинально.

Содержимое разработки

Развитие литературной сказки в ХХ веке

Методический материал к занятию

План 1 . Литературная сказка как жанр эпоса 2. Становление литературных сказок 3. Авторские сказки писателей ХХ века

1. Литературная сказка как жанр эпоса

  • Литературная сказка – это эпическое произведение, созданное автором.
  • В ней изображаются:
  • Вымышленные, невероятные события и сказочные герои
  • Повествование от лица рассказчика:
  • Он повествует о том, что видит и слышит

Авторские сказки Зависят от авторской фантазии. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.

2. Становление литературных сказок

В.Ф. Одоевский

А.С .Пушкин

В. А. Жуковский

Сравнение сказок - прототипов

1. Имена героев

Имена не упоминаются

3. Детали быта

Русское имя царя – Матвей (Жуковский сразу вводит читателя в русскую среду)

4. Речевой колорит

1) королевский дворец-замок со множеством комнат

2) кровать красавицы с пологом

царский терем-чудо старины с винтовой лестницей

Рыцари, латники, фея, залы

Концовка, характерная для эпохи трубадуров в Западной Европе – придворный поэт сочинил о спящей красавице песню

Концовка, характерная для русских народных сказок

Трансформация зарубежной классики в русской литературе.

1. Проблема перевода.

 Сравнение героев народных сказок и литературных. Народная сказка Литературная сказка Лаконичность характеристик персонажей Баба-Яга – нос крючком, нога костяная. Развернутые характеристики персонажей Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя.

Сравнение героев народных сказок и литературных.

Народная сказка

Литературная сказка

Лаконичность характеристик персонажей

Баба-Яга – нос крючком, нога костяная.

Развернутые характеристики персонажей

Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя.

Сравнение героев народных сказок и литературных

Народная сказка

Литературная сказка

Небольшое количество героев

Появление главных и второстепенных героев

Герои литературных сказок отличаются от героев народных сказок.

3. Авторские сказки писателей ХХ века Литературная авторская сказка прошла долгий путь развития и вобрала в себя имена многих талантливых писателей и поэтов. Широкую известность она стала приобретать в XVIII веке – всем хорошо знакомы имена Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Х.Андерсена и их знаменитые сказки. В XIX веке появились знаменитые сказки А.Погорельского,В.Ф.Одоевского,А.С.Пушкина,П.П.Ершова,С.Т.Аксакова,Д.Н.Мамина-Сибиряка и др. писателей. Особенно богатым на сказки стал ХХ век: А.Линдгрен, С.Томсон, А.Милн, М.Горький, С.Маршак, А.Волков, А.Н.Толстой, П.Бажов, В.Г.Сутеев, Э.Успенский, С.Козлов и др.

3. Авторские сказки писателей ХХ века

  • Литературная авторская сказка прошла долгий путь развития и вобрала в себя имена многих талантливых писателей и поэтов.
  • Широкую известность она стала приобретать в XVIII веке – всем хорошо знакомы имена Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Х.Андерсена и их знаменитые сказки.
  • В XIX веке появились знаменитые сказки А.Погорельского,В.Ф.Одоевского,А.С.Пушкина,П.П.Ершова,С.Т.Аксакова,Д.Н.Мамина-Сибиряка и др. писателей.
  • Особенно богатым на сказки стал ХХ век: А.Линдгрен, С.Томсон, А.Милн, М.Горький, С.Маршак, А.Волков, А.Н.Толстой, П.Бажов, В.Г.Сутеев, Э.Успенский, С.Козлов и др.

Áстрид Анна Эмилия Линдгрен

Áстрид Анна Эмилия Линдгрен

Áлан Александр Милн

Áлан Александр Милн

Александр Мелентьевич Волков

Александр Мелентьевич Волков

Николай Николаевич Носов

Николай Носов

Павел Петрович Бажов

Павел Петрович Бажов

Алексей Николаевич Толстой

Алексей Николаевич Толстой

Эдуард Николаевич Успенский

Эдуард Николаевич Успенский

  • Впервые напечатана в 1966 г.
  • Среди популярных такие произведения, как:

Э.Н. Успенский Цикл про Чебурашку и крокодила Гену

  • В народной сказке преобладает повествование.
  • В сказке литературной, уделяющей большое значение характерам героев, важное место отводится описаниям и рассуждениям.
  • Художественное время не совпадает с временем реальным.
  • Таким образом, в народной сказке оно убыстряется (например, не описывается дорога героя, ведущая к цели, а просто сообщается факт отправления и факт прибытия).
  • В литературной сказке писатель волен убыстрить одни события и задержать другие, нарушить их последовательный ход, по-своему переставить их во времени.
  • В авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Используется лишь элементы традиционной схемы, большое значение имеет авторская фантазия. Автор по своему усмотрению убыстряет или замедляет художественное время, передает идеи, свойственные эпохе.

Выводы Мы видим, как самобытно развивался сказочный жанр в русской литературе ХХ века , насколько разнообразны авторские сказки, как по-разному в них преломляется сказочный мир. Превращаясь, скорее, в рассказ, сказочная действительность, которая теперь уже не является обязательной для повествования, сосредотачивает основное внимание на образе рассказчика. С. Михалков, Е. Шварц, Э. Успенский и Р. Погодин переосмысливают традиционные фольклорные образы, как бы, играя со сказкой, причем зачастую с ироническим подтекстом. К настоящему же времени, с уверенностью можно говорить о том, что литературная сказка много преуспела в своем развитии. Сегодня мы наблюдаем успешные результаты различных трансформаций этой жанровой формы с ее многогранной направленностью .

  • Мы видим, как самобытно развивался сказочный жанр в русской литературе ХХ века , насколько разнообразны авторские сказки, как по-разному в них преломляется сказочный мир.
  • Превращаясь, скорее, в рассказ, сказочная действительность, которая теперь уже не является обязательной для повествования, сосредотачивает основное внимание на образе рассказчика. С. Михалков, Е. Шварц, Э. Успенский и Р. Погодин переосмысливают традиционные фольклорные образы, как бы, играя со сказкой, причем зачастую с ироническим подтекстом.
  • К настоящему же времени, с уверенностью можно говорить о том, что литературная сказка много преуспела в своем развитии. Сегодня мы наблюдаем успешные результаты различных трансформаций этой жанровой формы с ее многогранной направленностью .

Контактная информация

Г улистанский государственный университет.

Гизатулина Ольга Ивановна, преподаватель кафедры Русского языка и литературы.

Спасибо за внимание!


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Развитие литературной сказки в ХХ веке Методический материал к занятию

Литературная авторская сказка прошла долгий путь развития и вобрала в себя имена многих талантливых писателей и поэтов. Широкую известность она стала приобретать в XVIII веке – всем хорошо знакомы имена Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Х.Андерсена и их знаменитые сказки. В XIX веке появились знаменитые сказки А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, С.Т.Аксакова, Д.Н.Мамина-Сибиряка и др. писателей. Особенно богатым на сказки стал ХХ век: А.Линдгрен, С.Томсон, А.Милн, М.Горький, С.Маршак, А.Волков, А.Н.Толстой, П.Бажов, В.Г.Сутеев, Э.Успенский, С.Козлов и др.

Александр Мелентьевич Волков (1891 – 1977) Родился в г.Усть-Каменогорске. Окончил Томский учительский институт и Ярославский педагогический институт. В 1929 г. переехал в Москву. В 1931-1951 гг. работал преподавателем, затем – доцентом кафедры высшей математики Московского института цветных металлов и золота.

Павел Петрович Бажов (1879 – 1950) Родился в Сысерти (горнозаводской поселок). В 1899 окончил Пермскую духовную семинарию. Работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. Писатель, фольклорист, публицист, журналист. Первым выполнил литературную обработку уральских сказов.

Алексей Николаевич Толстой (1882 - 1945) Родился в г.Николаевске Самарской обл. Первая мировая война – военный корреспондент. С 1918 по 1923 годы находился в эмиграции (Константинополь, Берлин, Париж). Автор исторических, научно-фантастических романов, повестей, рассказов.

Эдуард Николаевич Успенский (1937 – 2018) Родился в г.Егорьевске Московской обл. Окончил Московский авиационный институт (МАИ). Писал и создавал сценарии мультфильмов. Детский писатель и поэт.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2942 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Сейчас обучается 104 человека из 43 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 596 693 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.09.2018 1047
  • PPTX 1.8 мбайт
  • 25 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сорока Наталья Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: